Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1297
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТАБИЛЬНОСТЬ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / КАЗАХСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Есдаулетова А. М., Демеуов Н. Б.

В статье представлена попытка анализа инвестиционной политика Республики Казахстан. Иностранные инвестиции служат важным инструментом для развития экономики государств, сохранения стабильности, улучшения международных стандартов. Особенно важны притоки инвестиций в начальный период становления вновь образованного государства и периоды экономических кризисов. В статье определены приоритетные направления экономики для их вложения, основные этапы формирования инвестиционной политики на протяжении 30 лет и их особенности. Правительство Казахстана оказывает всемерную поддержку по привлечению иностранного капитала и созданию благоприятных условий деятельности зарубежных компаний. Во-первых, начали работу вновь созданные государственные органы - Комитет по инвестициям при Министерстве иностранных дел РК, Национальная компания «KAZAKH INVEST», Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), который играет ключевую роль в качестве регионального центра бизнеса и финансов, Совет иностранных инвесторов при Президенте. Во-вторых, была создана и реформирована законодательная и договорная база взаимодействия иностранных инвесторов и государства. Был принят ряд стратегических документов в области различного рода преференций и льгот, учтены ошибки прошлых лет. Благодаря дипломатическим усилиям МИД РК подписаны соглашения и контракты на крупные международные проекты и модернизацию производства. В качестве третьего пункта, отметим вхождение в международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития, Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Всемирный банк, Международный валютный фонд и другие. Опираясь на доклады и рекомендации международных институтов, Казахстан стремится улучшить инвестиционную политику и следовать современным требованиям в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POLICY OF KAZAKHSTAN: MAIN DIRECTIONS AND PROSPECTS OF GROWTH

The article presents an attempt to analyze the investment policy of the Republic of Kazakhstan. Foreign investments serve as an important tool for developing the economies of states, maintaining stability, and improving international standards. The inflows of investments in the initial period of the formation of a newly formed state and periods of economic crises are especially important. The article identifies the priority areas of the economy for their investment, the main stages of the formation of investment policy for 30 years and their features. The Government of Kazakhstan provides all possible support to attract foreign capital and create favorable conditions for the activities of foreign companies. First, the newly created state bodies - the Investment Committee under the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan, the KAZAKH INVEST National Company, the Astana International Financial Center (AIFC), which plays a key role as a regional center for business and finance, the Foreign Investors Council under the President, have started working. Secondly, the legislative and contractual framework for interaction between foreign investors and the state was created and reformed. A number of strategic documents were adopted in the field of various preferences and benefits, and the mistakes of previous years were taken into account. Thanks to the diplomatic efforts of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan, agreements and contracts for major international projects and modernization of production have been signed. As a third point, we note joining international organizations such as the Organization for Economic Cooperation and Development, the United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD), the Eurasian Economic Union (EAEU), the World Bank, the International Monetary Fund and others. Based on the reports and recommendations of international institutions, Kazakhstan strives to improve its investment policy and follow modern requirements in this area.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА»

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН / REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Научная статья / Research article

Инвестиционная политика Казахстана: основные направления и

перспективы роста

А. М. Есдаулетова

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Казахстан

E-mail: yesdauletova_am@enu.kz

Н. Б. Демеуов

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан, Казахстан

E-mail: demeuovnbl aenu. kz

Аннотация. В статье представлена попытка анализа инвестиционной политика Республики Казахстан. Иностранные инвестиции служат важным инструментом для развития экономики государств, сохранения стабильности, улучшения международных стандартов. Особенно важны притоки инвестиций в начальный период становления вновь образованного государства и периоды экономических кризисов. В статье определены приоритетные направления экономики для их вложения, основные этапы формирования инвестиционной политики на протяжении 30 лет и их особенности. Правительство Казахстана оказывает всемерную поддержку по привлечению иностранного капитала и созданию благоприятных условий деятельности зарубежных компаний. Во-первых, начали работу вновь созданные государственные органы - Комитет по инвестициям при Министерстве иностранных дел РК, Национальная компания «KAZAKH INVEST», Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), который играет ключевую роль в качестве регионального центра бизнеса и финансов, Совет иностранных инвесторов при Президенте. Во-вторых, была создана и реформирована законодательная и договорная база взаимодействия иностранных инвесторов и государства. Был принят ряд стратегических документов в области различного рода преференций и льгот, учтены ошибки прошлых лет. Благодаря дипломатическим усилиям МИД РК подписаны соглашения и контракты на крупные международные проекты и модернизацию производства. В качестве третьего пункта, отметим вхождение в международные организации, такие как Организация экономического сотрудничества и развития, Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Всемирный банк, Международный валютный фонд и другие. Опираясь на доклады и рекомендации международных институтов, Казахстан стремится улучшить инвестиционную политику и следовать современным требованиям в этой сфере.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, экономическая политика, стабильность, преференции, Казахстан.

Для цитирования: Есдаулетова А.М., Демеуов Н.Б. Инвестиционная политика Казахстана: основные направления и перспективы роста // Постсоветские исследования. 2022; 7(5):741-753.

Investment policy of Kazakhstan: main directions and prospects of growth

Ardak M. Yesdauletova

L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan

E-mail: yesdauletova_am@enu.kz

Nurzhan B. Demeuov

L.N. Gumilyov Eurasian National University, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan

E-mail: demeuov_nb_1@,enu.kz

Есдаулетова А.М., Демеуов Н.Б. Инвестиционная политика Казахстана: основные направления и

перспективы роста

Annotation. The article presents an attempt to analyze the investment policy of the Republic of Kazakhstan. Foreign investments serve as an important tool for developing the economies of states, maintaining stability, and improving international standards. The inflows of investments in the initial period of the formation of a newly formed state and periods of economic crises are especially important. The article identifies the priority areas of the economy for their investment, the main stages of the formation of investment policy for 30 years and their features. The Government of Kazakhstan provides all possible support to attract foreign capital and create favorable conditions for the activities of foreign companies. First, the newly created state bodies - the Investment Committee under the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan, the KAZAKH INVEST National Company, the Astana International Financial Center (AIFC), which plays a key role as a regional center for business and finance, the Foreign Investors Council under the President, have started working. Secondly, the legislative and contractual framework for interaction between foreign investors and the state was created and reformed. A number of strategic documents were adopted in the field of various preferences and benefits, and the mistakes of previous years were taken into account. Thanks to the diplomatic efforts of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan, agreements and contracts for major international projects and modernization of production have been signed. As a third point, we note joining international organizations such as the Organization for Economic Cooperation and Development, the United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD), the Eurasian Economic Union (EAEU), the World Bank, the International Monetary Fund and others. Based on the reports and recommendations of international institutions, Kazakhstan strives to improve its investment policy and follow modern requirements in this area.

Keywords: foreign investments, economic policy, stability, preferences, Kazakhstan.

For citation: Ardak M. Yesdauletova, Nurzhan B. Demeuov. Investment policy of Kazakhstan: main directions and prospects of growth. // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022; 7(5):741-753. (In Russ.)

Историческая канва государственной политики по привлечению иностранных инвестиций.

Развитие экономики государства во многом зависит от стратегически продуманной инвестиционной политики, основанной на тенденциях развития мировой экономики, региональной и ресурсной специфике страны, видении будущего страны. Понятие «инвестиционная политика» означает «составную часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня» [Райзберг 1999: 25]. Это «система мер, определяющая - в рамках общей экономической политики - объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление» [Экономико-математический словарь

2003:11]. Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение потребности экономики в

капиталовложениях и повышение инвестиционной активности всех субъектов производственной деятельности.

Государственная инвестиционная политика «представляет собой совокупность производственных отношений между государством и хозяйствующими субъектами, основанных на обмене, распределении и потреблении ограниченных инвестиционных ресурсов. Она

подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя инвестиционная политика является частью общей внешнеэкономической политики государства и устанавливает структуру и масштабы как прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику, так и вложений национальных инвесторов за рубежом» [Аминов 2017: 291].

В условиях глобализации странам с переходной и развивающейся экономикой

необходимо сохранить стабильность и самодостаточность экономики. Как показывает международный опыт, одним из факторов, влияющих на экономический рост и постоянство, служит сфера инвестиций. Довольно сложным вопросом является сохранение экономического роста. Из всех экономических критериев наиболее ярко указывает на динамику развития именно показатель инвестиционной активности. Сфера инвестиций была и остается объектом общих интересов как государства, так и бизнеса. Это выражается в поиске источников и путей повышения эффективности инвестиций, оптимизации инвестиционной деятельности, анализа инвестиционной успешности в различных отраслях и в экономике, в целом. При этом ключевое значение в развитии инвестиционного процесса принадлежит государству. За годы становления Казахстана как независимого государства ключевым элементом и одним из основополагающих приоритетов

внешнеэкономической политики страны было и остается содействие привлечению прямых иностранных инвестиций. В целях обеспечения эффективности иностранных инвестиций государство заботится о благоприятной социально-политической обстановке и функционировании институтов управления инвестициями. В стране созданы благоприятные условия для ведения бизнеса; инвестиционный климат первый среди стран СНГ получил рейтинги инвестиционного класса от международных рейтинговых агентств Moody's (в 2002 г.), Standard&Poor's и Fitch (в 2004 г.). Согласно рейтингу fDi Intelligence (аффилированного

аналитического центра Financial Times), республика находится на первом месте в мире по эффективности затрат для развития экспортоориентированного производства. МВФ включил республику в список 20-ти наиболее инвестиционно привлекательных стран по результатам рейтингов по привлечению инвестиций и созданию благоприятных условий1. Процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику республики берет свое начало с

1 АО «НК «Kazakh Invest».

https://invest.gov.kz/ru/about-us/kazakh-invest

1992 г. и продолжается по сегодняшний день. На начальном этапе инвестиции активно поддерживались международными

финансовыми организациями, такими как МВФ, МБРР, АБР, Эксимбанк и др. Согласно анализу, проведенному отечественными исследователями, в развитии

инвестиционной деятельности страны и привлечении ПИИ можно выделить несколько этапов [Аминов 2017: 292]. Первый этап (1992-1993 гг.) характеризуется созданием совместных предприятий (СП) в сфере торгово-посреднической

деятельности, притоком ПИИ в нефтегазовый сектор. Как отмечают исследователи, 87% всего объема прямых иностранных инвестиций приходился на нефтегазовый комплекс с вложениями в 982 млн долларов [Оспанов 1997: 24].

Второй этап (1994-1997 гг.) примечателен существенным объемом привлеченных прямых иностранных инвестиций. Благодаря либерализации экономики иностранные инвесторы получили возможность активного вложения инвестиций в сырьевой сектор. В отраслевом разрезе 40% ПИИ было вложено в черную металлургию, 21,6% - в нефтегазовый сектор, 9,4% - в энергетику. В тройку лидеров по объемам ПИИ входили: Япония - более 381 млн долларов США, или 25,4%; США - 322,4 млн долларов США, или 21,5%; Великобритания - 255 млн долларов, или 17%» [Дюсегалиева 2014: 32].

Третий этап (1998-2009 гг.) связан с реализацией инвестиционных проектов по приватизации ряда крупных предприятий Казахстана. Было реализовано 208 проектов по углеводородному сырью. В структуре вложенных инвестиций на долю минерально-сырьевого комплекса

приходилось 65%. Иностранные инвестиции были вложены в приобретение нефтегазового оборудования, в

осуществление геолого-поисковых и разведочных работ. Интерес к нефтегазовой отрасли объяснялся данными о разведенных запасах нефти (30 млрд баррелей, или 4 млрд тонн) и газа (3 трлн м3). Среди компаний, ведущих разведку и добычу углеводородов в

Карачаганаке и на Каспии, огромные инвестиции вложили американские корпорации Chevron (имеет 50% акций Тенгизшевройла и 18% Karachaganak Petroleum Operating B.V.) и ExxonMobil (имеет 25% акций Тенгизшевройла и 16,8% North Caspian Operating Company) [Темиргали 2019]. В рамках развития международного экономического

сотрудничества было подписано и ратифицировано более 30

межправительственных соглашений (МС) о взаимной поддержке и защите инвестиций. Казахстан присоединился к Энергетической хартии и стал членом Конвенции 1965 г. по проблемам урегулирования инвестиционных споров между государством и иностранным лицом1. Третий этап инвестиционной деятельности Казахстана примечателен также и тем, что республика сама становится активным инвестором и выходит на внешние рынки. Инвестиции в страны СНГ в этот период в совокупности составили 25 млрд долларов США. Национальные инвесторы стали активнее конкурировать на рынках России, Кыргызстана, Таджикистана, Грузии, Украины. Так, например, с участием казахстанского капитала в этот период в Кыргызстане были созданы более 400 предприятий в энергетической и газовой отраслях, в банковском секторе, по производству стройматериалов. Более 60 договоров и соглашений было подписано с Грузией, в том числе по строительству зернового терминала в Поти, модернизации газораспределительных сетей в Тбилиси и др. [Аяган 2010: 224.] Развитие экономики независимого государства требовало диверсификации национальной экономики. Финансово-экономический кризис 20082009 гг. скорректировал соотношение иностранных и отечественных инвестиций в экономике страны. В этой связи в реализации государственной инвестиционной политики акцент стал смещаться на повышение казахстанского содержания и увеличение числа трудовых ресурсов страны в инвестиционных проектах.

1 Официальный сайт Правительства РК. -

https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/activities/778

8?lang=ru.

ая политика Казахстана: основные направления и

перспективы роста

В первые годы становления государства инвестиционная политика была нацелена на максимальное привлечение зарубежных инвесторов с учетом их интересов и поощрение вложений в сырьевые сектора страны. Для молодого государства было важно привлечь как можно больше зарубежных инвестиций для восстановления минерально-сырьевой базы, ставшей на долгие годы источником обеспечения реформ социально-экономической сфере. Благодаря привлечению иностранных инвестиций Казахстан получил возможность повышения индустриального потенциала, развития финансовой и банковской систем, укрепления национальной валюты.

Приоритетные направления

инвестиционной политики на

современном этапе

Продолжая рассмотрение данного направления государственной политики через призму хронологической

периодизации, выделяют четвертый этап, который охватывает 2010-2017 гг. Он характерен неравномерным ростом притока ПИИ. Согласно имеющимся данным, после спада притока инвестиций в 2013-2015 гг. с 28,9 млрд долларов до 14,8 млрд. долларов под влиянием внутренних и внешних факторов, в 2016 г. вновь возобновился рост инвестиций - на 40%, или до 20,6 млрд долларов2.

На этом этапе была принята Государственная программа индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 гг. Основным приоритетом ГПИИР было определено стимулирование

конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, направленное на повышение производительности труда и увеличение объемов экспорта обработанных товаров. В качестве объектов стимулирования были выбраны 8 экспортоориентированных секторов (черная металлургия, цветная металлургия, агрохимия, нефтепереработка,

нефтегазохимия, производство автомобилей, производство продуктов питания, производство электрического оборудования)

2 Статистика прямых инвестиций по направлению вложения. Национальный банк РК, 2016. -www.nationalbank.kz/?docid=680&switch=russian.

из 5 приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности.

Соответственно, приоритет во внутренней и внешней инвестиционной поддержке отдавался этим секторам. Планировалось довести объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности до 4,5 трлн. тенге. Благодаря развитию экономической дипломатии, в 2016 г. были подписаны 48 соглашений с Ираном, с Турцией - 20 соглашений, с Саудовской Аравией - 1 0 соглашений, с Японией - 13 соглашений, с Южной Кореей - 24 контракта. В 2017 г. были заключены инвестиционные и торговые соглашения более чем на 1 млрд долларов с Республикой Беларусь, Азербайджаном, Узбекистаном и другими странами. Коммерческие соглашения были подписаны с компаниями из ФРГ - 21 соглашение на общую сумму 1 млрд. долл. США, из Турции - 9 соглашений на сумму 590 млн долларов» 1. В 2016 г. в Казахстане был запущен механизм «одного окна» в целях совершенствования взаимодействия зарубежных инвесторов с государственными органами. Для увеличения притока иностранных инвестиций в страну Правительством РК был принят ряд серьезных решений: - Казахстан присоединился к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и

многонациональным предприятиям, а также получил статус ассоциированного члена инвестиционного комитета ОЭСР (2017 г.); -принята Национальная инвестиционная стратегия на 2018-2022 гг., разработанная в сотрудничестве со Всемирным банком; -создан ряд новых органов для развития инвестиционной сферы и защиты прав инвесторов, включая Координационный совет по вопросам привлечения инвестиций, инвестиционного омбудсмена, фронт-офисов по привлечению инвесторов в ряде посольств Казахстана и др.; - продолжена работа по снижению административных барьеров, улучшению правовой защиты инвесторов, внедрению системы «одного

окна» для иностранных инвесторов» . Главной задачей инвестиционной политики страны, согласно ст. 281

Предпринимательского кодекса РК, принятого в 2015 г. и дополненного в 2020 г., является «создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды»3.

На сегодняшний день Казахстан остается инвестиционно привлекательной страной для зарубежного капитала. Так, по наличию запасов природных ресурсов республика входит в десятку стран по запасам угля, железа, золота. По запасам меди занимает 5 место в мире, по запасам марганца - 3 место, по запасам хрома, свинца, цинка - 2 место. Республика является ведущим

производителем урана в мире. Республика имеет хорошо развитую транспортную инфраструктуру. 70% всех транзитных сухопутных перевозок между Китаем и Европой проходит через территорию Казахстана. По официальным данным, в республике сформирована лучшая среди стран Центральной Азии инфраструктура телекоммуникаций с обширной сетью 4G, доступность интернета составляет 77%. Казахстан предоставляет безвизовый режим для граждан более 55 стран мира. В рейтинге стран с высоким уровнем развития человеческого капитала страна находится на 31 месте4. Согласно результатам ежегодных исследований Всемирного банка по ведению бизнеса (Doing Business), республика находится в числе стран с благоприятным инвестиционным климатом. Данный анализ проводится среди 190 стран мира по 10 индикаторам, которые в совокупности определяют место страны в общем рейтинге. Проводимый анализ позволяет определить степень конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности

1 Официальный сайт Правительства РК. -https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/press/article/d etails/587?directionId=94&lang=ru

2 Официальный сайт Правительства РК. -

https://primeminister.kz/ru.

3 Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. 29 октября 2015 г. № 375- V ЗРК. -https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375#z290.

4 Официальный сайт АО «НК «Kazakh Invest». -https://invest.gov.kz/ru/about-us/kazakh-invest/].

экономики той или иной страны. Так, по данным Doing Business 2020, Казахстан занимает 25 место, улучшив свою позицию с 28-го места в 2019 г. и демонстрируя хорошие показатели по отдельным индикаторам1.

Казахстан по индексу Doing Business опережает страны ЕАЭС: Россия - 28 место, Армения - 47, Беларусь - 49, Кыргызстан -80. Задачи нового этапа инвестиционной политики страны должны быть направлены на сохранение стабильного устойчивого развития, укрепления доверия инвесторов и более взвешенного подхода к иностранным инвестициям в целях развития экономики и обеспечения национальной безопасности. Как показывают исследования, введение локдаунов и карантинных ограничений, связанных с пандемией COVID-19, спровоцировало падение деловой активности во всех крупнейших экономиках мира. Так, по оценкам Всемирной торговой организации, по итогам 2020 г. мировая торговля снизилась на 9,2% к 2019 г., тогда как в 2018 г. на фоне торговой войны между США и Китаем падение составляло только 3,0%. В свою очередь, по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, снижение объема

международного пассажиропотока в сравнении с 2019 г. составило 60%2. Экономика Казахстана также испытала шок из-за резкого снижения цен на нефть и сокращения добычи нефти, а также введения локдауна. Несмотря на интегрированность Казахстана в глобальную экономику, по сведениям Национального банка РК, глубина экономического спада по сравнению с ведущими странами оказалась значительно меньше3.

Пандемия COVID-19 и ее последствия стали главными причинами важных изменений в сферу инвестиций.

1 Doing Business 2020. -

https ://openknowledge .worldbank. org/bitstream/handle/1 0986/32436/9781464814402.pdf.

2 WORLD INVESTMENT REPORT 2020 - International Production beyond the Pandemic - UNCTAD/WIR/2020

https://unctad.org/system/files/officialdocument/wir2020 _en.pdf.

3 Годовой отчет Национального банка Республики

Казахстан за 2020 год. -

ая политика Казахстана: основные направления и

перспективы роста Значительная их доля в основной капитал в 2021 г. пришлась на горнодобывающую промышленность и разработку карьеров -28,3%, обрабатывающую промышленность -11,7%, операции с недвижимым имуществом - 19,8%4. За последнее десятилетие, согласно анализу Всемирного Банка, структура потоков ПИИ в стране не претерпела существенных изменений: - от 55 % до 78 % ПИИ ориентируются в добывающие отрасли, включая сопутствующие услуги, такие как геологоразведка; - от 19 % до 36% ПИИ приходится на отрасли, ориентированные на рынок, такие как финансовый, страховой или розничный секторы; - лишь от 2 % до 17% ПИИ ориентируются в отрасли, генерирующие высокую добавленную стоимость, в частности, в отрасль металлообработки»5. Об этом

свидетельствуют данные Национальной Компании «Kazakh Invest», согласно которым в 2019 г. в горнодобывающую промышленность были вложены 56,3% прямых иностранных инвестиций. Ключевым элементом и одним из основополагающих приоритетов

внешнеэкономической политики РК является привлечение иностранных инвестиций и инноваций в приоритетные отрасли казахстанской экономики. В этой связи в рамках внешнеэкономической деятельности Министерством по

инвестициям и развитию РК ведется работа по назначению инвестиционных советников в 10 приоритетных странах (Германии, Франции, КНР, Великобритании, Южной Корее, Японии, США, Италии, Иране, Индии), АО «НК «Kazakh Invest» реализует открытие в ряде стран фронт-офисов в целях привлечения новых инвесторов и продвижения продукции отечественных предприятий. По данным Комитета по инвестициям Министерства иностранных

https://www.nationalbank.kz/ru/news/godovoy-otchet.

4 Данные Бюро по национальной статистике Агентства по стратегическому планированию и реформам РК. -https://stat.gov.kz/edition/publication/month.

5 Программа по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия» / Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2017 года № 498. -https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000498.

дел РК, в настоящее время Казахстан является участником 120 двусторонних межправительственных комиссий (МПК) и 24 деловых советов с зарубежными государствами. МПК созданы для решения инвестиционно-экспортных задач.

Республика в лице Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК является членом Комитета по инвестициям ОЭСР с 2017 г.1 Казахстан также является членом ВТО, Евразийского экономического союза (ЕАЭС), общий рынок которого включает более чем 180 млн потребителей. Потенциал рынка потребителей продукции

казахстанского производства достаточно перспективный благодаря соседству с Китаем, со странами Центральной Азии и Каспийского моря.

ЕАЭС, в состав которого помимо Казахстана входят Россия, Беларусь, Армения и Кыргызстан, является международной организацией региональной экономической интеграции, как и Европейский Союз. В качестве основных целей ЕАЭС провозглашено «создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, а также всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности

национальных экономик в условиях глобальной экономики»2.

Инвестиционный климат Казахстана отличается своими комфортными условиями среди стран ЕАЭС. Так, например, к числу таких условий относятся упрощенные процедуры открытия бизнеса. Также в республике созданы хорошие налоговые условия. Так, общая ставка по налогам и социальным сборам, по данным Doing Business 2019 в категории Paying Taxes, значительно ниже, чем в соседних страна и составляет 29,4%. Для сравнения: в России -

1 Официальный сайт Правительства РК. -https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/press/article/d etails/584?directionId=94&lang=ru.

2 Официальный сайт Правительства РК. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/activities/778

8?lang=ru.

46,3%, в Китае - 64,9%, в Узбекистане -48,17%. По благоприятным условиям налогообложения Казахстан занимает 56 место в мире, опережая такие страны, как Турция (80), Израиль (90), Япония (97), Италия (118). В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) государство оказывает поддержку инвесторам в виде предоставления инвестиционных

преференций и предоставления гарантии стабильности при изменении налогового законодательства страны3

Различают следующие виды проектов: инвестиционные приоритетные проекты, инвестиционные проекты (за исключением приоритетных) и специальные

инвестиционные проекты. Для них предусмотрены следующие виды инвестиционных преференций:

1) освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;

2) государственные натурные гранты;

3) освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;

4) освобождение от обложения налогами в соответствии с налоговым

законодательством Республики

Казахстан»4.

Срок действия каждого вида преференций по налогам устанавливается инвестиционным контрактом. Еще одним инструментом для государственной поддержки являются созданные

специальные экономические и

индустриальные зоны. Согласно данным АО «НК «Kazakh Invest», в республике действует 13 специальных экономических зон (СЭЗ) и 31 индустриальная зона (ИЗ). Национальное законодательство республики освобождает их от множества имеющихся налогов. Начиная с 2016 г. в Казахстане действует механизм взаимодействия инвесторов с

3 Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25 декабря 2017 г. № 120-VI ЗРК. -https://adilet. zan.kz/rus/docs/K1700000120#z302.

4 Doing Business in Kazakhstan https://doingbusiness.kz/file/pdf/2021/04/30/0947221269 00.pdf, С.33- 34.

государственными органами по принципу «одного окна». По информации сайта Kazakh Invest, Правительство республики планирует провести ребрендинг социально-

предпринимательских корпораций (СПК) в региональные компании по привлечению инвестиций. В функции компаний будут входить обязанности по привлечению инвестиций в регионы, управление индустриально-инновационной инфраструктурой (СЭЗ, ИЗ), реализация инвестиционных проектов с применением механизмов ГЧП по международным стандартам1. Миссия данной национальной компании заключается в привлечении иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики и сопровождение инвестиционных проектов. Она намерена стать ведущим агентством по привлечению иностранных инвестиций в регионе Центральной Азии, а также среди СНГ и стран с переходной экономикой. Kazakh Invest наделен правом выступать единым переговорщиком от имени Правительства страны при обсуждении с зарубежными партнерами перспектив и условий реализации инвестиционных проектов.

Ключевую роль в качестве регионального центра бизнеса и финансов играет Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА), открывшийся 5 июля 2018 г. В рамках МФЦА действуют специальный налоговый, миграционный и трудовой режимы, отдельное и независимое судопроизводство, основанное на нормах английского общего права (Международный суд МФЦА и Международный арбитражный суд), что дает огромные возможности для инвестиционной деятельности

иностранными инвесторами. В республике создан уполномоченный орган по инвестициям, согласно п. 3 ст. 22 Предпринимательского кодекса РК, -Комитет по инвестициям, который является ведомством Министерства Иностранных Дел РК. Комитет в пределах своей компетенции

ая политика Казахстана: основные направления и

перспективы роста консультирует, оказывает помощь и взаимодействует с инвесторами,

обеспечивает деятельность инвестиционного омбудсмена, принимает решения о досрочном прекращении инвестиционных контрактов, контролирует соблюдение инвестиционных условий и т.д.

Согласно данным за 2020 г. введены в эксплуатацию 39 инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов на общую сумму порядка 1,6 млрд долларов с созданием более 7 тысяч рабочих мест; -подготовлено 169 инвестиционных предложений на сумму 22,8 млрд долларов в соответствии с международными

стандартами; - привлечены новые инвесторы по 62 проектам на сумму около 4 млрд долларов2. С участием НК «Kazakh Invest» в 2020 г. в республике реализованы следующие инвестиционные проекты: -производство технических газов в Карагандинской области с участием немецкой ТНК Linde Group (83 млн долларов); - производство легковых автомобилей в г. Алматы с участием корейской ТНК Hyundai (60 млн долларов); -производство комбикормов в Алматинской области с участием швейцарской компании Inoks Capital (18 млн долларов); - создан тепличный комплекс на площади 21 га в Туркестанской области с участием польской компании Polcotton (26 млн долларов)3.

По итогам 2021 г., согласно отчету Министерства национальной экономики РК, общий объем инвестиций в основной капитал составил 13,2 трлн тенге, что на 7,3% больше объемов 2020 г. Уровень инвестиций в основной капитал составил 16,5 % к ВВП. В 2022 году всего планируется привлечь 19,5 трлн тенге инвестиций в основной капитал, что позволит достичь уровня 18,5% к ВВП4.

Перспективы развития

инвестиционной политики государства.

Национальная инвестиционная стратегия поставила цель по достижению к 2022 году следующих индикаторов: 1. Валовый приток

1 Официальный сайт Правительства РК. -https://www.gov.kz/memleket/entities/mfa/press/article/d etails/587?directionId=94&lang=ru

2 Официальный сайт АО «НК «Kazakh Invest». -https://invest.gov.kz/ru/about-us/kazakh-invest.

3 Официальный сайт Правительства РК. -

https://www.gov.kz/memleket/entities/invest/press/article

/details/51406?lang=ru.

4 Официальный сайта Правительства РК. -

https://primeminister.kz/ru/news/reviews/v-

minnacekonomiki-podveli-itogi-za-2021 -god-ipodelilis-

planami-raboty-na-predstoyashchiy-period-42556.

прямых иностранных инвестиций увеличится в 1,26 раза (к уровню 2016 г.). 2. Увеличится соотношение объема валового ПИИ к валовому внутреннему продукту. 3. Возрастет приток ПИИ в обрабатывающую промышленность в 1,5 раза (к уровню 2016 г.). 4. Объем инвестиций в основной капитал несырьевого сектора экономики (за исключением государственного бюджета) увеличится в 1,46 раза (к уровню 2016 г.). 5. Объем внешних инвестиций в основной капитал несырьевого сектора экономики увеличится в 1,5 раза (к уровню 2016 г.)1. В целом, инвестиционный климат оставался стабильным, что поддерживало доверие инвесторов. В дальнейшем процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана претерпел ряд внешних воздействий и сопровождался принятием соответствующих мер государственного регулирования. В этой связи предлагается также выделить пятый и шестой этапы.

Пятый этап (2018-2021 гг.) охватывает период незначительного роста и спада притока ПИИ в связи с пандемией COVID-19. В 2018-2019 гг. динамика притока инвестиций показывала стабильный рост -24,3 и 24,1 млрд долларов соответственно. Пандемия внесла свои коррективы в динамику прямых иностранных инвестиций. Тем не менее, благодаря автоматизации государственной услуги по заключению инвестиционных контрактов, переходу на онлайн режим, во время пандемии удалось не только сохранить, но и увеличить количество и сумму контрактов. Принятый в 2019 г. Закон РК «О специальных экономических и индустриальных зонах» ввел нормы, упрощающие процедуры получения государственных услуг в сфере инвестиционной деятельности, а также по продвижению экспорта казахстанских товаров. Благодаря принятым шагам, в 2020

1 Программа по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия» / Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2017 года № 498. -https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000498.

2 Официальный сайт Правительства РК. -

https://www.gov.kz/memleket/entities/invest/press/artide МейШ/51406?1а^=т

г. было заключено 56 инвестиционных контрактов (из них 46 заключено онлайн через портал е-лайсенс) на общую сумму 635 млрд тенге, что является самым высоким показателем за последние 10 лет. Из них 6 контрактов было заключено в сфере обрабатывающей промышленности на сумму 51,2 млрд тенге. Для сравнения: в 2018 г. было заключено 33 контракта на сумму 501 млрд тенге, в 2019 г. - 54 контракта на сумму 365 млрд тенге2.

Согласно данным Государственной программы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 -2025 гг. (ГПИИР), всего на территориях специальных экономических зон с 2002 по 2019 годы было запущено 183 проекта (46 -с иностранным участием), на индустриальных зонах - 168 производств. Объем привлеченных инвестиций в СЭЗ составил порядка 975 млрд тенге, в ИЗ -около 183 млрд тенге. Благодаря реализации инвестиционных проектов всего было создано 24,0 тыс. рабочих мест, в бюджет поступили 150 млрд тенге в виде налогов. По расчетам специалистов, отдача вложенных средств в развитие инфраструктуры СЭЗ составила 2,8 тенге частных инвестиций (доля иностранного участия составила 27 %) на 1 бюджетный тенге, в инфраструктуру ИЗ - 2,1 тенге инвестиций3. По данным Бюро по национальной статистике АСПИР РК, объем инвестиций в основной капитал в январе-декабре 2021 г. составил 13221,4 млрд тенге, что на 3,5% больше, чем в 2020 г. Было реализовано и введено в эксплуатацию 44 крупных инвестиционных проекта с иностранным участием, обеспечившие более 7,5 тысяч рабочих мест. При этом, наибольшее количество проектов пришлось на машиностроение - 8 проектов, возобновляемую энергетику - 8, ГМК и металлургию - 6, агропромышленный

года № 1050. -

https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_

and_programs.

3 Государственная программа индустриально-инновационного развития РК на 2020-2025 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1050. -https://www.akorda.kz/ru/official_documents/strategies_ and_programs

комплекс - 5. Объем прямых иностранных инвестиций составил 349,7 млрд тенге, что составляет 103,5% по сравнению с 2020 г.1 На этом этапе были приняты Дорожная карта бизнеса-2025, ГПИИР РК на 2020-2025 годы. ГПИИР направлена на создание экспорт -ориентированной экономики с целью расширения рынков сбыта отечественных товаров и услуг и встраивания в глобальные цепочки создания стоимости. Одним из целевых индикаторов программы определено увеличение объема инвестиций в обрабатывающую промышленность в 1,6 раза от уровня 2018 г. для обеспечения конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. Наконец, шестой этап связан с началом восстановления мировой, в том числе и казахстанской, экономики после пандемии. Правительство Казахстана, учитывая прогнозы по стабилизации эпидемиологической ситуации с COVID-19, планирует восстановление притока иностранных инвестиций в период с 2022 по 2023 гг. В соответствии с Национальным планом развития до 2025 года планируется поэтапно увеличить объем прямых иностранных инвестиций. Так, в 2022 г. ожидается привлечение объема ПИИ в 23,8 млрд. долларов, в 2023 г. - 25,0 млрд. долларов, в 2024 г. - 27,5 млрд. долларов, в 2025 г. - 30 млрд. долларов. Возможность роста инвестиций с 2022 года прогнозирует ЮНКТАД в своем Докладе по инвестициям за 2020 год. Деятельность Казахстана в привлечении иностранных инвестиций получила высокую оценку международных организаций. Так, ОЭСР отмечает хорошие показатели Казахстана в привлечении ПИИ в регионе, с более высоким уровнем накопленных инвестиций относительно ВВП, чем в большинстве соседних стран»2.

Государственный департамент США считает, что «Казахстан достиг

ая политика Казахстана: основные направления и

перспективы роста значительного прогресса в построении рыночной экономики и получил существенные результаты от своих усилий по привлечению иностранных инвестиций»3.

Оценки деятельности Правительства страны по привлечению иностранных инвестиций свидетельствуют об успешности выбранной инвестиционной стратегии. Правительство страны планирует достичь цели Национального плана развития путем реализации пула инвестиционных проектов, которые позволят привлечь в экономику страны 41 трлн тенге, что является базовым условием обеспечения 5% роста национальной экономики к 2024 г.4

В рамках новых тенденций развития мировой экономики с учетом принципов ESG, необходимости скорейшего энергетического перехода, технологической модернизации Главой государства на заседании Мажилиса Парламента РК 11 января 2022 г. было дано поручение Правительству по разработке новой концепции национальной инвестиционной стратегии. Согласно, отчету Министерства национальной экономики РК, в настоящее время разработаны Концепция

инвестиционной политики Республики Казахстан и Методика оценки инвестиционной привлекательности

регионов и унифицированного

инвестиционного стандарта, в том числе внесены изменения по сокращению сроков экономической экспертизы государственных инвестиционных проектов,

совершенствованию оценки реализации бюджетных инвестиций5.

В целом, на сегодняшний день Казахстаном подписаны 47 двусторонних и 1 многостороннее (ЕАЭС)

межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Данные соглашения способствуют созданию

1 Социально-экономическое развитие Республики Казахстан, январь-декабрь 2021 г. // Информационно-аналитический журнал. - 73 с. -https://stat.gov.kz/edition/publication/month.

2 Официальный сайт ОЭСР. -

https://www.oecdilibraiy.org/sites/9789264269606-6-

en/mdex.html?itemЫ=/content/component/97892642696

06-6-еп.

3 2020 Investment Climate Statements: Kazakhstan -https://www.state.gov/reports/2020-investment-climate-statements/.

4 Официальный сайт zakon.kz -https://www.zakon.kz/4991155-41-trln-tengeinvestitsiy-privlekut-v. html.

5 Официальный сайт Правительства РК. -https://primeminister.kz/ru/news/reviews/v-minnacekonomiki-podveli-itogi-za-2021 -god-ipodelilis-planami-raboty-na-predstoyashchiy-period-42556.

благоприятных условий и правовых рамок для ведения инвестиционной деятельности на территории соответствующих государств. Во главе стран, вложивших инвестиции в экономику Казахстана в указанный период, стоят Нидерланды. Страна всего вложила 96,9 млрд долларов. В первую десятку также входят: США - 53,2 млрд долларов, Швейцария - 27,6, Китай - 20,2, Великобритания - 18,6, Франция - 17,1, Россия - 16,1, Италия - 8,9, Бельгия - 8,5, Южная Корея - 7,6. Согласно отчету UNCTAD 2020 о мировых инвестициях1, Казахстан является региональным лидером по росту притока чистых прямых иностранных инвестиций. Так, в 2020 г. приток чистых ПИИ в Казахстан вырос на 35%, что является наилучшим показателем среди 17 стран с переходной экономикой, среди 34 стран, не имеющих выхода к морю, а также стран-участниц СНГ. Стабильный рост объема инвестиций в основной капитал является показателем реальной картины постоянного улучшения инвестиционного климата.

К факторам, сдерживающим инвестиционную активность, помимо протекционистских мер, относятся геополитическая компонента, неразвитость инфраструктуры, высокий уровень коррупции в стране, непрозрачность национального законодательства,

зависимость отраслей от конъюнктуры на мировых рынках, нестабильная

политическая ситуация. Все эти факторы оказывают негативное влияние на реализацию инвестиционной политики государства. Анализ тенденций в сфере иностранных инвестиций за последнее десятилетие показывает стремление к либерализации национальных

законодательств. Также наблюдается возрастание роли государства в регулировании экономических процессов, в том числе инвестиционных.

Приоритетные задачи инвестиционной политики страны охватывает такие

1 WORLD INVESTMENT REPORT 2020 - International Production beyond the Pandemic - UNCTAD/WIR/2020

https://unctad.org/system/files/officialdocument/wir2020 _en.pdf.

направления как развитие сферы разработки природных ресурсов, инфраструктуры, коммуникаций. Развитие данных отраслей окажет воздействие не только на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на скорейшую интеграцию Казахстана в международное сообщество. Инвестиционная политика Казахстана на современном этапе нацелена на привлечение так называемых «умных инвестиций». Суть их заключается «во вложении не финансовых средств, а в передаче непосредственно технологий, создании новых

высокотехнологичных рабочих мест» [Демьянченко, Шевченко 2015:157-159].

Согласно Концепции инвестиционной политики РК до 2026 года, принятой 15 июля 2022 г. (пункт 4. Видение инвестиционного развития) «В секторе услуг Казахстан сосредоточит внимание на привлечении инвестиций в торговлю, транспорт и логистику, здравоохранение, образование, туристскую отрасль, информационно-коммуникационные технологии,

космическую отрасль. Акцент в сфере услуг будет сделан на развитие необходимой инфраструктуры, совершенствование

инвестиционного климата, поиск и реализацию новых инвестиционных проектов. Продолжится работа по реализации проектов, направленных на внедрение наилучших доступных технологий по стандартам ОЭСР на действующих производствах, и развитию «зеленых» технологий, развитию

альтернативных источников энергии, в том числе «зеленого» водорода»2.

Опыт развития мировой экономики свидетельствует о значимости технологий в экономическом росте стран, вкладывавших огромные средства в технологичное развитие. Так, благодаря привлечению иностранного капитала в технологическое развитие экономика США выросла в разы и сейчас занимает ведущее место в мире. Иностранные инвестиции содействовали ускорению процесса индустриализации в

2 Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года, п.4.

http://zan.gov.kz/client/#!/index/169885/rus, с.15.

Есдаулетова А.М., Демеуов Н.Б. Инвестиционная политика Казахстана: основные направления и

перспективы роста налоговую базу, усилить борьбу с коррупцией и бюрократией. Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны не ограничивается созданием какого-то нового производства. Более значима их роль как фактора активизации, более эффективного включения природного, производственного, трудового потенциала в социально-экономическое развитие страны. Благодаря инвестициям страна получает новые знания, технологии, опыт управления, мобильность факторов производства, стимулирующим дальнейший рост.

В целом, можно констатировать, в Казахстане утвердилась своя модель инвестиционной политики, сложившаяся в течение 30 лет, были учтены многие рекомендации и прогнозы международных организаций, сформирована

институциональная база, нормативно -правовой фундамент деятельности иностранных инвесторов. Государство приложило большие усилия для улучшения инвестиционного климата, сохранения привлекательности для нового притока и увеличения эффективности иностранных капиталовложений в развитие экономики.

индустриально развитых странах Юго-Восточной Азии. Благодаря огромным вложениям, в этих странах развиты импортозамещающие и наукоемкие отрасли, высокий экспортный потенциал стран. По производству наукоемкой продукции эти страны стали лидерами в мировой экономике. Бразилия благодаря

привлечению иностранных инвестиций смогла модернизировать свои производства и создать новые современные отрасли -электроника, биотехнология,

аэрокосмическая промышленность.

Заключение

Для иностранных инвесторов привлекательными являются те сектора, которые могут привлечь своими максимально комфортными условиями для вложений. Сегодня, когда инвестиционные потоки не имеют прежней интенсивности, государство нацелено на создание стабильности и восстановления рынка инвестиций. Правительство, помимо этого, должно обеспечить экономическую и политическую устойчивую платформу в стране, улучшить законодательство, предусмотреть преференции для

иностранного капитала, укрепить позиции национальной валюты, создать четкую

http s://ehistory. kz/ru/history-of-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аминов Т.М. Инвестиционная политика Казахстана. -kazakhstan/ show/32557/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аяган Б.Г., АбжановХ.М., Селиверстов С.В., БекеноваМ.С. Современная история Казахстана. Учебник. - Алматы, 2010. - С.224.

Демьянченко Н.В., Шевченко О.П. Инвестиционная стратегия государства в условиях экономических ограничений России //Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 24. - С. 157-159.

Дюсегалиева С.Б. Инвестиционная деятельность в Республике Казахстан: этапы и пути становления. - Астана, 2014.

Оспанов М.Т., Мухамбетов Г.И. Иностранный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. - Алматы, 1997.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999.

Темиргали Ж. Что значат США для Казахстана? Цифры и факты. - https://forbes.kz// life/ opinion/chto_znachit_ssha_dlya_kazahstana_tsifryi_i_faktyi/.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - М.: Дело. Л И. Лопатников, 2003.

Aminov T.M. Investicionnaya kazakhstan/ show/32557/

REFERENCES

politika Kazaxstana.

http s://ehistory.kz/ru/history-of-

Ayagan B.G., Abzhanov X.M., Seliverstov S.V., Bekenova M.S. Sovremennaya istoriya Kazaxstana. Uchebnik. - Almaty', 2010.- S.224.

Dem^yanchenko N.V., Shevchenko O.P. Investicionnaya strategiya gosudarstva v usloviyax e'konomicheskix ogranichenij Rossii //Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya. - 2015. - № 24. - S. 157-159.

Dyusegalieva S.B. Investicionnaya deyatel'nost' v Respublike Kazaxstan: e'tapy' i puti stanovleniya.

- Astana, 2014.

Ospanov M.T., Muxambetov G.I. Inostranny'j kapital i investicii: voprosy' teorii, praktiki privlecheniya i ispol'zovaniya. - Almaty', 1997.

Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremenny'j ekonomicheskij slovar'. - 2-e izd., ispr. - M.: INFRA-M, 1999.

Temirgaly Zh. Chto znachat SShA dlya Kazaxstana? Cifry' i fakty'. - https://forbes.kz// life/ opinion/chto_znachit_ssha_dlya_kazahstana_tsifryi_i_faktyi/.

E'konomiko-matematicheskij slovar: Slovar' sovremennoj e'konomicheskoj nauki. - M.: Delo. L.I.

- Lopatnikov, 2003.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Есдаулетова Ардак Мэлсовна, д.и.н., Ardak M. Yesdauletova - Doctor of профессор кафедры международных Historical Sciences, Professor of the отношений Евразийского национального Department of International Relations of the университета им. Л.Н. Гумилева, Нур- L.N. Gumilyov Eurasian National University, Султан, Республика Казахстан. E-mail: Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan. yesdauletova_am@enu.kz E-mail: yesdauletova_am@enu.kz

Демеуов Нуржан Болатулы, докторант Nurzhan B. Demeuov - PhD student of the кафедры международных отношений Department of International Relations of the Евразийского национального университета L.N. Gumilev Eurasian National University, им. Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Республика Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan. E-mail: Казахстан. E-mail: demeuov nb 1@enu.kz demeuov nb 1@enu.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.