Научная статья на тему 'Инвестиции в развитие АПК рт'

Инвестиции в развитие АПК рт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гинтер Ю. И., Алибаева М. М., Азимов П. Х.

Начиная с 1997 года, после подписания Соглашения о мире Правительство Республики Таджикистан начало реализацию программ, направленных на восстановление экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в развитие АПК рт»

тие крупяных производств, а также развитие собственных животноводческих отраслей, потребляющих зерно. В рисоводстве должно расширяться интенсивное травосеяние для развития скотоводческих отраслей, обеспечения кормами хозяйств населения и улучшения почвенного плодородия. В ряде хозяйств целесообразно развитие производств, перерабатывающих собственную животноводческую продукцию, так как объемы производства молока, масштабы выращивания скота на мясо вполне могут быть достаточными для эффективной загрузки собственных перерабатывающих предприятий. В качестве неродственной диверсификации рекомендуется развитие всевозможных обслуживающих и вспомогательных производств, оказывающих услуги и выполняющих работы не только для своих, но и сторонних заказчиков и всемерное развитие торгово-закупочной деятельности.

Таким образом, перечисленные и другие возможные направления диверсификации будут способствовать укреплению финансового положения рисоводческих хозяйств, а также создадут условия для их устойчивого экономического роста.

Список литературы:

1. Бирман В.Ф., Лачуга Ю.Ф., Орсик Л.С., Таранов М.А. Онновацион-ный менеджмент в АПК: учебное пособие / Под ред. проф. М.А. Таранова. - Ростов-н/Д: ООО «Терра», 2006. - 564 с.

2. Малахов И. Рис - перспективная культура / И. Малахов, Е. Блинникова // Экономика сельского хозяйства России. - 2007. - № 10. - С. 37-38.

3. Осипов А.Н. Рынок зерна в России в I полугодии 2008 г. / А.Н. Осипов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 10. - С. 66-69.

4. Бурейко И.Г. Формирование диверсифицированных структур рисоводческих предприятий Южного федерального округа / И.Г. Бурейко // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2009. -№ 5 (20). - С. 65-67.

ИНВЕСТИЦИИ В РАЗВИТИЕ АПК РТ

© Гинтер Ю.И.*, Алибаева М.М.*, Азимов П.Х.*

Таджикский технический университет им. академика Осими, Республика Таджикистан, г. Душанбе

Начиная с 1997 года, после подписания Соглашения о мире Правительство Республики Таджикистан начало реализацию программ, направленных на восстановление экономики.

* Старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на транспорте».

* Доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», кандидат экономических наук. " Доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», кандидат экономических наук.

Таджикистан является аграрной страной, и вклад сельского хозяйства в ВВП страны составляет 25 % процентов. В сельском хозяйстве республики действуют более 30 тыс. индивидуальных семейных дехканских хозяйств, 3188 дехканских кооперативных хозяйств, 140 дехканских производственных кооперативов, 175 ассоциаций дехканских хозяйств. Роль частного сектора в сельскохозяйственном секторе Республике в последние годы заметно укрепляется.

В 1998-2001гг. были введены механизмы Международного Валютного Фонда по финансированию постконфликтного восстановления и расширенной структурной перестройки. Данный механизм позднее был переименован в механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. Эти программы были нацелены на макроэкономическую стабилизацию и структурные реформы, направленные на переход к рыночной экономике. Для восстановления экономики Правительство Республики Таджикистан начало тесно сотрудничать с различными международными финансовыми институтами и международными гуманитарными организациями. Результатами данного сотрудничества стали либерализация цен и торговли, земельная реформа, улучшение доступа к базовому образованию и здравоохранению, а также созданные необходимые правовые и институциональные реформы.

Начиная с 1997 года рост ВВП начал постепенно восстанавливаться. В период с 2004 по 2008 гг. реальное увеличение ВВП, в среднем составило более 8 процентов и за последние пять лет увеличилось в 1,5 раза. За последние годы в инвестиционной деятельности произошли положительные изменения. Например, объем финансирования на основные инвестиции за последние пять лет увеличился в 5 раз. В республике для улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций была проделана большая работа, и в этом направлении произошли качественные улучшения. С целью привлечения иностранных инвестиций в Согдийской области и Пянджском районе были образованы свободные экономические зоны. Общая сумма портфеля инвестиционных проектов, которые реализуются за счет привлечения иностранных инвестиций в 2009 году составляет 1,7 млрд. долларов США.

За последние пять лет внешняя торговля стремительно развивается и в настоящее время республика сотрудничает с 78 иностранными государствами дальнего и ближнего зарубежья. Товарооборот внешней торговли за 2008 год по сравнению с 2003 годом увеличился в 2,8 раза.

Однако в 2009 году в результате отрицательного воздействия мирового финансового кризиса показатели внешней торговли существенно уменьшились. По сравнению с показателями 2008 года экспорт товаров снизился на 47,8 процентов, а импорт товаров на 24,3 процентов. Суммарный внешнеторговый оборот уменьшился на 30,6 процентов.

Объем денежных переводов трудовых мигрантов в январе-июле месяце 2009 года составил 1101,2 млн.долларов США, что по сравнению с этим же периодом 2008 года уменьшился на 604,8 млн.долларов США и в течении 8 месяцев 2009 года составил 4 процента.

Табл. 1 показывает инвестиции III И по секторам и годам. Цифры, приведенные по каждому сектору, включают проекты, которые находятся на стадии реализации (обеспеченные финансированием), и новые проекты (некоторые из них имеют определенные источники финансирования). Среди новых, имеются также такие проекты, которые еще не были формально утверждены, но они считаются проектами высокой приоритетности.

Таблица 1

Программа государственных инвестиций на 2010-2012 гг. по секторам, в тыс. долларах США

Сектор 2010 г. 2011 г. 2012 г. Итого на 2010-2012 гг.

Управление экономикой 8956,0 2200,0 5500,0 16656,0

Сельское хозяйство 17550,59 10204,27 6280 34034,86

Ирригация и сельское водоснабжение 20043,2 70379 83232,2 173654,4

Водоснабжение и канализация 13446,21 40589,35 42081,35 96116,91

экология 9158,3 2003,54 1023 12184,84

Энергетика 73897,3 162812,24 162800 399509,54

Транспорт 156577,89 178783,54 135774,2 471135,61

Образование 12035,7 53428,8 43760,46 109224,96

Здравоохранение 10094,2 15053,53 17387,4 42535,13

Развитие частного сектора 1000 1460,52 1411,02 3871,54

Мультисектор и другие секторы 0 2200 8800 11000

ВСЕГО 322759,39 539114,79 508049,6 1369923,8

Инфраструктура, поддерживаемая в хорошем состоянии, способствует увеличению производительности и экономического роста всех секторов, обеспечивая доступ к рынкам, содействуя конкуренции и активизации деятельности частного сектора.

□ упр. эконом ■ сельское хоз.

□ ирригация

□ водоснаб.

□ экология

□ энергетика

□ транспорт

□ образование

□ здравоохранение

□ прочие

Рис. 1. Общая доля отраслей в 2010-2012 гг.

Сектор капитального строительства на 2010-2012 годы финансируется за счёт государственного бюджета и охватывает те объекты, которые финансируются за счёт централизованных капитальных вложений. В 20102012 годах для строительства объектов, которые финансируются за счёт государственного бюджета предусмотрено 4510,0 млн. сомони. Строительство предусмотренных объектов в основном включает в себя отрасли образования, здравоохранения, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт и коммуникации, культура, ирригация и другие секторы. В табл. 3 показано программа распределения грантов и технической помощи, в разрезе секторов.

Таблица 3

Программа распределения грантов и технической помощи, в разрезе секторов

Отрасль / проект Кол-во проектов Общая стоимость проекта Источники финансирования

(тыс. дол. США) %

внутренний внешний

Управление экономикой 8 95 180,90 1,87 2202,00 92 978,90

Сельское хозяйство 8 44 449,00 0,87 3355,00 41 094,00

Ирригация и водоснабжение сельской местности 1 14 173,82 0,28 1173,82 13 000,00

Водоснабжение и система городской канализации 12 50 694,50 1,00 2407,50 48 287,00

Энергетика 32 4 713 704,00 92,79 12130,00 4701574,0

Транспорт 7 47 258,90 0,93 5869,90 41 389,00

Образования 8 43 638,05 0,86 176,05 43 462,00

Здравоохранения 8 61 229,93 1,21 0,00 61 229,93

Другие секроры 11 9 748,00 0,19 0,00 9 748,00

Всего Программы гранты и технический помощь 95 5 080 077,10 100,00 27314,27 5052762,8

Список литературы:

1. www.cisstat.com/rus.

2. Проект Всемирного банка о модернизации системы АПК РТ. - Душанбе, 2007.

3. Госкомстат РТ, Таджикистан. - Душанбе, 2009.

ФАКТОРЫ РИСКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗМЕР СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ИПОТЕЧНОГО СТРАХОВАНИЯ

© Глинкина Е.В.*

Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

В соответствии со сложившейся практикой частные компании определяют размер страховых взносов на основе накопленного опыта ис-

* Аспирант кафедры «Финансы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.