Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности мер государственной регулятивной политики в сфере обеспечения региональной конкурентоспособности'

Мониторинг эффективности мер государственной регулятивной политики в сфере обеспечения региональной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОНИТОРИНГ / СТРАТЕГИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семидоцкий Виктор Александрович, Овсяная Наталья Владимировна, Вартанянц Сергей Григорьевич

В статье рассмотрена система мониторинга и контроллинга результатов реализации стратегии; обозначены четыре основные группы показателей социально-экономического развития; предложены основные критерии оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семидоцкий Виктор Александрович, Овсяная Наталья Владимировна, Вартанянц Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности мер государственной регулятивной политики в сфере обеспечения региональной конкурентоспособности»

УДК 332.012.2(470.62) ББК 65.050.11(2Рос-4Кра) С 30

B.А. Семидоцкий

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления производством Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. E-mail: semidozki@mail.ru.

Н.В. Овсяная

Соискатель кафедры экономики и финансового менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 441 20 80.

C.Г. Вартанянц

Аспирант кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (905) 401 97 13, e-mail: 2102080@mail.ru.

Мониторинг эффективности мер государственной регулятивной политики в сфере обеспечения региональной конкурентоспособности

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрена система мониторинга и контроллинга результатов реализации стратегии; обозначены четыре основные группы показателей социальноэкономического развития; предложены основные критерии оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации стратегии.

Ключевые слова: конкурентоспособность региона, государственная политика,

мониторинг, стратегия, показатели социально-экономического развития.

V.A. Semidotsky

Candidate of Economics, Assistant Professor of Economy and Manufacture Management Department of the Kuban State Polytechnic University, Krasnodar. E-mail: semidozki@mail.ru.

N.V. Ovsyanaya

Applicant for Candidate degree of Economy and Financial Management Department of the Kuban State Polytechnic University, Krasnodar. Ph.: (918) 441 20 80.

S.G. Vartanyants

Post-graduate student of Taxation and Business Infrastructure Department of the Kuban State Polytechnic University, Krasnodar. Ph.: (905) 401 97 13, e-mail: 2102080@mail.ru.

Monitoring of efficiency of measures of the state regulatory policy in sphere of ensuring regional competitiveness

Abstract. The paper discusses the system of monitoring and controlling the results of strategy realization. Four main groups of indicators of socio-economic development are defined. The authors offer the main criteria for evaluating the executive and local authority efficiency for the strategy realization.

Keywords: region competitiveness, public policy, monitoring, strategy, indicators of socioeconomic development.

Стратегическое планирование социально-экономического развития является важной задачей государственной власти на региональном уровне, имеющей своей целью обеспечения

долгосрочной региональной конкурентоспособности. Качество стратегического планирования во многом определяет конкурентоспособность региона, уровень жизни его населения. Методы и механизмы стратегического планирования достаточно хорошо изучены и применяются на практике в ходе формирования региональных стратегии и программ развития муниципальных образований. Вместе с тем, фактором, снижающим эффективность формирования и реализации стратегии социально-экономического развития является тот факт, что на сегодняшний момент времени имеется потенциал роста качества стратегического регионального планирования за счет формирования и применения на практике механизмов мониторинга и контроллинга эффективности реализации стратегии на муниципальном уровне.

Заключительный этап формирования любой стратегии социально-экономического развития региона состоит в разработке системы управления реализацией стратегии, основанной на мониторинге показателей достижения заявленных целей.

Определяются структурные подразделения, ответственные за реализацию стратегии в целом, порядок их взаимодействия со структурными подразделениями, ответственными за реализацию отдельных мероприятий и направлений, процедура мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации стратегии и достижения целевых показателей.

Также в рамках данного этапа определяются порядок и сроки представления отчетности о реализации стратегий, проведения экспертных проверок хода реализации программ и отдельных мероприятий стратегии [1].

Не менее важным аспектом управления вопросами стратегического развития территории является вопрос мониторинга и контроля хода реализации стратегии.

Механизм формирования стратегии предусматривает методику создания системы регионального и муниципального мониторинга социально-экономических показателей в целях контроля реализации стратегии и программ социально-экономического развития, а также постоянного поддержания актуальности стратегического плана.

Задачи мониторинга:

- оценка степени достижения стратегической цели и целевых показателей по стратегическим направлениям;

- информационное обеспечение принятия уполномоченными органами власти решений на основании результатов мониторинга;

- стимулирование реализации стратегии в целом, а также отдельных программ и проектов;

- оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований и региона в целом, в том числе оценка состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий;

- оценка деятельности региональных органов власти по проведению социальноэкономических реформ.

В рамках решения указанных задач будет осуществляться:

- определение необходимых значений целевых показателей и индикаторов социально-экономического развития края;

- сбор и обработка информации по проектам и программам;

- анализ достижения целевых показателей, установленных программами социальноэкономического развития;

- анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития края;

- сравнительный анализ состояния, тенденций развития социально-экономической системы края и сопоставимых регионов, сравнение со среднероссийскими показателями;

- совершенствование системы индикаторов состояния социально-экономической системы края.

Механизм мониторинга реализации стратегии (рис. 1) предусматривает введение в регионе системы муниципальной статистики, то есть создание единой информационной базы показателей социально-экономического развития на уровне городских округов и городских

поселений. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионе и муниципальных образованиях, выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, объективную оценку необходимости финансовой поддержки муниципального образования [2].

Корректировка госпро: рамм и инстру: -тов Г

Данные

соцопро

Федеральные органы власти

Г

Мониторинг степени достижения

ггггннгггг

Консолидация и обработка

Федеральные

целевые

программы

(ФЦП),

изменения в работе

госкорпораций,

полномоченныи орган исполнительной власти

ин

ю

4°:

приложения

по

щиировани ФЦП, дание

Официаль- Обмен ин-формацие й

ная

Население и Орган

представител федерально

и бизнес- й службы

сообщества статистики

1 Ведомствен -ные базы

Дані ые мунши-

Данные ведом-пальной ственно статис- й

Территориальные Органы Органы

органы федеральных местного исполнитель-

ведомств (ИФНС, самоуправле- ной власти

Роснедвижимость и ния региона

I

т

т

Реализация стратегии сопия пьно-экономииеского развития региона

Рисунок 1. Система мониторинга и контроллинга результатов реализации стратегии

Все основные показатели социально-экономического развития можно подразделить на четыре основные группы:

• показатели достижения целей;

• показатели реализации мероприятий;

• показатели исполнения функций;

• показатели эффективности использования ресурсов [3].

Отличительными характеристиками показателей достижения целей является то, что они могут использоваться при рейтинговании региона, а также могут быть спрогнозированы. Показатели, относящиеся к данной группе, являются целевыми ориентирами в стратегиях развития и при этом, как правило, напрямую не зависят от конкретных действий администрации, но при этом именно они характеризуют уровень социально-экономического развития и качество жизни населения.

К числу данных показателей относятся:

• валовой региональный продукт, руб.;

• инвестиции в основной капитал, руб.;

• средняя продолжительность жизни, лет;

• реальные денежные доходы населения, руб.;

• индекс промышленного производства, %;

• налоговые поступления в консолидированный бюджет, руб. [4].

Следующая группа показателей - это показатели реализации мероприятий. В большинстве случаев они определяются исходя из целевых показателей и следовательно наравне с ними являются целевыми ориентирами в программных документах. Показатели, относящиеся к данной группе, характеризуются тем, что они дифференцированы в зависимости от сферы деятельности и при этом имеют привязку к конкретным действиям органов власти и, следовательно, характеризуют степень выполнения задач, необходимых для достижения целей. К данным показателям относятся:

• количество принятых нормативных актов в установленной сфере деятельности;

• процент освоения в отчетном году средств по целевым программам;

• ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в сравнении с планируемым в рамках программ;

• проведено организационных мероприятий, в том числе презентаций инвестиционных проектов.

Характеризуют качество реализации определенных законодательством властных полномочий такая группа показателей, как показатели исполнения функций. Также данной группе показателей свойственно то, что они используются для оценки качества предоставления государственных услуг и при этом не могут быть спрогнозированы, но зато могут быть установлены нормативно, следовательно, напрямую зависят от действий органов власти, к ним относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• время от подачи заявки на предоставление земельного участка до получения разрешения на строительство (кол-во дней);

• срок регистрации малого предприятия через "единое окно" (кол-во дней);

• наличие локальных нормативных актов, регулирующих установленную сферу деятельности;

• доля расходов на товары и услуги из регионального бюджета, осуществляемых через тендеры (в % от всех расходов).

Последняя группа показателей - это показатели эффективности использования ресурсов характеризуют отношение затраченных ресурсов и достигнутых результатов. Кроме того, они используются для оценки качества управления финансами в регионе, соответственно могут быть установлены нормативно. Данная группа показателей должна применяться при планировании расходов бюджета и составлении целевых программ, к данным показателям относятся:

• соотношение динамики расходов бюджета на здравоохранение и динамики уровня смертности;

• соотношение расходов бюджета на образование и доли выпускников школ, поступивших в высшие учебные заведения;

• бюджетная эффективность программных мероприятий (отношение бюджетных затрат к налоговым поступлениям, обусловленным реализацией мероприятия).

Система регионального и муниципального мониторинга, основанная на данных группах показателей социально-экономического развития, позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение плана мероприятий по реализации стратегии и оценивающую ее эффективность [5].

Основными критериями оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации стратегии за анализируемый период являются:

- достижение целевых показателей реализации отдельных мероприятий, установленных соответствующими программами социально-экономического развития;

- улучшение динамики основных показателей социально-экономического развития муниципальных образований по сравнению с регионом в целом, за анализируемый и предыдущий год (годы);

- эффективность использования финансовых и иных ресурсов, привлекаемых в муниципальные образования и аккумулируемых в них в ходе реализации стратегии.

Оценка результатов реализации стратегии развития муниципального образования, а также ее эффективность должна стать основой для выявления имеющихся слабых звеньев, неучтенных факторов, появившихся возможностей, положительного опыта с целью выработки в дальнейшем предложений по корректировке данной стратегии.

Примечания:

1. Варшавский В.Р, Семидоцкий В.А. Практика разработки стратегий социальноэкономического развития субъектов РФ // Устойчивое развитие отраслей, регионов, предприятий в условиях глобализации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2008. С. 91-96.

2. Варшавский В.Р., Семидоцкий В.А. Процедура мониторинга и контроллинга результатов реализации стратегии социально-экономического развития территории (на примере муниципального образования г. Сочи) // Устойчивое развитие отраслей, регионов, предприятий в условиях глобализации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2008. С. 96-103.

3. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статистики и динамики. М.: Наука, 2002. 569 с.

4. Николаев И.А., Точилкина О.С. Стратегии и программы развития регионов: аналитический доклад / АКК «ФБК», Департамент стратегического анализа. М., 2006.

5. Социально-экономическое положение Краснодарского края: информационнополитический доклад / Территориальный орган ФСГС по Краснодарскому краю. Краснодар, 2009. 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.