УДК 339.92_
инвестиционная привлекательность экономики сербии для российского бизнеса
Кузьмина Татьяна Ивановна,
доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]
Реферат. В работе представлены результаты исследования инвестиционного потенциала Сербии для российского бизнеса, заинтересованного поиском новых возможностей выхода на международный уровень в условиях экономических санкций со стороны США, Европейского Союза и других стран. Инвестиционная привлекательность Сербии обусловлена различными причинами. В 2019 г. Сербия стала самой быстрорастущей экономикой Европы - темпы роста ВВП страны превосходят как средние по Евросоюзу, так и динамику глобальной экономики, это уже позволило значительно снизить внешний долг страны, улучшилось положение республики не только в кредитных, но и деловых международных рейтингах. Для российского бизнеса Сербия привлекательна и выгодным географическим положением, поскольку страна расположена на самом важном маршруте, связывающем Европу и Азию, что обеспечивает оптимальное положение для доставки готовой продукции на рынки по всему миру, а также наличием у Республики Сербия большого количества заключенных соглашений о беспошлинной торговле, что является ее уникальной особенностью. Выполненная оценка инвестиционного климата Сербии и возможных страновых рисков позволила сделать вывод о высокой инвестиционной привлекательности Сербии.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; инвестиционный климат; экономика Сербии.
udc 339.92
investment attractiveness of the serbian economy
for Russian business
Kuzmina Tatyana,
doctor of Economics, professor, The Plekhanov Russian University of Economics,
Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
Abstract. The paper presents the results of a study of the investment potential of Serbia for Russian business, interested in finding new opportunities to reach the international level in the context of economic sanctions by the United States, the European Union and other countries. The investment attractiveness of Serbia is due to various reasons. In 2019, Serbia became the fastest growing economy in Europe - the country's GDP growth rates exceed both the average for the European Union and the dynamics of the global economy, this has already allowed to significantly reduce the country's external debt, the position of the republic has improved not only in credit, but also in business international ratings. For Russian business, Serbia is attractive and advantageous in its geographical position, since the country is located on the most important route connecting Europe and Asia, which provides an optimal position for the delivery of finished products to markets around the world, as well as the large number of concluded free trade agreements concluded by the Republic of Serbia that is its unique feature. An assessment of the investment climate in Serbia and possible country risks has led to the conclusion that Serbia is highly attractive for investment.
Keywords: investment attractiveness; investment climate; economy of Serbia.
Антироссийские экономические санкции со стороны США и ряда европейских стран, замедление экономического роста в стране ставит перед российскими компаниями задачу вести деятельность и развиваться в сложных и неблагоприятных условиях. Перед российскими бизнесменами стоит задача по -
иска новых возможностей выхода на международный уровень. В качестве направления приложения усилий отечественного бизнеса может быть рассмотрена Республика Сербия.
Сербы с уважением относятся к российскому народу, это обусловлено рядом исто-
рических событий. Республика Сербия -одно из немногих европейских государств, не поддерживающих антироссийские экономические санкции, несмотря на оказываемое на нее политическое давление. 25 мая 2013 года была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией, которая предусматривает масштабное сотрудничество в политической и торгово-экономической сферах, развитие деловых контактов и поощрение взаимных инвестиций. Между Россией и Сербией действует Соглашение об избежание двойного налогообложения. Все это означает особые преимущества для российских предпринимателей в Сербской юрисдикции.
Международное экономическое сотрудничество с данной страной может открыть новые перспективы для предпринимательской деятельности, будет способствовать усилению влияния России в Европе и росту экономик обеих стран.
Сведения о Республике Сербия, необходимые для последующего анализа инвестиционной привлекательности страны, представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Общие сведения о Республике Сербия
C 2000 года в Сербии осуществляется программа рыночных реформ. В настоящий момент рыночные механизмы в значительной степени доминируют в экономической системе Сербии и сочетаются с мерами регулирования со стороны государства. Правительству удалось достичь прогресса в решение таких задач, как консолидация бюджета, сокращение государственных расходов, проведение приватизации, разработка мер по привлечению иностранных инвестиций.
В 2019 г. Сербия стала самой быстрорастущей экономикой Европы - темпы роста ВВП страны превосходят как средние по Евросоюзу, так и динамику глобальной экономики. По данным сербской статистики в 2019 г. ВВП страны увеличился на 4% (при прогнозе роста на 3,5%). Уровень безработи -цы в стране по-прежнему высок, однако положительная динамика налицо: еще в 2016 г. безработными были 17% сербов. В 2018 г. этот показатель опустился до 13%, а в 2020 году, согласно прогнозу Еврокомиссии, безработица может достигнуть исторического минимума в 10,9%. Эффективными оказались и меры по борьбе с инфляцией. Еще в начале прошлого десятилетия ее уровень был стабильно двузначным, но, начиная с 2004 года, инфляция в Сербии не превышает 4% годовых, а в феврале текущего года уровень инфляции составил 1,1% в годовом измерении [4].
Ускорение темпов развития экономики уже позволило значительно снизить внешний долг страны. В прошлом году международное рейтинговое агентство Moody's признало Сербию страной с самым быстрым снижением отношения долга к ВВП за пять лет (на 21%) в сравнении со странами с аналогичным кредитным рейтингом. Ожидается, что государственный долг Сербии снизится с 54,5% ВВП в 2019 г. до 46,2% -в 2021 г.
Улучшилось положение республики не только в кредитных, но и деловых международных рейтингах, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.
Географическое положение Европа, центральная часть Балканского полуострова
Площадь 88407 кв. км
Протяженность границ, граничащие страны 2361,7 км Болгария, Румыния, Венгрия, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания, Македония
Климат Умеренно-континентальный
Столица Белград
Форма правления, политический режим Парламентская республика, демократический режим
Участие в военных блоках Военный нейтралитет
Численность населения 7 млн человек
Официальный язык Сербский
Валюта Сербский динар
Уровень развития, размер ВВП (2018год), место в мире по ВВП Страна с развивающейся экономикой, ВВП - $ 50,51 млрд, 82-я позиция в рейтинге из 186 стран мира
Перспективы участия в международных экономических объединениях Наблюдатель при ВТО, кандидат на вступление в Европейский Союз
Таблица 2 - Положение Сербии в международных деловых рейтингах
Рейтинг/ Составитель Предмет оценки Достижения Сербии
Глобальный индекс эффективности прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в новые предприятия GreenfieldFDIPerformancelndex за 2019 год (газета Financial Times) Прямые иностранные инвестиции в новые предприятия в сопо-ставлении с размером экономики страны 1-е место среди стран мира с развивающейся экономикой, привлечено почти в 12 раз больше ПИИ, чем можно было ожидать с учетом размера экономики.
Индекс легкости ведения бизнеса в стране за 2019 год DoingBusinessReport (Всемирный Банк) Легкость ведения предпринимательской деятельности с точки зрения нормативно-правового регулирования Относится к группе стран, где ведение бизнеса оценивается как «Очень легкое». За период с 2015 по 2019 год Сербия поднялась с 91 на 44 место в рейтинге из 190 стран мира.
Индекс глобальной конкурентоспособности стран Global-CompetitivеnessIndex (Всемирный Экономический Форум) Способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес За период с 2015 по 2019 год Сербия поднялась с 94 на 72 место в рейтинге из 140 стран мира, в 2018 году занимала 65 место.
К важным аспектам инвестиционной привлекательности Сербии для российского бизнеса следует отнести: во-первых, выгодное географическое положение Сербии, поскольку страна расположена на самом важном маршруте, связывающем Европу и Азию, что обеспечивает оптимальное положение для доставки готовой продукции на рынки по всему миру [1, с. 58].
Во-вторых, уникальной особенностью Республики Сербия является наличие большого количества заключенных соглашений о беспошлинной торговле [2, с. 120]. Сербские компании могут продавать товары и услуги без до -полнительных пошлин на рынок с населением в 1,3 миллиарда человек, который включает в себя Российскую Федерацию, Беларусь, Казахстан, Евразийский экономический союз, Европейский союз, Турцию, страны Юго-Восточной Европы, страны-члены Центральной европейской ассоциацией свободной торговли (CEFTA), Европейской ассоциацией свободной торговли ^ТА), США. Эти свободные от тамо -женных пошлин режимы охватывают большинство ключевых промышленных товаров.
В-третьих, дружеские отношения Сербии, как с Россией, так и со странами Евросоюза, поэтому в эпоху антироссийских санкций Сербия может успешно выступать в качестве связующего звена между этими двумя экономическими блоками.
Важное значение для развития российского бизнеса на территории Сербии имеет: благонадежная репутация сербской юрисдикции (не является оффшорной)1; малые сроки (5
1 С 13 июня 2019 года Сербия официально присоединилась к системе Автоматического обмена информацией о банковских счетах на глобальном уровне между налоговыми органами по стандарту CRS (CommonReportingStandard)
дней) и невысокая стоимость регистрации компании - минимальный размер уставного капитала ООО составляет 100 динаров (менее 1 евро), государственные регистрационные сборы - около 50 евро; низкие расходы на содержание компании и невысокие ставки налогов для компаний. В таблице 3 представлены действующие в Сербии ставки основных налогов, уплачиваемых компаниями и физическими лицами, в сопоставлении с минимальными и максимальными значениями этих налогов в Европе, а также с уровнем ставок соответствующих налогов в России [3, с. 24].
Таблица 3 - Обзор ставок основных налогов в Сербии
Виды налогов Ставка налога в Сербии Ставка налога в России Мини-маль- ная ставка налога в Европе Максимальная ставка налога в Европе
Корпоративный налог (налог на прибыль компаний) 15% 20% 9% 35%
Налог с продаж (НДС) 20% 20% 7,7% 27%
Ставка социального страхования для компаний 17,15% 30% 1,77% 45%
Ставка подоходного налога с физических лиц 10% 13% 9% 57,2%
Ставка социального страхования для работников 19,9% 0% 0% 35%
На основании представленных выше данных можно сделать вывод об инвестиционной привлекательности Сербии для рос-
сийского бизнеса и возможных позитивных теграции в международное экономическое прогнозах в реализации его стратегии ин- пространство.
Список литературы:
1. Кузьмина, Т. И. Инструменты стимулирования инновационного предпринимательства: опыт скандинавских стран / Т. И. Кузьмина, Н. В. Мандрик // Современные тенденции развития в области экономики и управления : матер. межд. науч.-прак. конф. / Государственный университет управления. - Москва : Издательский дом ГУУ, 2018. - С. 56-61.
2. Кузьмина, Т. И. Особенности методологии расчета индекса глобальной конкурентоспособности / Т. И. Кузь -мина, Д. А. Строкатов // Горизонты экономики. - 2018. - № 6 (46). - С. 114-122.
3. Кузьмина, Т. И. Systematization of the factors influencing the formation of business ecosystems / Т. И. Кузьмина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 1 (91), ч. 2. - С. 23-27.
4. Экономические показатели Сербии. - URL: https://ru.tradingeconomics.com/serbia/indicators. - Текст : электронный.
5. Gridchina A. V., Orekhova L. L., Lyubimtseva S. V., Yakovenko N. V., Komov I. V. Agrarian policy of the region in terms of economic development innovation, International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, vol. 6, no. 8 (special issue), pp. 54-59.
References:
1. Kuz'mina T. I., Mandrik N. V. Instrumenty stimulirovaniya innovatsionnogo predprinimatel'stva: opyt skandinavskikh stran, Sovremennye tendentsii razvitiya v oblasti ehkonomiki i upravleniya : mater. mezhd. nauch.-prak. konf. [Proc. Int. Conf.] Moscow: Izdatel'skii dom GUU Publ., 2018, pp. 56-61.
2. Kuz'mina T. I., Strokatov D. A. Osobennosti metodologii rascheta indeksa global'noi konkurentosposobnosti, Gorizonty ehkonomiki, 2018, no. 6 (46), pp. 114-122.
3. Kuz'mina T. I.. Systematization of the factors influencing the formation of business ecosystems, Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal, 2020, no. 1 (91), part 2, pp. 23-27.
4. Ehkonomicheskie pokazateli Serbii. Available at: https://ru.tradingeconomics.com/serbia/indicators.
5. Gridchina A. V., Orekhova L. L., Lyubimtseva S. V., Yakovenko N. V., Komov I. V. Agrarian policy of the region in terms of economic development innovation, International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, vol. 6, no. 8 (special issue), pp. 54-59__i i
уДК 338.0_
подходы к развитию системы управления предприятий и отраслей оборонно-промышленного
комплекса (опк)
Ельшин Владимир Александрович,
кандидат экономических наук, доцент, Пензенский государственный университет, начальник планово-экономического отдела акционерного общества «Научно-производственное предприятие «Рубин», РФ, г. Пенза, e-mail: [email protected]
Реферат. Статья посвящена анализу традиционного и кардинального подходов по развитию системы управления предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса. Для нашего государства чрезвычайно важна качественная модернизация и развитие системы вооружения, военной и специальной техники, качественная перестройка системы их заказов и поставок, что выдвигает новые требования к системе экономического управления развитием ОПК. Традиционно выделяются две группы подходов к развитию системы экономического управления: традиционные (консервативные) подходы, ориентированные на решение проблем реформирования системы без изменения ее концептуальных основ в рамках сохранения действующей нормативно-правовой и организационной базы, и кардинальные подходы, предполагающие чаще всего необходимость глубоких изменений в самой нормативно-правовой и организационной среде и базе управления. Автор иллюстрирует разницу подходов на примере подсистемы ценообразования на продукцию оборонного назначения (ПОН), закупаемую по государственному оборонному заказу (ГОЗ).