Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ЕЕ ОЦЕНКА'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ЕЕ ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
601
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVESTMENT DEVELOPMENT / INDUSTRY / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Примышев Игорь Николаевич

В статье автором рассчитано значение индекса инвестиционной привлекательности для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа. Проведен SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Республики Крым. Предложены мероприятия, направленные на реализацию инвестиционного развития Республики Крым. Проведен анализ структуры валового регионального продукта по видам экономической деятельности. Выявлено, что наибольший удельный вес в структуре региональной экономики приходится на промышленный комплекс Республики Крым. Определены основные задачи и мероприятия по стратегическому развитию промышленного комплекса Республики Крым. Оценка инвестиционной привлекательности региона представляет интерес для органов власти, инвесторов и местных бизнес-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF REPUBLIC OF CRIMEA AND ITS ASSESSMENT

In the article, the author calculated the value of the investment attractiveness index for the subjects of the Russian Federation that are part of the southern Federal district. A sWOT analysis of the investment attractiveness of the Republic of crimea is conducted. Measures aimed at implementing the investment development of the Republic of crimea are proposed. The analysis of the structure of the gross regional product by type of economic activity is carried out. it is revealed that the largest share in the structure of the regional economy falls on the industrial complex of the Republic of crimea. The main tasks and measures for the strategic development of the industrial complex of the Republic of crimea are defined. Assessing the investment attractiveness of the region is of interest to authorities, investors and local business communities.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ЕЕ ОЦЕНКА»

УДК 330:332

DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-4-113-121

и. н. примышев

Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Республика Крым, г. Симферополь

инвестиционная привлекательность республики крым и ее оценка

В статье автором рассчитано значение индекса инвестиционной привлекательности для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа. Проведен SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Республики Крым. Предложены мероприятия, направленные на реализацию инвестиционного развития Республики Крым. Проведен анализ структуры валового регионального продукта по видам экономической деятельности. Выявлено, что наибольший удельный вес в структуре региональной экономики приходится на промышленный комплекс Республики Крым. Определены основные задачи и мероприятия по стратегическому развитию промышленного комплекса Республики Крым. Оценка инвестиционной привлекательности региона представляет интерес для органов власти, инвесторов и местных бизнес-сообществ.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционное развитие, промышленность, Республика Крым.

Республика Крым является исключительным и стратегически важным объектом России в Азово-Черноморском бассейне. Данный регион характеризуется благоприятным инвестиционным климатом, который является базисом активизации инвестиционной деятельности на полуострове и строится на совокупности экономических, социальных, политических, правовых условий, для того чтобы обеспечить привлекательность инвестицией в различных отраслях экономики региона. Также Республика Крым является одним из крупнейших туристических и санаторно-курортных центров в России, в то же время на полуострове находятся важнейшие судостроительные производства Российской Федерации в бассейне Черного моря [1].

Целью исследования является проведение анализа уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности полуострова для определения приоритетных направлений развития и реализации инвестиционного потенциала Республики Крым.

Вопросами инвестиционной привлекательности Республики Крым занимались ученые Ю. Н. Воробьев, Ю. П. Майданевич, О. С. Сиваш, Д. Д. Бур-кальцева, О. П. Добровольская и др. Однако дальнейшего исследования требуют специфические условия инвестирования в Республике Крым, которые определены особой политической значимостью полуострова.

В Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года определены следующие основные стратегические цели: дости-

жение высокого уровня развития человеческого капитала, улучшение инновационной и инвестиционной привлекательности экономики региона.

Реализация Стратегии поможет полуострову в краткосрочном периоде вписаться в общероссийское экономическое пространство, форсировать социально-экономическое развитие региона, сформировать новые отрасли на основе пятого технологического уклада, улучшить существующие отрасли с помощью внедрения цифровых технологий, повысить региональный уровень конкурентоспособности экономики и уровень жизни населения региона.

Для оценки эффективности реализации государственной программы установлены следующие целевые индикаторы и показатели [2]:

— индекс промышленного производства, %;

— объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн руб.;

— инновационная активность организаций, %;

— объем отгруженной инновационной продукции собственного производства, млн руб.

Инвестиционная привлекательность считается одним из важнейших показателей, который отображает перспективность вложения денежных средств в регион для инвестора, и немаловажным индикатором, влияющим на формирование положительного инвестиционного имиджа региона [3]. Для того чтобы рассчитать инвестиционную привлекательность Республики Крым, в данной статье была использована методика, которая рассчитывает индекс инвестиционной привлекательности на основе статистиче-

Показатели, формирующие инвестиционную привлекательность субъектов Южного федерального округа (по состоянию на конец 2018 года)

Таблица 1

№ Субъект ЮФО Численность экономически активного населения (ЧЭан), тыс чел. Число предприятий и организаций (Чп), ед. Объем промышленного производства (ОПп), млн руб. Инвестиции в основной капитал на душу населения (ИОк), млн руб. Индекс инвестиционной привлекательности

1. Республика Адыгея 200,6 6891 59853 31577 7,43

2. Республика Крым 902,6 33202 151385 296019 3,73

3. Краснодарский край 28223 135825 1230963 481141 7,29

4. Астраханская область 513,4 15946 441883 106674 11,55

5. Волгоградская область 1292,4 43364 1034747 184465 12,93

6. Ростовская область 2132,5 86543 1133264 252850 10,51

Таблица 2

SWOT-анализ уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Республики крым

Сильные стороны

Возможности

1. Высокий потенциал агропромышленной, химической, санаторно-курортной, туристической отрасли, судостроения.

2. Наличие и развитие научных и образовательных организаций в отраслях специализации.

3. Достаточно благоприятные агроклиматические ресурсы.

4. Наличие режима Особой экономической зоны.

5. Регион располагает резервами запасов горно-химического сырья, природного газа, сырьевой базой для производства строительных материалов.

6. Развитие возобновляемой энергетики.

7. Имеются санаторно-курортные, культурные, природно-рекреационные ресурсы.

8. Достаточно выгодное экономико-географическое положение.

9. Спокойная межконфессиональная ситуация.

10. Функционирование системы социальной защиты малообеспеченных слоёв населения региона.

1. Финансирование социально-экономического развития в рамках государственных программ развития.

2. Реализация потенциально высокого спроса

на туристические услуги из стран ШОС, Юго-Западной и Южной Азии, СНГ, ЕАЭС, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки.

3. Привлечение прямых иностранных инвестиций

в экономику Крыма из стран ШОС, Юго-Западной и Южной Азии, СНГ, ЕАЭС, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки.

4. Формирование и развитие санаторно-курортной и туристической сферы в регионе.

5. Повышение уровня конкурентоспособности экономики полуострова.

6. Интеграция крымских предприятий в систему межрегионального разделения труда.

7. Стимулирование деторождения и социальная поддержка молодых семей.

8. Увеличение социальных выплат, размера пенсий по старости, доходов населения.

Слабые стороны

Угрозы

1. Ограниченность природных ресурсов.

2. Транспортная инфраструктура.

3. Функционирование градостроительства.

4. Разрушение хозяйственных связей.

5. Санкции.

6. Антропогенная нагрузка на окружающую среду.

7. Дефицит водных ресурсов.

8. Высокая ресурсоемкость экономики.

9. Отсутствие иностранных инвестиций.

10. Логистика.

11. Низкий уровень инновационной активности предприятий.

12. Теневая экономика.

13. Сезонность функционирования санаторно-курортной и туристической сфер.

15. Износ основных фондов в социальной и экономической сферах Республики Крым.

16. Сравнительно невысокий уровень жизни населения.

17. Низкий уровень обеспеченности жильем молодых семей.

1. Низкая конкурентоспособность санаторно-курортной и туристической отрасли.

2. Технологическое отставание региона.

3. Экологические угрозы.

4. Введение новых внешнеэкономических санкций.

5. Зона рискованного земледелия.

6. Землетрясения, оползни, сели.

7. Снижение продолжительности жизни.

8. Сокращение количества трудовых ресурсов.

9. Низкий уровень обеспеченности водой для сельскохозяйственного и промышленного производства.

10. Снижение темпов экономического роста.

11. Снижение уровня инвестиционной активности.

12. Уменьшение доходов и покупательной способности населения Республики Крым.

13. Ухудшение демографической ситуации.

ских данных региона [4]. На основании полученных данных проводится сравнительный анализ регионов по определенным показателям, которые в целом отражают инвестиционную привлекательность и перспективность вложения денежных средств в выбранный регион [3, 4]. Индекс инвестиционной привлекательности рассчитывался по следующей формуле:

ИП

ЧЭан ОПп

ИОк Чп

(1)

где ЧЭан — численность экономически активного населения; ИОк — инвестиции в основной капитал на душу населения; ОПп — объем промышленного производства; Чп — число предприятий и организаций.

С помощью предложенной формулы мы рассчитали значения индекса инвестиционной привлекательности для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа (за исключением г. Севастополя и Республики Калмыкия, в связи с отсутствием статистических данных в полном объеме). Данные для расчета индекса отображены в табл. 1.

Согласно проведенным расчетам, видно, что самый высокий индекс инвестиционной привлекательности у Волгоградской области (12,93), несмотря на то, что по всем показателям она уступает

Ростовской области. Второе место занимает Астраханская область (11,55) и на третьем месте — Ростовская область (10,51).

Республика Крым по объему инвестиций в основной капитал на душу населения заняла вторую позицию среди анализируемых субъектов, четвертую позицию по численности экономически активного населения и по количеству предприятий и организаций, по объему промышленного производства заняла пятое место. В то же время индекс инвестиционной привлекательности составил 3,73, и Крым занял последнее место по округу, что говорит о низком уровне инвестиционной привлекательности региона.

Далее, для полноты исследования, следует рассмотреть SWOT-анализ инвестиционной привлекательности полуострова, представленный в табл. 2.

Таким образом, отметим, что сильными сторонами Республики Крым и ее возможностями являются следующие позиции:

— значительный природно-рекреационный и культурно-исторический потенциал развития туристической отрасли;

— благоприятная природно-климатическая зона для развития АПК, особенно виноградарства и виноделия;

— перспектива развития портового хозяйства и транспортной отрасли;

— достаточно дешевая рабочая сила;

Мероприятия, направленные на реализацию инвестиционного развития Республики Крым

обеспечение деятельности свободной экономической зоны на территории Крыма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нормативное правовое регулирование и обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Крым

Рис. 1. Мероприятия по реализации инвестиционного развития, необходимые для включения в региональные программы

Таблица 3

Структура валового регионального продукта по видам экономической деятельности 2016—2018 гг. (в текущих основных ценах; в процентах к итогу) [6]

ВРП и его отраслевая структура 2016 2017 2018 Изменения структуры ВРП (в % к 2016 г.)

в % к итогу в % к итогу в % к итогу

ВРП (всего) 100 100 100 -

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 9,9 8,2 6,7 67,68

Добыча полезных ископаемых 2,7 2,6 2,7 100,00

Обрабатывающие производства 10,0 7,9 9,2 92,00

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 5,7 4,8 4,4 77,19

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, ликвидация загрязнений 1,2 1,2 1,2 100,00

Строительство 3,4 8,8 11,1 326,47

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 15,9 18,0 17,1 107,55

Перевозка и хранение 5,1 5,2 5,8 113,73

Гостиницы и предприятия общественного питания 2,9 2,9 2,5 86,21

Деятельность в области информации и связи 2,9 2,5 2,2 75,86

Финансовая деятельность 0,5 0,2 0,2 40,00

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 9,5 8,1 7,8 82,11

Деятельность профессиональная, научная и техническая 2,2 2,6 2,6 118,18

Административная деятельность и сопутствующие дополнительные услуги 2,7 1,9 2,1 77,78

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; соцстрахование 10,5 10,4 9,7 92,38

Образование 4,4 4,4 4,1 93,18

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 8,3 7,9 8,1 97,59

Культура, спорт, организация досуга и развлечений 1,4 1,2 1,3 92,86

Предоставление прочих услуг 0,8 1,1 1,2 150,00

— наличие новых рынков сбыта для производимой в регионе продукции.

На рис. 1 представлены мероприятия, которые необходимо включить в региональные программы для достижения поставленных целей инвестиционного развития.

ВРП является базовым обобщающим показателем экономический детальности региона. Как известно, динамика ВРП зависит от совокупности объемов инвестиций в промышленность, инфраструктуру, государственный сектор и другие отрасли. Значение валового регионального продукта Республики Крым за 2014 — 2018 года увеличился на 2,3 %. По данным Крымстата рост ВВП в 2017 г. был рекордным с 2012 года, когда экономика региона выросла на 3,7 % в годовом выражении. Об-

щий объем ВРП Крыма по итогам 2018 г. составил 391299,0 млрд руб. [5]. В табл. 3 представлена структура ВРП Крыма по видам экономической деятельности.

Индекс физического объема ВРП полуострова в 2018 году составил 110,0 % к 2017 году (рис. 2). Удельный вес инвестиций в основной капитал к ВРП увеличился на 22 % по сравнению с 2017 годом и составила 75,8 %, это говорит о том, что активность инвесторов увеличивается, также в регионе наблюдается увеличение кредитных вкладов в частных инвестициях.

Анализ структуры валового регионального продукта позволяет комплексно охарактеризовать специализацию региональной экономики следующим образом: максимальную долю в структуре регио-

2005 2010 2015 2016 2017 2018

РФ РК

Рис. 2. Динамика индекса ВРП Республики Крым и Российской Федерации, %

Рис. 3. Динамика индекса промышленного производства, %, 2016—2018 гг.

нальной экономике занимает промышленная отрасль Республики Крым, которая определяется как важнейший сектор экономики региона. Удельный вес промышленности в ВРП в 2018 году составил 17,5 %, поэтому далее мы решили подробнее рассмотреть именно развитие данной сферы [5].

На формирование производственного комплекса региона весомое значение оказывают природные условия и ресурсы, а также социально-экономические предпосылки. Современный производственный комплекс Крыма считается наследием сформированного во времена СССР территориально-производственного комплекса Южного экономического района (согласно сетке районирования Колосовского Н. Н.) [2] и сложившегося регионального производственного комплекса за время нахождения Республики Крым в составе независимой Украины [6].

Предприятия производственного комплекса Крыма в составе Южного экономического района СССР специализировались на машиностроении и металлообработке (главным образом на судостроении, приборостроении, которые обслуживали, прежде всего, базу военно-морского Черноморского флота, расположенную в Крыму вследствие выгодности географического и геополитического положения полуострова), химии и нефтехимии (на основе местного сырья для производства и водных ресурсов для его обеспечения), на пищевой промышленности и сельском хозяйстве со специализацией на переработке рыбы, овощей, фруктов и винограда [7].

К основным развивающимся отраслям промышленности полуострова относятся следующие отрасли: добыча полезных ископаемых — 8,5 %; производство пищевых товаров — 13,2 %; производство

напитков — 11,1 %; производство химических продуктов — 13,9 %; производство резиновых и пластмассовых изделий — 1,0 %; производство прочих неметаллических минеральных товаров — 8,2 %; производство готовой металлической продукции, не включая машины и оборудование — 1,7 %; производство электрического оснащения — 1,0 %; производство машин, не включенных в другие группы — 3,9 %; производство других транспортных средств и оборудования — 2,9 %; ремонтные работы и монтаж машин и оборудования — 1,3 %; снабжение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — 26,1 %; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по устранению загрязнений — 4,4 % [8, 9].

Индекс промышленного производства по итогам 2018 года составил 108,2 %, в Российской Федерации данный показатель в 2018 году равнялся 102,9 % (рис. 3), данный показатель вырос по сравнению с 2017 годом, но в 2016 году индекс промышленного производства составлял 125 %, что говорит о ряде имеющихся проблем в регионе. Существенный подъем в 2018 году в промышленном производстве Республики Крым объясняется следующими факторами:

1. Были запущены в эксплуатацию Таврическая и Балаклавская тепловые электростанции (индекс промышленного производства по обеспечению электроэнергией, газом и паром в 2018 году вырос на 18,7% в сравнении с 2017 годом: 2018 г. — 103,95 %; 2017 г. — 83,9 %) [5];

2. Доля добычи полезных ископаемых выросла в 2018 году на 3,5 %. Данный рост обеспечили карьеры стройматериалов, которые дали повышенные объёмы песка, гравия, щебня, гальки;

3. Обрабатывающие производства увеличили выпуск своей продукции на 7,5 %. Данный рост обеспечили основные промышленные комплексы региона в следующих городах: Симферополь, Феодосия, Красноперекопск, Керчь, Армянск, Евпатория, а также в Бахчисарайском и Красногвардейском районах. Основные промышленные предприятия Крыма: Армянский филиал ООО «Титановые инвестиции», АО «Бром», ПАО «Крымский содовый завод», АО «Завод «Фиолент», Симферопольское УПО «Крымпласт» УТОС, АО «Пневматика», ПАО «Электромашино-строительный завод «Фирма СЭЛМА», ОАО «Судостроительный завод «Залив», ГУП РК «Черноморнефтегаз» и др.

4. Рост в сфере транспортного машиностроения — на 37 %, данному росту способствовало функционирование двух крупных промышленных заводов в городе Керчи: «Керченский металлургический завод» и судостроительный завод «Залив».

В промышленной сфере Республики Крым сконцентрировано более 5 465 крупных, средних и малых предприятий (включая индивидуальных предпринимателей, занимающих свою нишу в промышленности), где работают около 106 тыс человек. Нормативной основой промышленного развития полуострова считается Программа развития промышленности полуострова, действующая с 2017 года.

Результаты анализа показывают рост темпов развития региона, что свидетельствует о результативной промышленно-инвестиционной политике, проводимой в Республике Крым. При этом в регионе остается ряд нерешенных проблем промышленного комплекса: достаточно высокий уровень физического и морального износа основных фондов, а также недостаточное количество собственных средств на обновление основных фондов; низкий уровень производства инновационных товаров и, как последствие, низкий уровень конкурентоспособности продукции крымских производителей; сокращение экспортного потенциала региона из-за ограничения доступа на внешние рынки посредством санкций [9].

Вместе с тем, учитывая международный опыт в сфере промышленного развития, представляется целесообразным определить основные задачи и мероприятия по стратегическому развитию промышленного комплекса Республики Крым и преодолению выделенных проблем [7, 10, 11]:

1) совершенствовать и технологически перевооружить промышленные предприятия:

— внедрение и использование в промышленной отрасли новейших систем качества, сертификации и метрологии, которые основываются на международных нормах ISO 9000, 9001, 14000, а также модификация системы менеджмента качества оборонно-промышленной сферы согласно требованиям стандартов ГОСТ ISO 9001-2011 и ГОСТ РВ 0015002-2012;

— содействие введению на предприятиях промышленной отрасли процессов и технологий, которые способствуют уменьшению негативного воздействия на окружающую среду;

— развитие кадрового потенциала, в том числе управленцев предприятий, и формирование условий, содействующих привлечению в промышленную сферу квалифицированных сотрудников;

— государственное стимулирование субъектов промышленного комплекса, которые реализуют инновационные проекты;

2) создание новых высокотехнологичных промышленных комплексов и выпуск инновационных конкурентоспособных товаров:

— формирование импортозамещающих производств, которые направлены на содействие более полного использования имеющейся сырьевой базы и производственного потенциала полуострова; государственная поддержка промышленной отрасли (предприятия, которые официально зарегистрированы на территории региона и используют результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере промышленного производства);

— формирование современных региональных кластеров, цель которых — обеспечить точки экономического роста и наращивание экспортного потенциала;

3) формирование инновационной инфраструктуры в промышленности Крыма. Создание индустриальных парков, технопарков в качестве базиса инновационного развития промышленной отрасли региона:

— создание механизма повышения квалификации сотрудников в области инноваций, цифровых технологий;

— создание центров трансфера технологий;

4) исследование и поиск новых рынков сбыта и развитие межрегионального взаимодействия и сотрудничества, внешнеэкономических связей промышленного комплекса:

— формирование научно-исследовательских, производственных коопераций с ведущими представителями промышленной отрасли Российской Федерации;

— разработка критериев, которые направлены на противодействие незаконному обороту промышленного товара на территории региона, а также защиту внутреннего рынка от некачественного импорта;

— переориентация сотрудничества представителей промышленной отрасли Республики Крым на взаимодействие с поставщиками и организациями из регионов России, а также ориентация на рынки стран Таможенного союза, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Африки, Латинской Америки и др., проведение эффективной инвестиционной политики; стимулирование экспорта промышленных товаров предприятий региона.

Таким образом, ситуация в промышленном комплексе имеет ряд проблем, которые определены сокращением спроса на внешних рынках, высоким уровнем износа оборудования, а также связана с утратой дохода от огромной части украинского рынка товаров, ресурсов и материалов, значительным сокращением экспорта товаров в страны дальнего зарубежья. Несмотря на результативность реализации программы, а также с учетом указанной выше проблематики, требуется внесение ряда изменений, осуществление которых будет направлено на содействие решения проблем в промышленном комплексе Республики Крым.

Вместе с тем, основываясь на международном опыте в сфере промышленного развития, считаем, что необходимо определить стратегическую цель промышленного развития Крыма как «Создание конкурентоспособного промышленного комплекса с помощью развития современных форм межотраслевого взаимодействия». Приоритеты стратегического развития целесообразно определить на основе конкурентных преимуществ региона, ко-

торые позволят превратить регион из дотационного в самодостаточный, с высоким уровнем конкурентоспособности экономики и высоким качественным уровнем жизни населения.

Следовательно, для повышения инвестиционной привлекательности Республики Крым необходимо огромное внимание уделять основному сектору экономики региона — промышленности. Предприятиям Республики Крым необходимы не просто многословные инновационные идеи и научно-исследовательские разработки, а определенные цифровые технологии, которые способны обеспечить и повысить конкурентоспособность крымской продукции. Об инновационном прорыве в промышленности будет идти речь только тогда, когда все научные структуры и высшие учебные заведения региона будут считать это направление деятельности одной из главных своих задач. Вследствие этого, мы предлагаем создать на территории Республики Крым инновационный территориально-производственный кластер, обеспечивающий тесное взаимодействие и сотрудничество предприятий и организаций с ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», другими образовательными учреждениями и научными центрами.

В условиях масштабной цифровизации предлагаемый инновационный территориально-производственный кластер должен быть обеспечен единой цифровой платформой, которая максимально упростит процедуру онлайн подачи заявлений на получение статуса участника инновационного кластера, а также обеспечит оперативный доступ каждого участника кластера к потенциальным партнерам для реализации кооперационных проектов, институтам власти, образовательным и научным учреждениям.

Образование инновационного территориально-производственного кластера на базе имеющегося промышленного комплекса позволит решить проблемы недостаточно тесного взаимодействия науки и бизнеса, позволит повысить уровень производства инновационных товаров, а также даст возможность реализовать крупные инновационные проекты.

http://www.rg.ru/2014/12/03/krym-dok.html (дата обращения: 14.12.2019).

3. Сиваш О. С. Инвестиционная привлекательность Республики Крым как определяющее условие эффективного развития инвестиционного процесса // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2017. № 3. С. 57 — 62.

4. Григорьев Д. А., Суслова Ю. Ю. Инвестиционная и торговая привлекательность как факторы экономического развития регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 47 — 53.

5. Стратегия социально-экономического развития // Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым. URL: https://minek.rk.gov.ru/ru/structure/628 (дата обращения: 21.12.2019).

6. Лутченкова О. Н. Цели и задачи инновационной стратегии региона, сформированные с учетом типа его инновационного потенциала // Креативная экономика. 2016. Т. 10, № 2. С. 173-184. DOI: 10.18334/ce.10.2.34999.

7. Ганченко Д. Н. Инфраструктурный аспект инвестиционной привлекательности сферы услуг региона: Активизация «Точек роста», или ... // Экономика и управление: теория и практика. 2019. Т. 5, № 2. С. 9-17.

8. Мочалина О. С. Инвестиционный климат Республики Крым как фундаментальная основа для активизации инвестиционного процесса // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2016. № 4 (37). С. 119-123.

9. Анализ тенденций социально-экономического развития Республики Крым: моногр. / Под ред. Ю. П. Майданевич. Симферополь: ПОЛИПРИНТ, 2019. 362 с. ISBN 978-5-60421838-9.

10. Нестеренко Е. С. Сетевое взаимодействие как ключевой фактор развития диджитализации промышленности // Молодая наука: сб. тр. науч.-практ. конф. Симферополь: Изд-во Типография «Ариал», 2019. С. 47-48.

11. Doepke M., Tertilt M. Does female empowerment promote economic development? // Journal of economic growth. 2019. Vol. 24, no. 4. P. 309-343. DOI: 10.1007/s10887-019-09172-4.

ПРИМЫШЕВ Игорь Николаевич, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Экономическая теория».

Адрес для переписки: igor.primyshev@yandex.ru

Библиографический список

Для цитирования

1. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. URL: https://rk.gov.ru/rus/file/pub/ pub_322716.pdf/ (дата обращения: 09.01.2020).

2. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федер. закон Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3. URL:

Примышев И. Н. Инвестиционная привлекательность Республики Крым и ее оценка // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2020. Т. 5, № 4. С. 113 — 121. Б01: 10.25206/2542-0488-2020-5-4-113-121.

Статья поступила в редакцию 29.05.2020 г. © И. Н. Примышев

UDC 330:332

DOI: 10.25206/2542-0488-2020-5-4-113-121

i. n. primyshev

institute of Economics and Management (structural unit) of the Federal State Autonomous Educational institution of Higher Education «V. i. Vernadsky Crimean Federal University», Republic of Crimea, Simferopol, Russia

investment attractiveness

of republic of crimea

and its assessment_

In the article, the author calculated the value of the investment attractiveness index for the subjects of the Russian Federation that are part of the southern Federal district. A SWOT analysis of the investment attractiveness of the Republic of Crimea is conducted. Measures aimed at implementing the investment development of the Republic of Crimea are proposed. The analysis of the structure of the gross regional product by type of economic activity is carried out. It is revealed that the largest share in the structure of the regional economy falls on the industrial complex of the Republic of Crimea. The main tasks and measures for the strategic development of the industrial complex of the Republic of Crimea are defined. Assessing the investment attractiveness of the region is of interest to authorities, investors and local business communities.

Keywords: investment attractiveness, investment development, industry, Republic of Crimea.

References

1. Ctrategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym do 2030 goda [Strategy of social and economic development of the Republic of Crimea until 2030]. URL: https://rk.gov.ru/rus/ file/pub/pub_322716.pdf / (accessed: 09.01.2020). (In Russ.).

2. O razvitii Krymskogo federal'nogo okruga i svobodnoy ekonomicheskoy zone na territoriyakh Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya [On the development of the Crimean Federal district and the free economic zone on the territories of the Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol]. URL: http://www.rg.ru/2014/12/03/krym-dok.html (accessed: 14.12.2019). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Sivash O. S. Investitsionnaya privlekatel'nost' Respubliki Krym kak opredelyayushcheye usloviye effektivnogo razvitiya investitsionnogo protsessa // [Investment attractiveness of the Republic of Crimea as a determining condition of effective development of the investment process] // Nauchnyy vestnik: Finansy, banki, investitsii. Scientific Bulletin: Finance, Banks, Investment. 2017. Vol. 3. P. 57-62. (In Russ.).

4. Grigor'yev D. A., Suslova Yu. Yu. Investitsionnaya i torgovaya privlekatel'nost' kak faktory ekonomicheskogo razvitiya regionov [Investment and trade attractiveness as the factors in economic development of the regions] // Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2014. Vol. 6 (36). P. 4753. (In Russ.).

5. Oficial'nyj sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym [Official website of the Ministry of economic development of the Republic of Crimea]. URL: https://minek. rk.gov.ru/ru/structure/628 (accessed: 21.12.2019). (In Russ.).

6. Lutchenkova O. N. Tseli i zadachi innovatsionnoy strategii regiona, sformirovannyye s uchetom tipa ego innovatsionnogo

potentsiala [Goals and objectives of the region's innovation strategy, formed taking into account the type of its innovative potential] // Kreativnaya ekonomika. Journal of Creative Economy. 2016. Vol. 10, no. 2. P. 173-184. DOI: 10.18334/ce. 10.2.34999. (In Russ.).

7. Ganchenko D. N. Infrastrukturnyy Aspekt Investitsionnoy Privlekatel'nosti Sfery Uslug Regiona: Aktivizatsiya «Tochek Rosta» Ili ... [Infrastructure aspect of investment attractiveness of the region's services sector: activation of «points of growth» or ...] // Ekonomika i upravleniye: teoriya i praktika. Economics and Management: Theory and Practice. 2019. Vol. 5, no 2. P. 9-17. (In Russ.).

8. Mochalina O. S. Investicionnyj klimat respubliki krym kak fundamental'naya osnova dlya aktivizacii investicionnogo processa [Investment climate of the Republic of Crimea as the fundamental basis of investment process activation] // Nauchnyj vestnik: finansy, banki, investicii. Scientific Bulletin: Finance, Banks, Investment. 2016. No. 4 (37). P. 119-123. (In Russ.).

9. Analiz tendencij social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym [Analysis of trends in socio-economic development of the Republic of Crimea]: monograph / Ed. Yu. P. Maidanevich. Simferopol: POLYPRINT Publ., 2019. 362 p. ISBN 978-5-6042183-8-9. (In Russ.).

10. Nesterenko E. S. Setevoe vzaimodejstvie kak klyuchevoj faktor razvitiya didzhitalizacii promyshlennosti [Network interaction as a key factor in the development of digitalization of the industry] // Molodaya nauka. Molodaya Nauka. Simferopol, 2019. P. 47-48. (In Russ.).

11. Doepke M., Tertilt M. Does female empowerment promote economic development? // Journal of Economic Growth. 2019. Vol. 24, no. 4. P. 309-343. DOI: 10.1007/s10887-019-09172-4. (In Engl.).

For citations

Primyshev I. N. Investment attractiveness of Republic of PRIMYSHEV Igor Nikolayevich, Candidate of Crimea and its assessment // Omsk Scientific Bulletin. Series Economic Sciences, Associate Professor of Economic Society. History. Modernity. 2020. Vol. 5, no. 4. P. 113—121. DOI: Theory Department. 10.25206/2542-0488-2020-5-4-113-121.

SPIN-code: 8536-2600

Address for correspondence: igor.primyshev@yandex. Received May 29, 2020. ru © I. N. Primyshev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.