Ларионова Е.И.
к.э.н., с.н.с., профессор Финансового университета
Мотова М.А.
к.э.н., в.н.с Института промышленной политики и институционального развития Финансового университета
Чинаева Т.И.
к.э.н., доцент Финансового университета
ИНВЕСТИЦИИ В ИННОВАЦИИ: СТОИТ ЛИ ОЖИДАТЬ ПОЗИТИВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ?
Ключевые слова: инвестиции; инновационная деятельность, технологические инновации, инновационная активность, затраты на технологические инновации по видам инновационной деятельности.
Keywords: investment; innovation activity, technological innovations, innovative activity, expenditure on technological innovation by innovative activity.
В статистике инвестиций большое внимание уделяется анализу инвестиций в основной капитал в связи с его значительным удельным весом в составе инвестиций в нефинансовые активы. Состояние основных фондов зависит от величины инвестиций, направленных на их обновление.
На основании данных Росстата об объеме инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности очевидно, что в 2010 г. наибольшую инвестиционную привлекательность представляли такие виды деятельности как: транспорт (25,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17,9%), добыча полезных ископаемых (13,8%), обрабатывающие производства (13,2%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (9,0%)2,3,4.
В 2012-2013 гг. объем инвестиций в основной капитал, направленный в добычу полезных ископаемых был практически без изменений (14,8 и 14,9% соответственно), вложения в обрабатывающие производства увеличились с 13,4 до 14,4%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг с 15,8 до 16,3% соответственно. В 2011 г. объем инвестиций в основной капитал в такой вид деятельности как транспорт и связь составлял 28,2%, что составило 3107,7 млрд. рублей. Затем наметилась тенденция к снижению объема вложений: 26,4% в 2012 г., 24,5% в 2013 г., 21,4% в 2014 г.
В 2015 году значительный объем инвестиций в основной капитал (80,4%) был по-прежнему направлен на развитие следующих видов деятельности: транспорт и связь (21,4%), добыча полезных ископаемых (18,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (18,0%) обрабатывающие производства (15,7%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (6,8%). По сравнению с 2014 г. возрос объем инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) в химическое производство (на 16,8%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 14,9%), добычу полезных ископаемых (на 12,5%), оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 6,7%); сократился объем инвестиций в текстильное и швейное производство (на 41,8%), рыболовство (на 36,2%), производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (на 30,0%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 27,3%), образование (на 15,8%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 20,5%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (на 15,3%)5.
Очевидно, активность осуществления финансовых инвестиций в различные сектора промышленного производства и сферы услуг напрямую связана с тем, какова доходность, или иначе говоря, какова прибыль от финансовых вложений в процентах ко всем финансовым вложениям. Данные о динамике показателя доходности финансовых вложений, рассчитанные по бухгалтерской отчетности, имеются в материалах Росстата.
Как видно из табл. 1, при среднем по экономике уровне доходности финансовых инвестиций по итогам 2014 г. равном 6,7%, отдельные виды экономической деятельности демонстрируют более высокий уровень этого показателя. Так в лидерах добыча полезных ископаемых, кроме топливных, химическое производство, производство кокса и нефтепродуктов. Кроме того, в пятерке лидеров производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования и металлургия.
1 Статья написана в рамках реализации общеуниверситетской комплексной темы «Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений».
2 Инвестиции в России. 2015. Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 190 с.
3 Финансы России. 2016. Стат. сб. / Росстат. - М., 2016. - 343 с.
4 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/investment/nonfinancial
5 Ibid.
Таблица 1
Распределение видов экономической деятельности по показателю доходности инвестиций1
По величине доходности в 2014 г. (%) По росту доходности за период 2005-2014гг. (проц. пункты)
Лидеры
Добыча полезных ископаемых, кроме энергетических (18,1) Добыча полезных ископаемых, кроме энергетических (14,3)
Химическое производство (12,6) Химическое производство (9,8)
Производство кокса и нефтепродуктов (10,3) Производство кокса и нефтепродуктов (9,0)
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (9,4) Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (6,2)
Металлургическое производство и производство готовых Металлургическое производство и производство готовых металл
металлоизделий (9,3) изделий (5,5)
Аутсайдеры
Производство кожи, изделий из кожи и обуви (2,2) Производство кожи, изделий из кожи и обуви (-1,1)
Образование (3,8) Образование (-0,5)
Операции с недвижимым имуществом (4,2) Производство пищевой продукции, включая напитки, и табака (1,6)
Производство машин и оборудования (4,8) Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (1,7)
Здравоохранение и предоставление социальных услуг (4,9) Производство машин и оборудования (1,9)
В пятерку аутсайдеров со значениями доходности финансовых инвестиций значительно ниже среднего уровня наряду с производством кожи и кожаных изделий, что не противоречит логике, попали такие виды деятельности, как операции с недвижимым имуществом и, к сожалению, образование и машиностроение.
Если рассматривать показатель доходности инвестиций, достигнутый в 2014 г. совместно с показателем его роста (или снижения) за период 2005-2014 гг., то можно отметить, что пятерка лидеров по абсолютным значениям совпадает с таковой по темпам роста. Что касается аутсайдеров, то по обоим критериям к ним можно отнести обработку кожи, образование и машиностроение. Анализ информации о доходности2, помимо прочего должен служить ориентиром для формирования пакетов инвестиций в ту или иную отрасль. Однако если данные о ее фактическом состоянии можно почерпнуть из данных Росстата, то, к сожалению, подобная информация на ближайшую, а тем более на отдаленную перспективу отсутствует.
В настоящее время успешная деятельность организаций в значительной степени основана на инвестициях в инновации. Низкие инвестиционные возможности, как правило, ограничивают и возможности инновационного роста. Сложившаяся в последнее время неблагоприятная макроэкономическая ситуация отрицательно влияет на инвестиционную деятельность в стране. Согласно данным Росстата в структуре источников финансирования удельный вес собственных средств предприятий и организаций в 2015 г. составил 50,2%. Начиная с 2010 г. инвестиции в основной капитал все в большей степени осуществляются за счет данного вида источника финансирования, однако именно в 2015 г. их удельный вес превысил 50%.
Что касается распространенных надежд на иностранные инвестиции, то они весьма незначительны. Кроме того, как показывает практика, иностранные инвесторы не горят желанием заниматься модернизацией и подъемом обрабатывающей промышленности, тем более передавать высокие технологии - свыше 65% всех капиталов устремляются в нефтегазовый комплекс, металлургию, нефтехимию, оптово-розничную торговлю, финансовый сектор и на рынок
3
недвижимости .
Одним из важнейших показателей, характеризующих инновационную деятельность, в том числе в промышленности, являются затраты на технологические инновации. В целом значение показателя характеризуется скачкообразной динамикой, темпы их прироста в отдельные годы достигали 30 и более процентов (в сопоставимых ценах), в то время как ряд лет характеризовался существенным их снижением.
Так, за период 1995-2008 гг. затраты на технологические инновации в постоянных ценах удвоились, рост наблюдался как в высоко-, так и в среднетехнологичных секторах. «Тем не менее, абсолютный объем таких инвестиций составил всего 276,3 млрд. рублей. Это в 1,6 раза меньше суммарных вложений в исследования и разработки в России, и разрыв сохраняется (в 1995 г. он также составлял 1,6 раза), что служит косвенным свидетельством низкого уровня
4
использования отечественного научного потенциала в реальном секторе экономики» .
Период 2011-2014 гг. в целом характеризовался стабильным ростом затрат на технологические инновации в промышленности. Прирост затрат на технологические инновации в промышленности в 2013 г. по сравнению с уровнем предыдущего года составил в сопоставимых ценах 21,6%, в абсолютном выражении - 746,8 млрд. рублей. В 2014 г. затраты в текущих ценах увеличились на 102,1% по сравнению с предшествовавшим годом и составили 762,8 млрд. рублей.
1 http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_56/IssWWW.exe/Stg/07-03.doc/
2 Мотова М.А. К вопросу о доходности финансовых инвестиций // Повышение открытости отечественной статистики: материалы по итогам Международной научно-практической конференции, посвященной профессиональному празднику - Дню работника статистики. - М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016.
3 Власкин Г.А. Государственное регулирование инновационной сферы: назревшие решения // Управленческие науки. 2015. -№ 1. - С. 32-43.
4 Кузнецова И.А., Городникова Н.В., Ратай Т.В., Гостева С.Ю., Грачева Г.А. Наука и инновации в условиях кризиса: статистический анализ // Вопросы статистики. - М., 2010. - № 8. - С. 3-20.
Значительные инвестиции в технологические инновации в промышленности в 2014 г. осуществлялись в организациях, относящихся к следующим видам деятельности: производство кокса и нефтепродуктов (27,5% от всех затрат на технологические инновации), производство транспортных средств и оборудования (10,2%), химическое производство (7,9%)1.
В 2014 г. по сравнению с предшествовавшим годом возросли затраты на технологические инновация по таким видам экономической деятельности, как: производство пищевых продуктов, включая напитки и табак; добыча топливно-энергетических ископаемых; производство кокса и нефтепродуктов; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство транспортных средств и оборудования
Прирост общей величины затрат на инновации в 2014 г., также как и в 2013 г., происходил в основном за счёт роста той их части, которая приходится на исследования и разработки. Частично это обстоятельство является следствием того, что в 2010-2011 гг. эта статья инновационных затрат резко упала в объеме.
Наиболее весомыми с точки зрения распределения затрат по видам инновационной деятельности были затраты на приобретение машин и оборудования, на исследования и разработки и на производственное проектирование. Их суммарная доля в общих затратах на инновационную деятельность в промышленности составила в 2014 г. 79,7%, что на 2,9% ниже уровня предыдущего года. В этой величине доля затрат, относящихся к приобретению машин и оборудования, по итогам 2014 г. достигает 47,2%. Удельный вес затрат на основную наукоемкую составную часть инновационной деятельности - исследования и разработки - 25,0%. И здесь отмечаются структурные изменения по сравнению с предыдущим годом в сторону повышения доли затрат, направленных на исследования и разработки, и снижения доли затрат, направленных на приобретение машин и оборудования.
Однако пока затраты на приобретение машин и оборудования остаются преобладающими в структуре затрат в распределении по видам инновационной деятельности, и аналогичная ситуация складывается и в большинстве видов деятельности, относящихся к промышленности. Имеются отрасли, где инновационная деятельность в 2014 г. была почти на 100% связана с закупкой машин и оборудования (табл. 2). Например, такие виды деятельности как: обработка древесины и производство изделий из дерева (96,9%) и целлюлозно-бумажная производство, издательская и полиграфическая деятельность (93,6%).
Таблица 2
Распределение затрат на технологические инновации в промышленности по отдельным видам инновационной и экономической деятельности - 2014 (проценты)2
Виды экономической деятельности Удельный вес затрат (%)
исследования и разработки производственное проектирование приобретение машин и оборудования
Промышленное производство - всего 25,4 7,5 47,9
Добыча топливно-энергетических ископаемых 17,4 1,0 64,6
Добыча других полезных ископаемых 16,0 0,4 65,6
Производство пищевой продукции, включая напитки, и табака 8,0 13,9 63,7
Текстильное и швейное производство 10,6 6,2 22,5
Производство кожи, изделий из кожи и обуви 21,8 0,5 77,2
Обработка древесины и пр-во изделий из дерева 0,3 0,8 96,9
Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность 0,8 0,1 93,6
Производство кокса и нефтепродуктов 0,2 10,4 44,4
Химическое производство 8,6 3,8 32,7
Производство резиновых и пластмассовых изделий 13,9 3,3 68,0
Производство прочих неметаллических изделий 7,6 15,2 32,7
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 17,4 2,0 70,5
Производство машин и оборудования 36,2 19,2 32,8
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 44,3 11,4 30,7
Производство транспортных средств и оборудования 33,6 6,9 41,9
Прочие производства 52,1 5,2 30,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 38,2 10,5 40,3
Более 70% всех затрат эта статья занимает в производстве кожи, изделий из кожи и обуви, а также в металлургии. Соответственно в этих отраслях доля наукоемких видов инновационной деятельности невысока.
В большинстве остальных отраслей промышленности структура затрат по их видам не принципиально отличается от аналогичной структуры, которая сложилась в промышленности в целом. Положительным исключением может служить производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, где на долю наукоемких ви-
1 Чинаева Т.И., Анализ основных показателей, характеризующих инновационную деятельность организаций по видам экономической деятельности // Друкеровский вестник. 2016. - № 5. - С. 108-119.
2 Российский статистический ежегодник - 2009. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_13/Main.htm; Российский статистический ежегодник - 2011. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm; Российский статистический ежегодник - 2013. - http://www.gks.ru/ bgd/regl/b13_13/Main.htm; Российский статистический ежегодник - 2015. - http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm
дов инновационной деятельности приходилось в 2014 г. 44,3% затрат. Однако в 2013 г. эта доля была выше (55,2% затрат). Максимальное значение показателя наблюдалось в прочих производствах, где 82,8% затрат на технологические инновации приходится на наукоемкие составляющие, в том числе более 52,1 непосредственно на исследования и разработки.
В целом следует отметить, что инновационная деятельность находится в России на низком уровне, так за период 2005-2014 гг. удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем количестве предприятий, составлял 8-10%, что значительно меньше, чем в странах Европейского союза (в 2014 г. максимальное значение показателя в Германии - 55,0%, среднее по ЕС - 34,5%), Норвегии и Сербии (в 2014 г. - 31,2%). Более низкое значение показателя в 2014 г. наблюдалось только в Румынии - 6,3% \
Препятствием для перехода России к инновационной модели развития стало не только отсутствие соответствующих макроэкономических условий, но и попытка сформировать национальную инновационную систему в отрыве от промышленного сектора экономики, который подвергся масштабной деградации в 1990-е годы и потенциал которого до сих пор не восстановился даже до технологического уровня начала перестройки2.
В настоящее время выбранный путь, направленный на достижение самодостаточности российского промышленного комплекса, основывается на инновационном развитии и развертывании процессов новой индустриализации. Освободившиеся в результате кризиса ниши и появившийся в результате «спрос на отечественную промышленную продукцию являются существенными факторами для развития российских инновационно активных компаний»3. Однако на практике воспользоваться этими возможностями, в условиях экономической нестабильности, не так-то просто, в первую очередь в силу того, что для внедрения инноваций предприятиям, как правило, необходимы дополнительные средства, доступ к которым затруднен в кризисных условиях.
Однако, как отмечает Г. А. Власкин4, все эти усилия могут быть «сведены на нет», если не будет решен вопрос о перспективах финансирования научной и инновационной деятельности. Для того чтобы обеспечить процесс исследований и разработок в требуемом объеме, а также последующую их коммерциализацию, необходимы значительные финансовые ресурсы, причем на долгий срок, так как реализация цикла от научных исследований до производства — достаточно длительный и дорогостоящий процесс.
1 http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/
Бодрунов С. Д. Реиндустриализация России - возможности и ограничения. Доклад на круглом столе в Вольном экономическом обществе России 08.12.2013 // Мир новой экономики. 2014. - № 1. - С. 11-27.
3 Колчинская Е.Э, Исследование факторов роста обрабатывающей промышленности регионов в России // Материалы XVI апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества: кн.2 / Отв. ред. Е.Г. Ясин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - С. 56-63.
4 Власкин Г.А. Государственное регулирование инновационной сферы: назревшие решения // Управленческие науки. 2015. -№ 1. - С. 32-43.