Научная статья на тему 'Структурообразующие проекты региона как фактор повышения инвестиционной привлекательности'

Структурообразующие проекты региона как фактор повышения инвестиционной привлекательности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / THE STRUCTURE FORMATION PROJECTS / INVESTMENT PROJECTS / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романец Ирина Игоревна

В настоящей статье рассмотрены структурообразующие региональные проекты как факторы достижения целей комплексного социально-экономического развития региона (на примере Краснодарского края), определены основные мероприятия по увеличению инвестиционных проектов и предложена организационная модель государственной поддержки реализации и финансирования инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романец Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure formation regional projects as a factor of increasing the investment attractiveness

This scientific article studies the structure formation regional projects as a factor of achieving complex social economic development of Krasnodar region. The author determines the basic activities in increasing investment projects and suggests an organization model of government support of realization and financing investment projects.

Текст научной работы на тему «Структурообразующие проекты региона как фактор повышения инвестиционной привлекательности»

УДК 332.122(470.620)

ББК 65.046.12(2Рос-4Кра) Р 69

И.И. Романец

Аспирант кафедры налогообложения и инфраструктуры бизнеса Кубанского

государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 46 61

458, e-mail: irina_nazarko @mail . ru.

Структурообразующие проекты региона как фактор повышения инвестиционной привлекательности

(Рецензирована)

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены структурообразующие региональные проекты как факторы достижения целей комплексного социально-экономического развития региона (на примере Краснодарского края), определены основные мероприятия по увеличению инвестиционных проектов и предложена организационная модель государственной поддержки реализации и финансирования инвестиционных проектов.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, структурообразующие

проекты, инвестиционные проекты, региональное развитие.

I.I. Roma nets

Post-graduate student of the Taxation and Business Infrastructure Department of the Kuban

State University of Technology, Krasnodar. Ph. (918) 46 61 458, e-mail:

irina_nazarko@mail.ru.

The structure formation regional projects as a factor of increasing the investment attractiveness

Abstract. This scientific article studies the structure formation regional projects as a factor of achieving complex social economic development of Krasnodar region. The author determines the basic activities in increasing investment projects and suggests an organization model of government support of realization and financing investment projects.

Keywords: investment attractiveness, the structure formation projects, investment projects, regional development.

Для большинства регионов России основная задача на ближайшие годы — сохранить положительную тенденцию развития устойчивого повышения благосостояния граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики [1]. Международный опыт, накопленный в процессе развития экономических отношений, показал необходимость консолидации усилий государственных институтов и субъектов инвестиционной деятельности на основе рационального сочетания их взаимных интересов. Средством достижения данных целей в современных условиях развития экономики становятся структурообразующие проекты.

Региональные структурообразующие проекты отвечают целям комплексного социально-экономического развития региона и помогают выстроить оптимальную инвестиционную политику региона, направленную на достижение долгосрочных целей стратегического планирования развития региона.

Правильно выстроенные структурообразующие проекты создадут условия для формирования эффективной производственной и социальной инфраструктуры, которая в свою очередь станет благоприятной средой для социализации бизнеса, развития малого предпринимательства, формирования платёжеспособного спроса на муниципальном и

региональном уровне, восстановления социально-экономического баланса.

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции, поскольку именно частный бизнес является основной движущей силой экономического развития. Государство может создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной активностью [2].

Кроме того, в данном контексте особо актуальной становится задача выбора инвестиционных проектов. Первичный отбор проектов производится по качественным параметрам. Исключаются нерентабельные проекты, противоречащие стратегическим целям Краснодарского края, физически неосуществимые. На этой стадии проекты классифицируются по различным типам и каждый проект оформляется в виде предложения, являющимся основанием для разработки бизнес-плана; затем прорабатываются ключевые детали проекта, которые позволяют сделать вывод о том, стоит ли данная идея дальнейших исследований, а затем выделяются средства на окончательное формулирование проекта, который подвергается детальному анализу и отбору. В современных условиях многообразия различных предложений и проектов имеет особое стратегическое значение выбор правильных направлений, которые должны опираться прежде всего на цели и задачи развития региона.

Особо значимым является вопрос об инфраструктуре управления структурообразующими проектами региона. Именно управляющая инфраструктура должна определять, какие проектные инициативы будут признаваться значимыми, кем и как будет осуществляться их экспертиза, каковы будут возможные способы и участники капитализации проектных инициатив, пути и инструменты инвестирования.

Наряду с инфраструктурой управления региона, также необходимо проработать вопрос о технологиях управления со стороны всех ключевых участников, заинтересованных в инвестиционном потенциале региона. Данные технологии должны обеспечивать понятность и прозрачность процесса принятия решения для всех участников процесса, обеспечивать реализационное сопровождение и мониторинг, фиксировать результат проектов с точки зрения соответствия исходным критериям отбора, так и с точки зрения эффективности, обеспечивать изменение процедур и нормативов принятия и реализации решения, если будет выявлена их неэффективность.

Инвестиционные структурообразующие проекты будут отвечать более высоким требованиям качества и рациональности, если будут предприняты мероприятия по увеличению инвестиционных проектов, а именно: интенсификация пропагандистских мероприятий, выявление факторов, блокирующих инвестиционную деятельность, поддержание обстановки терпимости к возможным неудачам и рискам, создание благоприятного делового климата, поощрение инноваций, свободный доступ к информации, создание системы защиты прав инвесторов, изобретателей и т.п.(рис.1).

Мероприятия по увеличению инвестиционных проектов

Интенсификация пропагандистских мероприятий (организация встреч, семинаров, форумов и т.п.) ■4— ■*- ♦ > Создание благоприятного делового климата, способствующего поиску новаторских решений и средств

Выявление факторов, блокирующих инвестиционную деятельность Поощрение инноваций

Свободный доступ к информации

Поддержание обстановки терпимости к возможным неудачам и рискам -*■

Создание системы защиты прав инвесторов, изобретателей и т.п.

Рисунок 1 - Основные мероприятия по увеличению эффективности инвестиционных проектов

Научный вклад в рассмотрение региональных структурообразующих проектов как фактора повышения инвестиционной привлекательности региона внесли такие ученые как Полиди А.А., Кофанов А.А., Семидоцкий В.А. и др[3, 4] Региональные

структурообразующие проекты оказывают существенное влияние на общество. Среди региональных проектов можно выделить инфраструктурные - те проекты, которые формируются вокруг крупного социального, спортивного или политического событийного мероприятия и отраслевые проекты - те проекты, которые нацелены на эффективное структурирование экономики. Крупномасштабные региональные инвестиционные проекты целесообразно реализовывать с помощью инструментов государственного частного партнерства.

Партнерство государства и частного сектора представляет собой институциональный и организационный альянс между властью и частным бизнесом в целях реализации масштабных, общественно-значимых проектов в широком спектре деятельности: от развития стратегически важных отраслей до оказания общественных услуг. Привлекательность государственно частного партнерства (ГЧП) для государства в этом случае заключается в решении системных проблем развития [5], при этом ГЧП — эффективный и проверенный в мире способ решать такие проблемы; в снижении бюджетных затрат за счет привлеченных средств; повышение качества и эффективности работ и услуг; повышение инвестиционной и инновационной активности; возможности разделить риски/переложить их на партнеров.

Привлекательность ГЧП для деловых кругов в свою очередь заключается в возможности доступа к традиционной государственной сфере; прямой государственной поддержке и участии; использование зарубежного опыта; возможности долговременного размещения инвестиций под устраивающие гарантии и пр.

Рассмотрим в заключение организационную модель повышения инвестиционной привлекательности региона, учитывающую распределение средств между государственными органами и коммерческими структурами в процессе реализации структурообразующих проектов региона.

Объекты экономической деятельности

Условные обозначения:

1.. .5 - структурообразующие проекты, в том числе ОЭЗ, мегапроекты; р - реализация проектов; ф - финансирование проектов.

Рисунок 2- Организационная модель государственной поддержки реализации и финансирования инвестиционных проектов для повышения инвестиционной привлекательности региона

Данная модель учитывает высококачественное комплексное развитие, требует сотрудничества между широким кругом участников, начиная от органов государственной власти и заканчивая местным бизнесом и населением. Данная модель партнерства государственного и частного секторов должна быть направлена на создание механизма рационального использования объектов экономики и обеспечение его функционирования, а также на стратегическое планирование системного регионального продукта.

В настоящий момент в регионах актуально создавать такие важные объекты, как бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного доступа к современным технологиям и информации, центры стратегического развития, которые проводили бы анализ сильных и слабых сторон региона, способствовали согласованию стратегий участников инвестиционной деятельности.

Таким образом, структурообразующие проекты региона представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем региона. Специфика таких проектов заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проектов для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия в рамках проектов осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации. Управляют проектированием и реализацией проекта структуры исполнительной власти региона.

Состав и структура региональных проектов представляют собой перечень и

взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятых к реализации программных ориентиров. Разделы структурообразующего проекта региона:

1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.

2. Основные целевые подпрограммы. Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.

3. Механизм осуществления проекта. Данный раздел подразумевает изложение взаимоувязанных комплексов мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.

4. Ресурсное обеспечение проекта. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.

5. Координация проектных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении проекта.

6. Оценка эффективности осуществления проекта. Проводятся расчеты экономической эффективности проекта.

7. Организация, формы и методы управления проектом. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики конкретного проекта и особенностей региона.

Региональные структурообразующие проекты отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития станут осуществление государственных региональных проектов, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

В условиях рыночных отношений управление региональными проектами не должно ограничиваться существующими органами исполнительной власти — могут утверждаться на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.

При эффективной реализации региональных структурообразующих проектов становится возможным увеличивать капитализацию региона, что повышает его конкурентоспособность на мировых рынках, появляется возможность привлекать новых резидентов и необходимые ресурсы для дальнейшего развития региона в целом.

Это можно сделать путем реализации набора государственных программ. По сути, эти программы поддерживают ключевые механизмы (инструменты), закладывающие основу системы долгосрочного планирования и развития региональных систем субъектов РФ. Региональную инвестиционную систему можно рассматривать как многоуровневую формацию, где каждый уровень представляет собой проект определенной сложности.

Примечания:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // Министерство экономики Краснодарского края. Ц^: Ы1р://есопоту. krasnodar.ru/

2. База данных по участию частного сектора в проектах создания инфраструктуры. Группа Всемирного Банка. URL: http://web . worldbank . org

3. Полиди А. А. Формирование экономических кластеров на территории Краснодарского края как средство повышения конкурентоспособности региона // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2008. № 3.

4. Полиди А.А., Кофанов А.А. Структурирование региональной экономики в условиях глобальной интеграции // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 4.

5. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона (на примере Краснодарского края) / А.А. Полиди [и др.]. Краснодар: Копи-принт, 2008.

References:

1. Conception of long-term social-economic development of Russian Federation till 2020. Government Instruction No. 1662-р // Ministry of Economy of Krasnodar region // http://economy.krasnodar.ru/

2. Database of private sector participation in projects of creation infrastructure. World Group Bank: http://web.worldbank.org

3. Polidi A.A. The economic cluster forming in Krasnodar region as an instrument of increasing the regional competitiveness // Bulletin of Russian State Trade - Economic University, 2008. No. 3.

4. Polidi A.A., Kofanov A.A The structure of regional economy in the global integration conditions // Economic analysis: theory and practice. 2011. № 4.

5. The strategic planning of regional social economic development (Krasnodar region) / A.A. Polidi [etc.]. Krasnodar: Copy print., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.