Научная статья на тему 'КРАУДФАНДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ'

КРАУДФАНДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инновационный проект / краудфандинг / типология / краудфандинговая площадка / развитие инструментария инвестирования / innovative project / crowdfunding / typology / crowdfunding platform / development of investment tools

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Зелинская, А.А. Смирнова, Л.Э. Иванов

В современном мире авторы инновационных идей сталкиваются с недостатком собственного финансового обеспечения разрабатываемых проектов. Одним из перспективных инструментов, призванных помочь в решении этой проблемы, является краудфандинг, который на публичных платформах организует площадки для совместного финансирования потенциально интересных новшеств. Последние могут быть представлены как конкретным инвестиционным проектом разработки и внедрения в обиход технических достижений, так и в виде запросов на финансирование создания литературных, музыкальных и художественных произведений. В статье делается попытка классификации основных типов краудфандинга в зависимости от формы взносов участников в общее дело: вложение инвестиций, займов, пожертвований и финансирование за вознаграждение. Проводится оценка наиболее популярных действующих зарубежных и отечественных платформ, даются рекомендации по их практическому использованию. Делается вывод, что российское население, в отличие от западного инвестора, пока не доверяет этому инструменту, так как видит в нем угрозу своему благосостоянию и не понимает его принципов. Однако следует предпринимать последовательные и настойчивые попытки популяризации краудфандинга, проводить активную информационно-просветительскую работу с гражданами, чтобы и в нашей стране имелась возможности помогать своим инноваторам и разделять с ним выгоды от профинансированных нововведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDFUNDING AS AN INNOVATIVE WAY TO FINANCE INVESTMENTS

in the modern world, the authors of innovative ideas are faced with a shortage of their own financial support for the projects being developed. One of the promising tools designed to help solve this problem is crowdfunding, which organizes platforms for joint financing of potentially interesting innovations on public platforms. The latter can be presented both as a specific investment project for the development and implementation of technical achievements into everyday life, and in the form of requests for funding the creation of literary, musical and artistic works. The article attempts to classify the main types of crowdfunding depending on the form of contributions by participants to a common cause: investment, loans, donations and funding for a fee. The assessment of the most popular operating foreign and domestic platforms is carried out, and recommendations are given on their practical use. It is concluded that the Russian population, unlike the Western investor, does not yet trust this instrument, since it sees a threat to its well-being in it and does not understand its principles. However, consistent and persistent attempts should be made to popularize crowdfunding, to carry out active information and educational work with citizens, so that in our country there is also an opportunity to help our innovators and share with them the benefits of funded innovations.

Текст научной работы на тему «КРАУДФАНДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ»

References:

1. Problems of formation and development of the methodology of indicative management / Vertakova Yu. V., Simo-nenko E.S. / / monograph / Yu. V. Vertakova, E. S. Simonenko; Federal Agency for Education, State educational Institution of Higher Education. education "Kursk State Technical University". Kursk, 2009.

2. Evchenko A.V., Demchenko A. A., Petrachevskaya Yu. L. Problematization of financing of the social sphere of municipal territories based on the results of inter-district analysis of economic activity and budget security // Natural Sciences and Humanities research. 2021. No. 33 (1). pp. 84-89.

3. Eremina I. A., Polyanin A.V. Digitalization of complex regional projects of territorial development // Natural Sciences and Humanities research. 2021. No. 33 (1). pp. 90-97.

4. Kolmykova T. S. Prospects for the development of financial agents in the digital economy / Kolmykova T. S., Ze-lenov A.V. / / In the collection: Problems and prospects for the development of Russia: a youth view of the future collection of scientific articles of the 2nd All-Russian Scientific Conference. Southwest State University; Moscow Polytechnic University; Ryazan State Agrotechnological University named after P. A. Kostychev.. 2019. P. 140-143.

5. Moskvicheva N. S., Slepneva T. A. Ways of accounting for the influence of ESG factors on the forecasting of losses in the banking industry / Natural-humanitarian Studies. 2020. No. 32 (6). pp. 251-256.

6. Plotnikov V. A. Management of socio-economic development of regions in post-crisis conditions / / Izvestiya Kurskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2010. No. 3 (32). pp. 93a-100.

7. Problems and prospects of development of the Institute of tax Consulting in the Russian Federation / Varavkina A.V., Ly-senko S. N., Devyatilova A. I. / / In the collection: Actual issues of taxation, tax administration and economic security. collection of scientific articles of the regional scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the Federal Tax Service of Russia. The executive editor is L. V. Sevryukova. 2015. S. 120-122.

8. Problems of development of the banking sector / Adamenko A. A., Khorolskaya T. E., Odud A. A. / / In the collection: Formation of the economic potential of economic entities: problems, prospects, accounting and analytical support. proceedings of the VI International Scientific Conference. FSBEI HPE "Kuban state agrarian University". 2016. P. 369-373.

9. Bondarev M. V., Kharchenko E. V. Models of interaction between the state and business in the framework of regional clusters / / Innovative economy: prospects for development and improvement. 2018. No. 1 (27). pp. 27-32.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10931

М.В. Зелинская - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилин,

M.V. Zelinskaya - Doctor of Economic Sciences, Professor of Management, Kuban State Agrarian Uni-versitynamed afterI.T. Trubilin;

А.А. Смирнова - студент факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,

A.A. Smirnova - Faculty of Management student, Kuban State Agrarian Universitynamed after I.T. Trubilin;

Л.Э. Иванов - студент факультета управления, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина,

L.E. Ivanov - Faculty of Management student, Kuban State Agrarian Universitynamed after I. T. Trubilin.

КРАУДФАНДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ CROWDFUNDING AS AN INNOVATIVE WAY TO FINANCE INVESTMENTS

Аннотация. В современном мире авторы инновационных идей сталкиваются с недостатком собственного финансового обеспечения разрабатываемых проектов. Одним из перспективных инструментов, призванных помочь в решении этой проблемы, является краудфандинг, который на публичных платформах организует площадки для совместного финансирования потенциально интересных новшеств. Последние могут быть представлены как конкретным инвестиционным проектом разработки и внедрения в обиход технических достижений, так и в виде запросов на финансирование создания литературных, музыкальных и художественных произведений. В статье делается попытка классификации основных типов краудфандинга в зависимости от формы взносов участников в общее дело: вложение инвестиций, займов, пожертвований и финансирование за вознаграждение. Проводится оценка наиболее популярных действующих зарубежных и отечественных платформ, даются рекомендации по их практическому использованию. Делается вывод, что российское население, в отличие от западного инвестора, пока не доверяет этому инструменту, так как видит в нем угрозу своему благосостоянию и не понимает его принципов. Однако следует предпринимать последовательные и настойчивые попытки популяризации краудфандинга, проводить активную информационно-просветительскую работу с гражданами, чтобы и в нашей стране имелась возможности помогать своим инноваторам и разделять с ним выгоды от профинансированных нововведений.

Abstract. in the modern world, the authors of innovative ideas are faced with a shortage of their own financial support for the projects being developed. One of the promising tools designed to help solve this problem is crowdfunding, which organizes platforms for joint financing of potentially interesting innovations on public platforms. The latter can be

presented both as a specific investment project for the development and implementation of technical achievements into everyday life, and in the form of requests for funding the creation of literary, musical and artistic works. The article attempts to classify the main types of crowdfunding depending on the form of contributions by participants to a common cause: investment, loans, donations and funding for a fee. The assessment of the most popular operating foreign and domestic platforms is carried out, and recommendations are given on their practical use. It is concluded that the Russian population, unlike the Western investor, does not yet trust this instrument, since it sees a threat to its well-being in it and does not understand its principles. However, consistent and persistent attempts should be made to popularize crowdfund-ing, to carry out active information and educational work with citizens, so that in our country there is also an opportunity to help our innovators and share with them the benefits of funded innovations.

Ключевые слова: инновационный проект, краудфандинг, типология, краудфандинговая площадка, развитие инструментария инвестирования.

Keywords: innovative project, crowdfunding, typology, crowdfunding platform, development of investment tools.

Современные экономические реалии таковы, что большинство стартапов сталкиваются с множеством проблем в самом начале развития бизнеса. Инновационный проект может иметь огромный экономический потенциал, который оказался бы востребован на международном уровне, а его создатели - желание и готовность развивать и коммерциализировать свою идею. Однако для того, чтобы этот бизнес создать, необходимо финансирование, которого зачастую у начинающего предпринимателя нет. Именно поэтому изучение современных инновационных способов финансирования стартапов и проектов, таких как краудфандинг, представляется актуальным.

Краудфандинг является достаточно молодым явлением, поэтому нельзя с уверенностью сказать, что эта тема глубоко изучена экономистами. Наибольшего прогресса на данный момент добились западные ученые. Среди тех, кто внес существенный вклад в изучение технологий краудфандинг можно выделить . uppus a y, C. Barnett, B.L. Bayus, K.L. Wilson [3]. Что касается отечественной науки, то изучением краудфандинга занимались такие экономисты, как Б. Г. Салтыков, И. Л. Авдеева, С. С. Евдокимова, М. Н. Гордеев и другие [2].

В основном объектом исследования современных ученых являются краудфандинговые платформы, а предметом - механизм и результаты их деятельности.

Под краудфандингом понимается один из способов совместного вложения денежных средств в проект, для коллективного финансирования реализации на практике идеи других людей. Краудфандинг предоставляет возможность вплотную изучить и расширить целевую аудиторию, на которую направлено нововведение, узнать ее потребности и протестировать идею. Он дает потенциальным инвесторам уникальную возможность принять участие во вложении свободных денежных средств в развитие новшеств и заработать на этом. А авторам он помогает найти необходимое финансирование в достаточно короткие сроки и реализовать идеи, которые вызывают интерес в сообществе заинтересованных пользователе интернет-площадок.

С научной точки зрения не существует типологии краудфандинга, но если рассматривать подходы разных авторов, то можно выявить четыре основных его типа: краудфандинг инвестиций, займов, пожертвований и финансирование за вознаграждение (таблица 1).

Таблица 1 - Типы краудфандинга

Тип Вид вложений Ожидаемые выгоды Мотивы вкладчиков

equity crowd-funding инвестиции будущее участие в деятельности компании - получение акций, распределение прибыли и т.п. сочетание внутренней, социальной и финансовой выгоды

crowdfunded lending займ возврат займа с процентами сочетание внутренней, социальной и финансовой выгоды

donation crowdfunding безвозмездное пожертвование нематериальные блага внутренняя и социальная мотивация

reward crowd-funding финансирование за вознаграждение, определенный товар материальные и нематериальные блага сочетание внутренней, социальной мотиваций и желания награды

Первый тип - самый распространенный. Он имеет несколько названий: на Западе - Equity Crowdfunding, Crowdinvesting, в отечественных источниках - краудинвестинг, краудфандинг акционерного капитала или акционерный краудфандинг [1]. В основе него, в первую очередь, лежит условие об обязательном наличии финансового вознаграждения за помощь стартапу. Типовая модель краудинвестинга представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Общая модель краудинвестинга [4]

Краудинвестинг можно рассматривать в нескольких вариантах его реализации. Прежде всего, в качестве выгоды от него можно получить роялти или акции будущего предприятия, которые принесут дивиденды [7].

Reward Crowdfunding (Crowdsponsoring, наградной, товарный, бонусный краудфандинг) является вторым по популярности типом. Вознаграждение инвестор в этом случае получает нефинансовое, т.е. реципиент предоставляет донору товар или услугу, на создание которых осуществлялся сбор денежных средств, либо ограничивается упоминанием имени донора как участника проекта.

Третий тип краудфандинга получил название «краудлендинг», также встречаются его упоминмния, как «Crowdfunded Lending», «Crowdlending», народное кредитование, долговой краудфандинг, заемный краудфан-динг. Все это - своеобразный процесс, при котором группа инвесторов дает взаймы денежные средства компании. Но самое интересное заключается в том, что в роли инвестора может выступить любой желающий человек, готовый поддержать идею фирмы. Краудлендинг подразделяется на два вида [2]: P2P-кредитование, когда физические лица финансируют другие физические лица, и P2B-кредитование, т.е. кредитование физическими лицами юридических, в первую очередь компаний малого и среднего бизнеса. Типовая модель краудлендинга представлена на рисунке 2.

Четвертым типом краудфандинга может быть безвозмездный (D onation Crowdfunding), Crowddonating, бескорыстный краудфандинг, пожертвование. Он представляет собой чистые социальные инвестиции, сделанные на основе альтруизма, и не предполагает вознаграждения инвесторам за пожертвование. Однако некоторые авторы не рассматривают его как инструмент инвестирования средств на реализацию стартапов в силу специфичности благотворительных проектов [8].

Проведем анализ некоторых современных краудфандинговых площадок. Самыми популярным платформами на российском рынке являются Boomstarter и Planeta. Также известна площадка Kroogi, котрая функционирует в музыкальной сфере. Первые две имитируют иностранные аналоги (Kickstarter и Indiegogo).

1. Kickstarter. Эта площадка популярна сегодня практически во всем мире. Она и олицетворяет собой такой инструмент развития экономики, как коллективное финансирование инновационных проектов, о чем свидетельствует количество зарегистрированных там бэйкеров [13].

2. Indiegogo. Эту площадку можно назвать противоположностью Kickstarter, потому что она не выставляет жестких требований к принимаемым проектам по территориальному признаку и по виду нововведений. В ней всегда, даже до завершения начерченной цели, можно отозвать выделенное инвестором финансирование проекта [12].

3. Planeta.ru. Создателем ее является популярная российская музыкальная группа «Би-2». Основным мотивом работы является тот факт, что кумиры могут пользоваться не только нематериальным результатом своего творчества, но и привлекать материальные ресурсы своих фанатов для расширения инвестиций в финансирование своего творчества [6].

4. Boomstarter. Платформа призвана помочь найти инвестиции не только для технических, но и для творческих проектов. Ее можно считать отечественным аналогом зарубежного проекта Kickstarter. Здесь находят финансирование проекты создание технологий, литературных произведений, фильмов, видеоигр и т.д. [10].

Представим результаты анализа в таблице 2.

Таблица 2 - Характеристика основных краудфандинговых площадок*

Показатель Kickstarer Indiegogo Planeta.ru Boomstarter

Годовой бюджет площадки $1 млрд $0,8 млрд $0, 24 млрд $ 0,12 млрд

Количество посетителей в месяц, чел. 25-27 млн 9 млн 800 тыс. 350 тыс.

Количество подписчиков в социальных сетях Facebook 1,3 млн чел Twitter 1,06 млн чел Facebook 0,4 млн чел. Twitter 0,27 млн чел Facebook 0,01 млн чел Twitter 0,01 млн чел Facebook 0,03 млн чел Twitter 0,02 млн чел

Среднее пожертвование от бэкера 71 $ 86 $ 900-950 руб. 900-950 руб.

Конверсия посетителей 5-7 % - - 0,2-0,5%

Внутренние возможности площадки для продвижения проекта Есть «Проект дня» и «Выбор редактора». Анонсируется в рассылке и социальных сетях. Завершенный проект не удаляется с сайта Площадку можно использовать на протяжении всего жизненного цикла продукта: 1.Предзапуск кампании. 2.Финансирование. 3.Продажи (сервис InDemand). Имеется рассылка С каждым проектом работает отдельный менеджер, который помогает с ведением и продвижением кампании Есть раздел «Популярное»

"Данные из открытых источников официальных краудфандинговых платформ по состоянию на 10 февраля 2021 г.,

см. [9-14]

Изучив данные таблицы 2, можно сделать вывод, что Kickstarter является одной из наиболее привлекательных зарубежных площадок для проведения краудфандинговой кампании с целью продвижения своего продукта. А если выбирать из отечественного сегмента, то стоит рассмотреть, прежде всего, Boomstarter, как уже достаточно популярную по российским меркам.

Краудфандинг стал настолько развитым инструментом финансирования инноваций за рубежом, что начал влиять на развитие технологий и способствовать появлению новой техники. Приведем примеры коммерциализации поддержанных на исследуемых площадках инновационных идей.

Ярким примером получения с помощью платформ краудфандинга путевки в практическое применение выступает устройство AirSelfie, которое было поддержано через Kickstarter. AirSelfie - это портативный квадро-коптер, которым можно управлять при помощи приложения на iOS или Android. Однако, в отличие от существующих аналогов, этот дрон миниатюрен и способен подниматься на двадцать метров для проведения селфи-фото существенного большего по площади (что недоступно для селфи-палок). Переносится аппарат в специальном корпусе в чехле от телефона. Все, что нужно чтобы использовать AirSelfie - это достать его из чехла, запустить приложение и делать высококачественные селфи с нужной высоты без применения дополнительных механических устройств.

Интересной технологией является мобильное устройство, предназначенное для программистов -WiPhone -минималистичный телефон, разработанный для легкого расширения и модификации электроники и программного обеспечения. Он использует WIFI для бесплатных голосовых вызовов HD. Это означает, что у устройства нет необходимости в контрактах с сотовыми операторами на обслуживание [13].

Однако, следует отметить, что развитие краудфандинга в России в настоящее время идет гораздо тяжелее, чем за рубежом. Он эволюционирует незначительными темпами, которые не сравнимы с зарубежными аналоговыми платформами. Во многом это можно объяснить менталитетом России. Нашему гражданину очень тяжело сходу принять такую модель ведения бизнеса. Просто взять и вложить свои денежные средства на безвозмездной основе в какое-либо дело, о котором слышишь в первый раз - такое предложение не вызывает положительной реакции и, как правило, у старшего поколения ассоциируется с мошенничеством. Причин этому несколько: и «родовая память» наших граждан, переживших «лихие 90-е», и новизна самой технологии финансирования для России, и слабая информационная поддержка в привычных большинству населения медиа источниках, когда многие даже не знают о таком явлении. За границей инвесторы стараются как можно быстрее вложить

деньги первыми, чтобы получить то, чего ни у кого еще нет. Отечественные же инвесторы пока консервативны [13].

Таким образом, можно отметить, что в зарубежных странах краудфандинговые площадки активно развиваются и имеют высокий потенциал. Россия - огромная страна с большой территорией и населением. Уверены, что у нас есть тысячи идей, авторы которых хотят их реализовать, но не имеют финансовых возможностей для старта. Даже имея в распоряжении краудфандинговые площадки, для достижения реального внедрения в практику продуктов инновационной деятельности, нашим авторам приходится не только зафиксировать свою идею на Boomstarter, но и бороться за нее, доказывать потенциальным инвесторам, что это не обман и не мошенничество. Когда нам удастся сменить отношение к этим экономическим инструментам, убедить людей, что это не обман, а выгодное финансовое вложение, когда они начнут понимать, как это работает и перестанут опасаться применять его, тогда и в России начнется расцвет краудфандинга.

Источники:

1. Быкова О.Н., Ольховская М.О., Профатилов Д.А. Краудфандинг: интернет-благотворительность или инструмент инвестирования инновационного проекта? // Инновации - 2015. - №2 (196). - С.58-63.

2. Евдокимова С.С., Кобышев М.С. Современные модели финансирования стартапов // Финансы и кредит - 2017. -№6 (726). - С. 341-352.

3. Еремеева А.И., Андреев Ф.В., Хандакова О.П. Перспективы развития краудфандинга в России. // Экономика и предпринимательство. - 2020. - № 7 (120). - С. 251-255.

4. Соколов И.Н., Солохин А.А., Фияксель Э.А. Сравнительный анализ российских краудинвестинговых платформ. // Инновации. - 2017. № 9 (227). - С. 48-56.

5. Спиридонова Е.В., Сошников Д.С. Успешный краудфандинг в России и за рубежом // Российское предпринимательство. - 2016. - Т.17. - №22. - С. 3185-3196.

6. Чугреев В.Л. Краудфандинг - социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования // Экономические и социальные перемены: факт, тенденции, прогноз. - 2017. - №4 (28). - С.190-196.

7. Kickstarter In 2018 - Year in review. URL: http://icopartners.com/2018/01/kickstarter-2017-year-review/

8. Shaghikyan A., Hayrapetyan H. Equity crowdfunding in the Eurasian economic union (EAEU). // Finance: Theory and Practice. - 2020. - Т. 24. - № 3. - Р. 45-59.

9. http://www.kickstarter.com

10. http://www.boomstarter.ru

11. http://www.planeta.ru

12. https://blog.thecrowdfundingformula.com/2015-11-13-kickstarter-vs-indiegogo-2/

13. https://www.kickstarter.com/design-tech?ref=section-homepage-nav-click-design-tech

14. https://www.rbc.ru/own_business/15/06/2017/594006559a794715c9d5819c References:

1. Bykova ON, Olkhovskaya MO, Profatilov DA. Crowdfunding: Internet charity or an investment tool for an innovative project? // Innovations - 2015. - №2 (196). - Р. 58-63.

2. Evdokimova S.S., Kobyshev M.S. Modern models of financing startups // Finance and Credit - 2017. - №6 (726). -Р. 341-352.

3. Eremeeva A.I., Andreev F.V., Handakova O.P. Prospects for the development of crowdfunding in Russia. // Economy and Entrepreneurship. - 2020. - No. 7 (120). - Р. 251-255.

4. Sokolov I.N., Solokhin A.A., Fiyaksel E.A. Comparative analysis of Russian crowdinvesting platforms. // Innovation. - 2017. No. 9 (227). - Р. 48-56.

5. Spiridonova E.V., Soshnikov D.S. Successful crowdfunding in Russia and abroad // Russian Journal of Entrepreneurship. -2016. - T.17. - No. 22. - Р. 3185-3196.

6. Chugreev V.L. Crowdfunding is a social technology of collective financing: foreign experience of use // Economic and social changes: fact, trends, forecast. - 2017. - No. 4 (28). - Р. 190-196.

7. Kickstarter In 2018 - Year in review. URL: http://icopartners.com/2018/01/kickstarter-2017-year-review/

8. Shaghikyan A., Hayrapetyan H. Equity crowdfunding in the Eurasian economic union (EAEU). // Finance: Theory and Practice. - 2020. - Т. 24. - № 3. - Р. 45-59.

9. http://www.kickstarter.com

10. http://www.boomstarter.ru

11. http://www.planeta.ru

12. https://blog.thecrowdfundingformula.com/2015-11-13-kickstarter-vs-indiegogo-2/

13. https://www.kickstarter.com/design-tech?ref=section-homepage-nav-click-design-tech

14. https://www.rbc.ru/own_business/15/06/2017/594006559a794715c9d5819c

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.