Научная статья на тему 'ИНВЕСТИРОВАНИЕ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛА (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛА (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / RURAL AREAS / WORKFORCE CAPACITY / INVESTMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коваленко Елена Георгиевна, Крапчина Людмила Николаевна, Князькина Альбина Александровна

В представленной статье рассматривается необходимость инвестирования в производственную составляющую аграрного сектора как основную сферу приложения труда жителей сельских территорий, а также в инфраструктурную составляющую села, обуславливающую положительные миграционные тенденции в сельской местности. Авторами выявлены причины деградации сельских территорий и влияние на этот процесс слабой инвестиционной политики в отношении сельских поселений региона. В процессе исследования авторы делают вывод - инфраструктурная составляющая сельской местности оказывает определяющее влияние на принятие решения людьми продолжать жить и трудиться в сельской местности. Разработаны рекомендации по формированию единого инвестиционного механизма развития сельских территорий как системы сохранения кадрового потенциала аграрного сектора страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коваленко Елена Георгиевна, Крапчина Людмила Николаевна, Князькина Альбина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investing in rural development of the region as a crucial factor of preserving the workforce capacity of the village

The article considers the need of investing in the production component of the agricultural sector as the main sphere of the rural residents labour, as well as in the infrastructure component of the village, which causes positive migration trends in the rural area. The authors established the reasons for the rural areas degradation and the effect of the weak investment policy in relation to the rural areas in the region on this process. In the course of the research, the authors have concluded that the infrastructure component of the rural areas makes a significant impact on people's decision to continue to live and work in the rural area. The recommendations for the building up a unified investment vehicle for the rural area development, as a system for preserving the workforce capacity of the country's agricultural sector, have been worked out.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИРОВАНИЕ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛА (НА МАТЕРИАЛАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 7 • Номер 3 • Март 2020 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

t>

Первое

экономическое издательство

инвестирование в развитие сельских территорий региона как основной фактор сохранения кадрового потенциала села (на материалах пензенской области)

Коваленко Е.Г. 1, Крапчина Л.Н. 2, Князькина А.А. 2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, Россия

2 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В представленной статье рассматривается необходимость инвестирования в производственную составляющую аграрного сектора как основную сферу приложения труда жителей сельских территорий, а также в инфраструктурную составляющую села, обуславливающую положительные миграционные тенденции в сельской местности. Авторами выявлены причины деградации сельских территорий и влияние на этот процесс слабой инвестиционной политики в отношении сельских поселений региона. В процессе исследования авторы делают вывод - инфраструктурная составляющая сельской местности оказывает определяющее влияние на принятие решения людьми продолжать жить и трудиться в сельской местности. Разработаны рекомендации по формированию единого инвестиционного механизма развития сельских территорий как системы сохранения кадрового потенциала аграрного сектора страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сельские территории, кадровый потенциал, инвестирование, устойчивое развитие, развитие региона.

Investing in rural development of the region as a crucial factor of preserving the workforce capacity of the village

Kovalenko E.G. 1, Krapchina L.N. 2, Knyazkina A.A. 2

1 Ogarev Mordovia State University, Russia

2 Penza State University, Russia

Введение

Современные тенденции развития сельскохозяйственной отрасли в России имеют разнонаправленный характер: с одной стороны, демонстрируется рост производственных показателей под влиянием государственных мер, принятых в последние годы с целью повышения устойчивости АПК, а с другой - условия, в которых реализуется аграрное производство, к сожалению, характеризующиеся деградацией сельских территорий. Во многом такое положение дел обусловлено тем, что

за последние годы наблюдается неравномерное развитие производственной и социально-инфраструктурной сфер на селе.

Значительные капиталовложения в обновление и модернизацию аграрных предприятий, особенно агрохолдингов, не сопровождаются соответствующими инвестициями в околопроизводственные структуры - сельскую местность, являющуюся и базисом для осуществления агропромышленнного производства и поставщиком трудовых ресурсов, и экологической основой жизнедеятельности большинства населенных пунктов, в том числе городских. Инвесторы всегда имеют главной целью поиск наиболее эффективных мест приложения капитала [11] (Scherbakova, 2018).

Если уход с отечественного агропродовольственного рынка многих иностранных производителей освободил ниши, способные стать местом приложения свободных инвестиционных ресурсов в производственной сфере, то относительно сельских территорий кардинальных изменений не произошло: инвестиционные институты неохотно осуществляют вложения в развитие сел [9] (Polushkin, 2016). Это отражается на главной составляющей вектора развития аграрного производства как основы продовольственной безопасности государства - кадрах для села.

Постоянный отток населения из сельской местности характерен не только для квалифицированных работников производственной сферы, занятых и способных быть занятыми в сельскохозяйственных предприятиях, но и для работников обслужива-

ABSTRACT:_

The article considers the need of investing in the production component of the agricultural sector as the main sphere of the rural residents labour, as well as in the infrastructure component of the village, which causes positive migration trends in the rural area. The authors established the reasons for the rural areas degradation and the effect of the weak investment policy in relation to the rural areas in the region on this process. In the course of the research, the authors have concluded that the infrastructure component of the rural areas makes a significant impact on people's decision to continue to live and work in the rural area. The recommendations for the building up a unified investment vehicle for the rural area development, as a system for preserving the workforce capacity of the country's agricultural sector, have been worked out

KEYWORDS: rural areas, workforce capacity, investment, sustainable development, regional development

JEL classification: o15, E22, J01, J08, J24, Received: 09.12.2019 / published: 31.03.2020

J43, R11

I© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Kovalenko E.G. (kove[ena130mai[.ru)

CITATION:_

Kovalenko E.G., Krapchina L.N., Knyazkina A.A. (2020) Investirovanie v razvitie selskikh territoriy regiona kak osnovnoy faktor sokhraneniya kadrovogo potentsiala sela (na materialakh Penzenskoy oblasti) [Investing in rural development of the region as a crucial factor of preserving the workforce capacity of the village]. Ekonomika truda. 7. (3). - 289-306. doi: 10.18334/et.7.3.100721

ющей сферы села, что создает дополнительный виток падения инфраструктурного обеспечения сельской местности и делает жизнь на территории сельских поселений еще более непривлекательной. Все это определяет цель исследования, которая заключается в необходимости выработки инструментария для стимулирования инвестиций в развитие сельских территорий, в том числе в развитие кадрового потенциала, в тех людей, которые вносят свой бесценный вклад в существование сельских территорий, проживают и в дальнейшем желают проживать в сельской местности.

Научная новизна исследования состоит в выявлении зависимости состояния кадрового потенциала села от производственно-социальной инфраструктуры сельской местности, а также в обосновании необходимости инвестирования в развитие сельских территорий в целях сохранения трудовых ресурсов, обеспечивающих функционирование агропромышленного комплекса региона.

Факторы депопуляции сельских территорий, проявляющиеся в снижении численности сельских жителей, деградации демографических процессов, падении популярности сельского образа жизни, характерны практически для всех регионов России [3] (УаНапоуа, Gazimagomedova, 2018). Во многом этому способствует и региональная политика укрупнения муниципальной территории организации поселений. Это обусловлено в первую очередь организационными условиями: мелким поселениям трудно реализовать определенные функции. В то же время имеет место и экономический аспект, заключающийся в экономии финансовых ресурсов на инфраструктурные составляющие сельского поселения. Для отдельных регионов, районов российских областей, кроме прочего, как правило, характерна еще и низкая плотность населения. На примере Пензенской области это выглядит следующим образом: с одной стороны, Башмаковский, Вадинский, Сердобский, Сосновоборский районы обладают высоким природно-климатическим потенциалом, способным обеспечить занятость населения в аграрном производстве и лесном хозяйстве, с другой стороны - отдаленность от областного центра не способствует удержанию кадров ни в производственной сфере, ни в сфере муниципального управления, создавая замкнутый круг фактического отсутствия человеческих ресурсов для выполнения как производственных, так

ОБ АВТОРАХ:_

Коваленко Елена Георгиевна, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, доктор экономических наук, профессор (kove1ena130mai1.ru)

Крапчина Людмила Николаевна, доцент кафедры менеджмента и экономической безопасности, кандидат экономических наук, доцент (1yudmi1a_krapchina0mai1.ru)

Князькина Альбина Александровна, старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической безопасности (a1binakna0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Коваленко Е.Г., Крапчина Л.Н., Князькина А.А. Инвестирование в развитие сельских территорий региона как основной фактор сохранения кадрового потенциала села (на материалах Пензенской области) // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 3. - С. 289-306. doi: 10.18334М.7.3.100721

и управленческих функций [6] (Kovalenko). Кроме того, статьей 13.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено упразднение поселений на территориях с низкой плотностью сельского населения при условии снижения его численности до менее ста человек [1]. Это должно быть оформлено в рамках решения граждан и по инициативе граждан, проживающих в данном поселении, после чего территория упраздняемого поселения будет считаться межселенной в составе муниципального района. В соответствии с пунктами данной статьи, введенными в 2007 году, за последнее десятилетие прекратили существование тридцать населенных пунктов Пензенской области. При этом можно отметить, что в редких случаях инициатива исходила от граждан, в основном инициировали их сходы местные администрации, что фактически противоречит требованиям законодательства. Наименее плотными по числу сельских поселений в настоящее время являются два района Пензенской области - Малосердобинский и Спасский, наиболее плотными - Белинский, Мокшанский и Пензенский, соответствующая информация представлена в таблице 1.

Таблица 1

Группировка районов пензенской области по количеству сельских поселений

показатель количество муниципальных районов, ед. наименование районов

до 25 2 Малосердобинский, Спасский

26-45 9 Камешкирский, Неверкинский, Бековский, Бессонов-ский, Шемышейский, Иссинский, Лопатинский, Сердоб-ский, Пачелмский

46-65 13 Наровчатский, Сосновоборский, Никольский, Кузнецкий, Вадинский, Лунинский, Тамалинский, Земетчинский, Колышлейский, Башмаковский, Городищенский, Нижне-ломовский, Каменский

66-100 2 Белинский, Мокшанский

более 101 1 Пензенский

Источник: составлено авторами

Негативные тенденции в динамике сельских поселений предопределяются неблагоприятной демографической ситуацией. Демографическая ситуация в Пензенской области характеризуется снижением численности населения, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.

При общей негативной демографической тенденции в регионе происходит увеличение доли городского населения в сторону снижения доли сельского населения. При этом ежегодные темпы снижения численности сельского населения значительно превышают тепы снижения городского населения (рис. 1). Сложившаяся тенденция связана как с естественной убылью сельского населения, так и процессами урбанизации.

Таблица 2

динамика городского и сельского населения в пензенской области

Год Численность населения, тыс. чел. доля от общей численности, % Темпы изменения численности, %

Всего Городского населения сельского населения Городского населения сельского населения Городского населения сельского населения

2013 1368,7 933,0 435,7 68,2 31,8 -0,32 -1,11

2014 1355,6 923,2 432,4 68,1 31,9 -0,43 -2,05

2015 1348,7 920,9 427,8 68,3 31,7 -0,25 -1,06

2016 1341,5 916,9 424,6 68,3 31,7 -0,43 -0,75

2017 1316 896,5 419,5 68,1 31,9 -0,44 -5,06

Источник: составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]

Рисунок 1. Коэффициенты естественной и миграционной убыли городского и сельского населения в Пензенсной убласти Источник: составлнно автором пн дан ны м территориального органа Федер альоой службы государственной стаоиотики по Пензенской обласои [13]

В качестве положинебьных структурных сдвигов можно отметить замедление темпов миграционной уТыли сельского населения. В то жнет время, проанализировав детально миграциннные процессы по ребо нам обланти, было выявлено, что большая часть миграционную процессов характеризуется трудовым еспектом, то есть

перемещение населения осуществляется в соответствии с потребностями людей в трудоустройстве и возможностями конкретных муниципальных образований предоставить рабочие места по соответствующим направлениям. Наихудшие показатели миграционных процессов наблюдаются в отдаленных районах Пензенской области -Башмаковском, Вадинском, Сосновоборском, Земетчинском. При этом в близлежащих к городу районах происходит активный миграционный приток населения, преломивший тенденцию периода 2000-2012 гг. Так, в Бессоновском и Пензенском районах с 2015 г. по 2018 г. наблюдаются темпы прироста населения от 0,3 до 2,1% в год, что на девяносто и более процентов обусловлено миграционными факторами. Во всех районах Пензенской области отмечается приток мигрантов из стран СНГ, обусловленный востребованностью низкоквалифицированной рабочей силы и персонала, согласного на условия с более низкой оплатой труда. Большая часть мигрантов - жители Узбекистана, Таджикистана, с 2018 г. - Республики Кыргызстан. Если до 2012 г. преимущественная сфера приложения труда граждан, въезжающих в Россию из республик СНГ, была строительная, то в последние пять - шесть лет все больше мигрантов устраиваются на работу в сельской местности, в том числе на сельскохозяйственные предприятия [4] (Volodin, Dubina, Knyazkina, 2019). За период с 2015 г. по 2018 г. статус мигрантов с разрешением на временное проживание в Пензенской области получили около 20 тыс. чел., с видом на жительство - 2,5 тыс. чел., граждан России - 3,8 тыс. чел. Таким образом, большая часть мигрантов работает с разрешением на временное проживание при условии оформления патента на работу в Российскую Федерацию. Переселению мигрантов в сельскую местность содействует федеральная и региональная программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [2] (Vartanova, Bezverbny, 2019). На региональном уровне предусмотрено, что переселение по Программе может осуществляться только в сельскую местность. Это способствует тому, что желающие переехать в регион регистрируются в сельских поселениях, а поскольку условиями программы предусмотрен контроль за фактическим нахождением по месту регистрации, мигранты, как правило, находят работу по месту жительства, то есть в сельской местности. Поскольку переселенцы редко могут позволить себе приобретение дорогостоящего жилья, они приобретают его в отдаленных районах области. Это отчасти приводит к увеличению малочисленных сельских населенных пунктов, характеристика которых представлена в таблице 3.

Определенные опасения вызывает тот факт, что в структуре сельского населения снижается доля людей трудоспособного возраста, что наглядно представлено в таблице 4.

Снижение доли трудоспособного населения угрожает развитию сельских территорий, прежде всего, с экономической точки зрения: обостряется дефицит кадров для работодателей в сельской местности. Без должного трудового потенциала невозможно обеспечить модернизацию агроформирований, предприятий других специализаций,

Таблица 3

Группировка сельских поселений пензенской области по численности населения

показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2014 г.

Число сельскохозяйственных поселений - всего, ед. из них: 1419 1419 1417 1412 1412 99,51

без населения 73 79 82 82 84 115,07

5 и менее человек 132 128 126 126 124 93,94

6-25 человек 217 219 219 219 219 100,92

26-100 человек 295 298 300 300 302 102,37

101-200 человек 177 179 181 181 184 103,95

201-500 человек 287 283 281 279 277 96,52

501-1000 человек 146 146 145 143 141 96,58

1001-2000 человек 63 61 61 57 57 90,48

2001-3000 человек 8 8 7 7 6 75,00

3001-5000 человек 14 13 13 12 12 85,71

Более 5000 человек 7 6 6 6 6 85,71

Источник: составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]

размещенных на сельских территориях, повышение уровня социального и культурного обслуживания села, улучшить системы образования и здравоохранения на селе. Это, в свою очередь, вызывает новый виток оттока сельских жителей в городскую местность. В то же время одним из факторов оттока людей трудоспособного возраста является отсутствие рабочих мест соответствующей квалификации. Несмотря на рост производства аграрной продукции в регионе и достаточно высокую долю сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта (рис. 2), сельскохозяйственные товаропроизводители сталкиваются с недостатком рабочей силы той квалификации, которая может обеспечить работу современной техники и действие современных технологий АПК [6] (Kovalenko). Наблюдается острый дефицит людей не только рабочих профессий, но также и управленческих кадров, специалистов вспомогательных и обслуживающих отраслей (логистов, коммерсантов, специалистов по информационным технологиям и т.п.).

Высокие темпы роста аграрного производства обусловлены внедрением передовых технологий в АПК Пензенской области, требующих создания высокопроизводительных рабочих мест с соответствующей оплатой труда. Однако даже наличие высокопроизводительных рабочих мест не удерживает сельское население от переезда в сельскую местность. Нами проведено анкетирование среди сельских жителей пяти основных депрессивных районов Пензенской области, характеризующихся наивыс-

Таблица 4

динамика и структура численности сельского населения трудоспособного

возраста

показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Численность сельского населения, всего, тыс. чел. 435,7 432,4 427,8 424,6 419,5 419,1

в том числе: моложе трудоспособного возраста 67,9 67,9 67,8 67,5 66,5 66,1

трудоспособного возраста 241,2 236,3 230,0 225,8 220,3 219,6

трудоспособного возраста 132,6 128,1 130,0 131,3 132,7 133,4

Доля людей трудоспособного возраста в общей численности сельского населения, % 55,4 54,6 53,8 53,2 52,5 52,4

Источник: составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]

Рисунок 2. Динамика доли сельского хозяйства в валовом региональном продукте Пензенской области в 2013-2018 гг.

Истдчник: составлено авторами

шими показателями оттока трудоспособного населения из сельской местности, о причинах переезда в города или другие регионы. Всего было представлено и обработано 311 анкет. Желание покинуть сельскую местность выразили 67% мужчин и 80% женщин. По возрастному критерию предпочтения распределились следующим образом: более 90% людей в возрасте до 20 лет желали бы переехать в город, среди населения от 20 до 50 лет этот порог' снижен до 61%, среди пожилых людей переехать желали бы только 40%%. Результаты обрабооки анкет о причинах желания покинуть сельскую местность представлены в таблице 5.

Таблица 5

основные причины оттока трудоспособного населения из сельской местности

причины желания покинуть сельские количество ответов, в % к числу опрошенных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

территории мужчи- Женщи- молодежь люди трудоспо- люди стар-

ны ны (до 20 лет) собного возраста от 20 до 50 лет ше 50 лет

Отсутствие работы (полное) 48 19 89 54 91

Отсутствие работы подходящей квалификации 78 34 91 60 100

Отсутствие работы с желаемой 100 96 100 98 100

оплатой труда

Плохие бытовые условия прожи- 41 52 88 46 57

вания

Плохие дороги 84 61 90 79 85

Отсутствие или плохое качество 47 38 74 29 58

связи, сети Интернет

Отсутствие или плохое качество 100 100 100 100 100

системы здравоохранения

Отсутствие или плохое качество 66 96 100 78 21

системы образования

Отсутствие или слабое развитие 41 79 100 68 41

культурной сферы села

Невозможность начать собствен- 80 42 100 64 100

ное дело

Отсутствие внимания или слабое 100 84 100 96 96

внимание органов местного само-

управления к проблемам села

Источник: составлено авторами по данным проведенного анкетирования

На вопрос: «Если бы Вы были обеспечены работой с желаемой оплатой труда, остались ли бы Вы в селе?» положительно ответили почти 90% мужчин и лишь 33% женщин. Абсолютно все опрошенные в возрасте до 20 лет ответили, что достойная оплата труда не удержит их в сельской местности при наличии возможности переехать в город, хотя люди старшего поколения считают, что, если бы заработная плата соответствовала городским меркам, молодежь осталась бы в селе. Несмотря на огромное наличие проблем в сельской местности лишь 4% опрошенных ответили, что обращались с официальными запросами об улучшении положения в сельские и районные администрации. Абсолютное большинство опрошенных связали желание переезда со стремлением обеспечить лучшее будущее своим детям и внукам. Интересные результаты были получены при ответе на вопрос: «Могли бы методы государственной поддержки (выделение денежных средств на открытие собственного дела) удержать Вас в сельской местности?»: более 90% мужчин ответили отрицательно, почти такое же количество женщин - положительно. Это, как и то, что абсолютное число женщин

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок4. Динамика общей площади жилья, приходящегося в среднем на одного жителя Пензенской области в 2013-2018 гг., м 2

Источник:составлено авторами по данным территориаль ного орг ана Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]

считает, что работа в сельской местности всегда найдется, характеризует повышенную деловую активность женсконо сельского наснления.

Анализируя профиль анкетируемого сельского населения, мы пришли к выводу, что существенную роль в сокращении сельского населения играет современное неудовлетворительное состояние производственно-бытовой и социальной инфраструктур села.

На рисунке 4 изображена динамика общей площади жилья, приходящегося в среднем на одного жителя. Мы видим, что плотность заселения жилых помещений в городе выше, сельские жители живут относительно просторнее, при этом темпы роста площади жилья в расчете на одного жителя сельской местности не отстают от аналогичных показателей горожан.

В свою очередь,качество жилья сельских жителей оставляет желать лучшего (таблица 6).

Становится очевидным, что при таком разрыве в бытовых условиях трудно найти аргументы в пользу проживания в сельской местности. Ни один из показателей обеспеченности даже на шестую часть не достигает горонеких показателей, что объясняет отток населения в города и поснления с более комфортными условиями проживания.

Аналогичная ситуация наблюдается в отношении обеспеченности сельских территорий учреждениями образования и здравоохранения.

В 1990 г. в Пензенской области число сельских школ составляло 84,7% от общего числа школ, в 2000 г.этот показатель снизился до 78,5%, к 2018 г. он составил только 72, н%. Если °честь при этом средни е общеобразовательные учреждения районных центров, то процынт сельских школ снизился до 52%. Только за последние пятнадцать лет закрылось 3177 сельских школ.

Таблица 6

показатели обеспеченности городского и сельского жилья пензенской области объектами бытовой инфраструктуры в 2018 г., %

показатели Жилье городских поселений* Жилье сельских поселений соотношение показателей обеспеченности (сельского к городскому)

Обеспеченность централизованными источниками теплоснабжения (или коллективного пользования) 89,4 2,6 2,9

Обеспеченность централизованным водоснабжением 97,3 4,8 4,9

Обеспеченность централизованной канализацией 94,9 1,4 1,4

Обеспеченность проводной телефонной связью и сетью Интернет 56,2 0 -

Наличие в жилом помещении туалета 94,4 11,6 12,3

Наличие в жилом помещении ванны, душа 94,1 4,0 4,3

Наличие подключения автоматических стиральных машин (по опросам) 84,5 2,1 2,5

* К жилью городских поселений отнесено жилье городов Пензенской области, а также районных центров и муниципальных образований, имеющих статус рабочих поселков

Источник: составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]

Похожими процессами деградации характеризуется и система здравоохранения Пензенской области. Снижение обеспеченности сельского населения услугами здравоохранения происходит на фоне роста смертности сельского населения, в том числе по причинам заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, онкологии.

Число культурных учреждений и библиотек в сельской местности Пензенской области за период с 2000 года по настоящее время сократилось более чем в 3,5 раза, бытовых учреждений - в 1,5 раза, отделений почтовой связи - в 6 раз, площадь жилых помещений в ветхих и аварийных жилых домах выросла в 8,8 раз. Положительная динамика наблюдается в отношении ввода в действие нового жилья, строительства спортивных сооружений, обеспечения образовательных учреждений и организаций здравоохранения новейшим оборудованием. Данные процессы были реализованы в рамках целевых программ устойчивого развития сельских территорий [7] (Likhacheva, 2017).

Негативные процессы, касающиеся уровня жизни населения, обеспеченности его услугами образования, здравоохранения, связи, являются важной причиной оттока сельского населения в городскую местность, но не основополагающей. Как правило,

дети, молодежь и люди преклонного возраста покидают сельскую местность вместе с людьми трудоспособного возраста, для которых, в свою очередь, основным мотивом к переезду становится наличие трудовых вакансий с желаемой оплатой труда. Этот фактор может быть реализован только при наличии достаточного количества рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях соответствующего профиля. Традиционно основной сферой занятости в сельской местности является аграрное производство, в связи с чем целесообразно рассмотреть инвестиционные процессы в данной сфере, чтобы оценить возможности удержания кадров на селе, как базиса трудового потенциала сельских: территорий.

Инвестирование в производственно-хозяйственную деятельность является одним из основополагающих факторов развития сельских территорий. При этом размер и динамика инвестиций в развитие сельских территорсй существенным образом зависят от инвестиционной привлекательности региона, а также от инициативы и активности региональных органов власти по формированию благоприятного инвестиционного климата.

Стоит отметить, что по объемам инвестиций Пензенская область занимает лишь десятое место из четырнадцати в ПФО [7] (Likhосheva, 2017).

В то же время пт удельнтму весу инвестиций, направленных на развитие сельских территорий, Пензенская область является лидером не только среди анализируемых регионов, но и во всем Приволжском федеральном округе (рисунок 7).

Рисунок 7. Доля инвестиций, направляемых на развитие сельских территорий, % Источник: составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]

Рисунок 8. Структура инвестиций в объекты по направлению их использования, % Источника составлено авторами по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [13]

Объем инвестиций в непроизводственную с фору, несмотря на незначительную долю в общем объеме инвестиций, ежегодно увеличивается в денежном выражении, причем большая их часть формируется за счет бюджетных ассигнований (рисунок 8). Значительная часть средств напровлена на строителгство оеъектов социельной сферы (плоскостных спортивных сооружений, фсльосперско-авунаерских пунктов и офисов врачей общей практики), развитие газификации и водоснабжения в сельской местности, развитие сети автомобильных дорог, ввод и приобретение жилья для граждан, проживаюсцих в ссльскей местности.

Что касается инвестиций в объекты непроизводственной сферы, то их основным источником были средства, выделенные в рамках реализации государственной программы Пензенской тбласти «Развитие агропромыпнлен ного комплекса Пензенской области на 22014:—22020 годы» в соответствии с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014—2017 годы и на период до 2020 года» [10] (Pсonina, Dubina, Knyazkma, 201т).

Проведенные исследования показывают, что в Пензенской области наблюдается положительная динамика инвестиций в развитие сельских территорий. При этом большая часть инвестиций направлена на создание и развитие объектов производственного назначения. Инвестирование осуществляется и в объекты социальной инфраструктуры села, хотя и меньшими темпами. Что касается структуры источников финансирования инвестиций, то здесь следует отметить, если в период

до 2010 года инвестиции в объекты производственной сферы осуществлялись в значительной степени за счет средств государственной поддержки системы кредитования АПК, то в настоящее время в большей степени это преимущественно собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средства частных инвесторов [8] (Mikhailova, 2016). Это свидетельствует о наличии высокого интереса со стороны бизнеса к агропромышленному сектору ввиду относительно высокой и устойчивой эффективности инвестиций, которые нивелируют все возможные риски, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства [9] (Polushkin, 2016).

В качестве отрицательных тенденций следует отметить практически полное отсутствие инвестиций в сферу образования в сельской местности, в мероприятия по улучшению благоустройства сельских поселений в отношении оснащения средствами связи и сетью Интернет, проявления интереса инвесторов к вложениям в сельские территории в качестве рекреационных зон.

Современная политика, направленная на устойчивое развитие сельских территорий, должна решить ряд проблем экономического, социального, демографического характера при условии сохранения и развития природно-ресурсного, социально-экономического, историко-культурного и рекреационного потенциала сельской местности. В этой связи важное значение имеет выработка стратегических приоритетов инвестиционного механизма развития сельских территорий, способных воздействовать на сохранение и развитие кадрового потенциала села [10] (Pronina, Dubina, Knyazkina, 2018).

Эти приоритеты в отношении развития сельских территорий направлены на:

• рост аграрного производства как основы трудоустройства жителей сельских территорий;

• создание и развитие производств, обеспечивающих товарами село и сельское развитие (сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для переработки сельхозпродукции, в том числе малогабаритного, стройматериалы, продукция для ЖКХ и обеспечения инженерной инфраструктуры села);

• поддержку технологий, обеспечивающих сохранность экосистемы сельских территорий и улучшающих их экологическую обстановку;

• наращивание рекреационного потенциала сельских территорий через систему агротуризма;

• инвестирование в производственно-сбытовую инфраструктуру села;

• стимулирование развития сельских народных промыслов как элемента культуры народов, населяющих Пензенскую область, и бренда региона.

Все это будет способствовать не только улучшению показателей экономики, но и демографии, предпринимательской активности городских поселений и территорий, к ним прилегающих.

Заключение

Россия всегда славилась сельскими территориями, в годы командно-административной системы экономики социально-производственная инфраструктура села настолько была развита, что практически не ощущалось грани между городом и деревней. Развитость инфраструктуры, обеспеченность работой и строящимся комфортабельным жильем, возможность получения дополнительного дохода от ведения личного подсобного хозяйства, перспективы карьерного роста для молодых специалистов привлекали не только сельскую молодежь оставаться работать в родных местах, но и городскую. Молодые специалисты, уроженцы городов, попадавшие по распределению в аграрное производство, в сферу образования, учреждения культуры и медицины, комбинаты бытового обслуживания сельского населения, нередко оставались в деревне, обзаводились семьями и становились сельскими жителями. Развитость социальной инфраструктуры в сельской местности определялась финансированием со стороны сельскохозяйственных предприятий, на балансе которых содержались объекты социальной сферы. К сожалению, с переходом к рыночным отношениям разрушение прежних форм хозяйствования привело и к разрушению сложившейся социальной сферы в сельской местности, к изменению уклада жизни сельчан. Вновь создаваемые сельскохозяйственные предприятия не ставили перед собой цели сберегать и развивать когда-то созданную социальную инфраструктуру, что, в свою очередь, привело к стагнации, а в ряде случаев и деградации сельских территорий, оттоку сельской молодежи в город и старению сельского населения. Именно поэтому без продуманной государственной политики инвестирования в развитие сельских территорий российских регионов невозможно сохранение и приумножение кадрового потенциала и возрождения деревни.

ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принци-

пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.co-nsultant.ru/do-cument/Cons_doc_LAW_44571/3ff3239716f9e6-60-5-1339bb-bf01b903092-25d23f.

2. Вартанова М.Л., Безвербный В.А. Повышение уровня и качества жизни населения -

главная задача устойчивого развития сельских территорий // Экономические отношения. - 2019. - № 3. - с. 1925-1938. - doi: 10.18334/eo.9.3.40930 .

3. Вартанова М.Л., Газимагомедова П.К. Пути достижения устойчивого развития сель-

ских территорий // Продовольственная политика и безопасность. - 2018. - № 3. - с. 125-132. - doi: 10.18334/ppib.5.3.40117 .

4. Володин В.М., Дубина Г.И., Князькина А.А. Современное состояние системы государст-

венного регулирования села в Пензенской области // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 4. - c. 280-292.

5. Князькина А.А. Проблемы формирования инвестиционного механизма развития

сельских территорий региона // Инновации как инструмент развития и модернизации экономики: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2019. - с. 42-44.

6. Коваленко Е.Г. Механизм устойчивого развития сельских территорий региона.

Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.science-education.ru/102-5823.

7. Лихачёва Т.Н. Перспективы развития рынка труда сельских территорий в неустой-

чивых социально-экономических условиях // Экономика труда. - 2017. - № 4. -с. 367-388. - doi: 10.18334/et.4.4.38593 .

8. Михайлова Н. Инвестиции в село. Сетевое издание «Ulpressa». [Электронный ре-

сурс]. URL: https://ulpressa.ru/2016/11/02/investitsii-v-selo.

9. Полушкин Н.А. Устойчивое развитие сельских территорий - повышение качества

человеческого капитала на селе // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 11. - с. 434-437. - url: http://web.sna-uka.ru/issues/2016/11/74318.

10. Пронина Ю.Ю., Дубина Г.И., Князькина А.А. Анализ системы государственного регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - № 10. - с. 1929-1940. -doi: 10.24891/re.16.10.1929 .

11. Щербакова К.А. Инвестиционная политика РФ на современном этапе // Молодой ученый. - 2018. - № 51. - с. 313-315. - url: https://moluch.ru/archive/237/54934.

12. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. [Электронный ресурс]. URL: https://pnz. gks.ru.

references:

Knyazkina A.A. (2019). Problemy formirovaniya investitsionnogo mekhanizma razvitiya selskikh territoriy regiona [Problems of formation of the investment mechanism of development of rural territories of the region] Innovation as a tool for development and modernization of the economy. 42-44. (in Russian). Likhachyova T.N. (2017). Perspektivy razvitiya rynka truda selskikh territoriy v neustoychivyh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh [Development prospects for labour market of rural areas under unstable socio-economic conditions]. Russian Journal of Labor Economics. 4 (4). 367-388. (in Russian). doi: 10.18334/et.4.4.38593 . Polushkin N.A. (2016). Ustoychivoe razvitie selskikh territoriy - povyshenie kachestva chelovecheskogo kapitala na sele [Sustainable development of rural areas -improving the quality of human capital in rural areas]. Modern scientific researches and innovations. (11). 434-437. (in Russian).

Pronina Yu.Yu., Dubina G.I., Knyazkina A.A. (2018). Analiz sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya razvitiya selskogo khozyaystva i selskikh territoriy regiona [An analysis of the system of State regulation of the development of regional agriculture and rural areas]. Regional Economics: Theory and Pactice. (10). 1929-1940. (in Russian). doi: 10.24891/re.16.10.1929 .

Scherbakova K.A. (2018). Investitsionnaya politika RF na sovremennom etape [The investment policy of the Russian Federation at the present stage]. The young scientist. (51). 313-315. (in Russian).

Vartanova M.L., Bezverbnyy V.A. (2019). Povyshenie urovnya i kachestva zhizni naseleniya - glavnaya zadacha ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [Improving the level and quality of life of the population as the main task of sustainable development of rural areas]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 19251938. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40930 .

Vartanova M.L., Gazimagomedova P.K. (2018). Puti dostizheniya ustoychivogo razvitiya selskikh territoriy [Ways to achieve sustainable development of rural areas]. Food policy and security. 5 (3). 125-132. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.5.3.40117 .

Volodin V.M., Dubina G.I., Knyazkina A.A. (2019). Sovremennoe sostoyanie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya sela v Penzenskoy oblasti [The modern condition of system of state regulation of the village in the Penza region]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. (4). 280-292. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика труда

Russian Journal of Labor Economics

Volume 7, Issue 3 March 2020

Зорин А.С. Калмаибстова Г.Т. Карлик А.Е.

Мельников О.Н. НизоваЛ.М.

Рожков В.А. Сигов В.И. Титов В.А.

Хаджалова Х.М.

Юань Л.Ц.

НерсисянЛ.М.

публикация в журнале «Экономика труда»

• ДЛЯ авторов:

В журнале публикуются статьи, соответствующие тематической области журнала (экономика и организация труда). Журнал включен в Перечень ВАК.

(Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук).

• основные тематические направления журнала:

• Теоретико-философские аспекты труда

• Теоретико-экономические и методологические проблемы труда

• Проблемы занятости и трудообеспечения народного хозяйства. Рынок труда

• Проблемы трудовой миграции

• Профессиональная подготовка рабочей силы и развитие Национальной системы квалификации

• Развитие социального партнерства и правовые проблемы социально-трудовых отношений

• Совершенствование систем мотивации и оплаты труда работников

• Модернизация трудовых процессов

• Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности

• Проблемы роста производительности труда и реальной заработной платы труда работников

• Проблемы бережливого производства (Lian manufacturin) и научная организация труда

• Аттестация и рационализация рабочих мест

• Проблемы новой индустриализации в контексте роста производительности

• Зарубежные практики экономики и управления трудом

• Творчество молодых ученых

• почему стоит опубликовать СТАТЬЮ у НАС?

— Возможность оценки результатов исследования ведущими российскими и зарубежными специалистами в области экономики и организации труда

— Публикация статьи в открытом доступе - самый эффективный способ для продвижения своей работы

• основные требования:

— Объем статьи: 12-25 страниц (до 30-35 тыс. знаков с пробелами)

— Структура статьи: введение, основная часть, выводы

— Название, аннотация, ключевые слова (на английский язык переводить не нужно, перевод будет выполнен редакцией)

— В статье должна быть подчеркнута цель исследования

— Список источников: 10-20 (только рецензируемые источники)

— Для каждой таблицы и рисунка должен быть указан источники или подпись «Составлено автором»

— Информация обо всех соавторах (ФИО полностью, организация, должность, электронная почта, ORCID или SPIN).

Подробные рекомендации для авторов доступны на сайте www.1economic.com

Адрес для отправки статей: et@1economic.ru

• образец заполнения авторской анкеты:

Фамилия Имя Отчество Иванов Петр Сергеевич

Информация кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Экономика труда и

управление персоналом»,

Санкт-Петербургский государственный

университет экономики и финансов

Почтовый адрес 101100, г. Санкт-Петербург,

ул. Декабристов, д. 20, кв. 56

Контактный телефон +7 812 459 36 32

(с кодом города)

Адрес электронной почты Ivanov_20140yandex.ru

>

Первое

экономическое издательство

МЫ СОЗДАЕМ ЗНАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

PRIMEC Publishers Producing the knowledge

полный список журналов:

• Экономика трудаВАК

• Вопросы инновационной экономикиВАК

• Жилищные стратегииВАК

• Лидерство и менеджментВАК

• Экономические отношенияВАК

• Государственно-частное партнерство

• Миграция и социально-экономическое развитие

• Продовольственная политика и безопасность

• Теневая экономика

• Торгово-экономический журнал

• Экономика Центральной Азии

0 ВАК

• Экономика, предпринимательство и право

Г*

1 Первое

экономическое издательство

ПУБЛИКАЦИЯ:

Все журналы включены в РИНЦ, индексируются Google Scholar, публикациям присваивается □ 01.

ПОДПИСКА:

Журналы доступны по подписке по каталогу Пресса РФ, а также через eLIBRARY и ИВИС.

Познакомьтесь с содержанием журналов в EBSCO Discovery Service.

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

См. на сайте https://1economic.ru

Издательство «Первое экономическое издательство»

Экономика труда • Том 7 Номер 3 • Мврт 2020 • Стр. 211-306

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.