Научная статья на тему 'Необходимость стратегического партнерства России с экономиками АТЭС в преддверии саммита Владивосток – 2012'

Необходимость стратегического партнерства России с экономиками АТЭС в преддверии саммита Владивосток – 2012 Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
109
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость стратегического партнерства России с экономиками АТЭС в преддверии саммита Владивосток – 2012»

Троекурова И. С.

д.э.н., доцент Саратовского государственного социально-экономического университета

troekurovais@mail.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ С ЭКОНОМИКАМИ АТЭС В ПРЕДДВЕРИИ САММИТА ВЛАДИВОСТОК - 2012

Идею превратить Владивосток в место встреч глав экономик и министров иностранных дел стран АТР еще в конце 1980-х годов высказывал М.С. Горбачев. Возможность проведения во Владивостоке официальной встречи глав экономик АТЭС1 была впервые озвучена во время 14 саммита АТЭС, проходившего в ноябре 2006 г. в Ханое (Вьетнам). Тогда же президент России В.В. Путин дал поручение ряду российских государственных структур подготовить официальные предложения на этот счет.

В сентябре 2007 г. на очередном саммите АТЭС в Австралии лидеры официально согласились провести очередную встречу 2012 г. в России. 15 января 2008 г. президент России утвердил «Схему размещения и архитектурно-градостроительную концепцию объектов делового центра саммита АТЭС-2012» на острове Русский (г. Владивосток). С тех пор Россия начала подготовку к этому мероприятию.

Обычно саммиты лидеров экономик АТЭС проходят в ноябре, однако Россия решила иначе. В декабре 2010 г. года губернатор Приморья С. Дарькин провел специальное совещание с метеорологами и по его итогам заявил, что оптимальное время для проведения саммита во Владивостоке - это 17-24 сентября. По результатам многолетних наблюдений в этот период меньше всего вероятность тайфунов, а температура воды и воздуха достаточно высокая, чтобы сделать пребывание гостей саммита комфортным.

Этот шаг стал одновременно неплохим пиар-ходом. Не секрет, что в рядах приморской общественности сильны скептические настроения. Многие уверены, что к 2012 г. во Владивостоке не успеют построить многие из запланированных объектов. Предложение сдвинуть сроки проведения саммита с ноября на сентябрь должно было продемонстрировать, что стройки идут точно по графику и даже с опережением. С другой стороны, сентябрь во Владивостоке -действительно лучший месяц в отличие от прохладного ноября.

На саммите лидеров экономик АТЭС-2010 в японском г. Иокогама президент РФ Д. Медведев впервые назвал точную дату проведения саммита в России - 8-9 сентября 2012 г. Если саммит АТЭС-2011 примет американский Гонолулу, то в 2012 г. столицей саммита форума избран Владивосток2.

Проведение саммита АТЭС-2012 во Владивостоке - знаковое для края решение. Никогда - ни в царское, ни в советское время государство не вкладывало таких значительных средств в развитие Дальнего Востока. Это говорит о новой роли этого региона, призванного стать центром сотрудничества России с азиатскими странами.

О многом говорят и слова главы государства Д. Медведева: «Наша цель, связанная с проведением саммита АТЭС, не только в том, чтобы удивить иностранных гостей и создать нормальные условия для работы саммита, а, прежде всего, развитие Приморья, развитие Владивостока - вот из этого и нужно исходить»3. Регион, который власти рассматривают как форпост нашей страны на Тихом океане и базу для интеграции России с АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион), задумано превратить в центр делового, экономического, политического и научного сотрудничества.

Масштабы строительства и реконструкции объектов предстоящего саммита значительны. Это:

- Реконструкция аэропорта «Владивосток», которая включает в себя строительство нового аэровокзального комплекса и реконструкцию аэродромной инфраструктуры.

- Реконструкция и строительство автодорог региона: строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог4 на автомагистрали, связывающей федеральную автомобильную дорогу М-60 Хабаровск - Владивосток с островом Русский; строительство моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный5; строительство автомобильной дороги пос. Новый - полуостров-Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл с низководной эстакадой; реконструкция автомобильной дороги аэропорт «Кневичи» - федеральная автомобильная дорога, связывающая Хабаровск и Владивосток; работы по развитию улично-дорожной сети о. Русский.

1 АТЭС - международная экономическая организация, созданная в 1989 г. для развития интеграции между странами бассейна Тихого океана. АТЭС - крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57% мирового ВВП и 48% объёма мировой торговли. В настоящее время форум объединяет 21 экономику - Австралию, КНР, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Канаду, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Перу, Россию, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южную Корею и Японию.

2 http://www.expert.ru/2010/11/15/ates

3 http://news.kremlin.ru/news/5981

4 Идея строительства моста через бухту Золотой Рог была озвучена еще в конце XIX в. В разное время её реализации мешали русско-японская война, Первая мировая, революция, Вторая мировая война и перестройка. В 1959 г. Никита Сергеевич Хрущёв выдвинул лозунг сделать Владивосток городом лучшим, чем Сан-Франциско. В 1969 г. мост был включён в генеральный план застройки города, но так и не был построен.

5 Вопрос о строительстве моста на остров Русский был поднят еще в первой половине XX в. Первый проект был выполнен в 1939 г., второй - в 1960-е годы. О необходимости сооружения моста, соединяющего остров с материком, говорилось на протяжении последних тридцати лет. До настоящего времени связь с городом осуществляется посредством паромной переправы. Мостовой переход на остров Русский будет одним из крупнейших вантовых мостов в мире.

- Строительство и реконструкция портовых терминалов: возведение грузового терминала для обеспечения объектов саммита АТЭС-2012 на мысе Поспелова; реконструкция причалов Владивостокского морского порта.

- Возведение объектов так называемого конференц-центра на 7 тыс. человек, включающего строительство гостиниц на материковой части города и возведение Театра оперы и балета.

- Модернизация и строительство объектов инженерной инфраструктуры: строительство очистных сооружений, строительство объектов водоснабжения Владивостока из месторождения подземных вод «Пушкинская депрессия», строительство третьего водовода, реконструкция систем канализации и водоснабжения Владивостока, строительство современного комплекса по переработке и утилизации бытовых отходов и рекультивация существующей сейчас городской свалки на Горностае.

- Строительство и реконструкция объектов тепло- и энергоснабжения: мини-ТЭЦ на о. Русский, строительство ветровой электростанции на о. Русском, а также строительство и модернизация комплекса электроподстанций и новых линий электропередач для энергообеспечения объектов саммита, строительство ТЭЦ в Уссурийске и Находке.

- Строительство Дальневосточного федерального университета, объекты которого будут использованы для проведения саммита1. Предполагается, что к 2012 г. в новом университете будет проходить обучение около 50 тыс. студентов. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривает выделение средств на развитие нового вуза в объёме 41,75 млрд. руб. В состав ДВФУ входит 27 институтов, 1 академия, 47 факультетов и отделений, 159 кафедр, более 400 центров и лабораторий; многие из них являются единственными на Дальнем Востоке России, некоторые имеются только в 2-3 университетах России. ДВФУ является единственным российским ВУЗом, имеющий аккредитованный японским Правительством филиал на территории Японии.

В январе 2011 г. стало известно, что внесены изменения в подпрограмму «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» и ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Объём финансирования подпрограммы увеличен на 110,1 млрд. руб. и составляет свыше 662 млрд. руб. В новую редакцию подпрограммы включено строительство судостроительных верфей «Восток-Раффлз» и «Звезда - DSME», организация скоростного железнодорожного движения между Владивостоком и аэропортом «Кневичи», создание рекреационной зоны на территории «Дальзавода». Также в подпрограмму вошли объекты магистрального газопровода «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», строительство сети высоковольтных линий и электроподстанций, топливно-заправочного комплекса в аэропорту «Кневичи», инженерного центра на острове Русском2.

Сингапурские инвестиционные компании изучают возможность участия в возведении объектов саммита АТЭС -2012 во Владивостоке, а также интересуются проектами, связанными с развитием транспортной инфраструктуры региона. Сингапур имеет опыт подобных инвестиций в России - СП, объединившее ОАО «Шереметьево» и сингапурский аэропорт «Чанги», с 2006 г. успешно управляет новым международным терминалом «Шереметьево - 1».

Российская Объединенная судостроительная компания совместно с азиатскими инвесторами построит в Приморском крае две современные верфи: с китайско-сингапурским концерном Yantai Raffles Shipyard Ltd. в бухте Чажма (поселок Дунай), получившая название «Восток - Раффлз», и с корейской Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering на территории завода «Звезда» в Большом Камне. Партнерство призвано обеспечить доступ российских предприятий к технологиям концернов, лидирующих на мировом рынке судостроения. Современные, конкурентоспособные корабли необходимо строить в России. «Газпром» и «Роснефть» до 2030 г. планируют заказать у Объединенной судостроительной корпорации 307 судов3.

Верфь «Восток - Раффлз» будет строить крупнотоннажные суда водоизмещением до 250 тыс. т, современные буровые платформы пятого и шестого поколения, а также буровое оборудование и оборудование для заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Основными потребителями платформ и оборудования партнеры видят операторов проектов по освоению Штокмана и Ямала. Строительство верфи началось в марте 2010 г. и займет два года, 300 млн. долл. - это стоимость первого этапа проекта (строительство сухого дока, сверхтяжелого крана и инжинирингового центра), а общая стоимость создания подобной верфи - около 1 млрд. долл. На верфи впервые поставят кран грузоподъемностью 20 тыс. т, построят сухой док; общее число сотрудников составит около 3 тыс. человек. Основным инвестором создания верфи выступит ВЭБ4.

Российская и китайская сторона будут инвестировать в проект согласно своим долям в СП, а доля Yantai Raffles в проекте может в перспективе вырасти до 50%5. Возможно использование китайских специалистов и при строительстве, и при эксплуатации судоверфи.

Строительство в Приморье двух крупных судоверфей уже на первом этапе привлечет в регион крупные инвестиции и выведет край в лидеры мирового судостроения. Развитие отрасли даст мультипликативный эффект, позволит задействовать смежные производства и вывести экономику Приморского края на новый уровень. По значимости строительство судоверфей - это проекты на уровне саммита АТЭС - 2012 во Владивостоке.

Значимость саммита Владивосток-2012 определяется не только вопросами престижа. Владивостокская встреча лидеров региона, который в ближайшие десятилетия станет локомотивом развития всей планеты, может дать шанс для

1 http://www.stroyka.ru/centbuildings/detail.php?ID=702764

2 http://www.apec2012.ru/show/?id=71963

3 http://www.sudprom.ru/news/365

4 Азиаты нам помогут // Дальневосточный капитал. 2009. - № 12. - С. 14.

5 http://www. safesystem.ru/index.php?article=1243&cat_id=1

решения многих проблем российского Дальнего Востока и Сибири, о развитии которых так много говорится в последние годы на самых разных уровнях.

Хорошо известно, что с 1990-х гг. в Приморье, на Дальнем Востоке и в Сибири начала складываться тяжелая экономическая ситуация. После лишения этого региона дотаций и льгот, привлекавших рабочую силу в советские годы, начался отток населения. Регион стал все больше отставать от стремительно развивающихся прилегающих районов Китая. Коррумпированность местных руководителей, высокий уровень преступности, неразбериха в российском экономическом законодательстве делали Дальний Восток непривлекательным для иностранных инвесторов. По этой причине не услышанными оказывались призывы развивать экономическое сотрудничество с дальневосточными российскими территориями, обращенные к Китаю, Японии и Республике Корея.

Ситуация начала исправляться в последние годы, после того как правительство России приняло комплексную программу развития Сибири и Дальнего Востока, продемонстрировав потенциальным инвесторам, что оно не на словах, а на деле думает о будущем этого региона и готово приложить усилия и средства для его развития.

Известно, что пока японских, южнокорейских, китайских и других инвесторов на Дальнем Востоке интересуют, в основном, проекты, связанные с получением доступа к российскому сырью: углеводам, металлам, лесу, рыбе и морепродуктам. Саммит АТЭС во Владивостоке-2012 может и должен стать трибуной для представления сырьевых и энергетических проектов в рамках концепции «Россия - надежный поставщик партнерам по АТЭС нефти и газа». Но необходимо готовиться и к пропаганде других, например, транспортных проектов - «Россия - транспортный мост между Европой и АТР», а также проектов, связанных с развитием производственной и научной базы Дальнего Востока, нацеленных на преодоление зависимости от экспорта сырья и энергоресурсов.

Одной из важных тем на саммите Владивосток-2012 может стать тема, примыкающая к теме развития экономического сотрудничества Дальнего Востока и АТЭС - охрана окружающей среды. Ее важность Россия прочувствовала после ряда экологических катастроф на предприятиях КНР, ставших причиной серьезного загрязнения рек, текущих с китайской на российскую территорию. А бесконтрольная и, чаще всего, преступная, то есть осуществляемая компаниями, связанными с криминальными структурами, вырубка лесов как на Дальнем Востоке России, так и в экономиках АТЭС, подсказывает темы ресурсосбережения, борьбы с преступностью и коррупцией. Однако, сложность в том, что сделать обсуждение этих тем на саммите во Владивостоке предметным и результативным Россия сможет лишь в том случае, если еще до 2012 года продемонстрирует не только решимость, но и хотя бы какие-то успехи в борьбе с указанными выше проблемами.

Саммит-2012 дает России прекрасную возможность и для решения проблем, связанных с такими ее соседями по Дальнему Востоку, как Китай и Япония.

Привлечение инвесторов и экономических партнеров из АТЭС на Дальний Восток и в Сибирь позволит не только решить проблему развития этих регионов, но и сделать это так, чтобы не создавать угрозы их увеличения трудовыми ресурсами из КНР, что не только усиливало бы зависимость России от одного партнера, но и повышало бы опасность утраты этого региона. Здоровая и честная конкуренция стран АТЭС за право помогать России в освоении природных богатств Дальнего Востока и Сибири и, параллельно, развитии этих регионов, пойдет России только на пользу.

Саммит во Владивостоке можно использовать для того, чтобы обеспечить привлечение богатых тайваньских инвесторов и предпринимателей. Хорошо известно, что до сих пор российские попытки сделать это оказывались не слишком успешными не только из-за низкой привлекательности России, но и из-за противодействия КНР. Высокопоставленные российские чиновники и политики, оглядываясь на Китай, до сих пор, например, блокируют открытие нужного российским и тайваньским предпринимателям и туристам прямого авиасообщения между Москвой и Тайбэем, или Владивостоком и Тайбэем. Однако поскольку Тайвань в качестве «экономической территории» является таким же равноправным членом АТЭС, как Китай, присутствие тайваньской высокопоставленной делегации во Владивостоке не может быть оспорено КНР. А ее появление будет способствовать налаживанию взаимовыгодных связей между Дальним Востоком в частности и Россией в целом и Тайванем.

Саммит во Владивостоке, как и вообще развитие сотрудничества России со странами АТЭС, можно использовать и для дальнейшего стимулирования отношений с Японией. Отрадно, что в последние годы осознание японскими предпринимателями и инвесторами выгод от сотрудничества с Россией привело к резкому росту присутствия на российской территории японских компаний, строительству японцами крупных предприятий, в том числе по сборке автомобилей. С российской стороны зазвучали высказывания, что развитию взаимовыгодных российско-японских отношений теперь уже не мешает отсутствие мирного договора и нерешенность территориальной проблемы. Динамика роста активности японского бизнеса в России вроде бы подтверждает эти мысли. Однако принятые в Японии законы блокируют участие японских граждан в хозяйственном освоении Южных Курил. Конечно, в нынешней ситуации вряд ли можно опасаться, что руководство Японии пойдет на какие-то политические или дипломатические шаги, которые могут нанести серьезный ущерб успешно развивающемуся российско-японскому экономическому и деловому сотрудничеству - слишком большие деньги на кону, слишком велики интересы японских компаний. Тем не менее, нерешенность территориальной проблемы - а японская сторона не демонстрирует готовности к компромиссам, которые могли бы помочь решению этой проблемы - может остаться в какой-то мере тормозом в развитии двусторонних отношений. В этих условиях активизация экономического сотрудничества России с другими странами АТЭС, увеличение активности их предпринимателей на российской территории, в первую очередь на Дальнем Востоке и в Сибири, создало бы

для японцев дополнительный стимул активизировать свою экономическую деятельность в этом регионе, чтобы не отстать от других и не потерять выгодные контракты1.

Выступая в Сингапуре, Д. Медведев пообещал, что Россия сделает «все необходимое, чтобы саммит АТЭС во Владивостоке прошел результативно и на высоком уровне»2. На подготовку к саммиту АТЭС тратятся гигантские деньги, несравнимые с бюджетами других городов, принимающих саммит. Например, саммит АТЭС-2009 обошелся Сингапуру в 70 млн. долл., Иокогама потратила на саммит АТЭС-2010 150 млн. долл., Гонолулу (Гавайи) в 2011 г. израсходует всего 28 млн. долл.

По программе «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР» до 2012 г. выделяется 284 млрд. руб. По нынешнему курсу доллара это почти 9 млрд. долл.! Давайте сопоставим:

- это в 60 раз больше, чем в Иокогаме!

- это в 128 раз больше, чем в Сингапуре!

- и это в 321 раз больше, чем в Гонолулу!3

Будем надеяться, что эти деньги действительно пойдут на благоустройство Владивостока, улучшение жизни жителей этого города.

Подготовка к проведению АТЭС во Владивостоке - это составная часть той огромной геополитической задачи, которую поставил Президент перед Приморским краем - стать экономическим форпостом России в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. По оценкам экспертов, суммарный эффект от строительства новых объектов и реализации проектов - увеличение роста валового регионального продукта Приморья к 2020 г. более чем в шесть раз4. Во-первых, строятся сооружения, которые остро необходимы городу, его населению: это очистные сооружения, мост через Золотой Рог. Во-вторых, главный смысл саммита состоит в том, чтобы привлечь внимание инвесторов. Сегодня инвестиции в Приморский край идут плохо, хуже, чем на Сахалин, в Якутию, Хабаровский край. Улучшение инфраструктуры, безусловно, положительно повлияет на предпочтения инвесторов.

Современные дороги из асфальтобетона, новая автомагистраль, по которой можно будет добраться из Владивостока в аэропорт за 20 минут, мосты на Русский и через Золотой Рог, новые системы энергообеспечения, водоснабжения, канализации - все это, вне всякого сомнения, сделает жизнь жителей Владивостока комфортнее.

Дальневосточный Федеральный университет станет площадкой, где будут получать образование не только российские, но и зарубежные студенты. На базе вуза будут действовать крупный научный центр, разрабатываться инновации. Все это обещает стать существенным источником пополнения бюджетов края и города.

Для Дальнего Востока саммит Владивосток-2012 - это не просто статусное мероприятие, а еще и принципиально новый этап в развитии. Все новые объекты, которые строятся сейчас, станут частью культурной и экономической инфраструктуры региона.

Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке даст мощный импульс развитию всего Дальнего Востока России, его проведение - это сигнал всему миру о том, что Россия и российский Дальний Восток готовы к глобальным изменениям.

Трофимов В.Д.

к. ю. н.

КАК СОЗДАТЬ НОВУЮ КОНЦЕПЦИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

I.

Радикальное изменение социального строя в нашей стране (около 20-ти тому назад) не могло не привести к радикальному изменению понимания национальной безопасности и её законодательного обеспечения.

Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» свёл понимание безопасности к «состоянию защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»5 и всё дело обеспечения национальной безопасности было переведено, по существу, на «негодный объект».

В экономической и политической сферах общественной жизни негативные социальные последствия не замедлили сказаться. За 20 лет страна приобрела зависимость от иностранных государств и корпораций, обвал производства, невиданные ранее безработицу и бедность миллионов людей, «бегство капиталов» и «утечку мозгов». До сих пор страна имеет запредельный уровень коррупции, преступности, терроризма, алкоголизма, наркомании, разводов и беспризорности, болезней, смертности (в том числе насильственной), а также затяжной демографический кризис.

В правовой сфере общественной жизни закон (в силу отсутствия в нём правового механизма обеспечения национальной безопасности и наличия противоречивого понятийного аппарата) не смог заложить верную основу построения целостной системы законодательства о национальной безопасности. В этом законодательстве и сейчас легко обнару-

1 Иванов А.В. Россия и АТЭС: перспективы сотрудничества // Вестник МГИМО. - М., 2010. - № 10.

2 http://news.kremlin.ru/news/5981.

3 http://www.vladtime.ru/2010/06/08/sammit-atyes-vo-vladivostoke-v-321-raz-dorozhe.html

4 http://www.vneshmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=297420

5 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - М., 1992. -№ 15, ст. 769.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.