Устойчивость экономического развития сельского хозяйства Беларуси в значительной степени зависит от совершенствования инвестиционной деятельности и повышения ее эффективности. Результативность инвестирования в аграрном секторе - как на микро-, так и на макроуровнях - предопределяется своевременностью и обоснованностью принимаемых решений. В связи с этим приоритетное значение приобретает не только формирование соответствующих условий для инвестиций, но и эффективное управление ими.
Инвестиционная деятельность - это юридически и экономически обоснованные действия отечественных и иностранных юридических и физических лиц по вложению инвестиционных ресурсов с целью получения прибыли или достижения иного значимого результата. Таким образом, под инвестициями мы предлагаем понимать все виды материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, вкладываемых отечественными и иностранными юридическими и физическими лицами (как государственными, так и частными) в объекты производственной и непроизводственной инфраструктуры в целях получения прибыли или иного эффекта (например, социального, экологического).
Исследования свидетельствуют, что в республике после резкого снижения объемов инвестирования сельскохозяйственного производства в начале 1990-х гг. к 2000-м гг. наметился определенный рост. Это стало возможным благодаря реализации мероприятий ряда государственных программ, направленных на возрождение и эффективное развитие аграрного сектора. В результате в 2000-2011 гг. в инвестиционной сфере наблюдалась положительная динамика (табл. 1). За указанный период в 95,9 раза увеличился абсолютный объем инвестиций в основной капитал сельхозорганизаций; на 5 п.п. выросла доля капиталовложений в воспроизводство основного капитала; в 4,6 раза повысился удельный вес инвестиций в валовой продукции аграрного сектора.
Увеличение вложений в сельскохозяйственное производство способствовало улучшению состояния материально-технической базы. За последнее десятилетие снизился коэффициент выбытия основных средств, уменьшился процент их износа, повысились фондооснащенность производства и фондоотдача, уменьшилась фондоемкость. Кроме того, как показывает сравнительный анализ, списочная численность таких важнейших видов сельскохозяй-
ственнои техники, как тракторы и зерноуборочные комбайны, в хозяйствах Республики Беларусь в 2001-2012 гг. сокращалась более низкими темпами, чем в Украине и Российской Федерации (табл. 2).
Кроме того, в 2000-2010 гг. в Беларуси была проведена значительная законотворческая работа по формированию и совершенствованию системы нормативно-правового регулирования инвестиционной сферы. В частности, впервые на территории СНГ введен в действие Инвестиционный кодекс, создано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации», законодательно оформлена система стимулов инвестиционной деятельности, физическим и юридическим лицам предоставляются полномочия на представление национальных интересов по вопросам привлечения капиталовложений в республику, ведется работа по сокращению административных процедур и лицензируемых видов деятельности. Эти меры положительно оцениваются авторитетными международными организациями. Так, в рейтинге стран Всемирного банка «Doing Business» по итогам 2012 г. Беларуси было присвоено 58-е место (из 183), а в 2005-2012 гг. республика поднялась на 48 позиций, что является одним из лучших показателей среди стран бывшего СССР (рис. 1).
Юрий Селюков,
завотделом
экономического
регулирования
Института
системных
исследований в
АПК НАН Беларуси,
кандидат
экономических
наук, доцент
Виталий Чабатуль,
ведущий научный сотрудник сектора инвестиций и инноваций Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат
экономических наук
Дмитрий Шпак,
аспирант сектора инвестиций и инноваций Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
Инновации и инвестиции
Показатели Годы:
2000 2005 2006 2008 2009 2010 2011
Инвестиции в основной капитал, трлн руб.:
- всего по народному хозяйству 1,8 15,1 20,4 37,2 43,4 55,4 98,7
- в том числе в сельское хозяйство 0,122 2,0 3,5 5,5 7,6 9,2 11,7
Сельское хозяйство в общей сумме инвестиций, % 6,8 13,3 17,2 14,9 17,5 16,5 11,8
Валовой внутренний продукт (ВВП) в текущих ценах, трлн руб. 9,1 65,1 79,3 129,8 137,4 164,5 274,3
Валовая продукция сельского хозяйства в оценке по себестоимости, трлн руб. 2,7 12,9 15,6 25,2 26,8 36,1 55,6
Доля инвестиций в ВВП, % 19,8 23,2 25,7 28,7 31,6 33,7 36,0
Доля инвестиций в валовой продукции сельского хозяйства, % 4,5 15,6 22,5 22,0 28,4 25,3 20,9
О X X
5
X
Таблица 1.
Динамика
основных
показателей
развития
инвестиционной
сферы в сельском
хозяйстве
Республики
Беларусь в
2000-2011 гг.
Рис. 1.
Динамика мест Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины и Республики Казахстан в рейтинге стран Всемирного банка «Doing Business» в 2005-2012 гг.
Примечание. Разработано авторами по материалам ежегодных докладов Всемирного банка [7]
Вместе с тем имеется и ряд проблем. Так, большинство сельскохозяйственных организаций республики не в состоянии в полной мере осуществлять инвестирование производственной и социальной сфер за счет собственных средств, а бюджетные ресурсы для финансирования инвестпроектов в аграрном секторе ограниченны. Как показывают исследования, удельный вес собственных источников даже в относительно благополучном 2010 г. в сельском хозяйстве составлял 36%, тогда как, например, в торговле и общественном питании этот показатель превышает 70% [4].
Капиталовложения в сельское хозяйство, особенно государственные, ориентированы в основном на увеличение натуральных, объемных, валовых показателей, тогда как экономические, в частности рентабельность, при этом учитываются в недостаточной степени. Так, в 2006-2010 гг. общая сумма инвестиций в основной капитал аграрного сектора выросла в 2,7 раза, производство зерна, мяса и молока в расчете на душу населения увеличилось на 19,4; 27,5 и 13,7% соответственно. В то же
время рентабельность сельскохозяйственной продукции снизилась на 6,5 п.п., приняв в 2010 г. отрицательное значение (-1,5%) [2, 6]. Кроме того, при реализации ряда инвестпроектов, особенно финансируемых за счет бюджетных средств, не всегда учитываются конкретные условия хозяйствования на местах. Так, при строительстве новых объектов производственного и социально-культурного назначения в рамках соответствующих указов Президента Беларуси или постановлений Совета Министров зачастую не принимается во внимание уже имеющаяся в хозяйствах инфраструктура, реальные потребности, а также обеспеченность возводимых объектов (например, животноводческих ферм) необходимыми производственными ресурсами (поголовьем скота, кормами).
В целом в республике при всей прогрессивности имеющихся нормативно-правовых актов правоприменительная практика в сфере инвестирования отстает от уровня инвестиционного законодательства. Во многом поэтому, а также по причине того, что в системе госрегулирования инве-
47 49
63 59
137
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
■ Беларусь Россия Украина Казахстан
стиционной деятельности прямые (административные) методы превалируют над косвенными (экономическими), по-прежнему привлекается мало иностранных инвестиций в сельское хозяйство. Так, их доля в 2010 г. составила лишь 0,09%; в 2002-2011 гг. удельный вес сельского хозяйства в общем объеме иностранных инвестиций не превышал 1%, а максимальное значение, достигнутое в 2004 г., составило 0,84% [2, 4].
Решение перечисленных проблем в значительной степени зависит от совершенствования механизма управления инвестициями. Экономическая категория «управление инвестициями» в отечественный научный оборот вошла совсем недавно и поэтому остается малоисследованным понятием, которое на практике почти не встречается. В то же время в работах зарубежных экономистов особо выделяется и акцентируется внимание на управлении финансовыми (портфельными) инвестициями, представляющими собой вложения в различные ценные бумаги. Однако в нашей республике они пока мало распространены, особенно в сельском хозяйстве, в отличие от так называемых «реальных» инвестиций - вложений, обеспечивающих приращение основного и оборотного капитала, их воспроизводство и обновление.
Управление инвестициями (инвестиционный менеджмент) представляет собой систему функций, принципов и методов разработки и реализации на различных иерархических уровнях управленческих решений в целях наиболее эффективного использования имеющихся и привлекаемых ресурсов. Основополагающая цель заключается в разработке и реализации таких форм вложения капитала, которые принесут наибольший эффект и обеспечат формирование, сохранение и увеличение экономического потенциала товаропроизводителей, что будет способствовать повышению эффективности хозяйствования. Система инвестиционного менеджмента в аграрном секторе, как
и в других отраслях национальной экономики, включает в себя 4 иерархически взаимосвязанных и взаимоподчиненных уровня управления инвестициями:
■ сельское хозяйство страны (макроэкономический уровень);
■ аграрный сектор отдельного региона или их совокупности (мезоуровень);
■ конкретная сельскохозяйственная организация (микроэкономический уровень);
■ отдельные инвестиционные проекты [1].
В качестве субъектов инвестиционного менеджмента в соответствии с уровнем управления выступают республиканские и региональные (местные) органы госуправления, а также управленческий персонал субъекта хозяйствования. Объектом является инвестиционная деятельность в целом и инвестиционные проекты в частности.
Одна из важнейших функций управления инвестициями -регулирование инвестиционной деятельности, элементы, методы и инструменты которого закрепляются законодательно. Система нормативно-правового регулирования этой сферы в сельском хозяйстве в настоящее время представлена законодательными актами, относящимися как непосредственно к инвестиционной деятельности, так и к смежным областям.
Надо отметить, что динамичному развитию отечественной системы управления инвестициями в сельском хозяйстве препятствуют сложное финансовое положение большинства аграрных товаропроизводителей, отставание уровня правоприменительной практики от законодательства, недостаток высококвалифицированных менеджеров и другие причины. Кроме того, необходимо отметить, что система инвестиционного управления наиболее действенна, эффективна и востребована в условиях рыночной конкурентной среды, характеризующейся развитой структурой и инфраструктурой инвестиционного рынка, формирование которого в АПК
Показатели Годы анализируемого периода: 2012 г.
в %
2001 2006 2008 2009 2010 2011 2012 к 2001 г.
Республика Беларусь
Списочная численность, тыс. шт. на начало года:
тракторов всех марок 72,9 53,6 50,4 49,5 48,1 47,3 45,4 -37,7
зерноуборочных комбайнов 17,1 12,8 13 12,9 12,2 11,4 12,0 -29,8
Украина
Списочная численность, тыс. шт. на начало года:
тракторов всех марок 318,9 216,9 186,8 177,4 168,5 151,3 147,1 -53,9
зерноуборочных комбайнов 65,2 47,2 41 39,1 36,8 32,8 32,1 -50,8
Российская Федерация
Списочная численность, тыс. шт. на начало года:
тракторов всех марок 746,7 480,3 405,7 364,4 330 310,3 292,6 -60,8
зерноуборочных комбайнов 198,7 129,2 107,7 95,9 86,1 80,7 76,7 -61,4
Республики Беларусь идет очень медленными темпами.
К числу важнейших методов экономического (косвенного) регулирования инвестирования производственной и социальной сфер сельскохозяйственного производства относятся:
■ стимулирование использования на инвестиционные цели собственных средств товаропроизводителей и инвесторов (главным образом, прибыли и амортизации), в том числе налоговыми методами;
■ совершенствование системы налогообложения, кредитования и страхования при реализации инвестиционных проектов;
■ увеличение экономической самостоятельности аграрных товаропроизводителей, реализующих инвестиционные проекты, особенно за счет частных и иностранных средств;
■ расширение возможностей использования лизинга;
■ формирование субъектами инвестиционной деятельности специальных целевых инвестиционных фондов для за счет частных инвестиций с применением механизма защиты вкладов от инфляционного обесценения;
■ широкое развитие ипотечного жилищного кредитования;
■ стимулирование и развитие предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, обеспечения и обслуживания аграрного сектора;
■ совершенствование механизма привлечения частных, прежде всего иностранных, инвестиций
для технического и технологического переоснащения сельскохозяйственных организаций;
■ повышение уровня организационного и информационно-аналитического обеспечения и обслуживания инвестиционных проектов на основе современных информационных технологий и др.
Управление инвестициями посредством преимущественно экономического инструментария при обоснованном его сочетании с административными методами, а также механизмами рыночного саморегулирования позволит повысить инвестиционную активность в сельском хозяйстве республики. Это будет способствовать формированию мощного производственного потенциала аграрного сектора экономики, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, росту эффективности сельского хозяйства и повышению устойчивости его развития. I
Литература
1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Учебный курс. - К., 2001.
2. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Стат. сб.. 2011 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2012. Электронный ресурс: http://belstat.gov.by/ homep/ru/agriculture2012.rar.
3. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. - Мн., 2011. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/pub l ishing/cata log/stat ist icCo l lections/doc_1138718713500.selhoz.rar.
4. Селюков Ю. Анализ инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Беларуси и направления совершенствования инвестиционной деятельности /Ю. Селюков, В. Чабатуль, М. Папинова // Аграрная экономика. 2012, №8. С. 2-9.
5. Сшьське господарство Укра'Гни. 2011: Стат. зб. - К., 2012. Электронный ресурс: http:// www.ukrstat.gov.ua.zb_sg_2011.zip.
6. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2012. Электронный ресурс: http:// belstat.gov.by/homep / ru /yearbook_2 012.rar.
7. DOING BUSINESS. Оценка бизнес-регулирования. Группа компаний Всемирного банка. Электронный ресурс: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/.
Таблица 2. Динамика списочной численности тракторов и зерноуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь, Украины и Российской Федерации в 2001-2012 гг.
о
X X
5
X