tools. European Management Journal, 2007, Vol. 25, pp. 2.
6. Mollick E.R. People and Process, Suits and Innovators: The Role of Individuals in Firm Performance. Strategic Management Journal, 2012, Vol. 33, Iss. 9
7. Whiddett S., Holliforde S. The Competencies Handbook. Chartered Institute of Personnel (May 1, 1999), 224 p.
8. Pohlova I.V. Model' kompetentsii kak instrument kadrovoy politikoy v organizatsii [The competence model as an instrument of personnel policy in the organization ]. Naukovedenie. [Naukovedenie]. 2014, Issue 5 (24), pp. 162-169 (In Russian).
9. Rossija v cifrah - 2015 g. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Russia in figures - 2015 Federal stats statistics service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main. (In Russian).
10. Richrd E. Boyatzis The Competent Manager: A Model for Effective Performance, Wiley, 1982, 348 p.
11. Rouleau L. & Balogun J. Middle managers, strategic sensemaking, and discursive competence. of Management Studies, 2011, Vol. 4, pp. 5.
12. Spencer L.M., Spencer S.M. Kompetentsii na rabote [Competence at work] translation. Mc ow, 2005, 384 p. (In Russian).
:ПО Московский ry-ук, г. Воронеж, Россий-
Information about auth
Buryanina Oksana Aleksandrovna - Associate Professor ANO VPO Moscow humanitarian and economic Institute, Voronezh Federation; email: [email protected].
DOI: 10.12737/19973 УДК 332
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА СОЗД ИОДДЕРЖ^
Сведения об авторе
Бурятта Оксана Александровна - доцент кафедры менеджмента и рекламы маннтарно-экономический институт Воронежский филиал, кандидат экономе екая Федерация; email: [email protected].
ent of management and advertising of the ranch, PhD in Economics, Voronezh, Russian
1 - ФГБОУ ВО «В
ЕКТОВ ИННОВАЦИОННОИ ИНФРАСТРУКТУРЫ "ГАРТА ПОВ В РЕГИОНАХ РОССИИ О. Г. Гузеева1 еских наук, профессор Е. А Колесниченко2 педагогических наук, доцент Н. Г. Выжимова2 ский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация ПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация
ье обоснована необходимость создания универсального элемента инфраструктуры, максимально учи-ты щего интересы инвесторов и стартапов, а также стимулирующего развитие здоровой конкуренции в иннова-онной сфере - электронной инвестиционной площадки поддержки стартапов (ЭИПС). Исследование посвящено решению проблемы разработки методических положений, организационного и информационно-алгоритмического обеспечения процесса создания (развития) объектов инфраструктуры поддержки инвесторов и стартапов в регионах России, включающих разработку и апробацию инструментария создания (развития) единого информационного электронного ресурса обеспечения взаимодействия предпринимателей, инвесторов, экспертов и органов государственной власти - электронной инвестиционной площадки поддержки стартапов (ЭИПС). Авторами выявлены недостат-
ки имеющейся инновационной инфраструктуры территорий и сформированы требования к структуре и содержанию ЭИПС, полученные на основе многомерного SWOT - анализа и определения недостатков функционирующих инвестиционных интренет-площадок. Предложен механизм разработки стратегических альтернатив и тактического инструментария создания ЭИПС, включающий выявление недостатков имеющейся инновационной инфраструктуры; формирование требования к структуре и содержанию универсального объекта инновационной инфраструктуры; разработку методический инструментария формирования универсального объекта инновационной инфраструктуры; разработка организационного инструментария создания (развития) и развития универсального объекта инновационной инфраструктуры. В статье представлены результаты анализа рисков создания и эффективного функционирования ЭИПС и составлен прогноз эффективности (бюджетной, социальной и экономической) создания и функционирования ЭИПС и доказано, что создание ЭИПС отвечает требованиям достаточности ресурсов, наличию социальной и (с некоторыми допущениями) бюджетной эффективности. Авторами представлены результаты разработки организационного инструментария создания и развития электронной инвестиционной площадки поддержки стартапов: механизм выбора организационно-правовой формы ЭИПС, механизм управления функционированием электронной площадки и алгоритм управления ЭИПС, учитывающий роль каждого управляющего органа, и детерминирующий четкость и последовательность ее функционирования, а также принимающий во внимание эффективную реализацию оперативных, тактических и стратегических задач.
ентарий у
Ключевые слова: стратегия управления, тактика управления, инструментарий управления.
STRATEGY AND TACTICS OF CREATION OF OBJECTS OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF
SUPPORT OF STARTUPS IN REGfbjiS OF RUSSIA O. G. Guzeeva1
DSc in Economics, Professjj^E. A. Kolesnichenko2 PhD in pedagogical. Associate Professor N. G. Vyzhimova2 1 - Federal State Budget Education Institution of Higher EcWfcation «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation 2 - Federal State Budget Education Institution of Higher Professional Education «Tambov State University named after
G.R. Dim^vimV, Tambov, Russian Federation
Abstract
In article need of creation of tWffiftvirsal element of infrastructure which is most considering interests of investors and startups, and also stimulating development of the healthy competition in the innovative sphere - the electronic investment platform of support of startups (EIPS) is proved. Research is devoted to a solution of the problem of development of methodical provisions, organizational and information and algorithmic support of process of creation (development) of infrastructure facilities of support of investors and startups in the regions of Russia including development and approbation of tools of creation (development) of a uniform information electronic resource of ensuring interaction of businessmen investors, experts and public authorities - the electronic investment platform of support of startups (EIPS). Authors have revealed shortcomings of the available innovative infrastructure and the requirements to structure and the maintenance of EIPS received on the basis of multidimensional SWOT - me analysis and definition of shortcomings of the functioning investment intrenet-platfonns are created. The mechanism of development of strategic alternatives and tactical tools of creation of EIPS including identification of shortcomings of the available innovative infrastructure is offered; formation of the requirement to structure and content of universal object of innovative infrastructure; development methodical tools of formation of universal object of innovative infrastructure; development of organizational tools of creation (development) and development of universal object of innovative infrastructure. Results of risk analysis of creation and effective functioning of EIPS are presented in article and the forecast of efficiency (budgetary, social and economic) creations and functioning of EIPS is made and it is proved that creation of EIPS meets the requirements of sufficiency of resources, existence social and (with some assumptions) the budgetary efficiency. Authors have presented results of development of organizational tools of creation and development of the electronic investment platform of support of startups: the me-
chanism of the choice of legal form of EIPS, the mechanism of management of functioning of electronic platform and the control algorithm of EIPS considering a role of each managing director of body, and determining the clearness and sequence of her functioning, and also taking effective realization of operational, tactical and strategic tasks into account. Keywords: strategy of management, tactics of management, tools of management.
Введение
Одной из актуальных проблем на современном этапе хозяйствования является создание и развитие объектов инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие инвесторов и стартапов, что определяется несколькими принципиальными моментами.
Во-первых, недостаточная инновационная активность в некоторых отраслях экономики обусловлена не отсутствием перспективных инвестиционно-инновационных идей, а недостаточностью или неразвитостью инфраструктуры поддержки [1]. К примеру, опыт инновационной деятельности зарубежных стран свидетельствует, что разнила между ключевыми показателями, характеризующими уровень развития малого предпринимательства в России и развитых странах, до сих пор значительна. Количество малых и средних предприятий в России в несколько раз меньше, чем в США, Японии и Франции. Удельный вес малых инновационных предприятий в общей численности малых предприятий России составляет 0,8 %. На долю малых инновационных предприятий приходится около 0,3 % инвестиций в основной капитал и оборота, 0,6 %: тых в сфере малого предпринимательства [2]. Преодолеть это отставание невозможно без ускоренного развития всех звеньев инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства, в том числе институтов инвестиций и венчурного финансирования.
Во-вторых, отсутствие навыков и умений у начинающих предпринимателей и новаторов по оценке их инновационного потенциала и превращения новшеств и идеи в полноценный рыночный продукт во многом связано с тем, что полностью не сформированы институциональные и организационно-правовые условия развития инновационной среды: нет четкой регламентации перехода прав на интеллектуальную собственность, отсутствует единая информационная среда инновационной деятельности, остается низким уровень практической полезности информационных ресурсов с учетом потребностей отдельных типов участников венчурного рынка, в т. ч. начинающих предпринимателей и стартапов [3].
В сложившихся условиях одним из инструментов информационной поддержки физических и юридических лиц, реализующих предпринимательские проекты (стартапов), и инвесторов должна стать электронная площадка. На данный момент в сети Интернет существует множество инновационных порталов широкого доступа, созданных в целях соединения инновационных предприятий и идей с потенциальными инвесторами, однако на региональном уровне необходимы адаптированные инструменты, обеспечивающие эффективное взаимодействие всех заинтересованных участников.
Привлечение инвестиций в экономику регионов является ключевой задачей настоящего времени. В целях оценки состояния предпринимательской среды и выявления стартапов и инвесторов на региональном уровне авторами осуществлен мониторинг регионов РФ на предмет их инвестиционной привлекательности [4]. В качестве основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов, выделены: трудовые, потребительские, производственные, финансовые, институциональные, инновационные, инфраструктурные, природно-ресурсные, туристические.
Вторым не менее важным показателем инвестиционной привлекательности региона является величина инвестиционного риска, который показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них [5].
Рейтинги потенциала и риска тесно взаимосвязаны и имеют обратно пропорциональную зависимость. Совокупный инвестиционный рейтинг российских регионов 2012-2013 гг. представлен на рис. 1 [6].
Таким образом, для территорий России характерен высокий уровень дифференциации по показателю «соотношение инвестиционного риска и инвестиционного потенциала» [7]. В любом случае, можно выделить группы территорий России со сходными характеристиками: наибольший потенциал - наименьший риск (тип 1А); невысокий потенциал - наименьший риск (тип 2А); минимальный потенциал - низкий риск (3А1 и 3А2); наибольший потенциал - достаточный риск (тип 1В); невысокий потенциал - невысокий
Московская область (0,29; 6,08)
^анкт-
:ква (0,19; 35,32)
Тетер бург (0Д7; 5,47) 1В
7?>
77, ж.75
♦ 73^52
ь* -Ж_л
Я 15#!1 ь»*.*""'' фП
зо^ ЗВ2
Б^Т
7%
^В ЗС2
Индекс риска
Рис. 1. Инвестиционный рейтинг росс
риск (тип 2В); минимальный потенциал - невысокий риск (тип ЗВ) - к этому типу относится почти половина субъектов Федерации (всего 47); типы 1С и 2С - соответственно регионы с наибольшим потенциалом^« большим риском и невысоким потенциалом, наибо. шим риском; тип ЗС - невысокий потенциал, наибольший риск тип ЗЭ - специальная группа [8].
Выявленная дифференциация территорий по показателям, характеризующим инвестиционное развитие, во многом обусловлена нехваткой инвестиционных ресурсов, поступающих в экономику как от российских инвесторов, так и от зарубежных. Это, в свою очередь, определено высоким уровнем инвестиционной рисковости по сравнению с другими странами мира.
Методика исследования.
фактором недостаточного объема ин-было отмечено выше, является низкий информированности инвесторов об инвести-ионном климате того или иного региона.
Авторами было выполнено анкетирование стар-тапов, осуществляющих деятельность в Воронежской области [9]. Исходными данными для проведения анкетирования выступали сведения предоставленные ОКУ «АИР», торгово-промышленной палатой г. Воро-
л:
О
г
N
е нскаяРеспубли кэ (0,56; и,42)
онов 2012-2013 гг.
а также материалы сайтов правительства Воро-жской области и департамента экономического раз-1ития Воронежской области. В результате анкетирования респондентов было выявлено, что для реализации проекта 30 % необходимый объем финансирования должен быть в размере до 1 млн. руб., 20 % - от 1 млн. руб. до 3 млн. руб. 25 % - от 4 млн. руб. до 10 млн. руб., 25 % - от 10 млн. руб. и более. Также было определено, что 30 % проектов предположительно окупятся в течение 1 года, 40% опрошенных респондентов предполагают, что их проект окупиться от 1 года до 3-х лет, 30 % проектов окупятся от 3-х до 5лет.
У 20 % опрощенных реализация проектов осуществлялась за счет собственных средств, у 50 % - за счет средств инвесторов и у 30 % - за счет собственных средств и средств инвесторов.
В результате анкетирования выло определено [10], что у 70 % респондентов основной целью создания проектов бала «разработка-старт-продажа», у 20 % - «разработка - старт - управление ростом - развитие -продажа», у 10 % были выявлены другие цели реализации стартапов. Проанализировав потребности респондентов в реализации представленных ими проектов в собранных нами анкетах был сделан вывод, что 35 % опрошенных нуждаются в специализированном обуче-
нии, из них 57 % выявили потребность в обучении проектного управления, а 43 % в обучении оценки инвестиций. Из числа информантов 50 % не нуждаются в обучении специалистов и 15 % затруднились с ответом.
Из числа опрошенных 35 % нуждаются в консультации специалистов по таким вопросам, как налогообложение - 29 %, а 71 % нуждаются в консультации не только по вопросам в налогообложении, но и в сфере нормативно-правового регулирования. 45 % респондентов не имеют необходимости в консультации специалистов.
На вопрос: «Требуется ли Вам доступ к базам (каталогам) инвесторов»- 85 % респондентов ответили положительно, причем 76 % из их числа необходим доступ к региональным, общероссийским и международным базам (каталогам) инвесторов, 6 % -только к региональным базам и 6 % к общероссийским базам, к региональным и общероссийским базам (каталогам) инвесторов необходим доступ 5,57 % опрошенных, 6,43 % - к общероссийским и международным базам (каталогам); 5 % респондентов требуется комплексное сопровождение стартапа только коуч специалистами, 5 % - юристами, 4 % - маркетологами, 9 % - необходимо комплексное сопровождение проекта юристом и маркетологом, 7 % - коуч специалистом и маркетологом, 15 % респондентов необходимо сопровождение стартапов всеми представленными специалистами в анкете (коуч, юрист, бухгалтер, маркетолог); 30 % респондентов испытывают необходимость в «упаковке» проекта, ш них 84 % нуждаются в анализе и всесторонней оценке стартапов, бизнес-плане и схеме их финансирования, анализе рисков и их моделировашшгЬ также в маркетинговом плане развития Г выше перечислег
стартапа и схеме их финансирования.
По результатам анкетирования было определенно, что давиреспондентов наиболее приоритетным видам», формы поддержки инвесторами является фи-нанрова^ так ответили 79 % среди опрощенных, и только 21 % информатов необходима комплексная форма поддержки (финансовая, консалтинговая и ресурсная).
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Элементы инфраструктуры охватывают практи-
ecâ£l6 % нуждаются во всех услугах кроме бизнес-плана
чески все сферы и области интересов инвесторов и стартапов, и это является достоинством системы поддержки. Сформированная система агентств, центров и фондов поддержки стартапов позволяет аккумулировать ресурсы и обеспечивает финансирование различных этапов инновационных разработок начинающих предпринимателей. За истекшие годы получили поддержку и смогли развернуться многие стартапы. Вма-*Ч. сте с тем, существуют следующие недостатки инфраструктуры [11]:
- недоступность объектов инфраструктуры для
I
начинающих предпринимателей;
-негибкие условия предоставления поддержки проектам стартапов (небольшой срок, ограничения по видам затрат и пр.);
-дискретность системы поддержки: сложившаяся система поддержи^ охватывая все фазы инно-
ж
вационного процесса, не способна обеспечить привлечение ресурсов на «раскрутку проектов», начальные шаги по освоению рынка;
- отсутствует долгосрочная государственная сттаиегия\рЮКР, ориентированная на дальнейшее использование научных разработок и инновационных идей (в том числе стартапов) в различных секторах экономики предприятиями различных форм собственности.
Следствием указанного явилась необходимость создания универсального элемента инфраструктуры, максимально учитывающего интересы инвесторов и стартапов.
Авторами проведен анализ наличия в субъектах РФ, инвестиционных интернет-площадок. Первичный анализ инвестиционных площадок включал в себя рассмотрение 19 интернет-сайтов различных округов РФ. В результате проведенного этапа получены следующие выводы [12].
1) установлено, что наличие информации:
- об инвесторах содержат 100 % площадок;
- о проектах (спартапах) 63% площадок;
- об экспертах 31 % площадок.
2) выявлена принадлежность площадок:
- к государственным структурам - 32 %, площадка лидер - «ЗкСколково»;
- к частным структурам - 58 % - площадка лидер «ToWeve»;
- к государственным и частным структурам (смешанная форма - к примеру <^кСколково» и «Инвестиционный потенциал регионов России» - 10 %;
- 9 % принадлежит индивидуальным предпринимателям - «Бизнес партнер.ру».
3) 10 % интернет площадок носят мошеннический характер, что выражается в предложении купить «собственный бизнес» за 2 евро, просьбой оправки 8М5-сообщений на указанный номер и представлением «хайп-проектов». Это такие площадки, как «У1ас1т\с51 - центр бизнеса в сети» и «11еа1-investment.ru».
4) 10 % интернет сайтов отмечается на ряду с представленными инвесторами, наличие услуги менторов - опытных специалистов 1Т рынка, помогающих проекту своими знаниями и опытом - «StartupPoint.ru», стартап-Платформа «11еа1о|рс».
Дана прескрептивная оценка функционирования сайтов инвестиционных площадок с применением ранжирования по степени интереса. В основу оценок положен жизненный цикл товара - от появления его на рынке до роста, зрелости, старения. На основе анализа степени интереса на создание инвестиционных интернет-площадок, инвестирования и прибыльности о' создания данного сайта составлен так называе: ланс выживания по трем видам предоставляе: тов в разрезе рассматриваемой совокупности ев выбора (табл. 1).
На основе баланса вы оптимальным видом ЭИПС которой работают совместно
Выделены принципы вз ров и стартапов на региональном уровне [13]:
- принцип демонополизации инвесторов; принцип конкуренции стартапов;
сотрудничества;
свободы выбора условий предос-
ано. что ощадка, на .1 и инвесторы, одействия инвесто-
:иона-
оценки дея-интернет-площадок субъ-
тавления инвестиционной услуги и ее формы для стартапов;
- принцип надежности и гарантии для стапта-пов в защите их интересов;
- принцип гласности позволяет участникам площадки осознанно решать вопрос о выборе партнеров;
- принцип разграничения функций экспертов и инвесторов;
- принцип компетентности лизма экспертов.
Для осуществлении сравните, тельности инвестиционных
ектов РФ нами привлечены эксперты и осуществлен анализ ранее выявленных сайтов оказывающих услуги старшим и инвесторам по размещению информации и обеспечению их взаимодействия.
В качестве инструмента аналитических процедур и проведения оценки функционирования сайтов, содсйствуюЫих стартапам и инвесторам, нами использован SWOT-анализ.
Для детального анализа выбрано пять интернет-порталов: «Napartner.ru», «Международные инвестиционные проекты» iip.ru, «ToWave.ru», Стартап-Платформа «Realogic» startup-platfonna.ru, «СтартАп Инвест» startup-inves.umi.ru.
С помощью экстраполяции нами была получена финальная матрица SWOT - анализа пяти интернет площадок (табл. 2).
Результаты исследований. Таким образом, для успешного функционирования и развития ЭИСП в ее жизненном цикле с позиции организационно-правовой формы следует выделить два этапа [15]:
- первый этап связан с созданием ЭИСП наполнением первоначальным контентом, стартом или запуском, включая отладку и доводку всех элементов.
Таблица 1
Баланс выживания (баллов)
\ш7
Интернет-сайты на региональном уровне
Степень интереса
Инвестирование
Прибыльность
Сводный показатель
Сайт стартапов и инвесторов
4
4
3
11
Сайт инвесторов
3
Сайт стартаперов
3
3
9
3
2
2
7
Таблица 2
Финальная матрица SWOT - анализа интернет площадок [14]
S СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
1. Наличие диалога стартапов и инвесторов через блог и сообщество
W СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1. Отсутствие данных по реализованным проектам стартапов
2. Содержат международную объемную базу данных инвесторов
2. Нет возможности поиска на разных языках
3. Участие стартапов различных уровней на площадке
3. Недостаточные сведения об инвесторах
-
4. Наличие экспертного заключения (мнения)
4. Отсутствие детальной информации о размерах инвестиционных вложений в проект
5. Применение принципа конкуренции стартапов
5. Удобство и простота регистрации
о возможности
Т УГРОЗЫ
_
1. Объединения интересов инвесторов и стартапов в единую инвестиционную площадку
1. Существенное расширение сети мощных конкурентов
2. Возможность составления инвестиционного контракта
2. Наличие мошенничества на сайт!
3. Наличие банка проектов
3. Технические проблемы в работе вторжений
из-за рекламных
4. Создание успешного бизнеса
4. Невостребованность п]
>стартапов
5. Возможность получения бизнес-образования в необходимой области
5. Отсутствие информа]
дии инвестирования
/Л
I. Данный 1Ж во\ НИР по
переход в режим функционирования, включая продвижение сайга и популяризацию. Считаем необходимым на данном этапе «ввести» электронную инвестиционную площадку в уже имеющуюся некоммерческую организацию. В качестве такой организации предложено Областное казенное учреждение «Агентство по инновациям и развитию» (ОКУ АИР), выбор обусловлен следующими причинами: первых, ОКУ АИР поручено проведение НИР по ЭИПС; во-вторых, у учреждения имеется большой опыт в организации различных программ и создании сайтов, направленных на оказание пЗйщержки начинающим предпринимателям; в-третьих, ОКУ АИР обладает большой информационной базой о резидентах ЭИПС - инвесторах и стартапах, что положительно скажется на функционировании площадки, особенно на этапе ее становления;
- второй этап - этап роста и расширения деятельности Э1е. выход на межрегиональный и международный уровень, на этом этапе происходит не только активное насыщение ЭИСП стартапами и увеличение количества инвесторов, но и переход в новое качество самого ресурса - прямое участие в стартапах путем инвестирования (по принципу ПИФов), проектное управление и др. Некоммерческое партнерство может выступать в качестве организационно-правовой формы функционирования «Электронной инвестици-
онной площадки стартапов» (НП ЭИПС) на данном этапе. Членами НП ЭИПС будут являться как инвесторы, которые готовы финансировать малые компании на ранних стадиях их развития (стартапов) в целях коммерциализации новшеств и проектов.
Авторами разработан алгоритм управления ЭИПС, учитывающий роль каждого управляющего органа а также принимающий во внимание эффективную реализацию оперативных, тактических и стратегических задач (рис.2).
Резидентами инвестиционной площадки станут, с одной стороны, перспективные проекты стартапов в различных отраслях экономики, с другой - инвесторы, заинтересованные во вложении капитала в такого рода организации.
Риски функционирования ЭИПС на каждой стадии формирования и развития ранжированы и проанализированы с помощью метода экспертных оценок. Результатом стал профиль рисков (рис.3).
Из представленного профиля рисков видно, что в зоне повышенного контроля находится достаточно большое количество рисков. Это говорит о необходимости формирования стратегии управления ими.
л4
о
о
Оч
V ***
Планирование работы секторов ЭИПС
Координация
Организация работы ЭИПС Координация
V не эффекгив-^^^^^^^^^^^^^^^^ ная Эффективность оаботы ^ ^ ЭИПС * ♦ Мотивация деятельности работников, резидентов
Мотивация деятельности работников, резидентов
Координация
Рис. управления деятельностью ЭИПС
£
§ X I
5 1
я I /
Риск неполучения средств, необходимых для реализации проекта
|Щск недостаточного уровня кадрового обеспе-> чения
Риски ошибочного выбора инновационных проектов Риск недополучения
финансирования проекта
Отсутствие результата в установленные сроки Риск невыполнения инвесторами своих обяза-
Отклонения параметров ОКР от запланированных Риск прихода на рынок конкурентов Более низкие показатели функционирования по сравнению с запланированными
Риск недостаточности привлеченных инвесторов Риск нехватки средств при самофинансировании проекта Риск отсутствия прогнозируемых эффектов
Риск неисполнения хозяйственных договоров
высокая
Вероятность наступления рискового события
Зона повышенного контроля
Зона внимания
Зона условной безрисковости
Рис. 3. Профиль рисков функционирования ЭИПС
Библиографический список
1. Быстрянцев, В.В. Инструментарий инвестиционного обеспечения инновационной деятельности организаций [Текст] : дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05: защищена 27.12.13 / В.В. Быстрянцев. - Тамбов, 2013. - 212 с.
2. Гончарова, О.Ю. Венчурное финансирование малого инновационного предпринимательства в России: проблемы и перспективы [Текст] / О.Ю. Гончарова // Креативная экономика. - 2009. - № 2(26). - С. 103-107.
3. Развитие инновационной деятельности в регионе: вектора взаимодействия инвесторов и стартапов [Текст] : монография / М.В. Драпалюк [и др.]. - Москва-Кнорус, 2014. - 327 с.
4. Mechanisms of support of export-oriented small enterprises: the regional aspect [Тех] / U.V. Busarina, S.S.Morkovina S.V.Budkova. E.A. Kolesnichenko//Asian Social Science. -2014. - Vol. 10. -no. 23. -pp. 95-101.
5. Вопросы региональной экономики [Текст] : монография / В.И Абдукаримов [и др.]. - Под научной редакцией В.М. Юрьева. - Том. VII. Специфика инновационного развития регионов в современных условиях хозяйствования. - Тамбов, 2012. - 520 с.
6. Колесниченко, Е.А. Теоретико-методические аспекты оценки уровня насыщенности региональной экономики инновационной инфраструктурой [Текст] / Е.А. Колесниченко, В.М. Бугаибй* О.Г. Гузеева // Лесотехнический журнал. -2015. - Т. 5. - № 1 (17). - С. 288-299. - DOI: 10.12737/11286
7. Чибисова, А.В. Инвестиционное обеспечение программ стратегического развития розничных продуктовых сетей [Текст]: дис.... канд.эконом.наук. 08.00.05 / А.В. Чибисова. - Москва 2010. - 185 с.
8. Innovational mechanisms of biotechnologies support in forest sector for providing economic security of the state [Text] / S.S. Morkovina, M.V. Drapalyuk, P.M. Evlakov, N.A. Safonova // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11. - no. 20. -pp. 41-48.
9. Колесниченко, Е.А. Методический инструментарий оценки уровня инвестиционной привлекательности стартапов [Текст] / Е.А. Колесниченко, Ю.Н. Степанова А.В. Иванова // Экономический анализ: теория и практика -2015. -№12 (411).-С. 2-11.
10. Концепция развития инфраструктурных объектов поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур [Текст]: монография / С.С.Морковина [и др.]. - Воронеж 2015. - 194 с.
11. Лалушкина, А.Ю. Государственное регулирование инновационных процессов в субъекте Российской Федерации [Текст]: дис.... канд. эконом, наук: 08.00.05 / AJ9. Лалушкина. - Москва 2009. - 207 с.
12. Эффективная инновационная инфраструктура поддержки предпринимательской деятельности: теория и методология создания [Текст]: монография / С.С. Морковина [и др.]. - Санкт-Петербург, 2015. - 320 с.
13. Morkovina S.S. Principles of innovational startup selection for e-platfonns placement [Text] / S.S.Morkovina V.A.Spesivtsev, A.V. Ivanova//Mediterranean Journal of Social Sciences. -2015. - Vol. 6. -no. 6. -pp. 201-208.
14. Морковина, С.С. Инновационные механизмы взаимодействия стартапов и инвесторов в интернет-пространстве [Текст] / С.С. Морковина, Ю.Н. Степанова, В.Е. Сухова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - № 12. - С 168-173.
15. Methodological approach to the identification of predictive models of socio-economic processes for investment and innovative development of enterprises [Text] / T.L. Bezrukova, S.S. Morkovkina, B.B. Russia, I.I. Shanin, E.G. Popkova // World Applied Sciences Journal. - 2013. - Vol. 27. - no. 11. - pp. 1443-1449.
✓O
References
1. Bystryantsev V.V. Instrumentarij iiwesticioimogo obespechenija innovacionnoj dejatel'nosti organizacij'. dis. kand. jckonom. ¡Nauk [Instrumentary of investment ensuring innovative activity of the organizations PhD in Economic Diss.]. Tambov, 2013, 212 p. (In Russian).
2. Goncharova O.Yu. Venchurnoe finansirovanie malogo innovacionnogo predprini-matel'stva v Rossii: problemy i perspektivy [Venture financing of small innovative business in Russia: problems and prospects] Kreativnaja jekonomika [Creative economy]. 2009, no. 2(26), pp. 103-107. (In Russian).
3. Drapalyuk M.V. [et all.]. Razvitie innovacionnoj dejatel'nosti v regione: vektora vzaimodejstvija investorov i startapov
[Development of innovative activity in the region: vector of interaction of investors and startups]. Moscow, 2014, 327 p. (In Russian).
4. Busarina U.V., Morkovina S.S., Budkova S.V., Kolesnichenko E.A. Mechanisms of support of export-oriented small enterprises: the regional aspect. Asian Social Science, 2014, Vol. 10, no. 23, pp. 95-101.
5. Abdukarimov V.I. [et all.]. Voprosy regional'nojjekonomiki [Questions of regional economy]. Tambov, 2012, 520 p. (In Russian).
6. Kolesnichenko E.A., Bugakov V.M., Guzeeva O.G. Teoretiko-metodicheskie aspekty ocenki urovnja nasyshhenno-sti regional'noj jekonomiki innovacionnoj infrastrukturoj [Teoretiko-metodichesky aspects of an assessment of level of a saturation of regional economy by innovative infrastructure] Lesotekhnicheskii zhurnal, 2015, Vol. 5, no. 1 (17), pp. 288-299. doi: 10.12737/11286 (In Russian).
7. Chibisova A.V. Iiwesticioimoe obespechenie programm strategicheskogo raz\>itija roznichnvh produktob^i setej: dis. kand. jekonom. nauk. [Investment providing programs of strategic development of retail grocery networks PhD in Economic Diss], Moscow, 2010,185 p. (In Russian).
8. Morkovina S.S., Drapalyuk M.V., Evlakov P.M., Safonova N.A. Innovational mechanisms of biotechnologies support in forest sector for providing economic security of the state. Asian Social Science, 2015, Vol. 11, n<?. 20, pp. 41-48.
9. Kolesnichenko E.A., Stepanova Yu.N., Ivanova A.V. Metodicheskij instrumentary ocenki urovnja investicionnoj privlekatel'nosti startapov [Metodichesky tools of an assessment of level of investment appeal of startups]. Jekonomicheskij analiz: teorija ipraktika [Economic analysis: theory and practice]. 2015, no. 12 (411), pp. 2-11. (In Russian).
10. Morkovina S.S. [et all.]. Koncepcija raz\>itija infrastrukturnvh ob#ektov podderzhki innovacionnoj deja-tel'nosti predprinimatel'skih struktur [Concept of development of infrastructure facilities of support of innovative activity of enterprise structures]. Voronezh, 2015,194 p. (In Russian).
11. Lalushkina A.Yu. Gosudarst\>ennoe regulirovanie innovacionnvh processov v subekte Rossijskoj Federacir. dis. kand. jekonom. nauk [State regulation of innovative processes in the subject of the Russian Federation PhD in Economic Diss]. Moscow, 2009,207 p. (In Russian).
12. Morkovina S.S. [et all.]. Jeffektivnaja innovacionnoj a infrastruktura podderzhki predprinimatel'skoj dejatel'nosti: teorija i metodologija sozdanija [Effective innovative infrastructure of support of business activity: theory and methodology of creation]. Saint Petersburg, 2015, 320 p. (In Russian).
13. Morkovina S.S., Spesivtsev V.A., Ivanova A.V. Principles of innovational startup selection for e-platfonns placement. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, Vol. 6, no. 6, pp. 201-208.
14. Morkovina S.S., Stepanova Yu.N„ Sukhova V.E. Innovacionnve mehanizmy vzaimodejsh'ija startapov i iiwestorov v internet-prostranst\'e [Innovative mechanisms of interaction of startups and investors in Internet space]. Socialno-jekonomicheskie ja\'lenija iprocess [Social and economic phenomena and processes]. 2014, no. 12, Vol. 9, pp. 168-173. (In Russian).
15. Bezrukova T.L., Morkovkina S.S., Russia B.B., Shanin I.I., Popkova E.G. Methodological approach to the identification of predictive models of socio-economic processes for investment and innovative development of enterprises. World Applied Sciences Journal, 2013, Vol. 27, no. 11, pp. 1443-1449.
Сведения об авторах
ьга Геннадиевна - аспирант кафедры менеджмента и экономики предпринимательства ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, Российская Федерация; e-mail: dissoveti@,tsu.tmb.ru
Колесниченко Елена Александровна - заведущий кафедрой управления персоналом ФГБОУ ВПО «Тамбовский ударственный университет имени Г.Р. Державина», доктор экономических наук, профессор, г. Тамбов, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Выжимова Наталья Геннадиевна - доцент кафедры управления персоналом ФГБО ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина», кандидат педагогических наук, доцент, г. Тамбов, Российская Федерация; e-mail: [email protected]
Information about authors
Guzeeva Olga Gennadievna - post-graduate student of «Management and Business Economics» department, Federal State Budget Education Institution of Higher Education «Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov», Voronezh, Russian Federation; e-mail: [email protected]
Kolesnichenko Elena Alexandrovna - Head of «Personnel Management» department, Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Tambov State University named after G.R. Derzhavin», DSc in Economics, Professor, Tambov, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Vyzhimova Natalya Gennadiyevna - Associate Professor «Personnel Management» department, Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Tambov State University named after G.R. Derzhavin», PhD in pedagogical, Associate Professor, Tambov, Russian Federation; e-mail: [email protected]
DOI: 10.12737I19975 УДК 338.2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
кандидат экономических наук Н. В. Денисов1 А. И. Федотовский1 доктор экономических наук, профессор И. Н. Якунина1 1 - ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»,
г. Тамбов, Российская Федерация
В качестве одной из наиболее острых проблем российского государства выступает поиск наиболее эффективных путей и направлений привлечения частного сектора экономики к решению вопросов обеспечения благосостояния населения страны. Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть интегрировано в систему целей и задач политики благосостояния. При решении данного вопроса можно выделить два ключевых направления взаимодействия государства и бизнеса: первый, связан с применением различных механизмов повышения мотивации уже существующих предпринимательских структур к участию в социально-ориентированных и инфраструктурных проектах; второе, ориентировано на непосредственное развитие самого сектора предпринимательства (в данном случае повышение благосостояния населения будет связано с ростом самозанятости, с возникновением дополнительных рабочих мест, развитием смежных сфер деятельности и т.п.). В статье представлен комплексный механизм совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности в рамках системы повышения благосостояния населения, интегрирующий меры по выделенным направлениям. Представлен инструментарий развития в современной России предпринимательских структур, ориентированных на включение в систему отношений социального партнерства и социальной ответственности, включающий: институциональные и экономико-функциональные меры, а также комплекс мер, обеспечивающих развитие системы обратной связи. Ключевое внимание уделено таким составляющим совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности как повышение собственной эффективности системы государственного регулирования, развитие механизмов контроля и обратной связи. Рассмотрение государственного регулирования предпринимательской деятельности через призму решения вопросов повышения благосостояния населения, позволяет предложить такой инструментарий его совершенствования, который создаст основу для проявления благоприятных синергетических эффектов в социально-экономической системе России.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, благосостояние, социальная ответственность бизнеса.