Научная статья на тему 'Особенности формирования системы информационно-статистического обеспечения стратегирования социально-экономического развития территорий'

Особенности формирования системы информационно-статистического обеспечения стратегирования социально-экономического развития территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ / STRATEGY MONITORING. ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ / STATE STRATEGY OF ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT / INFORMATIONAL STATISTIC ENSURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Юлия Сергеевна

Определена проблематика формирования баз статистических данных для целей разработки и реализации документов государственного стратегического планирования на уровне субъектов РФ и муниципальных обра-зований. Внесены предложения по расширению системы статистических показателей, используемых в процес-се мониторинга реализации стратегий, изменению процедур сбора и обработки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of informational statistic system for strategy of social and economic development

Problems of organization of statistic databases for development and realization of state strategic planning doc-uments of subjects of Russian Federation and municipal districts are defined. Propositions on extension of system of statistic ranges used during monitoring of strategy realization, change of data collection and processing are made.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования системы информационно-статистического обеспечения стратегирования социально-экономического развития территорий»

УДК 311:332.14

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Ю.С. Морозова

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: mus@kamchatgtu.ru

Определена проблематика формирования баз статистических данных для целей разработки и реализации документов государственного стратегического планирования на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Внесены предложения по расширению системы статистических показателей, используемых в процессе мониторинга реализации стратегий, изменению процедур сбора и обработки информации.

Ключевые слова: стратегирование, стратегия социально-экономического развития, информационно -статистическое обеспечение, мониторинг реализации стратегии.

Forming of informational statistic system for strategy of social and economic development. Y.S. Morozova (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatski, 683003)

Problems of organization of statistic databases for development and realization of state strategic planning documents of subjects of Russian Federation and municipal districts are defined. Propositions on extension of system of statistic ranges used during monitoring of strategy realization, change of data collection and processing are made.

Key words: state strategy of economic and social development, informational statistic ensuring, strategy monitoring.

Одним из важнейших документов системы государственного стратегического планирования, наряду с концепцией и доктриной, является стратегия социально-экономического развития территории, определяющая приоритетные направления, систему целей и задач, ресурсную базу, необходимую для их реализации, а также набор индикаторов, позволяющих количественно и качественно оценить степень достижения этих целей и задач.

Эффективная реализация стратегии социально-экономического развития региона во многом определяет темпы и динамичность решений, принимаемых региональными властными структурами. Поэтому современный этап развития территорий предполагает необходимость разработки инструментария и реализации мер по совершенствованию управления и повышению эффективности государственного воздействия на социально-экономические процессы с целью обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения [1].

Важнейшим этапом процесса регионального стратегирования является, безусловно, реализация стратегии. Как правило, хозяйствующая система как на микро-, так и на макроуровне сталкивается с большей частью проблем не при разработке стратегии, а именно в процессе ее реализации и достижения поставленных результатов, что подчеркивает особую важность процедуры мониторинга реализации стратегии. Система мониторинга региональных социальноэкономических показателей позволяет оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение графика реализации стратегии и оценивающую ее эффективность.

Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [2] подчеркивает актуальность создания эффективной системы мониторинга стратегии и контроля за ее реализацией, ставя на первое место такие задачи, как:

- оценка уровня социально-экономического развития регионов в зависимости от их функции в пространственной организации страны (при этом подчеркивается значимость введения системы муниципальной статистики и новой системы показателей, позволяющих проводить оценку инфраструктурных возможностей регионов, оценку необходимости федеральной поддержки региона);

- оценка деятельности региональных органов власти по проведению различных видов социально-экономической политики, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном уровне;

- оценка состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий, развития этно-конфессионального сотрудничества в них.

Как объект управления регион представляет собой сложную социально-экономическую систему, объединяющую разнородные объекты и процессы (политические, социальные, экологические, технологические, экономические и т. д.), основой эффективной деятельности которых является соответствующая информация об их текущем состоянии и перспективах развития. Информационностатистическое обеспечение управления регионом строится на использовании интегрированных информационных ресурсов, характеризующих социально-демографические, экономические, инфраструктурные и иные особенности региона. Так, например, упомянутая выше Концепция основным видом оперативной отчетности по реализации стратегии определяет ежеквартальную статистическую отчетность и в качестве основных показателей оценки уровня социально-экономического развития субъектов Федерации предлагает использовать набор показателей, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Показатели уровня развития территорий

„ Использование в качестве критериев

Показатели г г

регионального развития страны

Качество жизни населения

Среднедушевые денежные доходы населения Подсчет коэффициентов вариации, сравнение

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата наиболее богатых и бедных территорий и их групп

Соотношение доходов 20% наиболее и 20% наименее Сравнение наиболее благополучных

обеспеченного населения и неблагополучных территорий и их групп

Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее Уровень безработицы -

г благополучных и неблагополучных территорий и их групп

Коэффициент естественного прироста

Коэффициент миграционного прироста

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Младенческая смертность (число умерших детей до 1 года

на 1000 родившихся)

Уровень развития экономики

ВРП на душу населения

Промышленное или сельскохозяйственное производство на душу населения

Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп

Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп

Подсчет коэффициента диверсификации, Распределение по отраслям экономики/промышленности „

качественная оценка устойчивости и этапа

ВРП и занятости

социально-экономического развития Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп

Сравнение территорий

Инвестиции в основной капитал на душу населения Уровень износа основных фондов

«Экспортность» экономики / промышленности / сельского хозяйства

Г устота транспортных сетей Сравнение территорий

Степень обеспеченности бюджета собственными доходами Сравнение территорий

Превышение денежных доходов над расходами населения Сравнение территорий

Условия развития

Географическое положение

Природные условия Анализ ведется на качественном уровне

Плотность населения Наличие городов с населением

Анализ ведется на качественном уровне

Наличие этно-конфессиональных конфликтов

Характеристики с неопределенными показателями

Последняя группа включает состояние природной и социальной среды, возрастную структуру населения, качество рабочей силы, жилищные условия, уровень развития гражданского общества, обеспеченность плановыми документами, уровень развития социальной сферы, степень инновационности, инвестиционную привлекательность, степень реформированности экономики, внутренние пространственные различия, доля в промышленности отраслей высоких технологий.

На наш взгляд, существующая система информационно-статистического обеспечения не в полной мере отражает потребности органов управления субъектом при разработке стратегий и комплексных программ социально-экономического развития регионов с учетом определенных концепцией перспективных направлений развития. В условиях перераспределения функций государственного управления, реализуемых на различных уровнях, органы власти субъектов Рос-

сийской Федерации и органы местного самоуправления нуждаются в более разнообразной и детальной экономико-статистической информации в региональном аспекте.

Следует отметить, что органами государственной статистики совместно с иными органами исполнительной власти был проделан большой объем работ в данном направлении. Так, в 2007 г. была создана и размещена на официальном интернет-сайте Росстата в свободном доступе база данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования (БД ПМО), которая включает информацию по каждому из более 24 тыс. муниципальных образований. В качестве источника официальной статистической информации определена Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [4] Федеральная служба государственной статистики в рамках Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» [3] осуществляет комплекс работ по созданию ЕМИСС, которая предназначена для интеграции информационностатистических ресурсов, способствующей их эффективному использованию, и предоставления государственной услуги на получение официальной статистической информации в электронном виде в автоматическом режиме.

Несмотря на существенное расширение БД ПМО с момента ее создания, состав показателей, формируемых как по субъектам РФ, так и по муниципальным образованиям не отвечает задачам, определенным Концепцией перспективных направлений развития регионов и муниципальных образований до 2020 г.

Среди наиболее существенных недостатков информационно-статистического обеспечения мониторинга реализации стратегий развития субъектов и муниципальных образований можно выделить следующие:

1. В настоящее время большинство показателей, необходимых органам местного самоуправления для анализа социально-экономического развития муниципальных образований, имеются только по крупным и средним предприятиям. Ряд важнейших для органов местного самоуправления показателей, например для расчетов макроэкономических показателей на уровне муниципального образования, может быть получен только на основе сплошного статистического обследования предприятий, находящихся в границах муниципального образования. Результаты заменяющих сплошные статистические наблюдения выборочных обследований не могут быть репрезентативны на уровне муниципальных образований.

2. Статистическая оценка ненаблюдаемой экономики базируется в основном на данных, полученных на федеральном уровне, вследствие чего распределение размеров ненаблюдаемой экономики по субъектам РФ носит в основном экспертный характер, а дальнейшее распределение этих данных по муниципальным образованиям может серьезно исказить оценку их вклада в экономику региона. Чем меньше размеры муниципального образования, тем труднее провести оценку и определить параметры досчета. Применение взамен отсутствующих данных соотношений, полученных на уровне региона в целом, приведет к существенным искажениям, так как производство и типы производителей в муниципальных образованиях неоднородны.

3. Имеется ряд проблем по формированию в разрезе муниципальных образований данных по доходам населения, что связано с существующими законодательными ограничениями в области статистического наблюдения, показателей динамики производства для анализа хозяйственной деятельности муниципального образования. Для получения динамических характеристик добавленной стоимости различных отраслей экономики необходима детальная информация об индексах цен в различных сферах экономики, статистика по которым на уровне муниципальных образований в настоящее время отсутствует, в связи с чем оценить степень достоверности оценок добавленной стоимости на уровне муниципальных образований затруднительно [5].

По нашему мнению, при разработке индикаторов региональных и муниципальных стратегий необходимо также учитывать региональную специфику, отличительные особенности данного региона, связанные с природно-климатическими, географическими условиями развития, природно-ресурсным и человеческим потенциалом, отраслевую специализацию, отдельные социально-культурные особенности развития.

При разработке документов стратегического характера региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию имеющихся ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам. Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов. Это говорит о том, что необходим индивидуальный подход

к определению набора ключевых показателей стратегии [6]. Успешная реализация основных направлений общегосударственной политики в первую очередь зависит от эффективного проведения соответствующих мероприятий социально-экономической политики в субъектах Федерации, для чего необходим всесторонний учет региональной специфики.

В период кризисных ситуаций мониторинг состояния экономики и финансового сектора, в том числе на региональном уровне, становится чрезвычайно актуален. Это связано с необходимостью оперативного реагирования на меняющиеся обстоятельства, что позволяет минимизировать влияние кризисных явлений в мировой экономике на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации [7].

Следует упомянуть о том, что имеется положительный опыт реализации подобных инициатив по расширению круга макроэкономических индикаторов и организации статистических наблюдений в отдельных территориальных органах Росстата. Среди реализующих - Мособлстат, проводящий значительное число дополнительных пилотных обследований по указанным проблемам, Омскстат, разрабатывающий и оценивающий на основе данных государственной статистической отчетности работоспособность макроэкономических показателей для оценки кризисных явлений, Волгоградстат [8], отслеживающий и публикующий значения отдельных макроэкономических индикаторов по оценке результативности деятельности муниципальных образований, и другие территориальные органы Федеральной службы государственной статистики.

Эффективная организация процесса мониторинга реализации стратегии требует более тесного взаимодействия органов управления субъектом и территориальных органов статистики в том числе и для актуализации самой системы индикаторов стратегии. Органы управления регионом, осуществляя выбор стратегии развития региона и тем самым повышая его конкурентоспособность, в том числе обеспечивают и региональную экономическую безопасность. Предполагается, что, осуществляя переход к стратегическому планированию, регионы должны учитывать макрорегиональные цели и федеральные приоритеты. Однако на практике, как правило, стыковка целей различных уровней управления, как правило, не осуществляется. Более того, эта функция официально не закреплена ни за одним из органов исполнительной власти.

Проведение эффективной региональной политики требует глубокого анализа и диагностики социально-экономического развития регионов. Если предметом анализа являются связи и зависимости экономических явлений и процессов во всем их многообразии, то диагностика, основываясь на результатах анализа, выявляет еще причины и величину отклонения экономических процессов в регионе от установленной нормы на основе типичных признаков. Для проведения диагностики необходима система взаимосвязанных измерителей, в качестве которых выступают соответствующая статистическая информация и индикаторы состояния и развития экономики регионов. Важнейшей статистической информацией для проведения диагностики региона являются общие сведения о регионе, а также комплекс макроэкономических индикаторов. На основании вышеуказанных данных делается вывод о значимости рассматриваемого региона среди других субъектов [9].

Это даст возможность для последующего выстраивания рейтинга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по степени эффективности реализации стратегий социально-экономического развития.

Использование методики рейтингования обусловлено тем, что для разработки стратегии развития региона в интересах повышения уровня и качества жизни его населения требуется информационный массив, позволяющий объективно диагностировать состояние системы и ее подсистем. Благодаря рейтингу и идентификации так называемых «болевых точек» региональной экономики по ее подсистемам - муниципальным образованиям - можно сформировать информационный массив для последующей разработки системных мер управления в интересах дальнейшего развития региона [10].

В Камчатском крае в настоящее время реализуется «Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года» [11] (далее - Стратегия), в рамках которой определено 65 «контрольных индикаторов (показателей) стратегического развития», из них около половины должны обеспечиваться государственной статистикой.

Количественные значения данных индикаторов, по которым возможно отслеживание достижения целей Стратегии, прописаны лишь по семи индикаторам (отдельная детализация осуществляется в рамках вызывающего определенные сомнения в целесообразности и наличия возможностей реализации Морехозяйственного блока стратегии). В табл. 2 приведены показатели

(индикаторы) социально-экономического развития Камчатского края согласно Стратегии по наиболее эффективному сценарию инновационного развития на основе кластерной политики.

Таблица 2

Показатели (индикаторы) социально-экономического развития Камчатского края согласно Стратегии (сценарий инновационного развития на основе кластерной политики)

Годы

Показатели (индикаторы) 2010 2015 2020 2025

Объем валового регионального продукта, млрд руб. 99,9/100 208,1 517,82 1288,5

Структура произведенного ВРП,%

- всего 100 100 100 100

- промышленность 39,6 40,1 43 46

- строительство 8,48 12,4 15 18,5

- сельское хозяйство 7,01 7,04 7,8 7,6

- транспорт 7,1 7,5 9,2 14

- прочие 37,81 32,96 25 13,9

Инвестиции в основной капитал 24,9 92,94 231,26 515,4

- млрд руб. - % ВРП 25 44,66 44,66 40

Доходы консолидированного бюджета края, млрд руб. 47,1 84,93 317,86 525,84

Расходы консолидированного бюджета края, млрд руб. 50,7 96,7 314,61 520,46

Численность постоянного населения, тыс. чел. 341,6 363,6 450 545,4

Численность занятых в экономике, тыс. чел. 185,2 209,1 337,5 409,05

На наш взгляд, указанная Стратегия обладает рядом существенных недостатков: начиная от генеральной цели и заканчивая программными мероприятиями. Причем допущенные ошибки, как показывает опыт стратегического планирования и в других регионах России, являются системными, часто возникающими в тех случаях, когда документы стратегического характера готовятся «под ключ» специалистами других регионов, детально не представляющими себе особенности и проблематику социально-экономической ситуации объекта планирования. По нашему мнению, разработчики Стратегии несколько абстрагировались от реальных возможностей и потребностей региона, слабо учли особенности ресурсного потенциала, инфраструктурных и социальных возможностей. Просматривается и недостаточное участие региональных органов власти в процессе разработки документа, в особенности в определении непосредственно стратегических целей и основных приоритетов развития региона. Система целевых индикаторов Стратегии представляется нам весьма узкой и слабо определенной количественно, что весьма затруднит процессы мониторинга и контроля реализации Стратегии. Участие же территориальных органов государственной статистики применительно к действующим индикаторам предусматривается минимальным.

Нам представляется целесообразным, во-первых, расширить число количественных значений основных индикаторов, а во-вторых, установить показатели с ежегодной разбивкой, что будет способствовать формированию непрерывной системы мониторинга.

По предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю [12] по трем из указанных индикаторов наблюдается незначительное (но укладывающееся в индикативный коридор) отставание от прогнозных значений (рис. 1 и 2).

120

100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80

60

40

■ прогнозное значение □ фактическое значение

Объем ВРП Инвестиции в Доходы Расходы

основной капитал консолидированного консолидированного бюджета бюджета

Рис. 1. Прогнозные и фактические значения основных экономических индикаторов, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, по итогам 2010 года

На основании вышеизложенного считаем целесообразным осуществление следующих мероприятий:

- расширение действующей системы социально-экономических индикаторов стратегии регионального развития и ее актуализация с привлечением к проведению данных работ представителей территориальных органов статистики. Для обеспечения учета региональной специфики возможно разделение системы индикаторов на два блока: общие - единые для всех субъектов и муниципальных образований и специальные - используемые только для данной территории;

- увеличение числа индикаторов, содержащих количественную оценку достижения отдельных целей стратегии, а также систематизированное описание качественных параметров оценки;

- расширение применяемых способов сбора информации о ходе реализации стратегии путем использования специально организованных статистических наблюдений, а также привлечения научных кругов для проведения опросов и осуществления экспертной оценки полученных данных;

- подготовка дополнительных статистических сборников или расширение действующих разделами, отражающими проблемы устойчивости социально-экономического развития, содержащими показатели мониторинга реализации стратегии;

- использование рейтингования субъектов РФ и муниципальных образований по степени эффективности реализации стратегий социально-экономического развития.

Следует также отметить, что ряд регионов России в течение последних лет прорабатывает вопрос о формировании отдельной системы информационного обеспечения региональной экономики, включающей как базы данных государственной и муниципальной статистики, так и базы экспериментальных данных, полученных в результате проведения специальных обследований по отдельным проблемам социально-экономического развития. Подобная система позволит создать единое региональное информационное пространство, способное устранить барьеры на пути информационных потоков, практически реализовать принципы достоверности и сопоставимости информации и обеспечить на должном уровне принятие эффективных государственных управленческих решений. Только на объективной и достоверной официальной статистической информации может строиться объективная оценка результатов реализации документов стратегического характера.

Литература

1. Паздникова Н.П. Формирование системы мониторинга реализации программы социально-экономического развития региона: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Пермь, 2007. - 24 с.

2. Российская Федерация. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: Утв. М-вом регионального развития Рос. Федерации. - М., 2005.

3. Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» [Электронный ресурс]: Утв. постановлением Правительства РФ от 2.10.2006 г. № 595. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Пашинцева Н.И. Официальная статистика - необходимое звено информационной системы демократического общества // Вопросы статистики. - 2010. - № 10. - С. 8.

5. Пашинцева Н.И. О некоторых перспективах развития региональной и муниципальной статистики // Вопросы статистики. - 2010. - № 5. - С. 3.

6. Сущность государственного регулирования регионального развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.voronova-on.ru/regioneconom/page485

7. Агеенко А.А., Юркевич С.В. Индикаторы кризисных явлений в экономике и финансовом секторе: региональный аспект // Вопросы статистики. - 2010. - № 3. - С. 61.

Численность Численность занятых

постоянннго населения в экономике

Рис. 2. Прогнозные и фактические значения основных социальных индикаторов, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, по итогам 2010 года

8. Болотова В.М. Развитие муниципальной статистики Волгоградской области. Инициативные разработки Волгоградстата // Вопросы статистики. - 2010. - № 2. - С. 70.

9. Экономика БГЭУ. Экономическая диагностика регионов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.economy-web.org

10. Анисимова Е.А. Оценка качества жизни населения в формировании стратегии развития северных регионов России (на материалах Сахалинской области) // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. - 2011. - № 4 (28).

11. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года. [Электронный ресурс]: Утв. Постановлением Правительства Камчатского края от 27.07.2010 № 332-П.

- Режим доступа: http://www.kamchatka.gov.ru.

12. Социально-экономическое положение Камчатского края [Электронный ресурс]: Доклад. - Петропавловск-Камчатский, Камчатстат, 2011. - 288 с. - Режим доступа:

http://www.kamstat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.