Научная статья на тему 'Инвестиционная составляющая российского налогового законодательства'

Инвестиционная составляющая российского налогового законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гафиятуллин А. Р.

Анализируется действующее российское налоговое законодательство с точки зрения его благоприятствования инвестиционной деятельности. Рассматриваются существующие льготы по отдельным налогам, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, оценивается их практическая значимость для экономических субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная составляющая российского налогового законодательства»

УДК 336.564.2

А.Р. Гафиятуллин, аспирант, (34668) 43788, 8-982-522-25-09, g-art@bk.ru, (Россия, Уфа, БАГСУ)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РОССИЙСКОГО НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Анализируется действующее российское налоговое законодательство с точки зрения его благоприятствования инвестиционной деятельности. Рассматриваются существующие льготы по отдельным налогам, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, оценивается их практическая значимость для экономических субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность.

Ключевые слова: налог, налоговая система, инвестиции, инвестиционный процесс, инвестиционная деятельность.

Экономическую политику различных стран принято рассматривать с точки зрения выраженности распределительной функции налоговой системы. В зависимости от уровня налогового бремени, наличия льгот социально не защищенным слоям населения и прочим характеристикам налоговая система, так же как и экономическая политика может быть либеральной или социально ориентированной. В то же время не менее важной характеристикой любой налоговой системы является степень ее благоприятствования инвестиционным процессам или инвестиционная направленность.

Интересным видится определение места налоговой системы России на этой «шкале» инвестиционного благоприятствования. Однако сделать вывод о том, в полной ли мере налоговая система стимулирует инвестиционную деятельность достаточно сложно по той простой причине, что отсутствует какой либо четкий ориентир, способный быть точкой отсчета. В современном мире нет идеальных экономических систем. И мировой финансовый кризис в очередной раз это подтвердил.

Общие принципы налогообложения в России определяются Налоговым кодексом, а точнее его первой частью. Данным федеральным законом предусмотрены определенные гарантии инвесторам, например недопустимость установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от формы собственности и места происхождения капитала, запрет на установление налогов и сборов, ограничивающих свободное перемещение финансовых средств, первостепенность международного права перед национальным, а также отсутствие действия обратной силы актов законодательства, ухудшающих положение налогоплательщиков. Несмотря на важность данных положений, их трудно назвать определяющими качество инвестиционного климата и оценить их практическую ценность.

В действительности только одно право налогоплательщиков-инвесторов, предусмотренное частью первой Налогового кодекса, можно определить как льготу инвестиционного характера. Это право на изменение срока уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита. Причем отсрочка и рассрочка срока уплаты к этой категории не относятся, так как предоставляются по иным основаниям.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на прибыль, а также региональных и местных налогов на срок от одного до пяти лет по четырем основаниям:

- проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства;

- осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;

- выполнение организацией государственного оборонного заказа.

Плата за предоставление инвестиционного налогового кредита является экономически привлекательной для любого инвестора — от одной второй до трех четвертей ставки рефинансирования Центрального банка. Однако при всей своей экономической привлекательности практическая ценность права на получение инвестиционного налогового кредита является достаточно сомнительной. Все дело в том, что, во-первых, из четырех оснований предоставления налогового кредита только первые два имеют ярко выраженную инвестиционно-инновационную направленность. Во-вторых, существенно ограничены формы деятельности, дающие такое право. В основном ограничена инновационная деятельность, при том, что не учтены такие формы инвестиционной деятельности, как создание предприятий «с нуля» и увеличение объемов производства. Более того, учитывая относительно небольшой удельный вес региональных и местных налогов в совокупной налоговой нагрузке предприятий, экономически привлекательным является изменение срока уплаты лишь по налогу на прибыль. В то же время в связи с тем, что налог на прибыль является федеральным налогом, региональные власти не имеют полномочий на изменение сроков по его уплате, что делает такое право труднореализуемым.

Наиболее конкретные положения налогового законодательства, регулирующие инвестиционную деятельность, предусмотрены второй частью Налогового кодекса.

Налог на прибыль организаций

По характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействия на деятельность предприятий и предпринимателей, по степени влияния на ход и результаты коммерческой деятельности основным налогом, безусловно, является налог на прибыль ор-

ганизаций. Во многом именно этот налог определяет экономическую эффективность осуществления инвестиционной деятельности.

Налоговая теория и практика имеет в своем «арсенале» достаточно много разнообразных методов налогового регулирования инвестиционных процессов. Попробуем проанализировать масштабы их использования в действующем российском налоговом законодательстве.

Хотя право дифференциации налоговых ставок и предоставлено региональным властям (предоставлена возможность снижения ставки по налогу на прибыль в части зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации с 18 до 13,5 процентов), но в действительности оно практически не используется.

Тем не менее льготы инвестиционного характера, безусловно, предусмотрены в нашем налоговым законодательстве. Они нашли свое отражение в амортизационной политике, в создании особых экономических зон, а также в установлении особого порядка признания расходов для отдельных отраслей экономики.

Особым экономическим зонам в последнее время уделяется достаточно большое внимание со стороны государства. В частности, издан Федеральный закон № 116-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрен ряд льгот для резидентов особых экономических зон.

Что касается амортизационной политики, то льготы инвестиционного характера представлены в ней следующими нормами:

- право на нелинейный метод начисления амортизации;

- право на инвестиционную премию в размере от 10 до 30 процентов первоначальной стоимости вновь приобретенных основных средств;

- право применения повышающих коэффициентов.

Особое внимание в 25 главе Налогового кодекса уделено научноисследовательской и опытно-конструкторской деятельности. Как правило, льготы представлены в форме права на особый порядок признания расходов, вплоть до применения повышающего коэффициента 1,5.

Таким образом, основные направления налогового регулирования инвестиционной деятельности, выбранные нашими законотворцами — амортизационная политика, научно-исследовательская и опытноконструкторская деятельность, а также создание территориально обособленных зон льготного налогообложения. Безусловно, это тщательно обдуманный и взвешенный выбор. Такой вывод можно сделать, выделив основные проблемы инвестиционного развития экономики. Все дело в том, что вышеобозначенные три направления отражают основные проблемы в экономике современной России: сильнейшая физическая и моральная из-

ношенность основных фондов, полная изоляция науки от бизнеса и диспропорции в экономическом развитии регионов.

Впрочем стоит отметить и наличие ограничивающих инвестиционную деятельность норм налогового законодательства.

В современной экономике существует несколько способов прямого инвестирования в иностранные компании: предоставление займов на принципах платности и возвратности, вклад в уставный капитал, целевое финансирование и безвозмездная передача подконтрольному юридическому лицу денежных средств или основных фондов.

Целевое финансирование имеет ряд сложностей практического применения, так как в данном случае для исключения возникновения налоговых рисков необходимо строгое соблюдение целевого назначения предоставленных средств, тогда как чаще всего инвесторы стремятся к предоставлению права организации-реципиенту инвестиций самостоятельного определения направления использования финансовых ресурсов. Безвозмездная же передача основных средств или иного имущества не позволяет обеспечить возвратность инвестиций в виде процентов или дивидендов, особенно если организация, принимающая инвестиции, имеет двух и более учредителей.

Таким образом, наиболее эффективными способами прямого инвестирования иностранными организациями в российские предприятия являются предоставление займов и вклад в уставный капитал. Однако в условиях действующего российского налогового законодательства предоставление займов сопряжено с определенными налоговыми рисками. Статьей 269 главы 25 части второй Налогового кодекса установлены существенные ограничения на признание расходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями, являющимися аффилированными с заемщиком. В то же время при внесении вклада в уставный капитал возврат средств осуществляется в виде дивидендов (за исключением продажи доли). В данном случае иностранные инвесторы облагаются налогом на прибыль по ставке 15 %, а для российских компаний установлена ставка 9 %.

Упрощенные системы налогообложения

Что касается малого предпринимательства, то для него не предусмотрено никаких льгот по налогу на прибыль организаций, однако это вполне компенсируется наличием упрощенных систем и режимов налогообложения. Упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД) предусматривают упрощенную отчетность и низкую налоговую ставку. На ЕСХН могут перейти, очевидно, только сельскохозяйственные товаропроизводители, на УСН — любые малые предприятия, не производящие подакцизные товары (с ограничением по выручке, численности работающих и остаточной стоимости основных средств), на ЕНВД обязаны

перейти все предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, подпадающие под эту систему. Впрочем, учитывая обязательность перехода на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, говорить о его стимулирующем воздействии не приходится. Скорее ЕНВД призван обложить слабо контролируемые виды малого предпринимательства (торговля, бытовые услуги и т. д.). В свою очередь ЕСХН и УСН предусматривают ставку 6 % и 15 % от прибыли (либо 6 % от дохода для УСН) соответственно. Налоговые ставки гораздо ниже ставки по налогу на прибыль, при том что при уплате ЕСХН и УСН налогоплательщики освобождаются от уплаты НДС, налога на имущество и частично ЕСН.

Налог на добавленную стоимость

Несмотря на то что налог на прибыль организаций и налоги на совокупные доходы, безусловно, являются основным налогами как с точки зрения бюджетных доходов, так и с точки зрения инвестиционного регулирования, необходимо также рассмотреть и другие налоги, предусмотренные налоговой системой Российской Федерации.

Основным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость (НДС).

Российское законодательство предусматривает ряд льгот по НДС. В частности, помимо основной налоговой ставки по НДС в размере 18 % существуют ставки в размере 0 % — для экспортируемых товаров и услуг и 10 % — для отдельных категорий товаров.

Ставка 0 %, безусловно, носит инвестиционный характер, так как стимулирует активизацию экспортной деятельности. В случае отсутствия данной льготы российские компании-экспортеры облагались бы двойным НДС — в стране вывоза (Россия) и в стране ввоза, что существенно влияло бы на конкурентоспособность отечественных компаний. Причем важным моментом является именно установление ставки в размере 0 %, а не освобождение от уплаты НДС, что на первый взгляд является равнозначным. Однако освобождение от уплаты НДС лишает права на возмещение уплаченного в составе стоимости товаров и услуг НДС, а ставка в 0 % такое право предусматривает, что является существенным снижением налогового бремени экспортеров.

Налоговая ставка 10 % предусмотрена для таких видов товаров, как отдельные продукты питания, детские товары, периодические печатные издания, медицинские товары, что указывает на социальный характер данной льготной налоговой ставки.

Также существует и льгота в виде освобождения от уплаты НДС. От уплаты НДС могут быть освобождены предприятия с оборотом не более двух миллионов рублей за три месяца. Стоит отметить, что экономическая эффективность льготы для малого бизнеса в виде освобождения от уплаты

НДС является довольно сомнительной. Рассмотрим на примере отдельной сделки: первый вариант — при отсутствии права на освобождение от НДС, второй — при использовании такого права. Расчеты приведены в таблице.

Анализ экономической эффективности использования права на освобождение от уплаты НДС

Наименование показателя Вариант - 1 Вариант - 2

Выручка от реализации без НДС (руб.) 2 000 000 2 000 000

НДС 18 % 360 000 0

Выручка от реализации с учетом НДС (руб.) 2 360 000 2 000 000

Себестоимость проданных товаров, в т. ч.: 1 000 000 1 090 000

облагаемые НДС (материалы и услуги) - 50 % 500 000 590 000

не облагаемые НДС (ФОТ, ЕСН, амортизация и т. д.) — 50 % 500 000 500 000

НДС, подлежащий возмещению 90 000 0

Итого НДС к уплате 270 000 0

Налоговая база по налогу на прибыль 1 000 000 910 000

Налог на прибыль (20 %) 200 000 182 000

Чистая прибыль предприятия 800 000 728 000

Общие поступления в бюджет (НДС и налог на прибыль) 470 000 182 000

НДС, подлежащий возмещению из бюджета (для покупателя) 360 000 0

Бюджетное сальдо 130 000 182 000

Важно понимать, что при освобождении от уплаты НДС стоимость товаров или услуг без НДС не может быть равна аналогичной сумме с НДС. Иначе для покупателя товаров или услуг данная сделка будет экономически не выгодной, так как наличие затрат с НДС предоставляет право на вычет соответствующей суммы НДС, уплачиваемой в составе стоимости товаров и услуг. Именно поэтому предприятие, использующее право на освобождение от уплаты НДС, в целях исключения возможности снижения конкурентоспособности своей продукции будет вынуждено реализовывать ее по цене аналогичной той, которая была бы при отсутствии права на освобождении от НДС, но без учета налога.

Во втором варианте себестоимость продукции на 90 000 руб. выше, чем в первом, что обусловлено правом отнесения на себестоимость затрат с учетом НДС.

НДС, подлежащий возмещению из бюджета (для покупателя), предполагает право предприятия (в рассматриваемом примере выступающим потребителем продукции) на вычет из налоговой базы по НДС сумм налогов, уплаченных продавцу в составе стоимости товаров. Однако, если продавец не облагается НДС, покупатель товаров такого права лишается.

Таким образом, из вышеприведенных расчетов видно, что первый вариант предполагает уплату налогоплательщиком в бюджет большей суммы налогов (470 000 руб. вместо 182 000 руб.). Однако как бы то ни было основной целью коммерческого предприятия является не экономия на налогах, а получение максимальной прибыли. И как ни странно, эти две цели не всегда совпадают. В частности при использовании права на освобождение от уплаты НДС предприятие получает чистую прибыль на 72 000 руб. меньше возможного (800 000 и 728 000 руб.).

Примечательно, что, если проанализировать в данном примере общие поступления в бюджет, в том числе с учетом начислений и вычетов покупателя продукции, получается, что единственным субъектом, для которого наличие права на освобождение от НДС выгодно, является государство, так как в бюджет в данном случае поступит большая сумма налогов.

Более того, приведенный пример предусматривает, что 50 % себестоимости предприятия составляют облагаемые НДС затраты, а 50 % — добавленная стоимость. В действительности такое соотношение зависит от вида производимой продукции, и в разных отраслях доля добавленной стоимости может существенно колебаться. Причем, чем выше доля добавленной стоимости в себестоимости продукции, тем больше будут потери предприятия при использовании права на освобождение от уплаты НДС.

Таким образом, косвенное налогообложение предоставляет льготы в основном предприятиям-экспортерам. Освобождение от уплаты НДС является малоэффективным и даже нецелесообразным. Более эффективным было бы не полное освобождение от уплаты НДС, а снижение налоговых ставок отдельным группам налогоплательщиков, так как это сделано для социально значимых товаров.

Имущественные налоги

Менее значимую роль в экономике России играют имущественные налоги, хотя в некоторых развитых зарубежных странах имущественное налогообложение используется как действенный рычаг инвестиционного регулирования. Тяжесть имущественных налогов заключается, как правило, в их обязательной уплате вне зависимости от общего результата деятельности предприятия. Так, например, при отсутствии объемов реализации налогоплательщик не платит НДС, а убыточные предприятия не платят налог на прибыль. Имущественные же налоги придется платить сразу после приобретения основных средств, и платежи по ним не будут зависеть от успешности предпринимательской деятельности.

Согласно действующему законодательству налог на имущество юридических лиц и транспортный налог являются региональными, а земельный — местным налогом. Отличительной особенностью имущественного налогообложения в России является установление максимальных или минимальных, а иногда и тех и других ставок налогообложения. Право на установление конкретных ставок по региональным и местным налогам в рамкам, определенных федеральным законодательством, предоставляется субъектам федерации и органам местного самоуправления соответственно. Льготы по имущественному налогообложения в подавляющем большинстве носят социальный характер. Единственной льготой инвестиционного характера является льгота по налогу на имущество организаций-резидентов особой экономической зоны в Калининградской области.

Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН), разделенный с 01.01.2010 г. на отдельные взносы во внебюджетные государственные фонды, но не поменявший от этого своей сути, является единственным налогом в России с регрессивной налоговой ставкой. Однако установление снижающейся налоговой ставки в зависимости от увеличения налоговой базы здесь является не льготой, а скорее справедливым налогообложением. Ведь отчисления по ЕСН идут на формирование внебюджетных фондов (медицинский, социальный, пенсионный), а с увеличением налоговой базы (заработной платы) человек не получает услуг от подведомственных этим фондам организаций в большем количестве.

Основной ставкой по ЕСН является 26 % (без учета регрессии). Льготные налоговые ставки установлены для сельскохозяйственных производителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, индивидуальных предпринимателей, организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Нетрудно заметить, что льготы по всем рассматриваемым налогам предоставляются практически одним и тем же укрупненным группам налогоплательщиков. Наибольшее количество льгот предоставляется, организациям, осуществляющим деятельность в области прикладных научных исследований и информационных технологий, сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также малому бизнесу. Большое внимание уделяется зональному льготированию в форме создания особых экономических зон.

В целом, оценивая инвестиционную направленность налогового законодательства, можно отметить тенденцию льготирования проблемных отраслей экономики. Что же касается ярко выраженных инвестиционных льгот для всех форм и видов экономической деятельности, то выделить можно только амортизационную политику с правом на нелинейный метод амортизации, инвестиционную премию и повышающий коэффициент к

норме амортизации. В большей же степени налоговую систему России можно назвать социально-ориентированной, нежели направленной на развитие инвестиционных процессов.

A.R. Gafiyatullin

Investment constituent of Russian tax legislation

Analyze of Russian tax legislation functioning in the view of it’s favoring for investment activity is offered in the article. Working privileges of individual taxes provided by Tax Code of Russian Federation, appraisal of its practical meaning for economic subject, conducting investment activity are viewed by the author.

Key words: the tax, tax system, investments, investment process, investment activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.