ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
УДК 332.146:338.434(470.40) ГСНТИ06.61.33
ББК65.261.71-56 Код ВАК08.00.05
А. А. Князькина
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия АиШогШ: 1043777
АННОТАЦИЯ:
Целью статьи является рассмотрение существующего и возможного к применению инструментария инвестиционного механизма развития сельских территорий (на примере Пензенской области) В настоящее время в регионе наблюдается положительная динамика инвестиций в развитие сельских территорий. При этом большая часть инвестиций направлена на создание и развитие объектов производственного назначения. Инвестирование осуществляется и в объекты социальной инфраструктуры села, хотя и меньшими темпами. Что касается структуры источников финансирования инвестиций, то здесь следует отметить, что в настоящее время в большей степени это преимущественно собственные средства сельхозтоваропроизводителей, а так же средства частных инвесторов. Это свидетельствует о наличии высокого интереса со стороны бизнеса к агропромышленному сектору ввиду относительно высокой и устойчивой эффективности инвестиций, которые нивелируют все возможные риски, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства. В качестве отрицательных тенденций можно отметить практически полное отсутствие инвестиций в сферу образования в сельской местности, мероприятия по улучшению благоустройства сельских поселений в отношении оснащения средствами связи и сетью Интернет, проявления интереса инвесторов к вложениям в сельские территории в качестве рекреационных зон. Все это указывает на необходимость детального рассмотрения инвестиционного механизма развития сельских территорий и выявления недостатков его функционирования. Научная новизна исследования состоит в создании аналитической базы для подтверждения гипотезы о необходимости применения таких методов и инструментов инвестирования в развитие сельских территорий, которые удовлетворяли бы реализации экономических интересов всех заинтересованных субъектов: государства, частных инвесторов, сельского предпринимательства и населения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
инвестиции, сельские территории, инвестиционный механизм, стратегия развития региона, приоритеты развития, поддержка сельского предпринимательства.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ:
Альбина Александровна Князькина, Пензенский государственный университет, 440040, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40, [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Князькина А. А. Инвестиционный механизм развития сельских территорий Пензенской области // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 4 (29). С. 111— 122.
Основополагающим документом, регламентирующим стратегические приоритеты инвестиционных процессов на территории Пензенской области, в том числе применительно к сельским территориям является Инвестиционная стратегия Пензенской области на период до 2021 года (и на
перспективу до 2030 года)[1], являющаяся ^ частью Стратегии социально-экономи- ^
ПЗ
ческого развития региона на период до | 2035 года. Она определяет основные ориен- | тиры по направлениям региональной инве- ¡^ стиционной политики, в том числе в отно- ^
шении сельского развития, а также способ- х
©
ствует координации деятельности органов власти, специализированных структур, ответственных за привлечение инвестиций в регион, институтов развития предпринимательства региона при реализации региональной инвестиционной политики. Методологической и теоретической основой проводимого анализа инвестиционного механизма развития сельских территорий являются методологические подходы и концептуальные положения, изложенные в работах Вартановой М.Л. [2, с. 126-130], Гарее-ва И.Ф. [3, с. 3940-3950], Данилова М.Н. [4], Ишмуратова М.М. [5], Коваленко Е.Г. [6]. Гипотеза аналитического исследования базируется на том, что применяемые инструменты инвестиционного механизма развития сельских территорий призваны снизить и даже полностью ликвидировать административные барьеры для привлечения инвестиций в сельскую местность, способствовать развитию государственной поддержки инвестиционных проектов на сельских территориях, реализуемых как в бизнес-среде, так и в социальной сфере, позиционированию сельских территорий региона как инвестиционно привлекательных объектов [7, с. 24; 8]. В рамках Инвестиционной стратегии определены инвестиционные приоритеты на основе матрицы «привлекательность объекта - конкурентоспособность региона» на основе текущих тенденций развития территорий, отраслей, предприятий и предпочтений инвесторов в отношении их [9, С.1931]. Эти приоритеты в отношении развития сельских территорий направлены на:
- рост аграрного производства, как основы производственного потенциала сельских территорий;
- импортозамещение и экспортоориен-тированность аграрного производства, как средство повышения конкурентоспособности продукции, производимой сельскими жителями;
- создание и развитие производств, обеспечивающих товарами село и сельское развитие (сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для переработки сельхозпродукции, в том числе малогабаритного, стройматериалы, продукция для ЖКХ и обеспечения инженерной инфраструктуры села);
- поддержку технологий, обеспечивающих сохранность экосистемы сельских
территорий и улучшающих их экологическую обстановку;
- ресурсосбережение сельскохозяйственного производства;
- наращивание рекреационного потенциала сельских территорий через систему агротуризма;
- стимулирование развития сельских народных промыслов как элемента культуры народов, населяющих Пензенскую область, и бренда региона.
Инвестиционной стратегией предусматривается, что к 2030 году объем инвестиций в сельское развитие вырастет более, чем в 2 раза по сравнению с 2011 годом, однако практика показала, что данный показатель перевыполнен к периоду 2018 года, как минимум, в 4 раза, что свидетельствует об эффективности действия рычагов инвестиционного механизма. Только в 2018 году инвестиции в сельское хозяйство региона составили более 14 млрд руб. Однако, следует отметить, что инвестиции касаются в основном вложений в аграрное производство, особенно в крупные проекты, которые, как правило, основаны на интенсивных технологиях, с применением нового поколения тракторов и сельскохозяйственных машин. Это предполагает более низкую занятость по сравнению с традиционным ведением аграрного производства, а значит, что в отдельных районах области существенные инвестиции в аграрный сектор не привели к пропорциональному росту рабочих мест. Так, по данным Министерства сельского хозяйства Пензенской области в 2018 году на предприятиях АПК региона было создано 1847 рабочих мест, 1280 из которых - в сельхозорганизациях [10]. Большая част рабочих мест создана одним инвестором - ГК «ДАМАТЕ» (97%), что свидетельствует о том, что остальные проекты либо оставляют число рабочих мест на прежнем уровне, либо сокращают их. Сокращение же рабочих мест, как показал наш опрос населения сельских территорий и нескольких населенных пунктов, а также исследования многих авторов [11; 12, с. 374], является основной причиной оттока сельских жителей из сельской местности.
Инвестиционной стратегией предусмотрено развитие инвестиционного потенциала объекта, который применительно к сельским территориям состоит из следующих частей (рисунок 1):
Рис.1 Составляющие потенциала сельских территорий.
На основе развития инвестиционного потенциала предусматривается повышение инвестиционной привлекательности сельских территорий региона, чему способствует еще один законодательный акт - Государственная программа Пензенской области «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы» [13]. В данном акте более точно обозначены приоритетные отрасли развития инвестиционного потенциала сельских территорий Пензенской области, а именно:
- производство и переработка, в том числе глубокая, сельскохозяйственной продукции;
- производство сувенирной продукции, изделий народных художественных промыслов;
- строительство объектов жилищного, производственного и социокультурного назначения, в том числе в сельской местности
-природоохранная деятельность;
- туристическая, экскурсионная деятельность на сельских территориях
- заготовка и переработка лесных ресурсов;
- сбор, переработка и расфасовка лекарственных трав;
- пчеловодство.
В то же время, не смотря на очевидно обозначенные приоритеты, касающиеся развития и использования производственного, трудового, туристического природно-климатического потенциала региона все дальнейшие усилия данного нормативно-правового акта не касаются регулирования инвестиционной активности применительно к сельским территориям [14]. Так, основные подпрограммы сформулированы преимущественно в отношении субъектов предпринимательства, расположенных в городе, и инвестиционных процессов в отношении наиболее рентабельных сфер производства, а также наукоемких сфер деятельности [15, с. 391]. Целевые показатели не дифференцируются в отношении городских и сельских индикаторов. Все меры правового регулирования госпрограммы (Постановления Правительства Пензенской области «О распределении субсидий бюджетам монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Пензенской области для реализации муниципальных программ развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», «Об утверждении Порядка предоставления
субсидий на финансовое обеспечение расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере швейного производства, на оплату труда в части стимулирующих выплат молодым специалистам», «Внесение изменений в Порядок предоставления из бюджета Пензенской области субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, принявшим на себя обязательства по созданию и обеспечению деятельности центров молодежного инновационного творчества», Приказ Министерства промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области «О проведении ежегодного конкурса «Инженер года») не касаются сельского развития. Ни одно мероприятие указанной Госпрограммы не касается развития сельских территорий прямо, об опосредованном влиянии на инвестиции в село тоже не приходится говорить. Достаточно того факта, что среди исполнителей мероприятий ни разу не упоминается Министерство сельского хозяйства Пензенской области. В рамках функционирования подпрограммы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2014-2022 годы» одним из мероприятий значилось субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), на что было выделено 43,3 млн руб. в 2016 г. В качестве целевого показателя было определено число субъектов МСП, получивших данный вид субсидии. Показатель был выполнен на 83%, среди получателей поддержки не оказалось ни одного предприятия, действующего на сельской территории.
В 2016 году в рамках этой же подпрограммы было реализовано мероприятие «Поддержка резидентов центров регионального развития Пензенской области», ориентированное именно на создание более благоприятных условий для сельского предпринимательства и привлечения инвестиций в сельские территории Пензенской области. Реализация мероприятия была сопряжена с реализацией регионального Закона от 30.06.2011 № 2098-ЗПО «О цен-
трах регионального развития Пензенской области». Согласно ст. 2 Закона статус ЦРР может получить только территория сельского населенного пункта Пензенской области, а ее резидентом может быть субъект МСП, зарегистрированный на территории данного муниципального образования. В ряде сёл региона созданы Центры регионального развития (ЦРР). На начало 2019 года их число составляло 103 ЦРР. Основная суть поддержки ЦРР заключается в предоставлении налоговых льгот их резидентам.
Мероприятие «Популяризация предпринимательства и обучение начинающих молодых предпринимателей» осуществлялось только в 2014 году, когда было реализовано 7 обучающих программ с привлечением предпринимателей аграрного сектора экономики. Число участников, ведущих предпринимательство на сельских территориях, составило не более 10%, что связано с концентрацией обучающих программ в черте г. Пензы (было организовано всего 7 выездных обучающих семинаров в районы Пензенской области). Таким образом, эффективность данного мероприятия для сельского предпринимательства была на минимальном уровне.
В 2017 году одним из мероприятий Госпрограммы стало создание Центра поддержки предпринимательства, основной целью которого стало оказания на безвозмездной основе информационно - консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие их развитию. Данной структурой в рамках «единого окна» предусматриваются услуги по правовому, информационному, маркетинговому и финансовому консультированию, разработке бизнес-планов, патентно-лицензионному сопровождению, подбору персонала, сертификации товаров и услуг, информированию о мерах государственной поддержки. Данный Центр функционирует на базе АО «Корпорация развития Пензенской области» и функционирует на средства бюджета Пензенской области. На основе данных отчета Центра поддержки предпринимательства за 2017 год были получены следующие данные о полученной консультационной поддержке и участии субъектов сельского МСП в мероприятиях Центра (таблица 1).
Таблица 1
Данные о работе Центра поддержки предпринимательства Пензенской области в 2017 году
Показатели Всего В том числе субъектов сельского МСП Доля субъектов сельского МСП в общем количества субъектов
Количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную поддержку 1533 419 27
Участие в специальных программах обучения для субъектов МСП 101 19 19
Участие в семинарах, конференциях, форумах, круглых столах 1203 218 18
Обращение по горячей линии 30 2 7
Использование услуг сторонних экспертов 174 2 1
Участие в межрегиональных бизнес - миссиях 17 - -
Участие в выставочно-ярмарочных мероприятия РФ 8 - -
Размещено в телевизионных и печатных СМИ новостных репортажей и статей 22 1 5
Участие в семинарах специального образовательного проекта « Бизнес-грамотность» 885 306 35
Семинары и мастер-классы по вопросам получения государственной поддержки 380 68 18
Участие в тренингах по программам «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства», «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia 130 4 3
Участие в круглых стола по темам подбора персонала, межрегионального сотрудничества и использования инструмента франшизы для ведения бизнеса 184 2 1
Участие в конференции на темы сотрудничества с торговыми сетями и развития сельскохозяйственной кооперации 71 52 73
Как видим, активность субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах получения организационной поддержки Центра, учитывая его начальный этап функционирования, достаточно высока (более четверти). Недостаток наблюдается в привлечении сельского предпринимательства в бизнес-миссии и в выставоч-но-ярмарочную деятельность. В то же время, можно признать высокую эффективность работы данного института поддержки как инструмента популяризации сельского предпринимательства, повышения уровня информированности субъектов сельского МСП по разного рода бизнес-вопросам, а также средства повышения инвестиционной привлекательности объектов сельских территорий.
Статус регионального оператора приоритетных региональных проектов имеет АО «Корпорация развития Пензенской области», основными направлениями деятельности которой является: привлечение инвесторов в регион, содействие организации и реализации инвестиционных проектов на территории области, в том числе с использованием механизмов ГЧП, консультационная и организационная поддержка потенциальных и существующих инвесторов. Данный институт очень слабо сотруд-
ничает с представителями сельского бизнеса, а потому не может рассматриваться как действенный инструмент инвестиционного механизма развития сельских территорий.
Региональная политика содействия инвестиционным инициативам в сельской местности реализуется и в рамках действующего законодательства о государственно-частном партнерстве (ГЧП) [13], в рамках которого определяются основные условия и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Пензенской области. В начале 2019 года утверждена «дорожная карта» по развитию государственно-частного партнерства в Пензенской области и достижению наивысших результатов в рейтинге государственно-частного партнерства. «Дорожная карта» предусматривает совершенствование административных рычагов инвестиционного механизма на основе развития нормативной-правовой базы и составления реестра приоритетных проектов в сфере ГЧП, обеспечение информированности всех субъектов гражданского общества о практике ГЧП и ее возможностях в отношении привлечения бюджетных средств и внебюджетных инвестиций в развитие производственной, инженерной и социальной инфраструктуры региона.
На начало 2019 года в Пензенской области заключено 58 концессионных соглашений о ГЧП, 38 из которых касаются благоустройства и социальной сферы сельских территорий. На первый взгляд механизм ГЧП активно используется в регионе в отношении развития сельских территорий, так как все проекты обращены на улучшение бытовых условия проживания сельских жителей, улучшение инженерной и социальной инфраструктуры. В то же время отметим, что только 2 проекта предполагают бюджетное участие государства в инвестиционной фазе проекта: реконструкция ремонт, ввод в эксплуатацию тепловых сетей села Неверкино в сумме 1,5 млн руб. и строительство ясли-сада на 25 мест, объединенного с начальной школой на 40 учащихся со спортзалом в с. Малый Труев Кузнецкого района в размере 9 млн. руб. Остальные проекты полностью рассчитаны на финансирование средствами частных инвесторов. Механизм ГЧП присутствует только в отношении предоставления банковских гарантий и обеспечения возврата инвестиций частным инвесторам путем прямого сбора платы с потребителей услуг инвестируемого объекта. Такая бизнес-модель существенно тормозит развитие государственно-частного партнерства на сельских территориях, учитывая недостаток инвестиционных ресурсов [16]. В этой связи следует отметить еще один нормативно-правовой акт, касающийся софинансирова-ния инвестиционных проектов за счет бюджетных средств - Постановление Правительства Пензенской области от 30 июня 2006 г. №442-пП «Об оценке инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджета Пензенской области», которое определяет порядок, критерии и процедуру оценки бюджетного, социального и экономического эффекта от реализации инвестиционных проектов на территории Пензенской области в зависимости от того, является проект социальным или коммерческим. Как уже упоминалось, за последние три года положения данного постановления применились в двух случаях софинансирования проектов, реализуемых на сельских территориях на общую сумму 10,5 млн руб.
Еще одним организационным инструментом инвестиционного механизма развития сельских территорий является Патронажный сертификат Губернатора Пензен-
ской области, назначение которого состоит в придании особого статуса инвестиционным проектам, реализуемым в регионе, в том числе в сельской местности. Сертификат дает право на его использования в рекламных целях, а также на упрощенный порядок согласований по проекту в соответствующих инстанциях органов исполнительной власти. Однако условия для получения данного сертификата предполагают, что объем капвложений должен быть не менее 50 млн руб., и в рамках проекта должно быть создано не менее 30 высокопроизводительных рабочих мест. Таким образом, получение данного сертификата возможно на практике только крупными предприятиями. В 2017-2018 гг. применительно к проектам, реализуемым на сельских территориях данный сертификат получили ООО «УК «ДАМАТЕ» на планируемый проект по расширению комплекса по промышленному выращиванию индейки в Вадинском районе, ООО «Агропромышленное предприятие Восток-Агро» на проект строительства животноводческого комплекса на 2250 голов дойного стада в Кузнецком районе, ООО «Лопатинский бекон» - проект по строительству свинофермы на 32 000 голов в Лопатинском районе, ООО «Шемышейский производственный комбинат» на строительство комплекса по производству грибов в Шемышейском районе.
Экономические рычаги инвестиционного механизма развития сельских территорий в Пензенской области используются несколько активнее. Основные применяемые инструменты это: системы льготного налогообложения ЦРР, политика субсидирования ставок по кредитам, привлеченным агроформированиями и кредитования по льготным ставкам, финансовые инструменты ГЧП, государственные гарантии Правительства Пензенской области и специализированного регионального института - АО «Поручитель», методы таможенно-тарифного регулирования/
Льготное налогообложение резидентов центров регионального развития действует с 2016 года. В качестве налоговой преференции обозначено снижение ставки по налогу при применении упрощенной системы налогообложения резидентов ЦРР. При применении режима «доходы минус расходы» ставка снижена с 15 до 5%, при применении режима «доходы» ставка составля-
ет всего 1%. В настоящее время льготами в качестве резидентов ЦРР пользуются 1508 субъектов МСП.
Самым действенным финансовым рычагом инвестиционного механизма развития сельских территорий на сегодняшний день является деятельность по микрофинансированию и поручительству АО «Поручитель». Программы микрофинансирования данного финансового института, функционирующего на средства регионального бюджета, предусматривают несколько направлений с особыми условиями для клиентов, являющихся резидентами ЦРР, предпринимателям до 30 лет, торговым организациям, ориентированным на поддержку пензенских производителей. Мико-займы до 3 млн руб. (с 2019 г. - до 5 млн руб.) предоставляются на развитие предпринимательской деятельности, предполагающей приобретение, ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов недвижимости, покупку оборудования, машин, транспорта, пополнение оборотных средств. Срок займа не превышает 3 года, однако в исключительных случаях (по ходатайству заемщика и наличии существенных факторов) может быть увеличен на 1 год. Ставка по предоставляемым займам предусмотрена в размере действующей на момент заключения договора займа ключевой ставки Центробанка России. Для резидентов ЦРР и молодых предпринимателей отсутствует комиссия за выдачу и отсрочка погашения основного долга до 3 месяцев. Преимуществом предоставления микрозаймов АО «Поручитель» является также то, что не требуется оценка и страхование залога (за
исключением оценки недвижимого имущества), а поручительство самого АО «Поручитель» по займам, предоставленным им же осуществляется на льготных условиях.
Данная организация также предоставляет поручительство в другие финансовые организации при недостаточности залогового обеспечения по кредитам по ставке 1,25 % в год. Данная процедура существенно проще других способов получения обеспечения при привлечении заемных финансовых ресурсов, существенно снижает время и транзакции на оценку и страхование собственного залогового имущества, открывает возможность привлечения сога-рантии Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» при планировании реализации более масштабных проектов. Показатели динамики работы АО «Поручитель» за 2015-2018 гг. представлены в таблице 2.
Несмотря на то, что средние размеры привлекаемых займов и поручительств у субъектов малого и среднего сельского предпринимательства меньше, чем у прочих субъектов, а также учитывая высокую рискованность агробизнеса, отметим, что риск невозврата заемных средств клиентов сельских территорий по факту ниже, чем риск городских заемщиков. Это характеризует первых как более дисциплинированных клиентов АО «Поручитель». Однако общая тенденция числа сельских и городских заемщиков и лиц, пользующихся поручительством АО «Поручитель» наблюдается в пользу роста последних.
Таблица 2
Показатели работы АО «Поручитель» в 2014-2018 гг.
Показатели 2015-2016 гг. 2017-2018 гг.
всего в т. ч. субъекты сельского предпринимательства всего в т.ч. субъекты сельского предпринимательства
Выдано займов на сумму, млн руб. 184,8 28,8 260,9 46,4
Число обратившихся организаций МСП, ед. 123 30 165 38
Заключено договоров поручительства, ед. 61 22 97 34
на общую сумму, млн руб. 424,3 83,6 811,2 146,2
Сумма просроченных и невозвращенных заемных средств на конец года, млн руб. 4,8 0,54 4,4 0,7
Средняя сумма микрозайма в расчете на один субъект МСП, млн руб. 1,5 0,96 1,62 1,22
Средний размер поручительства в расчете на один субъект МСП, млн руб. 7,0 3,8 8,4 4,3
Средний риск невозврата займа, % 2,6 1,9 1,7 1,5
Одним из эффективных методов развития инвестиционного механизма сельского развития является льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей [17, с.74-78]. С 1 января 2017 года агроформирования получили возможность получить в банках
РФ, уполномоченных Министерством сельского хозяйства России, льготные кредиты на инвестиционные цели или на пополнение оборотного капитала по ставке не более 5% годовых (таблица 3).
Таблица 3
Данные о привлечении и субсидировании льготных кредитов сельхозпредприятиями Пензенской области в 2017-2018 гг.
Показатели 201У г. 2018 г.
всего в том числе в % от общей суммы всего в том числе в % от общей суммы
Общая сумма привлеченных кредитов в банках, млрд руб. 22,7 100 26,4 100
в том числе: краткосрочных 12,4 54,6 12,1 45,8
на инвестиционные цели 10,З 45,4 14,З 54,2
Сумма выделенных субсидий, млн руб. 495,4 100 575,2 100
в том числе: по краткосрочных 270,6 54,6 176,4 45,8
по инвестиционным 224,8 45,4 140,2 54,2
За последние два года в основных двух уполномоченных банках Пензенской области, доля которых в выдаче льготных кредитов аграрному сектору экономики составляет более 96%, - Сбербанке и Россельхоз-банке отмечено, что суммы просрочки более 2 месяцев по уплате кредитов 20172018 гг. и процентов по ним не достигает 0,005% сумм к взысканию, то есть ничтожны. Рост привлекаемых кредитов и низкие суммы задолженности по ним свидетельствуют об эффективности применяемого инструмента. Однако, следует отметить, что цели льготного кредитования ограничены сельскохозяйственным производством, нет программ, предполагающим пониженную ставку, на кредитование проектов, связанных с прочими направлениями сельского развития - ЖКХ, инфраструктурой, социальной сферой.
Как уже упоминалось выше, на сельских территориях практически не действуют финансовые инструменты ГЧП, способные существенно улучшить социальную, инженерную и предпринимательскую инфраструктуры сельской местности. Показатели развития сельских территорий, касающиеся числа сельских жителей, возрастной структуры, деловой активности характеризуются неудовлетворительными значениями, указывающими на деградационные процессы в селах Пензенской области.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточности сформированности инве-
стиционного механизма развития сельских территорий Пензенской области и его слабой работе. Если часть организационных инструментов и работает активно, то эффект наблюдается в основном применительно к улучшению показателей экономики, демографии, предпринимательской активности городских поселений или территорий, к ним прилегающих. основная масса сельских территорий либо ограничена в доступности указанных инструментов, либо они разработаны без учета специфики сельской местности, а потому не дают желаемого эффекта. Экономический инструментарий эффективен только в отношении крупного аграрного бизнеса, а потому практически не влияет на развитие села. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования инвестиционного механизма развития сельских территорий в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об Инвестиционной стратегии Пензенской области на период до 2021 года (и на перспективу до 2030 года): Закон Пензенской обл. от 01.03.2004 № 579-ЗПО [электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW 021&n=12156#06091187463368022 (дата обращения 20.09.2019).
2. Вартанова М. Л., Газимагомедова П. К. Пути достижения устойчивого развития сельских территорий // Продовольствен-
ная политика и безопасность. 2018. Том 5. № 3. С. 125-132.
3.Гареев И. Ф., Мухаметова Н. Н. Комплексное развитие территорий: цели, ресурсы и показатели эффективности // Российское предпринимательство. 2017. Том 18. 23. С. 3939-3952.
4. Данилова М. Н., Максимова М. А., По-допригора Ю. В., Уфимцева Е. В. Рост бюджетного обеспечения как фактор устойчивого развития сельских территорий [электронный ресурс] // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. №3(24) URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2018/03/0 7/ (дата обращения 21.09.2019).
5. Ишмуратов М. М., Самигуллина Э. Х. Развитие сельских территорий: федеральный и региональный аспекты [электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2016. № 4-3. С. 595-601. URL: http://fundamental-
research. ru/ru/article/view?id=40222 (дата обращения: 26.09.2019).
6. Коваленко Е. Г. Устойчивое развитие сельских территорий - основа продовольственного обеспечения населения // Управленческие науки в современном мире. 2017. № 1. С. 296-301.
7. Скульская Л. В., Широкова Т. К. Современные условия развития сельских территорий России // Научные труды: институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. №1 С. 240-260.
8. Ковтун Б. А. , Папело В. Н. , Терновой А.И. Стратегирование социально-экономического развития сельских территорий [электронный ресурс] // Муниципалитет: экономика и управление. 2014. №1 URL: http://municipal.uapa.ru/ru/ issue/2013/01/07/ (дата обращения 21.09.2019).
9. Пронина Ю. Ю., Дубина Г. И., Князькина А. А. Анализ системы государственного регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий региона // Региональная экономика: теория и практика. 2018. №10. С. 1929-1940.
10. На предприятиях АПК Пензенской области создано 1847 рабочих мест [электронный ресурс] // Пресс-служба Министерства сельского хозяйства Российской Федерации URL: http://mcx.ru/press-service/regions/na-predpriyatiyakh-apk-
penzenskoy-oblasti-sozdano-1847-rabochikh-mest/.
11. Мартынов К. П. Особенности устойчивого многофункционального развития сельских территорий России [электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38706 (дата обращения: 25.03.2019).
12. Лихачёва Т. Н. Перспективы развития рынка труда сельских территорий в неустойчивых социально-экономических условиях // Экономика труда. 2017. Том 4. № 4. С. 367-388.
13. О внесении изменений в государственную программу Пензенской области "Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы", утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области 21.10.2013 №780-пП: Постановление Правительства Пензенской области от 17.09.2018г. №507-пП [электронный ресурс] // Электронный Фонд правовой и справоч-но-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/424033579 (дата обращения 25.03.2019).
14. Полушкин Н. А. Проблемы и перспективы развития сельских территорий России [электронный ресурс] // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. №1 (49). URL: https://eee-region.ru/article/4918/ (дата обращения 26.09.2019).
15. Печатнова А. П. Развитие сельских территорий: реалии и перспективы [электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. №8. С. 390-392. URL:https://moluch.ru/ archive/67/11354/ (дата обращения: 14.09.2019).
16. Кулистикова Т. Господдержка меняет направление. Система субсидирования агросектора снова корректируется [электронный ресурс] // Агроинвестор. 2 апреля 2019 г. URL:https://www.agroinvestor.ru/ analytics/article/31483-gospodderzhka-menyaet-napravlenie/ (дата обращения 20.09.2019).
17. Типологизация сельских территорий на основе диверсификации эконо-мики: монография / Тарасов А.Н., Антонова Н.И.и др. Ростов н/Д: ФГБНУ ВНИИЭиН, Изд-во «АзовПечать», 2016.
INVESTMENT MECHANISM OF RURAL TERRITORIES DEVELOPMENT
OF THE PENZA REGION
A. A. Knyazkina
Penza State University, Penza, Russia
ABSTRACT:
The purpose of the article is to consider the existing and feasible investment tools for the rural territories development (considering the Penza region as an example).
Penza region demonstrated the positive dynamics of investments into of rural territories development. At the same time, the greater part of investment is directed to creation and development of production facilities. The rural social infrastructure objects are also invested in but though smaller rates. As for the structure of investment financing sources, these days they are primarily the agricultural producers' own funds and also the private investors' means. This indicates the high interest in the agro-industrial sector on the part of business considering the relatively high and sustainable investment efficiency neutralizing all possible risks associated with the agricultural production specifics. Negative trends include the almost complete lack of investment in education in rural areas, poor measures to improve the territories of rural settlements with regard to equipping them with communication facilities and the Internet, and low interest in investing in rural recreational areas. All this indicates the need for a detailed consideration of the investment mechanism of rural territories development and the identification of its functioning difficulties.
The scientific novelty of the research is to create an analytical basis to confirm the hypothesis of the urgent need to use such methods and tools of investing in rural development that would satisfy the economic interests of all stakeholders: the state, private investors, rural entrepreneurship and the population.
KEYWORDS:
investment, rural territories, investment mechanism, regional development strategy, development priorities, rural business support.
AUTHOR'S INFORMATION:
Albina A. Knyazkina, Penza State University,
40, Krasnaja str., Penza, Russia, 440040, [email protected].
FOR CITATION: Knyazkina A. A. Investment mechanism of rural territories development of the Penza region // Municipality: Economics and Management. 2019. №4 (29). P. 111—122.
REFERENCES
1. On the Investment strategy of the Penza region up to 2021 (perspective to 2030): The law of the Penza Region of 01.03.2004 № 579-ZPO [e-resource] // RLS Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online. cgi?req=doc&base=RLAW021&n=12156#0609 1187463368022 (date of access 20.09.2019) [Ob Investitsionnoy strategii Penzenskoy oblasti na period do 2021 goda (i na perspektivu do 2030 goda): Zakon Penzenskoy obl. ot 01.03.2004 № 579-ZPO [elektronnyy resurs] // SPS Konsul'tant Plyus. URL: http: //www.consultant.ru/ regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW0
21&n=12156#06091187463368022 (data obrashcheniya 20.09.2019).] - (In Rus.)
2. Vartanova M. L., Gazimagomedova P. K. Ways of achieving sustainable development of rural territories//Food policy and safety. 2018. Vol. 5. №3. P. 125-132 [Vartanova M. L., Gazimagomedova P. K. Puti dostizheniya ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy // Prodovol'stvennaya politika i bezopasnost'. 2018. Tom 5. № 3. S. 125-132] - (In Rus.)
3. Gareyev I. F., Mukhametova N. N. Complex development of territories: purposes, resources and efficiency indicators //Russian entrepreneurship. 2017. Vol. 18. №23. P. 39393952. [Gareev I.F., Mukhametova N. N.
Kompleksnoe razvitie territoriy: tseli, resursy i pokazateli effektivnosti // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2017. Tom 18. 23. S. 3939-3952] - (In Rus.)
4. Danilova M. N., Maximova M. A., Podoprigora Yu. V., Ufimtseva E. V. Budgetary provision growth as a factor of sustainable development of rural territories [e-resource] // Municipality: Economics and Management. 2018. № 3(24) URL: http://municipal.uapa.ru/ ru/issue/2018/03/07/ (date of access 21.09.2019) [Danilova M. N., Maksimova M. A., Podoprigora Yu. V., Ufimtseva E. V. Rost byudzhetnogo obespecheniya kak faktor ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy [elektronnyy resurs] // Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. 2018. №3 (24) URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2018/03/0 7/ (data obrashcheniya 21.09.2019)] - (In Rus.)
5. Ishmuratov M. M., Samigullina E. H. Development of rural territories: federal and regional aspects [e-resource] // Fundamental research. 2016. № 4-3. P. 595601. URL: http://fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=40222 (date of access: 26.09.2019) [Ishmuratov M.M., Samigullina E.Kh. Razvitie sel'skikh territoriy: federal'nyy i regional'nyy aspekty [elektronnyy resurs] // Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 4-3. S. 595-601. URL: http://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=40222 (data obrashcheniya: 26.09.2019)] - (In Rus.)
6. Kovalenko E. G. Sustainable development of rural territories - a basis of food supply of the population // Administrative sciences in modern world. 2017. №1. P. 296-301 [Kovalenko E. G. Ustoychivoe razvitie sel'skikh territoriy - osnova prodovol'stvennogo obespecheniya naseleniya // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. 2017. № 1. S. 296301] - (In Rus.)
7. Skulskaya L. V., Shirokova T. K. Modern conditions of the Russian rural territories development // Scientific works: RAS Institute of Economic Forecasting. 2015. № 1. P. 240-260 [Skul'skaya L. V., Shirokova T. K. Sovremennye usloviya razvitiya sel'skikh territoriy Rossii // Nauchnye trudy: institut narodnokhozyaystvennogo prognozirovaniya RAN. 2015. №1 S. 240-260] - (In Rus.)
8. Kovtun B. A., Papelo V. N., Ternovoi A. I. Strategizing of socio-economic development of rural territories [e-resource] // Municipality: Economics and Management. 2014. № 1.
URL: http://municipal.uapa.ru/ru/issue/2013 /01/07/ (date of access 21.09.2019) [Kovtun B. A., Papelo V.N. , Ternovoy A.I. Strategirovanie sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skikh territoriy [elektronnyy resurs] // Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. 2014. №1 URL http://municipal.uapa.ru/ ru/issue/2013/01/07/ (data obrashcheniya 21.09.2019)] - (In Rus.)
9. Pronina Yu. Yu., Dubina G. I., Knyazkina A. A. Analyzing the system of state regulation of development of agriculture and rural territories of the region // Regional economy: theory and practice. 2018. №10. P. 1929-1940 [Pronina Yu. Yu., Dubina G. I., Knyaz'kina A. A. Analiz sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya razvitiya sel'skogo khozyaystva i sel'skikh territoriy regiona // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2018. №10. S. 1929-1940] - (In Rus.)
10. 1847 workplaces created at the agro-industrial complex enterprises of the Penza region. [e-resource] // Press service of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation URL: http://mcx.ru/press-service/regions/na-predpriyatiyakh-apk-penzenskoy-oblasti-sozdano-1847-rabochikh-mest/ [Na predpriyatiyakh APK Penzenskoy oblasti sozdano 1847 rabochikh mest [elektronnyy resurs] // Press-sluzhba Ministerstva sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii URL: http://mcx.ru/press-service/regions/na-predpriyatiyakh-apk-penzenskoy-oblasti-sozdano-1847-rabochikh-mest/] - (In Rus.)
11. Martynov K. P. Features of sustainable multipurpose development of rural territories of Russia [e-resource] // Modern scientific research and innovations. 2014. №. 10. Part 2 URL: http://web.snauka.ru/issues/ 2014/10/38706 (date of access: 25.03.2019) [Martynov K. P. Osobennosti ustoychivogo mnogofunktsional'nogo razvitiya sel'skikh territoriy Rossii [elektronnyy resurs] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2014. № 10. Ch. 2 URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/38706 (data obrashcheniya: 25.03.2019)] - (In Rus.)
12. Likhachyova T. N. The prospects of development of labor market of rural territories in unstable social and economic conditions// Russian Journal of Labor Economics. 2017. Vol. 4. № 4. P. 367-388 [Likhacheva T.N. Perspektivy razvitiya rynka truda sel'skikh territoriy v neustoychivykh sotsial'no-
ekonomicheskikh usloviyakh // Ekonomika truda. 2017. Tom 4. № 4. S. 367-388] - (In Rus.)
13. On modification of the state program of the Penza region"Development of investment potential, innovative activity and entrepre-neurship in the Penza region for 2014-2020", approved by the Resolution of the government of the Penza region of 21.10.2013 №. 780-pP: The resolution of the government of the Penza region of 17.09.2018 № 507-pP [e-resource] // Electronic Fund of legal and reference-technical documentation. URL:http://docs.cntd.ru/document/42403357 9 (date of access: 25.03.2019) [O vnesenii izmeneniy v gosudarstvennuyu programmu Penzenskoy oblasti "Razvitie investitsionnogo potentsiala, innovatsionnoy deyatel'nosti i predprinimatel'stva v Penzenskoy oblasti na 2014-2020 gody", utverzhdennuyu Postanovleniem Pravitel'stva Penzenskoy oblasti 21.10.2013 №780-pP: Postanovlenie Pravitel'stva Penzenskoy oblasti ot 17.09.2018g. №507-pP [elektronnyy resurs] // Elektronnyy Fond pravovoy i spravochno-tekhnicheskoy dokumentatsii. URL: http://docs.cntd.ru/document/424033579 (data obrashcheniya 25.03.2019)] - (In Rus.)
14. Polushkin N.A. Problems and prospects of the Russian rural territories development [e-resource] // Regional economy and management: online scientific magazine. 2017. №. 1 (49). URL: https://eee-region.ru/article/4918/(date of access 26.09.2019) [Polushkin N.A. Problemy i perspektivy razvitiya sel'skikh territoriy Rossii [elektronnyy resurs] // Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy
zhurnal. 2017. №1 (49). URL: https://eee-region.ru/article/4918/ (data obrashcheniya 26.09.2019)] - (In Rus.)
15. Pechatnova A. P. Development of rural territories: realities and prospects [e-resource] // Young scientist. 2014. № 8. P. 390-392. URL: https://moluch.ru/archive/ 67/11354/(date of access 14.09.2019) [Pechatnova A. P. Razvitie sel'skikh territoriy: realii i perspektivy [elektronnyy resurs] // Molodoy uchenyy. 2014. №8. S. 390-392. URL:https://moluch.ru/archive/67/11354/ (data obrashcheniya: 14.09.2019)] - (In Rus.)
16. Kulistikova T. State support changes direction. The system of subsidizing of agricultural sector is again adjusted [e-resource] // Agroinvestor. April 2, 2019 URL:https://www.agroinvestor.ru/analytics/a rticle/31483- gospodderzhka-menyaet-napravlenie/ (date of access 20.09.2019) [Kulistikova T. Gospodderzhka menyaet napravlenie. Sistema subsidirovaniya agrosektora snova korrektiruetsya [elektronnyy resurs] // Agroinvestor. 2 aprelya 2019 g. URL:https://www.agroinvestor.ru/ analytics/article/31483-gospodderzhka-menyaet-napravlenie/ (data obrashcheniya 20.09.2019)] - (In Rus.)
17. Rural territories typologization based on economy diversification: mono-graph/Tarasov A. N., Antonova N. I., et al. Rostov-on-Don: FGBNU VNIIEiN, "Azovpechat" publishing, 2016.napravlenie/ [Tipologizatsiya sel'skikh territoriy na osnove diversifikatsii ekonomiki: monografiya / Tarasov A.N., Antonova N.I.i dr. Rostov n/D: FGBNU VNIIEiN, Izd-vo «AzovPechat'», 2016] - (In Rus.)