Инвестиционная политика Турции в Грузии после распада СССР
Осман ЮРДАКАЛ (Турция),
Казанский Федеральный Университет (420008 Казань, ул. Кремлевская, 18), Институт международных отношений, магистрант кафедры истории, экономики и культуры тюркских народов, e-mail: [email protected]
УДК 330.322 ББК 65.9(5Туц) Ю67
DOI: 10.24411/2072-8042-2021-7-126-134
Аннотация
Начиная с 1992 года, дипломатические отношения между Турцией и Грузией в торгово-экономической сфере стали развиваться достаточно благоприятно. Однако переговоры между двумя странами по различным торгово-экономическим вопросам, начавшиеся в 1992 году, получили интенсивное развитие после 2003 года и к 2012 году достигли пика. Они ведутся в позитивном ключе до сегодняшнего дня. Развитие добрососедских отношений между Турцией и Грузией способствовало инвестированию турецких капиталов в Грузию. Таким образом, турецкие компании стали активными участниками на таких рынках, как строительство, туризм и телекоммуникации в Грузии. В этой статье мы рассмотрим дипломатические, экономические и торговые соглашения между двумя странами и положение турецких компаний в Грузии.
Ключевые слова: Турция, Грузия, турецкие компании, инвестиционные сектора, Траб-зонская декларация.
Turkey's Investment Policy in Georgia after the Collapse of the Soviet Union
Osman YURDAKAL (Turkey),
Kazan Federal University (18 Kremhvskaya St., Kazan, 420008),
Institute of International Relations, Masters' Student in the Department of the History,
Economics and Culture of Turkic Peoplecs, e-mail: [email protected]
Abstract
Trade and economic cooperation between Turkey and Georgia started to improve after the collapse of the Soviet Union in 1992. The negotiations between the two countries gained momentum after 2003 and peaked in 2012. Besides, these relations continue to develop in a positive way to this day. And the good relationship will encourage Turkish firms to invest in Georgia, thus increasing competitiveness of Turkish companies in such sectors as construction, tourism and telecommunications in Georgia. In the article, the diplomatic, economic and trade agreements between the two countries and the role of Turkish companies in Georgia are studied.
Keywords: Turkey, Georgia, Turkish Companies, Investment Sectors, Trabzon Declaration.
^ 126
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
ВЗАИМНЫЕ ПРОЕКТЫ И СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ
После распада СССР Грузия провозгласила независимость 9 апреля 1991 года. Первой страной, признавшей ее, была Турция 16 декабря 1991 года1. Дипломатические отношения между двумя странами начались 21 мая 1992 года. В Грузии 30 июля 1992 года побывал Президент Турецкой Республики Сулейман Демирель. Он был первым президентом Турецкой Республики, посетившим независимую Грузию. Между двумя странами было подписано соглашение о взаимной дружбе2. Так начались турецко-грузинские отношения. Реализация энергетических и железнодорожных проектов стала основным фактором сближения двух государств. В 1993 году были сделаны первые шаги по разработке проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.3 25 мая 2005 года проект железной дороги был одобрен главами трех государств (Азербайджаном, Грузией и Турцией).
12 марта 1998 года Грузия одобрила проект строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. В 2006 году этот нефтепровод был полностью введен в эксплуатацию. В 2007 году начал работу проект Баку-Тбилиси-Эрзурум4. Посетивший Турцию в январе 2001 г. президент Грузии Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе, подписал двусторонние торгово-экономические соглашения с Турцией5.
После «революции роз» в 2003 году отношения Турции и Грузии с проведенными в Грузии реформами продолжали значительно улучшаться. Турецкие инвесторы стали вкладываться в грузинскую экономику6. В 2006 г. было подписано соглашение о безвизовом посещении стран. Отмена виз между двумя странами привела к развитию двусторонних отношений и в торговле7. 21 ноября 2007 года между Грузией и Турцией было подписано соглашение о свободной торговле, что позволило Турции и Азербайджану занять важное место во внешней экономике Грузии8. Спустя некоторое время был введен режим прохождения границы без загранпаспорта9. В результате турецкие компании начали вкладывать значительные средства в Грузию. Эти соглашения охватывали не только коммерческие отношения между двумя странами, но и имели большое влияние на развитие туризма10.
8 июня 2012 года в Трабзоне Турция, Грузия и Азербайджан подписали совместную декларацию о сотрудничестве. Основная причина этого позитивного процесса - это развитие экономических и торговых отношений. Также в том же году Грузия и Турция отметили 20-летие своих внешнеэкономических отношений. В декларацию были включены вопросы экономического и коммерческого сотрудничества11. Вторая важная встреча после Трабзоны прошла в Батуми 28 марта 2013 года, что стало продолжением реализации Трабзонской декларации.
23 мая 2017 года, помимо соглашения о свободной торговле, подписанного в 2007 году, между Турцией и Грузией была подписана декларация о дальнейшем укреплении экономических отношений12. В 2019 году Турция получила внеш-
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
127 ^
неторговый профицит в 1 млрд долл. в торговле с Грузией13. 1 июля 2019 года Турция, Азербайджан и Грузия одобрили проект Трансанатолийского газопровода через Грузию (TANAP)14. За первые три месяца 2020 года экспорт Турции увеличился на 13% по сравнению с первыми тремя месяцами предыдущего года, экспорт в Грузию вырос на 3б1 млн долл.15
НАПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ТУРЦИИ В ЭКОНОМИКУ ГРУЗИИ
Турецкие компании инвестировали финансовые средства в разные сферы экономики Грузии, особенно после 2003 года. Эта ситуация основана на позитивных отношениях, которые два государства установили между собой. С помощью бизнес-форумов, организованных между двумя странами, турецких инвесторов пытались привлечь в Грузию.
Турция - одно из важнейших государств во внешнеэкономической жизни Гру -зии. Общий объем внешней торговли между странами составил 17,8 миллиона долларов в 1992 году, в 2008 году это соотношение достигло 1 520 млн долл.16 Большинство турецких компаний ведут коммерческие операции в таких областях, как телекоммуникации, промышленное производство, управление портами и туризм. С 200б года турецкие строительные компании участвовали в важных строительных тендерах17. Ниже мы рассмотрим роль Турции в грузинском импорте инвестиций.
Самая важная взаимосвязь основных экономических и торговых отношений Турции и Грузии - это проект нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот проект сыграл важную роль в установлении и развитии отношений между двумя странами. Еще одним энергетическим проектом стал газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. Проект Баку-Тбилиси-Джейхан был введен в эксплуатацию в 200б году, а проект Баку-Тбилиси-Эрзурум - в 2007 году18. В дополнение также значительный вклад в турецко-грузинские внесла реализация проекта железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Этот проект, известный под названием Iron Silk Road, был важным проектом для Турции19. Еще одна причина, по которой Турция поддерживает эти проекты, состоит в том, чтобы уменьшить сложности пропуска судов и снизить риски при использовании проливов Дарданеллы и Босфор.
В секторе телекоммуникаций компания Geocell Telecom, созданная в результате партнерства турецкой компании Turkcell с грузинскими копаниями в 199б году, предоставляет услуги GSM в Грузии. После приобретения компании GT Mobile, третьего по величине оператора GSM страны 27 марта 2001 года, Geocell теперь может охватить 85% населения Грузии и имеет соглашения о роуминге с б1 оператором из 41 страны20.
Турецкая компания §i§ecam, основанная в 1935 году, приобрела 7б% грузинского стекольного завода Mina Ksani, который был приватизирован в 1997 году. В 1999 году компания §i§ecam приобрела все акции стекольного завода Mina Ksani. После
^ 128
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
реконструкции завод запустил производство мощностью 20 тысяч тонн в год. С открытием новых производств в 2002 году мощность была увеличена и стекольный завод Мина Ксани произвел в общей сложности 50 тысяч тонн в следующем году21.
В Грузии турецкими подрядчиками реализовано 258 проектов на сумму 4,8 млрд долл. Среди проектов, реализуемых турецкими компаниями в Грузии, строительство электростанции занимает первое место с долей 34% 22. Речь идет о гидроэлектростанции в долине реки Чорох. Также отметим совместные проекты, такие как проект международного аэропорта Тбилиси.23 Кроме того, известно, что многие строительные компании в Батуми, портовом городе Грузии, принадлежат турецким компаниям. В Грузии около 2 тысяч турецких компаний с турецкими владельцами или партнерами24.
После отмены виз отношения между Грузией и Турцией продолжали улучшаться. Администрация города Батуми пыталась превратить город в региональный туристический центр25. В 2011-2012 годах Грузия заняла первое место среди стран выездов26. Туристические компании Турции организуют туры, предусматривающие выезды в Грузию. 27 Кроме того, в 2007 году был построен и сдан в эксплуатацию аэропорт Батуми, построенный турецкой компанией. Этот аэропорт используется совместно двумя странами28. Из этого аэропорта выполняются внутренние рейсы Турции. Этот аэропорт построен по образцу аэропорта Женевы, который является общим для Швейцарии и Франции. Таким образом, воздушный транспорт также доступен помимо железнодорожных и автомобильных перевозок между Турцией и Грузией. Эта ситуация пошла на пользу турецким инвесторам.
В области сельского хозяйства между Турцией и Грузией ведется активное сотрудничество. В частности, турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA) реализует проекты в области сельского хозяйства, в Техническом университете Джорджии. Кроме того, Турецкое агентство сотрудничества и координации произвело ремонт дорог в Аджарском автономном районе29.
Среди турецких компаний, инвестирующие в Грузию следует назвать компании §i§e Cam (завод по производству бутылочного стекла, партнерство с Geocell LLC, одной из самых важных сетей GSM в Грузии, Caucasus Glass Alüminyum (завод по производству столярных изделий, стекла и алюминия), предприятие ООО Gülistan по производству муки, предприятие ООО Hitit Un по производству муки, ООО Do-gan, которое занимается животноводством и переработкой сельскохозяйственной продукциии, инвестиции в компанию TAV-Urban, которая берет на себя операции в аэропортах Тбилиси и Батуми, Petrol Ofisi в энергетике, Casper в ИТ-индустрии, в фармацевтической промышленности (Bilim, Abdi Ibrahim, Doktor Feridun Frik), в строительном секторе (Nurol, Üfgen, Tekfen, Erenport, Botek Vona In§aat) в добыче и обработке мрамора (Ünye Mermer), в текстильном секторе (ООО Batumitex, ООО Kartutex, Karsa Tekstil, ATK Tekstil Sanayi Ve Ticaret Anonim §irketi Tekstil) в банковском секторе (T.C. Ziraat Bankasi), в транспортном секторе (Türk Hava Yol-
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
129 Q
lan), в секторе организации ярмарок и выставок (Tüm Fuarcilik Yapim - TÜYAP), в реконструкции нефтехранилища в Поти (Channel Energy), в секторе торговли оборудованием промышленного и энергетического характера (Borusan Makina).30 Прямые иностранные инвестиции в Грузию составили (в млн долл.): в 2015 г. - 1 728,8, 2016 г. - 1 652,6, 2017 - 1 978,3, 2018 - 1 306,3, 2019 - 1310,8, 2020 г. - 616,9.31
Объем иностранных инвестиций в 2020 году в Грузии оказался самым низким за последние 15 лет. В последнем же квартале зафиксирован отток капитала из на 100 миллионов долларов. По данным Грузстата, объем прямых иностранных инвестиций в Грузию в 2020 году составил 616,9 млн долл., что вдвое меньше, чем за 2019 год. Таких показателей в Грузии не было даже в послевоенный период в 2008-2009 годах.
Наибольшее сокращение иностранных инвестиций наблюдается в сфере туризма. Если в 2019 году в этот сектор было вложено 120 млн долл., то к 2020 году, наоборот, произошел отток капитала на сумму в 221 млн долл. Прямые иностранные инвестиции в энергетику упали на 98%, в этот сектор было вложено всего 6 млн долл. В очевидном плюсе только финансовый сектор - рост на 400 млн долл., или 47%. Инвестиции в горнодобывающую промышленность составили 101 млн долл., или рост на 94%. Большая часть инвестиций в Грузию поступила из Великобритании, что, вероятно, связано с тем, что несколько крупных финансовых институтов, работающих в стране - Bank of Georgia и TBC Bank зарегистрированы в Великобритании и их инвестиции считаются прямыми. Далее идут Нидерланды - 172,1 млн долл.; Турция - 108,1 млн долл.; США - 93,3 млн долл.32 «Инвесторы предпочитают придержать свободные средства во время кризиса - поэтому они избегают вложений. Из этих 620 миллионов только 9 миллионов составляют уставный капитал. Остальное - реинвестирование, и как мы видим, основная часть этого капитала пришлась на финансовый сектор. Это означает, что большая часть средств все же не ушла из Грузии, а инвесторы оставили их в стране для выполнения обязательств, которые стоят перед компаниями в период кризиса. Пандемия оказывает драматическое влияние на компании, бизнес и экономику в целом. Все это отражено в цифрах в виде статистики», - отметил Л. Вепхвадзе, гендиректор Бизнес-ассоциации страны. Он считает, что показатели прямых иностранных инвестиций за 2020 год являются следствием пандемии.
^ 130
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
Таблица 1
Импорт Грузии по странам (тыс. долл. США)
Доля Изменение
2017 2018 2019 (%, (%, 2018-
Общий импорт, в том 2019) 2019)
числе страны-экспортеры 7 797 844 7 193 193 9 063 244 100 26
1. Турция 1 219 245 1 271 454 1 613 739 17,8 26,9
2. Россия 760 739 945 728 975 908 10,8 3,2
3. Китай 695 408 753 401 858 674 9,5 14
4. Азербайджан 535 820 534 032 559 130 6,2 4,7
5. Германия 343 928 320 951 443 030 4,9 38
6. Украина 424 567 449 279 414 803 4,6 -7,7
7. США 57 209 64 675 390 044 4,3 503,1
8. Армения 44 422 49 338 267 466 3 442,1
9. Италия 209 772 191 288 226 319 2,5 18,3
10. Румыния 187 068 195 580 212 203 2,3 8,5
11. Япония 15 505 16 837 195 661 2,2 1062,1
12. Иран 102 387 168 112 187 071 2,1 11,3
13. Нидерланды 131 009 140 364 168 087 1,9 19,8
14. Франция 136 882 172 569 164 097 1,8 -4,9
15. Польша 109 973 119 521 163 862 1,8 37,1
Источник: ТшМуе СитИипуей Исаг^ ВакапИ§1 2020.
URL:https://ticaret.gov.tr/data/5ee0ea3f13b87625c823d223/G%C3%BCrcistan%20%C3%9Cl-ke%20Pгofili.pdf ( Дата обращения: 20.03.2021). С. 20
Из всего вышеперечисленного следует, что отношения Турции с Грузией, начиная с 1992 года, развиваются постоянно и позитивно. Пик этих отношений пришелся на 2012 год. Энергетические проекты - главный фактор в установлении отношений между двумя странами. С развитием энергетических проектов турецкие компании начали инвестировать в Грузию. Турция, поддерживая инвестиции в Грузию, работает над усилением политики в отношении коридора Центральной Азии. Таким образом, Грузия занимает важное экономичекое значение во внешнеэкономических связях Турции.
Турецкие компании инвестировали в Грузию в такие секторы, как строительство, телекоммуникации, гидроэлектростанции и туризм. Турция после Азербайджана имеет хорошие отношения с Грузией на Кавказе. Торгово-экономические отношения между двумя странами постоянно улучшаются.
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
131 ^
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Demirag Y.Bagimsizliktan Kadife Devrime Türkiye-Gürcistan Ili§kileii // Uluslararasi tli§kiler. 2005. vol. 2 (7), p. 127
2 Ibid, p. 127-128
3 Celikpala M. Veliyev C. Azerbaycan-Gürcistan-Türkiye Bölgesel i§birliginin Ba§ari Örnegi// CIES (Center for International and european studies) Policy Brief. 2015. № 3. C. 16
4 Topal C. Türkiye'nin Güney Kafkasya Politikasi ve Gürcistan // Turkish Studies International Periodical For The Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. 2015. Том 10. Выпуск 1. С. 766
5 Celikpala M. Veliyev C. Azerbaycan-Gürcistan-Türkiye Bölgesel i§birliginin Ba§ari Örnegi// CIES (Center for International and european studies) Policy Brief. 2015. № 3. C. 7
Atici Kökta§ N. Saaka§vili Dönemi Gürcistan: ig ve Di§ Politika Üzerine Bir Degerlen-dirme // Ardahan Üniversitesi iktisadi ve idari Bilimler Fakültesi Dergisi. 2015. Том 1. Выпуск 2. С. 104
7 Celikpala M. Veliyev C. Azerbaycan-Gürcistan-Türkiye Bölgesel i§birliginin Ba§ari Örnegi// CIES (Center for International and european studies) Policy Brief. 2015. № 3. C. 13
8 Ibid, 2015, C. 13
§afak M. Y. iki On Yillik Dönemde Türkiye'nin Gürcistan Siyasetindeki Olumlu Tablo // Karadeniz Ara§tirmalari. 2019. Выпуск 64. C. 604
10 Elmas B. Türkiye'nin Gürcistan Politikasindaki Degi§im ve Dönü§üm // Uluslararasi Sosyal Ara§tirmalar Dergisi. 2018. Том 11. Выпуск 59. С. 348
11 Celikpala M. Veliyev C. Azerbaycan-Gürcistan-Türkiye Bölgesel i§birliginin Ba§ari Örnegi// CIES (Center for International and european studies) Policy Brief. 2015. № 3. C. 8-9
12 Türkiye Cumhuriyeti Ticaret Bakanligi 2020. URL:https://ticaret.gov.tr/data/5ee0e-a3f13b87625c823d223/G%C3%BCrcistan%20%C3%9Clke%20Profili.pdf ( Дата обращения: 20.03.2021) p. 15
13 Ibid, 2020, p. 14
14 Ibid,2020, p. 15
15 Ibid, 2020, p. 14
16 Celikpala M. Türkiye ve Kafkasya: Reaksiyoner Di§ Politikadan Proaktif Ritmik Dip-lomasiye Gegi§ // Uluslararasi ili§kiler. 2010. Том 7. Выпуск 25. С. 101
17 Aydin M. Kafkasya'da Türk Di§ ve Güvenlik Politikalannin Degi§en Dinamikleri // Kafkasya'da Degi§im Dönü§üm. Сборник статьей Собран Mustafa Aydin. Ankara. 2012. С. 216-217
18 Atici Kökta§ N. Saaka§vili Dönemi Gürcistan: ig ve Di§ Politika Üzerine Bir Degerlen-dirme // Ardahan Üniversitesi iktisadi ve idari Bilimler Fakültesi Dergisi. 2015. Том 1. Выпуск 2. С. 105
19 Topal C. Türkiye'nin Güney Kafkasya Politikasi ve Gürcistan // Turkish Studies International Periodical For The Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. 2015. vol. 10 (1). p. 767
20 Di§ Ekonomik ili§kiler Kurulu (DEiK). URL: https://www.corlutso.org.tr/uploads/ docs/gurcistan_ulke_raporu.pdf (Дата обращения: 20.03.2021). p. 20
^ 132
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
21 Ibid, p. 20
22 Türkiye Cumhuriyeti Ticaret Bakanligi 2020. URL: https://ticaret.gov.tr/data/5ee0e-a3f13b87625c823d223/G%C3%BCrcistan%20%C3%9Clke%20Profili.pdf (Дата обращения: 20.03.2021). p. 15
23 Celikpala M. Türkiye ve Kafkasya: Reaksiyoner Di§ Politikadan ProaktifRitmik Diplo-masiye Gegi§ // Uluslararasi ili§kiler. 2010. vol. 7 (25), p. 101
24 Türkiye Cumhuriyeti Ticaret Bakanligi 2020. URL:https://ticaret.gov.tr/data/5ee0e-a3f13b87625c823d223/G%C3%BCrcistan%20%C3%9Clke%20Profili.pdf (Дата обращения: 20.03.2021). p. 15
25 Atici Kökta§ N. Saaka§vili Dönemi Gürcistan: ig ve Di§ Politika Üzerine Bir Deger-lendirme // Ardahan Üniversitesi iktisadi ve idari Bilimler Fakültesi Dergisi. 2015. vol. 1 (2), p. 104-105
26 Elmas B. Türkiye'nin Gürcistan Politikasindaki Degi§im ve Dönü§üm // Uluslararasi Sosyal Ara§tirmalar Dergisi. 2018. vol. 11 (59), p. 348
27 Anil G. Batum'da Turizmin Geli§imi ve Bölge Geli§imine Katkisi // Dogu§ Üniversitesi Dergisi. 2015. vol. 16 (1), p. 102
28 Aydin M. Kafkasya'da Türk Di§ ve Güvenlik Politikalarinin Degi§en Dinamikleri // Kafkasya'da Degi§im Dönü§üm. Сборник статьей Собран Mustafa Aydin. Ankara. 2012. p. 217
29 Elmas B. Türkiye'nin Gürcistan Politikasindaki Degi§im ve Dönü§üm // Uluslararasi Sosyal Ara§tirmalar Dergisi. 2018. vol. 11 (59), p. 349
30 Di§ Ekonomik ili§kiler Kurulu (DEiK). URL: https://www.corlutso.org.tr/uploads/ docs/gurcistan_ulke_raporu.pdf (Дата обращения: 20.03.2021). p. 20-21
31 Прямые иностранные инвестиции в Грузию // https://www.ekhokavkaza. com/a/31145819.html
32 Орагвелидзе И. Инвестиции в Грузию пошли на жесткую посадку // https://www. ekhokavkaza.com/a/31145819.html
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Anil G. Batum'da Turizmin Geli§imi ve Bölge Geli§imine Katkisi // Dogu§ Üniversitesi Dergisi. 2015. vol. 16 (1), p. 91-107.
2. Atici Kökta§ N. Saaka§vili Dönemi Gürcistan: ig ve Di§ Politika Üzerine Bir Degerlendirme // Ardahan Üniversitesi iktisadi ve idari Bilimler Fakültesi Dergisi. 2015. vol. 1 (2), p. 95-110.
3. Aydin M. Kafkasya'da Türk Di§ ve Güvenlik Politikalarinin Degi§en Dinamikleri // Kafkasya'da Degi§im Dönü§üm. Сборник статьей Собран Mustafa Aydin. - Ankara, -Nobel Akademik Yayincilik, 2012, 364 p.
4. Celikpala M. Türkiye ve Kafkasya: Reaksiyoner Di§ Politikadan Proaktif Ritmik Diplomasiye Gegi§ // Uluslararasi ili§kiler. 2010. vol. 7 (25), p. 93-126.
5. Celikpala M., Veliyev C. Azerbaycan-Gürcistan-Türkiye Bölgesel i§birliginin Ba§ari Örnegi// CIES (Center for International and european studies) Policy Brief. 2015. № 3, p. 1-25.
6. Demirag Y. Bagimsizliktan Kadife Devrime Türkiye-Gürcistan ili§kileri // Uluslararasi ili§kiler. 2005. vol. 2 (7), p. 125-155.
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
133 Q
7. Diç Ekonomik iliçkiler Kurulu (DEiK). URL: https://www.corlutso.org.tr/uploads/docs/ gurcistan_ulke_raporu.pdf (Дата обращения: 20.03.2021)
8. Elmas B. Türkiye'nin Gürcistan Politikasindaki Degiçim ve Dönüijüm // Uluslararasi Sosyal Araçtirmalar Dergisi. 2018. vol. 11 (59), p. 344-351.
9. §afak M. Y. iki On Yillik Dönemde Türkiye'nin Gürcistan Siyasetindeki Olumlu Tablo // Karadeniz Araçtirmalari. 2019. № 64. р. 599-606.
10. Topal C. Türkiye'nin Güney Kafkasya Politikasi ve Gürcistan // Turkish Studies International Periodical For The Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. 2015. vol.10. (1), p. 753-770.
11. Türkiye Cumhuriyeti Ticaret Bakanligi 2020. URL: https://ticaret.gov.tr/ data/5ee0ea3f13b87625c823d223/G%C3%BCrcistan%20%C3%9Clke%20Profili.pdf (Дата обращения: 20.03.2021)
12. Прямые иностранные инвестиции в Грузию (Pryamy e inostranny e investicii v Gruziyu) // https://www.ekhokavkaza.com/a/31145819.html
13. Орагвелидзе И. Инвестиции в Грузию пошли на жесткую посадку (Oragvelidze I. Investicii v Gruziyu poshli na zhestkuyu posadku) // https://www.ekhokavkaza.com/a/31145819. html
^ 134
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021