РИА-НОВОСТИ
\ ИНВЕСТИЦИИ \
Слышишь, время гудит
Зачем понадобилось строить вторую «нитку» БАМа (БайкалоАмурской магистрали) ? Почему дальневосточная рыба не появляется на прилавках столичных магазинов? На вопросы журнала «Прямые инвестиции» отвечает полномочный представитель Президента РФ в ДФО Виктор Ишаев.
Точки роста
— Виктор Иванович, какие отрасли могут стать точками роста экономики Дальнего Востока в ближайшие годы?
— Мы надеемся, что в ближайшие десять лет объем инвестиций на развитие Дальневосточного федерального округа (ДФО) составит не менее 3,3 трлн. руб. Основная часть этих средств будет направлена на развитие инфраструктурных проектов: строительство нефте- и газопроводов, прокладку и модернизацию автодорог, морских портов и аэропортов. Развитие получат перерабатывающая и горнодобывающая промышленность.
Огромные деньги прежде всего пойдут в развитие топливно-энергетического комплекса — 1,156 трлн. руб. Важнейшие проекты здесь — строительство второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» от Сковородино в Амурской области до бухты Козьмина в Приморье, Приморского нефтеперерабатывающего завода и газопровода в Камчатском крае. Кроме того, будут сделаны отводы на НПЗ в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, что позволит увеличить объемы производства нефтепродуктов стандартов «Евро-4» и «Евро-5» на внутренний рынок и на экспорт. Продолжается реализация проектов «Сахалин-2, 3, 4, 5» общей стоимостью не менее 1,8 трлн. рублей.
Мы надеемся, что будет реализована программа газификации Дальнего Востока за счет ресурсов Якутии (Чаяндинское месторождение, 105 млрд. руб.) и Восточной Сибири (Ковыктинское месторождение, 195 млрд. руб.).
Ресурсы этих регионов будут использоваться в нефтеперерабатывающей и трубопроводной системах Дальнего Востока, а также для экспорта в Китай, Республику Корея, КНДР и Монголию. Инвестиционная оценка создания опорной газопроводной системы составляет около 675 млрд. рублей.
Виктор ИшАЕВ:
«Строительство второй «нитки» БАМа потребует примерно 500 млрд. руб. в ценах 2010 года».
«БАМ!»
Дальнейшее развитие БАМа также может стать на многие годы стимулом для экономического роста округа.
— Зачем нужно строить вторую «нитку» БаМа, если и первая еще на 100% не загружена?
— Сегодня многие станции БАМа действительно работают вполсилы, а железнодорожные объекты законсервированы. Но уже в ближайшие годы магистраль может не справиться с растущими объемами перевозок.
По примерным прогнозам Сибирской угольной энергетической компании, «Мечела», РУСАЛа и других крупных компаний, работающих на Дальнем Востоке, объемы грузоперевозок к восточным портам Хабаровского края могут к 2050 году вырасти до 108 млн. т. При этом даже после завершения строительства Кузнецовского тоннеля, которое намечено на 2013 год, и реконструкции станций БАМ сможет пропускать лишь до 30 млн. т грузов.
Развитие порта Ванино, терминала в бухте Мучка, Советско-Гаванской особой портовой зоны приведет к тому, что нехватка мощностей БАМа станет ощущаться еще явственнее. Мы должны понимать: чтобы обеспечить пропуск всех грузов, надо развивать магистраль, а поскольку строительство второй «нитки» БАМа займет не один год, мы уже сегодня должны думать об этой перспективе.
Строительство потребует примерно 500 млрд. руб. в ценах 2010 года. Для реализации проекта придется привлекать средства — и государственные и частные. Например, «Мечел» готов обсуждать свое участие в строительстве электростанции в городе Советская Гавань и вложить в проект значительные средства.
— В Приморье планируется построить новый судостроительный завод. Вы уверены, что его продукция будет востребована? Ведь даже дальневосточные моряки и рыбаки давно привыкли строиться за рубежом, в том же Китае.
— В приморском проекте два завода. Один — для производства нефтегазодобывающих платформ, другой — судов водоизмещением более 100 тыс. т. Это серьезнейшие предприятия, которые уже сегодня имеют предварительные заказы. Позиция правительства страны, премьера Владимира Путина — переориентировать отечественные флоты на наше судостроение. Например, около 70% наших рыбопромысловых судов эксплуатируют сверх нормативного срока — 20-25 лет. При этом судостроительные заводы на Дальнем Востоке не загружены, а рыбаки приобретают суда за границей. Мы понимаем, что сегодня строить за рубежом дешевле. Но если не развивать нашу отрасль, не загружать ее заказами, мы из этой ситуации никогда не выберемся. Вообще российское гражданское судостроение составляет 0,4% от мирового. Поэтому на уровне Госдумы необходимо как можно быстрее принимать законопроект о мерах по поддержке судостроения и судоходства в РФ. Он, судя по проекту, должен предусматривать меры, которые в свое время применяли при создании отрасли в Корее, Японии и Китае. Это организация судостроительных кластеров, освобождение их продукции от большей части налогов, а ввозимых комплектующих — от налогов и импортных пошлин. В частности, по этому пути шел Китай, который за 20 лет создал с нуля свое судостроение.
Центр выстраивания партнерских отношений с зарубежными судостроителями будет находиться в Приморье.
\ ИНВЕСТИЦИИ \
С открытием трассы «Чита-Хабаровск» впервые появилась возможность сквозного автомобильного сообщения из европейской части России до Владивостока.
Специальное отделение морской техники появится в создающемся Дальневосточном федеральном университете, где будут готовить специалистов для судостроения на Дальнем Востоке.
— В конце 2009 года была принята Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Но вы уже вышли с предложением к Президенту России о подготовке Концепции развития региона до 2050 года. Насколько необходим такой документ?
— Нам необходимо смотреть дальше. Ведь иностранные инвесторы не могут приходить на год или два, даже на десять лет. Для поступательного развития территории, для решения геостратегических задач России в этом регионе необходимо делать прогноз на 40 лет вперед. И концепцию развития Дальнего Востока до 2050 года необходимо подготовить уже к саммиту АТЭС-2012, чтобы продемонстрировать его участникам долгосрочные перспективы развития региона и получить возможность вести переговоры о сотрудничестве на ближайшие десятилетия. Президент согласился с моим предложением и уже дал поручения соответствующим министерствам и ведомствам начать разработку такого стратегического документа.
— По вашей инициативе в ДФО создан Региональный совет по иностранным инвестициям. Чем он будет заниматься: только внешними инвестициями или внутренними тоже?
— Речь идет только об иностранных инвестициях. Но это не значит, что мы будем заниматься ими в ущерб отечественному инвестору. Например, по Хабаровскому краю внутренние инвестиции составляют 90%, а внешние — 10%. Но во время визита в Японию мы услышали просьбу от премьер-министра этой страны, от руководителей других стран — максимально облегчить вхождение их бизнеса в дальневосточную экономику. Потому что когда сегодня наш бизнесмен приходит в регион, он знает куда пойти и что делать, чтобы решить ту или иную проблему. Иностранному инвестору обратиться практически некуда.
Возьмем за образец Совет по иностранным инвестициям, который был создан в свое время в Хабаровском крае. Наши властные структуры, от которых зависит инвестиционный климат приглашали иностранных инвесто-
PH0T0XPRESS
ров. Случались довольно неприятные разговоры, когда иностранные партнеры показывали нам наши пробелы. Это было справедливо, и мы решали такие проблемы.
Теперь подобный совет станет регулярно работать уже на уровне округа. С одной стороны, иностранный инвестор сможет задавать вопросы, с другой — органы власти должны будут на них отвечать. В полномочиях полпреда как раз заложена координация деятельности всех федеральных структур, которые работают на его территории.
Прямой номер
— Многое в государственной службе и политике зависит от личных контактов. Как сложились у Ишаева-полпреда отношения, с одной стороны, с президентом, а с другой — с губернаторами ДФО?
— Губернаторы звонят мне напрямую по любым вопросам — и посоветоваться, и решить через полпредство проблему своей территории... Сотовый телефон они все знают, я его не отключаю ни днем ни ночью.
Что касается федерального центра, на этом уровне я общаюсь со многими людьми достаточно давно. Много лет проработал с Владимиром Владимировичем Путиным, и то, что заработали дальневосточные программы развития, — это во многом его заслуга. С Дмитрием Анатольевичем возникли тесные отношения, когда он занимался реализацией национальных проектов в Правительстве России.
— В этом году президент заметил, что часть его поручений исполняется медленно или неэффективно, и если так будет продолжаться, то пострадают многие чиновники. Как выполняются поручения президента?
— У меня лично есть железное правило: когда я ставлю кому-то задачу, ее выполняют. Во-первых, потому, что у меня не бывает дурных поручений, все взвешенные. Во-вторых, мы с сотрудниками сразу договариваемся: либо вместе без волокиты работаем, либо сразу расходимся.
Точно так же со своей стороны мы выполняем поручения президента, все без исключения, даже те, что внешне потеряли свою остроту: по моногородам, по долгам по заработной плате, по состоянию рынка труда.
Но мало только выполнять, нужно самому вмешиваться в проблемную ситуацию и предлагать ее решение. В этом году, например, я докладывал президенту, что вызывает озабоченность подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке. Тогда — на начало года — освоение финансовых ресурсов составляло 12%. А осталось два года на все строительство. Я не могу в такой ситуации говорить, что все хорошо. На то я и представитель президента с достаточными полномочиями, чтобы вовремя предупредить проблему, доложить президенту и глубже разобраться в ней. Президент написал резолюцию: «Готовьте поездку и совещание по АТЭС».
— И как же сейчас идет строительство во Владивостоке объектов к саммиту АТЭС-2012?
— Работы ведутся очень активными темпами. Капитальная реконструкция Владивостокского аэропорта, которая позволит сделать его современным и значительно увеличить пропускную способность, идет по графику. На острове Русский уже красуются фасады корпусов Дальневосточного федерального университета, пресс-
В общем объеме экспорта свежая и свежемороженая рыба составляет 87,9%, перерабатывают ее за границей.
В ближайшие десять лет объем инвестиций в развитие Дальневосточного региона составит 3,3 трлн. рублей.
центра, конференц-центра. Одновременно ведутся работы по модернизации городской системы водопровода и канализации. С финансированием строительства проблем нет: оно идет опережающими темпами.
— Недавно официально открыли автодорогу «Чи-та-Хабаровск». По ней проехал Владимир Путин, затем министр транспорта Левитин. Оба заметили, что далеко не все участки дороги по качеству полотна близки к ее федеральному статусу.
— На возведение дороги «Чита-Хабаровск» только с 2000 по 2010 год было выделено более 70 млрд. руб., поэтому последние годы строительство шло интенсивно и в этом году было завершено. Но, действительно, уже сейчас имеются проблемы с построенными гораздо ранее участками, порядка 615 км требуют реконструкции и приведения в нормативное состояние. Более того, дорога должна быть соответствующим образом оборудована — это и пункты обслуживания транспортных средств, и обеспечение безопасности. Пока же нет даже мобильной связи в пути, а расстояние между населенными пунктами порой достигает 200 км. Тем не менее значение дороги «Чита-Хабаровск» велико — впервые появилась возможность сквозного сообщения до Владивостока. Поэтому мы рассчитываем на дальнейшую реконструкцию дороги, которая завершится к 2012 году.
— Дальний Восток до сих пор остается одним из наиболее слаборазвитых в этом отношении регионов страны.
— Нет ни автомобильных, ни железных дорог в Магаданскую область, а они необходимы и обязательно должны идти через территорию Якутии, с дальнейшим выходом к портам. Руководство страны эти вопросы знает, принято решение, что в ближайшие три года на дорожное строительство в Дальневосточном регионе будет выделено свыше 40 млрд. руб. Сегодня мы ставим вопрос о том, чтобы даже в случае сокращения бюджета, финансирование строительства и реконструкции дорог в округе не уменьшалось. На Дальнем Востоке нельзя строить по тем критериям, которые сегодня применяются: по количеству перевезенных грузов, плотности населения и т. д. Здесь нужно вспомнить слова Сергея Витте, который говорил, что «мы строим дороги не для коммерции, а для государства, чтобы единые дороги соединяли Россию, а потом уже приносили доход».
«Золотая» рыбка
— Дальний Восток всегда был лидером по добыче и реализации морепродуктов. Сегодня же только и слышно, что отрасль в кризисе. В чем проблема?
— Проблема первая: проведенный нами сравнительный анализ данных экспорта водно-биологических ресурсов Федеральной таможенной службы России и таможенной статистики Министерства финансов Японии показал, что цифры не просто не совпадают, а катастрофически расходятся. Российская таможня утверждает, что в I квартале 2010 года вывезено 7364,6 т морепродуктов, а по данным японских коллег, ввезено в страну из России 26 983,1 т. Погрешность в 3,7 раза — недопустима. Защита российских биоресурсов — это сегодня основа национальной безопасности Дальнего Востока и всей страны.
Проблема вторая: на Дальнем Востоке растет вылов рыбы, но на своих прилавках и столах россияне ее не видят. В Москве продается норвежская рыба, а не наша — дальневосточная. В этой связи мы выступаем за снижение транспортных расходов по доставке водно-биологических ресурсов и продуктов их переработки по территории РФ. Я уже обратился к Владимиру Путину с просьбой рассмотреть возможность компенсировать 50% железнодорожного тарифа на перевозку ряда грузов из центральных районов России на Дальний Восток и обратно. В этот перечень, конечно же, мы включили рыбную продукцию.
— Рыбу на Дальнем Востоке продают сырую?
— Сегодня, к сожалению, 80% продукции — это рыба первичной переработки. В общем объеме экспорта свежая и мороженая рыба составляет 87,9%. Порой мы сталкиваемся вообще с парадоксальной ситуацией, когда продаем соседям замороженную рыбу, а затем у них в 2-3 раза дороже покупаем филе и в 5-6 раз дороже сушеную, копченую, консервированную рыбную продукцию. Подавляющее количество наших береговых рыбообрабатывающих цехов и заводов выпускают продукцию с низкой степенью обработки, неконкурентоспособную, не отвечающую требованиям мировых стандартов. Мы не можем вечно быть интегрированными в мировую экономику в качестве сырьевого придатка. Ресурсы истощаются. Надо задуматься над тем, что мы оставим нашим потомкам. Поэтому надеюсь, что в перспективе именно обрабатывающее производство Дальневосточного бассейна станет развиваться наиболее интенсивными темпами.