Научная статья на тему 'Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве'

Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1171
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селюков Юрий, Чабатуль Виталий, Шпак Дмитрий

В статье рассматривается инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве Беларуси и пути развития этого направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment activities and their improvement in the agriculture of Belarus

The paper deals with the investment activities in the agriculture of Belarus and the ways of their development.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве»

Устойчивость экономического развития сельского хозяйства Беларуси в значительной степени зависит от совершенствования инвестиционной деятельности и повышения ее эффективности. Результативность инвестирования в аграрном секторе - как на микро-, так и на макроуровнях - предопределяется своевременностью и обоснованностью принимаемых решений. В связи с этим приоритетное значение приобретает не только формирование соответствующих условий для инвестиций, но и эффективное управление ими.

Инвестиционная деятельность - это юридически и экономически обоснованные действия отечественных и иностранных юридических и физических лиц по вложению инвестиционных ресурсов с целью получения прибыли или достижения иного значимого результата. Таким образом, под инвестициями мы предлагаем понимать все виды материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, вкладываемых отечественными и иностранными юридическими и физическими лицами (как государственными, так и частными) в объекты производственной и непроизводственной инфраструктуры в целях получения прибыли или иного эффекта (например, социального, экологического).

Исследования свидетельствуют, что в республике после резкого снижения объемов инвестирования сельскохозяйственного производства в начале 1990-х гг. к 2000-м гг. наметился определенный рост. Это стало возможным благодаря реализации мероприятий ряда государственных программ, направленных на возрождение и эффективное развитие аграрного сектора. В результате в 2000-2011 гг. в инвестиционной сфере наблюдалась положительная динамика (табл. 1). За указанный период в 95,9 раза увеличился абсолютный объем инвестиций в основной капитал сельхозорганизаций; на 5 п.п. выросла доля капиталовложений в воспроизводство основного капитала; в 4,6 раза повысился удельный вес инвестиций в валовой продукции аграрного сектора.

Увеличение вложений в сельскохозяйственное производство способствовало улучшению состояния материально-технической базы. За последнее десятилетие снизился коэффициент выбытия основных средств, уменьшился процент их износа, повысились фондооснащенность производства и фондоотдача, уменьшилась фондоемкость. Кроме того, как показывает сравнительный анализ, списочная численность таких важнейших видов сельскохозяй-

ственнои техники, как тракторы и зерноуборочные комбайны, в хозяйствах Республики Беларусь в 2001-2012 гг. сокращалась более низкими темпами, чем в Украине и Российской Федерации (табл. 2).

Кроме того, в 2000-2010 гг. в Беларуси была проведена значительная законотворческая работа по формированию и совершенствованию системы нормативно-правового регулирования инвестиционной сферы. В частности, впервые на территории СНГ введен в действие Инвестиционный кодекс, создано государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации», законодательно оформлена система стимулов инвестиционной деятельности, физическим и юридическим лицам предоставляются полномочия на представление национальных интересов по вопросам привлечения капиталовложений в республику, ведется работа по сокращению административных процедур и лицензируемых видов деятельности. Эти меры положительно оцениваются авторитетными международными организациями. Так, в рейтинге стран Всемирного банка «Doing Business» по итогам 2012 г. Беларуси было присвоено 58-е место (из 183), а в 2005-2012 гг. республика поднялась на 48 позиций, что является одним из лучших показателей среди стран бывшего СССР (рис. 1).

Юрий Селюков,

завотделом

экономического

регулирования

Института

системных

исследований в

АПК НАН Беларуси,

кандидат

экономических

наук, доцент

Виталий Чабатуль,

ведущий научный сотрудник сектора инвестиций и инноваций Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, кандидат

экономических наук

Дмитрий Шпак,

аспирант сектора инвестиций и инноваций Института системных исследований в АПК НАН Беларуси

Инновации и инвестиции

Показатели Годы:

2000 2005 2006 2008 2009 2010 2011

Инвестиции в основной капитал, трлн руб.:

- всего по народному хозяйству 1,8 15,1 20,4 37,2 43,4 55,4 98,7

- в том числе в сельское хозяйство 0,122 2,0 3,5 5,5 7,6 9,2 11,7

Сельское хозяйство в общей сумме инвестиций, % 6,8 13,3 17,2 14,9 17,5 16,5 11,8

Валовой внутренний продукт (ВВП) в текущих ценах, трлн руб. 9,1 65,1 79,3 129,8 137,4 164,5 274,3

Валовая продукция сельского хозяйства в оценке по себестоимости, трлн руб. 2,7 12,9 15,6 25,2 26,8 36,1 55,6

Доля инвестиций в ВВП, % 19,8 23,2 25,7 28,7 31,6 33,7 36,0

Доля инвестиций в валовой продукции сельского хозяйства, % 4,5 15,6 22,5 22,0 28,4 25,3 20,9

О X X

5

X

Таблица 1.

Динамика

основных

показателей

развития

инвестиционной

сферы в сельском

хозяйстве

Республики

Беларусь в

2000-2011 гг.

Рис. 1.

Динамика мест Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины и Республики Казахстан в рейтинге стран Всемирного банка «Doing Business» в 2005-2012 гг.

Примечание. Разработано авторами по материалам ежегодных докладов Всемирного банка [7]

Вместе с тем имеется и ряд проблем. Так, большинство сельскохозяйственных организаций республики не в состоянии в полной мере осуществлять инвестирование производственной и социальной сфер за счет собственных средств, а бюджетные ресурсы для финансирования инвестпроектов в аграрном секторе ограниченны. Как показывают исследования, удельный вес собственных источников даже в относительно благополучном 2010 г. в сельском хозяйстве составлял 36%, тогда как, например, в торговле и общественном питании этот показатель превышает 70% [4].

Капиталовложения в сельское хозяйство, особенно государственные, ориентированы в основном на увеличение натуральных, объемных, валовых показателей, тогда как экономические, в частности рентабельность, при этом учитываются в недостаточной степени. Так, в 2006-2010 гг. общая сумма инвестиций в основной капитал аграрного сектора выросла в 2,7 раза, производство зерна, мяса и молока в расчете на душу населения увеличилось на 19,4; 27,5 и 13,7% соответственно. В то же

время рентабельность сельскохозяйственной продукции снизилась на 6,5 п.п., приняв в 2010 г. отрицательное значение (-1,5%) [2, 6]. Кроме того, при реализации ряда инвестпроектов, особенно финансируемых за счет бюджетных средств, не всегда учитываются конкретные условия хозяйствования на местах. Так, при строительстве новых объектов производственного и социально-культурного назначения в рамках соответствующих указов Президента Беларуси или постановлений Совета Министров зачастую не принимается во внимание уже имеющаяся в хозяйствах инфраструктура, реальные потребности, а также обеспеченность возводимых объектов (например, животноводческих ферм) необходимыми производственными ресурсами (поголовьем скота, кормами).

В целом в республике при всей прогрессивности имеющихся нормативно-правовых актов правоприменительная практика в сфере инвестирования отстает от уровня инвестиционного законодательства. Во многом поэтому, а также по причине того, что в системе госрегулирования инве-

47 49

63 59

137

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

■ Беларусь Россия Украина Казахстан

стиционной деятельности прямые (административные) методы превалируют над косвенными (экономическими), по-прежнему привлекается мало иностранных инвестиций в сельское хозяйство. Так, их доля в 2010 г. составила лишь 0,09%; в 2002-2011 гг. удельный вес сельского хозяйства в общем объеме иностранных инвестиций не превышал 1%, а максимальное значение, достигнутое в 2004 г., составило 0,84% [2, 4].

Решение перечисленных проблем в значительной степени зависит от совершенствования механизма управления инвестициями. Экономическая категория «управление инвестициями» в отечественный научный оборот вошла совсем недавно и поэтому остается малоисследованным понятием, которое на практике почти не встречается. В то же время в работах зарубежных экономистов особо выделяется и акцентируется внимание на управлении финансовыми (портфельными) инвестициями, представляющими собой вложения в различные ценные бумаги. Однако в нашей республике они пока мало распространены, особенно в сельском хозяйстве, в отличие от так называемых «реальных» инвестиций - вложений, обеспечивающих приращение основного и оборотного капитала, их воспроизводство и обновление.

Управление инвестициями (инвестиционный менеджмент) представляет собой систему функций, принципов и методов разработки и реализации на различных иерархических уровнях управленческих решений в целях наиболее эффективного использования имеющихся и привлекаемых ресурсов. Основополагающая цель заключается в разработке и реализации таких форм вложения капитала, которые принесут наибольший эффект и обеспечат формирование, сохранение и увеличение экономического потенциала товаропроизводителей, что будет способствовать повышению эффективности хозяйствования. Система инвестиционного менеджмента в аграрном секторе, как

и в других отраслях национальной экономики, включает в себя 4 иерархически взаимосвязанных и взаимоподчиненных уровня управления инвестициями:

■ сельское хозяйство страны (макроэкономический уровень);

■ аграрный сектор отдельного региона или их совокупности (мезоуровень);

■ конкретная сельскохозяйственная организация (микроэкономический уровень);

■ отдельные инвестиционные проекты [1].

В качестве субъектов инвестиционного менеджмента в соответствии с уровнем управления выступают республиканские и региональные (местные) органы госуправления, а также управленческий персонал субъекта хозяйствования. Объектом является инвестиционная деятельность в целом и инвестиционные проекты в частности.

Одна из важнейших функций управления инвестициями -регулирование инвестиционной деятельности, элементы, методы и инструменты которого закрепляются законодательно. Система нормативно-правового регулирования этой сферы в сельском хозяйстве в настоящее время представлена законодательными актами, относящимися как непосредственно к инвестиционной деятельности, так и к смежным областям.

Надо отметить, что динамичному развитию отечественной системы управления инвестициями в сельском хозяйстве препятствуют сложное финансовое положение большинства аграрных товаропроизводителей, отставание уровня правоприменительной практики от законодательства, недостаток высококвалифицированных менеджеров и другие причины. Кроме того, необходимо отметить, что система инвестиционного управления наиболее действенна, эффективна и востребована в условиях рыночной конкурентной среды, характеризующейся развитой структурой и инфраструктурой инвестиционного рынка, формирование которого в АПК

Показатели Годы анализируемого периода: 2012 г.

в %

2001 2006 2008 2009 2010 2011 2012 к 2001 г.

Республика Беларусь

Списочная численность, тыс. шт. на начало года:

тракторов всех марок 72,9 53,6 50,4 49,5 48,1 47,3 45,4 -37,7

зерноуборочных комбайнов 17,1 12,8 13 12,9 12,2 11,4 12,0 -29,8

Украина

Списочная численность, тыс. шт. на начало года:

тракторов всех марок 318,9 216,9 186,8 177,4 168,5 151,3 147,1 -53,9

зерноуборочных комбайнов 65,2 47,2 41 39,1 36,8 32,8 32,1 -50,8

Российская Федерация

Списочная численность, тыс. шт. на начало года:

тракторов всех марок 746,7 480,3 405,7 364,4 330 310,3 292,6 -60,8

зерноуборочных комбайнов 198,7 129,2 107,7 95,9 86,1 80,7 76,7 -61,4

Республики Беларусь идет очень медленными темпами.

К числу важнейших методов экономического (косвенного) регулирования инвестирования производственной и социальной сфер сельскохозяйственного производства относятся:

■ стимулирование использования на инвестиционные цели собственных средств товаропроизводителей и инвесторов (главным образом, прибыли и амортизации), в том числе налоговыми методами;

■ совершенствование системы налогообложения, кредитования и страхования при реализации инвестиционных проектов;

■ увеличение экономической самостоятельности аграрных товаропроизводителей, реализующих инвестиционные проекты, особенно за счет частных и иностранных средств;

■ расширение возможностей использования лизинга;

■ формирование субъектами инвестиционной деятельности специальных целевых инвестиционных фондов для за счет частных инвестиций с применением механизма защиты вкладов от инфляционного обесценения;

■ широкое развитие ипотечного жилищного кредитования;

■ стимулирование и развитие предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства, обеспечения и обслуживания аграрного сектора;

■ совершенствование механизма привлечения частных, прежде всего иностранных, инвестиций

для технического и технологического переоснащения сельскохозяйственных организаций;

■ повышение уровня организационного и информационно-аналитического обеспечения и обслуживания инвестиционных проектов на основе современных информационных технологий и др.

Управление инвестициями посредством преимущественно экономического инструментария при обоснованном его сочетании с административными методами, а также механизмами рыночного саморегулирования позволит повысить инвестиционную активность в сельском хозяйстве республики. Это будет способствовать формированию мощного производственного потенциала аграрного сектора экономики, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, росту эффективности сельского хозяйства и повышению устойчивости его развития. I

Литература

1. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Учебный курс. - К., 2001.

2. Сельское хозяйство Республики Беларусь. Стат. сб.. 2011 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Мн., 2012. Электронный ресурс: http://belstat.gov.by/ homep/ru/agriculture2012.rar.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2011: Стат. сб. / Росстат. - Мн., 2011. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/pub l ishing/cata log/stat ist icCo l lections/doc_1138718713500.selhoz.rar.

4. Селюков Ю. Анализ инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Беларуси и направления совершенствования инвестиционной деятельности /Ю. Селюков, В. Чабатуль, М. Папинова // Аграрная экономика. 2012, №8. С. 2-9.

5. Сшьське господарство Укра'Гни. 2011: Стат. зб. - К., 2012. Электронный ресурс: http:// www.ukrstat.gov.ua.zb_sg_2011.zip.

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2012. Электронный ресурс: http:// belstat.gov.by/homep / ru /yearbook_2 012.rar.

7. DOING BUSINESS. Оценка бизнес-регулирования. Группа компаний Всемирного банка. Электронный ресурс: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/.

Таблица 2. Динамика списочной численности тракторов и зерноуборочных комбайнов в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь, Украины и Российской Федерации в 2001-2012 гг.

о

X X

5

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.