Научная статья на тему 'Инвестирование в объекты незавершенного строительства как фактор развития инвестиционно-строительной деятельности'

Инвестирование в объекты незавершенного строительства как фактор развития инвестиционно-строительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАВЕРШЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ОБЪЕКТЫ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / CONSTRUCTION IN PROGRESS / INVESTMENTS / OBJECTS OF INCOMPLETE CONSTRUCTION / STRATEGY / REGION / INVESTMENT PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никишина Ольга Валерьевна

В статье рассматриваются основные проблемы региона в сфере реализации инвестиционного потенциала объектов незавершенного строительства. Разработаны рекомендации, создающие привлекательные условия для введения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Предложена система мер, способных оказывать эффективное воздействие на повышение инвестиционной привлекательности сферы незавершенного строительства на основе согласования интересов заинтересованных сторон – власти, населения и бизнеса. На основе проведенного анализа и с учетом требований рынка, автором разработана общая схема этапов реализации стратегии развития инвестиционного процесса в сфере незавершенного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никишина Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTING IN OBJECTS OF INCOMPLETE CONSTRUCTION AS A DEVELOPMENT FACTOR OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITY

The article discusses the main problems of the region in the implementation of the investment potential of the objects of incomplete construction. The author develops recommendations on creating attractive conditions for the introduction of construction in progress objects into commerce and proposes a system of measures able to enhance the investment attractiveness of the construction in progress based on the coordination of interests of the parties concerned – government, population and business. Considering the conducted analysis and market requirements a general diagram of the implementation stages of the investment strategy in the field of construction in progress is developed.

Текст научной работы на тему «Инвестирование в объекты незавершенного строительства как фактор развития инвестиционно-строительной деятельности»

Таблица 2

Итоги конкурса социокультурных проектов в 2012 г._______________________

Наименование сферы для Количество Общая сумма

реализации социокультурных проектов Физическое лицо Юридическое лицо финансирования; руб.

Создание художественных фильмов 5 2 729903

Книгоиздательство 3 - 198124

Организация и проведение фестивалей и выставок - 9 1 033897

Создание хореографических, театральных и иных постановок 1 1 274076

Итого (общий объем субсидий из областного бюджета): 2236000

Практика реализации проектов с участием некоммерческих организаций началась с 2009 г. через предоставление субсидий из областного бюджета. В последующем, в 2011 г. и 2012 г., были разработаны и утверждены дополнительные программы развития и стимулирования деятельности СО НКО.

В некоммерческих организациях состоят наиболее талантливые и яркие личности, которые представляют культурную элиту нашей области. Вместе с тем эти

люди формируют неповторимый облик земли сибирской, что создает благоприятные условия для деятельности СО НКО. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день необходимо создать более благоприятную законодательную и материальную базу для стабильного развития данных организаций при поддержке не только региональных структур государственной власти, но и на уровне государства в целом.

Библиографический список

1. О некоммерческих организациях: ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru

2. Официальный сайт Паспорт культурной жизни Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://culture.irkobl.ru

3. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://givc.ru

4. Официальный сайт управления Министерства Юстиций России по Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: http://to38.minjust.ru

5. Об утверждении положения о предоставлении субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с выполнением работ, оказанием услуг по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей: Постановление Прави-

тельства Иркутской области от 19.07.2010 №176 [Электронный ресурс]. URL: http://culture.irkobl.ru

6. О долгосрочной целевой программе «Государственная региональная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Иркутской области» на 20112012 годы: Постановление Правительства Иркутской области от 19.10.2011 №324 [Электронный ресурс]. URL: http://irkobl.ru

7. О порядке определения объема определения субсидий за счет средств областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям в целях осуществления деятельности в сфере культуры и искусства: Постановление Правительства Иркутской области от 04.07.2012 г. №370 [Электронный ресурс]. URL: http://irkobl.ru

УДК У9(2Рос)421.52

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ОБЪЕКТЫ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© О.В. Никишина1

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье рассматриваются основные проблемы региона в сфере реализации инвестиционного потенциала объектов незавершенного строительства. Разработаны рекомендации, создающие привлекательные условия для введения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Предложена система мер, способных оказывать эффективное воздействие на повышение инвестиционной привлекательности сферы незавершенного строительства на основе согласования интересов заинтересованных сторон - власти, населения и биз-

1 Никишина Ольга Валерьевна, старший преподаватель кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: 89646564670, e-mail: olga_nikishina_7@mail.ru

Nikishina Olga, Senior Lecturer of the Department of Expertise and Real Estate Management, tel.: (3952) 405611, e-mail: ol-ga_nikishina_7@mail.ru

неса. На основе проведенного анализа и с учетом требований рынка, автором разработана общая схема этапов реализации стратегии развития инвестиционного процесса в сфере незавершенного строительства.

Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: незавершенное строительство; инвестиции; объекты незавершенного строительства; стратегия; регион; инвестиционный процесс.

INVESTING IN OBJECTS OF INCOMPLETE CONSTRUCTION AS A DEVELOPMENT FACTOR OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITY

O.V. Nikishina

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article discusses the main problems of the region in the implementation of the investment potential of the objects of incomplete construction. The author develops recommendations on creating attractive conditions for the introduction of construction in progress objects into commerce and proposes a system of measures able to enhance the investment attractiveness of the construction in progress based on the coordination of interests of the parties concerned - government, population and business. Considering the conducted analysis and market requirements a general diagram of the implementation stages of the investment strategy in the field of construction in progress is developed.

1 figure. 1 table. 3 sources.

Key words: construction in progress; investments; objects of incomplete construction; strategy; region; investment process.

В современных российских условиях объективная, ориентированная на потребности рынка, оценка эффективности инвестиций в объекты незавершенного строительства (ОНС) необходима как для потенциального инвестора, стремящегося оценить степень возможной выгоды от вложения инвестиций в конкретный объект, так и для государства, для которого стимулирование введения в хозяйственный оборот таких объектов является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики [1].

Исследование эффективности инвестиций в сфере незавершенного строительства как фактора развития инвестиционного процесса, обосновано, по мнению автора данной статьи, актуальностью рассмотрения оценки эффективности инвестиций в контексте ее важности для интенсификации введения в хозяйственный оборот и эффективного использования в дальнейшем объектов незавершенного строительства. Важность учета основных приоритетов развития региона, в котором находится ОНС при проведении данной оценки и при оценке результатов развития инвестиционного процесса, определяется их диалектической взаимозависимостью, а именно:

• оценку эффективности инвестиций ОНС следует рассматривать в неразрывной связи с ее целью, оценка не должна быть фиксацией данных для подготовки принятия конкретного решения по поводу ОНС и выявлением инвестиционной привлекательности объекта, а должна рассматриваться как динамичный процесс, корректируемый, совершенствуемый на микро-, мезо- и макроуровне, ведущий к дальнейшему повышению как эффективности самой оценки, так и эффективности инвестиций в ОНС в целом;

• инвестиционная привлекательность ОНС складывается из трех основных составляющих:

- сферы незавершенного строительства;

- региона, в котором размещен объект;

- самого объекта (исследование инвестиционной привлекательности региона является важным фактором, который следует учитывать при реализации экономического механизма оценки эффективности инве-

стиций в ОНС);

• инвестиционная привлекательность ОНС является своеобразным стержнем инвестиционной политики страны и региона в сфере введения ОНС в хозяйственный оборот, либо ликвидации при нерациональности их дальнейшего доведения до стадии завершения, во многом определяющим, объем, структуру и динамику (или статику) развития инвестиционностроительной деятельности в целом;

• во время выбора проекта инвестиций в ОНС важно, чтобы этот проект согласовывался со стратегией развития инвестиционного процесса региона и страны в целом.

Стратегия развития инвестиционного процесса в сфере незавершенного строительства - это система избранных долгосрочных целей и средств их реализации, которые осуществляются в инвестиционном процессе. Таким образом, стратегия развития инвестиционного процесса в сфере незавершенного строительства - единая высокоинтегрированная система, состоящая из объединенных между собой факторов ради достижения главной цели - динамичного социально-экономического развития региона.

По мнению автора статьи, инвестиционная стратегия, которая позволит привлечь инвестиции должна включать меры, создающие общие привлекательные условия, которые должны способствовать введению в хозяйственный оборот ОНС. Такие меры группируются в нескольких направлениях:

• формирование благоприятного хозяйственного климата (устранение административных барьеров);

• формирование земельного кадастра и обоснованных ограничений на использование земли;

• определение условий подключения к инженерным сетям, подготовка тендерной документации и продажа ОНС на торгах, обеспечение гарантий зарегистрированных прав собственности на ОНС;

• выделение перечней ОНС, которые целесообразно ввести в хозяйственный оборот или следует ликвидировать;

• распространение информации об условиях реа-

лизации инвестиционных проектов среди инвесторов, а также создание базы данных по ОНС;

• формирование среднесрочной инвестиционной программы в сфере незавершенного строительства, в которой бюджетные инвестиции следует сфокусировать на решении ряда проблем экономики, инфраструктуры и благоустройства с помощью введения в хозяйственный оборот ОНС;

• четкое разграничение и координация полномочий всех органов исполнительной власти, участвующих в процессе управления недвижимостью;

• формирование объектов управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них ОНС);

• обеспечение профессиональной подготовки государственных служащих, осуществляющих управление недвижимостью.

Автором данной статьи предложена следующая система мер, способных оказать эффективное воздействие на повышение инвестиционной привлека-

тельности сферы незавершенного строительства на основе согласования интересов заинтересованных сторон - власти, населения и бизнеса:

1. Зонирование территории по социальноэкономическим критериям, которые отражают показатели оценки инвестиционной привлекательности ОНС и оценку существующих социальных проблем.

2. Оценка целесообразности введения в хозяйственный оборот ОНС (оценка эффективности инвестиций с позиции продавца), проектно-изыскательных работ по объектам, которые целесообразно ввести в хозяйственный оборот для определения их стоимости и последующей передачи объекта с необходимой предпроектной документацией на торги.

3. Разработка и внедрение системы региональных льгот, в том числе налоговых, для инвесторов в сферу незавершенного строительства. Эта система должна быть дифференцированной, а её размеры взаимосвязаны с масштабами реализации бизнесом актуальных для развития территории социальных функций.

Разработка нормативно-правовой базы и банка данных финансирования инвестиционных проектов

Сбор инвестиционных предложений организаций, муниципалитетов и физических лиц

Сбор инвестиционных предложений структур других муниципалитетов и частных инвесторов

Формирование и использование банка данных инвестиционных предложений и деклараций

z

Формирование списка инвестиционных проектов и программ

Конкурсный отбор инвестиционных предложений ОНС на основе результатов оценки эффективности инвестиций в ОНС по системе критериев, предложенной автором

Проведение конкурсов на размещение заказов на выполнение строительных работ

Проведение подрядных торгов на выполнение строительных работ или торгов по продаже объектов незавершенного строительства

Проведение конкурсов на размещение заказов поставки оборудования на стройки

1

Освоение инвестиций (реализация инвестиционных проектов)

±

Мониторинг эффективности использования финансовых ресурсов

Организация передачи построенного объекта в эксплуатацию

Рис. 1. Этапы реализации стратегии развития инвестиционного процесса в сфере незавершенного строительства

Таблица 1

Характеристика этапов реализации стратегии развития инвестиционного процесса в сфере _____________________________незавершенного строительства_____________________________________

Этап Последователь-ность реализации Особенности реализации на практике Предполагаемые действия Ожидаемый результат

1. Разработка нормативно-правовой базы и банка данных финансирования инвестиционных проектов Исходный этап Требует непосредственного участия органов власти региона Внесения в законодательные органы проектов законов и нормативных актов относительно развития сферы незавершенного строительства, внесения в бюджет статей расходов на финансирование развития инвестиционного процесса в сфере незавершенного строительства Нормативно-правовая база финансирования проектов инвестирования в ОНС

2. Формирование списка инвестиционных проектов и программ После этапа 1 Осуществляется на основе влияния этапов 3, 4, 5, 6 и 9, предполагает статистическую работу В рамках кадастровых работ и работ по упорядочению информации об объектах инвестирования провести инвентаризацию ОНС региона, использовать информацию из всех имеющихся источников, создать реестр инвестиционных предложений по ОНС Список инвестиционных проектов и программ в сфере ОНС

3. Разработка инвестиционных предложений, финансирующихся из бюджета региона и муниципальных образований В процессе реализации этапа 2 Влияет на реализацию этапа 2, производится в тесной связи с работой органов власти по реализации бюджетной политики Из перечня ОНС в соответствии с возможностями бюджета (п.1) выделить приоритетные направления финансирования ОНС, прежде всего связанные с социальной значимостью конкретных ОНС Выделение приоритетных проектов инвестирования в ОНС, прежде всего - социально значимых, финансируемых за счет бюджета региона

4. Инвестиционные программы и проекты Федерации В процессе реализации этапа 2 Влияет на реализацию этапа 2 Выявить возможности финансирования ОНС в рамках федеральных программ и инвестиционных проектов Выделение приоритетных проектов инвестирования в ОНС, прежде всего - социально значимых, финансируемых за счет федерального бюджета

5. Контроль целевого использования бюджета В процессе реализации этапа 2 Влияет на реализацию этапа 2 Создать рабочую группу по контролю использования бюджетных средств в рамках проектов ОНС Обеспечение целевого использования средств

6. Формирование и использование банка данных инвестиционных предложений и деклараций В процессе реализации этапа 2 Взаимно влияет на реализацию этапа 2 В рамках кадастровых работ и работ по упорядочению информации об объектах инвестирования провести инвентаризацию ОНС региона, использовать информацию из всех имеющихся источников Распространение информации из банка данных инвестиционных предложений

7. Сбор инвестиционных предложений организаций, муниципалитетов и физических лиц После первого этапа Работа по организации рынка спроса на ОНС Сбор инвестиционных предложений организаций, муниципалитетов и физических лиц путем проведения мероприятий (конференций, симпозиумов и т.д.) по вопросам ОНС Дополнение банка данных инвестиционных проектов за счет информации о инвестиционных предложений

8. Сбор инвестиционных предложений структур других муниципалитетов и частных инвесторов После первого этапа Работа по организации рынка спроса на ОНС Сбор инвестиционных предложений структур других муниципалитетов и частных инвесторов путем проведения мероприятий (конференций, симпозиумов и т.д.) по вопросам ОНС Дополнение банка данных инвестиционных проектов за счет информации о инвестиционных предложений

9. Конкурсный отбор инвестиционных предложений ОНС на основе результатов оценки эффективности инвестиций в ОНС по системе критериев После этапов 7 и 8 Осуществляется на основе влияния этапов 3, 7 и 8, являются информационной базой для этапов 2 и 10, с использованием предложенного автором данной работы алгоритма оценки эффективности инвестиций в ОНС. Формирование Организация конкурсной комиссии, использующей предложенный в данной работе математический аппарат для оценки эффективности инвестиций в ОНС Выбор из базы данных целесообразных к инвестированию проектов ОНС, их классификация на имеющие потенциал, высокий потенциал и очень высокий потенциал

рынка предложения ОНС

10. Формирование структур источников финансирования капитальных вложений и утверждение состава инвесторов После реализации этапов 2 и 9 Предполагает формирование источников (этапов) 11, 12 и 13 Использование как бюджетных средств так и средств частных инвесторов, применение механизма со-инвестирования проектов Источники финансирования капитальных вложений

11. Проведение конкурсов на размещение заказов на выполнение строительных работ После реализации этапа 10 Предполагает организацию и реализацию процедуры конкурсного отбора Организация и проведение конкурсов на размещение заказов на выполнение строительных работ муниципальными органами Выбор организации -участника процесса

12. Проведение подрядных торгов на выполнение строительных работ или торгов по продаже ОНС После реализации этапа 10 Предполагает организацию и реализацию процедуры торгов Организация и проведение подрядных торгов на выполнение строительных работ или торгов по продаже ОНС муниципальными органами Выбор организации -участника процесса

13. Проведение конкурсов на размещение заказов поставки оборудования на стройки После реализации этапа 10 Предполагает организацию и реализацию процедуры конкурсного отбора Организация и проведение конкурсов на размещение заказов поставки оборудования на стройки муниципальными органами Выбор организации -участника процесса

14. Освоение инвестиций (реализация инвестиционных проектов) После реализации этапа 12 Предполагает организацию и реализацию комплекса мер по освоению инвестиций Реализация представленных на конкурсы и выигравших инвестиционных проектов Доведение ОНС до стадии введения в хозяйственный оборот

15. Мониторинг эффективности использования финансовых ресурсов После реализации этапа 14 Реализация процедур анализа и контроля данных отчетности (финансовой, бухгалтерской, налоговой, управленческой, инвестиционной) Создать рабочую группу по контролю эффективности реализации проектов ОНС муниципальными органами Решение по поводу эффективности использования финансовых ресурсов

16. Организация передачи достроенного объекта в эксплуатацию После реализации этапа 15, заключительный этап Переход от стадии введения в хозяйственный оборот (затраты) до стадии эксплуатации (компенсация инвестиционных затрат и получение прибыли от деятельности на базе объекта) Фиксация факта введения ОНС в хозяйственный оборот, изменение статуса объекта, пересмотр базы ОНС с учетом изменения в статусе объекта Объект недвижимости, доведенный до стадии эксплуатации (введенный в хозяйственный оборот), планируемый к использованию в интересах инвестора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сложившихся экономических условиях, задача привлечения инвестиций и повышения инвестиционной активности в сфере незавершенного строительства не может быть решена лишь за счет государственных капиталовложений, тем более на фоне постоянно снижающегося размера бюджетных инвестиций, в связи с чем возникает проблема привлечения иных источников финансирования. Необходимы значительные инвестиции, которые сегодня смогут обеспечить только частные инвесторы, сумевшие успешно адаптироваться к рынку [2]. Следовательно, для осуществления крупных инвестиционных проектов в ОНС возникает объективная необходимость во внедрении принципиально новых инструментов государственного регулирования инвестиционной сферы и создания

благоприятного климата капиталовложений.

На основе проведенного анализа и с учетом требований рынка разработана общая схема этапов реализации стратегии развития инвестиционного процесса в сфере незавершенного строительства (рис. 1, табл. 1).

Таким образом, основным критерием экономической эффективности инвестиций для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал с учетом степени риска, для государства - повышение бюджетной эффективности, для общества - в развитии инфраструктуры объекта, занятости населения при строительстве и эксплуатации объекта и т.д. [3].

Библиографический список

1. Никишина О.В. К вопросу о незавершенном строительстве // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2007. № 2.

2. Крылов Э.И., С.Н. Медведева. Оценка эффективности инвестиций в условиях инфляции. СПб.: Изд-во СПбГУАП,

2003. 20 с.

3. Никишина О.В., Никишин И.В., Бужеев Ю.В. Экономическая эффективность инвестиций в объекты незавершенного строительства // Вестник Иркутского технического государственного университета. 2013. № 10. С. 343-349.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.