Научная статья на тему 'Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику'

Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1224
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С.В. Леденев, А.Э. Ханян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику»

. ц ||дд| дц НЮРИШ! жиустщи

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

С.В. ЛЕДЕНЕВ, кандидат экономических наук, доцент Й.Э. ХАНИ

Российская таможенная академия

В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов национальной экономики России объективно выдвигается требование более проработанного подхода к процессу их формирования и оптимальному использованию. В настоящее время в российской экономике сохраняются проблемы, связанные с привлечением инвестиций, расширением внутренних и внешних источников финансирования инвестиционной деятельности, и вопросы управления процессом инвестирования. Общеизвестно, что на объемы инвестиционных вливаний в экономику страны оказывают непосредственное влияние множество факторов и обстоятельств текущего момента экономического развития. Среди всего этого многообразия можно, например, привести такие, как приоритеты развития национальной экономики, инвестиционный климат, положение дел в налоговой, кредитно-денежной, финансовой, таможенной и внешнеэкономической сферах, политическая ситуация в стране, ситуация на мировом рынке и т.д. Вместе с тем громадные территории страны (нередко со слаборазвитой производственной и социальной инфраструктурой), многообразие отраслей и сфер деятельности, требующих модернизации, обновления своих основных фондов,

объективно ставят вопрос в части обоснованной организации процесса привлечения инвестиций в экономику РФ.

Принимая во внимание данные обстоятельства (не забывая при этом о стоящих перед национальной экономикой РФ задачах и ее современном состоянии) мы солидарны с мнением о необходимости постоянных и полновесных капитальных вливаний. И, как нам представляется, этот вопрос не всегда решается за счет внутренних источников инвестиций. Во многом этому способствуют и привлекаемые иностранные инвестиции, что подтверждается практикой хозяйствования и стран с высокоразвитой рыночной экономикой. В условиях кризисного состояния инвестиционной деятельности в России, когда постоянно снижаются объемы бюджетного инвестирования и все более ослабевает мотивация населения и предприятий к инвестированию средств и финансовых ресурсов, иностранные инвестиции являются одним из существенных факторов стабилизации и подъема отечественной экономики.

Динамику привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику России за 1995 -2002 гг. можно пронаблюдать по данным таблицы.

1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002" г.

Вид инвестиций млн дол. в%к млн дол. в % к млн дол. в % к млн дол. в % к

США итогу США итогу США итогу США итогу

Прямые 2 020 67,7 4 429 40,4 3 980 27,9 4 002 20,2

Портфельные 39 1,3 145 1,3 451 зд 472 2,4

Прочие 924 31,0 6 384 58,3 9 827 68,9 15 306 77,4

Всего инвестиций 2 983 100 10 958 100 14 258 100 19 780 100

Таблица*

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам

'Российский статистический ежегодник. 2002 : Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - С. 585. "Россия 2003 : Стат. справочник / Госкомстат России. - М., 2003. - С. 38.

ЕЖЕМЕСЯЧНА МШРМАЦИШАШШЧЕСКИ ЖУР1АА ДДЙДКЕСТ-МНДНШ

7

Острый дефицит капиталовложений в российское производство требует разработки мер по активизации инвестиционного процесса. Однако при этом необходимо учитывать следующие положения: в какие секторы экономики следует привлекать иностранный капитал, какой может быть его минимальная и максимальная величина в структуре инвестиционных ресурсов, каким должен быть механизм регулирования иностранной инвестиционной деятельности и какие структуры будут приводить этот механизм в действие.

Безусловно, современное состояние национальной экономики России нуждается в направленном действии государства, конкретных мерах в текущем периоде для регулирования процессов воспроизводства и распределения благ и доходов в обществе. Это, в свою очередь, предполагает проведение эффективной государственной экономической политики, неотъемлемой частью которой является адекватная ситуации инвестиционная политика. Общеизвестно, что инвестиционная политика является основой создания прочной и экономически обоснованной стабильности государства и общества в целом, укрепления национальной безопасности страны, обеспечения устойчивого экономического роста. Соответственно, реализация указанных мероприятий, являющихся одними из важнейших задач совершенствования и развития национальной хозяйственной системы России, в наибольшей степени может быть осуществима только при непосредственном государственном вмешательстве (регулировании) в данные процессы. Подтверждением этого служит принятая Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций (одобрена постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1016), в которой обозначены проблемы государственной поддержки инвестиционной деятельности, создания благоприятного инвестиционного климата, орга-низационно-правовые условия инвестирования, снижение издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретного проекта, и т.д. Вместе с тем в Комплексной программе определены эффективные направления государственной политики в инвестиционной сфере, способствующие стимулированию вливания отечественных и иностранных инвестиций в экономику РФ.

Принимая во внимание данные обстоятельства, можно заключить, что Комплексная программа - один из перспективных вариантов государственной политики в сфере инвестиционной деятельности. При этом необходимо сознавать, что национальная экономика страны довольно-таки динамичная структура и содержание программы должно регулярно корректироваться подготовкой конкретных нормативных документов, выполнением прилагаемого к программе плана усовершенствованных мероприятий. В то же время необходим

поиск принципиально новых инструментов государственного регулирования инвестиционной деятельности и создания благоприятного инвестиционного климата, соответствующих кардинально изменившейся общеэкономической ситуации и задачам по стимулированию капиталовложений. И, как нам представляется, не последняя роль в этом деле должна принадлежать прогнозированию и индикативному регулированию инвестиционной деятельности.

Определение направлений долгосрочного инвестирования предполагает комплексный подход к использованию различных аналитических приемов и моделей, обосновывающих конкретные пути и приоритеты экономического развития. Несомненно, построение моделей должно обеспечивать углубленный анализ и оценку перспектив инвестиционной деятельности в процессе экономического развития. При этом необходимо определить обобщающие показатели, на основе которых будет осуществляться выбор инвестиционной стратегии. Таковыми могут быть: производственно-экономический потенциал; научно-технический потенциал; интеграционный потенциал; качественные характеристики выпускаемой продукции;

финансово-банковский потенциал и т.п. Каждый из показателей является комплексным и предопределяет характер стратегии инвестиционной деятельности в перспективе, набор конкретных долгосрочных решений в данной сфере.

В отношении индикативного регулирования инвестиционной деятельности необходимо отметить, что оно должно быть направлено на согласование приоритетов государственной политики в этой сфере с программами развития и совершенствования крупного национального капитала, содействие ему в осуществлении важных проектов перевооружения объектов воспроизводственного процесса и выхода на мировые рынки.

Механизмы индикативного регулирования должны быть ориентированы на усиление государственного воздействия на инвестиционные процессы и поддержку стратегических структурных приоритетов, а также на решение ряда перспективных народнохозяйственных задач. Реальным механизмом индикативного регулирования может стать практика согласований инвестиционных программ крупного отечественного капитала и государства. Она может реализоваться в рамках формирования средне- и долгосрочных прогнозов и стратегии экономического развития страны.

Реализация основных принципов индикативного регулирования инвестиционной деятельности должна базироваться на следующих положениях: заключение взаимообязанных инвестиционных соглашений между государством и ведущими

I

ЕЖЕМЕПЧЫа 1ШРМАЦПША1ШТНЕСН1 «УРШ ДДЙДЖЕСТ1ИНАНСЫ

вкладчиками капитала при реализации значимых народнохозяйственных проектов и задач структурно-технологической перестройки национальной экономики; применение согласованной ценовой политики на инвестиционном рынке; передача государством своих функций в сфере инвестиционной деятельности отечественному капиталу;

создание благоприятных условий для деятельности инвесторов;

осуществление условий взаимной заинтересованности сторон в реализации намеченных индикативных проектов.

Осознавая важность и значимость принятой Комплексной программы, можно выделить конкретные направления государственной политики в инвестиционной сфере, опираясь на которые она может активизироваться:

улучшение макроэкономического состояния страны в результате подавления инфляции и как Следствие - снижение процентной ставки долгосрочного инвестиционного кредита; создание такого механизма применения налогов и пошлин, которые бы не ущемляли интересов зарубежных и отечественных инвесторов;

осуществление целенаправленной инновационной политики;

создание условий для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты стран СНГ, в продукции которых заинтересована Россия; расширение форм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику; стимулирование возврата российского капитала, находящегося на счетах в зарубежных банках, и формирование условий для предотвращения дальнейшего «бегства» капиталов из России;

соблюдение оптимального уровня налогов, таможенных пошлин, тарифов и льгот, которые не отпугивали бы внешних и внутренних инвесторов;

образование фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации налоговой системы, соответствующей требованиям мирового уровня;

поддержание стабильности законодательства о валютном, финансовом, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании инвестиций; обеспечение более гибкого подхода к применению прогрессивной ставки прямых налогов для предприятий производственной сферы с иностранными инвестициями; обеспечение полной правовой защиты инвестиций;

введение дополнительных статей в Уголовный кодекс РФ, предусматривающих наряду со штрафными санкциями уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушения в сфере инвестиционной деятельности. В отношении набора стимулирующих льгот при инвестировании финансовых ресурсов в национальную экономику страны целесообразно, и это подтверждается международной практикой, применять следующие:

налоговые (снижение или полное освобождение от налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизы);

таможенные (освобождение от импортных пошлин или их значительное снижение по сравнению с установленными, отсутствие налогов на экспорт и реэкспорт); бюджетные (предоставление различных субсидий из государственного и местного бюджетов);

банковские (предоставление кредитов на льготных условиях);

валютные (полная либерализация валютных операций для хозяйствующих субъектов в части движения капитала); правовые (упрощенный режим регистрации и учреждения).

При этом следует подчеркнуть, что основанием для предоставления льготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, что они содействуют повышению притока инвестиций, и в первую очередь в критически важные сферы и отрасли экономики. Вместе с тем особо хотелось бы отметить, что в условиях сложившейся социально-экономической ситуации необходимо проведение активной политики дифференциации налогообложения иностранных инвестиций и предоставления льгот иностранным инвесторам, которые направляют свои капиталы в модернизацию производства, используя новейшие открытия и технологии.

Немаловажную роль для привлечения иностранных инвестиций играет инвестиционный климат страны. Его определяет широкий комплекс факторов, включая социально-политическую стабильность, экономическое положение, идеологию, культуру и другие аспекты, которые оценивает инвестор, принимая решение о капиталовложениях, и позволяют ему сделать вывод об уровне инвестиционного риска. Однако одним из решающих условий создания благоприятного инвестиционного климата следует считать меры по защите прав собственности. В этой связи необходимо срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с ужесточением уголовной и административной ответственности за действие или бездействие, приводящее к нарушению интересов инвесторов (в первую очередь прямых иностранных инвесторов).

ЕКМЕСНПЙ 1ПаПУиЦ11111иМ1Т1«С111 КУПМ ДАЙДЖЕСТ-ЯННДНШ

I

тш шел тз

За последние годы интенсивность притока иностранных инвестиций в нашу экономику снижается (см. таблицу). В первую очередь это относится к прямым инвестициям (в том числе из про-мышленно развитых стран). Иностранные прямые инвестиции (в долларах США) резко уменьшились в 1998 г. и два года держались примерно на одном уровне, а к 2001 г. заметно сократились. Портфельные инвестиции в долларах, включающие затраты на акции, и долговые ценные бумаги не только значительно сократились в 1998 г., но и вообще стали уходить из страны. Ясно, что мелкий и средний капитал, в том числе спекулятивный, непроизводительный, хлынул из России, тем более что обменный курс доллара в рублях возрос в 5 раз, что сделало невыгодным вывоз денег за рубеж.

Одной из причин слабого привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику является несовершенство системы таможенного регулирования товаров, поступающих на территорию России в режиме временного ввоза. В этой связи необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и х выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов. При этом следует уменьшить количество видов ставок ввозных таможенных пошлин на сырье и готовую продукцию, поставляемых инвесторами, а также упростить процедуру таможенного оформления. Однако распространение на них национального режима инвестирования может быть обусловлено:

импортом в Россию наукоемких, малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособных отечественных аналогов;

организацией производства новых видов продукции при условии поставок сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями.

Сбалансированность внешнеэкономической «открытости» и разумного протекционизма - один из «срезов» проблемы рационального сочетания либерализации государственного регулирования в интересах обеспечения экономической безопасности России, стабилизации ее экономики и возобновления экономического роста. Из опыта стран с рыночной экономикой известно, что в условиях депрессии и при наличии конкурирующего импорта в экономической политике обычно делается крен в сторону протекционизма. Применение разумного протекционизма способно не только скорректировать нежелательные перекосы в структуре импорта, но и стать катализатором притока прямых иностранных инвестиций в импортозамеще-ние. Опыт зарубежных государств показывает, что с введением тарифных и нетарифных ограничений в отношении отдельных групп импортируе-

мых товаров иностранным поставщикам становится выгоднее отказаться от экспорта попавших под действие таких ограничений товаров и вместо этого налаживать их производство в стране-импортере с использованием высоких технологий. Это один из реальных путей поддержки национального производителя на внутреннем рынке, если он будет готов к сотрудничеству с иностранными инвесторами. Более того, в кризисных ситуациях, когда существенно возрастает роль государства, для регулирования притока иностранных инвестиций используются в первую очередь нетарифные, административные методы, которые зачастую даюг наиболее быстрый и более полный эффект.

Имея возможность использования в регулировании иностранных инвестиций практически весь спектр общепринятых средств и методов, государственные органы РФ освоили и сравнительно эффективно применяют только некоторые из них (импортный тариф, налоги на импорт, лицензирование и квотирование ввоза и вывоза специфических товаров, контроль за поступлением экспортной выручки и пр.).

Сбалансированное сочетание либерализма и протекционизма следовало бы обеспечить в регулировании и других форм сотрудничества с иностранным капиталом - выполнении проектов на базе соглашений о разделе продукции, договоров о концессиях, функционировании иностранных компаний в свободных экономических зонах.

Большое значение в современных условиях имеет освоение месторождений полезных ископаемых и иных природных богатств. Для достижения этих целей следовало бы активнее использовать сравнительно новые формы привлечения иностранных инвестиций - соглашения о разделе продукции.

Соглашения о разделе продукции широко применяются в международной практике. Чаще всего на этих условиях иностранным компаниям передается разработка природных ресурсов. Известно, что заключение этих соглашений целесообразно, когда страна имеет значительные разведанные, но неразработанные запасы из-за нехватки финансовых и технических средств. Инвестор получает исключительное право на разведку и добычу нефти или другого ресурса на свой риск и за свой счет на выделенной ему территории. Он владеет продукцией и может свободно продавать ее после обязательных поставок на местный рынок, размер которых оговорен в соглашении. Ему же принадлежит оборудование, аппаратура и установки, используемые при добыче полезных ископаемых.

Иной формой стимулирования и привлечения иностранных инвестиций являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Как и во многих других странах мира, они могут стать важным инструментом экономического и социального развития Рос-

10

ЕЖЕМЕ0МЫ11ШРМАЦ11ШАШ1Т1ЧЕСМ1ЖУР1АЛ ДАЙДИСТ-МИМНШ

сии. В мировой практике СЭЗ формируются с целью привлечения иностранного капитала. В СЭЗ устанавливается льготный по сравнению с общим режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием. К числу льгот относится упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, льготный налоговый режим, особый таможенный режим с установлением пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами, предоставление права на долгосрочную аренду, упрощенный порядок пересечения границы, въезда и выезда иностранных граждан.

В условиях трансформационной экономики, разрушения прежних и становления новых экономических структур важное значение имеет видовой состав привлеченного зарубежного капитала. Сегодня в иностранных инвестициях преобладает спекулятивный капитал, инвестиции в торговую и ма'Ьериально-сырьевую сферу деятельности.

Не отрицая роли иностранного капитала в этих сферах национальной экономики, все же необходимо принять комплекс мер, направленных на более активное использование зарубежных инвестиций в машиностроение, военно-промышленный комплекс, где имеются новейшие технологии на модернизацию и техническое переоснащение отечественных предприятий.

В целом существует необходимость упорядочения законодательства, регулирующего зарубежные капиталовложения в РФ, в том числе обеспечение гарантий его надлежащего исполнения на федеральном и региональном уровнях, что, несомненно, пойдет на пользу либерализации российского инвестиционного режима для прямых иностранных инвестиций. Совершенствование и корректировка действующего механизма регулирования привлечения иностранных инвестиций могли бы способствовать усилению взаимодействия экономики России с международным рынком и смягчению исходящих извне угроз экономической безопасности страны.

Е1ЕМЕПЧПЙ1ШРШЦ11ШШШ1ЧЕСКН «УРШ ДАЙДЖЕСТ-МНДНШ

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.