Научная статья на тему 'Инвестиционная привлекательность корпорации и подходы к ее оценке'

Инвестиционная привлекательность корпорации и подходы к ее оценке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2912
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / РЫНОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / COMPETITIVENESS / FINANCIAL ANALYSIS / MARKET POSITION / INVESTMENT PROFILE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трушникова А. Д.

Инвестиционная привлекательность один из наиболее значимых аспектов, интересующих как организацию, так и экономику в целом. В статье рассмотрены три основных метода оценки инвестиционной привлекательности корпорации и их составляющие. Существуют различные факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность корпорации, этот перечень не является исчерпывающим и постоянно дополняется. Кроме того, те или иные факторы оценки используются в зависимости от группы, к которой принадлежат инвесторы: являются ли они собственниками компании либо же кредиторами. Нельзя не сказать, что помимо внутренних факторов влияние на инвестиционную привлекательность страны оказывает влияние инвестиционный климат и экономическое положение страны и конкретного региона. Результатом проведенного исследования стал вывод о том, что центральным звеном инвестиционной привлекательности корпорации является ее финансовое положение, поэтому наиболее часто применимым методом ее оценки является расчет финансовых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Attractiveness of the Corporation and Approaches to its Evaluation

Investment attractiveness is one of the most significant aspects that interest both the organization and the economy as a whole. The article considers three main methods to evaluate the investment attractiveness of the corporation. There are different factors that affect the corporation’s investment attractiveness, this list is not exhaustive, and is constantly being supplemented. In addition, these or other valuation factors can be used depending on the group to which the investors belong: whether they are owners of the company, or whether they are creditors. It should be said that, apart from internal factors, the investment climate and the economic situation of the country and the specific region affect the investment attractiveness of the company too. The result of the study was the conclusion that the central point of the investment attractiveness of the corporation is its financial position, so the most commonly used method for its evaluation is the calculation of financial indicators.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная привлекательность корпорации и подходы к ее оценке»

УДК 338

инвестиционная привлекательность корпорации и подходы к ее оценке

Трушникова А.Д.,

студентка магистратуры, Финансовый университет, Москва, Россия

[email protected]

Аннотация. Инвестиционная привлекательность - один из наиболее значимых аспектов, интересующих как организацию, так и экономику в целом. В статье рассмотрены три основных метода оценки инвестиционной привлекательности корпорации и их составляющие. Существуют различные факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность корпорации, этот перечень не является исчерпывающим и постоянно дополняется. Кроме того, те или иные факторы оценки используются в зависимости от группы, к которой принадлежат инвесторы: являются ли они собственниками компании либо же кредиторами. Нельзя не сказать, что помимо внутренних факторов влияние на инвестиционную привлекательность страны оказывает влияние инвестиционный климат и экономическое положение страны и конкретного региона. Результатом проведенного исследования стал вывод о том, что центральным звеном инвестиционной привлекательности корпорации является ее финансовое положение, поэтому наиболее часто применимым методом ее оценки является расчет финансовых показателей.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; конкурентоспособность; финансовый анализ; рыночное положение; инвестиционный портфель

investment attractiveness of the corporation and approaches to its evaluation

Trushnikova A. D.,

graduate student, Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

Abstract. Investment attractiveness is one of the most significant aspects that interest both the organization and the economy as a whole. The article considers three main methods to evaluate the investment attractiveness of the corporation. There are different factors that affect the corporation's investment attractiveness, this list is not exhaustive, and is constantly being supplemented. In addition, these or other valuation factors can be used depending on the group to which the investors belong: whether they are owners of the company, or whether they are creditors. It should be said that, apart from internal factors, the investment climate and the economic situation of the country and the specific region affect the investment attractiveness of the company too. The result of the study was the conclusion that the central point of the investment attractiveness of the corporation is its financial position, so the most commonly used method for its evaluation is the calculation of financial indicators.

Keywords: investment attractiveness; competitiveness; financial analysis; market position; investment profile

Научный руководитель: Слепнева Т.А., профессор, кандидат экономических наук, доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет.

В настоящее время в научных кругах развит повышенный интерес к инвестиционной проблематике. Это объясняется степенью важности, которую приобретают инвестиционные процессы в становлении и развитии корпораций в условиях нынешних рыночных отношений.

В наиболее общем виде понятие инвестиционной привлекательности корпорации включает в себя совокупность характеристик эффективности, которые отображают рентабельность денежных вложений в развитие корпорации. Основным показателем для этого является предсказуемый и стабильный доход. А бизнес-план должен быть четко определен и хорошо продуман, учтены многие нюансы, приведены финансовые показатели, тогда высок шанс, что в условиях большой конкуренции за дополнительное финансирование предпочтение будет отдано вашей корпорации [1, с. 65].

Проведенный анализ определения понятия «инвестиционная привлекательность корпорации» свидетельствует о различных взглядах исследователей на его содержание. На наш взгляд, наиболее полное определение инвестиционной привлекательности дано Э. И. Крыловым, В. М. Власовой и другими, которые предлагают понимать под инвестиционной привлекательностью «экономическую категорию, характеризующую эффективность использования имущества корпорации, его платежеспособность, устойчивость финансового состояния, его способность к саморазвитию на основе повышения доходности капитала, экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции».

В. В. Алавердян считает: «Инвестиционная привлекательность корпорации - прежде всего возможность вызвать коммерческий или иной интерес у реального инвестора» [2].

Эффективность инвестиций, инвестиционная привлекательность и инвестиционная деятельность - понятия, находящиеся в прямой и тесной взаимозависимости. Инвестиционная привлекательность - фактор, который определяет масштабы инвестиционной деятельности организации.

Проведенное исследование позволило уточнить определение понятия «инвестиционная привлекательность корпорации» как способность вызвать интерес инвестора с целью удовлетворения экономических, социальных, политических, имиджевых и иных потребностей компании. По-

вышение инвестиционной привлекательности корпорации - это трудоемкий и долгий процесс, состоящий из следующих этапов [2]:

1. Проведение анализа уровня экономического развития и общей характеристики корпорации:

- оценка стоимости актива, его структура, объем и состав нематериальных и внеоборотных активов;

- анализ производства: производственные мощности, возможность их роста, степень модернизации и износа орудий производства, технология;

- кадровый уровень: квалификация, укомплектованность кадров, обеспеченность работниками;

- инновации: определение их наличия и использования в производственном процессе, возможность внедрения.

2. Характеристика рыночного положения и уровня конкурентоспособности продукции:

- объем рынка и место, которое на нем занимает компания: оценка конкурентной среды, определение лидеров рынка, изучение сильных и слабых сторон организации, перспективы будущего роста и закрепления достигнутых позиций;

- качество производимого продукта, его конкурентная устойчивость - анализ аналогичных продуктов, повышение уровня конкурентоспособности;

- изучение ценовой стратегии корпорации.

3. Финансовый анализ состояния и результатов работы организации:

- оценка деловой активности, ликвидности, устойчивости, платежеспособности и рентабельности корпорации;

- расчет результатов финансовой деятельности: размер текущей прибыли, потенциал развития и эффективность деятельности.

Организация может составить план и реализовать спектр различных мероприятий, направленных на повышение своей инвестиционной привлекательности. Для этого можно использовать [3, с. 107]:

- тщательное долгосрочное стратегическое планирование;

- бизнес-планирование;

- применение экспертной оценки юристов для приведения правоустанавливающих документов в соответствие с законодательством;

- анализ, создание и оценка кредитной истории;

- создание более гармоничной структуры корпорации путем реформирования.

Чтобы определить, какие меры нужны организации для повышения инвестиционной привлекательности, нужно провести оценку состояния корпорации. Этот анализ позволяет:

- выявить сильные аспекты деятельности организации;

- просчитать риски и слабые аспекты в состоянии корпорации на настоящий момент (также и со стороны инвестора);

- разработать мероприятия для повышения инвестиционной привлекательности, увеличения конкурентных преимуществ и роста эффективности работы корпорации.

В ходе этой диагностики развираются такие направления, как менеджмент, производство, финансы, сбыт. Определяется сфера деятельности организации, связанная с максимальными рисками и обладающая самым большим количеством слабых сторон. Разрабатываются мероприятия для укрепления положения по слабым направлениям.

Нужно также обратить внимание на проведение юридической экспертизы корпорации. Для оценки инвестиционной привлекательности корпорации направлениями экспертизы могут быть:

- подтверждение права собственности на недвижимость (земельные участки, здания и прочее);

- правильность составления учредительных документов(права акционеров, полномочия руководства организации);

- прозрачность, корректность и юридическая чистота учета прав на ценные бумаги корпорации.

После проведения экспертизы определяются несоответствия вышеуказанных направлений нормам законодательства государства. Устранение этих несоответствий является крайне важным шагом, потому как инвесторы, оценивая инвестиционную привлекательность объекта, придают юридической диагностике весомое значение. Например, для кредитора очень важно увидеть подтверждение прав собственности на имущество, которое будет объектом залога. Прямые же инвесторы, покупающие пакеты акций корпорации, обращают внимание на права акционеров и корпоративное управление в целом, потому как им необходимо контролировать направления использования инвестируемых средств.

Проведенная экспертиза текущего состояния организации становится основой для разработки стратегического плана.

Взяв за основу долгосрочный стратегический план, организация приступает к формированию бизнес-плана. В нем досконально разбираются все направления деятельности организации, дается обоснование размера требуемых инвестиций и модель финансирования, ожидаемый эффект для корпорации. Схема финансовых потоков, сформированная в бизнес-плане, помогает дать оценку возможности организации возвратить инвестору-кредитору ссудные средства с учетом процентов. Инвесторы-собственники с помощью бизнес-плана могут провести анализ стоимости корпорации, изучить стоимость вложений и обоснование потенциального роста.

Большое значение в глазах инвесторов имеет кредитная история корпорации, так как она означает, что у организации есть практический опыт освоения вложений и выполнения взятых на себя обязательств перед кредиторами и инвесторами-собственниками. Поэтому целесообразными будут меры, принятые для формирования положительной кредитной истории.

Одна из наиболее трудоемких и крайних мер по повышению инвестиционной привлекательности организации - это реализация реформирования (реструктуризации). В целом реформирование объединяет в себе комплекс мер по полному приведению работы корпорации в соответствие с переменчивыми условиями рынка и стратегическим планом развития.

Подходы к определению сущности понятия «инвестиционная привлекательность» весьма многообразны, однако оценка факторов внешней и внутренней среды является неотъемлемым аспектом каждого из подходов. Под внешней средой понимается уровень развития экономики страны, региона, отрасли, инвестиционный климат, при оценке которого учитываются экономическая и правовая привлекательность, а также риски, связанные с процессом привлечения инвестиций и самим инвестированием.

В масштабах страны на экономическую привлекательность оказывает влияние как общее состояние экономики, отражающееся в макроэкономических показателях, так и общий уровень и квалификация трудоспособного населения. Кроме того, во внимание принимается развитость

Рис. 1. составляющие инвестиционного потенциала региона

инфраструктуры, размер внутреннего рынка, уровень технологического развития, инновационного потенциала и многих других факторов. Под правовой привлекательностью следует понимать условия и простоту ведения бизнеса в стране, а также степень защиты интересов и владельцев бизнеса.

Что касается рисков, которые потенциально могут возникнуть при инвестировании, среди них можно выделить следующие группы:

• политические;

• экономические;

• валютные;

• социальные;

• экологические.

В масштабах страны к рискам инвестирования можно отнести: уровень криминализации государственных структур; уровень нарушений прав человека; уровень демографического давления; уровень влияния групповых элит; уровень влияния аппарата государственной безопасности; степень вмешательства других государств [4, с. 37].

В связи с огромными территориальными размерами Российской Федерации после оценки ее инвестиционного климата следует перейти к изучению инвестиционного климата региона. Он складывается из восьми частных потенциалов, представленных на рис. 1 [5, с. 47].

Оценивая региональную привлекательность, следует учитывать показатели использования каждого из этих потенциалов. При этом ключевую роль будут играть финансовое развитие, инновационный потенциал, развитость инфраструктуры, социальная безопасность, ресурсное обеспечение и географическое положение. Величина инвести-

ционного риска в регионе зависит от реализуемой социально-экономической политики [6, с. 59].

Внешние факторы могут оказать значительное влияние, поэтому их оценка особенно важна для инвесторов при сравнении инвестиционной привлекательности различных компаний. Однако инвестор не обязан проводить ее самостоятельно, ведь оценку инвестиционной привлекательности регионов проводят различные рейтинговые агентства, а инвестиционный климат страны одинаково влияет на все хозяйствующие субъекты. Однако в России таким рейтингам еще недостаточно доверяют, предпочитая вместо этого использовать рейтинги кредитоспособности. Они ориентированы на тех, кто планирует покупку долговых ценных бумаг, в то время как рейтинги инвестиционной привлекательности предназначены для инвесторов, планирующих открытие нового бизнеса и покупку бизнеса на территории региона. При составлении таких рейтингов оцениваются трудовые ресурсы, условия ведения бизнеса, инфраструктура и другие факторы [7, с. 10].

Внешние факторы и их анализ очень важны для любого типа корпораций при оценке ее инвестиционной привлекательности, однако именно для публичных компаний эти факторы имеют первоочередное и критически важное значение. Капитализация компании, обусловленная ценой ее акций,- зачастую основной индикатор инвестиционной привлекательности публичной корпорации. В свою очередь, цены акций подвержены сильному влиянию общего состояния экономики страны и отражают не только текущую ситуацию, но и будущие ожидания участников фондового рынка. Таким образом, изменения факторов

Таблица

внутренние факторы инвестиционной привлекательности [8, с. 96]

Группа факторов Факторы инвестиционной привлекательности

Организационная структура управления корпорации - Структура управления, определяющая иерархию и должностную ответственность подразделений и сотрудников; - квалификация и соответствие сотрудников предъявляемым им требованиям; - система документооборота и организационно-правовая структура

Корпоративная структура корпорации - Структура акционерного капитала; - структура собственности: филиалы и представительства, доли участия в уставных капиталах дочерних и зависимых компаний, долгосрочные финансовые вложения; - вхождение в финансово-промышленные группы; - система взаимоотношений собственников и менеджеров

Конкурентная среда корпорации - Доля рынка, занимаемая компанией; - сильные и слабые стороны конкурентов; - конкурентные преимущества и рыночные перспективы корпорации

Производственный потенциал корпорации - Наличие и срок действия лицензий и разрешений на осуществление основной производственной деятельности; - запасы и источники основных видов сырья; - наличие, состояние и мощность основных производственных фондов, эффективность их работы; - возможность расширения основной производственной деятельности, обновления фондов, их перепрофилирование

Финансово-экономическое состояние корпорации - Риск ухудшения структуры активов и пассивов; - наличие актуального бизнес-плана, соответствующего масштабам деятельности; - наличие скрытых убытков

внешней среды неизбежно приводят к изменению рыночных цен на акции, которые отражают инвестиционную привлекательность эмитента.

Анализ же внутренних факторов нацелен на выявление сильных и слабых сторон компаний, ведь именно они формируют ее конкурентные преимущества и направления. Все внутренние факторы инвестиционной привлекательности корпорации можно разделить на 5 групп (см. таблицу).

Финансово-инвестиционная состоятельность корпорации, ее приоритеты развития и цели играют ключевую роль в формировании инвестиционной привлекательности корпорации. Благоприятными признаками инвестиционной привлекательности принято считать наличие

у компании инвестиционной программы, лучше как можно более долгосрочной, учитывающей многие факторы и возможные риски, а также ранее реализованные успешные инвестиционные проекты. Финансовые инвестиции корпорации - еще один из аспектов анализа и оценки. Диверсифицированный и сбалансированный инвестиционный портфель корпорации несомненно оказывает благоприятное воздействие на инвестиционную привлекательность компании. Исследуются такие аспекты финансовых инвестиций, как их направление (в какие страны, регионы или отрасли вкладываются средства), средняя окупаемость вложений, приоритет долгосрочных или краткосрочных инвестиций, наличие финан-

Инвесторы-собственники

Инвесторы-кредиторы

— Рентабельность собственного капитала.

— Динамика чистой прибыли на акцию.

— Доля дивидендов в чистой прибыли.

— Возможный прирост рыночной стоимости пакета акций.

— Рыночная доля корпорации

— Привлекательные условия входа и выхода из бизнеса

— Рентабельность имущества.

— Рентабельность продаж.

— Динамика прибыли до уплаты налогов и процентов.

Платежеспособность корпорации.

— Финансовая устойчивость.

— Ликвидность имущества.

— Информационная прозрачность

Рис. 2. Факторы инвестиционной привлекательности для разных групп инвесторов

совых резервов и само финансовое состояние корпорации.

С точки зрения инвестиционной привлекательности важен такой фактор, как связь с транснациональными корпорациями, ведь это подразумевает некоторые преимущества, например возможность применения механизма внутренних трансфертных цен, что, в свою очередь, позволяет снизить себестоимость и предлагать продукцию к реализации по более конкурентоспособным ценам.

Все более важную роль играет такой аспект, как информационная прозрачность, которая минимизирует корректировки показателей и искажение реального положения дел, положительно сказывается на инвестиционной привлекательности корпорации [9, с. 39].

В связи с тем, что не существует единого понимания инвестиционной привлекательности корпорации, можно рассматривать ее с точек зрения разных групп инвесторов - собственников, кредиторов, органов власти и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Две крупнейшие группы инвесторов публичных компаний это:

- акционеры корпорации и потенциальные покупатели акций - инвесторы-собственники;

- покупатели облигаций, банки, предоставляющие кредит, государство, т.е. инвесторы-кредиторы.

На рис. 2 представлены основные факторы, оказывающие воздействие на инвестиционную привлекательность корпорации для инвесторов-собственников и инвесторов-кредиторов [10, с. 112].

Нельзя не сказать, что инвестиционная привлекательность публичной корпорации находит свое отражение в цене акций, менеджеры корпорации также могут управлять капитализацией, способствуя росту цен на акции. При росте рыночной цены компании прямо пропорционально увеличивается и ее инвестиционная привлекательность, ведь с ростом капитализации компании ее финансовые инструменты становятся более привлекательными для инвесторов, так же, как и проектное инвестирование в компанию.

Следует подчеркнуть, что на инвестиционную привлекательность предприятий как способность вызвать интерес у инвестора оказывает воздейст-

вие большинство факторов, как не зависящих от результатов хозяйственной деятельности корпорации, так и находящихся в зависимости от них.

Однако степень инвестиционной привлекательности корпорации характеризует активность деятельности инвесторов. Систематизируя мотивы, побуждающие интерес к инвестиционной деятельности, можно выделить две - экономические и внеэкономические группы [11, с. 37].

Внеэкономические мотивы - это социальные, экологические, инновационные, этические, имиджевые и политические мотивы, связанные с осуществлением деятельности корпорации. Внеэкономические мотивы являются индивидуальными и определяются миссией корпорации, его общей стратегией, составом персонала, характером окружающей среды и т.п. Они носят, как правило, вспомогательный характер по отношению к экономическим мотивам инвестирования. Внеэкономические мотивы могут приобретать приоритетное значение на отдельных этапах развития корпорации.

Экономические мотивы носят наиболее унифицированный характер для компаний разных сфер деятельности, форм собственности, организационно-правовых форм и т.п. Среди экономических характеристик, интересующих инвесторов, следует выделять: динамику прибыли, динамику дивидендных выплат, динамику доли рынка, рентабельность собственного капитала и т.п.

Система корпоративного управления является еще одним аспектом, оказывающим влияние на инвестиционную привлекательность корпорации. Однако этот фактор очень сложен для оценки, несмотря на то, что уровень организации этой системы напрямую влияет на инвестиционную привлекательность компании. В отличие от зарубежных стран уровень развития системы корпоративного управления в Российской Федерации все еще остается довольно низким, несмотря на то, что в последние годы этому аспекту стали уделять все большее внимание. На данный момент наиболее высоким уровнем развития системы корпоративного управления обладают такие отрасли, как электроэнергетика, телекоммуникации, связь, нефтегазовая промышленность и информационные технологии [12, с. 262].

Таким образом, для корпоративных публичных компаний совокупность факторов инвестиционной привлекательности неизмеримо шире, чем для непубличных, а управление ими, заключа-

ющееся в контроле, анализе и, по возможности, в воздействии, особенно важно, так как от этого зависят масштабы финансирования, а значит, и перспективы развития.

Финансовая составляющая инвестиционной привлекательности измеряется системой показателей, которые характеризуют финансовое состояние корпорации. В основном инвесторов интересует, какие показатели влияют на доходность капитала корпорации,курс акций и уровень дивидендов.

Оценке инвестиционной привлекательности и методам оценки уделено достаточное внимание отечественных и зарубежных профессоров, экономистов. Систематизируя большой массив информации по этому направлению, можно представить несколько групп,разбитых на основании факторов, которые были положены в методику оценки [13, с. 156].

Инвестиционная привлекательность организации формируется не только с помощью устойчивого состояния корпорации, а за счет конкурентоспособности продукции, ориентированности корпорации на клиентов и удовлетворения запросов потребителей [14, с. 153].

Чтобы оценить инвестиционную привлекательность, компания может использовать следующие методы:

I. расчет финансовых показателей.

Существует такой набор финансовых показателей и соответствующая им система финансовых коэффициентов, которые используются с целью анализа и оценки инвестиционной привлекательности корпораций. Актуальную информацию для оценки инвестиционной привлекательности корпорации можно найти в финансовой отчетности корпораций [15, с. 150].

1. Показатели, характеризующие имущественное положение (структура имущества), что выражается в количественном соотношении оборотных средств и их доле в имуществе корпорации, а также в соотношении запасов и основных средств в оборотных и, соответственно, внеоборотных активах корпорации.

2. Показатели ликвидности. Данные показатели включают:

А) Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) показывает способность корпорации выполнить свои краткосрочные обязательства, используя оборотные активы.

К _ Оборотные Активы (1)

Краткосрочные обязательства

Б) Коэффициент быстрой ликвидности характеризует способность корпорации погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет высоколиквидных активов.

Дебиторская задолженность+Денежные средства

Коэффициент быстрой ликвидности =-----. (2)

Краткосрочные обязательства

В) Коэффициент абсолютной ликвидности показывает ту часть краткосрочных обязательств, которая может быть погашена моментально за счет имеющихся абсолютно ликвидных активов.

Денежные средства

Коэффициент абсолютной ликвидности =---. (3)

Краткосрочные обязательства

Г) Коэффициент платежеспособности показывает, насколько имущество покрывает краткосрочные обязательства корпорации.

Активы

Коэффициент платежеспособности = —---. (4)

Краткосрочные обязательства

3. Финансовая устойчивость, которая измеряется большим числом показателей, помогающих отразить состояние финансовых ресурсов фирмы, при наличии которых будет обеспечен бесперебойный производственный процесс и будет наблюдаться эффективное использование финансовых ресурсов. К данным коэффициентам относятся следующие:

А) Коэффициент автономии показывает соотношение собственного капитала и общей суммы активов корпорации.

Капитали резервы

Коэффициент автономии =-. (5)

Валюта баланса

Б) Коэффициент финансовой зависимости показывает долю заемного капитала в источниках финансирования, характеризует зависимость корпорации от кредиторов.

Коэффициент финансовой зависимости =

Краткосрочные обязательства + Долгосрочные обязательства Валюта баланса

(6)

В) Коэффициент финансового рычага показывает соотношение заемных и собственных источников финансирования.

Коэффициент финансового рычага =

Краткосрочные обязательства+Долгосрочные обязательства Капитали резервы

(7)

Г) Коэффициент покрытия внеоборотных активов показывает степень покрытия долгосрочными источниками финансирования внеоборотных активов корпорации.

Коэффициент покрытия внеоборотных активов =

Капитал и резервы + Долгосрочные обязательства Внеоборотные активы

(8)

4. Показатели деловой активности. Данная категория показателей играет важную роль в финансовом анализе и помогает охарактеризовать скорость превращения имеющихся у корпорации ресурсов в денежную форму. Эти показатели также характеризуют эффективность и интенсивность использования активов, имеющихся в наличии у корпорации. К данным коэффициентам относятся следующие:

A) Коэффициент оборачиваемости активов показывает, какой объем продаж приходится на один рубль имущества корпорации.

Выручка (объем продаж)

Коэффициент оборачиваемости активов =----—. (9)

Усредненная валюта баланса

Б) Коэффициент оборачиваемости оборотных активов показывает, какой объем продаж приходится на один рубль оборотных активов.

Выручка (объем продаж)

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов =-----. (10)

Усредненные оборотные активы

B) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала показывает активность использования собственного капитала.

Выручка (объем продаж)

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала = ——--:—--:-. (11)

Усредненный собственный капитал

Г) Коэффициент оборачиваемости заемного капитала показывает, сколько требуется оборотов для оплаты всей задолженности корпорации.

Выручка (объем продаж)

Коэффициент оборачиваемости заемного капитала =-----. (12)

Усредненные долгосрочные +

+краткосрочные обязательства

5. Показатели рентабельности. Данная категория коэффициентов является комплексной и дает общую оценку эффективности деятельности корпорации и рациональности принятых менеджерами решений. Анализ эффективности деятельности любой корпорации характеризуется относительными показателями - системой показателей рентабельности. В систему показателей анализа финансо-

вого состояния в рамках проведения мониторинга следует включить наиболее часто используемые показатели: рентабельность продукции (ROC), рентабельность продаж (ROS), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность активов (ROA).

Прибыль ( убыток ) от продаж А) Рентабельность продукции = х 100%. (13)

Себестоимость продукции

Б) Рентабельность продаж показывает эффективность основной деятельности или долю прибыли от продаж в выручке от реализации продукции (работ, услуг).

Прибыль (убыток) от продаж Рентабельность продаж = *100%. (14)

Выручка (объем продаж)

В) Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования только той части капитала, которая принадлежит собственникам организации.

Чистая прибыль

Рентабельность собственного капитала, ROE = х100%. (15)

Капитали резервы

Г) Рентабельность активов характеризует эффективность использования совокупных активов организации.

Прибыль (убыток) до налогообложения

Рентабельность активов =---. (16)

Активы

II. комплексный сравнительный анализ.

В данном методе сравнивается анализ инвестиционной привлекательности организации с анализом инвестиционной привлекательности страны, региона, отрасли, которые влияют на компанию.

Находятся группы факторов, которые влияют на инвестиционную привлекательность корпорации и затем эти группы ранжируются по значимости на основе экспертных оценок. Исходя из коэффициентов значимости каждого фактора, инвесторы определяют, в какие корпорации следует вкладывать средства.

III. определение рыночной стоимости организации и ее увеличение.

Рыночная стоимость сильно влияет на инвестиционную привлекательность, так как чем меньше стоимость корпорации, тем инвесторы меньше заинтересованы в организации и даже могут начать продавать акции данной организации за низкую цену [16, с. 420].

Можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность корпорации - это комплек-

сная характеристика, которая показывает целесообразность инвестирования средств в данную компанию. В настоящее время разработаны различные показатели оценки инвестиционной привлекательности компаний, позволяющие проанализировать ее составляющие. Комплексный показатель находится в зависимости от многих факторов, в частности, от экономической ситуации в стране, событий, происходящих на мировой арене, а также экономической ситуации в отрасли, уровня квалификации сотрудников корпорации и множества финансовых показателей корпорации.

В современном мире каждая компания заинтересована в систематической оценке своей инвестиционной привлекательности. Это связано с тем, что для постоянного и стабильного развития любое предприятие нуждается во вложениях как в основные фонды и научно-технические разработки (НИОКР), так и в другие активы, используемые для получения положительного эффекта. Это особенно актуально в конкурентном пространстве, когда каждая компания должна быть как способной не

только предлагать качественный товар или услугу, так и подстраиваться под постоянно изменяющиеся условия.

Таким образом, финансовая привлекательность корпорации - центральное звено инвестиционной привлекательности. Для любого инвестора она заключается в получении стабильного финансово-экономического эффекта от финансово-хозяйственной деятельности. Если этот эффект неста-

билен, при инвестировании неизбежен финансовый риск. Наиболее часто в качестве критериев финансовой привлекательности используются целевые значения показателей, характеризующих финансовое положение корпорации (ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость) и уровень ее деловой активности и эффективности деятельности(оборачиваемость активов,рентабельность продукции и производства).

Описок источников

1. Онегова К.П.Управление инвестиционной привлекательностью корпорации // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 2. С. 23-30.

2. Алавердян В.В. Инвестиционный перелом, или Об инвестиционной привлекательности российских предприятий. URL: http://www.i-con.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Павлова Ю.П., Гурнович Т.Г. Повышение инвестиционной привлекательности корпорации // В сборнике: Современные проблемы управления и регулирования: теория, методология, практика. Сборник статей II Международной научно-практической конференции / под общей ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 106-108.

4. Капустина Л.М, Портнов Н.А. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности страны для иностранных компаний // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 2. С. 35-41.

5. Шрамко О.Г. Факторный анализ инвестиционной привлекательности регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 4 (331). С. 41-50.

6. Мякшин В.Н. Применение методологии сбалансированной оценки инвестиционной привлекательности для совершенствования региональной инвестиционной политики // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 12 (339). С. 23-33.

7. ПахаловА. Подходы к оценке регионального инвестиционного климата: современная российская практика // Рынок ценных бумаг. 2014. № 4. С. 9-11.

8. Пахновский Д.В. Факторы инвестиционной привлекательности публичной корпорации // Евразийский союз ученых. 2015. № 9-1 (18). С. 94-99.

9. Автурханов Э.М. Как оценить инвестиционную привлекательность компаний в ходе кризиса // Финансовый менеджмент. 2012. № 1. С. 37-43.

10. СаловаЛ.В., Дегтеренко К.Н. Управление факторами инвестиционной привлекательности компаний // Российское предпринимательство. 2013. № 1 (223). С. 110-114.

11. Хабаров К.Ю., Передунова С.В. Критерии инвестиционной привлекательности корпорации с позиции интересов групп инвесторов // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2016. № 7 (186). С. 36-38.

12. Масленников А. Совершенствование систем корпоративного управления как один из элементов повышения инвестиционной привлекательности российских компаний // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 2. С. 261-264.

13. Кучковская Н.В. Воздействие институциональной среды на процессы взаимодействия экономических субъектов // Форум. Серия: Инновационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития. 2013. № 1 (1). С. 156-158.

14. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2015. 208 с.

15. Тронин С.А. Разработка алгоритма принятия управленческих решений по рискам холдинга // Форум. Серия: Инновационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития. 2013. № 1 (1). С. 150-156.

16. Фарукшина Ю.М. Оценка инвестиционной привлекательности организации // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 419-421.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.