Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность системы образования'

Инвестиционная привлекательность системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / КООПЕРАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НОРМАТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ПОЛИТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТ / INVESTMENTS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / SYSTEM OF EDUCATION / STIMULATION OF INVESTMENTS / COOPERATIVE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / LEGAL NORMS OF FINANCING / FINANCING POLICY / BUDGET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акчурина Галия Рушановна

Статья посвящена вопросам развития образования и основных форм его финансирования, которые входят в число важнейших приоритетов экономической и бюджетной политики государства. Рассматриваются факторы повышения конкурентоспособности образования и улучшения его качества. Определяется поиск повышения конкурентоспособности образования, оптимального баланса и практик сочетания бюджетных и внебюджетных потоков финансирования, разработки и внедрения эффективной модели их использования. Описываются задачи обеспечения качества и доступности образования в зависимости от практики и господствующей теории его финансирования. Ставится вопрос о законодательном закреплении равенства между государственными и негосударственными общеобразовательными учреждениями. Раскрываются особенности вливания инвестиций в систему образования различного рода путями для достижения поставленных целей; описаны способы привлечения дополнительных инвестиций в качестве добровольных пожертвований в бюджет образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF EDUCATIONAL SYSTEM

The article is devoted to the issues of education and main forms of its financing, which are the priorities of economic and budgeting policy of the country. The factors of improving of competitiveness and quality of education are studied. The author points out the ways of increasing of competitiveness of education, rational balance and practice of combination of budget-oriented and non-budget-oriented financial flows, elaboration and introduction of the efficient model of their usage. Tasks aimed at quality provision and accessibility of education depending on practice and basic theory of its financing are described.It is necessary to determine a fair legal basis for state and non-state educational establishment. Special focus is given to the peculiarities of investments to the system of education, through various channels according to the aims. The ways of attraction of additional investments as voluntary donations to the budget of the educational establishment are described.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность системы образования»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ,

КРЕДИТ

удк 330.322 Галия Рушановна Акчурина,

аспирантка кафедры финансов, galiya-econom.ru@mail.ru СГСЭУ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена вопросам развития образования и основных форм его финансирования, которые входят в число важнейших приоритетов экономической и бюджетной политики государства. Рассматриваются факторы повышения конкурентоспособности образования и улучшения его качества. Определяется поиск повышения конкурентоспособности образования, оптимального баланса и практик сочетания бюджетных и внебюджетных потоков финансирования, разработки и внедрения эффективной модели их использования. Описываются задачи обеспечения качества и доступности образования в зависимости от практики и господствующей теории его финансирования. Ставится вопрос о законодательном закреплении равенства между государственными и негосударственными общеобразовательными учреждениями. Раскрываются особенности вливания инвестиций в систему образования различного рода путями для достижения поставленных целей; описаны способы привлечения дополнительных инвестиций в качестве добровольных пожертвований в бюджет образовательного учреждения.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, система образования, стимулирование инвестиций, кооперативные образовательные учреждения, нормативы финансирования, политика финансирования, бюджет.

G.R. Akchurina

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF EDUCATIONAL SYSTEM

The article is devoted to the issues of education and main forms of its financing, which are the priorities of economic and budgeting policy of the country. The factors of improving of competitiveness and quality of education are studied. The author points out the ways of increasing of competitiveness of education, rational balance and practice of combination of budget-oriented and non-budget-oriented financial flows, elaboration and introduction of the efficient model of their usage. Tasks aimed at quality provision and accessibility of education depending on practice and basic theory of its financing are described .It is necessary to determine a fair legal basis for state and non-state educational establishment. Special focus

is given to the peculiarities of investments to the system of education, through various channels according to the aims. The ways of attraction of additional investments as voluntary donations to the budget of the educational establishment are described.

Keywords: investments, investment attractiveness, system of education, stimulation of investments, cooperative educational establishments, legal norms of financing, financing policy, budget.

На современном этапе вопросы развития образования, его основных форм финансирования входят в число приоритетов экономической и бюджетной политики государства, возникает качественно новая реальность, в которой самыми главными ресурсами являются знания и информация, а статус образовательных услуг и специфика их предоставления становятся все более актуальными и востребованными. Факторы повышения конкурентоспособности образования и улучшение его качества, обновление материально-технической базы напрямую зависят от финансовых вливаний в образовательную сферу. Повышение качественных характеристик и основных результатов образовательного процесса требует обязательного углубленного анализа проблем финансовой сферы образования, поиска оптимального баланса и практик сочетания бюджетных и внебюджетных потоков финансирования, разработки и внедрения эффективной модели их использования.

Поскольку осуществление государственных функций в сфере образования требует все большего объема денежных ассигнований, то возникает необходимость привлечения дополнительных инвестиций или внебюджетных средств. Кроме того, актуальны развитие многоканального финансирования и разработка механизма более эффективного использования выданных, привлеченных или заработанных средств. От этого зависит устойчивость функционирования и развития системы образования и его основных институтов в России. Согласно задачам обеспечения качества и доступности образования, определенных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [3], необходимо принятие следующих мер:

1. Обеспечение развития инфраструктуры непрерывного профессионального образования.

2. Осуществление перехода на уровневую систему профессионального образования, выработка новых образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников, участие работодателей в их выработке и реализации, сотрудничество.

3. Внедрение новых образовательных технологий, развитие интерактивных форм обучения, широкое использование проектных методов и методов, которые позволяют имитировать реальные профессиональные ситуации.

Частные образовательные учреждения в России пока не получают реальной финансовой поддержки, поскольку у них нет допуска к госзаказу, технопарков, бизнес-инкубаторов, общежитий и всего того, что описывается и классифицируется как социальная жизнь обучающихся. Сложилось достаточно негативное отношение к негосударственным образовательным учреждениям, поскольку зачастую качество предоставляемых ими услуг оставляет желать лучшего. Однако негосударственное образование уже стало неотъемлемой частью российской образовательной системы и достаточно успешно

развивается. Большую роль в развитии негосударственного образования сыграло Послание Президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному собранию от 11 декабря 2009 г., где были отмечены важность проблем негосударственного образования и необходимость поиска путей их решения, в том числе и путем законодательного закрепления равенства между государственными и негосударственными общеобразовательными организациями. Однако разработка и принятие законодательных актов, уравнивающих в правах государственные и негосударственные учреждения образования, осуществляются крайне медленно и косвенным образом саботируются. В настоящее время законодательства большого числа субъектов России не рассматривают негосударственные образовательные учреждения в качестве равноправных и равнозначных частей системы образования. В результате даже аккредитованные негосударственные образовательные организации оказываются без необходимой бюджетной поддержки. Поэтому возникает вопрос об инвестиционной привлекательности сферы образования и поиске путей получения дополнительных финансовых вливаний, без учета бюджетных ассигнований.

В условиях кризиса системы образования особую важность приобретает постоянное стимулирование инвестиций и поиск дополнительных источников финансирования. Инвестиционную привлекательность образования необходимо формировать, однако стихийность и недостаточная управляемость процессов, происходящих в образовании, определяют неэффективность перемен [2, с. 123].

Вливание средств в сферу образования осуществляется через родителей обучающихся, через пожертвования частных лиц, от различных организаций и фирм, а также посредством государственного финансирования. Система среднего профессионального образования по большей части находится на государственном обеспечении и обустройстве, что дает государству определенные права и обязанности. Факт недоступности или малодоступности системы обучения для большинства населения России делает актуальным и необходимым привлечение дополнительных инвестиций, что позволит преодолеть социальное неравенство и не допустить глобального и критичного расслоения общества.

Средства родителей обучающихся выступают как дополнительный источник к системе бюджетного финансирования образования. При существующей фиксированной оплате со стороны родителей качество, количество, вариативность образовательных услуг и уровень комфортности обеспечиваются не постоянными финансовыми вливаниями в качестве инвестиций, а принимаемыми административными мерами. Например, в России широко распространена практика, когда родительская плата в разных районах города независимо от уровня обеспеченности материально-технической базой, профессорско-преподавательским составом, уровнем комфортности и обеспеченности, предоставления дополни-

тельных услуг, повышающих статус, социальную значимость и престижность заведения, остается одинаковой, что вызывает недовольство со стороны родителей и учеников. Возникает соревновательный момент не между образовательными учреждениями, а между самими обучающимися того или иного образовательного учреждения. Это вызывает нездоровую конкуренцию среди молодежи, приводя к негативным последствиям и к еще большему социальному расслоению населения.

Следует учитывать также тот факт, что элитные образовательные учреждения обходятся государственному бюджету намного дороже, так как к ним предъявляются более высокие требования, чем к образовательным учреждениям среднего уровня. Это требует больших финансовых затрат. Однако не всегда вложенные средства оправдывают себя. Все это в значительной степени провоцирует различные коррупционные явления, которые не всегда можно предупредить - с ними можно бороться только по факту.

Эффективным методом стимулирования инвестиций в сферу образования должна стать новая система оплаты труда работников образования, система стимулирования труда обучающихся. Оплата образовательных услуг и практика оказания услуг дополнительного характера в обход бухгалтерии должны уйти в небытие. Как этого добиться? Государство должно выработать четкую систему обратной связи: выхода из бюджета и инвестирования в образовательный процесс и входа, или возврата, проинвестированных денег как вложений в будущие поколения. Для этого необходимо сформировать четкую систему квалификационных и финансовых показателей доходности-расходности. Преференции, которые получают элитные образовательные учреждения от муниципальных властей, не всегда оправдывают себя. Инвестиции в развитие системы образования родителями не имеют смысла, поскольку задачи образования ими не осознаются в полной мере [4, с. 46].

Инвестиционные вливания от частных лиц в качестве добровольных пожертвований на данный момент практически отсутствуют, их приток очень мал. Таким образом, прибыльность образования по-прежнему является слабым местом. Организации, которые инвестируют в своих будущих работников, не могут гарантировать их дальнейший рост и нахождение на рабочем месте в течение долгого периода времени, гарантирующего им определенную окупаемость вложений. Для инвестора получение прибыли достаточно проблематично и растягивается на долгое время, оказываясь с учетом инфляции нерентабельным. Есть более доходные проекты, которые могут принести мгновенную или стабильную, консервативную прибыль.

Кроме того, необходимо отметить отсутствие культуры предпринимательства в образовательных учреждениях. Органы власти, руководители образовательных учреждений и сами обучающиеся не заинтересованы в получении прибыли и, по сути, не умеют ее получать и управлять доходностью. Существование в условиях полного государственного финансирования спровоцировало возникновение культуры бездумного потребительства.

Процесс получения дополнительной прибыли не исключает формирования культуры предпринимательства. Они должны дополнять друг друга. У населения формируется четкий спрос на определенного рода продукцию,

в частности на предоставление качественных образовательных услуг. В то же время руководителей образовательных учреждений никто не обучает методам получения дополнительной прибыли. Стимулирование спроса - достаточно сложный вопрос для большинства работников образовательной сферы. Профессорско-преподавательский состав, как правило, не участвует в привлечении дополнительных финансовых потоков в образовательное учреждение. Для того чтобы переломить ситуацию, необходимо выработать четкую систему подготовки и переподготовки, повышения квалификации работников образовательных учреждений в соответствии с новыми целями и задачами [1, с. 118].

Следует заметить, что нормативы финансирования каждого обучающегося условны, поскольку ценообразование на различного рода продукты, проживание и образовательные услуги в силу разных причин различно в разных регионах страны. Нормативы могут также варьироваться в связи с изменением политики финансирования и в связи с инфляцией. Необходимо создание условий и гарантий для инвесторов, вкладывающих определенный капитал для развития и дальнейшего получения прибыли. Это возможно путем применения различных форм собственности, обеспечения государственных гарантий в отношении единого норматива подушевого финансирования обучающихся. Изучение рынка образовательных услуг позволяет максимально адаптировать деятельность конкретного образовательного учреждения к спросу со стороны населения.

Необходимо сказать и о том, что на данном этапе ассигнования из федерального бюджета на сферу образования увеличиваются, однако денежных средств все равно не хватает. Поэтому был разработан проект госпрограммы «Развитие образования на 2013 - 2020 гг.», на реализацию которой предполагается израсходовать почти 7 трлн рублей. Ее целью является обеспечение соответствия качества российского образования изменяющимся запросам населения и передовым задачам общества и экономики.

1. Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, которая способствует развитию человеческого потенциала, достижению краткосрочных и долгосрочных социально-экономических целей и потребностей РФ (постепенный перевод программ начального профессионального образования на короткие образовательные программы прикладных квалификаций; введение прикладного бакалавриата; формирование сети ведущих вузов, стимулирующих модернизацию системы в целом; внедрение нормативного финансирования, учитывающего результативность работы; развитие современной инфраструктуры профессионального образования).

2. Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, которые обеспечивают максимально равную доступность услуг дошкольного, общего дополнительного образования детей.

3. Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования.

4. Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности и общественно-профессионального участия.

Согласно данному документу в результате реструктуризации наибольшие ассигнования предусмотрены в рамках подпрограммы 1 «Развитие профессионального образования» - 83,9% выделенных средств. Объем и финансовое обеспечение подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» составляет 14,3%, подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» - 0,47%, подпрограммы 4 «Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия в области образования» - 0,83%.

Таким образом, можно сказать, что финансовое обеспечение образовательной деятельности сочетает различные формы финансирования: бюджетные средства, вложения частных лиц, а также родителей обучающихся. Процентное соотношение использования данных источников должно быть разным. Это зависит от ценообразования на различного рода продукты и услуги в конкретном регионе. Вопрос только в том, на какие органы должна быть возложена задача организации системы финансирования. По-видимому, данный вопрос должен решаться в частном порядке и быть возложен

на руководителей образовательных учреждений и орган, который будет контролировать их и процесс финансирования. Поэтому можно говорить о большей доле ответственности самих руководителей образовательных учреждений в финансовом и управленческом плане и создании для них особых курсов, планов подготовки и переподготовки по данному вопросу.

Анализ процесса инвестирования в образовательную сферу показал, что состояние сегодня не отличается стабильностью и надежностью, но есть перспективы, возможности, которые необходимо реализовать. Поэтому каждый регион и образовательное учреждение должны самостоятельно вырабатывать политику в данном вопросе при некотором контроле со стороны государства.

1. Дмитриева С.А. Новые механизмы финансирования вузов на основе ГИФО // Вестник СГСЭУ. 2010. № 1 (30).

2. Козельский В.Н. Бюджетные инвестиции: проблемы и перспективы // Вестник СГСЭУ. 2011. № 5 (39).

3. Российское образование. Федеральный образовательный портал. иР1_: http://www.edu.ru/db/mo/data/d_02/393.html.

4. Фалюшина Л.И. Пути повышения инвестиционной привлекательности системы дошкольного образования // Экономика образования. 2011. № 6.

удк 338.5 Максим Алексеевич Калистратов,

аспирант кафедры банковского дела, maximcontrol@mail.ru СГСЭУ

МЕТОДИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ПО ОЦЕНОЧНЫМ И КРЕДИТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В ФОНДОВЫХ ЛОМБАРДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Статья посвящена проблемам функционирования фондовых ломбардных организаций. Цель статьи - разработка авторской методики ценообразования по оценочным и кредитным операциям в фондовых ломбардных организациях. В статье исследуются теоретические основы кредитования под залог ценных бумаг, анализируются различные варианты ценообразования услуг, оказываемых фондовыми ломбардными организациями. Отмечается необходимость глубокого исследования теоретических и практических аспектов функционирования фондовых ломбардных организаций. Предложена авторская методика определения влияния показателя ликвидности на коэффициент дисконтирования ценных бумаг, закладываемых в фондовых ломбардных организациях. Результаты работы могут быть использованы руководителями институтов парабанковской системы, а также регулирующими органами.

Ключевые слова: оценка, ценные бумаги, кредитование, дисконтирование, ломбардные организации.

M.A. Kalistratov

METHODOLOGY OF PRICE-FORMATION OF EVALUATION

AND CREDIT OPERATIONS IN STOCK PAWNSHOP ORGANIZATIONS

The article is devoted to the issues of functioning of stock pawnshop organizations. The aim of the article is to elaborate the author's methodology price-formation of evaluation and credit operations in stock pawnshop organizations. The article studies the theoretical backgrounds of lending of pawned securities, various ways of price-formation services of the pawnshop organizations are analyzed. It is necessary to study theoretical and practical aspects of functioning of the stock pawnshop organizations. The author's methodology of establishing of the impact of the solvency index on discounting of securities pawned in the pawnshop organizations is offered. The results of the research may be helpful for managers of para-banking system and regulating agencies.

Keywords: assessment, securities, lending, discounting, pawnshop organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.