УДК 332.1
DOI 10.21685/2072-3016-2019-4-15
В. М. Володин, Г. И. Дубина, А. А. Князькина
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛА В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Сельское хозяйство как отрасль, подверженная высокой степени риска и существенно зависящая от внешних факторов, особо нуждается в государственном регулировании. Отрасль во многом обусловлена уровнем развития сельских территорий как базиса осуществления аграрного производства, так и основы воспроизводства трудового потенциала отрасли. В статье рассмотрена действующая система государственного регулирования развития отрасли и сельских территорий в Пензенской области в 2014-2017 гг.
Материалы и методы. Исследовательские задачи были реализованы путем применения следующих научных методов: научной абстракции, наблюдения, функционального и статистического анализа, графических изображений. Данная научная основа позволила сопоставить содержание и значение состояния государственного регулирования села для развития аграрного сектора экономики.
Результаты. Выявлены тенденции и приоритеты выделения средств бюджетной поддержки на развитие сельского хозяйства и сельских территорий в Пензенской области; степень эффективности ее использования определена на основе достижения целевых показателей Государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы».
Выводы. В структуре государственного регулирования сельского хозяйства и развития сельских территорий в последнее время произошли существенные изменения, позволившие добиться значительных сдвигов, обусловивших успешное развитие как агропродовольственного сектора экономики региона, так и уровня жизни в сельской местности. Дальнейшее совершенствование рассматриваемых направлений будет зависеть от поиска новых путей развития сельских территорий и активизации предпринимательства на них, а также эффективности принимаемых мер.
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственное регулирование, бюджетная поддержка, агроформирования, малые формы хозяйствования, сельские территории.
V. M. Volodin, G. I. Dubina, A. A. Knyaz'kina
CURRENT CONDITION OF THE VILLAGE REGULATION STATE SYSTEM IN PENZA REGION
© Володин В. М., Дубина Г. И., Князькина А. А., 2019. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/ by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.
Abstract.
Background. Agriculture, as an industry exposed to a high degree of riskiness and substantially dependent on external factors, especially needs government regulation. The industry is largely determined by the level of development of rural areas as the basis for the implementation of agar production, and the basis for the reproduction of the labor potential of the industry. In the presented article, the current system of state regulation of the development of the industry and rural areas in the Penza region for the period 2014-2017 is considered.
Materials and methods. Research tasks were implemented by applying the following scientific methods: scientific abstraction, observation, functional and statistical analysis, graphic images. This scientific basis made it possible to compare the content and significance of the state regulation of the village for the development of the agrarian sector of the economy.
Results. The tendencies and priorities of allocating budget support for the development of agriculture and rural areas in the Penza region are identified, the degree of efficiency of its use is determined on the basis of achieving the target indicators of the State program of the Penza region "Development of the agro-industrial complex of the Penza region for 2014-2020".
Conclusions. The structure of state regulation of agriculture and rural development has recently undergone significant changes, which have led to significant changes that have led to the successful development of both the agri-food sector of the regional economy and the standard of living in rural areas. Further development of the areas under consideration will depend on finding new ways of developing rural areas and enhancing entrepreneurship in them, as well as on the effectiveness of measures taken.
Keywords: agriculture, state regulation, budgetary support, agroformations, small forms of managing, rural territories.
За последнее десятилетие в сельском хозяйстве Пензенской области наметилась устойчивая тенденция улучшения финансово-экономического положения и развития предприятий отрасли. Этому во многом способствовала реализация Государственной региональной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы» [1] (далее - Госпрограмма), реализуемая в рамках федеральных программ поддержки и развития отрасли на периоды 2009-2012 и 2013-2020 гг. Программами предусмотрены меры по повышению экономической эффективности аграрного производства на основе совершенствования его технико-технологической составляющей и улучшения финансового обеспечения. Так, основные мероприятия по поддержке растениеводства ориентированы на максимизацию использования интенсивных технологий, базирующихся не только на освоении новейших моделей тракторов и сельскохозяйственных машин последнего поколения, но и на совершенствовании агромелиоративных мероприятий, селекционной политике. Стало уделяться больше внимания системной работе по вводу в севооборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
Госпрограмма базируется на положениях Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [2], Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 [3], Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [4], Государственной программы развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 [5].
Основными задачами государственного регулирования развития сельского хозяйства в регионе, согласно Госпрограмме, являются: 1) обеспечение продовольственной безопасности; 2) поддержание приемлемого уровня доходности и инвестиционной привлекательности отрасли; 3) устойчивое развитие сельских территорий.
Целевые показатели Госпрограммы по сути являются критериями эффективности государственного регулирования отрасли. Они обозначены в индексах, определяющих параметры роста как производства сельхозпродукции (в том числе по подотраслям и подкомплексам), пищевых продуктов, так и объема (в стоимостном и физическом выражении) инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, производительности труда. В качестве целевых обозначены также показатели рентабельности сельскохозяйственного производства, уровень среднемесячной номинальной заработной платы, создание высокопроизводительных рабочих мест в сельском хозяйстве (табл. 1). В 2014-2015 гг. все целевые показатели Госпрограммы были выполнены полностью; в 2016 г. на 4,1 пункта не достигнут плановый уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий; в 2017 г. несущественно не достигнуты плановые показатели по производству растениеводческой продукции в связи с неблагоприятными погодными условиями [6]. Существенного роста удалось добиться в отношении уровня заработной платы на селе. Во все годы реализации Госпрограммы он был значительно выше запланированных показателей и немного отставал от средней заработной платы экономики региона. В 2017 г. средняя заработная плата работников сельского хозяйства составила 24,6 тыс. руб., что на 8,6 % выше, чем в 2016 г., однако по-прежнему остается одной из самых низких в регионе.
Приоритетными целями государственного регулирования в регионе являются: развитие основных отраслей сельского хозяйства - растениеводства и животноводства, в том числе мясного скотоводства, поддержка малых форм хозяйствования; техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие, устойчивое развитие сельских территорий, развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, в рамках которых реализуются соответствующие экономически значимые региональные подпрограммы.
Общий объем бюджетных ассигнований, определяемых в качестве господдержки отрасли, на реализацию Госпрограммы на 2014-2020 гг. составляет 34 467,5 млн руб. Соотношение распределения средств бюджетной поддержки по источникам финансирования отражено на рис. 1.
Из общей суммы направлено на реализацию подпрограмм:
1) «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» - 21,2 %;
2) «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» - 51,53 %;
3) «Развитие мясного скотоводства» - 1,33 %;
4) «Поддержка малых форм хозяйствования» - 5,24 %;
5) «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» - 0,77 %;
6) «Обеспечение реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса Пензенской области на 2013-2020 годы» - 1,34 %.
Таблица 1
Целевые показатели реализации государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы» [1]
Наименование целевого показателя Единица ШМерения Значение целевых показателей
2(314 г. 20.15 г. 201бг. 2017 г. 2018 г. 201.9 г. 2020 г.
1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) проценты к предыдущему году 102,9 115,5: 101,7 100,4 100,-5 100,8 101,0
2. Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах) проценты к предьщущему году 105,5 125,2 101,7 100,1 100,2 100,7 100,8
3. Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах) проценты к предыдущему году 99,8. 104,1 101,6 100,8 100,9 100,9 101,2
4. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) проценты к предьщущему; году 105,7 112,8 101,7 101,1 1:01,5 102,0 102,5
5. Рентабельность сельскохозяйственных организаций проценты 15,4 17,6 13,0 13,0 13,9 14,8 14,9
6. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) рубли 19 972,9 22 548,0 18 334,0 23 195,0 23 790,0 24 628,0 25 326,0
7. Индекс производительности труда проценты 101,9 ща Л Ю. I 100,1 100,3 100,5 100,9
8. Прирост высокопроизводительных рабочих мест проценты к предьщущему году 5,3 5,4 5,5 8,5 8,6 8,7 8,8
Рис. 1. Структура средств бюджетной поддержки по источникам финансирования Государственной программы развития агропромышленного комплекса Пензенской области на 2013-2020 гг., тыс. руб.
Проанализировав вышеприведенную структуру государственной поддержки отрасли, можно отметить, что в общей сумме средств государственной поддержки, выделенных на техническую и технологическую модернизацию отрасли, вдвое меньше, чем на обеспечение реализации Госпрограммы. Из общей суммы предполагаемых на поддержку технического перевооружения сельского хозяйства бюджетных средств предусмотрено всего 173,7 млн руб., или в среднем по 24,8 млн руб. в год. Данных средств не может хватить на реализацию сколь-либо значимого инвестиционного проекта, даже при условии существенной доли его софинансирования со стороны инвесторов [7]. Основным мероприятием по данной подпрограмме значится «Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования». При условии, что отрасль региона нуждается в обновлении машинно-тракторного парка как минимум на 1,8 млрд руб., данная сумма не может покрыть даже десятой части потребностей предприятий в инвестициях на покупку техники [8].
В разрезе отдельных направлений государственного регулирования можно отметить, что задачи первой подпрограммы («Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства») определяются прежде всего интересами обеспечения конкурентоспособности растениеводческой продукции, произведенной в регионе, на внутреннем и внешнем рынках, что будет способствовать не только наращиванию объемов производства и переработки основных видов продукции, но и экспортного потенциала подотрасли растениеводства [9]. Кроме того, эта подпрограмма, включающая направления по развитию элитного семеноводства, садовод-
ства, тепличного и плодово-ягодного хозяйства, инфраструктуры и логистического обеспечения рынков, по стимулированию производства картофеля, овощей, по уменьшению рисков, обусловленных природно-климатическими условиями, по поддержке кредитования товаропроизводителей, характеризуется следующими параметрами размеров и структуры бюджетных ассигнований на реализацию основных мероприятий.
Почти 40 % выделяемых средств направляется на государственную поддержку кредитования подотрасли растениеводства, что включает не только производство растениеводческой продукции, но и ее переработку, развитие инфраструктуры специализированных рынков и их логистическое обеспечение. Менее пятой части всех выделяемых средств (17 %) направлено на поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства; 11 % - на оказание несвязанной поддержки товаропроизводителям в области растениеводства; 10 % - на создание логистических распределительных центров; 15 % - на достижение целевых показателей Госпрограммы в области растениеводства; 5 % - в целях управления рисками в подотраслях растениеводства; 3,5 % - на элитное семеноводство и закладку многолетних насаждений.
Учитывая роль региона в аграрном производстве страны (25-е место), следует отметить, что по объему представленных из федерального бюджета средств на оказание государственной поддержки Пензенская область находится на 39-м месте среди других субъектов Российской Федерации. По объемам сельскохозяйственного производства в ПФО регион занимает 4-е место, а по финансированию отброшен на 10-е. В расчете на 1 га посевных площадей совокупный объем государственных ассигнований за весь период реализации Госпрограммы составляет 4010 тыс. руб., или 445,5 руб. в год (соответственно 42-е место в России и 9-е место в ПФО). Для сравнения приведем показатели по некоторым странам мира на основе данных Департамента агропромышленной политики и Федеральной службы статистики РФ [10]. В Израиле на 1 га посевных площадей выделяется 4862 долл., в США -962,7 долл., в Евросоюзе - 1731 евро, в Таиланде - 197,3 долл., или около 14 тыс. руб. Таким образом, несмотря на ежегодный рост государственной поддержки отрасли, мы существенно отстаем от развитых и некоторых развивающихся стран мира.
Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» ориентирована на развитие и повышение эффективности подотрасли, а также импортозамещение и расширение экспорта отечественной животноводческой продукции. Целевые мероприятия подпрограммы направлены на сохранность и расширение племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных и сельскохозяйственной птицы, рост их продуктивности, увеличение удельного веса молока высшей сортности в общем объеме реализованного молока, рост производства пищевого яйца, наращивание поголовья нетелей и телок при комплектовании дойных стад, привлечение инвестиций в животноводство региона, повышение доли застрахованных сельскохозяйственных животных в общей их численности, обеспечение доступности кредитов.
Одним из направлений регулирования развития отрасли в 2013-2016 гг. стало стимулирование развития прудового рыбоводства. В настоящее время
обеспечено наиболее эффективное использование искусственно созданных водоемов, за пять последних лет привлечено более 1 млрд руб. инвестиций на ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений, что способствовало развитию малого и среднего предпринимательства и созданию новых рабочих мест в рыбопродуктовом подкомплексе региона.
Почти 3/4 бюджетных средств по данному направлению выделяется на государственную поддержку кредитования товаропроизводителей, задействованных в производстве продукции животноводства, ее переработке, на инфраструктурное обеспечение подотрасли.
Рост продукции сельского хозяйства, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами Пензенской области, во многом обусловлен реализацией подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования», представляющей собой ряд направлений в области поддержки малого предпринимательства и включающей мероприятия по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (К(Ф)Х), а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (по развитию их материально-технической базы). Часть средств выделяется на обеспечение доступности кредитных ресурсов малым формам хозяйствования, а также оформление К(Ф)Х земельных участков в собственность.
Если в 2014-2015 гг. почти 70 % общей суммы средств предусматривалось на развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х (табл. 3), то с 2016 г. приоритетным стало стимулирование начинающих фермеров [11].
Таблица 3
Распределение средств бюджетной поддержки по мероприятиям подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования», тыс. руб.
Мероприятия 2014-2015 гг. 2016 г. 2017 г.
Средства федерального бюджета Средства бюджета Пензенской области Средства федерального бюджета Средства бюджета Пензенской области Средства федерального бюджета Средства бюджета Пензенской области
Гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств 24 424,0 1060,9 53 582,0 2820,1 56 704,7 3541,6
Гранты на развитие семейных животноводческих ферм 45 147,3 1961,0 45 592,0 2399,6 39 063,2 2439,8
Гранты на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов 4440,7 192,9 33 515,0 1764,0 30 242,5 1888,8
ИТОГО 74 012,00 3214,70 109384,00 6219,70 126010,4 7870,2
Реализация указанных мероприятий позволила достичь определенных результатов. На территории Пензенской области за 2016 г. было создано 40 крестьянских (фермерских) хозяйств; за 2017 г. - 26; всего на 1 января 2018 г. в области функционировало 1887 К(Ф)Х. Производство продукции в них в 2017 г. по отношению к предыдущему году выросло на 7,7 %, посевные площади увеличились на 8 %. Прирост производства зерна в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2017 г. составил 41,7 %, сахарной свеклы - 9,4 %, картофеля и овощей - 24 %, молока - 8,76 %, скота и птицы на убой в живом весе - 33,3 %. Индекс инвестиций в основной капитал К(Ф)Х составил за 2017 г. 4,4 %, в том числе по молочно-товарным фермам - 3,6 % [6].
По подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» основным направлением расходования средств бюджетной поддержки стало субсидирование затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализацию бизнес-проектов в целях технической и технологической модернизации сельского хозяйства в соответствии с ежегодными приказами Минсельхоза России, касающимися отбора инвестиционных проектов по строительству новых и (или) модернизацию существующих объектов АПК, а также распоряжениями Правительства РФ в отношении распределения субсидий, предоставляемых ежегодно из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование аналогичных расходов.
Одним из направлений государственной поддержки в регионе является также обеспечение устойчивого развития сельских территорий, задачи которого связаны со строительством жилья, дорог, обустройством территорий, созданием предприятий, производств, развитием села в целом. Кроме Госпрограммы, мероприятия по поддержке развития сельских территорий прописаны в Инвестиционной стратегии Пензенской области на период до 2021 г. (и на перспективу до 2030 г.) [12]. В то же время следует отметить, что ни одно мероприятие Госпрограммы и указанной Стратегии не касается развития сельских территорий прямо; об опосредованном влиянии на развитие села тоже не приходится говорить. Достаточно того факта, что среди исполнителей мероприятий ни разу не упоминается Министерство сельского хозяйства Пензенской области.
В рамках функционирования подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 20142022 годы» одним из мероприятий значилось субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), на что было выделено 43,3 млн руб. в 2016 г. В качестве целевого показателя было определено число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших данный вид субсидии. Показатель был выполнен на 83 %, среди получателей поддержки не оказалось ни одного предприятия, действующего на сельской территории. Таким образом, все мероприятия Госпрограммы касаются только бытовых проблем селян. В 2017 г. 35 сельских семей получили возможность улучшить свои жилищные условия, на что было выделено 64,5 млн руб.; на мероприятие программы, связанное с развитием водоснабжения в сельской местности, направлено более 48,6 млн руб. из бюджетов всех уровней. В текущем году в
рамках данного программного мероприятия планируется провести работы по строительству 12,6 км водопроводных сетей в пяти населенных пунктах. В рамках мероприятия по развитию газификации в сельской местности планируется строительство 3,1 км внутриквартальных газопроводных сетей на территории жилищной застройки в нескольких населенных пунктах. На выполнение данных работ направлены денежные средства в размере 3,7 млн руб. из бюджетов всех уровней. На реализацию мероприятий по строительству направлено 10 894 тыс. руб. из бюджетов всех уровней. В рамках программы по устойчивому развитию сельских территорий в 2018 г. в сельских поселениях будут реализованы 22 общественно значимых некоммерческих проекта местных инициатив. На данное программное мероприятие по грантовой поддержке местных инициатив направлено около 4 млн руб. из бюджетов всех уровней.
В то же время весь арсенал средств государственной поддержки развития сельских территорий, известный мировой практике, который находит применение в большинстве регионов России, используется не в полной мере, что существенно ограничивает возможности и отечественного агропродо-вольственного комплекса, и его производственно-экономического потенциала [13, 14].
Несмотря на положительные результаты развития сельского хозяйства, определенно обусловленного существенными объемами государственной поддержки, следует указать, что отмечаются отдельные случаи нецелевого использования выделенных средств, невозможности получателей оправдать взятые на себя обязательства вплоть до случаев банкротства организаций, замедления темпов прироста в зависимости от получаемой финансовой помощи. Все это требует поиска действенных методик оценки эффективности системы государственного регулирования сельского хозяйства и поиска путей ее повышения.
Библиографический список
1. Об утверждении Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2022 годы» : Постановление Правительства Пензенской области от 18 сентября 2013 г. № 691-пП. - URL: http://docs.cntd.ru/document/424055925
2. О развитии сельского хозяйства : Федер. закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/
3. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_96953/
4. Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_174933/
5. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. : Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717. - URL: http://base.garant.ru/70210644/
6. Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 гг. : годовой доклад о выполнении Государственной программы Пензенской области. -URL: http://www.mcx-penza.ru/govhelp/gosprogramma
7. Пронина, Ю. Ю. Анализ системы государственного регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий региона / Ю. Ю. Пронина, Г. И. Дубина, А. А. Князькина // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. -№ 10. - C. 1929-1940.
8. Якимова, О. Ю. Сравнительный анализ процессов воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства Республики Мордовия и Пензенской области / О. Ю. Якимова, М. Р. Бахтеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 1. - С. 125-137.
9. Бахтеев, Ю. Д. Импортозамещение-2016: перспективы развития отечественного производства в Пензенской области и по России в целом / Ю. Д. Бахтеев, Г. Ю. Куряева, В. А. Папшева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2017. - № 1. - С. 77-85.
10. Пашкевич, О. А. Зарубежный опыт развития сельских территорий / О. А. Пашкевич, В. О. Левкина // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. - № 8. - С. 9-14.
11. Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы : протокол № 1 заседания конкурсной комиссии при Правительстве Пензенской области по отбору участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм крестьянских (фермерских) хозяйств Государственной программы Пензенской области от 17, 18, 22 мая 2018 г. - URL: http://mcx.pnzreg.ru/gospodderzhka-apk/podderzhka-mfkh/dokumenty/
12. Об Инвестиционной стратегии Пензенской области на период до 2021 года (и на перспективу до 2030 года). - URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc&base=RLAW021&n=12156#06091187463368022
13. Полушкин, Н. А. Проблемы и перспективы развития сельских территорий России / Н. А. Полушкин // Региональная экономика и управление. - 2017. -№ 1 (49). - URL: https://eee-region.ru/article/4918/
14. Комментарий. Ушачев: финансирование сельских территорий сократилось в пять раз! // Крестьянские ведомости. - 2018. - 28 февр. - URL: http://kvedomosti. ru/news/kommentarij -ushachev-finansirovanie-selskix-territorij -sokratilos-v-pyat-raz. html
References
1. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy «Razvitie agropromyshlennogo kom-pleksa Penzenskoy oblasti na 2014-2022 gody»: Postanovlenie Pravitel'stva Pen-zenskoy oblasti ot 18 sentyabrya 2013 g. № 691-pP [On the approval of the State program "Development of the agro-industrial complex of the Penza region for 2014-2022". Decree of the Government of the Penza Region of September 18, 2013 No. 691-pP]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/424055925 [In Russian]
2. O razvitii sel'skogo khozyaystva : Feder. zakon ot 29 dekabrya 2006 g. № 264-FZ [On the development of agriculture: Federal Act of December 29, 2006 No. 264-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ [In Russian]
3. Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 30.01.2010 № 120 [On approving the Doctrine of food security of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of January 30, 2010]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_96953/ [In Russian]
4. Ob utverzhdenii Strategii ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy Rossiyskoy Feder-atsii na period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.02.2015 № 151-r (red. ot 13.01.2017) [On approval of the Strategy for sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period until 2030: Ordinance of the Government of the Russian Federation of February 2, 2015 No. 151-r (revised on the 13th of January, 2017]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_174933/ [In Russian]
5. O Gosudarstvennoy programme razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gg.: Post-anovlenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. № 717 [On the state program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020: Decree of the Government of the Russian Federation of July 14, 2012 No. 717]. Available at: http://base.garant.ru/70210644/ [In Russian]
6. Razvitie agropromyshlennogo kompleksa Penzenskoy oblasti na 2014-2020 gg.: godovoy doklad o vypolnenii Gosudarstvennoy programmy Penzenskoy oblasti [Development of the agricultural complex of the Penza region for 2014-2020: annual report on the implementation of the State program of the Penza region]. Available at: http://www.mcx-penza.ru/govhelp/gosprogramma [In Russian]
7. Pronina Yu. Yu., Dubina G. I., Knyaz'kina A. A. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice]. 2018, no. 10, pp. 1929-1940. [In Russian]
8. Yakimova O. Yu., Bakhteeva M. R. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzh-skiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2019, no. 1, pp. 125-137. [In Russian]
9. Bakhteev Yu. D., Kuryaeva G. Yu., Papsheva V. A. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzh-skiy region. Ekonomicheskie nauki [University proceedings. Volga region. Economic sciences]. 2017, no. 1, pp. 77-85. [In Russian]
10. Pashkevich O. A., Levkina V. O. Vestnik Belorusskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of Belarusian State Agricultural Academy]. 2017, no. 8, pp. 9-14. [In Russian]
11. Razvitie agropromyshlennogo kompleksa Penzenskoy oblasti na 2014-2020 gody: protokol № 1 zasedaniya konkursnoy komissii pri Pravitel'stve Penzenskoy oblasti po otboru uchastnikov meropriyatiy po podderzhke nachinayushchikh fermerov i razvitiyu semeynykh zhivotnovodcheskikh ferm krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaystv Gosudarstvennoy programmy Penzenskoy oblasti ot 17, 18, 22 maya 2018 g. [Development of the agricultural sector of the Penza region for 2014-2020: protocol No.1 of the meeting of the competitive commission under the Government of the Penza region on the selection of participants in activities to support novice farmers and the development of family livestock farms of peasant (farmer) farms of the State program of the Penza region of May 17, 18, 22, 2018]. Available at: http://mcx.pnzreg.ru/gospodderzhka-apk/podderzhka-mfkh/dokumenty/ [n Russian]
12. Ob Investitsionnoy strategii Penzenskoy oblasti na period do 2021 goda (i na perspek-tivu do 2030 goda) [On the Investment strategy of the Penza region for the period until 2021 (and for the future until 2030)]. Available at: http://www. consultant.ru/regbase/cgi/
online.cgi?req=doc&base=RLAW021&n=12156#06091187463368022 [In Russian]
13. Polushkin N. A. Regional'naya ekonomika i upravlenie [Regional economics and management]. 2017, no. 1 (49). Available at: https://eee-region.ru/article/4918/ [In Russian]
14. Krest'yanskie vedomosti [Peasant bulletin]. 2018, 28 Febr. Available at: http://kvedomosti.ru/news/kommentarij-ushachev-finansirovanie-selskix-territorij-sokratilos-v-pyat-raz.html [In Russian]
Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и управления, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Volodin Viktor Mikhaylovich Doctor of economic sciences, professor, director of the Institute of Economics and Management, Penza State University (40, Krasnaya street, Penza, Russia)
Дубина Гульсина Ислямовна старший преподаватель, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Dubina Gul'sina Islyamovna Senior lecturer, sub-department of management and economic security, Penza State University (40, Krasnaya street, Penza, Russia)
Князькина Альбина Александровна старший преподаватель, кафедра менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет
Knyaz'kina Al'bina Aleksandrovna Senior lecturer, sub-department of management and economic security, Penza State University (40, Krasnaya street, Penza, Russia)
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Образец цитирования:
Володин, В. М. Современное состояние системы государственного регулирования села в Пензенской области / В. М. Володин, Г. И. Дубина, А. А. Князькина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион.
Общественные науки. - 2019. - № 4 (52). - С. 147-158. - DOI 10.21685/20723016-2019-4-15.