УДК 001.895
О. В. Пацук
ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ РЕГИОНА
Повышение обоснованности и результативности территориальной политики требует оценки различий условий инновационной деятельности для разработки дифференцированных мер поддержки применительно к различным типам. Инновационный потенциал региона должен определяться не особенностями социальноэкономических условий, а сложившейся структурой территориального хозяйственного комплекса, которая может быть объективно обусловлена и наиболее эффективна для данного региона.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие территорий, региональная политика.
Необходимость выработки новых подходов к инвестиционной деятельности при управлении территориями вызвана особенностью становления экономики страны с момента перестройки. В условиях более чем 50%-го падения объемов производства на протяжении 1990-х годов основной задачей исполнительной власти субъектов Федерации было обеспечение загрузки имеющихся производственных мощностей, восстановление ряда остановившихся производств, воссоздание рабочих мест и ликвидация высокой безработицы.
Различие условий экономического развития и жизнедеятельности в регионах является одной из важнейших характеристик российской экономики, что способствует поиску общих тенденций развития территорий и индивидуальных вариантов сценарных прогнозов выхода из кризиса и дальнейшего роста. Особенности природно-ресурсного потенциала, геополитического положения, структуры хозяйственных комплексов различных видов деятельности предопределили многократный разрыв уровней по важнейшим показателям социально-экономического развития субъектов, глубину кризисных явлений, различную реакцию на экономические трансформации и темпы выхода на экономический рост.
Объем инвестиций в основной капитал в условиях рыночной экономики обусловлен соотношением спроса и предложения, которое зависит от наличия финансовых ресурсов и альтернативных возможностей их использования. В свою очередь, спрос связан с потребностью в обновлении основных фондов, зависящей не только от их физического и морального износа, но и от уровня конкурентности и степени монополизации рынка товаров и услуг. На региональном уровне спрос и предложение инвестиций в основной капитал, определяющих региональный инвестиционный климат, формируются под воздействием пяти групп факторов:
- геополитического положения, климатических условий и природно-ресурсного потенциала территории;
- производственного потенциала региона и его отраслевой структуры;
- уровня развития экономической инфраструктуры региона;
- особенностей режима инвестирования, установленного органами власти субъектов Российской Федерации;
- внеэкономических факторов (неурегулированность межнациональных, федеративных отношений, неблагоприятная экологическая ситуация и пр.).
Первые три группы факторов характеризуют инвестиционный потенциал региона, а четвертая и пятая -только условия деятельности инвестора, т. е. степень инвестиционного риска, что подвержено значительным изменениям, особенно в условиях реформирования экономической и политической системы. В связи с этим, при классификации регионов по условиям инвестирования, для оценки перспективы инвестиционной деятельности следует анализировать факторы, определяющие инвестиционный потенциал [1].
В пользу такого подхода свидетельствует и зарубежный опыт, показывающий, что такие экономические условия, как наличие транспортной сети, близость расположения к поставщикам и рынкам, стоимость рабочей силы, строительно-монтажных работ и др., играют значительно более важную роль в привлечении инвестиций, чем собственно косвенные стимулы (налоговые льготы и т. п.). Однако объективные причины - суровый климат, истощенность месторождений, низкая биопродуктивность почв, высокое транспортное плечо и т. п. - не позволяют многим регионам рассчитывать на приток инвестиций, поэтому возникает проблема компенсации «отрицательной климатической ренты», которая должна решаться на федеральном уровне, исходя из принятой стратегии развития и размещения производительных сил [2].
Инвестиционная привлекательность Красноярского края определяется целым комплексом составляющих, которые формируются под воздействием позитивных и негативных факторов социально-экономического развития: степени устойчивости и финансовой независимости, уровня жизни населения и уровня деловой активности. Красноярский край является крупнейшей ресурсно -сырьевой базой России, в первую очередь, минерально-сырьевой, представленной запасами и прогнозными ресурсами основных видов полезных ископаемых.
Процессы в инвестиционной сфере определяются общей экономической ситуацией, прежде всего, динамикой производства и инфляции, состоянием финансово-кредитной системы и уровнем платежеспособного спроса. Так, 2008 г. характеризовался возросшей инвестиционной активностью на территории края. Общий объем привлеченных инвестиций в эко-
номику Красноярского края за этот период составил
184,6 млрд руб., что на 27,9 % в сопоставимых ценах больше уровня 2007 г. На душу населения объем инвестиций в основной капитал составил 63,9 тыс. руб. По объему инвестиций в основной капитал Красноярский край занял 1 место в Сибирском федеральном округе. Среди регионов России край вошел в первую десятку регионов, заняв 10-е место по объему инвестиций и 9-е - по темпам роста [3].
Наибольшая доля инвестиций в основной капитал в 2008 г. направлялась в обрабатывающие производства, добычу полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды (табл. 1). В структуре инвестиций в основной капитал в разрезе источников финансирования в 2008 г. сохранилась тенденция снижения темпов роста собственных средств организаций, используемых на инвестиционные цели. Их доля в общем объеме инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям составила 32,4 % (в 2007 г. - 42,5 %). Иностранных инвестиций в 2008 г. поступило на сумму 3,7 млрд долл., что представлено в табл. 2.
Анализ структуры поступлений инвестиций по видам экономической деятельности показал, что 94,84 % иностранных инвестиций было направлено в обрабатывающие производства, 3,44 % - на добычу полезных ископаемых, 1,02 % - на строительство, 0,45 % -в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство,
0,18 % - в прочие виды экономической деятельности. Распределение иностранных инвестиций в 2008 г. по странам-инвесторам в экономику Красноярского края представлено на рис. 1.
Основным показателем - индикатором уровня производства в динамике является индекс промышленного производства. В период с ноября 2008 г. по август 2009 г. значения индекса промышленного производства менее 100 % свидетельствовали о наличии кризисных явлений в экономике Красноярского края. В целом, по итогам 2009 г., спад объемов промышленного производства составил 5,5 % по сравнению с
2008 г., при этом по итогам I полугодия 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. величина снижения индекса промышленного производства достигала 10,9 % (рис. 2). К концу 2009 г. отмечается некоторое улучшение ситуации [4].
Необходимо отметить, что ситуация по укрупненным видам промышленных производств развивалась неравнозначно. Так, сокращение объемов производства в целом наблюдалось по всем видам экономической деятельности в I половине 2009 г. Улучшение ситуации в добывающих производствах наблюдалось, начиная с августа 2009 г., в то время как в обрабатывающих производствах и в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды позитивным можно назвать последний квартал 2009 г. (рис. 3).
Как следствие, по итогам 2009 г. наблюдается увеличение объема производства по сравнению с 2008 г. по добывающим производствам на 5,4 %, по обрабатывающим производствам - снижение на 7,4 %, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - на 8,4 %. Ключевую роль в сфере производства края по-прежнему играют обрабатывающие производства: в 2009 г. удельный вес обрабатывающих производств в индексе промышленного производства составил 66,9 %.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности по Красноярскому краю
Показатели Годы
2005 2006 2007 2008
Инвестиции в основной капитал, всего (млн руб.), в том числе по видам экономической деятельности (в % к итогу) 58 014,8 77 587,7 98 817,3 154 109,9
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,9 2,52 2,17 1,73
Рыболовство, рыбоводство 0 0 0 0
Добыча полезных ископаемых 8,5 9,52 8,45 9,89
Обрабатывающие производства 36 26,86 25,22 22,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,3 10,14 6,53 11,53
Строительство 7,51 4,033 9,18 5,44
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2,03 1,76 0,73 0,15
Гостиницы и рестораны 0,02 0,01 0,004 0,003
Транспорт и связь 23,46 23,08 7,76 9,32
Прочие виды экономической деятельности 14,39 22,06 39,96 39,74
Таблица 2
Динамика иностранных инвестиций в 2000-2008 гг. по Красноярскому краю
Показатели Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Объем иностранных инвестиций, млн долл. 64,3 30,1 364,1 208,9 1621,6 660,7 146,2 12343,3 3707,4
В том числе объем прямых инвестиций, млн долл. 14,6 0,8 1,9 1,5 25,7 4,1 2,3 237,4 108,3
1200
1000
800
600
400
200
1106,1
1024,7
281
255,:
234,5
122,1
84,1
50 49,11---------
□ Великобритания
□ Германия
□ Кипр
□ Франция
□ Нидерланды
□ Виргинские острова (Британские)
■ Ирландия
□ Казахстан
□ Другие страны
Рис. 1. Распределение иностранных инвестиций по странам-инвесторам в экономике Красноярского края (млн долл.)
0
І II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Рис. 2. Индекс промышленного производства Красноярского края (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
160
140
120
100
80
60
IV V VI VII VIII IX X
—ф—Добыча полезных ископаемых —□—Обрабатывающие производства
—*----Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
III
Рис. 3. Индекс промышленного производства по укрупненным видам производств в 2009 г. в Красноярском крае (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Снижение объемов по итогам 2009 г. в сравнении с 2008 г. наблюдается в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий -на 2,0 % (в структуре обрабатывающих производств края в 2009 г. - 60,5 %), производстве машин и оборудования - на 21,2 % (12,8 %) и производстве пище-
вых продуктов, включая напитки, и табака - на 10,3 % (6,2 %) [5].
Удельный вес в ВРП добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств по оценке 2010 г. составил 49,5 % или по видам деятельности, соответственно, 20 и 29,5 %. Ориентация на добывающие
отрасли ставит краевую экономику в зависимость от нестабильности цен на рынках сырья. Например, увеличение добычи нефти в регионе, совпавшее с ростом мировых цен на нефть, способствовало повышению доли добывающих производств в ВРП региона с 3,68 % в 2006 г. до 20 % в 2010 г.
В 2010 г. индекс роста ВРП края составил 105,1 % к 2009 г., благодаря высоким темпам развития нефтедобывающей отрасли. В 2010 г. продолжилась тенденция восстановления экономики региона, наметившаяся в конце 2009 г. Важную роль в ликвидации последствий кризиса сыграли крупные инвестиционные проекты. Они давно стали частью стратегии развития края, во многом за счет сохранения опережающего темпа роста в добыче полезных ископаемых (2008 г. -
108,9 %, 2009 г. - 113,7 %, 2010 г. - 147,7 %).
С учетом развития нефтедобывающей отрасли, стабильной ситуации обрабатывающих производств (2008 г. - 102,9 %, 2009 г. - 96,3 %, 2010 г. - 100,1 %) и положительной динамики в энергетике (2008 г. -
104,6 %, 2009 г. - 100,4 %, 2010 г. - 102,4 %) рост промышленного производства в 2010 г. составил 105,1 % к предыдущему году (2008 г. - 103,5 %,
2009 г. - 98,2 %). Однако темп развития производства в крае в 2010 г. остался несколько ниже среднероссийского (Россия - 108,2 %). Это обусловлено спадом в металлургическом производстве (96,6 %), сложившимся по причине снижения производства меди в ОАО «ЗФ ГМК «Норильский никель» в связи с добычей вкрапленных руд с более низким содержанием металлов. Без учета металлургии рост промышленного производства в крае в 2010 г. составил 111,1 %, что несколько выше среднего показателя по России.
Конечно, одним из основных факторов роста промышленного производства в 2010 г. является рост добычи полезных ископаемых, обусловленный развитием нефтедобычи на Ванкорском месторождении. В 2010 г. добыто 12,7 млн т нефти, что в 3,4 раза больше, чем годом ранее. Удельный вес добычи полезных ископаемых в промышленном производстве края возрос с 8,2 % в 2008 г. и 14,8 % в 2009 г. до 31,3 % в 2010 г. В крае также реализуется ряд проектов в области энергетики, добычи полезных ископаемых, металлургии, лесного комплекса, которые сейчас позволяют сохранять высокий уровень инвестиций в крае, а в последующие годы будут являться базой для развития производства. Это, прежде всего, проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»; проекты по развитию золотодобычи; проекты лесного комплекса (Енисейский фанерный комбинат, ООО «Мекран») [6].
Инвестиционная активность в крае связана, в первую очередь, с реализацией крупных проектов, а также с вложениями в их инфраструктурное обеспечение. Крупнейшим является инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья». Он реализуется в рамках государственно-частного партнерства и включает в себя несколько составляющих:
- реконструкцию и строительство участков автодороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск, строительство мостового перехода через р. Ангару на автомобильной дороге Богучаны-Юрубчен-Байкит;
- строительство железнодорожной линии Карабу-ла-Ярки в Богучанском районе;
- строительство схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС;
- строительство алюминиевого завода (ввод первой очереди завода планируется в 2012 г.);
- строительство лесопромышленного комплекса (срок реализации проекта 2007-2013 гг.);
- достройка Богучанской ГЭС (выход станции на полную мощность планируется в 2012 г.);
- подготовка водохранилища Богучанской ГЭС (срок реализации проекта 2006-2012 гг.).
Другим примером государственно-частного партнерства является реализация инвестиционного проекта «Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения» (срок реализации проекта 2003-2012 гг.).
С 2004 г. для поддержки инвестиционной деятельности в крае формируется бюджет развития. Государственная поддержка из средств бюджета развития осуществляется в форме субсидирования части процентных ставок по инвестиционным кредитам и субсидирования части затрат по уплате лизинговых платежей, а также в форме бюджетных инвестиций в проекты, имеющие особо важное значение для экономики края. В период с 2004 по 2008 гг. государственная поддержка в форме субсидирования части процентной ставки по кредитам или договорам лизинга была предоставлена 20 крупным инвестиционным проектам предприятий Красноярского края, а также 77 организациям - субъектам малого бизнеса. Общий объем инвестиций по поддержанным проектам составляет 5 566 млн руб., из краевого бюджета выделено 154,7 млн руб.
Благодаря реализации крупных проектов, в 2010 г. в крае сохранилась положительная динамика объема инвестиций (102 %, т. е. освоено 245,6 млрд руб.; соответственно, в 2009 г. - 118,5 %, т. е. 247,8 млрд руб.; 2008 г. - 141,4 %, т. е. 204,2 млрд руб.), что явилось одним из факторов поддержания спроса на продукцию, услуги в производственной сфере. К сожалению, резко сократилась по сравнению с 2008 г. доля иностранных инвестиций в объеме освоенных капитальных вложений. Работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику региона активизировались.
Несмотря на кризисную ситуацию в экономике, за последние два года инвестиции в крае значительно увеличились (120,9 %), в то время как в целом по России они не достигли уровня 2008 г. (89,4 %). По объему инвестиций на душу населения край существенно опережает среднероссийской показатель и находится на 10 месте среди регионов России и на 1 месте в СФО. В расчете на 1 жителя края объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в 2010 г. возрос на 2 % и составил 38,6 тыс. руб. (2009 г. - 37,8 тыс. руб.). Реализация крупных проектов дала толчок развитию инвестиций в добывающие отрасли, где сосредоточено 34 % инвестиций по краю, по 21 и 17 %, соответственно, в энергетике и обрабатывающих производствах (из них 8 % - металлургия),
в транспорте и связи 8 % и в геологоразведке около 10 %. На другие отрасли приходится 10 % объема инвестиций. Иностранные инвестиции направлены в основном в обрабатывающие производства.
Немаловажную роль в стабилизации экономической ситуации в крае сыграли антикризисные меры, которые реализовывались на протяжении двух лет. В 2009-2010 гг. предоставлялись целевые субсидии предприятиям машиностроения, агропромышленного комплекса, лесной отрасли. Для поддержки строительной отрасли был сохранен госзаказ на жилье и строительство. Реализовывался ряд мер по стабилизации ситуации на рынке труда. Все это, безусловно, оказало положительное влияние на экономику края в этот сложный период, наряду с реализацией крупных инвестиционных проектов.
В 2010 г. зарегистрирован рост в большинстве видов обрабатывающих производств, значимых для экономики края. В то же время, по большинству из них объемы производства еще не достигли уровня докризисного 2008 г. В целом, доля обрабатывающих производств в структуре промышленного производства региона сократилась даже по сравнению с 2009 г. и составила 59 %, но при этом доля производств по добыче полезных ископаемых выросла более чем в 2 раза. Всего за счет краевых и федеральных средств на поддержку экономики края в 2009-2010 гг. направлено около 15 млрд руб. Кроме того, в рамках государственной гарантийной поддержки организациям были предоставлены гарантии края в сумме 4,4 млрд руб. (в 2009 г. - 2,5 млрд руб., в 2010 г. -
1,9 млрд руб.).
Положительные результаты деятельности в машиностроении достигнуты благодаря реализации регионального закона «О государственной поддержке организаций машиностроительного комплекса края». В 2010 г. отмечен значительный рост объемов производства машин и оборудования (117,2 %), производства электрооборудования (112,1 %). На ведущих предприятиях машиностроения в 2010 г. отмечался рост производства после значительного спада в 2009 г.
Таким образом, рост инновационной активности, создание благоприятных условий для динамичного развития региона, модернизация и диверсификация экономики, повышение конкурентоспособности производства являются одними из основных стратегических целей края [7]. В связи с проведенным анализом и выявленными проблемами необходимо решение следующих задач:
- обеспечение поступательного социально-экономического развития региона на основе экономического роста;
- повышение эффективности использования всех элементов государственного регулирования и воздействия на процесс развития экономики и социальной сферы края;
- активизация инвестиционной и инновационной деятельности и содействие обновлению производственного капитала;
- создание благоприятных условий для развития экономики, в том числе промышленных видов деятельности, малого предпринимательства, агропромышленного комплекса, так как существует большая зависимость от ориентации на добывающие отрасли, что в перспективе нецелесообразно из-за их быстрого истощения.
Поэтому важнейшими целями инвестиционной деятельности Красноярского края, да и любого региона, должно быть повышение инвестиционного потенциала за счет роста инновационной его составляющей и модернизация экономики за счет внедрения инновационных технологий. При этом к первоочередным задачам инновационной деятельности можно отнести:
- стимулирование инноваций и инновационных технологий в производстве;
- создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в экономику;
- создание нормативно-правовой базы по поддержке инновационной деятельности.
В соответствии с поставленными целями и задачами можно выделить меры инновационной деятельности, повышающие активность государственного и частного секторов экономики:
- создание в регионе законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей активизации инновационных процессов;
- образование финансовых институтов (инвестиционного и венчурного фондов), обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла;
- развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарк, инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий);
- развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности, а также формирование системы распространения лучшей практики предоставления эффективной консультационной и аналитической поддержки муниципальных образований в области инновационной деятельности;
- обеспечение на законодательном уровне направленности инвестиций на инновации, концентрации значительной части государственных, частных и иностранных инвестиций на реализацию приоритетных инновационно-технологических программ;
- создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса и облегчение доступа к кредитным ресурсам малых предприятий при недостаточной залоговой базе.
Таким образом, в настоящее время российская экономика находится на этапе разработки и реализации стратегии инновационного развития, который характеризуется способностью обеспечения будущего страны и постепенным отказом от политики «крупных форм» и масштабных решений. В связи с этим, необходима интеграция мер общегосударственного
плана (реорганизация и дополнительная поддержка отечественной науки, налоговые льготы субъектам инновационной деятельности и инвесторам и пр.) с последовательным формированием отдельных «точек» инновационного развития и обновления экономики регионов. Благоприятный инвестиционный климат приведет к ускорению темпов экономического роста, способствуя увеличению инвестиций и повышению производительности.
Библиографические ссылки
1. Движение регионов России к инновационной экономике / под ред. А. Г. Гранберга, С. Д. Валентея ; Ин-т экономики РАН. М. : Наука, 2006.
2. Дойхен Д. Ю. Научные подходы к формированию региональных стратегий инновационного разви-
тия // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2004. № 5.
3. Инвестиционный климат Красноярского края / Красноярскстат. Красноярск, 2010.
4. Социально-экономический мониторинг положения Красноярского края среди субъектов РФ Сибирского федерального округа / Красноярскстат. Красноярск, 2010.
5. Об изменении социально-экономической ситуации в Красноярском крае в период реализации мер по обеспечению устойчивого социально-экономического развития / Красноярскстат. Красноярск, 2010.
6. Цыкалов А. Г. Социально-экономическое развитие Красноярского края: посткризисные тренды // Регион: Экономика и социология. 2011. № 3.
7. Комплексное оценивание и планирование развития региона / А. Б. Левинталь [и др.]. М. : Ин-т проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, 2006.
O. V. Patsuk
INVESTMENT ACTIVITY OF A REGION
Increase of validity and productivity of territorial policy demands estimation of distinctions of conditions of innovative activity for development of differentiate measures of support with respect to various types. The innovative potential of region should be defined not with features of social and economic conditions, but with the developed structure of territorial economic complex which can be objectively caused and is the most effective for the a given region.
Keywords: social and economic development of territories, regional policy.
© Пацук O. B., 2012
УДК 336.64
В. В. Прохоров
МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВЫБОРА ФОРМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Рассмотрены проблемы связанные с выбором форм инвестирования в инновационную деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса. Предложен методический инструментарий выбора формы инвестирования в инновационную деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса. Рассмотрено применение матриц стратегического анализа.
Ключевые слова: формы финансирования, матрицы стратегического анализа.
Согласно принятой Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предполагается формирование широкого слоя инновационноактивных предприятий. К 2020 г. их доля в общем количестве предприятий должна вырасти с 13 % (2007 г.) до 40-50 %. При этом предприятиям оборонно -промышленного комплекса (ОПК) отводится ведущая роль в инновационном развитии Российской
Федерации. В настоящий момент именно в ОПК сосредоточено большинство базовых высокотехнологичных и наукоемких отраслей отечественной промышленности. Они составляют основу научнотехнического потенциала страны и в целом определяют ее инновационное развитие [1].
Вместе с тем ситуация, связанная с инновационной деятельностью в ОПК, продолжает ухудшаться. Снижаются перспективные технические и технологи-