Научная статья на тему 'Инвестиционная составляющая в цене платной образовательной услуги'

Инвестиционная составляющая в цене платной образовательной услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЦЕНА УСЛУГИ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ НА УСЛУГИ ОБРАЗОВАНИЯ / BUDGET SOURCES / PRICE OF THE SERVICE / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / COST JUSTIFICATION OF EDUCATION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришанова Ольга Алексеевна, Соколова Елена Юрьевна

В статье рассматривается механизм финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет внебюджетных источников, полученных от оказания платных образовательных услуг, и методика расчета цены платной услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT COMPONENT PUBLISHED PRICE EDUCATIONAL SERVICES

This article discusses the mechanism of municipal educational institutions financing at the budget sources expense derived from the provision of educational services and the methodology for calculating the price paid service.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная составляющая в цене платной образовательной услуги»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ЦЕНЕ ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ

Ограниченность бюджетных средств рамками государственного (муниципального) задания и нормативами финансирования приводят к тому, что для полноценного функционирования и развития образовательного учреждения и удовлетворения потребностей общества необходимо привлекать дополнительные внебюджетные источники финансирования.

К ним можно отнести:

• благотворительные взносы юридических и физических лиц;

• доходы от реализации дополнительных платных образовательных услуг;

• организация учебно-производственной деятельности;

• сдача имущества в аренду и др.

Платные образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями - наиболее распространённый вид деятельности по привлечению внебюджетных средств. Если образовательное учреждение является конкурентоспособным, то оно сможет привлечь средства за счёт дополнительных платных образовательных услуг.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» в уставе государственного и муниципального образовательного учреждения в обязательном порядке указывается наличие платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе). Данное положение получило широкое применение.

Так, например, в 2010 году в г. Краснодаре общее количество муниципальных образовательных учреждений составило 262, в том числе оказывающих дополнительные платные образовательные услуги по утверждённым тарифам - 47. По состоянию на 01.10.2011 количество образовательных учреждений, оказывающих дополнительные платные услуги, составило уже 127, соответственно количество образовательных учреждений, оказывающих платные услуги, увеличилось в 2,7 раза. [2] В публичном докладе администрации г. Краснодара представлена динамика роста тарифов на дополнительные платные образовательные и иные услуги, не относящиеся к основным видам деятельности (таб.1).

Таблица 1

Тарифы на дополнительные платные услуги муниципальных образовательных учреждений

(рублей)

Наименование услуги Наполняемость группы в учебном году

10 человек 2010/2011 5 человек 2010/2011 10 человек 2011/2012 5 человек 2011/2012

Образовательные услуги социальнопедагогической направленности 119,27 55,58 125,65 66,14

Образовательные услуги художественно-эстетической направленности 105,57 0,00 121,39 0,00

Иная услуга: организация пребывания в группе досуга 61,00 35,40 67,03 36,74

Как свидетельствует таблица 1, цена услуги в школах г. Краснодара снижается в зависимости от наполняемости группы, что не соответствует теории ценообразования - при увеличении объема величина накладных расходов в единице товара снижается и при прочих равных условиях, цена должна также снижаться. Можно предположить, что при малой комплектности группы из цены исключаются какие-то затраты, присутствующие в цене полной группы.

Динамика развития платных образовательных услуг в России, увеличение объёма доходов от них напрямую зависят от эффективности использования полученных средств. На стадии формирования системы платных образовательных услуг, заработанные средства должны целенаправленно использоваться только на развитие услуг, а не направляться на текущие нужды, в силу их недофинансирования. «Поедание» средств будет являться препятствием для развития внебюджетной деятельности образовательных учреждений, поскольку платные образовательные услуги предоставляются с целью повышения качества подготовки учащихся, выходящего за рамки базисного учебного плана и улучшения материально-технического и организационного обеспечения образовательного процесса.

Величина экономически обоснованных тарифов на дополнительные платные образовательные услуги зависит от ряда факторов. Наиболее важными факторами, оказывающими влияние на размер цены платной услуги, является не только размер заработной платы педагога, но и величина прожиточного минимума на конкретной территории, как ориентир средних доходов населения. На размер цены влияет также и такой показатель, как «наполняемость группы». Увеличение или снижение численности обучающихся в одной группе приведёт к снижению или увеличению цены за один час обучения одного обучающегося при равных затратах на процесс обучения.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой за счет

средств соответствующего бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в бюджет.

В образовательных учреждениях могут осуществляться следующие виды платных дополнительных образовательных услуг:

- реализация образовательных программ различной направленности за пределами основных образовательных программ, определяющих статус образовательного учреждения;

- преподавание и изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

- организация и ведение различных курсов;

- организация и ведение различных кружков, секций (музыкальных, танцевальных, спортивнооздоровительных и др.) по обучению и приобщению к всестороннему развитию гармоничной личности;

- оказание репетиторских услуг лицам, не обучающимся в данном общеобразовательном учреждении;

- осуществление индивидуального и группового обучения по программам дошкольного образования детей, не посещающих данное образовательное учреждение, по адаптации детей к условиям школьной жизни;

- создание различных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии: услуги логопедической, психологической и дефектологической помощи для детей образовательного учреждения, при условии, что данные услуги оказываются за пределами рабочего времени и вне должностной инструкции специалистов, штатного расписания, финансируемого из бюджета (психологов, логопедов, дефектологов).

Наиболее востребованными в настоящее время дополнительными платными образовательными услугами в общеобразовательных школах являются подготовка к ЕГЭ, подготовка детей к школе, группы продлённого дня в дошкольных образовательных учреждениях.

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся:

- снижение установленной наполняемости классов;

- сдача экзаменов в порядке экстерната;

- дополнительные занятия с неуспевающими учениками;

- деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ;

- реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

В некоторых муниципальных образованиях перечень платных услуг регулируется нормативным актом[1].

Процесс развития платных образовательных услуг в условиях реформирования организационной формы и перехода к новому правовому статусу бюджетных учреждений - казённых, бюджетных и автономных - расширения финансовой самостоятельности в распоряжении средствами должен носить постепенный характер. Увеличить резко объем платных образовательных услуг и получить быстрый финансовый результат, невозможно, особенно на первом этапе, т.к. введение платных услуг связано с ломкой стереотипов мышления родителей - нужно вложить средства в то, что раньше было бесплатным.

В настоящее время учреждение образования самостоятельно утверждает размер платы за оказываемые им платные услуги за исключением случаев, установленных нормативными актами муниципалитетов.

При установлении размера цены за оказанные платные услуги необходим расчет экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием соответствующих платных услуг с учетом требований к качеству оказания и конъюнктуры рынка. Как показал проведенный анализ нормативных актов отдельных муниципальных образований (г. Екатеринбург, г.Шуя), расчет цены должен осуществляться на основании:[3 8]

- установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, региона, муниципального образования цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (при наличии);

- размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ), размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения, а также затрат на обновление имущества и развития материально-технической базы учреждения;

- анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг в предшествующих периодах;

- прогнозной информации о динамике изменений уровня цен в составе затрат на оказание учреждением платных услуг, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

- анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги и уровня цен (тарифов) на них;

- анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на платные услуги.

При этом одни нормативные акты ограничивают нижнюю границу размера платы в расчете на единицу оказания платной услуги объемом финансового обеспечения таких же услуг в расчете на одну единицу оказания муниципальных услуг, выполняемых в рамках муниципального задания.[1] Другие нормативные акты предусматривают возможность установления повышающего или понижающего коэффициента к цене, учитывающего объективные различия (место нахождения, количество потребителей платной услуги) в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же платной услуги, но ограничивают верхнюю границу «цена, умноженная на соответствующий корректирующий коэффициент, не должна превышать предельную цену, установленную для данной платной услуги». [3]Таким образом, установленная цена может только понижаться.

В локальных актах образовательных учреждений - Положение о порядке оказания платных дополнительных образовательных платных услуг муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №117 г. Екатеринбурга - может предусматриваться прямое предоставление льготы по оплате за оказание платных дополнительных образовательных услуг:

для детей сирот и опекаемых - в размере 70%;

для детей- инвалидов - в размере 100 %

для детей из малоимущих семей - в размере 70%;

для детей из одной семьи, участвующих в получении одной и той же платной образовательной услуги 50%;.

для детей, участвующих в получении двух и более платных дополнительных образовательных услуг - в размере 30%. [5]

Рассмотрим на примере некоторых нормативных актов муниципальных образований предлагаемые методики формирования цены платной услуги в образовании.

Во всех нормативных актах основным принципом при формировании цены на платные дополнительные образовательные услуги является затратный, при котором цена образуется на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов. Практически везде цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, с учетом спроса на платную услугу, требований к качеству платной услуги в соответствии с показателями муниципального задания, а также с учетом положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых актов по определению расчетно-нормативных затрат на оказание платной услуги.

Постановлением Администрации Шуйского муниципального района [3] утвержден порядок единого механизма формирования предельных цен на услуги, предоставляемые бюджетным учреждением на платной основе. В цену платной услуги предлагается включать как затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги и потребляемые в процессе ее предоставления, так и затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги (накладные затраты). Такой порядок расчета с включением накладных расходов применяется для оказания коммерческих платных услуг (кружков, спортивных секций, клубов, и т.д.). Однако при определении цены платной образовательной услуги предлагается скорректировать механизм расчета цены, т.к. целый ряд затрат уже будет профинансирован за счет бюджетных средств, что является немаловажным для размера цены.

В распоряжении Администрации г. Екатеринбурга[8] в состав цены рекомендовано включать себестоимость услуги и средства на развитие материально - технической базы учреждения.

Прямыми затратами при этом являются только расходы на заработную плату педагогов, административного и обслуживающего персонала;

Материальные затраты включаются в цену в размере до 30% стоимости платной услуги.

Расходы на оплату коммунальных платежей составляют 10 % стоимости платной услуги.

Иные материальные затраты, в том числе на приобретение учебно-наглядных пособий, расходного материала, моющих средств, хозяйственного инвентаря и т.п. составляет 20% от платной услуги.

Средства на развитие материально - технической базы школы (капитальный и текущий ремонт, приобретение оборудования) принимаются в размере до 20% от стоимости платной образовательной услуги.

Формула для расчета цены платной дополнительной образовательной услуги приобретает вид: ЦОУ = (СБ + СР) / КГ (1)

СБ - себестоимость платной дополнительной образовательной услуги;

СР - средства на развитие материальной базы учреждения;

КГ - количество детей, занимающихся в группе, получающей платные дополнительные образовательные услуги. При индивидуальном обучении КГ = 1.

В экономической литературе также предлагается рассчитывать цены затратным методом с учетом прибыли:[10]

Цена единицы услуги = Себестоимость + Прибыль (2)

Себестоимость = Прямые расходы + Косвенные расходы (3)

Иллюстрацией рассмотренных методов расчета цены может являться Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии № 23 г. Иваново [7].

«Размер платы за оказание дополнительных услуг устанавливается по соглашению сторон, исходя из стоимости часа (но не ниже, чем установлено ЕТС), с учетом начислений на заработную плату, материальных затрат (на литературу, оснащение учебного процесса, коммунальные затраты и т.д.), дохода на развитие гимназии. На оказание каждой дополнительной услуги составляется смета расходов в расчете на одного получателя этой услуги. Смета рассчитывается в целом на группу получателей одного вида услуги, и затем определяется цена отдельной услуги на каждого получателя.

Стоимость платных услуг определяется сметой, которая включает в себя расходы на заработную плату персонала; начисления на заработную плату; оплату коммунальных платежей; фонд развития образовательного учреждения».

При разработке методики расчета цены платной образовательной услуги необходимо раскрыть механизм финансирования учреждений образования в настоящее время на примере конкретного муниципального образования, поскольку цена оказываемых платных дополнительных образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем в соответствии с утвержденной сметой.

Современный механизм финансирования муниципальных бюджетных и автономных учреждений образования в соответствии с Федеральном законом от 08.05.2010 года № 83-ФЗ [9]осуществляется на основе муниципальных заданий на оказание муниципальной услуги «Общее образование в общеобразовательных учреждениях».

Порядок формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания определяется нормативным актом муниципального образования, в котором определяются объемы и условия предоставления субсидии для покрытия финансовых затрат на месяц согласно нормативам финансового обеспечения отдельно на содержание воспитанников и на содержание имущества в размере 100 % от среднемесячной стоимости норматива по каждому направлению [6].

В составе затрат, связанных непосредственно с оказанием муниципальной услуги, выделяют следующие группы затрат:

- нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании муниципальной услуги;

- нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемые в процессе оказания муниципальной услуги;

- иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием муниципальной услуги (за исключением затрат на содержание имущества).

К иным нормативным затратам относятся затраты следующие группы затрат:

- нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);

В составе нормативных затрат на коммунальные услуги должны быть учтены:

- нормативные затраты на потребление горячей и холодной воды, на услуги водоотведения в размере 100%;

- нормативные затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

- нормативные затраты на потребление электрической энергии в размере 90 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей.

- нормативные затраты на приобретение услуг связи;

- нормативные затраты на приобретение транспортных услуг;

- нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании муниципальной услуги (административно-управленческого, хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании муниципальной услуги).

Все выше перечисленное свидетельствует, что как прямые, так и накладные расходы, связанные с оказанием муниципальной услуги полностью покрываются за счет средств местного

бюджета. И поскольку платные услуги образовательного учреждения являются дополнительными, а не основными услугами, то основываясь на теории финансового менеджмента, можно утверждать, что включение доли накладных расходов в цену платной образовательной услуги нецелесообразно, хотя бы из условий конкуренции на рынке образовательных услуг, так как эти затраты в цене услуги будут являться прибылью. Однако образовательные учреждения не являются коммерческими, и получение прибыли не является целью деятельности.

Поэтому предлагаемый в нормативных актах муниципальных образований [3]способ расчета цены на основе учета прямых затрат, непосредственно связанных с оказанием платной услуги и потреб-

ляемых в процессе ее предоставления, и накладных затрат, не потребляемых непосредственно в процессе оказания платной услуги, по нашему мнению, неверный.

Цена услуги должна рассчитываться только по размеру затрат, непосредственно связанных с оказанием платной услуги, которые могут состоять из:

- затрат на заработную плату персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги (основной персонал) и социальных отчислений;

- материальных затрат, потребляемых в процессе оказания платной услуги (при наличии).

Остальные затраты не связаны напрямую с оказанием дополнительных услуг, как, например,

амортизация оборудования, поскольку она начисляется независимо от объема оказываемых услуг.

При необходимости с целью формирования инвестиционного фонда в цену услуги может быть заложен определенный процент от величины инвестиционных затрат на планируемый период, например, сумму на приобретение необходимых основных средств.

Инвестиционная составляющая должна рассчитываться учредителем образовательного учреждения на основании обеспеченности оборудованием, необходимым для осуществления учебного процесса, и дополнительной потребности в средствах для приобретения оборудования в целом по всем муниципальным образовательным учреждениям. В качестве примера для расчета инвестиционной составляющей в цене платной образовательной услуги можно использовать показатель - оснащенность компьютерами школ Шуйского муниципального района (таб. 2.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Обеспеченность образовательных учреждений оборудованием и дополнительная потреб-

ность в инвестициях

Наименование общеобразовательного учреждения Количество персональных ЭВМ (ед.) Их них используется в учебных целях (ед.) Численность учащихся, приходящихся на один компьютер (чел.) Дополнительная потребность в компьютерах (ед.)

города и поселки городского типа

1 Колобовская МСОШ 30 24 10,0 17

Итого 30 24 10,0 17

сельская местность

1 Васильевская МСОШ 20 18 9,4 16

2 Китовская МСОШ 31 29 6,75 16

3 Перемиловская МСОШ 19 18 8,7 12

4 Пустошенская МСОШ 18 18 7,0 12

5 Клочковская МООШ 8 8 5,5 6

6 Милюковская МООШ 11 11 4,0 5

7 Чернцкая МООШ 11 11 5,6 8

8 Дуниловская МНОШ 3 3 4,0 0

9 Сергеевская МНОШ 9 8 1,8 2

Итого 130 124 5,9 77

ВСЕГО 160 148 7,9 94

Из таблицы 2 следует, что все школы, кроме одной, Шуйского муниципального района испытывают потребность в дополнительном приобретении компьютеров. Естественно, при оказании платных образовательных услуг невозможно заложить в цену всю сумму потребности в средствах на приобретение оборудования, что, в общем - то, и не требуется. В бюджеты муниципальных образований поступают субсидии из областного бюджета на реализацию программы по модернизации региональных систем общего образования.

Нами предлагается разрабатывать единые цены на оказание дополнительных образовательных платных услуг однотипным учреждениям на муниципальном уровне. Учредитель должен ставить своей целью определение и использование единой цены на оказание услуги всеми муниципальными учреждениями, без включения накладных расходов.

Цена платной образовательной услуги должна рассчитываться по формуле:

Ц = (Прз + Инв )* К (4)

где: Прз - прямые затраты на оказание услуги, рассчитанные на основе нормативов для покрытия финансовых затрат;

Инв - средняя инвестиционная составляющая, рассчитанная в абсолютной сумме для района в целом, исходя из уровня платежеспособности населения района;

К - корректирующий коэффициент для каждой конкретной школы, в зависимости от потребности в инвестициях на развитие материальной базы.

Рассчитанная таким образом цена, во-первых, не будет включать накладные расходы, которые уже профинансированы из местного бюджета, а во-вторых, не будет включать прибыль, с которой учреждения вынуждены платить налог на прибыль, т.к. по мере накопления средств , они будут вкладываться в оборудование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.