Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ВВП / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГРЕССИОННАЯ СТАТИСТИКА / ИНДЕКС ИНВЕСТИЦИЙ / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буров Виталий Юрьевич

Инвестиционная политика играет определяющую роль в экономическом росте страны. Объектом исследования является инвестиционная политика государств. Предметом исследования являются механизмы экономического роста страны. Цель исследования - выявить и научно обосновать роль инвестиционной политики в экономическом росте страны. Определена роль инвестиционной политики государства как инструмента эффективного развития ведущих отраслей экономики, стабильного функционирования базовой инфраструктуры, достижения макроэкономической стабильности и стимулирования экономического роста. Представлен детальный анализ доли капитальных вложений в ВВП, индекса инвестиций в основной капитал за 2017-2021 гг., дана оценка инвестиционной политики, определяющей состояние развитых и развивающихся стран. Использованные методы корреляционно-регрессионного анализа позволили определить взаимосвязи между реальным ВВП, долей промышленного производства в ВВП и индексом инвестиций в основной капитал в странах с трансформирующейся экономикой. Установлено, что в подавляющем большинстве стран, увеличение инвестиций в основной капитал способствует ускорению экономического роста, а уровень экономического роста определяет инвестиционный потенциал стран. Определено, что неоднородность влияния инвестиций на уровень экономического роста в странах с трансформационной экономикой обусловлена их сырьевой ориентацией, недостаточным уровнем обоснованности и предсказуемости реализуемой инвестиционной политики государства. Доказано, что инвестиционная политика государства является важным инструментом для обеспечения макроэкономической стабильности и стимулирования экономического роста в условиях рецессии. Предложены условия для макроэкономического баланса, способствующие повышению деловой активности предприятий за счет целенаправленного влияния государственной инвестиционной политики на экономические процессы путем обеспечения качественной трансформации и инноваций национальной экономики. Полученные результаты показывают, что уровень влияния государственных инвестиций в отношении уровня экономического роста существенно варьируется в зависимости от уровня развития финансовых институтов в стране и инфраструктуры финансового рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POLICY OF THE STATE AS AN INSTRUMENT OF ECONOMIC GROWTH

The article defines the role of the state’s investment policy as an instrument for the effective development of the leading sectors of the economy, the stable functioning of the basic infrastructure, achieving macroeconomic stability and stimulating economic growth. The object of the study is the investment policy of states. The subject of the study is the mechanisms of economic growth of the country. The purpose of the study is to identify and scientifically substantiate the role of investment policy in the economic growth of the country. A detailed analysis of the share of capital investments in GDP, the index of investments in fixed assets for 2017-2021 is presented, and the investment policy determining the state of developed countries and developing countries is also evaluated. The methods of correlation and regression analysis used made it possible to determine the relationship between real GDP, the share of industrial production in GDP and the index of investment in fixed assets in countries with a transforming economy. It is established that in the vast majority of countries, an increase in investments in fixed assets contributes to the acceleration of economic growth, and the level of economic growth determines the investment potential of countries. It is determined that the heterogeneity of the impact of investments on the level of economic growth in countries with transformational economies is due to their raw orientation, insufficient level of validity and predictability of the implemented investment policy of the state. It is proved that the investment policy of the state is an important tool for ensuring macroeconomic stability and stimulating economic growth in a recession. It is proposed to create conditions for the macroeconomic balance that contribute to the increase of business activity of enterprises due to the purposeful influence of state investment policy on economic processes by ensuring qualitative transformation and innovation of the national economy. The results obtained show that the level of influence of public investment in relation to the level of economic growth varies significantly depending on the level of development of financial institutions in the country and the infrastructure of the financial market

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

УДК 338.22.021.4

DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-3-88-95

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

INVESTMENT POLICY OF THE STATE AS AN INSTRUMENT OF ECONOMIC GROWTH

В. Ю. Буров, Забайкальский государственный университет, г. Чита burovschool1956@yandex.ru

V. Burov, Transbaikal State University, Chita

Инвестиционная политика играет определяющую роль в экономическом росте страны. Объектом исследования является инвестиционная политика государств. Предметом исследования являются механизмы экономического роста страны. Цель исследования - выявить и научно обосновать роль инвестиционной политики в экономическом росте страны. Определена роль инвестиционной политики государства как инструмента эффективного развития ведущих отраслей экономики, стабильного функционирования базовой инфраструктуры, достижения макроэкономической стабильности и стимулирования экономического роста. Представлен детальный анализ доли капитальных вложений в ВВП, индекса инвестиций в основной капитал за 2017-2021 гг., дана оценка инвестиционной политики, определяющей состояние развитых и развивающихся стран. Использованные методы корреляционно-регрессионного анализа позволили определить взаимосвязи между реальным ВВП, долей промышленного производства в ВВП и индексом инвестиций в основной капитал в странах с трансформирующейся экономикой. Установлено, что в подавляющем большинстве стран, увеличение инвестиций в основной капитал способствует ускорению экономического роста, а уровень экономического роста определяет инвестиционный потенциал стран. Определено, что неоднородность влияния инвестиций на уровень экономического роста в странах с трансформационной экономикой обусловлена их сырьевой ориентацией, недостаточным уровнем обоснованности и предсказуемости реализуемой инвестиционной политики государства. Доказано, что инвестиционная политика государства является важным инструментом для обеспечения макроэкономической стабильности и стимулирования экономического роста в условиях рецессии. Предложены условия для макроэкономического баланса, способствующие повышению деловой активности предприятий за счет целенаправленного влияния государственной инвестиционной политики на экономические процессы путем обеспечения качественной трансформации и инноваций национальной экономики. Полученные результаты показывают, что уровень влияния государственных инвестиций в отношении уровня экономического роста существенно варьируется в зависимости от уровня развития финансовых институтов в стране и инфраструктуры финансового рынка

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, инвестирование, промышленное производство, ВВП, инвестиционный потенциал, национальная экономика, регрессионная статистика, индекс инвестиций, деловая активность

The article defines the role of the state's investment policy as an instrument for the effective development of the leading sectors of the economy, the stable functioning of the basic infrastructure, achieving macroeconomic stability and stimulating economic growth. The object of the study is the investment policy of states. The subject of the study is the mechanisms of economic growth of the country. The purpose of the study is to identify and scientifically substantiate the role of investment policy in the economic growth of the country. A detailed analysis of the share of capital investments in GDP, the index of investments in fixed assets for 2017-2021 is presented, and the investment policy determining the state of developed countries and developing countries is also evaluated. The methods of correlation and regression analysis used made it possible to determine the relationship between real GDP, the share of industrial production in GDP and the index of investment in fixed assets in countries with a

© В. Ю. Буров, 2022

88

transforming economy. It is established that in the vast majority of countries, an increase in investments in fixed assets contributes to the acceleration of economic growth, and the level of economic growth determines the investment potential of countries. It is determined that the heterogeneity of the impact of investments on the level of economic growth in countries with transformational economies is due to their raw orientation, insufficient level of validity and predictability of the implemented investment policy of the state. It is proved that the investment policy of the state is an important tool for ensuring macroeconomic stability and stimulating economic growth in a recession. It is proposed to create conditions for the macroeconomic balance that contribute to the increase of business activity of enterprises due to the purposeful influence of state investment policy on economic processes by ensuring qualitative transformation and innovation of the national economy. The results obtained show that the level of influence of public investment in relation to the level of economic growth varies significantly depending on the level of development of financial institutions in the country and the infrastructure of the financial market

Key words: investment, investment policy, investment, industrial production, GDP, investment potential, national economy, regression statistics, investment index, business activity

Б ведение. Инвестиционная политика государства играет важную роль в глубинных основах экономической деятельности. Значимость разработки разумной инвестиционной политики государства объясняет растущие вызовы и возросшие риски, нарушающие стабильность финансовой системы. Соответственно, возрастает потребность в государственной поддержке хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные и инновационные проекты и использующих инновационные технологии. Вопросы изменения векторов инвестиционной политики государства и повышения ее эффективности актуальны в контексте процессов глобализации для активизации внутренних инвестиционных проектов, поскольку изменения мировых цен на товарных рынках осложняют ситуацию для финансово-экономического состояния отдельных субъектов и национальной экономики.

Одним из наиболее эффективных методов оживления инвестиционной деятельности в развитых и развивающихся странах является импорт международных инвестиций. Это связано с нехваткой финансовых ресурсов для реализации институциональных преобразований в финансово-бюджетной сфере, основанных на необходимости максимальной реструктуризации экономики в условиях усиления кризисных процессов и роста инфляции. В современных условиях в подавляющем большинстве развивающихся стран меняется положение значительного круга хозяйствующих субъектов за счет сокращения доли государственного сектора экономики. Эти изменения ставят вопрос о совершенствовании системы государствен-

ного управления инвестиционными процессами как основы ускорения экономического роста, повышения уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Объектом исследования является инвестиционная политика государств.

Предметом исследования являются механизмы экономического роста страны.

Цель исследования - выявить и научно обосновать роль инвестиционной политики в экономическом росте страны.

Методология и методы исследования. В рамках проведенного исследования использовались комплексный подход, системный и логический анализ экономических явлений, методы сравнительного анализа и экономико-математического моделирования.

Разработанность проблемы. Построение механизмов инвестиционной политики привлекает внимание ученых развитых и развивающихся стран.

Государственные инвестиции относятся к категории расходов, непосредственно связанных с ускорением экономического роста. Однако их производительность во многом зависит от проводимой инвестиционной политики государства и источников финансирования инвестиций.

Согласно исследованию А. С. Филатова, эффективное использование инвестиционной политики с поддержкой государственного инвестирования способствует стабилизации макроэкономических процессов в стране [7]. Государственные инвестиции оказывают стабилизирующее влияние на потоки частных инвестиций, что позволяет стимулировать внутренний спрос в краткосрочной перспективе и увеличивать темпы

производства в долгосрочной перспективе. Одновременно стимулирующий эффект увеличения доли государственных инвестиций значительно усиливается за счет адаптивной денежно-кредитной политики. Неопределенность инвестиционной политики государства оказывает негативное влияние на экономическую активность.

В исследованиях И. Я. Чугунова и Н. Д. Па-сичнова отмечается, что государственные инвестиции следует понимать как инструмент преодоления рецессии и стимулирования долгосрочного роста. В частности, констатируется, что во время экономического спада государственные инвестиции оказывают положительное влияние на производство, занятость, заработную плату и потребление; создают условия для роста спроса на рабочую силу в частном секторе, что приводит к повышению реальной заработной платы и увеличению потребления [8]. В среднесрочной перспективе увеличение государственных инвестиций увеличивает частные инвестиции, создавая эффект неблагоприятного предложения. Одновременно государственные инвестиции, финансируемые за счет формирования бюджетного дефицита, не увеличивают долю государственного долга в ВВП, поскольку они являются самофинансируемыми. В то же время, увеличение общественного потребления не стимулирует экономические процессы и приводит к увеличению доли государственного долга в ВВП.

В работе Е. Н. Смирнова и С. А. Лукьянова устанавливается причинно-следственная связь между уровнем неопределенности в инвестиционной политике государства и потоками прямых иностранных инвестиций. Обоснована важность предсказуемости инвестиционной политики государства для инвестиционных решений транснациональных корпораций, перераспределения государственных инвестиции между ведущими отраслями промышленности. Отмечается, что в условиях неопределенности инвестиционной политики государства взаимосвязь между стоимостью капитала и инвестициями снижается [6]. Необоснованность государственной инвестиционной политики, ее неопределенность и многовекторность приводят к снижению уровня чувствительности инвестиций к стоимости капитала, особенно для предприятий, зависящих от государственного финансирования, и в странах

с трансформационной экономикой и значительной долей государственного сектора.

В исследовании Abdul Abiad, Davide Furceri, Petia Topalova определено, что растущий уровень неопределенности в инвестиционной политике государства разрушает взаимосвязь между стоимостью капитала и инвестициями. Обосновывается, что развитие социальной и институциональной среды влияет на изменение архитектуры экономики. Соответственно, влияние государственных инвестиций на экономический рост варьируется в зависимости от уровня развития финансовых институтов [9]. В частности, динамичные экономические преобразования на данном этапе общественного развития привели к поиску сбалансированных подходов к инвестиционной политике, определению эффективных методов воспроизводства и развития научно-технического потенциала страны, что предполагает сочетание государственных и частных инвестиций.

Влияние государственных инвестиций касается и частных инвестиций. Поэтому в разных странах они различаются в зависимости от уровня риска нарушения безопасности частных инвестиций. Важной задачей стимулирования экономического роста является снижение воздействия рисков, обеспечение оптимального уровня государственных инвестиций.

Результаты исследования. На современном этапе развития общества инвестиционная политика государства играет важную роль, поскольку является эффективным инструментом развития ведущих отраслей экономики, стабильного функционирования базовой инфраструктуры, достижения макроэкономической стабильности и стимулирования экономического роста. Важна производительность государственных инвестиций, которую можно охарактеризовать как степень влияния их вовлеченности в изменение производительности капитала.

Формирование и реализация инвестиционной политики государства представляет собой комплекс шагов по выявлению тенденций в инвестиционной среде и прогнозированию инвестиционных условий, анализу и оценке проблем, препятствующих наращиванию инвестиционного потенциала, их структуре и направлениям изучения, показателям, механизмам реализации этой политики. Модель государственного управления инвести-

ционными процессами осуществляется на основе специальных методов прямого и косвенного финансового и управленческого регулирования.

Важным направлением инвестиционной политики государства как в развитых, так и в развивающихся странах является увеличение доли инвестиций в ВВП и направление их на поддержку пилотных секторов и проектов реального сектора экономики для стабилизации и оживления производства.

Оживление экономического роста в развивающихся странах предполагает оптимальное использование основных фондов, замену устаревших фондов новыми, более производительными и менее капиталоемкими. С этой точки зрения инвестиции в основной капитал, необходимые для обновления и расширения производства, являются важнейшим фактором оживления деловой активности и стимулирования экономического роста (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Индексы объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году / Indices volume of investments in fixed assets, % compared to the previous year

Страны / Countries 2017 r. 2018 r. 2019 r. 2020 r. 2021 r.

Азербайджан / Azerbaijan 102,8 95,7 97,7 78,3 88,9

Армения / Armenia 102,4 104,4 104,6 87,5 98,8

Беларусь / Belarus 105,1 106,0 105,7 82,6 81,2

Казахстан / Kazakhstan 105,8 117,5 108,5 102,0 103,7

Кыргызстан / Kyrgyzstan 106,6 103,4 105,8 105,8 114,0

Молдова / Moldova 103,5 112,9 109,4 87,2 96,6

Россия / Russia 104,8 105,4 101,7 99,8 89,9

Таджикистан / Tajikistan 101,7 117,5 93,7 114,7 128,3

Узбекистан / Uzbekistan 119,4 129,9 133,9 104,1 109,4

Среди развивающихся стран за послед- Казахстане, Таджикистане, Узбекистане. На

ние пять лет самые высокие темпы роста рисунке представлена динамика инвестиций

инвестиций наблюдаются в Кыргызстане, в основной капитал в странах СНГ.

140

119,3

Динамика инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году) в среднем за 2015-2019 гг., % / Dynamics of investments in fixed assets (% compared to the previous year) on average for 2015-2019, % [5]

Одновременно на основе построенных моделей по годовым показателям 2017-2021 гп наблюдается линейная зависимость между

реальным ВВП, долей промышленного производства в ВВП и инвестициями в основной капитал (табл. 2) [6].

Таблица 2 / Table 2

Показатели регрессионной статистики о взаимозависимости реального ВВП и индекса инвестиций в основной капитал, безразмерные величины / Indicators of regression statistics on the interdependence of real GDP and the index of investments in fixed assets, dimensionless quantities

Страны / Countries Множественный коэффициент корреляции R/ Multiple R Коэффициент детерминации R-квадрат / R-square Нормализованный R-квадрат / Normalized R-square Стандартное отклонение / Standard deviation

Азербайджан / Azerbaijan 0,74 0,55 0,39 1,61

Армения / Armenia 0,90 0,82 0,76 1,54

Беларусь / Belarus 0,97 0,94 0,92 0,88

Казахстан / Kazakhstan 0,67 0,46 -0,27 5,19

Кыргызстан / Kyrgyzstan 0,22 0,05 -0,29 0,43

Молдова / Moldova 0,18 0,03 0,96 2,32

Россия / Russia 0,99 0,97 0,27 0,35

Таджикистан / Tajikistan 0,67 0,45 0,01 0,54

Узбекистан / Uzbekistan 0,51 0,26 0,85 1,06

Наиболее сильная корреляция между реальным ВВП и индексом инвестиций в основной капитал наблюдается в России, Беларуси, Украине и Армении. Самые низкие корреляции наблюдаются в Молдове, Кыргызстане и Узбекистане.

Таким образом, при росте индекса инвестиций в основной капитал на один процентный пункт реальный ВВП растет: Азербайджан - на 0,16 процентных пункта; Армения - на 0,40 процентных пункта; Беларусь - на 0,23 процентных пункта; Казахстан - на 2,42 процентных пунктов; Молдова - на 0,04 процентных пункта; Россия - на 0,29 процентных пункта; Украина - на 0,58 процентных пункта [5].

При росте индекса инвестиций в основной капитал на один процентный пункт доля промышленной продукции в ВВП увеличивается: Азербайджан - на 1,18 процентных пункта; Армения - на 1,81 процентных пункта; Беларусь - на 3,66 процентных пункта; Казахстан - на 1,65 процентных пункта; Россия -на 1,51 процентного пункта; Узбекистан - на 1,49 процентные пункты.

Наиболее сильная корреляция между индексом инвестиций в основной капитал и долей промышленного производства в ВВП наблюдается в Узбекистане, Беларуси и Казахстане.

Неоднородность положительного влияния индекса инвестиций в основной капитал на долю промышленного производства в ВВП и реальном ВВП подтверждает позицию о негативном влиянии неопределенности в инвестиционной политике государства на уровень экономического роста. Это также определяется обоснованностью проводимой инвестиционной политики государства [8]. Поэтому важными задачами перехода к новой модели экономического роста в развитых странах и странах с формирующейся рыночной экономикой являются мобилизация инвестиций и их эффективное использование, обоснование социально-экономических секторов целевых инвестиций и конкретных целевых показателей для инвестиций с учетом глобализации.

В некоторой степени различия в инвестиционной политике развивающихся стран объясняются ее сырьевой ориентацией. В настоящее время в подавляющем большинстве развивающихся стран значительная доля приходится на иностранные инвестиции, которые осуществляются в основном недропользователями. Эти инвестиции оказывают низкий уровень мультипликативного эффекта на экономику [5].

Если проанализировать динамику вывоза капитала за рубеж, то можно отметить

наличие влияния состояния мировой экономики. Так, мировой экономический кризис 2008 г., а также начавшаяся в 2011 г. в странах Европейского союза рецессия повлекли за собой стремительный рост объема вывоза капитала из России. Нельзя отрицать присутствие политического фактора и неразрывно связанных с ним экономических действий отдельных государств и организаций. Так, политический кризис на Украине и последовавшие за ним взаимные санкции России и ряда зарубежных государств повлекли за собой резкий рост вывоза капитала в 2014 г [7].

Как мы уже отмечали, одной из главных причин оттока капитала за рубеж является слабая инвестиционная привлекательность экономики России, что требует стабилизации правовой, социальной и экономической ситуации в стране, создания институциональных условий для инвестирования в целом. Благоприятный инвестиционный климат позволит привлечь новых инвесторов, уменьшить масштабы оттока капитала и обеспечить стабильное развитие экономики страны. Очевидно, что вывоз капитала из России за рубеж является устойчивой, хотя и достаточно волатильной тенденцией.

Таким образом, важной задачей инвестиционной политики в странах с трансформационной экономикой является повышение их инвестиционного потенциала. Успешная реализация цели инвестиционной политики государства требует, прежде всего, решения следующих задач:

- создание эффективной системы защиты и механизмов стимулирования сбережений населения и хозяйствующих субъектов;

- развитие институциональной поддержки инвестиционной деятельности;

- повышение уровня инвестиционной активности и совершенствование инфраструктуры финансового рынка.

Целесообразно провести целенаправленную инвестиционную политику государства, направленную на развитие приоритетных отраслей экономики, спектр которых должен быть более четко обоснован. Необходимость развития институциональной поддержки инвестиций обусловлена состоянием национальной экономики и влиянием мировой экономики. Для повышения инвестиционной активности необходимо создать конкретные макроэкономические условия, обеспечивающие увеличение загрузки про-

изводственных мощностей, оживление деловой активности, увеличение реальных доходов и стабильность валюты.

Специфика восстановления инфляции в преодолении общего экономического спада заключается в использовании краткосрочных инвестиций. Крупные и долгосрочные инвестиции требуют более длительного периода накопления капитала, более дешевого рынка долгосрочных кредитов или активного рынка акций. Важную роль в этом процессе играет уровень развития банковской системы и фондового рынка, что способствует привлечению дополнительного капитала в экономическое развитие. Венчурный капитал также играет определенную роль в активизации инвестиционной деятельности. В развивающихся странах венчурный капитал недостаточен и используется в основном на государственном уровне.

Одним из условий увеличения инвестиций является развитая инвестиционная инфраструктура, которая включает снижение транзакционных издержек, совершенствование отбора, сопровождения, реализации инвестиционных проектов в финансово-кредитных структурах, активизацию фондового рынка, создание механизмов привлечения средств физических лиц в инвестиционных целях, создание предприятий и вовлечение их в инвестиционные процессы в качестве участников.

В условиях вынужденной полной изоляции, действия ограничительных мер в отношении передвижения товаров и граждан происходит снижение предпринимательской, инвестиционной активности бизнеса и покупательской способности населения вследствие падения доходов, что по совокупности скажется на стремлении населения и предпринимателей компенсировать потери за счет теневой экономической деятельности.

Отток капитала из России за рубеж является устойчивой, хотя и достаточно вола-тильной тенденцией, и сократить его можно лишь за счет благоприятного инвестиционного климата, что позволит привлечь новых инвесторов и обеспечить стабильное развитие экономики страны.

Экономические условия и предпосылки для роста могут стать основой для увеличения инвестиций в основной капитал. Это позволит сохранить рост потребления, хотя и значительно медленнее. Рост потре-

бительского спроса обеспечивает текущую динамику производства, но устойчивый рост отрасли возможен только за счет интенсификации инвестиций. Росту инвестиционной активности будет способствовать усиление инвестиционной привлекательности стран (промышленный потенциал, эффективность программ инвестиционного развития, способность генерировать денежные потоки). В частности, повышение кредитного рейтинга страны может стать важным инструментом привлечения инвестиций.

Заключение. Проведенное исследование позволяет определить, что привлечение инвестиций в экономику рассматривается как важнейший инструмент ее конкурентоспособности и формирует перспективу ускорения экономического роста.

Важной задачей инвестиционной политики в странах с трансформационной экономикой на данном этапе является повышение их инвестиционного потенциала [1-4]. Результаты показывают, что в подавляющем большинстве стран увеличение инвестиций в основной капитал способствует ускорению экономического роста, а уровень экономического роста определяет инвестиционный потенциал стран. Неоднородность положительного влияния инвестиций на уровень экономического роста в развивающихся странах обусловлена их сырьевой ориентацией, влиянием теневой экономики и недостаточным уровнем обоснованности реализуемой инвестиционной политики государства. Одним из главных сдерживающих факторов эффек-

Список литературы _

тивного использования инвестиций является политическая нестабильность, несовершенство институциональной поддержки в инвестиционной и налоговой сферах.

Раскрытие теоретических, методологических и практических аспектов формирования и внедрения государственной инвестиционной политики как инструмента экономического роста позволяет сделать вывод о том, что важными задачами перехода к новой модели экономического роста в странах с трансформационной и развитой экономикой являются не только мобилизация инвестиций, но и их эффективное использование. Разумная взаимосвязь между реальным ВВП, долей промышленного производства в ВВП и индексом инвестиций в основной капитал в страны с трансформирующейся экономикой и оценка факторов, определяющих государственную инвестиционную политику, указывают на необходимость реализации государственной инвестиционной политики, основанной на глобальных экономических циклах. На стадии стагнации, в условиях рецессии, целесообразно увеличивать долю государственных инвестиций в ВВП. На стадии развития и роста - рынок может саморегулироваться и активизировать инвестиционное развитие за счет частных инвестиций.

Будущие исследования должны проводиться в направлении поиска новых научных подходов и моделей для формирования и реализации инвестиционной политики государства с учетом особенностей развития общественных отношений [10].

1. Архипова Л. С., Гагарина Г. Ю., Архипов А. М. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: монография. М.: Инфра-М, 2018. 104 с.

2. Асалиев, А. М. Человеческий капитал в контексте стратегии социально-экономического развития // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2017. № 6. С. 96-105.

3. Вылкова Е. С. Россия и мир во время и после пандемии COVID-19: вызовы и возможности: монография. СПб.: Изд.-полигр. ассоциация высш. учеб. заведений, 2020. 274 с.

4. Дробот Е. В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. 2020. № 4. С. 937-960. DOI: 10.18334/ео.10.4.111375.

5. Положенцева Ю. С., Степанова А. Р. Анализ инвестирования в машиностроительный комплекс РФ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 5. С. 131-137.

6. Смирнов Е. Н., Лукьянов С. А. Глобальные прямые иностранные инвестиции. Структурные изменения в условиях текущего кризиса // Экономика региона. 2021. Т. 17, № 3. С. 1014-1026. DOI: https://doi. огд/10.17059/екоп.гед.2021-3-21.

7. Филатов А. С. Качество государственной поддержки инвестиционных проектов как драйвер экономического роста // Качество. Инновации. Образование. 2018. № 2. С. 56-61.

8. Чугунов И. Я., Пасичный Н. Д. Налоговые стимулы и консолидация в странах с формирующейся рыночной экономикой // Управление инвестициями и финансовые инновации. 2018. № 15(4). С. 113-122. DOI http://dx.doi.org/10.21511/imfi.15 (4).2018.09.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Abdul Abiad, Davide Furceri, Petia Topalova. The macroeconomic effects of public investment: Evidence from advanced economies // Journal of Macroeconomics. 2016. № 50. P. 224-240. DOI: https://doi. org/10.1016/j.jmacro.2016.07.005.

10. Henry Aray, JanethPacheco-Delgado Public investment allocation across Ecuadorian Provinces // Socio-Economic Planning Sciences. 2020. №71. DOI: https://doi.org/10.1016/j.seps.2020.100830.

References _

1. Arkhipova L. S., Gagarina G. Yu., Arkhipov A. M. Konkurentsiya kak osnova ekonomiki: kontseptualnye podhody k issledovaniyu roli konkurentsii: monografiya (Competition as the basis of the economy: conceptual approaches to the study of the role of competition: monograph). Moscow: Infra-M, 2018, 104 p.

2. Asaliyev, A. M. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova (Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics), 2017, no. 6, pp. 96-105.

3. Vylkova Ye. S. Rossiya i mir vo vremya iposle pandemii COVID-19: vyzovy i vozmozhnosti: monografiya (Russia and the world during and after the COVID-19 pandemic: challenges and opportunities: monograph). SPb.: Publishing House. association of higher textbook institutions, 2020, 274 p.

4. Drobot Ye. V. Ekonomicheskiye otnosheniya (Economic relations), 2020, no. 4, pp. 937-960. DOI: 10.18334/eo.10.4.111375.

5. Polozhentseva Yu. S., Stepanova A. R. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya isovershenst-vovaniya (Innovative economy: prospects for development and improvement), 2021, no. 5, pp. 131-137.

6. Smirnov Ye. N., Lukiyanov S. A. Ekonomika regiona (Economics of the region), 2021, vol. 17, no. 3, pp. 1014-1026 DOI: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2021-3-21.

7. Filatov A. S. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovaniye (Quality. Innovation. Education), 2018, no. 2, pp. 56-61.

8. Chugunov I.Ya., Pasichny N. D. Upravleniye investitsiyami i finansovye innovatsii (Investment management and financial innovations), 2018. no. 15(4), pp. 113-122. DOI: http://dx.doi.org/10.21511/imfi.15(4).2018.09.

9. Abdul Abiad, Davide Furceri, Petia Topalova. Journal of Macroeconomics (Journal of Macroeconomics), 2016, № 50, P. 224-240. DOI: https://doi.org/10.1016/jJmacro.2016.07.005.

10. Henry Aray, JanethPacheco-Delgado. Socio-Economic Planning (Sciences Socio-Economic Planning Sciences), 2020, № 71. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.seps.2020.100830.

Информация об авторе_ Information about the author

Буров Виталий Юрьевич, д-р экон. наук, зав. кафедрой экономической теории и мировой экономики (экономической безопасности), директор НИИ «Высшая школа экономики, управления и предпринимательства ЗабГУ», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: малое предпринимательство, теневая экономика и экономическая безопасность, инновации в экономике, цифровая экономика burovschool1956@yandex.ru

Vitaly Burov, doctor of economic sciences, head of the Economic Theory and World Economy (Economic Security) department, director of the research institute "Higher School of Economics, Management and Entrepreneurship of ZabGU", Transbaikal State University, Chita, Russia. Research interests: small business, shadow economy and economic security, innovations in the economy, digital economy

Для цитирования_

Буров В. Ю. Инвестиционная политика государства как инструмент экономического роста // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 3. С. 88-95. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-3-88-95.

Burov V. Investment policy of the state as an instrument of economic growth // Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 3, pp. 88-95. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-3-88-95.

Статья поступила в редакцию: 07.03.2022 г. Статья принята к публикации: 23.03.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.