Научная статья на тему 'ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ'

ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бежанова М.Д.

В связи с проводимой в Российской Федерации с 2002 г. пенсионной реформой, заключающейся в постепенном переходе от чисто распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, где накопительная часть в отличие от страховой части не расходуется на выплату текущих пенсий, а вкладывается в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода. Чтобы соотношение пенсий к заработной плате соответствовало среднеевропейским стандартам (40-60% от заработной платы), необходимо правильно инвестировать накопления. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение возможностей и методов учета накопительной части пенсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTING PENSION FUNDS IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

In connection with the pension reform in Russian Federation carried out in 2002, which includes a gradual transition from a purely distributive to a distributive-accumulative pension system, where the accumulative part, unlike the insurance part, is not spent on the payment of current pensions, but is instead invested in securities and other financial assets in order to accrue investment income. So that the ratio of pensions to earned income corresponds to Central European standards (40-60% of salary), it’s necessary to correctly invest capital. Therefore, studying the possibilities and methods of accounting for the accumulative part of pensions has gained a special relevance. Starting in 2014, there has been significant change to legislation connected with the duties of non-state pension funds and creating and investing pension capital. Legislation sets difficult requirements for non-state pension funds accepted to work within the framework of mandatory pension insurance: the minimum amount of their funds should be no less than 150 million rubles, and 200 million rubles starting 01.01.2020. Authorized capital is to be no less than 120 million rubles and 150 million rubles beginning 01.01.2020. Funds should have at least 20,000 registered pension funds and two years working experience. For non-state pension funds, equal terms are set from the Pension Fund of the Russian Federation. All newly created non-state pension funds should have the organizational and legal form of joint-stock companies. Existing non-state pension funds are required to reorganize themselves from noncommercial organizations to joint-stock companies, or to liquidate: those working in the system of mandatory pension insurance have until January 1, 2016 and the rest have until January 1, 2019. A procedure has been set for the auctioning of funds. Strict limits have been set for future shareholders, and requirements have been designated for the qualification and business reputation of managers of non-state pension funds. The majority of Russians have transitioned to a new class - they have become investors. Correspondingly, the main goal on the road to implementing the conditions of laws on investing pension capital is to be successful in investing pension capital so that the accumulative component can in the future become a substantial part of retirement pension. Moreover, since coming into force the laws correspond as much to what has been learned from global experience in reforming pension systems, as to the specifics of the financial, economic and social situation of Russia.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ»

Использованные источники:

1. Никольский Г.В. и др. 1933. Материалы по рыбному хозяйству среднего и нижнего течения Амударьи. -Тр Арал науч.рыбохоз. ст., т. 1. 57-60.

2. Шапашникова.Г.Х. 1950. Рыбы Амударьи. - Тр. ЗИН АН ССР, т. 9, вып. 1 25 с.

3. ОжеговаВ.Е. 1955. Материалы и питанию рыб Фархадского водохранилища. -Тр. АН Тадж ССР, т. 33. 111 с.

4. Максунов В.А. 1957. Некоторые данные по морфологии и биологии остролучки Сырдарьи. -Зоол. Журн., т. 46. Вып. 2, 238-244-1961. Материалы к морфолого-биологической характеристики промысловых рыб Фархадского водохранилища- Тр.Ин-та зоол. И паразитол. АН ТаджССР, т 23, 90-99.

5. Турдаков Ф.А. 1963. Рыбы Киргизии. Фрунзе: Изд-во АН КиргССР, 91

6. Камилов Г.К. 1967. Рыбы водохранилища бассейна р.Заравшан Ташкент: ФАН П7с.

7. Тургунова У.Т. 1971. Непромысловые рыбы Каттакурган сукого водохранилища. В.сб.: Биологические основы рыбного хозяйства в Узбекистане. Ташкент: ФАН. 111.

8. Тургунова.У.Т. и др. 1972. Питание рыб Южно-Сурханского водохранилища. - В. сб.: Направленное формирование фауны кормовых беспозвоночных и рыб в водоемах Узбекистана. Ташкент: ФАН. 99.

Бежанова М.Д. студент магистратуры 2 курса факультет «Финансово-экономический» Владикавказский филиал ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации» Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ В связи с проводимой в Российской Федерации с 2002 г. пенсионной реформой, заключающейся в постепенном переходе от чисто распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, где накопительная часть в отличие от страховой части не расходуется на выплату текущих пенсий, а вкладывается в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода.

Чтобы соотношение пенсий к заработной плате соответствовало среднеевропейским стандартам (40-60% от заработной платы), необходимо правильно инвестировать накопления. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение возможностей и методов учета накопительной части пенсии.

Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионная система, накопительная часть пенсии.

D. M. Bezhanova. Department of Economics. Financial University under the Government of the Russian Federation. Vladikavkaz, Russia INVESTING PENSION FUNDS IN MODERN ECONOMIC

CONDITIONS.

In connection with the pension reform in Russian Federation carried out in 2002, which includes a gradual transition from a purely distributive to a distributive-accumulative pension system, where the accumulative part, unlike the insurance part, is not spent on the payment of current pensions, but is instead invested in securities and other financial assets in order to accrue investment income. So that the ratio of pensions to earned income corresponds to Central European standards (40-60% of salary), it's necessary to correctly invest capital. Therefore, studying the possibilities and methods of accounting for the accumulative part of pensions has gained a special relevance.

Starting in 2014, there has been significant change to legislation connected with the duties of non-state pension funds and creating and investing pension capital.

Legislation sets difficult requirements for non-state pension funds accepted to work within the framework of mandatory pension insurance: the minimum amount of their funds should be no less than 150 million rubles, and 200 million rubles starting 01.01.2020. Authorized capital is to be no less than 120 million rubles and 150 million rubles beginning 01.01.2020. Funds should have at least 20,000 registered pension funds and two years working experience.

For non-state pension funds, equal terms are set from the Pension Fund of the Russian Federation. All newly created non-state pension funds should have the organizational and legal form of joint-stock companies. Existing non-state pension funds are required to reorganize themselves from noncommercial organizations to joint-stock companies, or to liquidate: those working in the system of mandatory pension insurance have until January 1, 2016 and the rest have until January 1, 2019. A procedure has been set for the auctioning of funds. Strict limits have been set for future shareholders, and requirements have been designated for the qualification and business reputation of managers of non-state pension funds.

The majority of Russians have transitioned to a new class - they have become investors. Correspondingly, the main goal on the road to implementing the conditions of laws on investing pension capital is to be successful in investing pension capital so that the accumulative component can in the future become a substantial part of retirement pension. Moreover, since coming into force the laws correspond as much to what has been learned from global experience in reforming pension systems, as to the specifics of the financial, economic and social situation of Russia.

Keywords: Pension Fund of the Russian Federation; Pension System; Investment part of the state pension.

В новое законодательство об обязательном пенсионном страховании, которое вступило в силу с 1 января 2002 г., был введен накопительный

компонент в обязательную пенсионную систему. Основным элементом накопительной составляющей пенсионной системы является инвестирование средств. Эти средства аккумулируются в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, это позволяет защитить эти средства пенсионных накоплений от инфляции.

Кроме страхователей и застрахованных лиц Основными субъектами являются Пенсионный фонд Российской Федерации, а также управляющие компании и специализированный депозитарий. Участниками отношений могут являться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), брокеры, кредитные и другие организации, вовлеченные в процесс и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственное регулирование возложено законом на уполномоченный орган исполнительной власти - Минфин. Контроль и надзор инвестирования средств в сфере пенсионных накоплений осуществляются Центральным банком РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации исполняет свои права и обязанности прежде всего в интересах застрахованных лиц. Он сосредотачивает страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, расторгает и заключает договора с управляющими компаниями и спецдепозитарием, передает в управляющую компанию средства пенсионных накоплений, ведет учет указанных средств и отражает их на лицевом счете застрахованного лица, запрашивает и получает у управляющей компании средства на осуществление выплат, предоставляет застрахованным лицам сведения о состоянии специальной части их индивидуального лицевого счета способом, информирует застрахованное лицо его правах при формировании и инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии путем размещения информации на официальный сайтах ПФР, при личном обращении граждан, а также путем направления застрахованному лицу информации в электронном виде с использованием информационно -телекоммуникационных сетей, выполняет другие функции.

Находящиеся в управлении средства обязательных пенсионных накоплений, зачисляются на отдельный банковский счет. Закон запрещает зачислять на указанный счет средства, не являющиеся пенсионными накоплениями. Эти средства подлежат исключительно целевому использованию. На эти средства не может быть обращено взыскание по обязательствам ПФР, не связанным с финансированием накопительной части трудовой пенсии (НЧ ТП). Такой порядок работы с пенсионными накоплениями является одним из важных условий их сохранности.

Передача накоплений после проведения персонификации данных средств, включая и чистый финансовый результат. Этот результат получен от временного размещения средств и осуществляется ПФР путем их перечисления в соответствии с заявлениями застрахованных лиц. В случае, если застрахованное лицо не воспользовалось правом выбора инвестиционного портфеля УК, его финансовые средства будут направлены

в государственную управляющую компанию (ГУК), которая назначена Постановлением Правительства РФ № 34 от 22 января 2003 г. Это Внешэкономбанк.

Оплата по инвестированию средств пенсионных накоплений производится из средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Доверительному управляющему выплачивается вознаграждение за счет доходов от инвестирования переданных ему средств пенсионных накоплений, но не более 10% величины доходов от инвестирования. Они получены доверительным управляющим за отчетный год.

К обязательным расходам по инвестированию средств пенсионных накоплений относятся расходы, непосредственно связанные с доверительным управлением переданными УК средствами, а также оплата специализированных депозитариев, страховщиков по договорам обязательной ответственности, аудиторов, других участников отношений. УК оплачивают указанные расходы за счет средств, перечисленных ПФ РФ на оплату необходимых расходов управляющих компаний. Перечисление необходимых расходов управляющей компании средств на оплату производится Пенсионным фондом единовременно с передачей средств пенсионных накоплений. Порядок расчета величины указанных средств устанавливается договором доверительного управления.

Для заключения договора об оказании услуг специализированного депозитария по результатам конкурса отбирается один специализированный депозитарий. Число же УК не ограничивается. Закон предусматривает, что размещением пенсионных накоплений должны заниматься не менее трех УК. Это дает возможность выбора между ними и создает стимулы для их эффективной работы.

Законодательством четко установлены требования к субъектам и иным участникам отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Передача средств в УК расширяет круг объектов инвестирования, в которые могут быть размещены пенсионные накопления. Это, в свою очередь, позволяет повысить доходность от размещения пенсионных накоплений. Вместе с тем в целях защиты средств от потерь установлены ограничения как по кругу объектов инвестирования, так и по их структуре с тем, чтобы пенсионные накопления могли быть инвестированы только в достаточно надежные активы.

В соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг, международные финансовые организаций, допущены к размещению и (или) публичному обращению в РФ. Размещение пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования прямо запрещено. Законодательством Правительства РФ предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения по использованию разрешенных активов. Размещение в российские ценные бумаги разрешается только при условии, что эти ценные бумаги обращаются на организованном рынке ценных бумаг.

Инвестирование в ценные бумаги зарубежных эмитентов осуществляется только путем приобретения паев (акций, долей) в индексных инвестиционных фондах. Данные способы наиболее надежные и низкозатратные способы инвестирования. При этом законодательством устанавливаются ограничения по объемам средств, инвестируемых в зарубежные активы. Пенсионным фондом РФ переданы в управление средства совокупного инвестиционного портфеля, которые не могут включать более 50% совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг одного эмитента. Депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией, в сумме не должны превышать 25% инвестиционного портфеля. Максимальная часть в инвестиционном портфеле акций эмитента не должна превышать 10% его капитализации. Застрахованные лица 1967 г.р. и моложе, которые заключили договор об обязательном пенсионном страховании вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения. Направив 6,0% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии либо отказавшись от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направив тариф страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.

С 2014 г. значительно меняется законодательство в сфере деятельности НПФ по формированию и инвестированию пенсионных накоплений. Полномочиями по контролю за деятельностью НПФ наделяется Центральный банк РФ. Определены права застрахованных лиц. В связи с формированием накопительной части трудовой пенсии в НПФ, в том числе право менять страховщика.

Формирование накопительной части трудовой пенсии в НПФ осуществляется на основе договора об обязательном пенсионном страховании. Этот договор заключается между застрахованным лицом и соответствующим фондом. Что же такое «пенсионные накопления» в НПФ? Определение правового статуса средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, находящихся в НПФ, имеет принципиальное значение для организации работы фонда на всех этапах. Пенсионные накопления законодательство определяет как «совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованным лицом. Пенсионные накопления формируются, в первую очередь, за счет «досрочно выплаченных из ПФР в фонд по заявлению застрахованного лица средств. Учтенных в специальной части ИЛСа застрахованного лица, которые включают страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в ПФР для последующей передачи в фонд и еще не переданные УК».

В настоящее время пенсионная система России испытывает определенные трудности. Основной причиной данной проблемы можно назвать отсутствие необходимого количества инвестиционных

инструментов, которые способны одновременно удовлетворить требования законодательства по вопросам инвестирования пенсионных накоплений и не допустить снижения сформировавшегося к настоящему времени уровня государственных пенсионных гарантий.

Таким образом, нет никаких сомнений в том, что вопрос инвестирования средств пенсионных накоплений нуждается в более глубоком и детальном изучении экономистами. Использование количественных методов и методов математического моделирования позволит получить оценки доходностей от инвестирования средств накопительной части пенсии в долгосрочной перспективе.

Использованные источники:

1. Федеральный закон РФ «Об инвестировании средств для финансирования инвестиционной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ. Доступно по адресу: http://www.consultant.ru/ popular / budget. (На русском).

2. Пенсионный фонд Российской Федерации. Официальные данные. Доступно по адресу: http // www.pfrf.ru.

Бежанова М.Д. студент магистратуры 2 курса факультет «Финансово-экономический» Владикавказский филиал ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации» Россия, РСО-Алания, г. Владикавказ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ И СПОСОБЫ

ИХ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена проблемам финансового обеспечения пенсионной системы РФ. Автор отмечает тенденцию к увеличению дефицита Пенсионного фонда России, покрытие которого из государственного бюджета снижает устойчивость последнего. В статье предлагается ряд мер по решению этой проблемы, прежде всего увеличение накопительной части пенсии за счет страховой.

На примере Южного федерального округа анализируется деятельность негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний по обязательному пенсионному страхованию.

Ключевые слова: пенсия, Пенсионный фонд России, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение в Южном федеральном округе РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.