Научная статья на тему 'Инвестиционная стратегия региона и «Точки роста»'

Инвестиционная стратегия региона и «Точки роста» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1107
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонов Владимир Анатольевич

В настоящее время одной из важных проблем активизации инвестиционных процессов является дефицит потенциальных объектов для осуществления эффективных инвестиций. В статье обосновывается выбор в качестве объектов стратегического управления инвестиционными процессами на региональном уровне проблемных ситуаций в развитии «точек роста» региональной экономики. Формулируются основные свойства «точек роста». Рассматривается роль органов государственного управления в активизации потенциала «точек роста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of Social and Economic Development in Regions and Investment Problems

Nowadays one of the most significant problems of stirring up the investment process is the deficit of the effective investment. In this article the arguments are given for consideration of the «points of increase» development as the object of the strategic management of regions. Besides in this article the description of «points of increase» is given and the government manage «points of increase» is considered.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная стратегия региона и «Точки роста»»

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

Проектное форсирование. Круглый стол // Прямые инвестиции. 2006. № 2. С. 6-12.

Райзберг Б.А. Состояние и развитие стратегического планирования в России: Доклад на семинаре «Стратегическое планирование» 30 ноября 2007 г. М.: МШЭ МГУ, Центр стратегического планирования, 2007.

Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991.

Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008-2010 годы, рассмотренный Правительством Российской Федерации на заседании 27 декабря 2007 г.

Стратегическое планирование в городах и регионах России: локализация национальных проектов: Доклады участников Пятого общероссийского форума лидеров стратегического планирования 19-20 октября 2006 г. / Под ред. Б.С. Жи-харевича. СПб.: МЦСЭИ «Лоентьевский центр», 2007.

Федеральный закон от 20.06.1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

Чеботарев П.Ю., Митькин А.Н., Шмерлинг Д.С. Об оценивании вклада ведомственных целевых программ в достижение целей правительства // Проблемы управления. 2007. № 4. С. 43-50.

Рукопись поступила в редакцию 31.01.2008 г.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА И «ТОЧКИ РОСТА»

В.А. Агафонов

В настоящее время одной из важных проблем активизации инвестиционных процессов является дефицит потенциальных объектов для осуществления эффективных инвестиций. В статье обосновывается выбор в качестве объектов стратегического управления инвестиционными процессами на региональном уровне проблемных ситуаций в развитии «точек роста» региональной экономики. Формулируются основные свойства «точек роста». Рассматривается роль органов государственного управления в активизации потенциала «точек роста».

ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

В настоящее время перед государственными органами управления стоит важнейшая задача - повысить результативность деятельности органов исполнительной власти. Ее решение связано с внедрением принципов и методов программно-целевого планирования, управления и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Работы в этом направлении ведутся на всех уровнях государственного управления: федерального, регионального и муниципального. Многие субъекты Федерации участвуют в экспериментах по внедрению принципов БОР. Также многие субъекты Федерации разрабатывают стратегии и комплексные программы социально-экономического развития. Разрабатывается порядок подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов Федерации, а также министерств и ведомств (ДРОНД субъектов бюджетного планирования). В то же время отсутствует единая методологическая база для проведения подобных работ.

Представляется актуальным обратить внимание на специфику стратегического планирования на региональном уровне, т.е. на разработку стратегий, осуществляемых региональными органами государственного управления в интересах социально-экономического развития конкретного субъекта Федерации. В настоящее время региональный аспект имеет решающее значение в реализации эффективной общегосударственной экономической политики, что обусловлено следующим.

• Политика социально-экономического развития представляет собой единство приоритетов на множестве целей, критериев эффективности, условий и основных направлений их достижения. При попытке конкретизировать способы и механизмы достижения целей в терминах стратегий или целевых программ мы неизбежно выходим на уровень проектов как конкретных объектов принятия стратегических решений. Любой проект реализуется на конкретной территории в заданных условиях внешнего (по отношению к проекту) окружения.

• Очевидно, каждый регион имеет свою специфику. С точки зрения общенациональных приоритетов эта специфика играет роль либо ограничений, либо предпосылок их реализации. При всей важности отраслевого аспекта очевидно, что с позиций отрасли или сектора экономики общесистемные и социальные эффекты от реализации проектов анализировать довольно сложно. Причем, даже если проект на данной территории реализуется в общефедеральных интересах и объектом стратегического управления является отрасль промышленности, региональную специфику не учитывать невозможно (экология, традиции, образ жизни, социальные проблемы и пр.). С этой точки зрения невозможно сформулировать общенациональную стратегию без учета региональных возможностей ее реализации.

• Если исходить из системы дерева целей, сформулированных в методических рекомендациях по подготовке ДРОНД на 2006-2008 гг., предложенной МЭРТ и Министерством финансов, то очевидно, что цели, раскрывающие такую цель верхнего уровня,

как «повышение уровня и качества жизни населения», а также «создание потенциала для будущего развития», бессмысленно рассматривать «в среднем» по стране. Как минимум, возникает вопрос степени реализации этих целей в разрезе конкретных территорий.

• Именно на уровне региональных систем все основные факторы социально-экономического развития образуют единый комплекс: социальные процессы, экологическая ситуация, экономический и сырьевой потенциал. Причем именно на региональном уровне объектом внимания со стороны государственных органов управления являются конкретные предприятия и инвестиционные проекты, мероприятия целевых социальных и экономических программ, в том числе и федеральных.

• Экономический потенциал «привязан» к конкретным территориям, так как, во-первых, регионы различаются по ресурсным, природно-климатическим, социальным, экологическим, демографическим и другим условиям, во-вторых, природные, как и человеческие, ресурсы являются сегодня важнейшими факторами социально-экономического развития страны. Учет региональной специфики способствует формированию на уровне регионов конкретных приоритетов социально-экономического развития и требований к формированию региональных проектов и программ, направленных на достижение определенных региональных целей и решение задач региона.

• Успех любого проекта, реализуемого на конкретной территории, обусловлен поддержкой со стороны региональных властей. В настоящее время набирают силу процессы регионализации экономики. Это обусловлено тем, что уже сейчас задачи повышения качества жизни населения, уровня человеческого потенциала и обеспечения занятости решаются на региональном уровне. Это, в свою очередь, заставляет местные органы власти уделять внимание повышению эффективности производства на предприятиях регионов на основе их технического и технологического обновления.

В качестве главного результата разработки региональной стратегии мы рассматри-

ваем формулирование «образа будущего» региона, определение приоритетных целей его социально-экономического развития, выявление препятствий достижению желательного образа.

Будем считать, что для большинства регионов основным условием достижения целей социально-экономического развития и решения ключевых проблем является привлечение инвестиций. В настоящей статье делается попытка рассмотреть важные, на наш взгляд, аспекты разработки инвестиционной стратегии регионального развития. Следуя принципам структуризации стратегии решения проблем, предложенной в (Агафонов, 1990; Клейнер и др., 1997, 2007), будем считать инвестиционную стратегию частной функциональной стратегией, являющейся элементом общей стратегии социально-экономического развития региона. Разработка инвестиционной стратегии направлена на обеспечение инвестиционной привлекательности региона и активизацию инвестиционных процессов.

Инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность определяются множеством факторов, перечисление и обсуждение которых является предметом отдельной статьи (см., например (Ансофф, 1989; Кинг, Клиланд, 1982; Стратегия бизнеса, 1998). Отметим лишь, что эти факторы можно разделить на три группы: 1) готовность инвесторов проявлять активность в регионе, 2) способность органов государственной власти обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе и, наконец, 3) наличие потенциальных объектов инвестирования.

На наш взгляд, важнейшими являются факторы последней группы. Это обусловлено тем очевидным обстоятельством, что развитый рынок инвестиционных ресурсов и благоприятные условия для инвестирования со стороны региональных органов власти не гарантируют активизации инвестиционных процессов, если отсутствуют эффективные проекты вложения финансовых средств.

Инвестиционная стратегия применительно к решению проблем развития региона понимается как осуществляемый региональ-

ными органами управления комплекс мероприятий в виде нормативно-правовых актов, прямых инвестиций, операций с государственным имуществом, субсидий и субвенций, а также налоговых льгот и гарантий, операций на фондовом рынке, действий в сфере управления имуществом и т.п. В общем случае эффективность инвестиционной стратегии будет характеризоваться степенью продвижения к целям и эффективностью решения проблем социально-экономического развития субъекта Федерации, приростом налоговых и неналоговых поступлений в его бюджет, общесистемными эффектами в виде развития сопряженных производств, темпами экономического роста, уровнем социального развития.

Формулирование региональной инвестиционной стратегии касается определения действий, связанных с устранением факторов, препятствующих активизации инновационных процессов. В методическом плане разработка стратегии предполагает формирование критериев выбора основных объектов инвестирования, нуждающихся в государственной поддержке (приоритетное стимулирование инновационных процессов), разработку форм и методов их стимулирования по отдельным направлениям, формулировку институциональных условий и требований к рыночной инфраструктуре, обеспечивающей эффективное функционирование предлагаемой системы. Необходимо понять, как выглядят потенциальные объекты эффективного инвестирования, каким требованиям они должны удовлетворять, какими свойствами они должны обладать - с позиций как государственных интересов, так и частных инвесторов, в том числе и зарубежных.

«ТОЧКИ РОСТА» - ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Один из подходов к формулированию инвестиционной стратегии региона основывается на максимизации эффективности инве-

стирования в объекты, расположенные на территории региона. Это, в свою очередь, требует оценки роли объектов инвестирования, которую они могут и должны играть в социально-экономическом развитии региона. В общем случае эффективность инвестиционной стратегии определяется в тех же категориях, что и стратегии социально-экономического развития в целом.

В общем виде критерием отбора программ и проектов, которые в принципе могут быть включены в инвестиционную стратегию социально-экономического развития региона и претендовать на ту или иную форму поддержки со стороны региональной администрации, должна являться их принадлежность к потенциальным «точкам роста».

«Точкой роста» для региона (далее ТР) является такой вид деятельности, или сектор экономики, или конкретный проект, реализация которого обеспечивает развитие социально-экономической системы региона в целом (Мезоэкономика..., 2001). В системе целей социально-экономического развития, предложенных для разработки ДРОНД, в качестве целей верхнего уровня дерева целей фигурируют «создание условий для устойчивого экономического роста» и «создание потенциала будущего развития». Применительно к регионам эти цели довольно близки и фактически рассматривают в широком смысле различные аспекты потенциала социально-экономического развития региона. Например, цель «создание условий для устойчивого экономического роста» может быть детализирована в виде таких подцелей более низкого уровня, как:

• развитие свободных и конкурентных рынков;

• обеспечение макроэкономической стабильности;

• создание условий для ускоренного экономического роста в отсталых и депрессивных регионах;

• повышение конкурентоспособности предприятий обрабатывающего сектора;

• облегчение доступа компаний к факторам производства;

• повышение качества трудовых ресурсов;

• повышение инновационной активности частного бизнеса и государственных организаций;

• повышение эффективности государственного управления.

Все эти подцели характеризуют необходимые условия социального и экономического развития региона. В то же время рост можно рассматривать и как повышение потенциала системы. Необходимо иметь в виду, что социально-экономическая система региона имеет сложную структуру и для ее различных элементов рост может иметь свое специфическое воплощение. Если же рассматривать рост только в терминах ВРП и при этом ограничиваться лишь среднесрочной перспективой, то и в качестве объектов инвестирования в рамках стратегии будут рассматриваться только субъекты производственно-хозяйственного типа, причем ориентированные на быструю коммерческую отдачу.

В принципе, необходимо рассматривать различные «пространства» роста сырьевого, технологического и человеческого потенциала: социальное развитие, развитие производственного потенциала, социальной и производственной инфраструктуры, повышение капитализации региональных активов. Рост ВРП может осуществляться на основе различных факторов или конкурентных преимуществ: совершенствования технологии (роста технологического и ресурсного потенциала), повышения эффективности управления и информационного обеспечения, качества человеческих ресурсов, транспортной инфраструктуры и т.п. Например, рост выпуска в энергоемких производствах может основываться на повышении энергетического потенциала, которое может быть обеспечено за счет реализации проектов энергосбережения на базе совершенствования технологии в других энергопотребляющих отраслях или в сфере альтернативных источников энергии. Производственно-экономический потенциал машиностроительных производств может быть повышен за счет роста эффектив-

ности инновационного сектора, мотивации деятельности и квалификации занятого в сфере НИОКР персонала.

Таким образом, ТР характеризуются отраслевой принадлежностью, потенциалом, на основе которого осуществляется рост, и, наконец, способом развития.

Один из часто обсуждаемых вопросов -взаимосвязь между ТР и инновационной стратегией. Не анализируя принципы разработки инновационной стратегии, отметим, что активизация ТР может осуществляться только на основе инноваций, т.е. изменений в деятельности организаций, входящих в ТР или ее внешнего окружения. Если до настоящего момента ТР, не смогла реализовать свои возможности, то этому может быть только одна причина: отсутствие потребности в ее продуктах и услугах. Дефицит необходимых инвестиций обусловлен, как правило, малой привлекательностью данного вида деятельности для частных инвесторов и отсутствием перспектив поддержки со стороны государства в лице региональной администрации. Следовательно, чтобы «точка роста» могла реализовать свои возможности во внутренней или внешней среде, ей следует осуществить прогрессивные изменения. Иными словами, реализация потенциала всегда связана с инновациями. Обратное утверждение, к сожалению, не верно.

СВОЙСТВА «ТОЧЕК РОСТА»

ТР необходимо рассматривать как совокупность некоторого основного вида деятельности и сопряженных с ним производств, обеспечивающих ее необходимыми факторами производства, и, наконец, сферу потребления продуктов и услуг. Данная совокупность образует «зону роста».

Основное качество ТР - включение в систему межотраслевых связей, обеспечивающих высокий мультипликативный эффект, который и стимулирует рост системы в целом.

Наибольший эффект при этом достигается в том случае, когда развитие одной ТР инициирует развитие другой, связанной с ней точки. Например, если ТР станет предприятие авиационной промышленности, то сопряженными ТР могут стать электроника и производство определенных конструкционных материалов, имеющее собственный потенциальный рынок. Сопряженное производство может стать новой ТР, если будут выполняться необходимые условия роста уже его зоны. Чем больше сопряженных производств расположено на территории региона, тем выше потенциальный эффект от их активизации.

Второе важнейшее свойство ТР - высокая средняя норма добавочной стоимости, которая генерируется во всей совокупности предприятий, входящих в состав ТР и сопряженных производств. Это связанно с тем, что основной механизм роста состоит в реинвестировании прибыли, генерируемой на образующих ее производствах.

Третье важное свойство - создание новых рабочих мест. Это требование вытекает из необходимости повышения качества жизни в регионе. Простое увеличение добавленной стоимости всего лишь увеличивает налогооблагаемую базу налога на прибыль, значительная часть которого перечисляется в федеральный бюджет. Новые же рабочие места, во-первых, обеспечивают рост качества жизни, во-вторых, формируют налоговую базу подоходного налога, в-третьих, генерируют рост платежеспособного спроса и далее - через внутрирегиональный потребительский мультипликатор - способствуют росту валового регионального продукта.

Четвертое и самое важное свойство ТР - устойчивый автономный спрос на продукцию базового производства. Это означает, что сфера потребления производимых продуктов и услуг должна расти соответствующим темпом. Это возможно, если:

а) потребителем продукции является другая ТР;

б) продукция удовлетворяет государственным нуждам;

в) существует устойчивый дефицит данной продукции (например, эффективной импортозамещающей продукции);

г) существует устойчивый внешний спрос.

В случае (а) рассуждения о природе устойчивого спроса всего лишь переносятся на другой объект. Условие (б) также имеет ограниченный характер, поскольку развитие ТР будет обусловлено динамикой государственных расходов, которые в свою очередь обусловлены общей динамикой социально-экономического развития страны. Иными словами, темпы роста ТР не могут превышать темпов роста государственных расходов, тогда как, согласно нашему предположению, ТР должна развиваться опережающим темпом. Условие (в) имеет ограниченный характер, так как дефицит будет последовательно сокращаться. В этом случае ТР будет обладать собственным ограниченным во времени жизненным циклом.

Отсюда можно сделать вывод, что стабильно развивающаяся ТР должна быть ориентирована на внешний спрос - как внутри-российский (но вне данного региона), так и мировой. В настоящее время сложилась ситуация, когда мировые рынки предъявляют устойчивый спрос на сырье и продукцию его первичной переработки. Российский рынок и рынок стран СНГ могут предъявлять спрос и на технологичную импортозамещающую продукцию. Таким образом, анализ потенциальных ТР в регионе в первую очередь предполагает анализ межрегиональных связей и российского рынка продукции и услуг, выпускаемых базовым производством. Данный аспект имеет самое непосредственное отношение к вопросам анализа конкурентных преимуществ экономики региона. Устойчивый внешний спрос может быть обеспечен только при условии, что базовая деятельность ТР обладает конкурентными преимуществами перед аналогичными видами деятельности в других регионах.

Таким образом, анализ конкурентных преимуществ «точки роста» на межрегиональ-

ных и внешних рынках является важнейшим элементом анализа потенциальных ТР. Следует отметить, что такой анализ является слабым местом большинства разрабатываемых в настоящее время стратегий социально-экономического развития субъектов Федерации. Во-первых, конкурентные преимущества описываются в них только в общем виде, во-вторых, эти конкурентные преимущества не достаточно обосновываются, в-третьих, в силу своей общности конкурентные преимущества, декларируемые многими регионами, выглядят похоже: природные ресурсы, рекреационный потенциал, экономико-географические преимущества и расположение относительно транспортных коридоров. Что касается «точек роста», то если они и упоминаются, это происходит вне контекста конкурентных преимуществ. Если два близлежащих региона предполагают, что одной из «точек роста» региона будет автомобильная промышленность и при этом ни в одном из документов не охарактеризована позиция по отношению к стратегии возможного конкурента на российском рынке, то очевидно, что это - недостаток в разработке стратегии.

Здесь следует отметить еще один важный момент. Когда речь идет о конкуренции Астраханских и Волгоградских помидоров на рынках Тюмени или Мурманска, то предметом анализа являются действительно конкурентные преимущества, которые обусловливают уровень цен поставщика. В том же случае, когда Томск и Новосибирск или Краснодар и Ростов в качестве ТР рассматривают образовательные услуги и производство интеллектуальной продукции, то речь идет не столько о конкуренции, сколько о межрегиональном взаимодействии. К сожалению, в большинстве стратегических разработок вопросы межрегионального взаимодействия также оставляют без внимания.

Основными условиями развития ТР являются: ресурсное обеспечение (в том числе трудовых ресурсов - квалификации и общеобразовательного уровня); наличие соответствующих технологических и институциональных предпосылок, необходимой инфраструктуры

(социальной, производственной, рыночной и информационной).

Одним из важнейших критериев включения мероприятий, направленных на стимулирование инвестиций в развитие ТР, в инвестиционную стратегию региона является окупаемость затрат бюджета на осуществление данных мероприятий. Окупаемость при этом должна оцениваться исходя из прироста налоговых поступлений в региональный бюджет по всем видам деятельности, связанным с данной ТР, включая прирост подоходного налога.

Хотя мы и говорим о необходимости государственной поддержки инвестиционных процессов в регионе, ясно, что эта поддержка должна осуществляться на возмездной основе. А следовательно, здесь необходимо изучать проблемы эффективности инвестиций с точки зрения государства, в частности регионального бюджета. Поэтому так важна окупаемость государственных (бюджетных) инвестиций. Кроме того, необходимо исходить из того, что большая часть инвестиций будет осуществляться частными инвесторами, которые имеют свои вполне определенные представления об их эффективности. Именно выявление условий эффективности инвестиций и возможностей их выполнения и является предметом количественного анализа потенциальных ТР.

Перечисленные выше характеристики ТР соответствуют в большей степени региональным интересам, которые не всегда совпадают с интересами инвесторов. Администрация региона заинтересована в долгосрочном функционировании каждой ТР, а инвесторы ориентированы на инвестиционные проекты с достаточно высоким NPV Достижение баланса интересов является важным элементом инвестиционной стратегии, разрабатываемой администрацией региона.

Способность «точки роста» развиваться после первого инвестиционного толчка означает, что дальнейшие инвестиции в основное производство осуществляются за счет реинвестирования прибыли. Поэтому добавленная стоимость, генерируемая в «зоне роста», яв-

ляется важнейшим фактором включения ее в инвестиционную стратегию.

Относительно эффективности сопряженных обеспечивающих производств, входящих в «зону роста», необходимо отметить следующее. Если сопряженные производства не развивались ранее, то значит, на их продукцию не было устойчивого спроса. Следовательно, весь дополнительный рост связан с расширением основного производства. При этом рентабельность сопряженных производств должна быть такой, чтобы за счет реинвестирования прибыли обеспечить рост, адекватный развитию производства в ТР. В противном случае обеспечивающие сопряженные производства будут отставать, а сбалансированность развития «зоны роста» в целом нарушаться. Так как рентабельность сопряженных производств обеспечивается путем перераспределения добавленной стоимости базовых, то чем шире «шлейф» сопряженных производств, связанных с ТР, тем выше должен быть уровень рентабельности базового, чтобы без повышения цен на основную продукцию (гарантия стабильности спроса) обеспечивать финансовую стабильность системы в целом в ситуации непредвиденного или ожидаемого роста цен на первичные факторы производства. Таким образом, потенциал ТР будет определяться способностью базового производства «тащить за собой» определенное число сопряженных производств, обеспечивая им нормальную экономическую эффективность.

Схема разработки инвестиционной стратегии, ориентированной на стимулирование развития «точек роста» в экономике региона, предполагает:

• определение «точекроста», активизация которых в наибольшей степени обеспечивает достижение целей социально-экономического развития региона и которые могут рассматриваться в качестве потенциальных объектов поддержки со стороны государства;

• оценку конкурентных возможностей производств, которые могут быть включены в потенциальную ТР;

• оценку внешних по отношению к ТР факторов: благоприятная социальная ситуация (отсутствие социальной напряженности в районах локализации проектов, благоприятные для организации новых производств стандарты производственного и потребительского поведения населения и т.п.); отсутствие экологических ограничений; благоприятная политическая ситуация (наличие поддержки со стороны региональных или федеральных властей) и инвестиционный климат (в частности, высокий уровень защиты прав собственности) и т.п. Иными словами, речь идет фактически о SWOT-анализе;

• анализ эффективности проектов активизации ТР и определение для образующих их предприятий граничных значений технико-экономических, финансовых и производственных характеристик деятельности, которые обеспечивают эффективный рост и окупаемость затрат регионального бюджета;

• определение узких мест в функционировании производств, образующих «зону роста», преодоление которых требует инвестиций;

• определение объема государственных расходов, которые могут быть направлены на активизацию предприятий, образующих «зону роста»;

• осуществление мероприятий, направленных на обеспечение привлекательного инвестиционного климата;

• разработку мероприятий органов исполнительной власти региона, направленных на активизацию потенциальных ТР и сопряженных производств. В частности, выбор форм и методов поддержки предприятий и организаций, образующих «зону роста» (кредиты, гарантии, льготы, каникулы, таможенная защита и т.п.);

• разработку необходимых институциональных мероприятий, включая механизмы частно-государственного партнерства, трехсторонние соглашения, общественную экспертизу и т.п.

В качестве основных целевых показателей, характеризующих результативность данной стратегии, целесообразно рассматривать:

• динамику инвестиций в регионе в разрезе основных источников и направлений инвестирования;

• структуру инвестиций (долю инвестиций в «точки роста», приоритетные направления, соотношение собственных и привлеченных средств);

• динамику доходов регионального бюджета;

• динамику заработной платы;

• динамику и структуру рабочих мест;

• изменение профессиональной структуры трудовых ресурсов;

• уровень занятости;

• коэффициент обновления основных фондов (индикатор);

• структуру внешнеторгового оборота;

• показатели, характеризующие уровень инноваций в различных секторах экономики.

Региональная инвестиционная стратегия, ориентированная на активизацию потенциальных ТР, имеет четыре составляющих: политическую, производственно-технологическую, социальную и институциональную. Политическая составляющая представляет собой совокупность приоритетных целей социально-экономического развития региона, достижение которых обеспечивает реализация данной стратегии. Производственно-технологическая составляющая характеризуется совокупностью проектов и программ, направленных на решение задач, возникающих в связи с реализацией политической составляющей. Социальная составляющая характеризуется социальными последствиями реализации проектов и программ, образующих производственно-технологическое содержание стратегии; она отражается, в частности, в динамике заработной платы, параметрах новых рабочих мест, состоянии окружающей среды, показателях качества жизни и пр. Институциональная составляющая позволяет закрепить приоритетные цели и задачи данной стратегии, а также механизмы их достижения. Она состоит в совокупности актов государственного управления федерального и регионального уровней; мероприятий по развитию рыночной инфра-

структуры; действий, направленных на совершенствование функционирования органов государственного управления; мероприятий, осуществляемых в государственно-правовой сфере; в создании необходимых организационных структур; установлении эффективных «правил игры» и т.п. Каждая из этих составляющих формирует свое пространство частных критериев, по которым можно оценивать интегральную эффективность предлагаемых стратегических решений.

Важнейшим инструментом оценки эффективности различных направлений реализации инвестиционной стратегии являются методы экономико-математического моделирования. Они позволяют проводить количественный анализ вариантов совместной деятельности производств, входящих в «зону роста». Специфика анализа заключается в том, что основными факторами активизации потенциальной ТР являются устойчивый внешний спрос на продукцию основного производства и уровень эффективности производства всех объектов, входящих в «зону роста».

Например, если одним из элементов желательного будущего региона является развитие определенного вида производств (например, агропромышленного комплекса), то возникают две взаимосвязанных задачи. Прежде всего необходимо описать варианты развития АПК, отвечающие на вопрос: каким стандартам качества должна удовлетворять продукция этих предприятий и по какой цене, чтобы иметь устойчивый спрос на внешнем рынке? Далее необходимо оценить возможности обеспечения требуемой коммерческой эффективности для производств, образующих ТР, и всех сопряженных производств.

Иными словами, предметом моделирования является совместное функционирование взаимосвязанных хозяйственных субъектов при различных условиях внешнего спроса на продукцию, производимую в «зоне роста». При этом предполагается, что один из субъектов ориентирован на удовлетворение внешнего спроса, а остальные обеспечивают его необходимыми факторами производства.

Из «внешнего мира» каждый из субъектов, входящих в состав ТР участники получают инвестиционные и трудовые ресурсы. Каждого участника анализируемой ТР описывает экономико-математическая модель, которая связывает выпуск продукции и услуг с объемом затрат основных факторов производства (ресурсы, персонал, капитал).

Отсюда следует, что экономико-математическая модель, описывающая процессы активизации ТР, состоит из трех блоков. Первый блок образован моделями, описывающими деятельность каждого экономического субъекта, входящего в ТР, и моделью, описывающей взаимосвязи между субъектами. Второй блок представлен моделью, описывающей взаимодействие экономических субъектов в ходе взаимных поставок факторов производства. На настоящий момент программно реализован только простейший вид взаимосвязей - взаимные поставки продуктов и услуг. Третий блок представлен моделью, которая должна позволить оценить условия потребления продуктов и услуг, генерируемых данной ТР. Здесь необходимо использовать модели формирования цен на продукцию и услуги исходя из их потребительских свойств. В частности, практичной оказалось модель расчета экономической эффективности использования новых видов продукции.

В том случае, если объектом моделирования являются вид производства или отрасль, развитие которой может стать приоритетной для экономической политики региона, основные допущения модели можно свести к следующим блокам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БЛОКИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

1. Внутренним источником финансирования являются собственные средства предприятий отрасли, а также привлеченные

средства в форме кредитов. При этом для упрощения анализа величина кредитов связывалась с объемом собственных инвестиций. Это оправданно в той мере, в какой доля собственных инвестиций является относительно стабильной величиной.

2. Часть собственных средств идет на инвестиции в основной вид деятельности. При этом объем реинвестируемой части собственных средств задается в виде доли от общей суммы. Инвестиционный лаг здесь может варьировать.

3. Каждая «порция» нововведенных фондов характеризуется своим параметром приростной фондоотдачи.

4. Издержки по основным статьям линейно зависят от объема производства и задаются в форме коэффициентов «ресурсоемко-сти» или удельных затрат.

5. Задается величина внешнего спроса на продукцию, который ограничивает фактический объем выпуска в сравнении с потенциально возможным. Разница между этими показателями является важной характеристикой отрасли, на основе которой может быть скорректирована ее производственная программа.

Аспекты сценария, которые могут быть рассмотрены с использованием модели:

• индекс цен на продукцию (на ресурсы предполагается такой же, хотя можно и задавать отдельно, например, рост заработной платы или энергии);

• инвестиционная политика предприятий отрасли, которая отражается в доле собственных средств, которые остаются в распоряжении предприятия и могут быть реинвестированы;

• коэффициенты приростной фондоемкости, которые задаются прогнозным динамическим рядом в соответствии со статистикой реализуемых инвестиционных проектов и сценарными оценками;

• кредитная политика в отрасли, которая характеризуется условиями предоставления кредитов предприятиям отрасли;

• структура издержек, среди которых выделяются сырье и материалы, энергия, заработная плата и прочие расходы;

• внешний спрос на продукцию отрасли;

• ставки налогообложения в части, зависящей от решений региональной администрации поддерживать конкретные отрасли экономики.

При расчетах модели для каждого экономического субъекта, входящего в «зону роста», следует определить все основные финансово-экономические показатели деятельности. Эти показатели должны быть сбалансированы между собой по параметрам выпуска и взаимных поставок ресурсов, обеспечивающих необходимый объем производства в ТР.

МОДЕЛЬ СПРОСА

Мы предлагаем строить модель спроса как модель оценки эффективности потребления продукции и услуг, производимых в рамках базового производства для ТР. Содержание модели - выгоды конкретного потребителя в сравнении с конкурентными видами продукции и услуг. Такую модель относительно несложно построить для продукции производственно-технического назначения. В частности, можно опираться на принципы оценки эффективности новой техники и технологии, развитые еще в 1970-е гг. в работах под руководством академика Д.С. Львова. Для потребительских товаров ситуация более сложная. Оценить, чем, например, краснодарский помидор на рынках Архангельска, Москвы, Тюмени и т.д. лучше астраханского, кроме цены, довольно сложно. Здесь возможно использование экспертных оценок и результатов маркетинговых исследований.

Из модели потребления в модель производства поступают параметры цен и объемов потребления, а с помощью «производственной» модели рассчитываются результаты функционирования субъектов, рассматриваемых внутри ТР. Таким образом, есть возможность оценить такие последствия активизации ТР, как потоки наличных средств, налоговые

поступления в бюджеты разных уровней, прирост фонда заработной платы.

На основании этих показателей можно оценить эффективность (результативность) мероприятий администрации региона, направленных на поддержку деятельности частного бизнеса (инвесторов) по активизации ТР. Объем участия региональной администрации определяется критерием возвратности бюджетных средств за счет налоговых поступлений. Причем объем возврата средств должен оцениваться по всей цепочке мультипликативных связей производств, входящих в «зону роста», включая подоходные налоги, которые связываются с динамикой роста фонда заработной платы на предприятиях «точки роста». Таким образом, реализуется «проектный» принцип участия государства в лице региональных властей в активизации частного бизнеса на территории. Согласно этому принципу любое участие государства в поддержке частного сектора представляет собой инвестиционный проект, который реализует региональная администрация. Такой прием позволяет использовать весь арсенал методов оценки эффективности инвестиционных проектов для оценки эффективности инвестиционной деятельности администрации.

Реализация предлагаемой схемы формирования инвестиционной стратегии предполагает следующие мероприятия:

• формирование системы анализа и определение потенциально эффективных направлений хозяйственной деятельности в регионе, которые могут стать объектом поддержки со стороны государства;

• создание системы экспертизы и мониторинга социально-экономических процессов в регионе;

• создание постоянно действующей системы анализа и корректировки критериев оценки и отбора проектов программ, претендующих на поддержку со стороны государства, исходя из приоритетов социально-экономического развития региона;

• создание системы эффективных механизмов поддержки со стороны региональной администрации перспективных видов про-

изводств на территории региона (кредиты, гарантии, льготы, каникулы, таможенная и правовая защита, информационная и консультационная поддержка, лоббирование и т.п.);

• осуществление мероприятий, связанных с бюджетной реформой, в частности внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат;

• осуществление всего комплекса мероприятий, обеспечивающих создание привлекательного инвестиционного климата.

В настоящее время необходимое программное обеспечение и компьютерная версия первого варианта модели оценки эффективности потенциальных точек роста прошли экспериментальную проверку и показали конструктивность предлагаемого подхода.

Литература

Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1990.

Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.

Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.

Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Формирование стратегии функционирования инновационно-промышленных кластеров / Препринт WP/2007/216. М.: ЦЭМИ РАН, 2007.

Мезоэкономика переходного периода. Рынки, отрасли, предприятия / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: Наука, 2001.

Стратегия бизнеса / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.

Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г.Б. Клейнера. М.: Наука, 2002.

Рукопись поступила в редакцию 13.05.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.