Научная статья на тему 'Малое инновационное предпринимательство в Воронежской области: состояние и перспективы'

Малое инновационное предпринимательство в Воронежской области: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СТАРТАПЫ / ИНВЕСТИЦИИ / INNOVATIONS / STARTUPS / INVESTMENTS / ENTRPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панявина Екатерина Анатольевна, Сафонова Наталия Александровна, Гузеева Ольга Геннадиевна

В статье рассмотрены вопросы создания малого инновационного предприятия, выделены стадии его развития: посевная, стартап, ранний рост и развитие. Приведены результаты исследования состояния малых инновационных предприятий. На территории Воронежской области зарегистрировано 251 малое инновационное предприятие, из которых 19 субъектов инновационной деятельности находятся на посевной стадии. Установлено, что на долю индивидуальных проектов приходится 6 % от всей совокупности проектов стартапов, и именно им необходима поддержка в коммерциализации инноваций. Для развития стартапов важны тематические СМИ и площадки, где происходит общение команд стартапов, потенциальных инвесторов и партнеров. Для поддержки предпринимателей в Воронежской области за последние несколько лет было создано большое количество информационный ресурсов, образовательных площадок, где начинающие предприниматели могут узнать об основах создания компании, инструментах, которые им для этого понадобятся, и мероприятий, на которых можно собрать команду. Авторами определяется необходимость создания механизмов стимулирования привлечения частных инвестиций в инновационные предприятия и проекты. Одним из них может стать электронная площадка как инструмент информационной поддержки стартапов, реализующих инновационные проекты. Создание электронных площадок осуществляется для взаимодействия стартапов и инвесторов, что предоставит широкие возможности для презентации инновационных проектов, удобные и эффективные коммуникации между всеми категориями участников рынка, информационно-аналитическую поддержку малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панявина Екатерина Анатольевна, Сафонова Наталия Александровна, Гузеева Ольга Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN THE VORONEZH REGION: STATE AND PROSPECTS

In article authors considered questions of creation of the small innovative enterprise, allocated stages of its development: sowing campaign, startup, early growth and development. Authors gave results of research of a condition of the small innovative enterprises. In the territory of the Voronezh region there are 251 small innovative enterprises from which 19 subjects of innovative activity are at a sowing stage. Authors established that 6% of all set of projects of startups fall to the share of individual projects, and support in commercialization of innovations is necessary for them. Thematic mass media and platforms where there is a communication of teams of startups and potential investors and partners are important for development of startups. For support of businessmen in the Voronezh region a large number of information resources, educational platforms where the beginning businessmen can learn about bases of creation of the company, tools which for this purpose will be necessary for them, and even actions on which it is possible to gather a team over the past few years appeared. Authors shew that creation of mechanisms of stimulation of attraction of private investments into the innovative enterprises and projects is necessary. And the electronic platform as the instrument of information support of startups realizing innovative projects and investors can become one of such tools. Creation of electronic platforms for interaction of startups and investors will give ample opportunities for effective presentation of innovative projects, convenient and effective communications between all categories of participants of the market, information and analytical support of small entrpreneurship.

Текст научной работы на тему «Малое инновационное предпринимательство в Воронежской области: состояние и перспективы»

МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ПАНЯВИНА ЕКАТЕРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Воронежская государственная лесотехническая академия, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: kafedra@vglta.vrn.ru

САФОНОВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА Воронежский филиал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: tc-sveta@mail.ru

ГУЗЕЕВА ОЛЬГА ГЕННАДИЕВНА

Воронежская государственная лесотехническая академия, г. Воронеж, Российская Федерация, e-mail: tc-sveta@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы создания малого инновационного предприятия, выделены стадии его развития: посевная, стартап, ранний рост и развитие. Приведены результаты исследования состояния малых инновационных предприятий. На территории Воронежской области зарегистрировано 251 малое инновационное предприятие, из которых 19 субъектов инновационной деятельности находятся на посевной стадии. Установлено, что на долю индивидуальных проектов приходится 6 % от всей совокупности проектов стартапов, и именно им необходима поддержка в коммерциализации инноваций. Для развития стартапов важны тематические СМИ и площадки, где происходит общение команд стартапов, потенциальных инвесторов и партнеров. Для поддержки предпринимателей в Воронежской области за последние несколько лет было создано большое количество информационный ресурсов, образовательных площадок, где начинающие предприниматели могут узнать об основах создания компании, инструментах, которые им для этого понадобятся, и мероприятий, на которых можно собрать команду. Авторами определяется необходимость создания механизмов стимулирования привлечения частных инвестиций в инновационные предприятия и проекты. Одним из них может стать электронная площадка как инструмент информационной поддержки стартапов, реализующих инновационные проекты. Создание электронных площадок осуществляется для взаимодействия стартапов и инвесторов, что предоставит широкие возможности для презентации инновационных проектов, удобные и эффективные коммуникации между всеми категориями участников рынка, информационно-аналитическую поддержку малого предпринимательства.

Ключевые слова: инновации, предпринимательство, стартапы, инвестиции.

Мировой опыт свидетельствует, что малые предприятия опережают крупные по ряду показателей инновационной деятельности (количество нововведений в расчете на одного занятого, количество инноваций в расчете на единицу издержек, период от разработки новшества до его коммерциализации, индекс патентования и др.), при этом инновационно-ориентированные стартапы, МИПы создаются при вузах, НИИ, КБ, промышленных предприятий, а также как самостоятельные хозяйствующие субъекты.

Применительно к задаче создания и коммерциализации инноваций малые предприятия занимают особую позицию.

Во-первых, по сравнению с крупным и средним бизнесов малые предприятия обладают рядом преимуществ в инновационной сфере:

- гибкость, инициативность, динамизм и маневренность в принятии управленческих решений;

- отсутствие инерционности в адаптации к постоянно меняющимся технологическим и рыночным условиям функционирования;

- повышенная восприимчивость к новым, оригинальным инновациям и технологиям;

- отсутствие проявлений бюрократизма и формализма в организации деятельности предприятия;

- высокая способность к обеспечению диверсификации товаров и услуг в соответствии с динамичностью спроса, ускоренная реакция на изменения коньюктуры;

- относительно низкая капиталоемкость; более быстрая отдача от инвестиций (до 2-х раз).

В тоже время разрыв между Россией и развитыми странами по основным показателям развития малого предпринимательства вообще и малого инновационного предпринимательства в частности остается значительным. Количество малых и средних предприятий в России в 23 раза меньше, чем в США, в 7,7 раза меньше, чем в Японии

и почти в 2,5 раза меньше, чем во Франции [1]. Численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства России почти втрое меньше аналогичного показателя не только для развитых стран, но и для некоторых стран с переходной экономикой.

Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики Воронежской области и играет существенную роль в социальной жизни ее населения [1]. На 01.01.2013 г. в Воронежской области осуществляют деятельность 22360 субъектов МСП (табл. 1).

Таблица 1

Количество средних и малых предприятий Российской Федерации и Воронежской области [2]

Показатель 2010 г. 2011 г. Прирост, % 2012 г. Прирост, %

Российская Федерация

Общее число предприятий, единиц, в том числе 1 669 439 1 852 378 11 2 012 387 9

средних предприятий 25 170 15 945 -37 15 825 -1

малых предприятий, в том числе 1 644 269 1 836 433 12 1 996 562 9

микропредприятий 1 415 186 1 593 755 13 1 758 835 10

Воронежская область

Общее число предприятий, единиц, в том числе 20 668 22 086 7 22 360 1

средних предприятий 578 374 -35 295 -21

малых предприятий, в том числе 20 090 21 712 8 22 065 2

микропредприятий 16 668 18 575 11 18 575 0

Известно, что малые предприятия, создающие инновационные продукты, изобретения, технологии, разработки, усовершенствования, материалы, химические соединения, способы и все прочие результаты научных исследований и материальные объекты, связанные с проведением научных исследований, включая программное обеспечение и прочие произведения, охраняемые авторским правом проходят ряд этапов (рис. 1): посевная стадия, стартап, ранний рост, развитие. Известно, что стартапы - это быстрорастущие бизнесы, создаваемые на основе инновационной идеи командой, реализующей эту идею, привлекая необходимое финансирование и компетенции, и внедряющей инновационную идею на рынке, благодаря чему создается новая компания, новый бизнес [3].

Нами было выполнено исследование состояния малых инновационных предприятий Воронежа и Воронежской области. Для выявления стартапов в Воронежской области были использованы открытые данные сайтов администрации г. Воронежа, департамента экономического развития, Тор-

гово-промышленной палаты Воронежской области, ОКУ «АИР».

В процессе исследования были разработаны опросные анкеты, содержащие четыре раздела (общие сведения о проекте (старапе); история; потребности стартапа; факторы, влияющие на выбор потенциального инвестора), с вопросами необходимыми для исследования состояния и потребностей малого инновационного предприятия, выявления проблем, которые передавались руководителям МИПов и стартапам посевной стадии, а также новаторам, представившим свои проекты на конкурсы Russian Startup Tour (2014), на лучшую инновационную идею «Правила роста», Умник, Фонд Бортника общим объемом 270 анкет.

Установлено, что на территории Воронежской области зарегистрировано 251 малое инновационное предприятие (МИП), а также 19 субъектов инновационной деятельности находятся на посевной стадии [3].

Для проведения обследования стартапов, осуществляющих деятельность в 2013-2014 гг. на

YE. A. PANYAVINA, N. A. SAFONOVA, O. G. GUZEYEVA

подготовительном этапе был обозначен круг объектов наблюдения.

В ходе исследования было установлено, что инновационно-ориентированные стартапы, МИ-

Пы создаются при вузах, НИИ, КБ, промышленных предприятий, а также как самостоятельные хозяйствующие субъекты. Распределение старта-пов между вузами отражено на рисунке 2.

Развитие

Посевная стадия

Стартап

Ранний рост

Оценка потенциала инновационной идеи и ее правовая охрана;

Выполнение НИОКР; Определение концепции бизнеса;

Формирование команды инновационного проекта; Проведение маркетинговых исследований

Формирование стартового капитала;

Регистрацию предприятяи; Формирование команды специалистов; Создание прототипа; Разработка бизнес-плана; Анализ конкуренции; Опытное производство; Поиск первых клиентов

Рис. 1. Стадии развития малых инновационных предприятий

Монопольное производство и продажа продукции; Формирование штата организации;

Расширение клиентской базы; Привлечение внешних инвесторов к развитию

Увеличение капитала; Проведение дополнительных маркетинговых исследований; Увеличение доли рынка

МИП - малые инновационные предприятия, созданные при вузе;

И - новаторы вуза, в том числе представившие проект на конкурс на лучшую инновационную идею «Правила роста»; RST - новаторы RST представлявшие проекты на Russian Startup Tour (2014); У - новаторы конкурса «Умник»; ИП - инновационные проекты

Рис. 2. Распределение по структуре новаций вузов г. Воронежа

Анализируя рисунки 1 и 2, авторы пришли к выводу, что наиболее активную позицию по созданию новых или обновленных продуктов деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемой потребителям для дальнейшего преобразования и использования, занимает Воронежский государственный технический университет.

В рамках ФГБОУ ВПО ВГТУ создано восемь МИПов, в расчете на одного ППС составляет 0,02 ед /ППС, , подано 15 проектов на конкурс «Умник», зарегистрировано 37 инновационных проектов, что в расчете на единицу профессорско-

преподавательского состава (ППС) вуза составляет 0,07 ед./ППС. Сравнительная диаграмма инновационной активности вуза в пересчете на профессорско-преподавательский состав отражена на рисунке 3.

В ходе анализа пришли к выводу, что наиболее активным профессорско-преподавательским составом располагают ФГБОУ ВПО ВГТУ, ВГЛ-ТА и ВГУИТ. Для этих вузов характерны максимальные значения относительных показателей -МИП, новаторов и инновационных проектов в расчете на 1 ППС. В числе аутсайдеров по отно-

сительному показателю находятся ФГБОУ ВПО ВГУ и ВГАСУ.

Исследование стартапов посевной стадии позволило установить, что в большей части их авторами стали сотрудники вузов: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», «ВГУИТ», «ВГУ», «ВГЛТА», «ВГАУ»,

Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» - 17 старта-пов (рис. 4).

Структура проектов стартапов в Воронежской области отражена на рисунке 5.

МИП/ППС - количество созданных МИПов в расчете на 1 ППС;

И/ППС - количество новаторов в расчете на 1 профессорско-преподавательского состава (ППС); ИП/ППС - количество реализуемых инновационных проектов в расчете на 1 ППС

Рис. 3. Распределение вузов по показателям инновационной активности ППС

2 4 6 8 10

■ прочие ПАВИ ИВГУ ПВГАУ □ ВГЛТА ■ ВГУИТ ПВГТУ

Рис. 4. Распределение стартапов посевной стадии

□ ВУЗ ИМП ПНИИ ППРП ИИП

Рис. 5. Распределение проектов стартапов (новаций) по принадлежности

УЕ. А. РАОТАУША, N. А. SAFONOVA, О. О. ОШЕУЕУА

Таким образом, по результатам анкетирования установлено, что более чем 70 % новаций создаются при вузах (193 проекта) Воронежа. На долю индивидуальных проектов приходится 6 % от всей совокупности проектов стартапов. Это объясняется и тем, что в отличии от МИПов, которые имеют возможности для самостоятельного создания и коммерциализации инноваций, индивидуальные стартапы при реализации инновационных идей сталкиваются с целым рядом проблем:

- отсутствие определенных финансовых возможностей отдельного стартапа по реализации собственного проекта;

- невозможность внедрения некоторых проектов в жизнь из-за отсутствия ресурсов;

- отсутствие опыта в организации бизнеса в данной области экономики;

- невозможность устоять перед конкуренцией с более крупными инновационными предприятиями в силу ограниченности средств.

В сложившихся условиях именно малому инновационному бизнесу необходима поддержка в создании и коммерциализации инноваций.

Для развития стартапов важны тематические СМИ и площадки, где происходит общение команд стартапов и потенциальных инвесторов и партнеров [4]. Малое инновационное предприятие - стар-тап заинтересовано в наиболее быстром прохождении предпосевной и посевной стадии, в финансировании и разработчиках. Привлечь инвестиции стартапу самостоятельно на предпосевной очень сложно. Обычно это собственные средства, бутс-траппинг, помощь друзей и родственников. Не менее важными деталями выступают связи с пользователями и потенциальными инвесторами. Администрация Воронежской области хорошо понимает значение ориентации экономики региона на инновационный рост. В области реализуются несколько серьезных проектов, направленных на создание инфраструктуры коммерциализации научно-исследовательских разработок, таких, например, как создание технопарков, создание регионального венчурного фонда. В рамках реализации программы государственно-частного партнерства, при поддержке Минэкономразвития РФ, Фондом аккумулированы средства бюджета Воронежской области на создание Закрытого паевого инвестиционного фонда «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области».

Для поддержки предпринимателей в области за последние несколько лет было создано большое количество информационный ресурсов,

образовательных площадок, где начинающие предприниматели могут узнать об основах создания компании, инструментах, которые им для этого понадобятся, и даже мероприятий, на которых можно собрать команду.

В тоже время проблема привлечения инвестиций в стартапы не теряет своей актуальности [5]. В этой связи необходимо создание механизмов стимулирования привлечения частных инвестиций в инновационные предприятия и проекты. На наш взгляд, одним из таких инструментов может стать электронная площадка, как инструмент информационной поддержки стартапов, реализующих инновационные проекты, и инвесторов.

Создание электронных площадок для взаимодействия стартапов и инвесторов предоставит широкие возможности для эффективной презентации инновационных проектов, удобные и эффективные коммуникации между всеми категориями участников рынка, информационно-аналитическую поддержку малого предпринимательства.

Литература

1. Bezrukova T. L., Morkovina S. S., Bezrukov B. A., Popkova E. G. Methodological Approach to the Identification of Predictive Models of Socio-economic Processes for Investment and Innovative Development of Enterprises // World Applied Sciences Journal. 2013. № 26 (1).

2. Морковина С. С. [и др.] Региональные аспекты развития малого предпринимательства в секторах экономики / Морковина С. С., Бугаков В. М., Зиновьева И. С., Степичева О. А., Проскурина И. Ю., Панявина Е. А., Корчагин О. М., Ванятинский Ф. В., Фурвова С. В., Бао Шанянь. Воронеж, 2014.

3. Махров П. Н. Со старта в лидеры. Организационно-методические проблемы реализации инновационных Интернет-проектов // Научно-практический журнал «Креативная экономика». М., Издательство «Креативная экономика», 2012. № 6. С. 48-53

4. Морковина С. С., Степанова Ю. Н., Васильев О. И. Развитие региональной инновационной инфраструктуры в контексте обеспечения экономической безопасности национального хозяйства // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 4 (27).

5. Безрукова Т. Л., Борисов А. Н., Шанин И. И. Пути решения проблемы управления инновационной деятельностью предпринимательских структур / Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 1. С. 258-262.

References

1. Bezrukova T. L., Morkovina S. S., Bezrukov B. A., Popkova E. G. Methodological Approach to the Identification of Predictive Models of Socio-economic Processes for Investment and Innovative Development of Enterprises World Applied Sciences Journal 26 (1): 20-27, 2013

E. A. nAHSBHHA, H. A. CAOOHOBA, O. r. ry3EEBA

153

2. Morkovina S. S. i dr. Regional'nye aspekty razvitiya malogo predprinimatel'stva v sektorakh ekonomiki / Morkovina S. S., Bugakov V. M., Zinov'yeva I. S., Stepicheva O. A., Proskurina I. Yu., PanyavinaYe. A., Korchagin O. M., Vanyatinskij F. V., Furvova S. V., Bao Shanyan'. Voronezh, 2014.

3. Makhrov P. N. So starta v lidery. Organizatsionno-metodicheskiye problemy realizatsii innovatsionnykh Inter-net-proyektov // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Kreativna-ya ekonomika». M., Izdatel'stvo «Kreativnaya ekonomika», № 6, 2012. S. 48-53

4. Morkovina S. S., Stepanova Yu. N., Vasil'yev O. I. Razvitiye regional'noj innovatsionnoj infrastruktury v kontek-ste obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti natsion-al'nogo khozyajstva // Region: sistemy, ekonomika, uprav-leniye. № 4 (27). 2014.

5. Bezrukova T. L., Borisov A. N., Shanin I. I. Puti resheniya problemy upravleniya innovatsionnoj deyatel'nost'yu predprinimatel'skikh struktur / Aktual'nye napravleniya nauchnykh issledovanij XXI veka: teoriya i praktika. 2013. № 1. S. 258-262.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN THE VORONEZH REGION:

STATE AND PROSPECTS

PANYAVINA YEKATERINA ANATOLYEVNA Voronezh State Academy of Forestry and Technologies, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: kafedra@vglta.vrn.ru

SAFONOVA NATALIYA ALEKSANDROVNA Voronezh branch of Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: tc-sveta@mail.ru

GUZEYEVA OLGA GENNADIYEVNA Voronezh State Academy of Forestry and Technologies, Voronezh, the Russian Federation, e-mail: tc-sveta@mail.ru

In article authors considered questions of creation of the small innovative enterprise, allocated stages of its development: sowing campaign, startup, early growth and development. Authors gave results of research of a condition of the small innovative enterprises. In the territory of the Voronezh region there are 251 small innovative enterprises from which 19 subjects of innovative activity are at a sowing stage. Authors established that 6% of all set of projects of startups fall to the share of individual projects, and support in commercialization of innovations is necessary for them. Thematic mass media and platforms where there is a communication of teams of startups and potential investors and partners are important for development of startups. For support of businessmen in the Voronezh region a large number of information resources, educational platforms where the beginning businessmen can learn about bases of creation of the company, tools which for this purpose will be necessary for them, and even actions on which it is possible to gather a team over the past few years appeared. Authors shew that creation of mechanisms of stimulation of attraction of private investments into the innovative enterprises and projects is necessary. And the electronic platform as the instrument of information support of startups realizing innovative projects and investors can become one of such tools. Creation of electronic platforms for interaction of startups and investors will give ample opportunities for effective presentation of innovative projects, convenient and effective communications between all categories of participants of the market, information and analytical support of small entrpreneurship.

Key words: innovations, entrpreneurship, startups, investments.

YE. A. PANYAVINA, N. A. SAFONOVA, O. G. GUZEYEVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.