УДК 338.48 DOI: 10.22412/1995-042X-11-3-3
АФАНАСЬЕВ Олег Евгеньевич
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); доктор географических наук, доцент, профессор;
editor@spst-journal. org
ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал) (Пермь, РФ); доктор экономических наук, доцент;
ШМАН Елена Юрьевна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); аспирант; [email protected]
Инвестиционная привлекательность регионов России для развития внутреннего туризма:
проблема разработки оценочных показателей
Инвестиции - это главный механизм развития отрасли туризма как в стране в целом, так и в конкретном регионе. В статье под оценкой инвестиционной привлекательности регионов для развития внутреннего туризма подразумевается система показателей, комплексно отражающих потенциальную возможность осуществления вложений, базирующиеся на стратегических задачах инвестора и учёта доходности, будущих денежных потоков и уровня риска. В статье изложены ряд основных методических положений, которые необходимо учесть при разработке системы показателей комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов России для развития внутреннего туризма. Подобная система на сегодняшний день отсутствует, тогда как для многих иных отраслей и сфер экономики в достаточно полной мере такие системы разработаны. В научной литературе вопросу оценки региональной инвестиционной привлекательности сферы туризма уделяется недостаточно внимания. В статье предпринята попытка выделения универсальной системы параметров и оценочных показателей, применение которой позволило бы сформировать представление о степени инвестиционной привлекательности сферы туризма того или иного субъекта Российской Федерации. Предложена модель оценки инвестиционной привлекательности туристской сферы регионов на основе данных Федеральной
Ключевые слова:
инвестиции, инвестиционная привлекательность, инвестиционная привлекательность сферы туризма региона, внутренний туризм
службы государственной статистики. Данная модель апробирована на примере трёх субъектов РФ - Алтайского, Краснодарского и Пермского краёв. Полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенная система показателей и модель оценки достаточно объективна и репрезентативна. Разработанная система оценки привлекательности сферы туризма региона может найти широкое применение в практике всех участников инвестиционного процесса в ходе обоснования и принятия решений об инвестиционной активности в развитии туризма конкретных регионов. Также разработанная модель и система показателей может быть использована в процессах планирования развития региональных программ развития туризма.
Исходные предпосылки. Туристский бизнес представляет собой динамичную и доходную отрасль с высоким потенциалом. Богатое культурно-историческое наследие и уникальные природные условия являются грандиозным ресурсом для развития туристской индустрии в России. Однако в настоящее время состояние развития данной индустрии в России находится лишь на начальной стадии [26]. В рейтинге по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма 2017 г. [30] Россия заняла 43 место среди 136 стран мира, а доход туриндустрии в 2015 г. составил 2815,3 млрд. руб. или 3,48% ВВП1.
В Концепции прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.2, разработанной Минэкономразвития России, туризм рассматривается в качестве существенной составляющей инновационного развития страны, в качестве экономически выгодной и, не менее важно, экологически безопасной отрасли национальной экономики. Приоритетным направлением государственной политики являются поддержка и развитие внутрен-
1 Годовая статистическая информация по собирательной группировке «Туризм» (по состоянию на 17.04.2017 г.). Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/ (Дата обращения: 01.03.2017).
2 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_144190/ (Дата обращения: 01.03.2017).
него, въездного туризма, в связи с этим важнейшим направлением исследований является исследование инвестиционной привлекательности регионов, что важно для обеспечения устойчивого роста их туристского потенциала, конкурентоспособности на мировом рынке и повышения туристской активности населения в пределах территории страны.
Внутренний туризм представляет собой туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих на территории страны. По данным Федеральной службы государственной статистики3, объём платных услуг населению в сфере туризма показывает значительный процентный прирост, также третий год подряд растёт внутренний туристский поток4. Рост показателей внутреннего туризма связан со структурными изменениями в туристской отрасли, которые начались ещё в 2014 г. с изменением экономической и политической ситуации в стране и мире, а также банкротством ряда крупных туроператоров. Также повышению интереса населения к внутреннему туризму и, соответственно, падению спроса на выездной туризм, спо-
3 Объём платных услуг населению // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/en terprise/retail/# (Дата обращения: 01.03.2017).
4 Внутренний туризм в России растёт четвёртый год подряд // Ведомости. URL: http://www.vedomosti.ru/ business/articles/2016/06/16/645539-vnutrennii-turizm. Доля внутреннего туризма в России в 2016 году достигла 22% // Коммерсант.ш. URL: https://kommersant. ru/doc/3037962 (Дата обращения: 01.03.2017).
Афанасьев О.Е., Оборин М.С., Шман Е.Ю.
Инвестиционная привлекательность регионов России
для развития внутреннего туризма:
проблема разработки оценочных показателей
собствовали терроризм и острые политические обстановки в ряде популярных ранее зарубежных туристских направлений, таких как Тунис, Турция, Египет. Таким образом, в России уже сформировались некоторые условия для активного развития туристской сферы, в связи с чем необходимость повышения инвестиционной привлекательности регионов для туризма, равно как и разработка показателей для её мониторинга, становится всё более актуальной.
Инвестициями в широком смысле можно назвать размещение денежных средств для последующего их увеличения. Также прирост денежных средств должен являться достаточным для того, чтобы восполнить инвестору отказ от пользования имеющимися средствами на потребление в настоящее время, компенсировать его риск, а также покрыть процент, приходящийся на инфляцию в будущем периоде [7].
Инвестированием в сфере туризма называют вложение капитала инвесторов в туристском бизнесе для последующего получения прибыли [13]. При этом инвестироваться могут как собственный, так и заёмный капитал. Основными исследуемыми критериями на вышеупомянутом уровне инвестиционной деятельности являются следующие: ожидаемая прибыль инвестируемого капитала; срок окупаемости вложений; право инвестора на управление инвестируемым объектом; коммерческий риск инвестора.
Инвестиции - это один из приоритетных факторов развития туристской сферы в связи с тем, что от их объёмов и структуры зависят [13]:
- динамика развития туристской отрасли на долгосрочную перспективу;
- финансово-экономические коэффициенты деятельности туристской отрасли в предстоящем периоде;
- качественные оценки туристских объектов и предприятий в будущем;
- пропускная способность, производственная мощность и вместимость туристских объектов;
-структурная взаимоувязка развития туристской отрасли;
-пропорции туристского спроса и предложения в территориальном аспекте - так называемая конкурентная среда.
Инвестиции - это главный механизм развития отрасли туризма как в стране в целом, так и в конкретном регионе. Необходимо проводить анализ инвестиций при разработке мер и мероприятий, направленных на:
- формирование материально-технологической основы туризма;
- составление планов размещения и развития туристских ресурсов;
- формирование информационных банков о туристских инвестиционных проектах;
- стандартизация, сертификация туристского продукта;
- планирование и прогнозирование занятости и доходов населения;
- развитие инфраструктуры и научных исследований.
С целью привлечения частных (включая и иностранных) инвестиций в туристскую сферу крайне важны:
- активная деятельность местной власти в сфере рекламы (оповещение средствами массовой информации туристско-рекреационного потенциала административно-территориального образования);
-«мягкая» налоговая политика местных и федеральных властей, которая стимулирует частную инвестиционную инициативу;
-оптимальная антимонопольная политика местных властей, имеющая направленность на поддержание здоровой конкуренции среди туристских фирм.
Принятие инвестиционного решения относятся к наиболее сложной процедуре выбора и базируется на всесторонней комплексной оценке целого ряда критериев. От правильности оценки инвестиционной привлекательности региона зависят последствия как для вкладчика, так и для экономики региона и страны в целом [14].
Методологические составляющие исследования. Объектом исследования в статье является инвестиционный потенциал туристской привлекательности регионов, предметом -система показателей и параметры комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов России для развития внутреннего туризма. Следовательно, целью наших исследований является обоснование универсальной системы параметров и оценочных показателей, применение которой позволило бы сформировать представление о степени инвестиционной привлекательности сферы туризма того или иного субъекта Российской Федерации.
Система показателей оценки инвестиционной привлекательности регионов для развития внутреннего туризма: состояние вопроса До сих пор не существует чёткой и полноценной системы показателей оценки инвестиционной привлекательности регионов для развития внутреннего туризма. Проблема инвестиционной привлекательности регионов в различных аспектах экономической деятельности исследовалась многими авторами [6, 15, 17 и др.]. Обычно в международной практике в качестве инвестиционной привлекательности территории, региона рассматривается совокупность некоммерческих рисков «вхождения» инвестора в данный регион и осуществления им инвестиционного проекта [13]. Но для объективной оценки инвестиционной привлекательности одних некоммерческих рисков недостаточно. У.Ф. Шарп, Г.Д. Александер и Д.В. Бэйли [3] рассматривают это понятие шире и определяют инвестиционную привлекательность региона как совокупность объективных экономических, социальных и природных признаков, средств, возможностей и ограничений, определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью. Под инвестиционной активностью региона, в свою очередь, понимается интенсивность притока капитала.
Теория и практика формирования оценки инвестиционной привлекательности
достаточно хорошо рассмотрена как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Данные вопросы нашли широкое отражение в исследованиях следующих учёных: А.Н. Асаул [1], Е. Альтман [18], В.М. Аныпина [7], А.Ю. Александрова [27], И.А. Бланк [2], В.Г. Гуляев [5], Е.С. Кодрян [9], Е.М. Крюкова, Д.Р. Макеева, А.И. Потемкин [12], Ю.А. Корчагин [10], Ф. Котлер [11], Л.Э. Лимонов [14], А.В. Новиков [16], И.А. Селиванов, М.Н. Филиппова [24], Р.Н. Холт [29], А.Д. Шеремет [25], и др.
Исследования, проводимые в данной сфере, затрагивают только отдельные компоненты проблемы оценки инвестиционной привлекательности в сфере внутреннего туризма. Не рассмотрены в полном объёме методы оценки инвестиционной привлекательности и способы управления ими при исследовании и ранжировании регионов по степени их инвестиционной привлекательности. Кроме того, инвестиционную привлекательность региона можно рассматривать как взаимосвязанную оценку двух элементов - инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.
Ф.С. Тумусов [22] рассматривал инвестиционный потенциал как совокупность инвестиционных ресурсов, которые составляют часть накопленного капитала, представленного на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение финансовых, материальных и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала.
Второй составляющей инвестиционной привлекательности региона является инвестиционный риск, отражающий вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный риск определяется общеэкономическими, политическими, законодательными, финансовыми, социальными, криминальными, экологическими и другими факторами [16].
Отдельную группу практикоориентиро-ванных работ в России составляют рейтинговые исследования региональной инвестицион-
Афанасьев O.E., Оборин М.С., Шман Е.Ю. г-ртРПГ^М
Инвестиционная привлекательность регионов России UA\/UUII IM
для развития внутреннего туризма: \|л/пи л п
проблема разработки оценочных показателей /1\.У1 П/AJ I
Рис. 1 - Относительная значимость (веса) факторов в итоговой оценке инвестиционной
привлекательности регионов РФ в 2017 г. 7
ной привлекательности. Многими агентствами и компаниями ежегодно (а часто и ежемесячно) публикуются различные рейтинги инвестиционной привлекательности, отличающиеся наборами анализируемых показателей, критериями и общей методологией. Так, Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ5 публикует Агентство стратегических инициатив, ежемесячные рейтинги «Состояние инвестиционного климата в субъектах РФ»6 выпускает компания «Медиалогия», «Инвестиционная привлекательность регионов России» определяется Национальным Рейтинговым Агентством7, и др. Так, например, методология последнего из данного перечня рейтингов вклю-
5 Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2016 // Агентство стратегических инициатив. URL: https://asi.ru/investclimate/ rating/ (Дата обращения: 01.03.2017).
6 Состояние инвестиционного климата в субъектах РФ. Июль 2016 // Компания «Медиалогия». URL: http://old.mlg.ru/ratings/research/4372/1/0/0/ (Дата обращения: 01.03.2017).
7 Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ дистанционный // Национальное Рейтинговое Агентство. URL: http://www.ra-national.ru/ru/taxonomy/ term/3097?type=rating (Дата обращения: 01.03.2017).
чает совокупность факторов, оказывающих влияние на целесообразность, эффективность и уровень рисков инвестиционных вложений на территории региона. Всего рассматриваются семь факторов, и у каждого из них определена относительная значимость в итоговой оценке инвестиционной привлекательности региона (рис. 1).
Таким образом, как в научной литературе, так и в практической сфере, достаточно в полной мере разработаны способы оценки инвестиционной привлекательности отраслей промышленности, субъектов Российской Федерации, социально-культурной сферы и отдельных инвестиционных проектов. Но проблематике методологии оценки и набору показателей для характеристики инвестиционной привлекательности сферы туризма регионов России уделяется недостаточно внимания.
Система показателей инвестиционной привлекательности сферы туризма регионов России
Из некоторых работ, посвящённых проблематике характеристики (а в отдельных случаях - и оценке) инвестиционной политики в индустрии туризма, рекреационного комплекса и дестинаций, можно особо выделить
-1 31
исследования Э.А. Геращенко [4], С.А. Степановой [20], А.В. Ковалевой [8], Я.С. Ткачевой [21], Д.С. Сидоровой [19]. Но общей чертой перечисленных работ является то, что авторам так и не удалось выработать единой, универсальной модели и системы параметров для оценки любого региона России с точки зрения инвестиционной привлекательности его туристской сферы. В этом аспекте интересным наглядным примером модели, в которой сгруппированы основные факторы для оценки
инвестиционной привлекательности регионов, может служить классификация факторов, представленная в монографии А.Н. Асаула и Н.И. Пасяда [1]. Она может рассматриваться как наиболее подходящая для оценки региональной инновационной привлекательности внутреннего туризма обозначенного отраслевого анализа, но, все же, должна быть дополнена параметрами, касающимися непосредственно инвестиционной деятельности в развитии внутреннего туризма (табл. 1).
Таблица 1 - Система классификационных показателей оценки инвестиционной привлекательности регионов для развития внутреннего туризма (сост. по [1] с доп.)
Факторь Группы показателей Показатели (параметры) оценки
Факторы, влияющие на уровень инвестиционного потенциала регионов Природно-географический потенциал Водный (рыбохозяйство, водоснабжение, энергетика)
Лесной (охотничье-промысловый)
Выход к морским и транспортным путям, границы с другими государствами
Удалённость от столицы и иных крупных городов
Климатические условия
Трудовой потенциал Наличие и структура трудовых ресурсов
Образовательный уровень трудовых ресурсов
Наличие квалифицированной рабочей силы
Институциональный потенциал Особенности законодательства региона в области налогообложения, регионального регулирования предпринимательства в сфере туризма и индустрии гостеприимства
Улучшение информационного обеспечения бизнеса, реформирование бухгалтерского учёта и статистики регионального туризма
Реформирование банковского сектора, развитие рынка страховых услуг в сфере туризма
Инфраструктурный потенциал Наличие аэропортов, портов, железных и автодорог, их состояние
Развитие системы коммуникаций в регионе
Наличие и соотношение федеральных и региональных проектов в сфере туризма в регионе (кластеры, ОЭЗ и др.)
Потребительский потенциал Совокупная покупательная способность туристских услуг у населения региона
Факторы, определяющие уровень некоммерческих инвестиционных рисков Законодательные риски Юридические условия инвестирования в туристскую отрасль региона
Развитие и состояние законодательной базы региона в сфере туризма и гостеприимства
Наличие механизмов гарантий и защиты инвестиций и уровень их охвата
Политические риски Авторитетность местной власти и поддержка ею туристской отрасли
Возможность террористических акций
Динамизм (стабильность) инвестиционного законодательства региона
Социальные риски Безработица, показатели социальной нестабильности (степень протестных настроений и др.)
Кризисные ситуации, вызванные стихийными бедствиями (частота)
Экологические и техногенные катастрофы, военные действия, межнациональные конфликты
Экономические риски Условия сбыта туристских услуг, уровень цен на туристские услуги в регионе
Уровень инфляции в регионе, индекс потребительских цен
Экологические риски Уровень загрязнения окружающей среды
Природно-климатические условия в регионе
Криминальные риски Уровень криминогенной ситуации (преступности) в регионе
Коррумпированность структур власти (индекс)
Афанасьев О.Е., Оборин М.С., Шман Е.Ю.
Инвестиционная привлекательность регионов России
для развития внутреннего туризма:
проблема разработки оценочных показателей
Из всего вышеизложенного следует несколько основных методических положений, которые необходимо учесть при разработке системы показателей комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов для развития внутреннего туризма.
1) Если учитывать, что инвестиционная привлекательность региона как экономическая категория имеет объективный критерий, то её оценка будущим инвестором всегда будет субъективной, и её можно определить как восприятие инвестора с позиции максимального достижения своих приоритетных целей, в которые входит:
- заполучение некоторого ограниченного ресурса (туристские ресурсы, туристские рынки сбыта услуг, выгодная туристская территория, потребители туристских услуг и пр.);
- формирование собственных стандартов на туристские услуги;
- стремление к монополизации своего положения в туристской отрасли региона;
- ослабление (ликвидация) конкурентов, в т. ч. и потенциальных;
- защита вложенных денежных активов;
- привлечение и сохранение высококвалифицированного персонала;
- привлечение соинвесторов, создание сети филиалов в других инвестиционно-привлекательных регионах России.
Следовательно, так как стратегические цели каждого инвестора обладают уникальным характером, то и оценка инвестиционной привлекательности региона будет субъективна и уникальна.
2) Оценка ресурсной составляющей региона (потенциал для развития туристской сферы). Быстрое развитие сферы туризма в регионах осуществимо только при наличии природных или других туристских ресурсов, а также соответствующей инфраструктуры. Поэтому при отсутствии объективного комплексного исследования туристско-рекреационного потенциала достаточно трудно разработать целевые программы развития туризма, эффективно использовать существующие турист-
ские ресурсы, проблематично охранять их и развивать. Следовательно, оценку ресурсной составляющей региона можно отнести к числу приоритетных целей как в процессе выработки региональных стратегий развития туризма, так и для оценки инвестиционной привлекательности региональной сферы туризма, совершенствования его туристского продукта.
3) Оценка инвестиционной привлекательности обязательно должна отражать оценку базовой доходности, будущей выгоды в денежном эквиваленте и уровень риска. Восприятие ценностей должно базироваться на реальном положении дел региона, то есть цена, которую уплачивает инвестор за любой актив, должна отражать будущий доход, который он сможет принести. Иначе, оценка инвестиционной привлекательности региона отражает, с одной стороны, обзор реального положения дел, то есть туристской деятельности региона инвестирования за период, предшествующий оценке, а с другой - прогнозную оценку последующей доходности.
4) Упомянутое выше определение отражает обязательное наличие потенциальной возможности осуществления инвестирования, если же такой возможности нет, то и проведение оценки бессмысленно.
5) Комплексную оценку инвестиционной привлекательности регионов необходимо проводить, основываясь на системном использовании количественных и качественных показателей и коэффициентов. При этом количественные факторы, которые применяют для оценки туристкой деятельности региона в период, предшествующий оценке, являются объективными измерителями, позволяющими оценить внутренние критерии развития внутреннего туризма. Но при этом количественные характеристики без учёта влияния внешней среды не могут отразить всю полную картину развития инвестируемого региона. Таким образом, для получения оперативных данных об изменении влияния внешних характеристик на инвестиционную привлекательность региона в разработку си-
стемы показателей комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов для развития внутреннего туризма представляется необходимым включать качественные показатели.
Модель оценки инвестиционной привлекательности сферы туризма регионов России
Как правило, если регион обладает инвестиционным потенциалом в целом, то он также может иметь и высокий туристско-рекреационный потенциал. В большинстве субъектов Российской Федерации существует множество привлекательных туристских комплексов и объектов, которые уже давно пользуются большим спросом как у российских, так и у иностранных туристов. Но при этом развитие и совершенствование туристских комплексов не представляется возможным без чётких параметров оценки, показателей и модели расчёта инвестиционной привлекательности сферы туризма.
Существует множество подходов к расчёту показателей инвестиционной привлекательности регионов. Так, С.В. Раевский и А.Г. Третьяков [18] рассматривают инвестиционную привлекательность как интегральную инвестиционную характеристику региона, которая формируется из уровня инвестиционных региональных рисков и инвестиционного потенциала. Т.П. Левченко, А.А. Рябцев, В.А. Янюшкин [13] разработали модель, которая включает три составляющие - экономическую, рисковую и конкурентную. И.А. Бланк [2] предлагает осуществлять оценку инвестиционной привлекательности региона по таким элементам, как общеэкономическое развитие (уровень значимости 45%), инфраструктура (уровень значимости 20%), демографическая ситуация и безопасность инвестиционной деятельности (уровень значимости по 20% соответственно). Все перечисленные элементы основываются на расчёте и изучении конкретных аналитических показателей.
Можно предложить иную модель оценки инвестиционной привлекательности сферы туризма региона на основе данных Федераль-
ной службы государственной статистики8. При этом формула расчёта инвестиционной привлекательности региона будет иметь следующий вид:
ИПР = К1х(1-К2)хК3хК4, (1) где ИПР - инвестиционная привлекательность региона;
К1- степень общеэкономического развития региона;
К2- степень риска инвестиционной деятельности;
К3- степень туристской привлекательности региона;
К4- степень конкурентоспособности региона.
Большой вклад в развитие туристкой индустрии в России может быть осуществлён за счёт развития южных территорий Российской Федерации (Северо-Кавказского, Южного федеральных округов): их богатейшие природно-климатические ресурсы и туристские активы обладают значительным потенциалом для превращения в курортные зоны мирового класса. В связи с этим, кроме уже инвестиционно-привлекательной Республики Крым, на базе которой действует свободная экономическая зона, необходимо также стимулирование развития туризма в других регионах данных округов (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Астраханская область и т.д.), где индекс инвестиционной привлекательности крайне мал. Значительным инвестиционным потенциалом обладает сфера туризма регионов с горными и предгорными ландшафтами (например, Урал, Алтай).
Апробация методики оценки инвестиционной привлекательности сферы туризма региона
С целью апробации предложенной модели оценки инвестиционной привлекательности сферы туризма региона в качестве модельных выберем такие субъекты федерации, как Краснодарский, Алтайский и Пермский
8 Центральная база статистических данных // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://cbsd.gks.ru/ (Дата обращения: 01.03.2017).
Афанасьев О.Е., Оборин М.С., Шман Е.Ю.
Инвестиционная привлекательность регионов России
для развития внутреннего туризма:
проблема разработки оценочных показателей
края, которые по большинству методик общей оценки инвестиционной привлекательности характеризуются не высокими значениями. Для этого воспользуемся статистическими данными Федеральной службы государственной статистики, в наиболее полном виде доступными за 2015 год (табл. 1).
Стоит заметить, что коэффициент КЗ (степень туристской привлекательности) может быть расширен путём введения дополнительных показателей. Данные показатели и их расчёт представлены в табл. 2.
Таким образом, Краснодарский край об-
ладает наиболее высокой туристской привлекательностью (КЗ = 8,481), практически в 2 раза ниже привлекательность Пермского края (КЗ = 4,960) и более чем в 6 раз - Алтайского края (КЗ = 1,372). Следовательно, наиболее привлекательным регионом для инвестирования в туристскую отрасль, среди анализируемых, является Краснодарский край. А предложенная методика показывает объективную картину по анализируемому показателю, чем доказывает свою релевантность и потенциальную способность отвечать поставленным задачам.
Показатели Краснодарский край Алтайский край Пермский край
Значение Ср.знач. Значение Ср.знач. Значение Ср.знач.
Степень общеэкономического развития региона (К1):
Удельный вес региона в ВВП, % 0,023 0,200 0,006 0,109 0,012 0,155
Валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения, млн.руб. 0,330 0,188 0,367
Средний уровень доходов населения, млн.руб. 0,029 0,018 0,028
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП 0,419 0,223 0,214
Степень риска инвестиционной деятельности (К2):
Уровень экономических преступлений в расчёте на 100 тыс. жителей региона 0,011 0,302 0,003 0,203 0,006 0,207
Удельный вес предприятий в общем количестве предприятий региона убыточных 0,242 0,241 0,222
с вредными выбросами 0,652 0,366 0,394
Степень туристской привлекательности (К3):
Средний уровень доходов гостиниц, санаторно-курортных организаций, коллективных и специализированных средств размещения в регионе, млн. руб. 29,285 14,696 2,191 1,102 18,204 9,109
Численность размещённых в гостиницах, санаторно-курортных организациях, коллективных и специализированных средствах размещения в регионе в общей численности по стране 0,106 0,014 0,013
Степень конкурентоспособности региона (К4):
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) 0,068 0,332 0,058 0,299 0,137 0,329
Коэффициент обновления основных фондов 0,169 0,080 0,073
Доля прибыльных предприятий в общем объёме предприятий 0,758 0,759 0,778
Таблица 1 - Оценка инвестиционной привлекательности туристской сферы регионов РФ (на примере Краснодарского, Алтайского и Пермского краёв)
Таблица 2 - Оценка туристской привлекательности регионов РФ 9
Показатели Краснодарский край Алтайский край Пермский край
Степень туристской привлекательности (К3):
Средний уровень доходов гостиниц, санаторно-курортных организаций, коллективных и специализированных средств размещения в регионе, млн. руб. 29,285 2,191 18,204
Средний уровень расходов 44,785 1,957 14,155
Средний операционный результат деятельности -15,500 0,234 4,050
Численность размещённых в гостиницах, санаторно-курортных организациях, коллективных и специализированных средствах размещения в регионе в общей численности по стране, чел. 0,106 0,014 0,013
Число гостиниц, санаторно-курортных организаций, коллективных и специализированных средств размещения в регионе, тыс.ед. 4,39 0,625 0,581
Число мест в гостиницах, санаторно-курортных организациях, коллективных и специализированных средствах размещения в регионе, млн.ед. 0,604 0,056 0,046
Пассажирооборот, млрд. пасс.-км. 10,100 2,600 5,600
Индекс физического объёма услуг связи 1,036 1,040 0,949
Климатические условия, баллы 5 2 3
Значимость рекреационного района и степень развитости его инфраструктуры, баллы 5 3 3
Среднее значение коэффициента КЗ 8,481 1,372 4,960
Выводы. На данном этапе развития ту-риндустрии потенциал возможностей внутреннего туризма Российской Федерации используется далеко не в полной мере. Развитие внутреннего туризма осложнено рядом проблем, например, таких как несовершенство туристской инфраструктуры, недостаточное усилие субъектов РФ по созданию благоприятного инвестиционного климата, невысокое качество обслуживания во всех секторах ту-риндустрии, несоответствие цены и уровня сервиса при размещении в российских отелях и гостиницах и прочие. Приоритетным направлением должно стать не только количественное, но и качественное развитие уже существующей материально-технической основы и инфраструктуры внутреннего туризма в России. Главное - это взаимосвязь усилий всех участников рынка, которые составляют основу туристской индустрии в стране, учитывая интересы частного бизнеса, государства и населения. Сегмент внутреннего туризма нуждается в финансировании со стороны инвесторов, которое будет служить необходимым дополнением к государственным вложениям в туризм. Этим обуславливается актуальность научных разработок и практических
исследований в сфере определения инвестиционной привлекательности региональных условий для развития внутреннего туризма.
Каждый субъект инвестиционной деятельности чётко осознает необходимость анализа инвестиционной привлекательности регионов России - потенциальных объектов инвестирования как первоочередной процедуры, которая предшествует расчёту ожидаемой эффективности инвестиций в этот регион с позиции внутреннего туризма. Основной причиной тому является признание того факта, что
9 Сост. по данным: 1) Центральная база статистических данных // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://cbsd.gks.ru/; 2) Информация об отрасли // Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. URL: http://www.tskk.ru/content/section/604/detail/2724/; 3) Итоги работы управления по транспорту и дорожному хозяйству Главного управления за 2014 год // Официальный Интернет-ресурс Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края. URL: http://sgd22.ru/deyatelnost/itogi/2014-god/itogi-raboty-upravleniya-po-transportu-i-dorozhnomu-khozyajstvu-glavnogo-upravleniya-za-2014-god; 4) Рекреационные ресурсы // Национальный атлас России. URL: http://xn--80aaaa1bhnclcci1cl5c4ep.xn--p1ai/cd2/476-478/476-478.html.
Афанасьев О.Е., Оборин М.С., Шман Е.Ю.
Инвестиционная привлекательность регионов России
для развития внутреннего туризма:
проблема разработки оценочных показателей
комплексный подход к организации инвестиционного процесса является главным атрибутом предварительной оценки возможностей экономической системы, призванной обеспечивать ожидаемую экономическую или иную эффективность этого процесса. Инвесторы при принятии решения о вложении своих средств в тот или иной регион, пытаясь при этом минимизировать риски, обоснованно предъявляют требования к обоснованности использования инвестируемых ими денежных средств. Однако, до сих пор не существует чётко разработанной системы показателей оценки инвестиционной привлекательности регионов для развития внутреннего туризма, а если и проводились исследования в этой проблемы, то только с позиции использования показателей финансового состояния, иными словами они носят односторонний характер. Следовательно, вопрос достижения необходимой эффективности вложений часто остаётся нерешённым. Также необходимо отметить, что среди экономистов нет единого подхода к методологии и принципам анализа инвестиционной привлекательности регионов, а также
единого мнения касательно направлений, количества и структуры показателей оценки, характеризующих инвестиционную привлекательность сферы туризма регионов. Имеется запрос участников рынка на разработку такого подхода к анализу инвестиционной привлекательности регионов для развития сферы туризма, который бы основывался на комплексной оценке инвестиционной привлекательности объекта исследования и позволял учитывать разнообразные критерии привлекательности регионов, что в результате обеспечивало бы наиболее точные и достоверные выводы для проводимых аналитических процедур при принятии решения о вложении инвестиций. Нами предпринята попытка разработки подобной методологии, которая в дальнейшем должна быть детализирована и расширена за счёт частных параметров и показателей.
Соответственно, при обеспечении роста туристской индустрии и создании благоприятных условий для развития туризма в инвестиционно-привлекательных регионах, Россия сможет значительно подняться в рейтинге туристских стран.
Список источников:
1. Асаул А.Н., Пасяда Н.И. Инвестиционная привлекательность региона. СПб.: СПбГАСУ, 2008. 120 с.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. К.: Эльга, 2004. 656 с.
3. Блинов А.О. Управление инвестиционной привлекательностью региона // Инвестиции в России. 2011. №12. С. 3-6.
4. Геращенко Э.А. Формирование механизма управления инвестиционной привлекательностью в рекреационной сфере: дис. ... канд. экон. наук. Сочи, 2011. 193 с.
5. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 208 с.
6. Ильмиева З.Б. Механизм привлечения инвестиционных проектов в реальный сектор региональной экономики (на материалах Чеченской Республики): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Грозный, 2012. 24 с.
7. Инновационный менеджмент / Под ред. В.М. Аныпина, A.A. Дагаева. М.: Дело, 2006. 528 с.
8. Ковалева А.В. Обеспечение инвестиционной привлекательности сферы туризма (на примере Смоленской области): Дис. ... канд. экон. наук. М., 2004. 190 с.
9. Кодрян Е.С. Сущность концессии как одной из форм привлечения инвестиций в экономику страны // Сервис в России и за рубежом. 2007. №2. С. 96-99.
10. Корчагин Ю.А., Логунов В.Н. Инвестиции и инновации в экономике России и регионов: Монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2008. 230 с.
11. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, 2012. 816 с.
12. Крюкова Е.М., Макеева Д.Р., Потемкин А.И. Использование индекса эффективности системы управления в оценке инвестиционной привлекательности гостиниц // Сервис в России и за рубежом. 2012. №3. С. 183-191.
13. Левченко Т.П., Рябцев А.А., Янюшкин В.А. Управление инвестиционной привлекательностью в туристско-рекреационной сфере: Монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 162 с.
14. Лимонов Л.Э. Крупный город: регулирование территориального развития и инвестиционные стратегии. СПб.: Наука, 2004. 478 с.
15. Локтева Е.Ю. Финансовая инфраструктура обеспечения инвестиционной привлекательности региона: на примере Санкт-Петербурга: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2012. 198 с.
16. Новиков А.В. Инвестиционная привлекательность региона. Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. 141 с.
17. Панасейкина В.С. Управление инвестиционной привлекательностью муниципальных образований: дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2008. 247 с.
18. Раевский С.В., Третьяков А.Г. Инвестиционная активность в регионе. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2006. 158 с.
19. Сидорова Д.В. Региональные аспекты инвестиционной политики в туристско-рекреацион-ном комплексе Юга России: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Краснодар, 2014. 28 с.
20. Степанова С.А. Развитие туристского комплекса региона на основе повышения инвестиционной привлекательности туристско-рекреационных территорий: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2010. 403 с.
21. Ткачева Я.С. Повышение инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного комплекса в современных условиях: на примере Республики Адыгея: дис. ... канд. экон. наук. Майкоп, 2011. 183 с.
22. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика. М.: Экономика, 1999. 267 с.
23. Устюжина О.Н., Хусаинова С.В. Анализ подходов и методов оценки инвестиционной привлекательности регионов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. №2(120). С. 105-114.
24. Филиппова М.Н. Методические основы обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий сферы услуг с учётом влияния конкуренции: Дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2009. 153 с.
25. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра-М, РИОР, 2015. 255 с.
26. Якунин В.Н. Видовые особенности и классификация туризма в современной историографии // Наука - промышленности и сервису. 2015. №10. С. 183-190.
27. Alexandrova A., Vladimirov Y. Tourism clusters in Russia: What are their key features? The case of Vologda region // Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 2016. Т.8. №3. С. 346-358. DOI: 10.1108/WHATT-02-2016-0007.
28. Altman E.I. Financial Ratios, Discriminant Analysis and the Prediction of Corporate Bankruptcy // Journal of Finance. 1968. №23(4). Рр. 589-609. D0I:10.2307/2978933.
29. Holt R.N. Financial Accounting: A Management Perspective. Charlottesville: Ivy Software, 2007. 89 p.
30. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017: Paving the way for a more sustainable and inclusive future. Insight Report. Ed. R. Crotti, T. Misrahi. Geneva: World Economic Forum, 2017. 370 p.
Афанасьев О.Е., Оборин М.С., Шман Е.Ю.
Инвестиционная привлекательность регионов России
для развития внутреннего туризма:
проблема разработки оценочных показателей
Oleg E. AFANASIEV a, Matvej S. OBORIN b Elena Yu. SHMAN c
INVESTMENT ATTRACTION OF RUSSIAN REGIONS FOR THE DOMESTIC TOURISM DEVELOPMENT: ELABORATING ESTIMATION INDICATORS
a< c Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); a PhD in Geography, Professor; e-mail: [email protected]; b Perm Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (Perm, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor;
e-mail: [email protected]; c PhD student; e-mail: [email protected]
Keywords:
investment,
investment attractiveness, investment attractiveness of region's tourism, domestic tourism
The main mechanism for the tourism industry development both in the country and in the certain region is investment. The authors define the investment attractiveness estimation of the regions for the domestic tourism development as a system of indicators that comprehensively reflect the potential for investment, based on the investor's strategic objectives and accounting for profitability, future cash flows and the level of risk. The article contains a number of basic methodological provisions that must be taken into account when elaborating a system of such indicators. For today the investment attractiveness estimation system of the regions for the domestic tourism development does not yet exist, whereas for many other industries and spheres of the economy, such systems have been developed to a sufficient extent. The scientific literature gives insufficient attention to the issue of assessing the regional investment attractiveness of the tourism sector.
The authors make an attempt to create the universal system of parameters and estimated indicators, allowing to form understanding of the degree of tourism sector investment attractiveness of particular entities in the Russian Federation. The article offers the tourism investment attractiveness estimation model for the Russian regions based on the data of the Federal State Statistics Service. This model has been tested on the example of three entities of the Russian Federation - Altai, Krasnodar and Perm regions. The obtained results indicate that the proposed system of indicators and the evaluation model is fairly objective and representative. The developed tourism investment attractiveness estimation model for a region can be widely applied in the practice of all participants of the investment process in the course of justifying and making decisions on investment activity in the tourism development in specific regions. Also, the offered model and the system of indicators will be useful in planning and creating regional programs for the tourism development.
References
1. Asaul, A. N., & Pasjada, N. I. (2008). Investicionnaja privlekatel'nost' regiona [Investment attractiveness of the region]. St. Petersburg: SPbGASU. (In Russ.).
2. Blank, I. A. (2004). Finansovyj menedzhment [Financial management]. Kiev: El'ga. (In Russ.).
3. Blinov, A. O. (2011). Upravlenie investicionnoj privlekatel'nost'ju regiona [Management of the investment attractiveness of the region]. Investicii v Rossii [Investments in Russia], 12, 3-6. (In Russ.).
4. Gerashhenko, E. A. (2011). Formirovanie mehanizma upravlenija investicionnoj privlekatel'-nost'ju v rekreacionnoj sfere [Creating a mechanism for managing investment attractiveness in the recreational sphere]: Candidate of Economics thesis. Sochi. (In Russ.).
5. Guljaev, V. G. (2003). Turizm: ekonomika i social'noe razvitie [Tourism: Economics and Social Development]. Moscow: Finansy i statistika. (In Russ.).
6. Il'mieva, Z. B. (2012). Mehanizm privlechenija investicionnyh proektov v real'nyj sektor re-gional'noj ekonomiki (na materialah Chechenskoj Respubliki) [The mechanism for attracting investment projects in the real sector of the regional economy (on the materials of the Chechen Republic)]: Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Grozny. (In Russ.).
7. Anypin, V. M., & Dagaev, A. A. (Eds.). (2006). Innovacionnyj menedzhment [Innovative management]. Moscow: Delo. (In Russ.).
8. Kovaleva, A. V. (2004). Obespechenie investicionnoj privlekatel'nosti sfery turizma (na primere Smolenskoj oblasti) [Providing investment attractiveness of tourism (the case-study of Smolensk region)]: Candidate of Economics thesis. Moscow. (In Russ.).
9. Kodrjan, E. S. (2007). Sushhnost' koncessii kak odnoj iz form privlechenija investicij v ekono-miku strany [The essence of concession as a form of attracting investments in the country's economy]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2, 96-99. (In Russ.).
10. Korchagin, Yu. A., & Logunov, V. N. (2008). Investicii i innovacii v ekonomike Rossii i regionov [Investments and Innovations in the Russia's and Regions' Economy]: a monograph. Voronezh: CIRE. (In Russ.).
11. Kotler, P., & Keller, K. L. (2012). Marketing Management. St. Petersburg: Piter. (In Russ.).
12. Krjukova, E. M., Makeeva, D. R., & Potemkin, A. I. (2012). Ispol'zovanie indeksa effektivnosti si-stemy upravlenija v ocenke investicionnoj privlekatel'nosti gostinic [Using the management system efficiency index in assessing the investment attractiveness of hotels]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 3, 183-191. (In Russ.).
13. Levchenko, T. P., Rjabcev, A. A., & Yanyushkin, V. A. (2014). Upravlenie investicionnoj privleka-tel'nost'ju v turistsko-rekreacionnoj sfere [Management of investment attractiveness in the tourist and recreation sphere]: a monograph. Moscow: INFRA-M. (In Russ.).
14. Limonov, L. E. (2004). Krupnyj gorod: regulirovanie territorial'nogo razvitija i investicionnye strategii [Large City: Regulating Territorial Development and Investment Strategies]. St. Petersburg: Nauka. (In Russ.).
15. Lokteva, E. Yu. (2012). Finansovaja infrastruktura obespechenija investicionnoj privlekatel'nosti regiona: na primere Sankt-Peterburga [Financial infrastructure for ensuring the investment attractiveness of the region: the case-study of St. Petersburg]: Candidate of Economics thesis. St. Petersburg. (In Russ.).
16. Novikov, A. V. (2001). Investicionnaja privlekatel'nost' regiona [Investment attractiveness of the region]. Novosibirsk: NGAEiU. (In Russ.).
17. Panasejkina, V. S. (2008). Upravlenie investicionnoj privlekatel'nost'ju municipal'nyh obra-zovanij [Managing investment attractiveness of municipalities]: Candidate of Economics thesis. Krasnodar. (In Russ.).
18. Raevskij, S. V., & Tret'jakov, A. G. (2006). Investicionnaja aktivnost' v regione [Investment activity in the region]. Moscow: Economika. (In Russ.).
19. Sidorova, D. V. (2014). Regional'nye aspekty investicionnoj politiki v turistsko-rekreacionnom komplekse Yuga Rossii [Regional aspects of investment policy in the tourism and recreational complex of the South of Russia]: Candidate of Geographical dissertation: author's abstract. Krasnodar. (In Russ.).
20. Stepanova, S. A. (2010). Razvitie turistskogo kompleksa regiona na osnove povyshenija investicionnoj privlekatel'nosti turistsko-rekreacionnyh territorij [The region's tourism complex development on the basis of increasing the investment attractiveness of tourism and recreational areas]: Doctor of Economics thesis. St. Petersburg. (In Russ.).
Афанасьев О.Е., Оборин М.С., Шман Е.Ю.
Инвестиционная привлекательность регионов России
для развития внутреннего туризма:
проблема разработки оценочных показателей
21. Tkacheva, Ya. S. (2011). Povyshenie investicionnoj privlekatel'nosti turistsko-rekreacionnogo kompleksa v sovremennyh uslovijah: na primere Respubliki Adygeja [Increasing investment attractiveness of the tourist-recreational complex in modern conditions: the case-study of the Republic of Adygea]: Candidate of Economics thesis. Maykop. (In Russ.).
22. Tumusov, F. S. (1999). Investicionnyj potencial regiona: Teorija. Problemy. Praktika [Region's Investment Potential: Theory. Problems. Practice]. Moscow: Ekonomika. (In Russ.).
23. Ustyuzhina, O. N., & Husainova, S. V. (2013). Analiz podhodov i metodov ocenki investicionnoj privlekatel'nosti regionov [Analysis of approaches and methods of the evaluation of investment attractiveness of regions]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 5: Ekonomika [Bulletin of the Adygeya State University, a series of "Economy"], 2(120), 105-114. (In Russ.).
24. Filippova, M. N. (2009). Metodicheskie osnovy obespechenija investicionnoj privlekatel'no-sti predprijatij sfery uslug s uchjotom vlijanija konkurencii [Methodical bases of maintaining investment attractiveness of services enterprises taking into account influence of a competition]: Candidate of Economics thesis. Moscow. (In Russ.).
25. Sheremet, A. D. (2015). Kompleksnyj analiz hozjajstvennoj dejatel'nosti [Comprehensive analysis of economic activities]. Moscow: Infra-M, RIOR. (In Russ.).
26. Yakunin, V. N. (2015). Vidovye osobennosti i klassifikacija turizma v sovremennoj istoriografii [Specific features and classification of tourism in the domestic historiography]. Nauka -promyshlennosti i servisu [Science for Industry and Services], 10, 183-190. (In Russ.).
27. Alexandrova, A., & Vladimirov, Y. (2016). Tourism clusters in Russia: What are their key features? The case of Vologda region. Worldwide Hospitality and Tourism Themes, 8(3), 346-358. doi: 10.1108/WHATT-02-2016-0007.
28. Altman, E. I. (1968). Financial Ratios, Discriminant Analysis and the Prediction of Corporate Bankruptcy. Journal of Finance, 23(4), 589-609. doi:10.2307/2978933.
29. Holt, R. N. (2007). Financial Accounting: A Management Perspective. Charlottesville: Ivy Software.
30.Crotti, R., & Misrahi, T. (Eds.). (2017). The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017: Paving the way for a more sustainable and inclusive future. Insight Report. Geneva: World Economic Forum.
Афанасьев О.Е., Оборин М.С., Шман Е.Ю.
Инвестиционная привлекательность регионов России для развития внутреннего туризма: проблема разработки оценочных показателей // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 3. С. 27-41. 001: 10.22412/1995-042Х-11-3-3.
Afanasiev, O. E., Oborin, M. S., & Shman, E. Yu.
(2017). Investment attraction of Russian regions for the domestic tourism development: elaborating estimation indicators. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(3), 27-41. doi: 10.22412/1995-042X-11-3-3. (In Russ.).