Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENTS IN FIXED ASSETS / INVESTMENT CLIMATE / PROJECT FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черненко В.А., Фёдоров К.И., Фёдорова С.В.

В статье проводится анализ влияния инвестиционной активности на развитие российской экономики. Рассматриваются факторы, влияющие на принятие решений в инвестиционной сфере. Определяется взаимосвязь между инвестициями в основной капитал и экономическим ростом, а также объём инвестиций в основной капитал, необходимый для роста ВВП. Выявляются факторы, оказывающие негативное влияние на инвестиционный климат, и основные причины, сдерживающие рост инвестиций в экономику. Инвестиционная деятельность рассматривается как один из наиболее важных аспектов социально-экономической политики государства и успешного функционирования элементов финансовой системы. Выделяется особая роль проектного финансирования как прогрессивной формы ведения инвестиционной деятельности, важного элемента, без которого невозможно системно преобразовать экономику, обеспечить её рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ACTIVITY: PROBLEMS OF GROWTH OF THE NATIONAL ECONOMY

The article analyzes the impact of investment activity on the development of the Russian economy. Factors that influence decision-making in the investment sphere are considered. The relationship between fixed capital investment and economic growth is determined, as well as the amount of fixed capital investment required for GDP growth. The factors that have a negative impact on the investment climate and the main reasons that hinder the growth of investment in the economy are identified. Investment activity is considered as one of the most important aspects of the state's socio-economic policy and the successful functioning of elements of the financial system. The special role of project Finance as a progressive form of investment activity, an important element without which it is impossible to systematically transform the economy and ensure its growth, is highlighted.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

VIII. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ. ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И СТАТИСТИКА

УДК 330.322

V.A. Chernenko, K.I. Fedorov, S.V. Fedorova

INVESTMENT ACTIVITY: PROBLEMS OF GROWTH OF THE NATIONAL ECONOMY

The article analyzes the impact of investment activity on the development of the Russian economy. Factors that influence decision-making in the investment sphere are considered. The relationship between fixed capital investment and economic growth is determined, as well as the amount of fixed capital investment required for GDP growth.

The factors that have a negative impact on the investment climate and the main reasons that hinder the growth of investment in the economy are identified. Investment activity is considered as one of the most important aspects of the state's socio-economic policy and the successful functioning of elements of the financial system. The special role of project Finance as a progressive form of investment activity, an important element without which it is impossible to systematically transform the economy and ensure its growth, is highlighted.

Keywords: investment activity, investments in fixed assets, investment climate, project financing.

B.А. Черненко1, К.И. Фёдоров2,

C.В. Фёдорова3

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПРОБЛЕМЫ РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье проводится анализ влияния инвестиционной активности на развитие российской экономики. Рассматриваются факторы, влияющие на принятие решений в инвестиционной сфере. Определяется взаимосвязь между инвестициями в основной капитал и экономическим ростом, а также объём инвестиций в основной капитал, необходимый для роста ВВП. Выявляются факторы, оказывающие негативное влияние на инвестиционный климат, и основные причины, сдерживающие рост инвестиций в экономику. Инвестиционная деятельность рассматривается как один из наиболее важных аспектов социально-экономической политики государства и успешного функционирования элементов финансовой системы. Выделяется особая роль проектного финансирования как прогрессивной формы ведения инвестиционной деятельности, важного элемента, без которого невозможно системно преобразовать экономику, обеспечить её рост.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиции в основной капитал, инвестиционный климат, проектное финансирование.

1 Черненко В.А., профессор кафедры финансов, доктор экономических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования РФ; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Chernenko V.A., Professor of the Department of Finance, Doctor of Economics, Professor, Honorary worker of higher professional education of the Russian Federation; St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

E-mail: chernenko1003@yandex.ru

2 Фёдоров К.И., доцент кафедры финансов, кандидат экономических наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Fedorov K.I., Associate Professor of the Department of Finance, PhD in Economics, Associate Professor; St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

E-mail: kif61@yandex.ru

3 Фёдорова С.В., доцент кафедры финансов, кандидат экономических наук, доцент; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Fedorova S.V., Associate Professor of the Department of Finance, PhD in Economics, Associate Professor; St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

E-mail: svtlfedorova@yandex.ru

Р01: 10.36807/2411 -7269-2020-1-20-87-94

Развитие экономики невозможно без инвестиций, направляемых на воспроизводство капитала с целью обновления технической базы производства, увеличения его объёмов, освоения новых видов продуктов и услуг, развития рыночной инфраструктуры.

Инвестиционная деятельность является важнейшим аспектом социально-экономической политики государства и успешного функционирования коммерческих организаций. Потребность в проектном финансировании, как неотъемлемой части инвестиционной политики для развития экономики, решения социальных вопросов, осуществления национальных проектов приобретает особое значение, обусловленное качественными изменениями экономических процессов в России, глобализацией мировой экономики.

Масштабные структурные перестройки мировой экономики, изменение технологического развития, появление новых информационных, био- и нанотехнологий, внедрение новых технологий в промышленности и другие процессы определяют новый этап развития рынков капитала, товаров, рабочей силы, рынка технологий.

Глобальные вызовы определяют качественно новые подходы к регулированию экономики, развитию инвестиционных процессов, направленные на формирование, развитие и обеспечение условий функционирования структурных элементов финансовой системы, поддержание устойчивого развития экономики страны; обеспечение прозрачного механизма контроля за соблюдением правовых норм экономическими субъектами в процессе регулирования денежными и финансовыми ресурсами.

В формате этих подходов анализируется, систематизируется функционирование субъектов финансовой системы, использование ими инструментов в процессе регулирования экономики.

Эффективность функционирования субъектов финансовой системы обеспечивается экономическим потенциалом общества: уровнем развития производительных сил, НТП, развитой инфраструктурой, в том числе финансовыми институтами, степенью интеграции государства в мировое пространство. Эффективное регулирование элементов системы обеспечивает стабильное развитие экономики.

Степень напряжённости в обществе, как следствие социальной и экономической деформации элементов системы накапливается в результате просчётов, ненадлежащего контроля за движением финансовых ресурсов, а также неверной оценки экономической ситуации в стране. Это приводит к ухудшению макроэкономических показателей: росту инфляции, снижению ВВП, ухудшению финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Государству не поступают денежные средства в виде налогов и сборов от юридических и физических лиц, в том числе от реального сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт). И, как следствие, не формируется доходная база, позволяющая обеспечить определённые пропорции в экономике страны.

На предприятиях и организациях создаётся валовой внутренний продукт и национальный доход, их финансы являются краеугольным камнем стабильного и динамичного развития страны. Разного рода кризисы последних десятилетий и геополитические конфликты негативным образом отразились на финансовом состоянии российских предприятий. Это нашло своё проявление в нарушении хозяйственных связей, сокращении инвестиций, неисполнении взаимных обязательств по договорам и т.п. Следствием создавшегося положения является сокращение внутренних источников финансирования и замедление инвестиционной деятельности в этих компаниях.

Серьёзной проблемой российской экономики был и остаётся в настоящее время несоответствующий потребностям страны уровень инвестиционной активности. Рассматривая долю инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП государства, стоит указать следующие цифры в процентах. Сведения приведены в Табл. 1.

Таблица 1 - Доля инвестиций в основной капитал по отношению к ВВП государства [1]

Год финансирования Процентный показатель

2014 20,8 %

2015 20 %

2016 21,2 %

2017 21,5 %

2018 20,7 %

Инвестиции в основной капитал играют важнейшую роль в приспособлении российской экономики к новой конъюнктуре после значительного падения цен на нефть. Они призваны способствовать модернизации производства и повышению качества выпуска, а значит и выходу российской продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг на новые зарубежные рынки. Импортозамещение также невозможно без инвестиций в качество роста. Ключевым параметром, от которого зависят темпы экономического роста и технологическая модернизация экономики страны, является накопление.

Как было отмечено выше, доля инвестиций в ВВП России в 2018 г. находится в пределах 20 %, в то время как в развивающихся странах около 33 %. В таких странах Европы как Румыния, Турция, Черногория, Чехия данный показатель также превосходит российский. Величина данного показателя в России недостаточна для развития экономики и замены физически и морально изношенного основного капитала (Рис. 1).

Рис. 1 - Доля инвестиций в ВВП, международное сопоставление [2]

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", к концу периода необходимо увеличить объём капиталовложений до 25 % от ВВП в среднесрочной перспективе, ввиду того, что инвестиции в основной капитал являются важнейшим компонентом устойчивого экономического роста. Инвестиции должны пойти как в традиционные отрасли экономики, так и новые - например, мусороперера-ботку, экологоориентированные производства, нанотехнологии, инфраструктуру. Запланированы значительные суммы вложений - 26 трлн руб. за пять лет, в том числе 17 трлн руб. бюджетных средств.

Рост инвестиций в основной капитал и экономический рост тесно взаимосвязаны. Всё больший объём инвестиций в основной капитал требуется для роста ВВП. Согласно данным Росстата, по итогам 2018 г. в России было инвестировано в основной капитал 17595 млрд руб., что в сопоставимых ценах близко к 2013 г., рекордному по объёму инвестиций. Однако динамичного роста экономики не наблюдается (Табл. 2).

Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал на предприятиях обрабатывающего производства в 2015-2018 гг., млрд руб. [1]

Показатели Сумма инвестиций, млрд руб. Темпы роста, %

2015 2016 2017 2018 2016/ 2015 2017/ 2016 2018/ 2017

Обрабатывающие производства 2167,6 2103,3 2296,5 2584,9 97,0 109,2 112,5

из них:

производство химических веществ и продуктов 312,6 367,8 424,8 498,6 117,6 115,5 117,4

производство металлургическое 229,7 269,2 285,7 310,1 117,2 106,1 108,5

производство машин и оборудования 82,1 63,0 65,7 62,5 76,7 104,3 95,1

производство электрического оборудования 32,7 29,7 40,4 42,8 90,8 136,0 105,9

Более половины этих средств - 9859,7 млрд руб. или 56 % - в России идёт в недвижимость - жилую, коммерческую и производственную. И только 34,6 % - на машины, оборудование и транспортные средства. Оставшиеся 9,4 % это прочие инвестиции и объекты интеллектуальной собственности. Если сравнить структуру инвестиций экономики России и Китая, то данное сравнение будет не в пользу России. В Китае на инвестиции в недвижимость приходится только 23 %, а остальное в производственные активы; 30 % ВВП Китай вкладывает в средства производства, тогда как Россия лишь 5,8 %. Следовательно, необходимо инвестировать в машины и оборудование в пять раз больше, чем в настоящий момент.

Развитие экономики в стране невозможно без хорошо организованного инвестиционного процесса. Финансовое состояние предприятий обрабатывающей отрасли неудовлетворительно и объём собственных ресурсов недостаточен для модернизации производства на инновационной основе. Это не только не способствует обновлению производственной базы отраслей, но и приводит к ослаблению экспортного потенциала России.

Высокая стоимость заёмного капитала, относительно высокая инфляция, колебание курса национальной валюты, неопределённость экономической ситуации, наложенные на страну и отдельные компании санкции позволяют говорить о негативных факторах, влияющих на принятие решений в инвестиционной сфере.

Для активизации работы отечественных и иностранных инвесторов в стране необходимо создавать благоприятный инвестиционный климат, т.е. повышать уровень комфорта ведения предпринимательской деятельности в стране и снижать уровень риска при вложениях капитала.

Говоря об инвестиционном климате в России, аналитики отмечают два разнонаправленных тренда. С одной стороны, согласно рейтингам Transparency International в вопросе восприятия коррупции наши позиции не меняются в лучшую сторону. С другой стороны, страна активно улучшает условия для ведения бизнеса с точки зрения уменьшения ряда бюрократических процедур. Например, наши позиции в рейтинге Doing Business продолжают расти.

В рейтинге Doing Business-2020, который ежегодно публикует группа Всемирного банка, Россия поднялась на 28-е место. Как следует из доклада аналитиков, Всемирный банк учёл три реформы, которые были проведены в России (Рис. 2).

Всемирный банк отметил улучшение ситуации в строительстве, энергетике, регистрации предприятий, налогообложении, таможенном администрировании, кредитовании и банкротстве.

Тем не менее, продвижение в итоговом рейтинге Doing Business не существенно улучшило инвестиционный климат России, о чём говорят опросы предпринимателей.

Рис. 2 - Место России в рейтинге Всемирного Банка [3]

В проводимых ежегодно выборочных обследованиях инвестиционной активности организаций (в 2018 г. было обследовано соответственно 23,5 тысяч организаций в 85 субъектах Российской Федерации) были выявлены основные факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность в стране (Табл. 3).

Опросы показали, что наибольший удельный вес в определении негативного инвестиционного климата имеют такие факторы как неопределённость экономической ситуации в стране, высокий уровень инфляции, недостаток собственных финансовых средств, инвестиционные риски и высокий процент коммерческого кредита. В 2018 г. кредиты банков составляли только 11,2 % от объёма всех источников финансирования инвестиций в основной капитал. С 2015 г. заметно (с 18,3 до 15,3 %) сократилась доля бюджетных средств в финансировании инвестиций. Инвестиционная деятельность в России финансируется в основном за счёт собственных средств компаний (с 2015 г. доля собственных средств в совокупном финансировании возросла с 50,2 до 53,1 %).

Таблица 3 - Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность (в процентах от общего числа организаций) [1]

Факторы, ограничивающие инвестиционную 2010 2015 2016 2017 2018

деятельность

Недостаточный спрос на продукцию 19 28 27 23 23

Состояние технической базы организации 5 18 22 20 25

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инве- 10 27 27 29 34

стиционные процессы

Существующий режим налогообложения инвестиционной дея- - 36 33 32 39

тельности

Колебания цен на мировом рынке энергоносителей - 44 39 34 41

Экономическая ситуация на мировом рынке - 50 41 37 42

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвести- 15 42 46 44 46

ционных проектов

Параметры курсовой политики в стране - 54 48 43 52

Высокий процент коммерческого кредита 31 56 56 53 54

Инвестиционные риски 23 60 50 51 58

Недостаток собственных финансовых средств 67 61 61 57 60

Высокий уровень инфляции в стране - 65 60 53 62

Неопределённость экономической ситуации в стране 32 66 61 57 62

Улучшение положения реального сектора экономики возможно при условии последовательной и своевременной финансовой помощи со стороны государства. Если

этого не происходит, то проблемы в реальном секторе экономики накапливаются, усиливаются центробежные процессы, усложняется процесс регулирования.

Обратим внимание, что мировой финансовый кризис 2008 г. привёл к тому, что реальный сектор российской экономики испытывал недостаток денежных средств для инвестиций, проблемы с ликвидностью. Государством были выделены значительные средства российским банкам для поддержки реального сектора экономики. Вместо оказания финансовой помощи предприятиям многие банки стали конвертировать финансовые ресурсы в валюту и выводить их за границу. Отсутствие жёстких регулирующих мер и контроля за государственными средствами усилили проблемы в реальном секторе экономики.

Согласно оценке ведущих экономистов, макроэкономическая ситуация в стране сдерживает рост инвестиций. Выделим основные причины, сдерживающие рост инвестиций в экономику.

Высокая стоимость заёмного капитала, формировавшаяся в экономике страны на протяжении длительного периода.

Высокая стоимость банковского капитала в настоящее время формирует высокие риски, не создаёт условия расширения инвестиций в экономику. Анализ финансового состояния предприятий позволяет судить о сложном положении российских компаний [4].

Приоритетным звеном финансовой системы является частный сектор - основное звено финансовой системы страны. Изъятие денег из экономики с целью создания "подушки безопасности" в случае возникновения очередного мирового кризиса губительно для экономики страны.

Структурное переформатирование инвестиционной политики в частный сектор -главная задача, решение которой обеспечит: рост национальной экономики, увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП, развитие государственно-частного партнёрства.

Развитие частного сектора позволит решить и главную проблему - обеспечить условия роста доходов и накоплений населения страны. Согласно данным ВШЭ и Института исследований и экспертизы ВЭБа, всего 3 % россиян (4,5 млн чел.) контролируют 89 % всех финансовых активов, 92 % всех срочных вкладов и 89 % всех наличных сбережений в нашей стране [5]. Проведённые в 2018 г. исследования показывают, что около 50 % всех вкладов населения страны приходится на банки Москвы и Санкт-Петербурга [6].

Одно из содержательно-стратегических направлений ускоренного развития страны - инвестиционная политика, основанная на новом прогрессивном подходе, в основе которого лежит принцип обеспеченности авансированного капитала денежными потоками от реализации проекта.

Развитие экономики невозможно без инвестиций, направляемых на воспроизводство капитала с целью обновления материально-технической базы, наращивания объёмов производства, освоения новых видов деятельности, развития рыночной инфраструктуры. В прогнозе Минэкономразвития на 2020-2030 гг. предусмотрено наращивание инвестиционной активности, но только в конце прогнозируемого периода и доведение уровня накопления до 30 % от ВВП, что значительно ниже показателя Индии 2006 г., одного из членов БРИКС. КНР опережает примерно в 14 раз Россию по технико-технологическим зонам, задающим вектор инновационного развития экономики. Это ещё раз подтверждает необходимость наращивать инновационный потенциал, ускорять принятие инвестиционных решений.

Инвестиционная деятельность представляет собой один из наиболее важных аспектов социально-экономической политики государства и успешного функционирования элементов финансовой системы. Потребность в проектном финансировании, как неотъемлемой части инвестиционной политики для развития экономики, решения социальных вопросов, осуществления национальных проектов приобретает особое значение, обусловленное качественными изменениями экономических процессов в России, глобализацией мировой экономики.

Проектное финансирование является прогрессивной формой ведения инвестиционной деятельности и предполагает принципиально новый механизм привлечения средств: под будущие денежные потоки. Особенность денежных отношений при этой форме заключается в том, что обеспечением источников финансирования проекта выступают будущие денежные потоки, формирующие прибыль (доход) экономического субъекта в результате успешной реализации проекта. Реализация проекта - свидетельство эффективной работы участников проекта -инициаторов проекта; проектной организации; подрядчиков; консультантов;

поставщиков; страховых компаний; инвесторов; покупателей товаров (услуг) и других субъектов. С целью получения финансирования создаётся проектная компания в виде отдельного юридического лица. Точность смоделированного объекта определяет прозрачность и оптимальность поступления денежных средств при реализации проекта, снижение распределённых рисков между участниками проекта.

На практике выделяют следующие проблемы, которые требуют особого внимания:

> выбор наилучшей структуры проекта и подготовка бизнес-плана. Во многих бизнес-планах основное место отводится маркетинговому и финансовому обоснованию;

> подготовка информационного и инвестиционного меморандумов и поиск инвесторов;

> организация технологической и инженерной экспертиз;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> мероприятия по снижению затрат;

> определение направлений взаимодействия организаторов и кредиторов;

> решение правовых вопросов и др.

Проектное финансирование определяет возможность реализовать качественно новый технологический формат, охватывающий определённые звенья экономики. Изменение функционального содержания экономических субъектов в условиях технологической парадигмы предъявляет высокие требования к качественному изменению инфраструктуры экономики страны. Проектное финансирование - важный элемент, без которого невозможно системно преобразовать экономику, обеспечить её рост.

В России проектное финансирование как прогрессивная форма, определяющая и задающая вектор развития экономики, не нашла практического применения. Академик Виктор Ивантер дал объективную оценку состояния ПФ в России. Он отметил: "В 2014 г., когда экономисты-академики встречались с президентом, обсуждался вопрос о проектном финансировании. Проектное финансирование очень принципиально для экономического роста. Прошло пять лет. У нас есть проектные офисы, у нас есть инструкции, у нас только нет проектного финансирования. Как не было, так и нет. Значит, просто нужно сделать то, что решили" [7].

Исследование российского рынка инвестиций позволяет выделить основные проблемы, сдерживающие развитие проектного финансирования:

> Выделение денежных средств на длительный период времени.

> Осторожность ведения бизнеса.

Один из барьеров, стоящих на пути внедрения новых технологий, - страх неопределённости. Лидеры российского бизнеса наращивают выручку, но не наращивают инвестиции.

> Отсутствие мотивации компаний в инвестировании и взаимопонимания в вопросах инвестиционной политики государства и бизнеса.

Крупнейшие компании России вдвое увеличили темпы роста выручки в 2018 г., показал рейтинг РБК. Однако предприятия не инвестируют, а копят деньги на счетах -отношение инвестиций к ВВП находится ниже уровня 2011 г. [8].

> Широкий круг участников проекта, что требует длительного периода согласования вопросов.

> Требуется значительная сумма вложения денежных средств заказчиком (от 25 до 40 %) от стоимости проекта для последующего получения ссуды банка (при отсутствии других источников финансирования). При этом кредит предоставляется на стадии освоения (строительства) объекта.

> Значительная стоимость отклонения показателей при расчёте финансово-коммерческой эффективности проекта - 20-30 %. В развитых странах эта величина составляет 5-10 %.

> Отсутствие соответствующих знаний и опыта у участников проекта.

Проектное финансирование должно являться неотъемлемой составной частью в

решении социально-экономических задач по реализации национальных проектов. Согласно указу президента (от 07.06.2018.), правительством разработаны национальные проекты по двенадцати основным направлениям развития страны до 2024 г. Основная их цель - улучшение социальной и экономической ситуации в РФ, а также повышение качества жизни.

Бюджет национальных проектов РФ до 2024 г. оценивается в 25,7 трлн руб., из них 13,158 трлн руб. будет выделено из федерального бюджета, 7,515 трлн руб. - из внебюджетных источников. Расходы региональных бюджетов на реализацию нацпроектов оцениваются в 4,9 трлн руб. [9].

Проведённый экспресс-анализ финансирования нацпроектов в 2019 г. выявил следующие проблемы:

> низкие темпы освоения финансирования. Заключение соглашений с подрядчиками происходит после поступления средств в бюджеты. На практике процедура согласования и утверждения проекта должна проходить по нацпроектам после принятия законодательных актов;

> более 40 % субсидий субъектам РФ, необходимых для реализации нацпроектов в 2020-2021 гг., не распределены. Андрей Макаров, председатель комитета по бюджету и налогам, объяснил, что министерствам и ведомствам выгодно держать регионы на "коротком поводке". Это делается потому, что так главным распорядителям бюджетных средств удобнее [9].

Министерства и ведомства собственные интересы ставят выше интересов большой части населения страны. Региональные проблемы для них имеют второстепенное значение, отсутствует межведомственное взаимодействие по реализации отдельных госпрограмм из-за большого количества участников [10].

Эти проблемы напрямую связаны и с развитием ПФ в России. ПФ - наиважнейший элемент системного преобразования и развития экономики России. ПФ позволяет ликвидировать сложившийся стереотип мышления, основанный на решении вопросов инвестирования после поступления денег. В основе ПФ заложен спусковой механизм ускорения и роста национальной экономики. Предусмотренные источники финансирования (денежные средства) проекта обеспечиваются денежными потоками. По сути, авансированная стоимость капитала, заложенная в проекте, обеспечивает возврат и прирост капитала в денежной форме, сокращение временного лага реализации проекта. Содержание механизма ПФ создаёт условия перехода от точечного финансирования к сквозному финансированию инфраструктуры, смены формата денежно-кредитного и финансового регулирования.

Государство, являясь основным субъектом реализации национальных проектов и других крупных проектов, для ускорения процесса их реализации должно заранее создать резерв специализированных компаний, финансовых институтов - участников проекта, компетентных экспертов.

Список использованных источников

1. Инвестиции в России. 2019: Стат.сб. / Росстат. - М., 2019. - 228 с. -Федеральная государственная служба статистики: Официальный Интернет-сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/folder/210/document/13238 (дата обращения 23.01.2020).

2. Инвестиции в России - требуется перезагрузка: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/ investicii-v-rossii-trebuetsya-регв7адги7ка-20181225-140927 (дата обращения 23.01.2020).

3. DoingBusiness: Оценка Бизнес Регулирования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org (дата обращения 27.01.2020).

4. Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 40). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.iep.ru/ ru/publikatcii/publication/rossiyskaya-ekonomika-v-2018-godu-tendentsii-i-perspektivy-vypusk-40.html (дата обращения 21.01. 2020).

5. Огородников О., Ремизов М. Страна нищих капиталистов // Эксперт. - 2019. -№ 18-19(1118). - С. 16.

6. Банк России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 21.01.2020).

7. Ивантер Виктор. "Запустить экономический рост можно без инвестиций". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://freeconomy.ru/sovet-ekspertov/viktor-ivanter-zapustit-ekonomicheskij-rost-mozhno-bez-investitsij.html (дата обращения 23.01. 2020).

8. Команда РБК // РБК. - 2019. - № 10(151). - С. 16.

9. Национальные проекты Российской Федерации до 2024 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.er-duma.ru/news/andrey-makarov-sredstva-vydelyaemye-na-natsionalnye-proekty-dolzhnyraskhodovatsya-effektivno-i-v-sr/ (дата обращения: 23.01.2020).

10. Черненко В.А. Финансовая политика: проблемы выхода на траекторию роста // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - № 6. - С. 125-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.