Рис. 5. Схема автоматизации учёта технологической щепы: 1 -воздуходувная машина; 2 - питатель; 3 - датчик давления; 4 - блок сравнения; 5 - ЭВМ; 6 - датчик влажности
Использование датчика влажности щепы позволяет автоматизировать контроль этого технологического параметра, необходимый для управления последующими процессами дефибрирования и управления варочными котлами целлюлозно-бумажного производства.
Библиографический список
1. Петровский В.С., Данилов А.Д.
Автоматизация технологических процессов и производств в деревообрабатывающей отрасли: учебник. Воронеж: ГОУ ВПО «ВГЛТА», 2010. 432 с.
2. Тюриков П.Ф. Автоматическое управление на пневмотранспорте: монография. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1989. 152 с.
3. Петровский В.С. Теория автоматического управления: учебное пособие. Воронеж: ГОУ ВПО «ВГЛТА», 2010. 247 с.
DOI: 10.12737/1788 УДК 338.28
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
заведующая кафедрой мировой и национальной экономики, доктор экономических наук,
профессор Е. А. Яковлева проректор по науке и инновациям, заведующий кафедрой механизации лесного хозяйства и проектирования машин, доктор технических наук, профессор М. В. Драпалюк аспирант кафедры мировой и национальной экономики В. В. Быстрянцев ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» [email protected], т^ае! 1 @yandex.ru, [email protected]
В результате планомерно проводимой государственной политики созданы законодательные и организационные условия развития национальной инновационной системы. Функционируют структуры, ответственные за предоставление предпосевных и посевных инвестиций, венчурного финансирования, создана правовая база инновационного центра «Сколково», призванного стать интегратором отечественных инновационных компаний в зарубежное инновационное сообщество. В значительной мере облегчено применение в коммерческих целях разработок, созданных на базе государственных научных структур и вузов. Инновационное развитие страны признано приоритетом на высшем политическом уровне и нашло отражение в управленческих структурах на уровне Президента и Правительства России [1].
Внимание государства к проблеме стимулирования инноваций и повышению инновационной активности организаций, вузов и институтов в последние несколь-
ко лет очевидно усиливается. Если в Российской Федерации на финансирование науки отводилось 0,24 % ВВП в 2000 году, а уже в 2010 году эта цифра возросла в 2 раза, превысив уровень стран ЕС (табл. 1). В тоже время рост финансовой составляющей в стимулировании инновационной активности хотя и важный, но не единственный путь. Не менее важна роль информационной насыщенности рынка, соответствующей интересам, в первую очередь, инновационных компаний и отдельных новаторов и проявляющейся в возможности потенциальных инвесторов, готовых вложить деньги в инновационные проекты, оперативного и вместе с тем углубленного ознакомления с последними.
Безусловно самым простым и эффективным способом получения информации о инновационных предложениях и проектах, реализуемых в рамках отдельного региона или отраслевого сегмента служит сеть Интернет.
Если еще 10 лет назад Воронежская
Таблица 1
Финансирование науки из средств федерального бюджета [2]_
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Расходы федерального бюджета, млн. руб. 17396 76909 97363 132703 162115 219057 237656
в том числе:
на фундаментальные исследования 8219,3 32025,1 42773,4 54769,4 69735,8 83198,1 82173
на прикладные научные исследования 9177,1 44884,2 54589,8 77934,0 92380,1 135859 155482
в процентах:
к расходам федерального бюджета 1,69 2,19 2,27 2,22 2,14 2,27 2,35
к валовому внутреннему продукту 0,24 0,36 0,36 0,40 0,39 0,56 0,57
область относилась к регионам со средним инвестиционным потенциалом, умеренным уровнем инвестиционного риска и вышесреднего объемом инвестиций, то в 2011 году Воронежская область продемонстрировала один из лучших показателей роста инвестиций - по сравнению с 2005 г. объем инвестиций вырос более чем в 4,3 раза.
Приняты нормативно-правовые акты, стимулирующие привлечение частных инвестиций в экономику региона, и, прежде всего, в модернизацию существующих и
исследованиями и разработками, на конец 2009 и 2011 года лидирует Воронежская область. В отстающих по этим критериям числится Липецкая область. С высокой долей уверенности можно констатировать, что Воронежская область отличается не только интеллектуальным капиталом, но и имеет более высокий потенциал к его росту.
Научные исследования ведут 65 ор-
создание новых производств на инновационной технической и технологической основах.
Опираясь на материалы статистических ежегодников по областям ЦЧР нетрудно проследить, каков инновационный потенциал Воронежской области (табл. 2).
По ряду важнейших критериев оценки: по числу предприятий, занятых инновационными разработками и производящими инновационную продукцию, численности аспирантов, количеству персонала, занятого
ганизаций, в которых, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в конце 2009 года работало более 700 докторов и свыше 3500 кандидатов наук. В рамках государственной поддержки реализации инновационных проектов Воронежской области совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российским фондом
Таблица 2
Инновационный потенциал областей ЦЧР за 2011 г. [3, 4, 5]
Регион Численность населения, тыс. чел. Число организаций, выпол-няявших исследования и разработки, шт. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, чел. Численность аспирантов наконец года, чел. Затраты на технологические инновации, млн. руб. Доля персонала, занятого исследованиями в общей доле населения, тыс. чел Доля аспирантов в общей доле населения, тыс. чел
Белгородская область 1532,5 16 1189 1295 871,1 0,78 0,85
Курская область 1127,1 15 2944 1242 877,3 2,611 1,10
Воронежская область 2335,4 58 13184 2641 3190,3 5,65 1,13
Липецкая область 1173,5 10 323 592 26413,1 0,28 0,50
Тамбовская область 1092,0 22 1665 1159 871,1 1,52 1,06
фундаментальных исследований заключены контракты на совместное финансирование выполнения НИОКР на сумму 7,76 млн. рублей. В общей сложности было поддержано свыше 20 инновационных проектов, находящихся как на «посевной» стадии, так и на стадии опытного производства. Это позволило привлечь не только эквивалентную сумму из средств федерального бюджета, но и оказать адресную поддержку конкретным инновационным проектам [6].
Однако дальнейшее развитие инновационной деятельности в Воронежской области требует решения вопросов связанных с повышением инвестиционной привлекательности региона для венчурных инвестиций.
Решение вопроса повышения информационной насыщенности региональной инвестиционной сферы возможно путем создания региональной электронной инвестиционной площадки.
Инвестиционная площадка предполагает масштабную исследовательскую составляющую, которая станет основой для коммуникационной работы. В ее рамках проводится комплекс аналитико-коммуни-кационных работ: форумы, презентации, конкурсы, публикации в СМИ, публичные мероприятия - например, встреча ученых и инвесторов, практически по всем направлениям инновационной активности, так или иначе затрагивающим интересы Воронежской области.
Для области характерны как общие причины, определяющие необходимость создания инвестиционной площадки, так и субъективные особенности, в том числе:
- в регионе пока не созданы условия наибольшего благоприятствования, с одной стороны, для привлечения инвесторов, а, с другой, для динамичного и эффективного развития ведущих секторов областной экономики, в том числе градообразующих предприятий.
- низкая инвестиционная активность в некоторых отраслях связана не с отсутствием перспективных инвестиционных идей, а с неразвитостью инфраструктуры привлечения капитала.
Необходимость создания инвестиционной электронной площадки на уровне Воронежской области не вызывает сомнений.
Во-первых, высокий динамизм предпринимательской среды не позволяет отдельным инвесторам с высокой долей уверенности в эффективной реализации принимать обоснованные управленческие решения в отношении инвестирования в отдельные инновационные проекты.
Во-вторых, разобщенность науки и практики, наличие барьера отчуждения между вузами и предприятиями также не способствует коммерциализации инноваций и успешному инвестированию в современные проекты.
В-третьих, ограниченность информационной доступности по отношению к потенциальным инвесторам, так и к инновационным проектам.
В-четвертых, регион нуждается в инвестициях, в частности, в инновационные проекты, что становится возможным при наличии адекватного информационного обеспечения не только об инновационных проектах и решениях, но и о предоставляемых в этом направлении льготах и при-
оритетах.
На данный момент в сети Интернет существует множество инновационных порталов широкого доступа, созданных в целях соединения инновационных предприятий и идей с потенциальными инвесторами. В тоже время функционально инвестиционная электронная площадка в Воронежской области необходима для соединения инвестиционных доноров и реципиентов - в качестве доноров выступают отдельные инвесторы (юридические и физические лица), реципиенты - инновационные компании (юридические лица), инно-ваторы (физические лица).
Электронная инвестиционная площадка будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности воронежских компаний путем внедрения стандартов раскрытия информации, понятных и привычных для инвестиционного сообщества, в том числе иностранных инвесторов.
Функциональная направленность инвестиционной электронной площадки Воронежской области следующая:
- привлечение инвестиций (создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики);
- управление проектами (оформление и сопровождение проектной документации);
- информационное сопровождение (взаимодействие со СМИ, организация конференций, семинаров, виртуальных круглых столов);
- создание инвестиционно-инновационного центра для сотрудничества ученых, инвесторов и предпринимателей;
- информационное обеспечение инвестиционной политики Правительства Воронежской области, консалтинг и экспертиза инвестиционных проектов, организация их презентаций, деловых встреч с инвесторами в целях привлечения российских и зарубежных инвестиций в экономику области;
- консолидация сведений (банк данных) об инновационных продуктах, технологиях, решениях предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций, учебных заведений, творческих коллективов, изобретателей и разработчиков научно-технической продукции, возникших на территории области;
- отбор и экспертиза инноваций, имеющих большой экономический эффект, подготовка инновационных проектов, предложенных для внедрения;
- организация постоянно действующей выставки инновационных проектов, проведение выездных выставок на территории области и за её пределами;
- содействие предприятиям и организациям области в продвижении товаров и услуг, организация рекламных кампаний, издание проспектов, буклетов, информационных листков и других рекламных материалов рекламных материалов.
Структуру инвестиционной электронной площадки отражает рисунок.
Управление и организацию взаимодействия в рамках инвестиционной площадки берет на себя ядро инвестиционной площадки. Оно связывает между собой инвестиционные проекты и инвесторов, гарантируя при этом правовую и экономическую оценку резидентов («Эксперты»), а
также обеспечивает взаимодействие заинтересованных контрагентов путем проведения круглых столов с использованием виртуальной реальности, семинаров, конференций по актуальным экономическим вопросам («Агентство по инновациям и развитию»).
Задачи, решаемые на уровне инвестиционной электронной площадки:
1. Взаимодействие заинтересованных контрагентов (сведение вместе). С точки зрения данной функции, Инвестиционная площадка является «местом встречи» рези-
дентов, заинтересованных в инвестициях и перспективных проектах. Площадка в данном случае гарантирует финансовую состоятельность инвесторов и инвестиционную привлекательность организаций, представляющих свои проекты. По результатам работы предполагается ввести ранжирование вкладчиков и организаций, которое будет определять репутацию резидентов.
2. Маркетинговая. На Инвестиционной площадке данная функция проявляется в организации системы продвижения и сервиса инвестиционных проектов, сайта,
Рисунок. Структурная схема инвестиционной электронной площадки
взаимодействие со СМИ.
3. Информационная. На Инвестиционной площадке будут размещаться сведения о лицах, проектах, фактах, событиях, явлениях и процессах инвестиционной деятельности в регионе; организовываться
проведение семинаров, конференций, виртуальных круглых столов.
4. Оценочная. Позволяет выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности взаимодействия резидентов Инвестиционной площадки.
5. Контрольная. Предполагает проверку точного соблюдения законодательства по экономическим и правовым вопросам, своевременности и полноты выполнения взаимных обязательств инвесторов, и организаций по расчетам, платежам и отчетам. Объектом контрольной функции являются показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
6. Регулирующая. Инвестиционная площадка способна корректировать развитие наиболее важных ключевых отраслей экономики региона и обеспечивать ускорение научно-технического прогресса.
Таким образом, резидентами инвестиционной площадки станут, с одной стороны, перспективные предприятия различных отраслей экономики, с другой - инвесторы, заинтересованные во вложении капитала в такого рода организации.
Экспертиза проектов, выводимых на площадку, будет осуществляться независимыми отраслевыми экспертами в соответствии с мировыми стандартами.
Основной упор в работе площадки будет сделан на подготовку организаций к приему инвестиций и последующему выходу на публичный рынок, включая внедрение стандартов информационной открытости и корпоративного управления, создание системы правовой и инвестиционной экспертизы проектов, предоставление сервисов по маркетингу компаний и высокотехнологичных систем коммуникаций между предпринимателями и инвесторами, стимулирование аналитического покрытия, а также обеспечение, сопровождение заключения и исполнения сделок.
Для организации и эффективного
функционирования инвестиционной площадки необходимо выполнение работ по:
- решению вопроса по ее организации и размещению на базе конкретного института (власти, образования или науки);
- определение источников финансирования и затрат на финансирование функционирования инвестиционно-инновационной площадки;
- разработка информационная «оболочки» инвестиционной площадки;
- определение и информирование состава участников, создание информационного управленческого ядра;
- реклама и продвижение услуг предоставляемых инвестиционно-инновационной площадкой (этап популяризации);
- создание системы критериев оценки эффективности функционирования инвестиционной площадки;
- разработка системы контроля за информационной насыщенностью и деятельностью как всего портала, так и его отдельных участников.
Таким образом, среди областей ЦЧР Воронежская область имеет наибольший инновационный потенциал и отличается высоким человеческим потенциалом, в тоже время по объемам инвестиций в технологические инновации существенно уступает Липецкой области, что предопределяет необходимость повышения инвестиционной привлекательности региона. В тоже время для обеспечения инвестиционной привлекательности инновационных продуктов, технологий, решений необходимо создание нового объекта инфраструктуры поддержки инноваций - инвестиционной электронной площадки.
Библиографический список
1. Государственные инициативы в области инноваций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru/researches/gos_ initsiativy/ (дата обращения 15.08.2013).
2. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. М., 2012. 786 с.
3. Тамбовская область в цифрах, 2012: Краткий статистический сборник. Т.: Тамбовстат. 2012. Т17. 134 с.
4. Воронежский статистический еже-
годник. 2011: Стат.сб. / Воронежстат. Воронеж, 2011. 324 с.
5. Статистический ежегодник Курской области. 2012: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2012. 440 с.
6. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 20112015 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://innoros.ru/banner/programm (дата обращения 16.08.2013).