Научная статья на тему 'Региональные детерминанты формирования инновационного вектора в управлении инвестиционным потенциалом территории'

Региональные детерминанты формирования инновационного вектора в управлении инвестиционным потенциалом территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
371
69
Поделиться
Журнал
Terra Economicus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Фролова И. В.

Расширение и углубление процессов регионализации и стратификации народного хозяйства, усиление конкуренции на внутренних и мировых рынках определяет принципиальную значимость концентрации усилий и воздействий органов регионального управления на инновационных факторах и параметрах инвестиционной динамики и обретении, в соответствии с этим, нового качества инвестиционного потенциала территории. Это означает прицельную организацию инвестиционной деятельности в границах региональной экономики на преимущественном стимулировании через инвестиции разработки и осуществления инновационных проектов в составе приоритетов социально-экономического развития каждой отдельной территории, что может явиться одним из способов обеспечения устойчивого сбалансированного роста экономики России в целом.

Текст научной работы на тему «Региональные детерминанты формирования инновационного вектора в управлении инвестиционным потенциалом территории»

- расчет прямого вознаграждения сотрудников, которые непосредственно осуществляют деятельность. Прямое вознаграждение рассчитывается как произведение количества рабочего времени, которое требуется для единицы рассматриваемого объекта и оплаты за единицу времени в денежном выражении;

- расчет предельного расхода как суммы прямых материальных затрат, прямого вознаграждения сотрудников и затрат транзакционного сектора сотрудников.

Третий этап - расчет ТАИ -расчет транзакционных издержек как разность предельного дохода, полученного на первом этапе и предельного расхода, полученного на втором этапе.

ФРОЛОВА И.В.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ВЕКТОРА В УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ТЕРРИТОРИИ

Расширение и углубление процессов регионализации и стратификации народного хозяйства, усиление конкуренции на внутренних и мировых рынках определяет принципиальную значимость концентрации усилий и воздействий органов регионального управления на инновационных факторах и параметрах инвестиционной динамики и обретении, в соответствии с этим, нового качества инвестиционного потенциала территории. Это означает прицельную организацию инвестиционной деятельности в границах региональной экономики на преимущественном стимулировании через инвестиции разработки и осуществления инновационных проектов в составе приоритетов социально-экономического развития каждой отдельной территории, что может явиться одним из способов обеспечения устойчивого сбалансированного роста экономики России в целом.

Появление инновационной экономики привело к взрывному росту диспропорций по показателю инновационно-ориентированных инвестиций между различными регионами мирового хозяйства, между крупными субъектами РФ и остальной территорией. Поэтому одной из важнейших проблем научно-изобретательской и внедренческой деятельности ученые считают неравномерность ее распределения по ведущим странам, а также территориальные диспропорции внутри государств. Страны с высоким доходом, в которых проживает 15,6% населения, концентрируют у себя подавляющую часть научного и изобретательского потенциала (92,4% заявок на патенты) и присваивают практически всю (98,5%) интеллектуальную квазиренту. Лидерами здесь являются североамериканская, западноевропейская и японская цивилизации; на страны с низким уровнем доходов (40,9% населения) приходится всего 0,8% заявок и 0,04% лицензионных доходов [4].

Анализируя положение России, необходимо отметить некоторую противоречивость сложившейся ситуации: по числу ученых и инженеров на 1 млн населения наша страна превосходит государства с высоким уровнем дохода; сравнительно значительна ее доля в заявках на патенты (2,6%); однако доля в лицензионных доходах составляет всего 0,08%. Исследование доли инновационной продукции в общем объёме производства показало, что по сравнению со странами членами ОСЭР она чрезвычайно мала, что в совокупности с вышеприведенными данными свидетельствуют о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта и другим показателям Россия заметно отстает от развитых стран [2].

Помимо значительной дифференциации научного и изобретательского потенциала в рамках отдельных цивилизаций диспропорции наблюдаются и по инновационному потенциалу, который оказался сосредоточенным в небольшой группе стран, а в них - в крупных городах и мегаполисах, превратившихся в центры транснационального предпринимательства и коммуникации, на долю которых приходится три четверти открытий и изобретений, сконцентрировавших в своих руках контроль над критическими инфраструктурами и способных в силу этого производить более 60% мирового ВВП [1].

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Дифференциация инновационного потенциала и связанная с этим диспропорциональность нацеленных на осуществление нововведений инвестиций прослеживается как в глобальном, так и в общероссийском масштабе, что подтверждает регулярно проводимая специалистами журнала «Эксперт» рейтинговая оценка инвестиционного потенциала в регионах России. Получаемые результаты этой оценки подтверждают тот факт, что в условиях существенной регионализации национальной экономики, означающей безусловную значимость региональных детерминант в становлении инновационно-ориентированной региональной инвестиционной политики, необходима разработка механизмов, нацеленных на формирование условий и обеспечение эффективного практического взаимодействия научно-технического и инновационного сектора со сферой производства и иными сферами жизнедеятельности. Такое инновационно-ориентированное формирование инвестиционных пропорций, как свидетельствует мировой опыт, обретает в будущем качество важнейшего конкурентного преимущества территории, фактора устойчивого функционирования воспроизводственной системы региона.

Исследования показывают, что основными причинами, вызывающими противоречие между имеющимся достаточно высоким инвестиционным и инновационным потенциалами отдельных регионов страны и результатами их сопряженного использования являются: несовершенство механизма хозяйственного оборота интеллектуальной собственности; недостаточность законодательной и правовой базы инновационной и инвестиционной деятельности; невысокий социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя-инно-ватора; отсутствие значимых стимулов для финансирования инновационной деятельности; зачастую нерыночный менеджмент в научно-технической сфере и слабые знания большей части управленцев основ инновационного развития экономики региона; неразвитость стимулов участия банков в финансировании инноваций и системы страхования инвестиционных и инновационных рисков; низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса в регионе и др.

Иными словами, отсутствие адекватных современным реалиям методов и механизмов управления инновационно-ориентированной инвестиционной деятельностью в её территориально-локализованных формах является одной из важнейших причин неустойчивого инновационного и в целом экономического развития и сохраняющихся диспропорций в регионах России.

В данном контексте комплексное исследование инвестиционной деятельности и инновационных процессов в сопряжении с проблематикой сбалансированного развития экономики мезоуровня, видоизменяющего базовые хозяйственные пропорции и выступающего с одной стороны, фактором, а с другой, - результатом регионального саморазвития и межрегионального взаимодействия, приобретает особую актуальность и является магистральным целевым ориентиром региональной социально-экономической политики [2]. А сама необходимость инновационно-ориентированного развития регионального инвестиционного потенциала приобретает первостепенную значимость как для России в целом, так и для ее региональных составляющих, перспективы динамичного развития которых во многом сопряжены с наличием действенного, взаимоувязанного по функциональным составляющим и иерархическим уровням, механизма активизации инновационно-ориентированных инвестиций и поддержки инновационной активности субъектов хозяйствования. Последняя в современных экономических реалиях приобретает качество важнейшего конкурентного преимущества и главного фактора устойчивого функционирования хозяйственной и воспроизводственной системы региона.

Механизм управления процессом инновационной направленности инвестиционного потенциала региона предстает в виде совокупности организационно-хозяйственных форм и методов осуществления управляющих воздействий, объединяющих усилия субъектов инвестиционной деятельности в единый инновационный процесс, создающий новшества, соответствующие спросу производственной сферы региона и обеспечивающий условия освоения их предприятиями и потребителями. Это означает последовательный переход от доминанты адаптационно-стабилизационной политики к конструированию инновационно-ориентированной стратегии развития инвестиционного потенциала региона на ос-

нове адекватных макроэкономическим императивам и адаптированных к специфическим условиям и характеристикам конкретной территории инструментов и технологий управления. Эффективность усилий и действий в направлении формирования благоприятной инвестиционной среды и инновационных качеств региональной экономики, под которыми понимается её способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса, устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, зависит не столько от имеющихся ресурсных возможностей, сколько от наличия и действенности регионального инвестиционного механизма, регулирующего и координирующего развитие инновационной сферы региона.

Совершенствование рыночных принципов и методов хозяйствования в контексте создания действенного механизма управления инвестиционными процессами в сочетании с продуманной и согласованной инновационной политикой различных субъектов деловой активности способны создать условия для перехода экономики российских регионов к инновационно-ориентированному типу.

Это означает, что для выхода на траекторию устойчивого развития экономики региона необходимо создание условий, стимулирующих внедрение субъектами хозяйственной активности инноваций, формирующих у них заинтересованность и спрос на новшества, к числу которых относится состояние и степень развития рыночной и инновационной инфраструктуры, институтов венчурного финансирования, наличие правовых основ, защищающих права собственности на научно-технические новшества, и другие условия, способствующие согласованию интересов участников цепи «наука - инновации - производство» [2]. То есть необходимо на основе проведения продуманной государственной региональной политики стимулировать переход к инновационно-ориентированной модели развития и придать новый культурный и геоэкономический смысл региональным проектам и инициативам с целью обеспечения концентрации регионального инвестиционного потенциала на приоритетных направлениях развития территории и создания условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов.

Указанная необходимость инновационного развития региона предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности в отношении региональных инвестиций в условиях, когда уже практически неоспорима ведущая роль знаний и информации в процессе социально-экономических преобразований. При этом управление инновационно-ориентированной деятельностью в системе регионального управления становится особой формой управленческой деятельности, направленной на получение высоких экономических, социальных и иных результатов путём использования инноваций в общественной практике.

Это в полной мере согласуется с общемировыми тенденциями, которые показывают, что уже с конца 70-х годов прошлого века в Великобритании, Германии, США и ряде других государств все возрастающую роль в развитии наукоемких отраслей промышленности, а также инновационных процессов наряду с федеральными начинают играть и территориальные органы государственной власти [3].

К настоящему времени в нашей стране практически сложились многоуровневые отношения между регионами и центром в области взаимодействия в научно-технической, инновационной и инвестиционной сфере. При этом на каждом иерархическом уровне решаются вполне конкретные задачи и действует определенная система взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, определяющих в совокупности динамику развития инновационной составляющей инвестиционного потенциала региональной экономической системы (рис. 1). Поэтому для формирования эффективной инновационно-ориентированной региональной инвестиционной политики и соответствующей ей стратегии социально - экономического развития территориально-локализованной системы мезоуровня необходимо применение системного подхода к их выявлению, обобщению и систематизации, а также комплексный учет данных факторов в сопряжении со специфическими условиями и характеристиками конкретного региона.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Рис. 1. Иерархия причинно-следственных связей в процессе формирования регионального потенциала инновационно-ориентированных инвестиций

Целесообразность учета и в значительной степени определяющее воздействие региональных детерминант при формировании инновационно-ориентированной региональной инвестиционной политики в соответствии с представленными на рисунке уровнями иерархии проявляется в следующем:

- актуализация потребностей инновационного развития региональной экономики отдельных субъектов РФ в условиях укрепления вертикали государственной власти и возрастания роли региональных структур в финансовом обеспечении инноваций;

- возможность рациональной специализации хозяйственной системы отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда;

- необходимость соответствия реализуемых в регионе инновационных проектов стратегии развития мезоэкономики в целях выработки адекватных управленческих воздействий в отношении инвестиций региональными органами государственной власти;

- важность соответствия структуры производимой инновационной продукции потребностям, а также финансовым и организационным возможностям и механизмам региональной экономики;

- возможность индивидуализации применения различных форм стимулирования инвесторов на региональном уровне в соответствии с приоритетами социально-экономического развития территорий.

Необходимость акцентирования внимания на инновационной структуризации экономической системы региона, в свою очередь, обусловлена следующими факторами:

- возможность сохранения и укрепления единого экономического пространства региона посредством инновационного развития всех его подсистем с позиций системного и нормативного подходов к реализации стратегического управления;

- концентрация инвестиций на инновационно потенциальных и инновационно активных направлениях регионального хозяйства (отраслях и сферах региональной экономики, крупных корпорациях и т.д.) и местах эффективного потребления готовой инновационной продукции;

- равномерное «размещение» инноваций по территории страны в целом, нацеленное, в том числе, на выравнивание уровня социально-экономического развития регионов и др.

К числу основных факторов - региональных детерминант инновационной направленности инвестиций в регионе, напрямую корреспондирующих с так называемой «инновационной структурой» региональной экономики, относятся, в первую очередь, параметрические характеристики его интегрального потенциала, включая экономико-географическое положение региона, население и трудовые ресурсы, созданный на территории производственный аппарат, инфраструктуру и транспортный фактор, локализованные природные ресурсы, научно-технический потенциал, социальный климат, формы территориальной организации хозяйства, финансовые ресурсы, институциональную инфраструктуру инвестиционной и инновационной деятельности, а также качество регионального управления.

Взаимовлияние данных факторов в совокупности формирует специфическую среду протекания инновационных процессов на мезоуровне (включая их инвестиционную обеспеченность), образуя на его территории ареалы инновационного роста, в качестве которых могут рассматриваться не только совокупности предприятий лидирующих отраслей, но и отдельные территории, выполняющие в границах региона функции локализации инноваций и прогресса. Эти территории, расположенные между полюсами роста и обеспечивающие связь между ними, получают дополнительные импульсы инновационного развития и экономического роста благодаря увеличению информационных потоков коммуникаций, распространению инноваций, развитию инфраструктуры и т.д.

Рассмотрение данного вопроса в масштабе страны в целом позволяет выделить ведущие регионы, представляющие собой наиболее крупные полюса инновационного роста экономики страны в целом, при этом внутри региональных экономических систем выделяются отраслевые ареалы роста инноваций, передающие импульсы развития второстепенным отраслям посредством рыночных связей, обеспечивая тем самым сбалансированное развитие системы региональной экономики.

Поскольку с позиций системного подхода региональная экономика представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка - макроэкономической системы, целесообразным представляется стимулирование инвестиционных вливаний в развитие тех инновационных полюсов роста в системе региональной экономики, без успешного функционирования которых невозможно эффективное развитие макроэкономики в целом. В таком понимании проблемы инновационной ориентированности инвестиций как раз и проявляется отмеченная выше взаимосвязь элементов макроэкономической системы. При этом ряд взаимосвязей играет системообразующую роль в макроэкономике в целом и отдельных регионах в частности, что связано с ключевой ролью отдельных отраслей, реализующих инновации, которые, формируя базовые звенья региональной экономики, соединяют лидирующие и второстепенные функциональные зоны территориального комплекса.

Таким образом, в качестве сфер и секторов реализации управленческих стратегий в отношении инновационно-ориентированных инвестиций в регионе можно выделить, с одной стороны, полюса инновационного роста региональной экономики - ведущие, базовые

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

отрасли, с другой, - обеспечивающие инновационное развитие базовых и смежных с ними отраслей, что в наибольшей степени будет соответствовать решению задачи комплексного социально-экономического развития территории.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лунева Я.Е. Модернизационные императивы развития механизма управления инновационной деятельность в регионе: теория и практика. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

2. Княгинин В.Н., Щедровицкий П.Г. Формула развития: Препринт ШР5/2003/02. - М.:

ГУ - ВШЭ, 2003.

3. Путь в 21 век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. - М.: Экономика, 1999.

4. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н., Кушлин В.И. Прогноз инновационного развития России на период до 2050 года с учетом мировых тенденций // Инновации, 2005. № 1.

СУЧКОВА Е.Д.

КЛАСТЕРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В мировой экономике успешно функционируют страны, сформировавшие кластерную парадигму своего развития. Ее составляющими являются возрастающая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, развитием экономики знаний, усиления социальной направленности новых технологий, глобальный характер создания и использования результатов научных исследований, технологий, продуктов и услуг.

Научные исследования в этом направлении привели к необходимости формирования теории инновационных систем как совокупности взаимосвязанных организационных структур, занятых производством и дальнейшей реализацией научных знаний и технологий, малых, средних и крупных компаний, университетов, лабораторий, технопарков, технополисов.

Само развитие организационных структур, которые объединяют инновационно-инвестиционные процессы в экономике России, Украины и иных стран СНГ, требуют детального исследования.

На протяжении 2-х последних столетий произошли 2 промышленные революции, сменились 6 технологических укладов (ТУ). Сегодня доминируют технологии 5-го ТУ, основу которого составляют вычислительные технологии, информационные технологии, авиационная промышленность, оптоволоконная техника. С середины 90-х в развитых странах начали формироваться технологии 6-го ТУ- биотехнологии, нанотехнологии, фотоника, аэрокосмическая промышленность. Характерным является сокращение времени доминирования ТУ. Так 4-й ТУ (автомобилестроение, цветная металлургия, электронная промышленность), характерный для периода 1940-1990 р.р. длился - 50 лет, а уже 5-й ТУ по некоторым предположениям продлится - 30 лет (1990-2020). Это связано с увеличением инновационно-технологической составляющей развития экономики, которая является наследием расширения инновационно-организационных форм производства - интеграционных производственных объединений, в частности, кластеров, которые стали главным механизмом ускорения трансформации технологических укладов.

В последнее десятилетие в Российской экономике уделяется значительное внимание созданию эффективной национальной инновационной системы (НИС). Основу ее составляют высокотехнологический сектор экономики - 5 ТУ, элементы 6-го ТУ - аэрокосмическая, электротехническая, электронная, фармацевтическая отрасли, биохимия, производство ЭВМ. Россия сохраняет передовые позиции в разработке макротехнологий для судостро-