Научная статья на тему 'Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: методический аспект'

Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6845
808
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / РЕЙТИНГ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / PROFIT / RATING / FINANCIAL STATUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бытова Анастасия Викторовна, Скипин Дмитрий Леонидович, Быстрова Александра Николаевна

В работе рассмотрены современные методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия, выделены их достоинства и недостатки, предложена методика оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе анализа финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности. Разработанная методика предполагает оценку по двухуровневой модели оценки инвестиционной привлекательности предприятия, в соответствии с которой вначале анализируются финансовые показатели в разрезе ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности, затем происходит ранжирование предприятий по сумме баллов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspect of estimation of investment appeal of the enterprise

The article considers current methodological approaches to estimation of investment appeal of the enterprise. We identify their advantages and disadvantages and suggest the methodology for assessing investment attractiveness of the enterprise on the basis of financial status of the enterprise considering data from the accounting reports. The methodology involves assessment through two-level model of the investment attractiveness of the enterprise, according to which at first, we analyze financial indicators terms of liquidity, financial stability and profitability, and then we rank enterprises by the scores.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: методический аспект»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 22 • ноябрь 2017

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

оценка инвестиционной привлекательности предприятия: методический аспект

Бытова А.В.1, Скипин Д.Л.1, Быстрова А.Н. 1

1 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В работе рассмотрены современные методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия, выделены их достоинства и недостатки, предложена методика оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе анализа финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности. Разработанная методика предполагает оценку по двухуровневой модели оценки инвестиционной привлекательности предприятия, в соответствии с которой вначале анализируются финансовые показатели в разрезе ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности, затем происходит ранжирование предприятий по сумме баллов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инвестиционная привлекательность, прибыль, рейтинг, финансовое состояние.

Methodological aspect of estimation of investment appeal of the enterprise

Bytova A.V.1, Skipin D.L.1, Bystrova A.N. 1

1 University of Tyumen, Russia

введение

В настоящее время более обширно изучены аспекты оценки инвестиционной привлекательности регионов, промышленных отраслей и различных инвестиционных программ. Однако в разрезе изучения инвестиционной привлекательности предприятий по сей день отсутствует единая теоретическая и методологическая основа, это проявляется в отсутствии единого понятия термина «инвестиционная привлекательность предприятия» и единой методики ее оценки.

На основании вышесказанного можно заключить, что актуальность темы исследования состоит в необходимости рассмотрения и систематизации существующих подходов к исследованию инвестиционной привлекательности предприятий и апробации их фактической значимости.

Методические аспекты оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Реальная потребность российских предприятий в средствах огромна. Как отмечает Захарова Н.Ю. [5] (Zakharova, 2011), многие российские предприятия до конца не готовы к привлечению средств через рынок ценных бумаг, часто находят выход в слиянии или продаже предприятия. Выпуск акций обычно является способом инвестирования в производственную деятельность, но в настоящее время к этому предприятия приходят лишь после того, как израсходованы другие ресурсы внутреннего и внешнего финансирования. В целом такая обстановка возникает из-за препятствия держателей крупных пакетов акций увеличению общего числа акционеров. Недостаток опыта и потребность в привлечении материальных затрат на проведение эмиссии также усугубляют процесс данного способа инвестирования.

Инвестиционная привлекательность строится под воздействием многих факторов, но большиснтво из них отражаются в финансовом состоянии предприятия (отмечают Каранина Е.В. и Вершинина Н.А. [6] (Karanina, Vershinina, 2015)). Анализ финансового состояния предприятия может использоваться как инструмент для изучения уровня инвестиционной привлекательности. Привлечение вкладов непосредственно связано с уровнем инвестиционной привлекательности предприятия, которая зависит от многочисленного количества взаимосвязанных факторов.

Обычно под понятием «инвестиционной привлекательности» имеют в виду наличие условий и факторов, которые влияют на принятие решения инвестором.

Но существует более широкое понятие инвестиционной привлекательности, и отображается оно в определении Подшиваленко Г.П. и Киселевой Н.В. [11] (Podshivalenko,

ABSTRACT:_

The article considers current methodological approaches to estimation of investment appeal of the enterprise. We identify their advantages and disadvantages and suggest the methodology for assessing investment attractiveness of the enterprise on the basis of financial status of the enterprise considering data from the accounting reports. The methodology involves assessment through two-level model of the investment attractiveness of the enterprise, according to which at first, we analyze financial indicators terms of liquidity, financial stability and profitability and then we rank enterprises by the scores.

KEYWORDS: investment attractiveness, profit, rating, financial status

JEL Classification: K22, 016, G34 Received: 24.10.2017 / Published: 30.11.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Bytova A.V. [nastienka.akunievskaia0mail.ru)

CITATION:_

Bytova A.V., Skipin D.L., Bystrova A.N. [2017) Otsenka investitsionnoy privlekatelnosti predpriyatiya: metodicheskiy aspekt [Methodological aspect of estimation of investment appeal of the enterprise]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. [22). - 3577-3592. doi: 10.18334/rp.18.22.38562

Kiseleva, 2006), согласно которому под инвестиционной привлекательностью понимается «совокупность объективных средств и признаков, возможностей, свойств, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции».

Каждое из существующих определений имеет право на существование. Но в пределах поставленной задачи правильнее использовать определение инвестиционной привлекательности, содержащее в себе позиции нескольких авторов по данному вопросу, подразумевающее анализ рациональности вложений, выбора из нескольких альтернатив и определения эффективности вложений.

Существует несколько подходов к оценке инвестиционной привлекательности [2] (Valovik, 2016).

Одним из самых признанных является анализ на основании единого аналитического показателя уровня прибыльности собственных активов. Этот способ оценки, по мнению Цопа Н.В., оперативен, поскольку он требует изучения наименьшего набора факторов, влияющих на принятие решения [16] (Tsopa, 2011). Однако Шегурова В.П., Леушина Е.В. пишут, что в таком случае высока вероятность неточности оценки, так как инвестиционная привлекательность оценивается с точки зрения отдельного инвестора [17] (Shegurova, Leushina, 2014).

Вопрос о том, какие методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия являются наиболее эффективными, остается спорным в настоящее время, поскольку существует большое количество подходов к оценке инвестиционной привлекательности, которые можно разделить на следующие группы:

- комбинированный подход (оценка внутренних и внешних характеристик предприятия);

- рыночный подход (основан на анализе внешней информации о компании);

- стратегический подход (ориентируется на длительную перспективу: особое внимание уделяется учету альтернативных издержек от неиспользуемых возможностей, которые, в свою очередь, являются основным корректирующим фактором при анализе динамики финансовых показателей; также концентрируется внимание на инвес-

ОБ АВТОРАХ:_

Бытова Анастасия Викторовна, студент-магистрант, кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита, Финансово-экономический институт (nastienka.akunievskaia0mai1.ru)

Скипин Дмитрий Леонидович, доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита (DSkipin0mai1.ru)

Быстрова Александра Николаевна, доцент кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита (a1ecsa.O60mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Бытова А.В., Скипин Д.Л., Быстрова А.Н. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: методический аспект // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 22. - С. 3577-3592. сЫ: 10.18334/гр.18.22.38562

тиционных качествах предприятия, на неопределенности будущих результатов и возможностей и на ожиданиях относительно этих результатов);

- финансовый и бухгалтерский подходы (основаны на анализе внутренней информации, в том числе финансового состояния предприятия).

Все эти подходы можно объединить, так как они не исключают друг друга. Эти подходы помогают расширить возможности оценки предприятия в рамках проводимого анализа.

Для оценки инвестиционной привлекательности нужно использовать как количественные, так и качественные показатели. Поэтому возможно пользоваться комплексной методикой, включающей в себя три подхода, в каждом из которых наглядно представляется оценка основных факторов работы предприятия на рынке.

Первый подход оценивает финансовое состояние предприятия и уровень бизнес-планирования.

Второй подход анализирует надежность предприятия со стороны ценных бумаг, выпускаемых предприятием.

Третий подход основывается на оценке опыта реализации инвестиционных программ.

После оценки инвестиционной привлекательности вычисляется рейтинговый показатель.

Самым популярным анализом считается анализ финансового состояния предприятия, он проходит в три этапа.

На первом этапе анализируют экономические ресурсы предприятия. Для этого нужно учесть направленность бизнеса, его организационно-правовую форму, объемы и область деятельности, а также характер управления предприятием. В итоге предоставляется полная оценка экономического потенциала предприятия. Полная оценка экономического потенциала включает в себя использование количественных и качественных методов для оценки предприятия.

На втором этапе происходит анализ финансового состояния предприятия для целей инвестирования. Оценивается финансовое положение предприятия, в том числе мобильность, деловая активность, состоятельность и рентабельность.

На третьем этапе оценивается уровень планирования бизнеса. Для этого изучаются следующие направления:

- оценка репутации предприятия;

- оценка управления предприятием;

- оценка кредитной истории;

- оценка рисков.

Все эти аспекты позволяют качественно и полноценно оценить инвестиционную привлекательность предприятия.

Данный метод позволяет ответить на вопросы, связанные с интересами предприятия, позволяет управлять инвестициями в исследуемой сфере деятельности.

Второй подход имеет в своей основе оценку внешней информации предприятия: анализ величины выплачиваемых дивидендов и изменение рыночной стоимости акций. Этот подход включает в себя следующие показатели:

- показатели, характеризующие устойчивость предприятия, выпускающего акции; рассмотрение его с позиции гарантирования получения инвестором дохода на вложенные им инвестиции по конкретным ценным бумагам;

- показатели, которые характеризуют надежность предприятия-эмитента, рассматриваемого с позиции возврата инвестируемых средств в ценные бумаги данного предприятия.

Данный подход предоставляет полную информацию об исследуемом предприятии с точки зрения анализа ценных бумаг, которая интересует реального инвестора, и, возможно, именно он предотвратит угрозу рисков этого предприятия.

В основе третьего подхода лежит оценка опыта реализации инвестиционных проектов. Потенциальному инвестору необходим анализ экономической эффективности инвестиционного проекта для учета влияния ключевых факторов инвестиционной привлекательности (рис. 1).

Необходимо учесть количество проектов, показатели экономической эффективности, а также объем инвестиций по каждому проекту, вследствие чего формируется рейтинговый показатель.

Приступая к разработке собственной методики, отметим, что некоторые подходы не дают полной оценки инвестиционной привлекательности предприятия, их необходимо корректировать на основе изменения весовых значений рассматриваемых направлений. Например, если предприятие является обществом с ограниченной ответственностью, то второй подход нельзя применить, следовательно, он требует корректировки.

После проведения полной оценки инвестиционной привлекательности предприятия по предложенной ниже формуле для вычисления КИП1 (коэффициент инвестиционной привлекательности) инвестор получает информацию практически по всем наиболее значимым направлениям функционирования предприятия на рынке, также такая методика позволяет выявлять слабые стороны, тем самым дает возможность предприятию разработать комплекс мер по их устранению.

КИП = ^^ , (1)

где 1 = 1, 2, 3, ..., п - количество факторов; х - балльная оценка каждого фактора с учетом весомости; хтах - максимально возможное суммарное количество баллов.

1 Севрюгин Ю.В. Оценка инвестиционной привлекательности промышленного предприятия», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Ижевск, 2004 г. Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1836/04_17_013. рсИ?^едиепсе=1. Дата доступа: 23.10.17.

Подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия

_

1.Оценка финансового состояния

предприятия и уровня бизнес - планирования

2. Анализ надежности предприятия со стороны ценных бумаг

3.Оценка опыта реализации ин вестици онных программ

1 1 1 1 [ 1

1.1.Поли 1.2.Ана 1.3.Оце 2.1 Анализ 2.2.Анализ 3.1Анализ

ая ЛИЗ нка показателей. показателей, экономиче

оценка финанс уровня характеризу характеризу скои

экономя ового планир ющих ющих эффект вн

ческого состоял ования устойчивость надежность осги

потенци ия бизнес предприятия. предприятия инвестици

ала предпр а выпускающе - эмитента онного

предпри иятия го акции проекта

Рисунок 1. Подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия Источник: составлено авторами.

Такой подход позволяет учесть наибольшее количество факторов, тем самым позволяет снизить риски потенциального инвестора и дать объективную оценку инвестиционной привлекательности предприятия. Однако он является трудоемким и требует большого внимания.

Рассмотрев все подходы к изучению и оценке инвестиционной привлекательности предприятия, можно заметить, что соединить все подходы и направления в один достаточно сложно, но, поставив цели оценки и причины, можно в перспективе выделить итоговый показатель уровня инвестиционной привлекательности, включающий в себя сильные стороны существующих методик.

Разрабатываемая методика оценки инвестиционной привлекательности основана на анализе финансового состояния предприятия по данным бухгалтерской отчетности. Методика оценки инвестиционной привлекательности предприятия предполагает соединение всех данных согласно группам показателей. В первую очередь производится исследование финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерской отчётности, заключающий в себе (рис. 2):

• анализ рентабельности;

• анализ финансовой устойчивости;

• анализ ликвидности и платежеспособности.

Рентабельность - это относительный коэффициент, который показывает уровень доходности бизнеса. Коэффициент рентабельности отражает эффективность работы предприятия в целом, прибыльность различных направлений работы предприятия (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). По этой причине рента-

Рисунок 2. Двухуровневая модель оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Источник: составлено авторами.

бельности предприятия инвесторы придают огромное значение. В целях получения наиболее точных данных о рентабельности коммерческого предприятия нужно вычислить следующие коэффициенты:

рентабельность собственного капитала; рентабельность основного капитала; рентабельность реализации продукции; рентабельность затрат; окупаемость основного капитала; окупаемость собственного капитала. Ликвидность представляет собой способность предприятия исполнять свои краткосрочные обязательства при помощи оборотных активов или возможность погасить

задолженность средствами, имеющимися на предприятии. Согласно сведениям из бухгалтерской отчетности, представляется возможным вычислить, насколько предприятие может покрыть свои обязательства на ближайший период времени собственными денежными средствами (коэффициент абсолютной ликвидности), и способность гарантировать текущими средствами выполнение краткосрочных обязательств (коэффициент покрытия).

Платежеспособность предприятия является значимым аспектом в финансовом положении предприятия для инвесторов. Под платежеспособностью баланса подразумевается способность предприятия заплатить имеющимися денежными средствами и их эквивалентами на конец отчетного года по обязательствам, возникшим в завершении этого же года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансоваяустойчивость - это способность предприятия в будущем гарантировать себе необходимые средства с целью осуществления производственного плана. Во время анализа финансовой устойчивости предприятия рассматривается зависимость предприятия от заёмных средств.

Финансовое положение предприятия является устойчивым, если все характеристики в норме. Критическими можно считать ситуации, когда показатели и характеристики ниже нормы, а в функционирующем капитале доминируют заемные источники финансирования. Неустойчивым финансовое положение можно считать, если собственный капитал предприятия равен заемному капиталу или несущественно больше заемного капитала.

При рассмотрении характеристик следует принимать во внимание динамику улучшения или ухудшения показателей за несколько лет. Это даст возможность наиболее полно дать оценку устойчивости состояния предприятия. С целью вложения инвестиций необходимо провести исследование конкурентной среды предприятия и характеристики предприятий-конкурентов.

Экономические характеристики для инвестора считаются главными, но для целей полного анализа и уменьшения рисков не меньшее значение имеет комплексный анализ инвестиционной привлекательности предприятия.

Финансовое состояние предприятия - один из самых важных факторов для принятия решения о вложении инвестиций. Этот фактор базируется на анализе документации предприятия, финансовых результатов и заключений из анализа.

На основе экспертных исследований была проведена разработка балльной оценки характеристик, которые входят в рейтинговую оценку инвестиционной привлекательности предприятия (табл. 1). При этой оценке учитывается величина изначального параметра (за определенный год), после этого полученный балл корректируется с учетом динамики.

Основные характеристики:

• Оценки:

- «хорошо» - 2 балла;

Таблица 1

Балльная оценка параметров

показатели / оценка хорошо удовлетворительно в районе предельно допустимого значения неудовлетворительно крайне неудовлетворительно

Рентабельность продаж, % >20 5-20 0-5 -20-0 <-20

Рентабельность внеоборотных активов, % >20 15-20 10-5 0-5 <0

Рентабельность оборотных активов, % >15 5-15 0-5 -10-0 <-10

Рентабельность собственного капитала >45 15-45 0-15 -30-0 <-30

Ликвидность материально-производственных запасов >0,5 0,3-0,4 0,2-0,3 0,1-0,2 <0,1

Рентабельность производственных фондов, % >30 10-30 0-10 -20-0 <-20

Текущая ликвидность >1,3 1,15-1,3 1-1,15 0,9-1 <0,9

Критическая ликвидность >1 0,8-1 0,7-0,8 0,5-0,7 <0,5

Абсолютная ликвидность >0,3 0,2-0,3 0,15-0,2 0,1-0,15 <0,1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, % >22 12-22 0-12 -11-0 <-11

Коэффициент автономии, % >50 20-50 20-10 3-10 <3

Коэффициент покрытия имеющимися активами всех финансовых обязательств >2 1,5-2 1-1,5 0,5-1 <0,5

Коэффициент общей платежеспособности 0,5-0,7 <0,5

Коэффициент финансового риска <0,5 0,5-0,6 0,6-0,7 0,7-0,9 1

Коэффициент финансовой зависимости 0,5 0,6 0,7 0,8 >0,9

Коэффициент концентрации заемного капитала 0,9 0,8-0,9 0,7-0,8 0,6-0,5 <0,5

Коэффициент маневренности собственного капитала 0,2-0,5 0-0,2 -2-0 -4-(-2) -6-(-4)

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств 0 0-1 1-2 2-3 3-4

- «удовлетворительно» - 1 балл;

- «в районе максимально допустимого значения» - 0;

- «неудовлетворительно» - минус 1 балл;

- «крайне неудовлетворительно» - минус 2 балла [8] (Kuznetsov, Sevryugin, Sevryugin, 2004).

Оценить инвестиционную привлекательность одного предприятия можно, посчитав сумму баллов, набранную предприятием по таблице 1 балльной оценки характеристик, которые входят в рейтинговую оценку инвестиционной привлекательности предприятия. Далее по таблице 2 необходимо отнести набранное предприятием количество баллов к соответствующему уровню рейтинга.

Если необходимо сравнить несколько предприятий и выбрать из них наиболее инвестиционно привлекательное, необходимо провести ранжирование предприятий по сумме баллов, рассчитанных ранее и скорректированных с учетом динамики показателей.

Пример

Проведем анализ инвестиционной привлекательности ПАО «Кемеровское дорожное ремонтно-строительное управление» по предложенной выше методике.

На первом этапе произведем расчёт всех показателей из таблицы 1 за 2016 и 2015 гг.

Рентабельность продаж:

ф201б=прибьь1ь п°"еугъ13ТЫ налогов * 100% =-11^- * 100% = 8,3%,

Выручка от реализации

176426

Ф Прибыль после уплаты налогов „

2015 Г---* 100% -

6994 143462

- 100-: =4,7%.

Выручка от реализации

На втором этапе каждому показателю за 2016 г. выставляется балл по таблице 1. Затем баллы корректируются с учетом динамики показателей. Рентабельность продаж за 2016 г. составляет 8,3%. По балльной оценке параметров, 8,3% соответствует оценке «удовлетворительно» (балл равен +1). Однако за 2015 г. данный показатель составил 4,7%, т.е. за отчетный год показатель увеличился на 43,37%. Чтобы рассчитать балл с учетом динамики показателей, необходимо к балльной оценке параметра рентабельности продаж (+1) прибавить 0,433 (1 + 0,433 = 1,433 балла). Результаты дальнейших расчетов приводятся в таблице 3.

Таблица 2

Оценка инвестиционной привлекательности

Хорошо Удовлетворительно В районе предельно допустимого значения Неудовлетворительно Крайне неудовлетворительно

>20 баллов 10-20 баллов 0-9 баллов 0-(-5) баллов <(-5) баллов

Таблица 3

Результаты расчетов

Показатели / Формула Значения пока- Оцен- Поправ-

оценка зателей ка в ка на

2016 2015 баллах 2016 динамику (Баллы)

Рентабельность Прибыль после уплаты налогов / Вы- 8,3 4,7 1 1,433

продаж, % ручка от реализации *100%

Рентабельность внео- Прибыль после уплаты налогов / Внео- 12,7 53,3 1 0,238

боротных активов, % бортные активы *100%

Рентабельность обо- Прибыль после уплаты налогов / Обо- 28,1 6,9 2 2,755

ротных активов, % ртные активы *100%

Рентабельность собст- Прибыль после уплаты налогов / Соб- 37,7 29,1 1 1,228

венного капитала, % ственный капитал*100%

Ликвидность мате-риально-производ- Материально-производственные запасы/Краткосрочные обязательства 0,118 0,179 (-1) (-1,517)

ственных запасов

Рентабельность Прибыль после уплаты налогов/Сред- 66,7 23,9 2 2,642

производственных фондов, % негодовая сумма основных средств и запасов

Текущая ликвид- Оборотный капитал/Текущие обяза- 2,441 1,157 2 2,526

ность тельства

Критическая ликвидность Деб. зад. + Фин. влож. + Денежные средства/Текущие обязательства 2,294 0,951 2 2,585

Абсолютная ликвидность Денежные средства + Финансовые вложения/Краткосрочные обязательства 0,076 0,005 (-2) (-1,066)

Коэффициент обеспеченности собст- Капитал и резервы - Внеоборотные активы/Оборотные активы 0,525 0,108 0 0,794

венными оборотны-

ми средствами

Коэффициент авто- Собственный капитал/Активы 0,611 0,210 (-2) (-1,344)

номии

Коэффициент 1,157 2 2,526

покрытия имеющимися активами всех финансовых обязательств Оборотные активы + Финансовые вложения (1170)/Крат. об. ва - Дох. буд. пер. - Оцен. обяз. 2,441

Коэффициент общей платежеспособности Внеоборотные активы + Оборотные активы/Долг. обязат. + Крат. обязат. 2,568 1,265 2 2,507

Коэффициент фи- Заемный капитал/Собственный капи- 0,638 3,771 2 (-2,91)

нансового риска тал

Коэффициент фи- Пассив баланса/Капитал и резервы 1,638 4,771 (-2) (-3,913)

нансовой зависи-

мости

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5 6

Коэффициент концентрации заемного капитала Долг. обязат. + Кратк. обязат./Пассив баланса 0,390 0,791 (-2) (-3,03)

Коэффициент маневренности собственного капитала Оборот. активы-Кратк.обязат./Капитал и резервы 0,706 0,458 2 2,351

Коэффициент долгосрочного привлечения заемных Заемные средства (1410)/Заемн. сред. (1410) + Капитал и резервы 0 0 2 2

средств

Источник: составлено авторами.

На последнем этапе полученные баллы суммируются.

Сумма баллов ПАО «Кемеровское дорожное ремонтно-строительное управление», вычисленных по представленной методике, равняется 12,839. По данным таблицы 2, это количество баллов соответствует оценке «удовлетворительно». Аналогичным способом вычисляется сумма баллов нескольких интересующих инвестора предприятий, и из них по наибольшей сумме баллов выбирается наиболее инвестиционно-привлекательное предприятие.

Заключение

Главная цель статьи - разработка методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия на основе анализа его финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности. Данная методика имеет следующие преимущества: комплексный подход, охват большой совокупности показателей и коэффициентов, точное математическое вычисление показателя, служащего критерием оценки инвестиционной привлекательности, позволяет учитывать динамику показателей за несколько лет. Предложенная методика позволит инвестору выбрать из нескольких предприятий наиболее инвестиционно-привлекательное. Предложенная методика позволит инвесторам получить количественное обоснование сравнительной выгодности различных альтернатив вложения финансовых ресурсов при накладываемых ими ограничениях и требованиях к возвратности средств.

ИСТОЧНИКИ:

1. Быстрова А.Н., Сахно Ю.С. Конкурентная разведка как источник информации для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целей стратегического управленческого учета и анализ // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 7-3(38). - с. 19-21.

2. Валовик Д.В. Современные походы к оценке инвестиционной привлекательности

предприятия// Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. - 2016. - № 4. - с. 108-113.

3. Городнова Н.В., Скипин Д.Л. Формирование государственно-частных партнерств

в инвестиционно-строительной сфере // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2011. - № 27. - с. 48-56.

4. Городнова Н.В., Скипин Д.Л. Оценка инвестиционных проектов по рекультивации

нарушенных земель при освоении, строительстве и эксплуатации объектов нефтегазового комплекса // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 39.

- с. 105-108.

5. Захарова Н.Ю. Проблемы оценки инвестиционной привлекательности аграрных

предприятий // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2011. - № 3(12).

- с. 76-80.

6. Каранина Е.В., Вершинина Н.А. Совершенствование методологии оценки и обеспе-

чения инвестиционной привлекательности предприятия с учетом рискового подхода // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2015. - № 12. - с. 175-181.

7. Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестицион-

ной привлекательностью компании. / Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2013.

- 455 с.

8. Кузнецов А.Л, Севрюгин А.С., Севрюгин Ю.В. Инвестиционная привлекательность

предприятия: понятие и классификация // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. - 2004. - № 1. - с. 56-58.

9. Матвеева М.А. Определение инвестиционной привлекательности организации пу-

тем анализа его финансового состояния // Проблемы современной экономики. -2012. - № 4(44). - с. 205-209.

10. Миронова О.А., Терешина В.В., Грицук Н.В. Управление устойчивым развитием организации: учетно-аналитический аспект. / Монография., 2009. - 222 с.

11. Подшиваленко Г.П., Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность. - М.: КНОРУС, 2006. - 563 с.

12. Семена Л.А. Инвестиционная привлекательность предприятия: теоретический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - № 14(195).

- с. 17-19.

13. Соснина А.Д. Методы оценки инвестиционной привлекательности организаций // Молодой ученый. - 2015. - № 11-3(91). - с. 68-71.

14. Фомин В.П., Игошина Н.А. Анализ сбалансированности показателей развития организации в структурном и временном аспектах // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 7. - с. 25-31.

15. Фомин В.П., Татаровский Ю.А. Формирование и анализ показателей финансового состояния организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2014.

- № 4(355). - с. 11-19.

16. Цопа Н.В. Методы оценки инвестиционной привлекательности производственных предприятий: преимущества, недостатки, особенности применения в современных условиях // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2011. - № 4(13). - с. 93-98.

17. Шегурова В.П., Леушина Е.В. Сравнительная характеристика различных методик рейтинговой оценки финансового состояния промышленного предприятия // Экономическая наука и практика: материалы III международной научной конференции. - Чита, 2014. - с. 80-84.

REFERENCES:

Bystrova A.N., Sakhno Yu.S. (2015). Konkurentnaya razvedka kak istochnik informatsii dlya tseley strategicheskogo upravlencheskogo ucheta i analiz [Competitive investigation as information source for strategic management accounting and the analysis]. International Research Journal. (7-3(38)). 19-21. (in Russian). Fomin V.P., Igoshina N.A. (2009). Analiz sbalansirovannosti pokazateley razvitiya organizatsii v strukturnom i vremennom aspektakh [Analysis of the balance of the organization's development indicators in the structural and temporal aspects]. Economic analysis: theory and practice. (7). 25-31. (in Russian). Fomin V.P., Tatarovskiy Yu.A. (2014). Formirovanie i analiz pokazateley finansovogo sostoyaniya organizatsii[Formation and analysis of financial indicators of the organization]. Economic analysis: theory and practice. (4(355)). 11-19. (in Russian). Gorodnova N.V., Skipin D.L. (2010). Otsenka investitsionnyh proektov po rekultivatsii narushennyh zemel pri osvoenii, stroitelstve i ekspluatatsii obektov neftegazovogo kompleksa [Assessment of investment projects for reclamation of degraded lands during development, construction and operation of oil and gas facilities]. Economic analysis: theory and practice. (39). 105-108. (in Russian). Gorodnova N.V., Skipin D.L. (2011). Formirovanie gosudarstvenno-chastnyh partnerstv v investitsionno-stroitelnoy sfere [Formation of public-private partnerships in the investment and construction sphere].Management of economic systems: scientific electronic journal. (27). 48-56. (in Russian). Karanina E.V., Vershinina N.A. (2015). Sovershenstvovanie metodologii otsenki i obespecheniya investitsionnoy privlekatelnosti predpriyatiya s uchetom riskovogo podkhoda [Improved methodologies for assessing and ensuring the investment attractiveness of the company with the risk approach]. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (12). 175-181. (in Russian).

Kazakova N.A. (2013). Ekonomicheskiy analiz v otsenke biznesa i upravlenii investitsionnoy privlekatelnostyu kompanii [Economic analysis in business valuation and management of the company's investment attractiveness] M.: Finansy i statistika. (in Russian).

Kuznetsov A.L, Sevryugin A.S., Sevryugin Yu.V. (2004). Investitsionnaya privlekatelnost predpriyatiya: ponyatie i klassifikatsiya [Investment attractiveness of the enterprise: concept and classification].Realnyy sektor ekonomiki: teoriya i praktika upravleniya. (1). 56-58. (in Russian).

Matveeva M.A. (2012). Opredelenie investitsionnoy privlekatelnosti organizatsii putem analiza ego finansovogo sostoyaniya [Assessing the investment attractiveness of enterprises through the analysis of their financial state]. Problems of modern economics. (4(44)). 205-209. (in Russian).

Mironova O.A., Tereshina V.V., Gritsuk N.V. (2009). Upravlenie ustoychivym razvitiem organizatsii: uchetno-analiticheskiy aspekt [Management of company's sustainable development: accounting and analysis aspect] Yoshkar-Ola. (in Russian).

Podshivalenko G.P., Kiseleva N.V. (2006). Investitsionnaya deyatelnost [Investment activities] M.: KNORUS. (in Russian).

Semena L.A. (2010). Investitsionnaya privlekatelnost predpriyatiya: teoreticheskiy aspekt [Investment attractiveness of the enterprise: theoretical aspect]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 27(14(195)). 17-19. (in Russian).

Shegurova V.P., Leushina E.V. (2014). Sravnitelnaya kharakteristika razlichnyh metodik reytingovoy otsenki finansovogo sostoyaniya promyshlennogo predpriyatiya [Comparative characteristics of different methods of rating the financial state of an industrial enterprise] Economic science and practice. 80-84. (in Russian).

Sosnina A.D. (2015). Metody otsenki investitsionnoy privlekatelnosti organizatsiy [Methods for assessing company's investment attractiveness]. The young scientist. (11-3(91)). 68-71. (in Russian).

Tsopa N.V. (2011). Metody otsenki investitsionnoy privlekatelnosti proizvodstvennyh predpriyatiy: preimuschestva, nedostatki, osobennosti primeneniya v sovremennyh usloviyakh [Methods for assessing the investment attractiveness of production enterprises: advantages, disadvantages, application under modern conditions]. Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. (4(13)). 93-98. (in Russian).

Valovik D.V. (2016). Sovremennye pokhody k otsenke investitsionnoy privlekatelnosti predpriyatiya [Modern aproaches to assessment of the investment attractiveness of the enterprise]. Politika, ekonomika i sotsialnaya sfera: problemy vzaimodeystviya. (4). 108-113. (in Russian).

Zakharova N.Yu. (2011). Problemy otsenki investitsionnoy privlekatelnosti agrarnyh predpriyatiy [Problems of assessment of investment attractiveness of agricultural enterprises]. Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. (3(12)). 76-80. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.