Научная статья на тему 'Инвестиции в основной капитал как фактор устойчивого развития экономики РФ в условиях санкционного давления'

Инвестиции в основной капитал как фактор устойчивого развития экономики РФ в условиях санкционного давления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / BUDGET / FIXED CAPITAL / FOREIGN DIRECT INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусов Ильдар Альбертович, Юнусов Ленар Альбертович, Манюшис Альгирдас Юозович

Обеспечить устойчивое развитие возможно при условии привлечения инвестиций в экономику. Проблемы привлечения инвестиций в основной капитал всецело отражают проблемы привлечения инвестиций в экономику. Помимо санкционного давления существует ряд факторов, ограничивающих приток инвестиций в основ ной капитал. Решение данной проблемы требует комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT IN FIXED CAPITAL AS A DIMENSION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF SANCTIONS PRESSURE

Sustainable development is possible if investments are made in the economy. The problems of attracting investments into new capital fully reflect the problems of attracting investments into the economy. In addition to the sanctions pressure, there are a number of factors limiting the inflow of investments in fixed assets. The solution to this problem requires an integrated approach.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в основной капитал как фактор устойчивого развития экономики РФ в условиях санкционного давления»

234

инвестиции в основной

капитал как фактор

устойчивого развития

экономики рф в условиях

санкционного

давления

investment in fixed capital as a dimension of sustainable development in the conditions of sanctions pressure

ЮНУСОВ ИЛЬДАР АЛЬБЕРТОВИЧ

Доцент кафедры Экономической теории и управления ресурсами Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева — КАИ, к.э.н.

YUNUSOV ILDAR ALBERTOVICH

KAZAN State Technical University named after A.N.Tupolev, Ph.D, associate Professor of the Department of Economics and Resource Management

ЮНУСОВ ЛЕНАР АЛЬБЕРТОВИЧ

Профессор Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, академик Международной академии менеджмента, д.э.н.

YUNUSOV LENAR ALBERTOVICH

Doctor of Economics, Professor,of the Moscow State Institute of Foreign Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

МАНЮШИС АЛЬГИРДАС ЮОзОВИЧ

Член Правления ВЭО России, Первый проректор Московского международного университета (ММУ), председатель экспертного Совета ВЭО России по программе «независимая оценка качества экономического образования», член Президиума, заслуженный работник Высшей школы РФ, д.э.н., профессор

MANYUSHIS ALGIRDAS YUOZOVICH

Member of the Board of VEO of Russia, first Vice-rector of the International University in Moscow, Chairman of the Advisory Board of VEO of Russia under the program of independent assessment of the quality of economic education, member of the Presidium, honored worker of Higher school of Russia, doctor of Economics, Professor

АННОТАЦИЯ

Обеспечить устойчивое развитие возможно при условии привлечения инвестиций в экономику. Проблемы привлечения инвестиций в основной капитал всецело отражают проблемы привлечения инвестиций в экономику. Помимо санкционного давления существует ряд факторов, ограничивающих приток инвестиций в основной капитал. Решение данной проблемы требует комплексного подхода. ANNOTATION

Sustainable development is possible if investments are made in the economy. The problems of attracting investments into new capital fully reflect the problems of attracting investments into the economy. In addition to the sanctions pressure, there are a number of factors limiting the inflow of investments in fixed assets. The solution to this problem requires an integrated approach.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инвестиции, устойчивое развитие, бюджет, основной капитал, прямые

иностранные инвестиции.

KEYWORD

Investments, sustainable development, budget, fixed capital, foreign direct investment.

Инвестиции в основной капитал — это один из факторов, способных обеспечить устойчивое развитие экономики РФ. Проводя аналогию с человеческим организмом, можно с уверенностью утверждать, что инвестиции сравнимы с кровью, обеспечивающей жизненно важные органы кислородом. В настоящее время российская экономика нуждается в инвестициях. Осознавая необходимость привлечения инвестиций на федеральном

и региональном уровне, делают многочисленные попытки для реализации данной цели.

16 февраля 2018 года завершил работу Российский инвестиционный форум, собравший на своей площадке представителей федеральных и региональных органов власти, ведущих экономистов и предпринимателей, руководителей крупных отечественных и зарубежных компаний.

В ходе двухдневной деловой программы состоялось 55 мероприятий, структурированных потрем направлениям:

«Бизнес в регионах. Придать новый импульс».

«Улучшая качество жизни».

«Новая региональная политика: совершенствуя управление».

Участники обсудили вопросы новой региональной политики и бизнеса, результаты создания инновационных кластеров и улучшение качества жизни, цифровой экономики, финансирование инфраструктурных проектов, проектное управление.

За время работы Форума было подписано 538 соглашений и протоколов о намерениях на общую сумму 794,057 млрд рублей (учтены только соглашения, цена которых не является коммерческой тайной).

Крупнейшие соглашения:

1. Соглашение между ВТБ и ритейлером «Магнит» о продаже 29,1% акций. Сумма сделки составляет 138 млрд рублей.

2. Соглашение между ООО «РусАл Тайшет» и Внешэкономбанком о строительстве Тайшетского алюминиевого завода мощностью 429 тыс. тонн. Сумма сделки составляет 80,3 млрд рублей.

3. Соглашение между Ростовской областью и «Российскими автомобильными дорогами» («Автодор») о строитель-

238

стве автомагистрали вокруг Аксая. Сумма сделки составляет 77,4 млрд рублей.

Среди подписанных Фондом «Росконгресс» соглашений о стратегическом партнерстве следует отметить значимые трехсторонние соглашения о взаимодействии с российскими регионами по продвижению их инвестиционных и экспортных проектов. Соглашения о сотрудничестве заключены с 20 субъектами: Астраханской, Архангельской, Брянской, Владимирской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Магаданской, Омской, Тульской и Ульяновской областями, Еврейской автономной областью, Камчатским краем, республиками Башкортостан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карелия, городом Севастополем и Пермским краем.

Важнейшим фактором (мотивом) привлечения инвестиций в экономику любого государства (региона) является его привлекательность для ведения бизнеса. А привлекательность, в свою очередь, отражается в рейтингах. Одним из авторитетных рейтингов, который учитывают потенциальные инвесторы, является рейтинг Всемирного банка «Doing business». В 2017 году первое место в этом рейтинге заняла Новая Зеландия (для справки: последние 10 лет его возглавлял Сингапур). Десятка лидеров рейтинга «Doing business» за 2016 год выглядит так:

Новая Зеландия;

Сингапур;

Дания;

Гонконг;

Республика Корея;

Норвегия;

Великобритания;

США;

Швеция;

Македония.

Среди бывших стран Советского союза лучшее место в рейтинге Всемирного банка у Эстонии (12 место), за ней следует Латвия (14 место), после нее Грузия (16 место), Литва (21 место), Казахстан (35 место), Россия (40 место).

Рис. 1. Индекс предпринимательской уверенности в строительстве [1, с. 19]

В 2017 году ЮНКТАД опубликовал доклад, в котором отмечается, что мировые инвестиции демонстрируют скромный рост и внушают сдержанный оптимизм. Ожидания ускорения роста в крупнейших регионах, возобновление роста торговли и увеличение корпоративных прибылей могут способствовать небольшому оживлению прямых иностранных инвестиций. Ожидается, что глобальные инвестиционные потоки вырастут почти до 1,8 трлн долл. в 2017 году и до 1,85 трлн долл. в 2018 году. Однако эти показатели не достигнут уровня 2007 года. Этому оживлению могут помешать поли-

240

тическая неопределенность и геополитические риски, а также изменения в налоговой политике, которые могут серьезно отразиться на международных потоках инвестиций.

Перспективы ПИИ выглядят умеренно позитивными в большинстве регионов, за исключением Латинской Америки и Карибского бассейна. Ожидается, что их прирост в группе развивающихся стран составит порядка 10%. Это произойдет, в частности, благодаря ощутимому росту инвестиций в развивающиеся страны Азии, где улучшение прогнозов по крупнейшим странам должно способствовать укреплению доверия инвесторов. В условиях некоторого повышения цен на нефть и успехов региональной интеграции ожидается рост ПИИ и в Африку. Напротив, неопределенность макроэкономических и политических перспектив не позволяет с оптимизмом смотреть на динамику ПИИ в Латинской Америке и Карибском бассейне. Приток инвестиций в страны с переходной экономикой, судя по всему, продолжит восстанавливаться после того, как экономика этих стран прошла нижнюю точку в 2016 году. В инвестиционных потоках в развитые страны в 2017 году изменений не ожидается.

После высокого роста в 2015 году глобальные потоки ПИИ в 2016 году стали терять динамику, тем самым демонстрируя, что путь к восстановлению остается тернистым. В условиях вялого экономического роста и серьезных политических рисков, как их воспринимают транснациональные корпорации, приток ПИИ сократился на 2% до 1,75 трлн долларов. Осторожный оптимизм вселяют результаты 2017 года: приток ПИИ увеличился на 5%, или 1,75 трлн долл. Особенно серьезно пострадали инвестиционные потоки в развивающиеся страны, сократившиеся на 14% до 646 млрд долларов. По сравнению с портфельными инвестициями, денежны-

ми переводами и официальной помощью в целях развития ПИИ остаются крупнейшим и наиболее стабильным источником финансирования для развивающихся стран.

1,400,000 1,200,000 1,000,000 800,000 600,000 400,000 200,000 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 ■^^Developing economies Transition economies Developed economies

Рис. 2. Приток ПИИ 1990-2016 гг. (млн долл. США)

В Топ-10 инвестиционно привлекательных государств также вошли (в млрд долларов):

— Китай — 144;

— Гонконг (КНР) — 85;

— Нидерланды — 68;

— Ирландия — 66;

— Австралия — 60;

— Бразилия — 60;

— Сингапур — 58;

— Франция — 50;

— Индия — 45.

При этом потоки инвестиций сокращались во все развивающиеся регионы:

242

• Потоки ПИИ в развивающиеся страны Азии сократились в 2016 году на 15% до 443 млрд долларов. Это первое за последние пять лет падение стало довольно массовым: оно было двузначным в большинстве субрегионов, за исключением Южной Азии.

• Потоки ПИИ в Африку продолжали снижение, уменьшившись по сравнению с 2015 годом на 3% до 59 млрд долл., главным образом из-за низких цен на сырьевые товары.

• Тенденция сокращения притока ПИИ в Латинскую Америку и Карибский бассейн ускорилась, и в результате продолжающегося экономического спада, низких цен на сырье и экспортных трудностей приток инвестиций в эти страны упал на 14% до 142 млрд долларов.

Нестабильными остаются инвестиционные потоки в страны со структурно слабой и уязвимой экономикой. Приток инвестиций в наименее развитые страны упал на 13% до 38 млрд долларов. Аналогично этому приток в малые островные развивающиеся государства сократился на 6% до 3,5 млрд долл., в то время как приток ПИИ в не имеющие выхода к морю развивающиеся страны оставался стабильным на уровне 24 млрд долларов. После впечатляющего роста в предыдущем году приток инвестиций в развитые страны продолжал увеличиваться: они выросли на 5% до 1 трлн долларов. Сокращение ПИИ в Европе с избытком компенсировалось их скромным увеличением в Северной Америке и значительным ростом в других развитых странах. Доля развитых стран в глобальном притоке ПИИ увеличилась до 59%. После двухлетнего резкого спада потоки ПИИ в страны с переходной экономикой практически удвоились, до

68 млрд долларов. Этому способствовали крупные приватизационные сделки и рост инвестиций в горнодобывающие проекты. Сильное влияние на глобальные тенденции в сфере ПИИ оказывали крупнейшие экономические группировки, такие как «двадцатка» и АТЭС. Приток инвестиций в страны «двадцатки» впервые достиг рекордного 1 трлн долларов. В некоторых группировках все более важную роль начинают играть потоки ПИИ между членами.

Рис. 3. Приток ПИИ в РФ (млн долл. США)

По оценкам Moody's, инвестиционный рейтинг Ba1 — стабильный. По отчетным данным Банка России, положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации в январе — сентябре 2017 года составило 22,4 млрд долларов США против 15,3 млрд долларов США по итогам 9 месяцев 2016 года. Сказался рост профицита торгового баланса, сформировавшийся в условиях бла-

244

гоприятной внешнеэкономической конъюнктуры основных товаров российского экспорта. Чистый вывоз капитала частным сектором составил 16,5 млрд долларов США против 10,0 млрд долларов США в соответствующем периоде прошлого года. Банки, продолжая погашать свои обязательства перед нерезидентами, выступали нетто-экспортерами капитала, в то время как операции прочих секторов носили в целом сбалансированный характер.

По сравнению с 2015 г. в 2016 г. объем ПИИ в Россию увеличился более чем в 4 раза, до 32,98 млрд долл. Тем не менее потоки прямых иностранных инвестиций по-прежнему составляют лишь половину от показателя 2013 г. (тогда он составлял 69,22 млрд долл.), что объясняется ограничениями на торговлю, которые страны-партнеры и российские власти принимают в отношении друг друга с 2014 г. Положительный приток ПИИ в 2016 г. поддержали рост реинвестированной прибыли, составивший 17,24 млрд долл., и продажа 19,5% акций государственной нефтяной компании «Роснефть» консорциуму во главе с Glencore (Швейцария) и суверенным фондом Катара. Портфолио сделок по слиянию и поглощению в нефтегазовой сфере также дополнило приобретение 23,9 и 11% акций АО «Ванкорнефти», принадлежащих НК «Роснефть», консорциумом индийских компаний (состоящих из Oil India Limited, Indian Oil Corporation Limited и Bharat PetroResources Limited) и ONGC Videsh Ltd соответственно.

Западные санкции, повлиявшие на снижение ПИИ, затронули, в частности, нефтегазовый сектор. Как следствие, в 2015 г. третий по величине производитель нефти в США — ConocoPhillips — ушел из России после 25 лет работы. Технологические ограничения, связанные с санкционным

запретом на покупку высокотехнологичного оборудования для добычи углеводородов у американских и европейских производителей, привели к приостановке проектов «Роснефти» и ExonMobil на арктическом шельфе и Черном море.

На сегодняшний день можно говорить о стабилизации ситуации с иностранными инвестициями в энергетическом секторе. Многие компании адаптировались к санкционному режиму, сфокусировавшись на повышении эффективности и развитии своих ключевых активов в России.

Положительной динамике прироста входящих ПИИ в отрасль нефте- и газодобычи в дальнейшем могут способствовать также планы иностранных инвесторов, связанные с продолжением реализации существующих и с запуском новых проектов в России. Так, согласно заявлению президента компании British Petroleum в России Дэвида Кэмп-белла, компания продолжит инвестировать в Россию, в том числе в газовые проекты.

Сохранение положительной динамики притока ПИИ подтверждается данными по состоянию на начало 2017 г. В I и II кварталах 2017 г. был зафиксирован рост входящих ПИИ (16,19 млрд долл.) по сравнению с аналогичными периодами 2015 и 2016 гг. на 41,8 и 39,8% соответственно. Прирост притока ПИИ в этом периоде связан с такими сделками, как продажа 10% акций российского нефтехимического холдинга «Сибур» китайскому фонду Шелкового пути, запуск строительства завода легковых автомобилей Mercedes-Benz в индустриальном парке «Есипово» немецкой компанией Daimler и другими проектами. При этом «Есипово» стал самым масштабным проектом западных компаний в России после введения санкций.

Рис. 4. Прямые инвестиции в Российскую Федерацию из-за рубежа: остатки по видам экономической деятельности (млн долл. США) [10]

Графически привлечение иностранных инвестиций за период 2014-2017 гг. представлено на рисунке 4. Как видно на рисунке, участие в капитале отражает общую тенденцию привлечения инвестиций. А долговые обязательства сохраняют незначительный, но стабильный рост.

Основными инвесторами выступают Кипр, Багамы, Бермуды, Виргинские острова, Нидерланды. Несмотря на рост поступления иностранных инвестиций, по состоянию на 1 января 2017 г. уровень инвестиций не достиг показателя 1 января 2014 г.

Таблица 1

Входящие прямые инвестиции в Российскую Федерацию из-за рубежа по инструментам и странам-инвесторам в 2014-2017 гг., млн долл. США [10]

#

Страна прямого инвестора 01.01.2014 01.01.2017

Всего Участие в капитале Долговые инструменты Всего Участие в капитале Долговые инструменты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий объем инвестиций 471 474 409 815 61 659 377 950 319 462 58 488

АВСТРИЯ 11 816 11 802 14 4 805 3 594 1 210

БАГАМЫ 31 964 31 931 33 33 442 33 413 29

БЕРМУДЫ 29 565 29 745 -180 21 748 21 794 -46

ВИРГИНСКИЕ ОСТРОВА, БРИТАНСКИЕ 18 925 19 716 -792 10 858 9 462 1 396

ГЕРМАНИЯ 18 898 14 194 4 703 16 321 12 694 3 628

ДЖЕРСИ 5 013 4 243 769 11 306 C C

ИРЛАНДИЯ 5 210 76 5 134 6 543 63 6 481

КИПР 183 276 161 353 21 923 135 534 117 463 18 071

ЛЮКСЕМБУРГ 12 780 5 481 7 299 11 865 10 815 1 050

НИДЕРЛАНДЫ 48 948 43 411 5 537 40 194 34 262 5 932

СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 21 759 19 327 2 431 11 451 10 071 1 380

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 17 979 17 907 72 2 239 2 307 -69

ФИНЛЯНДИЯ 4 166 2 112 2 053 3 895 1 327 2 568

ФРАНЦИЯ 14 075 12 002 2 073 14 400 10 147 4 253

ШВЕЙЦАРИЯ 6 040 4 069 1 971 11 762 9 000 2 762

ф

248

Страна прямого инвестора 01.01.2014 01.01.2017

Всего Участие в капитале Долговые инструменты Всего Участие в капитале Долговые инструменты

ШВЕЦИЯ 16 176 15 013 1 163 3 854 3 085 769

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ 1 336 873 463 715 504 211

НЕ РАСПРЕДЕЛЕНО ПО СТРАНАМ 2 663 2 622 41 1 134 983 151

Внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2017 года составил 536,7 млрд долларов США, увеличившись на 22,5 млрд долларов США с начала года. Обязательства органов государственного управления выросли на 15,1 млрд долларов США главным образом в результате роста задолженности перед нерезидентами по суверенным ценным бумагам. В отличие от ситуации годом ранее заметно (на 9,4 млрд долларов США) вырос и внешний долг прочих секторов, в том числе за счет привлечения средств с внешних рынков путем размещения корпоративных еврооблигаций.

Национальное Рейтинговое Агентство опубликовало «Итоги V ежегодного рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России». Согласно опубликованному документу рейтинг инвестиционной привлекательности регионов РФ выглядит следующим образом (табл. 2).

На сегодняшний день первое место в рейтинге привлекательности регионов РФ объяснимо принадлежит Москве,

а второе — Санкт-Петербургу. На 6-м месте Татарстан. Ближайшие соседи Татарстана в рейтинге далеко за пределами топ-10 привлекательных регионов: Нижегородская область — 17 место; Республика Башкортостан — 18 место; Самарская область — 20 место; Саратовская область — 43 место; Ульяновская область — 46 место; Удмуртская Республика — 57 место; Чувашская Республика — 58 место; Республика Мордовия — 66 место; Кировская область — 70 место; Республика Марий Эл — 74 место.

Таблица 2

Рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов РФ [8]

Наименование Дата актуализации Уровень рейтинга Статус

1 Москва 24.11.2017 О Подтвержден

2 Санкт-Петербург 24.11.2017 О Подтвержден

3 Белгородская область 24.11.2017 К2 Повышен

4 Ленинградская область 24.11.2017 о Повышен

5 Московская область 24.11.2017 о Подтвержден

6 Республика Татарстан 24.11.2017 о Подтвержден

7 Сахалинская область 24.11.2017 о Подтвержден

8 Ямало-Ненецкий автономный округ 24.11.2017 о Присвоен

9 Амурская область 24.11.2017 о Повышен

10 Воронежская область 24.11.2017 о Повышен

В целом чистая международная инвестиционная позиция Российской Федерации выросла за 9 месяцев 2017 года

с 222,1 млрд долларов США до 271,0 млрд долларов США вследствие опережающего роста иностранных активов по сравнению с иностранными обязательствами.

Притоки ПИИ в экономику РФ нельзя оценить однозначно. Рекордным считается 2008 г., когда притоки ПИИ составили 75 856 млн долл. США. Однако после кризиса 2008 г. наблюдалось снижение ПИИ, что сопровождалось также оттоками капитала.

100

Г^- СО СП О 1М ' М ' О- \Г, Ю Г-О слспст>спсг><х>С>ооооооо т-Нт-Н^Нт-Нт-Нт-НГМГМГ^ГЧГМГ^ГЧГМ ооспот-1(чго"?Г1ЛУаг^ ООЮООООО /О Л£> 1 ГЧ Г^ N М (М м гм X г^ гм

-50

-100

-200

Рис. 5. Отток капитала из экономики РФ (млрд долл. США) [10]

В 2008 г. чистый отток капитала составил 133,6 млрд долл. США. Однако рекордным можно считать 2014 г. — 154,1 млрд долл. США. Приток ПИИ в 2014 г. показал низкое значение — 29 152 млн долл. США. Данное обстоятельство негативно сказывается на привлечении инвестиций в основной капитал.

Экономическое положение в стране трудно назвать стабильным и тем более выходящим из кризиса. Как видно на рисунке, прирост инвестиций в основной капитал по-прежнему остается отрицательным. После введения санкций против России в 2014 г., в 2015 г. падение инвестиций

в основной капитал составило 10,1%, в 2016 г. по сравнению с 2015 г.-0,9%.

140

120 100 80 60 40 20 0

1992 2000 2010 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 6. Инвестиции в основной капитал в РФ (% к предыдущему периоду)

[И]

Совместная российская и иностранная

Иностранная

Российская

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Рис. 7. Инвестиции в основной капитал в РФ в 2016 г. (по формам собственности в %) [11]

Анализ инвестиций в основной капитал по формам собственности в 2016 г. показывает, что доминировала российская собственность. При этом по источникам финансирования структура инвестиций выглядела следующим образом:

— собственные средства — 50,9;

— привлеченные средства — 49,1, из них

— из федерального бюджета — 9,3

— из бюджетов субъектов Российской Федерации — 6,0. Как видно, основную часть инвестирования в основной

капитал составили собственные средства предприятия.

Как видно на графике, удельный вес прибыльных организаций в 2016 г. составил 67,4%. Данное обстоятельство не может свидетельствовать об оживлении либо стабилизации экономики РФ.

Рис. 9. Кредиторская задолженность российских организаций (млрд руб.) [11]

В 2016 г. наблюдалась закредитованность предприятий в РФ. Также отмечался рост просроченной задолженности. По сравнению с 2007 г. в 2016-м кредиторская задолженность выросла в 3,7 раза, а просроченная задолженность за аналогичный период — в 3,2 раза. Рост закредитованности российских предприятий ограничивает инвестиции в основной капитал.

Производительность труда в РФ остается на низком уровне, что не позволяет обеспечить рост прибыльности предприятий. По экспертным оценкам, производительность труда в 2017 г. оценивается в 24 долл. США. В США данный показатель составляет 60 долл.

В условиях отсутствия макроэкономической стабильности весьма актуальным для каждого региона РФ является формирование доходной части бюджетов. Формирующая-

254

ся критическая ситуация с закредитованностью субъектов РФ 24 февраля 2015 года стала предметом обсуждения на заседании Государственного совета, посвященном мерам повышения экономической устойчивости и вопросам финансового обеспечения полномочий регионов.

101 100.5 100 99.5 99 98.5 98

Ф 97.5

97 96.5 96

Рис. 10. Индекс производительности труда (%) [11]

С января 2014 года Минфином России запущен новый механизм управления остатками средств на едином счете федерального бюджета — предоставление Федеральным казначейством бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). В 2013 году была подготовлена нормативно-правовая база, регламентирующая порядок предоставления нового вида краткосрочных казначейских кредитов.

В основе нового механизма кредитования бюджетов лежит статья 96 Бюджетного кодекса. Реализация механизма

регламентирована постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 года № 721 «Об утверждении Правил предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)», приказами Минфина России от 26 июля 2013 года № 74н «О порядке заключения и форме Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)», № 73н «Об утверждении Порядка обращения взыскания задолженности по бюджетному кредиту на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)», приказом Федерального казначейства от 9 декабря 2013 года № 285 «Об утверждении Порядка организации работы территориального органа Федерального казначейства при предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)».

С 1 марта 2018 г. максимальный размер средств федерального бюджета, направляемых на предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) составляет 200 000 млн рублей, в том числе:

150 000 млн рублей (в общей сумме) для субъектов Российской Федерации;

50 000 млн рублей (в общей сумме) для муниципальных образований в соответствии с прилагаемым списком;

100% от суммы лимита на кредитные средства по Договору о предоставлении Бюджетного кредита, заключенному территориальным органом Федерального казначейства

с субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. [9]

Направление средств федерального бюджета на предоставление Бюджетных кредитов осуществляется на срок, не превышающий 90 дней.

По данным Федерального казначейства, в 2016 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ (включая бюджеты субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований, городских и сельских поселений) составили 9923,8 млрд руб., а расходы — 9936,4 млрд руб. В целом расходы бюджетов превысили доходы только на 12,6 млрд руб. (или на 0,1% доходов). Однако среди бюджетов отдельных субъектов РФ наблюдаются резкие различия — как в размере дефицита или профицита, так и в способах покрытия дефицита.

Среди 86 субъектов РФ, учитываемых Федеральным казначейством, 29 субъектов завершили 2016 г. с профицитом своих консолидированных бюджетов. Общая сумма профицита составляет 189,0 млрд руб. Среди регионов с профицитом лидерами выступили: г. Москва — 115,6 млрд руб.; Республика Башкортостан — 10,1 млрд руб.; Московская область — 8 млрд руб.

На данные регионы в общей сложности приходится более 70% суммарного профицита бюджетов регионов РФ. Как видно из данных, лидирующее положение занимает Москва (60,2% от суммарного профицита бюджетов регионов РФ).

Негативное положение в экономике РФ демонстрирует доминирующее число регионов с дефицитом регионального бюджета. В 2016 г. в 57 регионах РФ наблюдался дефицит консолидированного бюджета. Дефицит консолидированного бюджета, который учитывает Федеральное казначейство,

достиг показателя 201,6 млрд руб. Среди лидеров с дефицитом консолидированного бюджета выделяются: г. Санкт-Петербург — 19,3 млрд руб.; Красноярский край — 15,2 млрд руб.; Республика Крым — 14,6 млрд руб.

Средний размер дефицита бюджета всех остальных регионов составил 2,8 млрд руб.

Погашение дефицита региональных бюджетов осуществлялось посредством следующих инструментов: привлечение бюджетных кредитов; выпуск ценных бумаг; кредиты банков; продажа госсобственности.

Основным источником для покрытия дефицита консолидированных бюджетов большинства регионов были бюджетные кредиты. В целом по РФ объем чистого привлечения средств посредством подобных кредитов в 2016 г. составил 181,6 млрд руб. Получателями бюджетных кредитов выступают регионы с дефицитом, а также с профицитом бюджета. К примеру, в 17 из 29 регионов, бюджет которых был исполнен с профицитом, объем чистого привлечения бюджетных кредитов был положительным и составил в общей сложности 59,3 млрд руб. Значительный объем привлечения бюджетных кредитов позволил регионам сократить привлечение средств из других источников, таких как кредиты банков, выпуск ценных бумаг и т.д. Во многих регионах по итогам 2016 г. наблюдалось увеличение остатков средств на счетах. В целом по РФ этот прирост составил 78,2 млрд руб.

Еще одним инструментом финансирования дефицита бюджета является выпуск ценных бумаг. В целом по РФ объ-

258

ем чистого привлечения средств посредством выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг (разница между объемом размещения и объемом погашения в течение года) составил в 2016 г. 32,0 млрд руб. Общий объем размещения составил 160,5 млрд руб., а объем погашения — 128,5 млрд руб.

При этом средства на публичном долговом рынке в 2016 г. 22 субъекта РФ разместили государственные и муниципальные бумаги. Лидерами по объемам размещении в рублях в 2016 г. выступили:

Московская область — 25 млрд руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ямало-Ненецкий АО — 20 млрд руб.;

Красноярский край — 18,2 млрд руб.;

Нижегородская область — 10 млрд руб.;

Самарская область — 10 млрд руб.

В целом по регионам РФ в 2016 г. происходило чистое погашение кредитов кредитных организации: объем погашения задолженности превысил объем привлечения кредитов на 102,6 млрд руб. в рублях и на 28,2 млрд руб. в иностранной валюте. Основной объем операций приходится на рублевые кредиты. Операции по погашению кредита в иностранной валюте были реализованы в 2016 г. исключительно бюджетом г. Москвы.

При этом в 32 субъектах РФ в 2016 г. наблюдалось увеличение задолженности по кредитам — их суммарная задолженность увеличилась на 75,3 млрд руб. Рост задолженности наблюдался в следующих субъектах:

Республика Коми — на 12,4 млрд руб.;

Краснодарский край — на 11,8 млрд руб.

Суммарно 3 региона РФ в 2016 г. привлекли кредитов более 100 млрд руб. В качестве «мастодонтов» по привлечению

кредитов в 2016 г. выступили Нижегородская, Свердловская и Омская области.

Исключение по операциям с кредитами выступили 9 регионов РФ:

г. Москва;

г. Санкт-Петербург;

г. Севастополь;

г. Байконур;

Республика Крым;

Чукотский АО;

Тюменская область;

Чеченская Республика;

Республика Ингушетия.

И крайним инструментом по привлечению средств финансирования бюджетного дефицита являются поступления от реализации акций и других форм участия в капитале организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в целом по регионам РФ в 2016 г. они составили только 6,0 млрд руб.

Продажа акций и других форм участия в капитале проводилась в 62 регионах РФ. В г. Москве средства от продажи акций и других форм участия в капитале организаций в государственной и муниципальной собственности составили только 248,7 млн руб. Следует отметить, что приватизация госпредприятий практически не является самым популярным для покрытия дефицитов бюджетов в регионах.

Среди факторов, отрицательно влияющих на инвестиции в основной капитал, можно выделить:

— отток капитала из экономики РФ;

— санкции против экономики РФ;

— заморозка накопительной части пенсионных отчислений;

— снижение доли прибыльных организаций;

— закредитованность российских предприятий;

— низкая производительность труда.

Несмотря на некоторые оптимистические прогнозы по экономической ситуации в РФ, их реализация вызывает сомнения, в том числе из-за низкого уровня инвестиций в основной капитал. К сожалению, тенденций оживления этих инвестиций в ближайшее время не наблюдается. Об этом свидетельствует то, что с 2014 г. по настоящее время правительство РФ реализует программу заморозки накопительной части пенсионных отчислений. Пенсионные накопления являются одним из основных источников так называемых «длинных денег». Иначе говоря, пенсионные отчисления являются одним из источников инвестирования в основной капитал. Кроме того, в экономике РФ доминирует спекулятивный капитал. Об этом свидетельствует то, что основными иностранными инвесторами выступают «офшорные» государства.

В целом, к сожалению, следует сделать вывод, что системно решить проблему привлечения средств в целях инвестирования в основной капитал при нынешней экономической политике государства не представляется возможным.

Библиографический список

1. Инвестиции в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. - М., 2017. — 188 с

2. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат. сб. / Росстат — M., 2017. — 511 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб. / Росстат. — М., 2017. — 686 с.

4. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2017. № 22 (60). Де-

кабрь / Бурдяк А., Гришина Е., Зайцев Ю., Клячко Т., Кнобель А., Плескачев Ю., Пономарев Ю., Токарева Г., под ред. Гуревича В.С., Дробышевского С.М., Кадочникова П.А., Колесникова А.В., Мау В.А., Синельникова-Мурылева С.Г.; Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 20 с. № 22(60) Декабрь 2017 г.

5. Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ — 2017. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 60 с.

6. Юнусов Л.А. Теория верификации прямых инвестиций в условиях экономического кризиса в России // «Проблемы современной экономики» 2009 г. № 1. С. 26-35.

7. Doing Business 2017 Equal Opportunity for All. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank 1818 H Street NW, Washington DC 20433.

8. www.ra-national.ru.

9. http://www.roskazna.ru/.

10. http://www.cbr.ru.

11. http://www.gks.ru.

Bibliographical list

1. Investicii v Rossii. 2017: Stat.sb./ Rosstat. - M., 2017. — 188 s

2. Rossija v cifrah. 2017: Krat.stat.sb./Rosstat — M., 2017. — 511 s.

3. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2017: Stat.sb./Rosstat. — M., 2017 — 686 s.

4. Monitoring jekonomicheskoj situacii v Rossii: tendencii i vyzovy social'no-jekonomicheskogo razvitija. 2017. № 22 (60). Dekabr' / Burdjak A., Grishina E., Zajcev Ju., Kljachko T., Knobel' A., Pleskachev Ju., Ponomarev Ju., Tokareva G. Pod red. Gurevicha V.S., Drobyshevskogo S.M., Kadochnikova P.A., Kolesnikova A.V., Mau V.A., Sinel'nikova-Muryleva S.G.; Institut jekonomicheskoj politiki imeni E.T. Gajdara,

Rossijskaja akademija narodnogo hozjajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii. 20 s.№ 22(60) Dekabr' 2017 g. Monitoring vzaimnyh investicij v stranah SNG — 2017. — SPb.: CII EABR, 2017. — 60 s.

Junusov L.A. Teorija verifikacii prjamyh investicij v uslovijah jekonomicheskogo krizisa v Rossii. Zhurnal «Problemy sovremennoj jekonomiki» 2009 g., №1 s. 26-35.

Doing Business 2017 Equal Opportunity for All. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank 1818 H Street NW, Washington DC 20433.

8. www.ra-national.ru.

9. http://www.roskazna.ru/.

10. http://www.cbr.ru.

11. http://www.gks.ru.

5

6.

7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.