Научная статья на тему 'Инвестиции как одна из форм движения капитала в России'

Инвестиции как одна из форм движения капитала в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции как одна из форм движения капитала в России»

ИНВЕСТИЦИИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА В РОССИИ

С.В. ЛЕДЕНЕВ, кандидат экономических наук, доцент, Российская таможенная академия

Решение стоящих перед национальной экономикой России задач, преодоление последствий кризисных явлений и переход на стабильный экономический рост требуют постоянных вливаний капитала. Учитывая масштабность и значимость задач долгосрочного характера и текущего момента, мы объективно подходим к необходимости задействования всех имеющихся внутренних источников капитальных вложений и более интенсивному привлечению иностранных инвестиций. При этом необходимо отметить, что, учитывая исчерпанность резервов внутрироссийских источников ресурсов для инвестирования, целесообразно упорядочить и сделать максимально эффективными процессы привлечения и использования инвестиций из-за рубежа. Именно это в первую очередь определяет значение инвестиций и иностранных инвесторов для российской экономики.

В настоящее время в экономике России налицо острейший инвестиционный кризис. Тем не менее следует ожидать, что по мере выхода из финансового кризиса, становления цивилизованных рыночных отношений, роста экономики и благосостояния населения Россия восстановит свою привлекательность для иностранных инвесторов. Вместе с тем не следует забывать о том, что одной из проблем привлечения инвестиций, требующей комплексного подхода к ее решению, является ситуация с противоречивым влиянием иностранных инвестиций, несущих в себе ряд угроз национальной безопасности России. В связи с этим актуальным остается вопрос, касающийся источников инвестиций, а также их объемов. При этом главный вопрос, требующий обоснованного ответа: каким должно быть соотношение между внешними и внутренними инвестициями в процессе достижения выбранных приоритетов развития национальной экономики страны?

Привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ серьезно мешают неотработанность и нестабильность российского законодательства по регулированию инвестиционной деятельности, по-

литическая нестабильность, криминогенная обстановка, меняющиеся положения в валютной, финансовой и кредитной сферах, уровень инфляции, размер кредитных ставок и т.д. Вместе с тем значительная часть иностранных инвестиций сегодня направлена на обеспечение желаемого уровня доходности, захват российских рынков и на устранение в будущем российских конкурентов.

В соответствии с российским законодательством (Федеральный закон № 160-ФЗ от 09.07.99 «Об иностранных инвестициях в РФ»), иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и в валюте РФ), иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Динамику привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику России за 1995-2002 гг. можно пронаблюдать по данным табл. 1.

Приведенные данные табл. 1 свидетельствуют, что за последние годы интенсивность притока иностранных инвестиций в российскую экономику снижается. Это в первую очередь относится к прямым инвестициям и, что особенно нежелательно, — из промышленно развитых стран. Так, например, в 2002 г. в США ушло российских инвестиций около 8 млрд дол., а из США в Россию поступило только 800 млн дол.

Прямые иностранные инвестиции резко сократились в 1998 г. и два года держались примерно на одном уровне, а к 2001 г. заметно уменьшились. Эти инвестиции направлялись в основном в транспорт, пищевую промышленность, торговлю и общественное питание, а также в топливную промышленность.

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ИКвИРМАЦМШ-АШИТИЧЕСКНЙ ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

23

.......

■■■■¡■■К!«!!!

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам4

Таблица 1

Год 1995 2000 2001 2002**

У^иниця измерения Млн дол. В % к Млн дол. В % к Млн дол. В % к Млн дол. В % к

США итогу США итогу США ИТОГУ США итогу

Всего инвестиций, 2 983 100 10 958 100 14 258 100 19780 100

в том числе:

прямые 2 020 67,7 4 429 40,4 3 980 27,9 4 002 20,2

портфельные 39 1,3 145 1,3 451 3,2 472 2,4

прочие 924 31,0 6 384 58,3 9 827 68,9 15 306 77,4

•Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - С. 585. ♦♦Россия 2003: Стат. справочник / Госкомстат России. - М., 2003. - С. 38.

Портфельные инвестиции в долларах США, включающие затраты на акции и долговые ценные бумаги, не только значительно сократились в 1998 г., но и вообще стали уходить из страны. При этом совершенно очевидно, что мелкий и средний капитал, в том числе спекулятивный, непроизводительный, хлынул из России, тем более что обменный курс доллара в рублях возрос в пять раз, что сделало невыгодным вывоз денег за рубеж. Далее, в первой половине 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. наблюдалось значительное увеличение объемов портфельных инвестиций, поступивших в сектор нефинансовых предприятий. Однако абсолютные объемы их были невелики, а доля в общем объеме иностранных инвестиций составила менее 1%.

В отношении объемов поступления за последние годы прочих иностранных инвестиций мы наблюдаем увеличение. При этом их доля в общем объеме поступивших инвестиций постоянно возрастает. Данная тенденция складывается в основном за счет роста кредитов международных финансовых организаций, а также кредитов правительств и иностранных государств под гарантии правительства России.

Рассматривая современную динамику поступления иностранных инвестиций в экономику России, хотелось бы напомнить и о таком обстоятельстве: из поступивших в Россию в 1990-е гг. иностранных инвестиций лишь небольшая их часть относилась к нефинансовым (преимущественно прямым), а основная часть — к финансовым инвестициям (в основном прочие и портфельные). В связи с этим ввоз капитала из-за рубежа оказывал слабое воздействие на капиталообразующие инвестиции, особенно на капитальные вложения (инвестиции в основной капитал). Это обстоятельство подтверждается данными табл. 2.

Доля иностранных инвестиций в ]

Иностранные финансовые инвестиции использовались в основном для погашения дефицита государственного бюджета РФ. Так, в 1997 г., т.е. в год максимального притока иностранного капитала в Россию, процесс погашения осуществлялся посредством покупки нерезидентами российских государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ, еврооблигаций и других на сумму 16,2 млрд дол.) и предоставления прямых займов государству (7,8 млрд дол.). Данные внешние источники являлись основой для финансирования дефицита государственного бюджета и связанных с ними платежей по обслуживанию внешнего долга.

Необходимо отдавать отчет о причинах вложения иностранными фирмами средств в Россию. Деньги вкладываются только ради получения прибыли, причем в связи с повышенным риском эта прибыль должна быть существенно выше, чем в других странах. Россия как объект вложения капитала выгодна тем, что развивается по своим законам, во многом независимо от других стран. Поэтому для свободных капиталов Запада, ищущих прибыльное применение, вложение средств в российские предприятия является способом диверсификации инвестиционных портфелей, что дает преимущества над инвестированием только в одной стране.

Поскольку в развитых зарубежных странах идет интенсивное развитие нового витка НТР, то на первый план экономического развития выходит соответствующий ряд отраслей. В то же время рад отраслей, ранее считавшихся наиболее важными, постепенно утрачивает свое значение для национальных экономик развитых стран и поэтому переносится в менее развитые страны для организации производства в обычном режиме. Именно этим переносом утрачивающих свое первенство отраслей и объясняется значительная часть иност-

Таблица 2

ссийском основном капитале, %*

Год 1995 1996 1997 1998

Всего инвестиций в основной капитал 100 100 100 100

Финансируемых за счет иностранных инвестиций 3,2 2,8 0,5 2,2

♦Экономист. - 1999. - № 11. - С. 7.

24

Е1ЕМЕНШ11НШРМАЦИ1111Д1ШТ1ЧЕСКМЙ ЖУРИМ ДОЙДЖЕСТ-вШНСЫ

ранных инвестиций, направленных в российское производство и науку. При этом никто не собирается инвестировать во внедрение в России действительно прогрессивных технологий, а только тех, которые обеспечивают приемлемый уровень доходности, захват российских рынков и гарантируют отсутствие в будущем полноценных российских конкурентов.

В целом отраслевое распределение иностранного капитала в российскую экономику осуществляется в следующем порядке:

• инвестиции в сырьедобывающую промышленность, направлены на организацию масштабного вывоза дешевого сырья и скорейшей переориентации экономики инвестируемой страны на приоритеты сырьевого экспорта как основной отрасли производства;

• инвестиции в торговлю и легкую промышленность, для быстрого оборота вложенных средств, снижения риска потери инвестиций, а также для формирования альтернативы базовым отраслям;

• инвестиции в банковские и фондовые структуры, для формирования на местах эффекгив-

ч ного механизма контроля за деятельностью купленных и иных предприятий;

• инвестиции в обрабатывающую промышленность, для закрепления во всей экономике промышленности региона привязки к внешним производственным товарным поставкам, для формирования структуры экономики в промышленности региона как обслуживающего сырьевые отрасли.

При этом тщательно скрываемой экономической сутью инвестиционных вложений в российские предприятия для иностранных инвесторов является перемещение производимых в России прибавочной стоимости и прибавочного продукта в страны-доноры.

Отраслевая структура поступивших иностранных инвестиций представлена в табл. 3, по данным которой видно, что она претерпела определенные изменения. Если в отношении промышленности, транспорта, связи, торговли и общественного питания можно отметить, что данные сферы деятельности получили в 2001 г. большую часть иностранных инвестиций по отношению к 1995 г. (соответственно возрос и их удельный вес в общем объеме, за исключением промышленности), то поступления в строительство, финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение уменьшились как в денежном выражении, так и по удельному весу. В отношении поступлений в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка и в другие отрасли можно отметить, что здесь наблюдалась неблагоприятная тенденция с определенными колебаниями, и в большей части в направлении снижения (другие отрасли).

Географическое распределение иностранных инвестиций по регионам РФ в 1995 - 2001 гг. свидетельствует, согласно данным табл. 4, что наиболее привлекательными для зарубежных инвесторов являются территории Центрального федерального округа, а также северные территории страны, районы Сибири, Урала и Дальнего Востока. Данная тенденция, как нам представляется, сохранится и в будущем периоде. Подтверждением может служить такой пример, что в 2002 г. из общего объема поступивших иностранных инвестиций в РФ (19,78 млрд дол.) 7 млрд дол. приходилось на Москву (Московский предприниматель. — 2003. —№ 3).

К началу 2003 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции примерно из 150 стран мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются компании промыш-ленно развитых стран, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в 1995 - 2001 гг., по отраслям экономики*

Таблица 3

Год 1995 1998 2000 2001

Гдиии^ измерения Млн дол. США В % к ИТОГУ Млн дол. США В % к ■поту Млн дол. США В % к итогу Млн дол. США В % к итогу

Всего инвестиций, в том числе: 2 983 100 11773 100 10 958 100 14 258 100

промышленность 1 291 43,3 4 698 39,9 4 721 43,1 5 662 39,7

строительство 217 7,3 237 2,0 86 0,8 95 0,7

транспорт И 0,4 318 2,7 1 020 9,3 758 5,3

связь 88 2,9 271 2,3 927 8,5 501 3,5

торговля и общественное питание 507 17,0 1201 10,2 1 954 17,8 5 290 37,1

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 406 13,6 900 7,6 274 2,5 127 0,9

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 145 4,9 1426 12,1 271 2,5 792 5,6

другие отрасли 318 10,6 2 722 23,2 1 705 15,5 1 033 7,2

♦Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - С. 585.

Е1ЕМЕС1ИЫ1 ИНРМЙЩНИМЯНИЧЕиН 1УНМ ДАЙДХЕСТ-ШИНАНСЫ

25

Таблица 4

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по регионам РФ*

Год 1995 1998 2000 2001

Кдини^я измерения Млн дол. США В % к итогу Млн дол. США В % к итогу Млн дол. США В % к итогу Млн дол. США В % к итогу

Российская Федерация 2 983 100 11 773 100 10 958 100 14 258 100

Центральный федеральный округ 1 732 58,1 7 148 60,7 4 671 42,6 6 470 45,4

Северо-Западный федеральный округ 301 10,0 955 8,1 1 714 15,7 1 789 12,5

Южный федеральный округ 72 2,5 501 4,3 1 246 11,4 986 6,9

Приволжский федеральный округ 359 12,0 1332 11,3 673 6,1 1 220 8,6

Уральский федеральный округ 138 4,7 363 зд 944 8,6 1 800 12,6

Сибирский федеральный округ 183 6,1 920 7,8 1 133 10,3 1 226 8,6

Дальневосточный федеральный округ 198 6,6 554 4,7 577 5,3 767 5,4

^Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - С. 585-586.

Общая картина экспорта капитала в экономику РФ по странам представлена в табл. 5.

Как следует из табл. 5, в 2002 г. сохранили и даже усилили свои позиции такие страны, как Германия, Кипр, Великобритания, Швейцария. В то же время сократились инвестиционные вливания из США, Нидерландов, Франции, Швеции, ряда прочих стран, что сказалось на снижении общей тенденции вливаний иностранных инвестиций в российскую экономику.

Необходимо отметить, что удельный вес иностранного капитала в общем объеме капиталовложений России остается небольшим. Тем не менее его роль и значение для инвестиционного потенциала национальной экономики России неоспоримы и в обозримом будущем усилятся. На сегодняшний день, с точки зрения мировой практики,

можно говорить лишь о не использованном Россией потенциале для привлечения иностранного капитала, так как вложенные иностранные инвестиции, по оценкам рада экспертов, составляют всего около 1%.

Российская Федерация с ее емким рынком сбыта, значительным научно-техническим потенциалом, богатыми природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире. Однако описанные инвестиционные процессы, характерные для России, свидетельствуют о весьма скромном месте России среди мировых импортеров капитала.

Для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо сформулировать концепцию национальных интересов, в кото-

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику РФ, по странам*

Таблица 5

Год 1998 2000 2001 2002**

Единица измерения Млн дол. США В % к итогу Млн дол. США В % к итогу Млн дол. США В % к итогу Млн дол. США В % к итогу

Объем инвестиций -всего в том числе из стран: 11 773 100 10 958 100 14 258 100 19 780 100

США 2 238 19,0 1 594 14,6 1 604 11,2 1 133 5,7

Германия 2 848 24,2 1 468 13,4 1 237 8,7 4 001 20,2

Кипр 917 7,8 1 448 13,2 2 331 16,3 2 327 11,8

Великобритания 1 591 13,5 599 5,4 1 553 10,9 2 271 11,5

Нидерланды 877 7,5 1 231 11,2 1 249 8,8 1 168 5,9

Швейцария 411 3,5 784 7,2 1 341 9,4 1 349 6,8

Франция 1 546 13,1 743 6,8 1 201 8,4 1 184 6,0

Швеция 146 1,2 308 2,8 72 0,5 - -

Австрия 83 0,7 79 0,7 423 3,0 - -

Япония 60 0,5 117 1,1 408 2,9 - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виргинские острова - - - - - 1 307 6,6

Люксембург - - - - - - 1 258 6,4

Финляндия - - - - - - 592 3,0

другие страны 1 056 9,0 2 587 23,6 2 839 19,9 3 190 16,1

♦Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - С. 587. ♦♦Россия 2003: Стат. справочник / Госкомстат России. - М., 2003. - С. 39.

26

ЕЖЕМЕС1Ч1и11ШРМА1|11111-ЙНШТ1ЧЕС11Й 1УР1М ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

рой следует определить приоритеты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Исходя из этого, желательно определить те сферы экономики, которые необходимо и возможно развивать собственными силами, и те, в которые можно и нужно допустить иностранных инвесторов.

Направления влЬжения иностранного капитала в российскую экономику, определяемые его собственником, могут не совпадать с направлениями его вложения, определяемыми политикой государственного регулирования, направленной на преодоление экономического и инвестиционного кризиса, на снижение темпов инфляции. Из этого противоречия вытекает необходимость стимулирования иностранных инвесторов для привлечения их капиталов в экономику России. Государство должно создать экономический интерес у иностранного инвестора, чтобы он вкладывал свой капитал в развитие тех производств, которые определяются политикой государственного регулирования.

Не следует забывать, что как бы благожелательно российские законодатели или органы исполнительной власти ни относились к иностранным инвесторам, решения об инвестировании принимаются не мгновенно, а расчеты включают сравнения с ближайшими странами-конкурентами, где политические, валютные, налоговые и прочие риски существенно снижаются благодаря длительному масштабному присутствию иностранного капитала. Даже при фактическом соблюдении принципа национального режима для иностранных инвесторов в области налогов и прав собственности в России остается достаточно препятствий для деятельности зарубежных предпринимателей: сложный административный режим, неблагоприятная история ряда конкретных проектов, широко распространенная в обществе коррупция и т.п.

В стране с переходной экономикой дискуссия об отношении к иностранным инвестициям на том или ином этапе должна в первую очередь сосредоточиться на нескольких важных проблемах. Назовем в их числе следующие:

• установление желательного (а не допустимого) уровня иностранного присутствия в экономике страны;

• определение целей привлечения капитала и степени готовности государства действовать прагматически с тем, чтобы достичь нужного результата в жестких условиях международной конкуренции.

Важное условие привлечения инвестиций — гармонизация международных стандартов по различным направлениям профессиональной экономической деятельности (оценочной, бухгалтерской и инвестиционной). Проблемой, сдерживающей приток иностранных инвестиций в российскую экономику, является правовая нестабильность. На-

личие противоречащих и часто изменяющихся законодательных актов, различное толкование или даже игнорирование их положений отдельными органами федерального управления и местной власти, отсутствие однозначности в вопросах права собственности на землю, механизма налогообложения, регистрации залоговых форм и других делают непредсказуемыми результаты хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и невозможным определение прибыльности инвестиционных проектов.

Проблема управления инвестициями тесно связана с обеспечением инвесторам особых экономических условий. В этом отношении интересно обсуждение вопроса эффективности свободных экономических зон (СЭЗ) с точки зрения привлечения инвестиций в экономику регионов страны. Как и во многих странах мира, они могут стать важным инструментом социально-экономического развития России. В мировой практике СЭЗ формируются в целях привлечения иностранного капитала, и в них устанавливается по сравнению с общим льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием. К числу льгот относятся упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготный налоговый режим, особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами, предоставление права на долгосрочную аренду, упрощенный порядок пересечения границы, въезда и выезда иностранных граждан.

Большую актуальность имеет создание не индивидуальных условий, а комплекса единых экономических параметров инвестиционного развития. Важную роль среди них играет регулирование системы собственности и контроля. Инвестор хочет достоверно знать, кто является основным собственником предприятия, иметь возможность занять свое место в структуре собственности объекта инвестиций, а при необходимости — выйти из нее. Для предприятий как объектов инвестиций не только финансовые показатели и открытость отчетности, но и маркетинговые возможности становятся все более актуальными с точки зрения привлечения инвестиций. Самыми закрытыми и наименее устойчивыми в этом отношении зарубежным экспертам представляются отечественные унитарные предприятия, что делает их недостаточно привлекательными для инвесторов. Исходя из этого налицо многофакторность процесса привлечения прямых инвестиций в экономику России.

С учетом сказанного вопрос привлечения капитала должен решаться на основе комплексной программы привлечения иностранных инвестиций в соответствии с целями национальной стратегии

ЕЖЕМЕСЯЧНА ИЯШ1РМАЦИ1ШАНАЛИТИЧЕСКИ! ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТФИНАНШ

27

экономического развития. Программа призвана учитывать отраслевые и региональные приоритетные направления приложения иностранного капитала и определенные меры по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Программа должна четко сочетаться со стратегией развития производственного и научно-техничес-кого погенциалов в долгосрочной перспективе страны, ее субъектов. Необходимо при этом иметь в виду, что в международной практике существует множество форм привлечения зарубежных финансовых ресурсов.

Программа привлечения иностранных инвестиций в экономику России должна разрабатываться с учетом технико-технологического, экономического, экологического, организационного и социального аспектов развития. В этой связи и сообразуясь с национальными интересами, приоритетные области привлечения иностранных инвестиций должны формироваться на следующих главных направлениях:

• развитие наукоемких производств, освоение невостребованного научно-технического потенциала;

• наращивание экспортного потенциала страны, регионов, отраслей;

• обеспечение импортозамещающего производства продукции (с позиций экологической безопасности и сокращения затрат при импорте);

• наполнение внутреннего рынка дефицитной продукцией.

Концепция политики в области привлечения иностранных инвестиций строится исходя из необходимости решения следующих задач:

• создание благоприятной среды и условий для реинвестирования российского капитала, вывезенного за рубеж;

• повышение рейтинга страны как реципиента капитала за счет снижения некоммерческих рисков;

• создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, главным среди которых является стабильность налогового режима и таможенных правил.

Как нам представляется, особое внимание в области привлечения иностранных инвестиций должно отводиться таможенному регулированию.

Международная практика показывает, что одним из важнейших факторов, определяющих степень привлекательности страны для иностранных инвесторов, является таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности. Международный опыт, интеграция в области таможенной деятельности, естественно, влияют на принципы и политику государственного регулирования, в том числе в сфере международного обмена инвестиционными продуктами. Стабильная, надежная работа та-

моженных органов, устойчивость таможенного режима уже являются важным фактором создания благоприятного инвестиционного климата.

Таможенная служба наряду с другими государственными органами призвана обеспечивать соблюдение государственных гарантий и прав иностранных инвесторов, защищать их вложения в российскую экономику, контролировать предоставление им налоговых и таможенных льгот, препятствовать проникновению криминального иностранного капитала в Россию, который после «отмывания» возвращается назад.

Таможенное регулирование инвестиционной деятельности должно быть направлено на жесткий валютный контроль за нелегальным оттоком инвалютного капитала из страны через экспортные и импортные контракты. При этом, безусловно, нужно учитывать сложившиеся международные правила торговых отношений, тенденции в сближении национальных принципов и норм в упрощении и рационализации таможенных процедур.

Вторым важным фактором можно назвать систему экономических стимулов — льгот для иностранных инвесторов. В частности, предлагается зафиксировать в законе о таможенном тарифе освобождение от импортных пошлин товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный фонд предприятий и применяемых в производственных целях (за исключением подакцизных товаров). При этом предполагается необходимый контроль за использованием соответствующих товаров.

В российской экономике можно выделить две основные группы способов содействия привлечению иностранных инвестиций, относящихся к таможенному регулированию, а именно: таможенные режимы и таможенно-тарифное регулирование.

Действующее таможенное законодательство предусматривает некоторые методы стимулирования поступлений иностранных инвестиций, прежде всего таможенные режимы переработки. Использование этих режимов создает максимально благоприятные условия для международной кооперации производства. По нашему мнению, наибольший интерес для иностранных инвесторов представляют указанные в Таможенном кодексе РФ режимы переработки, временного ввоза, свободной таможенной зоны и свободного склада.

В настоящее время применяются режимы переработки на таможенной территории (в течение срока не более двух лет, с возвратом импортных пошлин и налогов), переработки под таможенным контролем и переработки вне таможенной территории. В развитии долгосрочных инвестиционных проектов главную роль, как нам представляется, будет играть режим переработки на таможенной территории.

28

Е1ЕМЕС1Ч1Ы11ШРМАЦН111МШТМЕСКН1УР1М ДАИДЖЕСТ-0ННАНШ

Приказом ГТК РФ № 543 от 05.09.97 было утверждено Положение о таможенном режиме переработки на таможенной территории. Данный режим является одним из трех таможенных режимов переработки, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, и определяется как таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ.

Таможенный режим временного ввоза предполагает пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами с допущением полного или частичного освобождения от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. При этом временно ввозимые товары подлежат возврату в неизменном состояний, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. ГТК РФ вправе определять категории товаров, которые не могут временно ввозиться. Разрешение на временный ввоз товаров предоставляется таможенным органам РФ в порядке, определяемом ГТК РФ. Сроки временного ввоза основных категорий товаров устанавливаются таможенным органом РФ исходя из цели и обстоятельств такого ввоза и не могут быть более двух лет.

В целях стимулирования инвестиционной активности необходимо также расширять применение режимов свободных таможенных зон и свободных складов, создавая максимально благоприятный режим для инвесторов и в то же время предотвращая возможность злоупотребления в ущерб национальным интересам. Содержание таможенных режимов свободной таможенной зоны и свободного склада сводится к тому, что иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования), а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. |

Под таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада могут быть помещены товары, не запрещенные к ввозу на российскую таможенную территорию и вывозу с нее. Правительство РФ и ГТК РФ вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады.

В отношении мер таможенно-тарифного регулирования свободная таможенная зона и свободный склад представляют собой беспошлинную торговую и складскую территорию, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без таможенных пошлин и налогов, т.е. с точки зрения налогового режима она рассматривается как территория, расположенная за пределами таможенной границы. В отличие от режима таможенного склада, при котором товары могут храниться на складе до трех лет, таможенные режимы свободной таможенной зоны и свободного склада предполагают хранение товаров без ограничения сроков.

Вторым не менее важным способом содействия привлечению иностранных инвестиций в экономику страны является таможенно-тарифное регулирование. В этой связи нас в большей степени интересует уровень ставок таможенных пошлин и льготы, применяемые к тем или иным товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. Это в свою очередь предполагает выделение трех основных категорий товаров:

1) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями (данные товары, как правило, относятся к основным производственным фондам);

2) товары, ввозимые на территорию РФ в части инвестиционных проектов, предусматривающих производство готовой продукции с последующим вывозом ее из России;

3) товары, не включаемые в первые две категории, т.е.:

• не относящиеся к основным производственным фондам;

• не являющиеся вкладом в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями;

• предназначенные для инвестиционных проектов, предусматривающих производство товаров с последующим потреблением на территории РФ.

Первая группа товаров согласно действующему законодательству освобождается от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС.

Товары, относящиеся ко второй группе, могут быть помещены под таможенные режимы переработки на таможенной территории или переработки под таможенным контролем. Это, как отмечалось выше, подразумевает либо временное внесение залоговых таможенных платежей (переработка на таможенной территории), либо полное освобождение от них (переработка под таможенным контролем).

Третья группа товаров подпадает под тамо-женно-тарифное регулирование.

В отношении тарифных льгот необходимо отметить, что наиболее крупным и экономически

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НМПМЩННАШ1Т1ЧЕСКЩ ЖУРШ ДАЙДЖЕСТ1ШНШ

29

важным инвестиционным проектом Правительство РФ на основании предложений Минэкономики и Государственного таможенного комитета РФ предоставляет льготы, связанные с освобождением от уплаты таможенных платежей. При этом в соответствии со ст. 35, 37 Закона РФ «О таможенном тарифе» от импортных таможенных пошлин освобождаются:

• товары, ввозимые на таможенную территорию России в порядке оказания технического содействия;

• товары, ввозимые на таможенную территорию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.

Вместе с тем в развитие порядка предоставления льгот по таможенному оформлению в отношении товаров, поступающих в рамках инвестиционных проектов, возможна реализация механизма «зеленый коридор», в основу которого могут быть положены следующие принципы:

• осуществление таможенного оформления конкретной номенклатуры товаров непосредственно на объектах назначения, без их размещения на складах временного хранения;

• невзимание сборов за таможенное оформление в двойном размере, предусмотренное в подобных случаях;

• определение порядка использования оборудования по лизингу без временных ограничений и обязательств об обратном вывозе;

• учет и контроль со стороны таможенных органов за целевым использованием поступающего оборудования производится путем визуального установления факта размещения и монтажа оборудования с привлечением органов Государственной налоговой службы в необходимых случаях;

• ввоз инвестиционных товаров через внешние границы Таможенного союза рассматривается в рамках особой системы перемещения («зеленый коридор»).

Таможенный тариф, применяемый сегодня, призван стимулировать приток иностранных инвестиций именно в производство, нацеленное на внутренних потребителей. Это подтверждается тем, что уровень ставок таможенных пошлин по готовым изделиям выше уровня ставок для большинства сырьевых товаров или комплектующих изделий в 2-5 раз. Как правило, для сырьевых товаров и комплектующих изделий устанавливается минимально возможная ставка пошлины в размере 5%, а для большинства готовых изделий она достигает максимально возможной величины в 30%. Вместе с тем необходимо отметить, что в части ставок таможенных пошлин следует продолжить работу по более глубокой тарифной дифференциации отдельных товаров. Это в первую очередь относится к

технологическому оборудованию и наукоемкой продукции, производство которых в настоящее время в России затруднительно и, соответственно, в отношении их должны применяться минимальные ставки.

Бесспорно, таможенное регулирование, осуществляемое в виде использования различных таможенных режимов и мер таможенно-тарифного регулирования, является важнейшим рычагом воздействия на процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Вместе с тем, учитывая современное состояние экономики РФ, инвестиционная политика страны должна быть направлена прежде всего на изыскание дополнительных внутренних инвестиций. Это предполагает более активное задействование ресурсов капитала, которые могут быть использованы для инвестиционных целей. К таковым ресурсам относятся:

• золото-валютные сбережения в банковской сфере;

• капитал «теневой» экономики;

• валютные и рублевые сбережения населения;

• вывезенный капитал за рубеж в порядке «бегства».

У России также имеются мощные источники доходов, которые могут быть направлены на инвестиции:

• огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов и других природных богатств;

• средства от переоценки фондов с максимальным приближением к их реальной рыночной стоимости и пересмотра амортизационных отчислений;

• использование определенной части не задействованной в хозяйственном обороте государственной собственности и т.д.

В прогнозе социально-экономического развития РФ на 2000 — 2003 гг. отмечается, что основное содержание социально-экономической политики в эти годы заключается в обеспечении роста инвестиций в основные фонды и масштабной реструктуризации бюджетных расходов. В процессе ее реализации должны быть обеспечены:

• рост инвестиций, необходимых для динамичного развития экономики и структурных преобразований;

• прогрессивные структурные сдвиги в производстве и экспорте, повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий, сокращение доли неэффективных производств.

Как свидетельствуют данные табл. 6, основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, организаций и частных лиц. В последние годы наблюдается увеличение вложений за счет фонда накопления (прибыли), что позволяет говорить об определенном направлении инвестиций в реальный сектор экономики. В ка-

30

ЕЖЕМЕСЯЧНА11МРМДЦШ11ШМ1ТНЕСМ1 ЖУРНАЛ ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

Таблица 6

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, в % к итогу*

Год 1995 1998 2000 2001

Инвестиции в основной капитал всего, в том числе: 100 100 100 100

по источникам финансирования собственные средства из них: 49,0 53,2 47,7 50,3

прибыль 20,9 13,2 23,4 26,6

амортизация 22,6 18,1 19,3

привлеченные средства, из них: 51,0 46,8 52,3 49,7

бюджетные средства (средства консолидированного бюджета), в том числе 21,8 19,1 22,0 19,8

федерального бюджета юл 6,5 6,0 5,8

бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов П,7 12,6 16,0 14,0

♦Российский статистический ежегодник. 2002: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - С. 579.

кой-то мере об этом свидетельствует и рост инвестиций за счет заемных средств других организаций. Кредиты банков, занимающие одно из ведущих мест среди привлеченных средств, по-прежнему не играют значительной роли. Сегодня участие банковского кредита в финансировании капиталовложений в производство оценивается не более чем в 5-7%. Потенциал страховых компаний практически не используется как для реальных вложений, так и для страхования рисков инвестиций.

Современная структура источников инвестиционных вложений характеризуется также снижением доли бюджетных средств, что свидетельствует о несостоятельности государства взять на себя ведущую роль в инвестиционном процессе и направить значительные объемы инвестиций в реальный сектор экономики. Тем не менее российские федеральные и региональные органы власти направляют усилия на создание благоприятного инвестиционного климата и, следовательно, - на увеличение инвестиционного потенциала страны.

Общий объем капитальных вложений в стране складывается из средств централизованных капитальных вложений, направляемых на эти цели, прибыли и амортизации предприятий, эмиссии корпоративным сектором экономики акций и облигаций, а также кредитов. Данные об объеме инвестиций в основной капитал в 2001 - 2002 гг. можно наблюдать из содержания табл. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млрд руб.*

Год 2001 2002

Инвестиции в основной капитал 1 504,5 1 758,7

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году 110,0 102,6

♦Россия 2003: Стат. справочник/Госкомстат России. - М., 2003. - С. 37.

Как показывают материалы, прогнозом развития РФ на 2000 - 2003 гг. не предусматривается

увеличение инвестиций, финансируемых из федерального бюджета. Более того, последние годы реформ свидетельствуют об устойчивой тенденции сокращения удельного веса инвестиций в основной капитал, финансируемых государством из федерального бюджета. Если в 1996 г. эта доля составляла 4,7%, то в 1999 г. она составила 3,4%. Из этих проектировок следует, что доля государственных инвестиций в основной капитал снизится до 3% ВВП и составит всего 0,5% против 20% в конце 1980-х гг. Уменьшение роли государства в инвестициях в принципе закономерно. Однако именно государственные инвестиции в сложившихся условиях могут и должны быть использованы в качестве импульса для запуска инвестиций и политики экономического роста. На некоторое время прямое финансирование из федерального бюджета должно быть увеличено, обеспечив (с учетом определенных приоритетов) рыночный характер государственных вложений — конкурсы, вложения средств в акционерные капиталы, смешанные схемы финансирования.

Стабилизация национальной экономики России и последующий переход к экономическому росту в значительной степени зависят от кардинального изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и участников инвестиционного процесса, принципов их деятельности. Исходя из этого структурная и инвестиционная политика должна стать важнейшими рычагами воздействия на процесс управления расширенного воспроизводства, достижения социально-экономических целей развития страны. Эта политика предопределяет пропорции между накоплением и потреблением, а также динамику, структуру и направления использования фондов накопления и потребления. К числу ее задач можно отнести обеспечение высокой отдачи инвестиций, повышение эффективности производственного и непроизводственного накопления, обновление производственных мощностей в соответствии с современными достижениями научно-технической револю-

ЕЖЕМЕСЯЧМЫЙ ИНФ1РМАЦШН1А1ШТИЧЕСК11Й1УР1М ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

31

ции и т.д. Принимая во внимание данное обстоятельство, для решения вышеуказанных задач важное значение имеет структура инвестиций, в которой доля инвестиций на обновление и модернизацию действующих мощностей должна иметь тенденцию к повышению.

Данные о технологической структуре инвестиций в основной капитал за 1995 - 2001 гг. представлены в табл. 8.

Таблица 8

Технологическая структура инвестиций в основной капитал, в % к итогу*

Год 1995 1998 2000 2001

Инвестиции в основной

капитал, всего, 100 100 100 100

в том числе на:

строительно-монтажные

работы 64 55 47 46

оборудование,

инструмент, инвентарь 22 28 34 36

прочие капитальные

работы и затраты 14 17 19 18

♦Россия в цифрах, 2002: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2002. - С. 324.

Учитывая современное состояние экономики РФ, данная тенденция должна наблюдаться практически во всех сферах деятельности национальной экономики. И для страны со стабильной экономикой такое положение дел приемлемо и реально осуществимо. Непосредственно для экономики России, когда инвестиции сейчас составляют 15-16% ВВП в отличие от 60%, как было ранее, требуется несколько другой подход. В такой ситуации целесообразно говорить о соединении инвестиционных потоков с инновационным процессом, о создании единого комплекса — инновационно-инвестиционного. Это в свою очередь предполагает и проведение единой инвестиционно-инновационной политики.

Безусловно, капиталовложения без инноваций не имеют смысла, так как повторение воспроизводственного процесса на прежней базе (даже в расширенном виде) не представляется столь эффективным в рыночных условиях хозяйствования. Соответственно, отрасли приложения инвестиций для выполнения возложенных на них функций должны более активно использовать инновационные процессы.

Данные о распределении инвестиций в основной капитал по отраслям экономики в 2001 -2002 гг. представлены в табл. 9.

В заключение хотелось бы отметить, что в перспективе финансовыми источниками активизации инвестиционного роста должны стать участники российской экономики. Это прежде всего предприятия и организации, бюджеты различных уровней, коммерческие банки, которые при надлежащих условиях хозяйствования в состоянии под-

Таблица 9

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики, в % к итогу*

Год 2001 2002

Инвестиции в основной капитал, 100 100

всего,

в том числе:

инвестиции в отрасли, 48,5 48,7

производящие товары,

из них: 42,6 42,7

промышленность 2,7 3,1

сельское хозяйство 3,0 2,7

строительство 51,3

инвестиции в отрасли, оказывающие 51,5

рыночные и нерыночные услуги,

из них: 23,1 19,1

транспорт 3,0 4,0

связь 13,3 15,4

жилищно-коммунальное хозяйство

♦Россия 2003: Стат. справочник / Госкомстат России. - М., 2003. - С. 38.

держать достаточно высокие темпы роста капитальных вложений в реальный сектор экономики страны. Вместе с тем состояние дел в инвестиционной сфере во многом зависит от решения ряда вопросов, в числе которых можно отметить следующие:

• трансформация имеющихся сбережений в инвестиции, и прежде всего дедолларизация экономики и укрепление доверия к рублю, прекращение утечки капитала за рубеж;

• формирование эффективного рынка капиталов (прежде всего облигационных рынков предприятий и института финансовых посредников, действующих на нем) и механизмов, обеспечивающих мобилизацию инвестиционных ресурсов и их наиболее эффективное размещение;

• дальнейшее развитие и совершенствование форм стимулирования рынка ценных бумаг;

• формирование инвестиционных фондов на различных уровнях экономики, предусматривая при этом территориальный разрез;

• совершенствование законодательной базы в части инвестиционно-хозяйственной деятельности в экономике страны;

• усиление роли государственных органов во взаимодействии с частным сектором экономики, переходом на принципы и методы индикативного планирования в целях формирования долгосрочных инвестиционных приоритетов развития национальной экономики;

• расширение участия государственных кредитов в формировании инвестиционных пулов в целях увеличения размеров и сроков предоставляемых кредитных ресурсов;

• совершенствование налоговой политики в инвестиционной сфере;

• развитие венчурных форм вложений капитала с одновременным ужесточением контроля за «псевдовенчурными» организациями и тд.

32

Е1ЕМЕСП1Ы111МРМЙЦ11111НМ1Т1ЧЕСК111УНМ ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.