Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ'

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неводова И.А., Куроян В.Л.

В процессе исследования проведена систематизация работ российских ученых, посвящённых проблемам увеличения инвестиционной активности, а также взаимосвязи денежнокредитной политики государства и инвестиционного климата в стране. Выявлено, что научных трудах на протяжении ряда лет отмечается необходимость увеличения инвестиций в России как основного фактора стимулирования экономического роста. Инвестиционная политика является одним из способов повышения уровня экономики и социального развития страны. Необходимо использовать различные методы управления, применять меры, которые позволят улучшить рыночные отношения и привлечь иностранный капитал, следить за эффективностью инвестиционной политики. Вследствие выполнения выше сказанного удастся повысить инвестиционную активность, поднять уровень экономики и решить социальные проблемы. Анализ зарубежных публикаций показал, что ученые эмпирически доказали сильную связь между уровнем инвестиционной активности и экономическим ростом, и, наряду с этим подтверждают гипотезу о том, что эти связи различны для стран, находящихся на разных стадиях развития экономики. В работе обоснована необходимость использования внутреннего долгового рынка для увеличения инвестиций в основной капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET FINANCING OF INVESTMENT POLICY AND ITS PROSPECTS

In the course of the research, the systematization of the works of Russian scientists devoted to the problems of increasing investment activity, as well as the relationship between the monetary policy of the state and the investment climate in the country was carried out. It is revealed that scientific works for a number of years have noted the need to increase investment in Russia as the main factor in stimulating economic growth. Investment policy is one of the ways to increase the level of the economy and social development of the country. It is necessary to use various management methods, apply measures that will improve market relations and attract foreign capital, monitor the effectiveness of investment policy. As a result of the above, it will be possible to increase investment activity, raise the level of the economy and solve social problems. Analysis of foreign publications has shown that scientists have empirically proved a strong link between the level of investment activity and economic growth, and, at the same time, confirm the hypothesis that these links are different for countries at different stages of economic development. The paper substantiates the need to use the domestic debt market to increase investments in fixed assets.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-100-104

И.А. Неводова - ст. преподаватель кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, nevodovai@mail.ru,

I.A. Nevodova - Senior Lecturer of the Finance Department, FSBEI HE Kuban SAU;

В.Л. Куроян - обучающийся факультета управления ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, vkuroian@inbox. ru,

V.L. Kuroyan - student of the Faculty of Management FSBEI HE Kuban SAU.

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЁ ПЕРСПЕКТИВЫ BUDGET FINANCING OF INVESTMENT POLICY AND ITS PROSPECTS

Аннотация. В процессе исследования проведена систематизация работ российских ученых, посвящённых проблемам увеличения инвестиционной активности, а также взаимосвязи денежнокре-дитной политики государства и инвестиционного климата в стране. Выявлено, что научных трудах на протяжении ряда лет отмечается необходимость увеличения инвестиций в России как основного фактора стимулирования экономического роста. Инвестиционная политика является одним из способов повышения уровня экономики и социального развития страны. Необходимо использовать различные методы управления, применять меры, которые позволят улучшить рыночные отношения и привлечь иностранный капитал, следить за эффективностью инвестиционной политики. Вследствие выполнения выше сказанного удастся повысить инвестиционную активность, поднять уровень экономики и решить социальные проблемы. Анализ зарубежных публикаций показал, что ученые эмпирически доказали сильную связь между уровнем инвестиционной активности и экономическим ростом, и, наряду с этим подтверждают гипотезу о том, что эти связи различны для стран, находящихся на разных стадиях развития экономики. В работе обоснована необходимость использования внутреннего долгового рынка для увеличения инвестиций в основной капитал.

Abstract In the course of the research, the systematization of the works of Russian scientists devoted to the problems of increasing investment activity, as well as the relationship between the monetary policy of the state and the investment climate in the country was carried out. It is revealed that scientific works for a number of years have noted the need to increase investment in Russia as the main factor in stimulating economic growth. Investment policy is one of the ways to increase the level of the economy and social development of the country. It is necessary to use various management methods, apply measures that will improve market relations and attract foreign capital, monitor the effectiveness of investment policy. As a result of the above, it will be possible to increase investment activity, raise the level of the economy and solve social problems. Analysis of foreign publications has shown that scientists have empirically proved a strong link between the level of investment activity and economic growth, and, at the same time, confirm the hypothesis that these links are different for countries at different stages of economic development. The paper substantiates the need to use the domestic debt market to increase investments in fixed assets.

Ключевые слова: бюджетная политика, инвестиции, экономика.

Keywords: budget policy, investment, economy.

В условиях глобальной конкуренции и дефицита собственных финансовых ресурсов одной из актуальных задач, стоящих перед большинством экономик мира, является привлечение инвестиций как фактора долгосрочного устойчивого развития территорий. Инвестиции играют важную роль в развитии любой страны, но особенно велико их значение для тех стран, которые ориентированы на современный, инновационный тип развития [1].

Инвестиционная политика является одним из способов повышения уровня экономики и социального развития страны. Необходимо использовать различные методы управления, применять меры, которые позволят улучшить рыночные отношения и привлечь иностранный капитал, следить за эффективностью инвестиционной политики. Вследствие выполнения выше сказанного удастся повысить инвестиционную активность, поднять уровень экономики и решить социальные проблемы.

От действий государственных структур, отвечающих за функционирование иностранного инвестирования, зависит качественная реализация ключевых положений государственной инвестиционной политики.

К таким государственным структурам относятся:

1) Минэкономразвития России, выполняющее функции аппарата инвестиционного омбудсмена;

2) Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), реализующее свою деятельность в рамках специальной нормативной базы в сфере страховой поддержки по экспортным кредитам и инвестициям.

Таблица 1 - Динамика, состав и структура расходов федерального бюджета РФ в 2021 г.

Исполнено, млрд руб.

Показатель ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 г. и Уточненная Исполнено Структура расходов, %

плановый период 2021 и 2022 гг.» роспись

Расходы, всего 19 666,0 23 842,4 22 821,5 100,0

Общегосударственные вопросы 1508,2 1951,1 1507,7 6,6

Национальная оборона 3087,0 3308,1 3168,8 13,9

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 430,4 2 343,7 2 226,6 9,8

Национальная экономика 2 661,9 3 598,4 3 483,9 15,3

Жилищно-коммунальное хозяйство 260,8 440,2 371,5 1,6

Охрана окружающей среды 340,3 262,9 260,6 1,1

Образование 982,4 999,6 956,9 4,2

Культура и кинематография 144,4 153,0 144,5 0,6

Здравоохранение 1 077,9 1 382,9 1 334,4 5,9

Концентрация усилий на приоритетных направлениях инвестиционной деятельности предполагает диверсификацию источников ее финансирования. Традиционно основными ресурсами долгосрочных инвестиций в российскую экономику являются собственные средства (прибыль и амортизационные отчисления) предприятий с долей 60% ВВП и заемные финансовые средства в форме инвестиционных банковских кредитов с долей до 10%. В условиях экономического спада под влиянием коронакризиса возможности использования прибыли предприятий в финансировании долгосрочных инвестиций ограничены общим сокращением ее размера и потребностями в обеспечении оборотных средств. Банковская прибыль накапливается в основном в краткосрочных финансовых активах и слабо используется для долгосрочного кредитования экономики. Рыночные инструменты финансирования инвестиций (акции, облигации) традиционно играют незначительную роль в инвестиционном процессе, а доступ российских предприятий на международный финансовый рынок ограничен, в том числе, режимом санкций [3].

Одним из основных направлений бюджетного процесса должно стать повышение экономической активности, преодоление низшего порога производства, который не дает в полной мере поддерживать обороноспособность, воспроизводство и уровень благосостояния жителей.

Самыми популярным платформами на российском рынке являются Boomstarter и Planeta. Также известна площадка Kroogi, котрая функционирует в музыкальной сфере. Первые две имитируют иностранные аналоги (Kickstarter и Indiegogo).

1. Kickstarter. Эта площадка популярна сегодня практически во всем мире. Она и олицетворяет собой такой инструмент развития экономики, как коллективное финансирование инновационных проектов, о чем свидетельствует количество зарегистрированных там бэйкеров [3].

2. Indiegogo. Эту площадку можно назвать противоположностью Kickstarter, потому что она не выставляет жестких требований к принимаемым проектам по территориальному

признаку и по виду нововведений. В ней всегда, даже до завершения начерченной цели, можно отозвать выделенное инвестором финансирование проекта [1].

3. Planeta.ru. Создателем ее является популярная российская музыкальная группа «Би-2». Основным мотивом работы является тот факт, что кумиры могут пользоваться не только нематериальным результатом своего творчества, но и привлекать материальные ресурсы своих фанатов для расширения инвестиций в финансирование своего творчества [1].

4. Boomstarter. Платформа призвана помочь найти инвестиции не только для технических, но и для творческих проектов. Ее можно считать отечественным аналогом зарубежного проекта Kickstarter.

Таблица 2 - Объем инвестиций в основной капитал по субъектам, млн. руб.

Субъект РФ 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Российская Федерация 3578186 3795422 4241519 4998018 6093362

Северо-Западный федеральный округ 1437479 1742374 1883300 2308914 2082965

Республика Карелия 32738 34700 41568 48116 48260

Республика Коми 169936 200261 134152 136474 121578

Архангельская область 172221 169432 215493 198357 193157

в том числе:

Ненецкий автономный округ 114503 85703 106578 91041 97035

Архангельская область без автономного округа 57718 83729 108915 107316 96122

Вологодская область 87114 114155 138282 153428 199288

Калининградская область 69015 89462 130398 159880 101408

Ленинградская область 225915 264213 337674 511164 420872

Мурманская область 100418 85495 113269 155744 170856

Новгородская область 69336 78742 70832 61530 49828

Псковская область 27363 27272 29267 31297 33623

г. Санкт-Петербург 483423 678642 672365 852923 744095

Например, анализ индикативных показателей инвестиционной активности по регионам СЗФО позволяет сделать следующие выводы: темпы роста инвестиций на душу населения каждого региона сопоставимы с темпами роста инвестиций в целом по регионам СЗФО. Устойчивый прирост инвестиций на душу населения за последние 10 лет наблюдается в Республике Карелия, в Вологодской, Мурманской, Псковской области.

Уровень этого показателя колеблется в пределах от 20 % до 25 %, что в среднем на 57 % выше значения показателя в целом по РФ за сопоставимый период. Больший вклад в значение показателя вносят Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Калининградская и Ленинградская область.

На последнем месте по величине показателя стабильно находятся Республика Карелия. Величина показателя города Санкт-Петербурга в целом ниже, чем в среднем по регионам СФЗО, с тенденцией к умеренному росту.

Развитие сельского хозяйства как отрасли, предъявляющей относительно больший спрос на производственные ресурсы по сравнению с другими отраслями экономики, закономерно нуждается в расширении инвестиций в эту сферу. Однако обеспечить устойчивое увеличение инвестиций и их финансирования является трудно решаемой проблемой. Сельское хозяйство при осуществлении его финансирования воспринимается инвесторами как отрасль, имеющая высокие операционные издержки, высокие риски и низкую отдачу от инвестиций.

Несмотря на то, что кредиты для развития сельского хозяйства выдаются в больших объемах, результаты реализации программ сельскохозяйственного кредитования в России имеют неудовлетворительные результаты. Такой является и мировая практика, особенно в развивающихся странах [1].

Одной из причин ситуации как раз и являются значительные размеры субсидий, низкие ставки их погашения. Специальные банки сельскохозяйственного развития слабо внедряют инновации, что отчасти объясняется правительственными директивами, которые им даются.

Коммерческие банки традиционно избегают этого сектора из-за неконтролируемых и системных рисков, более высоких издержек и осторожности банков, слабо знакомых с этим сектором и обстановкой. Стоимость прямого кредитования фермеров, малых и средних предприятий в удаленных сельских районах, как правило, очень высокая для большинства официальных финансовых учреждений. Некоторые из домохозяйств с низкими доходами получают доступ к микрофинансовым учреждениям, но по высокой цене, с помощью краткосрочных кредитных продуктов, которые, как правило, не в состоянии удовлетворить весь спектр сельскохозяйственных потребностей.

Еще более важным, чем операционные затраты на осуществление кредита или обеспечение инвестиций, является системный или коррелированный риск в сельском хозяйстве. Этот риск обусловлен как волатильностью цен, изменением погодных условий, которые могут влиять на целые регионы одновременно, приводя к неопределенности в доходах.

Для снижения рисков в традиционном кредитовании используется залог. Типичным залогом, обычно требуемый банками, является ипотечный залог. Однако он часто недоступен или неосуществим в сельских районах, что в значительной степени обусловлено ограничениями на землевладение и другими требованиями, которые зачастую направлены на защиту средств существования сельских жителей, но при этом значительно ограничивают их использование в качестве залога. Таким образом, залоговое обеспечение является главным препятствием для доступа к финансированию сельского хозяйства не только со стороны банков, но и со стороны кредитных союзов и других финансовых учреждений.

Политика Центрального банка часто усугубляет это ограничение, устанавливая высокие резервы и вводя другие ограничения, которые фактически свертывают необеспеченное кредитование.

Кроме того, мировой финансовый кризис, дестабилизация финансовых рынков привели к ограничениям в финансовой деятельности с неизвестными и неконтролируемыми рисками, поскольку финансистам и инвесторам необходима большая уверенность в рынках, ценах и контроле.

В развитии сельского хозяйства наблюдается переход от фрагментированных производственных и маркетинговых отношений к интегрированным рыночным системам, или цепочкам. Получая выгоду от экономии за счет масштаба и глобализации продовольственной цепочки, крупные и сверхкрупные агропромышленные предприятия все больше доминируют в отрасли, расширяются вертикальные и горизонтальные связи и интеграция. Указанные изменения обусловлены также развитием рынка, все в большей степени реагирующего на изменение интересов потребителей, включающих более жесткое соблюдение стандартов качества.

Сельское хозяйство, как и многие другие отрасли, в настоящее время ориентировано на глобальные рынки с высоким уровнем конкуренции, требующей высокого уровня эффективности и производительности использования ресурсов. Будущее сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих и торговых приятий в агропромышленной цепочке, а, следовательно, качество их кредитов или инвестиций, зависит как от их способности конкурировать на рынке, так и от их способности адаптироваться к рынкам, на которых они смогут конкурировать. Кроме того, успех зависит от коллективной конкурентоспособности всех участников конкретной цепочки.

Таким образом, связи, структура и общее состояние всей цепи становятся гораздо более важными, чем на предыдущих этапах развития. Не интегрированные, независимые предприятия, фермеры, торговые организации продовольственной системы, скорее всего, станут разорванными звеньями в разрозненных цепочках

Источники:

1. Государственный и муниципальный финансовый контроль: учебное пособие / Федченко Е. А.

- М.: Прометей, 2020. - 360 c.

2. Грачева Е. Ю., Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова. - М.: Проспект, 2020. - 256 c.

3. Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. - М.: Проспект, 2018. - 368 c. References:

1. State and municipal financial control: Textbook / Fedchenko E. A. - M.: Prometheus, 2020. - 360 p.

2. Gracheva E. Yu., Actual problems of financial law in the conditions of digitalization of the economy E.Yu. Gracheva, N.M. Artemov, L.L. Arzumanova. - M.: Prospect, 2020. - 256 p.

3. Selected works of the Department of Financial Law of the Russian State University of Justice. Collection of articles / Tsindeliani I. A. - M.: Prospect, 2018 - 368 p.

DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-104-107

О.А. Окорокова - к.э.н., доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ okorokovaoa1986@mail.ru,

O.A. Okorokova - Associate Professor of the Department of Finance, FSBEI HE Kuban SAU; КА. Швыдченко - обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, kristina20144@rambler.ru,

K.A. Shvydchenko - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU.

КАЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ THE QUALITY OF PUBLIC FINANCE AND ECONOMIC GROWTH IN THE EUROPEAN UNION

Аннотация. Повышение качества государственных финансов (QPF) стало новым направлением деятельности европейских политиков. Этот акцент в значительной степени является ответом на подготовку европейских экономик к решению двойной проблемы старения населения и усиления воздействия глобальной конкуренции. Улучшение QPF призвано помочь решить обе проблемы: либо напрямую посредством бюджетной консолидации, пенсионных реформ и реформ расходов, либо косвенно путем создания условий для поддержки долгосрочного роста по мере того, как системы расходов и доходов становятся более эффективными и менее искажающими. На уровне ЕС, Пакт о стабильности и росте и Лиссабонская стратегия роста и создания рабочих мест предоставляют соответствующие инструменты для содействия такой политике, но на практике оба инструмента пока не уделяют особого внимания QPF, который является общим компонентом обоих инструментов. В статье обобщаются эмпирические данные о связях между QPF и экономическим ростом, анализируется, как государства-члены ЕС справляются с этими аспектами.

Abstract. Improving the quality of public finances (QPF) has become a new area of activity for European politicians. This emphasis is largely a response to the preparation of European economies to address the dual problem of population aging and the increasing impact of global competition. Improving QPF is designed to help solve both problems: either directly through fiscal consolidation, pension and spending reforms, or indirectly by creating conditions to support long-term growth as spending and revenue systems become more efficient and less distorting. At the EU level, the Stability and Growth Pact and the Lisbon Strategy for Growth and Job Creation provide the appropriate tools to promote such policies, but in practice both instruments do not yet pay much attention to QPF, which is a common component of both instruments. The article summarizes empirical data on the links between QPF and economic growth, analyzes how EU member states cope with these aspects.

Ключевые слова: государственные финансы, налогово-бюджетная политика, государственные расходы, налогово-бюджетное управление, государственный сектор экономики.

Keywords: public finances, fiscal policy, public spending, fiscal governance, expenditure efficiency, public sector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.