Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №11/2020
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ASSESSMENT OF INVESTMENT SUPPORT FOR INNOVATIVE RENEWAL OF THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION
УДК 338.1
Вологдин С.С.,
магистр экономики
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Россия, г. Москва
Vologdin S. S., [email protected]
Аннотация
Статья посвящена исследованию обеспеченности инвестиционными ресурсами инновационных процессов в экономике России. Приводится анализ динамики основных показателей инновационной деятельности национальной экономики. Автором рассмотрена структура и динамика инвестиций в основной капитал и инвестиций в нефинансовые организации, для оценки инвестиционного обеспечения экономики. В дополнение к этому приведена оценка инвестиционного запрос сферы НИОКР. Рассматривается понятие инновационного обновления основного капитала и формулируется
инвестиционный запрос необходимого объёма инвестиций для реализации данной концепции в федеральном масштабе. В итоге автор приводит оценку возможности банковской системы обеспечить данный объём инвестиционного запроса.
Annotation
The article is dedicated to the study of the availability of investment resources for innovative processes in the Russian economy. The analysis of the dynamics of the main indicators of innovation activity of the national economy is given. The author considers the structure and dynamics of investments in fixed assets and investments in non-financial organizations to assess the investment support of the economy. In addition, an assessment of the investment potential of the R & d sector is provided. The concept of innovative renewal of fixed capital is considered and an investment request for the necessary amount of investment for the implementation of this concept on a Federal scale is formulated. As a result, the author gives an assessment of the banking system's ability to provide this volume of investment request.
Ключевые слова: управление инновациями, инвестиционное обеспечение, модернизация экономики, инновационное развитие, инвестиционные процессы, инновационное наполнение инвестиционного процесса.
Keywords: innovation management, investment support, economic modernization, innovative development, investment processes, innovative content of the investment process.
Инвестиционное обеспечение является предопределяющим фактором роста национальной экономики, создающим фундамент инновационного развития.
На современном этапе недостаток основного и оборотного капитала, в купе с низкой доступностью инвестиционных ресурсов являются основными причинами замедления темпов роста экономики [8, с. 111-123].
Этот вывод актуален как для макро, так и для микроуровня: недостаточный объём инвестиционных ресурсов среди собственных средств и высокий порог входа использования заёмного финансирования отмечают руководители предприятий и организаций в качестве фактора, препятствующего экономическому развитию [19, с. 13].
Главное противоречие национальной инвестиционной политики на текущем этапе: сдерживание инвестиционного наполнения инновационного процесса уровнем спроса на углеводороды, в связи с использованием сырьевой ренты в качестве источника денежных средств для инвестиций в инновации [7, с. 39].
Таблица 1. Основные показатели инновационной деятельности в
экономике России
2015 2016 2017 2018
Объём инновационных товаров, работ, услуг, млн руб 3 843 428,7 4 364 321,7 4 166 998,7 4 516 276,4
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 8.40% 8.50% 7.20% 6,50%
Затраты на технологические инновации, млн руб 1 200 363.8 1 284 590,3 1 404 985.3 1 472 822,3
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 2,60% 2,50% 2,40% 2,14%
Прирост числа действующих патентов, % 4,00% 3,00% 4,00% 5,00%
Доля расходов на гражданскую науку из средств федерального бюджета, % 2,81% 2,45% 2,30% 2,52%
Основные показатели развития инновационной активности в российской экономике приведены в таблице 1. Здесь стоит заметить уровень внутренних затрат на исследования и разработки в Российской Федерации, объём которых в номинальных ценах с 2015 года вырос в 2018 году до 1,02 трлн. руб., что составляет рост на 12,4% за 3 года, в среднем на 4,1% в год и имеет тенденцию к стагнации, а отношение данного показателя к ВВП снизился с уровня 1,1% ВВП в 2015 году, до 1% ВВП в 2018 году [11]. Также стоит заметить устойчивую тенденцию к снижению удельного веса организаций,
осуществляющих технические инновации, в общем числе обследованных организаций по данным Федеральной службы государственной статистики: в 2010 году данный показатель составил 7,9%, в 2015 году - 8,3%, в 2018 году - 7,3%, что в 5 раз ниже данного показателя в ведущих странах [18].
Таким образом, на основе данной таблицы мы делаем вывод о низком уровне инвестиционной активности в инновационной деятельности в связи со стагнацией либо трендом падения основных показателей инновационной деятельности в экономике.
В настоящий момент федеральный бюджет является основным действующим лицом, в процессе финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки (рис. 1), в соответствии с перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [1, ст. 4168].
Таким образом, перед нами встаёт закономерный вопрос: какой объём инвестиций необходим в НИОКР, для реализации стратегии догоняющего роста и перехода к опережающему. Рассмотрим страны с высочайшим уровнем инвестиций в НИОКР. С 2000 года общие глобальные расходы на НИОКР выросли более чем в три раза в текущих ценах, с $676 млрд до $2,0 трлн в 2018 году и главным лидером здесь является США, которые инвестировали 28% от данной суммы [3]. Для примера рассмотрим в таблице 2 лидеров по показателю Индекса глобальной инновации 2019 года: Швейцария, Швеция, США, Нидерланды, Китай и Тайвань и сравним долю расходов на НИОКР в ВВП [5].
Здесь мы видим, что на текущий момент затраты на НИОКР в России составляют 1,3% ВВП, тогда как средний показатель стран из данного набора лидеров индекса глобальных инноваций составляет 3,4% ВВП.
Считаем, что данный объём позволяет реализовывать стратегию догоняющего развития, тогда как в идеальных условиях необходима резкая активизация данных затрат и для дальнейших рассуждений воспользуемся простым расчётом, чтобы определить необходимый для активизации инновационной активности в экономики объём инвестиций, равный 3,5% ВВП России.
500000.0 450000.0 400000.0 350000.0 300000.0 250000.0 200000.0 150000.0 100000.0 50000.0 0.0
Источники финансирования внутренних затрат на научные исследования разработки, млн. руб.
|»|. 1 |||. 1 1.1.
2013
2014
2015
2016
2017
|||
2018
■ Из средств бюджетов ■ Собственных средств организаций
■ Организаций гос сектора ■ Средства оргинизаций предпринимательского сектора
■ Прочих источников
Рисунок 1. Источники финансирования внутренних затрат на научные исследования и разработки
Так как актуальный набор данных имеется на 2018 год, расчёты будем производить исходя из значений 2018 года в текущих ценах. По данным Всемирного банка ВВП России в 2018 году составил 1658 млрд. долл. и 3,5% ВВП будет составлять 58,1 млрд. долл. или 4,2 трлн., таким образом, необходимо будет довести объём инвестиций с 1,12 трлн. руб. до 4,2 трлн. руб.
Если говорить об инвестиционном процессе в целом, то инвестиций недостаточно не только для развития инновационной сферы, но и для внедрения инноваций в уже развитых сферах экономики - существующих
обрабатывающих и производственных предприятиях, сфере услуг. Ведь инновационное развитие состоит не только в развитии инновационных отраслей: телекоммуникации, интернета, аддитивных технологий и т.д., а внедрении инноваций и повышения эффективности функционирования всех отраслей. Также учитывая износ 75% основных фондов предприятий промышленности, данная проблема приобретает двойную актуальность [4, с. 49].
Таблица 2. Доля затрат на НИОКР в общем объёме ВВП в 2018 году в номинальных ценах, млрд. долл.
Затраты на НИОКР, млрд до л л ВВП, млрд долл Доля затрат на НИОКР в ВВП
США 581,6 20540 3%
Китай 554,3 13610 4%
Тайвань 43,1 590 7%
Россия 20,8 1658 1%
Нидерланды 21н5 914 2%
Швейцария 19,1 702 3%
Швеция 18Д 551 3%
Анализ структуры инвестиций в нефинансовые активы (табл. 3) по источникам финансирования показал, что за период с 2012 по 2019 г. Обновление основного капитала финансировалось в основном за счет собственных средств (57,1%), бюджетных средств (15,8%), кредитов и заемных средств других организаций (около 13%). На долю иностранных инвестиций приходилось менее 0,5% вложенных средств. В 2019 году объём ВВП России составил 109,36 трлн. руб., объём инвестиций в основной капитал - 19,31 трлн. руб. или 17,6%.
Все вышесказанное свидетельствует об актуальности исследования проблем инвестиционного обеспечения обновления основного капитала по преимущественно инновационному типу.
Основываясь на анализе структуры инвестиций в основной капитал, можем сделать вывод о ограниченных возможностях государственного сектора по расширению инвестиций в основной капитал. При этом мировая практика показывает, что при существенном росте объёма инвестиций частного сектора, возможно добиться более высоких показателей экономического роста [12, с. 9].
Мы можем наблюдать высокую волатильность показателя доли инвестиций в ВВП Российской Федерации. Однако заметим, что даже экстремумы данного показателя на графике являются недостаточным уровнем инвестиций для обеспечения стабильного экономического роста, в связи с высоким уровнем износа основного капитала предприятий. В 2019 году показатель отношения инвестиций к ВВП составил 23,1%, при том, что в развивающихся странах этот показатель в среднем составляет 33%, в Китае 45,3%, а в развитых странах 22% [6, с. 13].
Таблица 3. Структура инвестиций в нефинансовый капитал (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.
2012 2013 2014 2015 2010 2017 2013 2019
Инвестиции в основной капитал-всего 9595.7 10066 10379,6 10496,3 11202,5 12262,2 13640,7 14245,5
собственные средства 4274,6 4549,9 4742,3 5271,1 5750,7 6290,7 7229,5 3132,5
привлеченные средства 5321.1 5515,3 5637,3 5225,2 5531,3 5971,5 6411,2 6113,0
из ник:
кредиты банков 306,3 1003,6 1090,7 349,9 1174,5 1370,1 1531,1 1242,2
заемные средства других организаций 533,2 626,1 660,1 701,0 674,4 662,9 502,9 641.0
инвестиции из-за рубежа 76,4 88,0 120,4 06,7 95,0 06,5 64,4
бюджетные средства 1712,9 1916,3 1761,3 1922,7 1356,7 2003,4 2035,3 2249,4
средства государственных внебюджетных фондов 33,3 27,9 24,0 27,3 27,3 24,5 27,4 29,6
прочие 1920,9 1570,6 1636,0 1269,6 1371,0 1414,0 1613,9 1354,4-
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», к концу периода необходимо увеличить объем капиталовложений до 25% от ВВП в среднесрочной перспективе,
ввиду того что инвестиции в основной капитал являются важнейшим компонентом устойчивого экономического роста [2, ст. 2817].
Таким образом, необходимо реализовать рост инвестиций в инновационное обновление основного капитала на 1,9% ВВП за 4 года, по 0,475% ВВП или 7,8 млрд. долл. 577 млрд. руб. в год., что позволит дополнительно ускорить рост общего объёма инвестиций в основной капитал на 4% в год.
Совокупная оценка необходимого объёма инвестиционного обеспечения инновационного обновления основного капитала предприятий и инвестиций в инновационную сферу составляет по расчётам автора 5,388 трлн. руб. или 4,4% ВВП до 2024 года, по +1,1% ВВП в год дополнительно или 17,5 млрд. долл. или 1,3 трлн. руб. в год именно в форме инвестиций в программы поддержки инновационного обновление основного капитала коммерческими организациями.
В данных расчётах мы не учитываем средства из национальных проектов в связи с вероятностью сокращениях их объёмов и перенаправлению данных средств на антикризисные меры восстановления экономики после возникшего в результате коронавирусной инфекции экономического спада.
Соответственно, теперь перед нами встаёт вопрос - может ли банковская система России обеспечить данные потребности в инвестициях.
По итогам 2018 года совокупные активы банковского сектора выросли до 94 трлн рублей, что соотносится с порядка 1,3 трлн. долл. [16, с. 14].
Также не стоит забывать о ресурсе Фонда национального благосостояния, объём которого на апрель 2020 года составляет 12,855 трлн. руб. или 165,3 млрд. долл., который также может являться частью ресурса для активизации инвестиционной деятельности в национальной экономике [13].
Поэтому мы можем сделать вывод, что необходимые для инвестиционного рывка ресурсы потенциально присутствуют в финансовой системе России, даже без необходимости реализации кардинальных преобразований в структуре инвестиционного процесса.
При этом, ведущую роль здесь, по нашему мнению должен играть именно Банк России, так как существует успешный зарубежный опыт осуществления активной государственной инвестиционной политики посредством изменения организационной, управленческой и функциональной структуры Центральных банков и специализированных банковских учреждений.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. №28 от 11 июля 2011 года. - Ст. 4168.
2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации №20 от 14 мая 2018 года. Ст. 2817.
3. Global Research and Development Expenditures: Fact Sheet [Электронный ресурс] // Congressional Research Service, 2020. URL: https://fas.org/sgp/crs/misc/R44283.pdf (Дата обращения: 16.09.2020).
4. Вылегжанина В.А. Росляков В.Е. Проблема высокой степени износа основных средств на обрабатывающих предприятиях в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №12-2. -С. 49.
5. Глобальный индекс инноваций [Электронный ресурс] // ИАА Центр гуманитарных технологий, 2020. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info (Дата обращения: 16.09.2020).
6. Григорьев Л.М., Макарова Е.А. Норма накопления и экономический рост: сдвиги после Великой рецессии // Вопросы экономики. - 2019. - №. 12. - с. 12-14.
7. Ермошина Т.В. Инвестиционное обеспечение инновационной экономики // Вопросы инновационной экономики. 2018. - Т. 8. - №1. - С. 3942.
8. Кормишкина Л.А., Юленкова И.Б. Финансирование инвестиционного процесса в Российском бизнесе: оценка, тенденции, проблемы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 3(33). - с. 111-123.
9. Кузык, Б.Н. Стратегия инновационного прорыва России на основе долгосрочного прогноза инновационно-технологического развития / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - Москва: Институт экономических стратегий, 2004. - 43 с.
10. Кушлин В.И., Инновационное наполнение инвестиционной политики: монография / Кушлин В.И., Фоломьев А.Н., Иванов В.В., Иванов О.В., Плетнев К.И. Капитонов И.А., Устенко В.С.; отв. ред. В.И. Кушлин -М.: Проспект, 2016. - 240 с.
11. Наука и инновации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2020. URL: https://www.gks.ru_folder/14477 (Дата обращения: 16.09.2020).
12. Николаев И.А. Инвестиции как источник экономического роста // Общество и экономика. - 2019. - №5. С. 9.
13. Объём фонда национального благосостояния [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. URL:
https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/?id_65=27068-obem fonda natsionalnogo blagosostoyaniya (Дата обращения: 16.09.2020).
14. Основные показатели инновационной активности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://gks.ru/storage/mediabank/innov-n16.xls (Дата обращения: 16.09.2020)
15. Отношение инвестиций в НИОКР к ВВП [Электронный ресурс] \ The World Bank Data \ URL: https://tcdata360.worldbank.org/indicators/inv.all.pct?
country=CHN&indicator=345&countries=JPN,ARE,USA,RUS&viz=line_chart&y ears=2019. - (Дата обращения: 06.04.2020).
16. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2018 году. М.: Банк России, 2019. С. 14.
17. Сулакшин С.С. Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд (ГВИКФ): восстановление монетизации и инвестиционная подкачка развития экономики России. Монография. 3-е изд. испр. и доп. — М.: Наука и политика, 2016. - С. 112-115.
18. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, по Российской Федерации, по видам экономической деятельности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2020. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/innov-n2.xls (Дата обращения: 16.09.2020).
19. Шатакишвили К.Э. Обзор банковского сектора в Российской Федерации. // Colloquium-journal. 2020. №6 (58). С. 13.
Literature
1. The decree of the President of the Russian Federation dated 7 July 2011 № 899 "On approval of priority directions of development of science, technologies and technics in Russian Federation and list of critical technologies of
the Russian Federation" // collected legislation of the Russian Federation. No. 28 of July 11, 2011. - Article 4168.
2. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of may 7, 2018 "on national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" / / Collection of legislation of the Russian Federation No. 20 of may 14, 2018. Article 2817.
3. Global Research and Development Expenditures: Fact Sheet [Electronic resource] / / Congressional Research Service, 2020. URL: https://fas.org/sgp/crs/misc/R44283.pdf (accessed: 16.09.2020).
4. Vylegzhanina V. A. Roslyakov V. E. the Problem of high wear of fixed assets at processing enterprises in Russia / / international journal of Humanities and natural Sciences. 2018. No. 12-2. - P. 49.
5. Global innovation index [Electronic resource] / / IAA center for humanitarian technologies, 2020. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info (accessed: 16.09.2020).
6. Grigoriev L. M., Makarova E. A. accumulation Rate and economic growth: shifts after the great recession // Economic issues. - 2019. - no. 12.
7. Yermoshina T. V. Investment support of innovative economy // Issues of innovative economy. 2018. - Vol. 8. - No. 1. - Pp. 39-42.
8. Kormishkina L. A., Yulenkova I. B. Financing of the investment process in Russian business: assessment, trends, problems // Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2014. - № 3(33). - c. 111-123.
9. Kuzyk, B. N. Strategy of innovative breakthrough in Russia based on a long-term forecast of innovative and technological development / B. N. Kuzyk, Yu. V. Yakovets. - Moscow: Institute of economic strategies, 2004, 43 p.
10. Kushlin V. I., Innovative content of investment policy: monograph / Kushlin V. I., Folomyev A. N., Ivanov V. V., Ivanov O. V., Pletnev K. I. Kapitonov I. A., Ustenko V. S.; ed. V. I. Kushlin-M.: Prospect, 2016. - 240 p.
11. Science and innovation [Electronic resource] / / Official website of the Federal state statistics service, 2020. URL: https://www.gks.ru folder/14477 (accessed: 16.09.2020).
12. Nikolaev I. A. Investment as a source of economic growth // Society and economy. - 2019. - no. 5. P. 9.
13. Volume of the national welfare Fund [Electronic resource] / / Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. URL: https://www.minfin.m/m/perfomance/nationalwealthfund/statistics/?id_65=27068-obem_fonda_natsionalnogo_blagosostoyaniya (accessed: 16.09.2020).
14. Main indicators of innovation activity in the Russian Federation [Electronic resource] / / URL: https://gks.ru/storage/mediabank/innov-n16.xls (accessed: 16.09.2020)
15. the Ratio of investment in R & d to GDP [Electronic resource] \ The World Bank Data \ URL: https://tcdata360.worldbank.org/indicators/inv.all.pct? country=CHN&indicator=345&countries=JPN,ARE,USA,RUS&viz=line_chart&y ears=2019.- (accessed: 06.04.2020).
16. Report on the development of the banking sector and banking supervision in 2018. Moscow: Bank of Russia, 2019. P. 14.
17. Sulakshin S. S. State extra-budgetary investment and credit Fund( GVIKF): restoration of monetization and investment pumping of the Russian economy development. Monograph. 3rd ed. ISPR. Moscow: Science and politics, 2016, Pp. 112-115.
18. The Share of organizations that implement technological innovations in the total number of surveyed organizations in the Russian Federation, by type of economic activity [Electronic resource] / / Official website of the Federal state statistics service, 2020. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/innov-n2.xls (accessed: 16.09.2020).
19. Shatakishvili K. E. Review of the banking sector in the Russian Federation. // Colloquium-journal. 2020. No. 6 (58). P. 13.