Научная статья на тему 'Инвестирование образовательного туризма в России'

Инвестирование образовательного туризма в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
392
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СРЕДА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / РИСК / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЗАДАЧИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селиванова Светлана Игоревна

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость инвестирования образовательного туризма в России. Даны современные понятия инвестиций, инвесторов, опциона. Рассмотрены понятия субъекта и объекта инвестиционной деятельности. Определены четыре основных класса инвесторов. Выделены три крупных рынка объектов инвестирования. Приведены три ключевых понятия инвестиционной привлекательности. Выявлены три подхода к оценке объекта инвестирования. Приведены три основных способа оценки инвестиций. Рассмотрено управление рисками инвестиций и инвестиционного процесса. Приведены основные риски инвестирования средств. Выделено три основных инвестиционных категории. Отмечены современные тенденции в инвестиционной среде. Рассмотрен процесс управления инвестициями. Поставлены основные задачи управления инвестициями на государственном уровне. Составлены основные функции управления инвестициями на государственном уровне. Приведены ключевые факторы, формирующие инвестиционный климат страны. Выявлены факторы, обуславливающие неблагоприятный климат в стране. Рассмотрены инструменты для создания благоприятного климата для инвестиций. Приведены наиболее важные задачи инвестиционной политики. Представлены возможности развития образовательного туризма в России посредством инвестирования государства в данную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селиванова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TOURISM INVESTING IN RUSSIA

The arguments proving the necessity to invest in educational tourism in Russia are presented. The modern notions of investment, investors and option are given. The notion of subject and object in investment activities are considered. Four basic classes of investors are defined. Three large-scale markets of investment objects are allocated. Three key notions of market attractiveness are adduced. Three methods of approach to investment object estimate are revealed. Three fundamental methods of investment estimation are given. The management of investment risks and process is considered. The principal risks of means investment are adduced. Three primary investment categories are revealed. The modern trends in investment area are marked. The process of investment management is considered. The main tasks of investment management at the state level are put. The basic functions in investment management at the state level are listed. The key factors forming investment climate in the country are presented. The facts making unfavourable investment climate in the country are revealed. The instruments for making favourable investment climate are considered. The most important tasks of investment policy are given. The possibilities of educational tourism development in Russia through state investment in the given area are represented.

Текст научной работы на тему «Инвестирование образовательного туризма в России»

УДК 330.322.16[338.48+6:371]

С И. Селиванова ИНВЕСТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ТУРИЗМА В РОССИИ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость инвестирования образовательного туризма в России. Даны современные понятия инвестиций, инвесторов, опциона. Рассмотрены понятия субъекта и объекта инвестиционной деятельности. Определены четыре основных класса инвесторов. Выделены три крупных рынка объектов инвестирования. Приведены три ключевых понятия инвестиционной привлекательности. Выявлены три подхода к оценке объекта инвестирования. Приведены три основных способа оценки инвестиций. Рассмотрено управление рисками инвестиций и инвестиционного процесса. Приведены основные риски инвестирования средств. Выделено три основных инвестиционных категории. Отмечены современные тенденции в инвестиционной среде. Рассмотрен процессуправления инвестициями. Поставлены основные задачиуправления инвестициями нагосударственномуровне. Составлены основные функции управления инвестициями на государственном уровне. Приведены ключевые факторы, формирующие инвестиционный климат страны. Выявлены факторы, обуславливающие неблагоприятный климат в стране. Рассмотрены инструменты для создания благоприятного климата для инвестиций. Приведены наиболее важные задачи инвестиционной политики. Представлены возможности развития образовательного туризма в России посредством инвестирования государства в данную сферу.

Ключевые слова: инвестирование в образовательный туризм, инвестиционный анализ, инвестиции, инвестиционные категории, инвестиционный рынок, инвестиционная среда, инвестиционная привлекательность, оценка инвестиционной привлекательности, риск, инвестиционные решения, инвестиционные риски, инвестиционный климат, задачи инвестиционной политики.

Svetíana SeHvanova EDUCATIONAL TOURISM INVESTING IN RUSSIA

Annotation. The arguments proving the necessity to invest in educational tourism in Russia are presented. The modern notions of investment, investors and option are given. The notion of subject and object in investment activities are considered. Four basic classes of investors are defined. Three large-scale markets of investment objects are allocated. Three key notions of market attractiveness are adduced. Three methods of approach to investment object estimate are revealed. Three fundamental methods of investment estimation are given. The management of investment risks and process is considered. The principal risks of means investment are adduced. Three primary investment categories are revealed. The modern trends in investment area are marked. The process of investment management is considered. The main tasks of investment management at the state level are put. The basic functions in investment management at the state level are listed. The key factors forming investment climate in the country are presented. The facts making unfavourable investment climate in the country are revealed. The instruments for making favourable investment climate are considered. The most important tasks of investment policy are given. The possibilities of educational tourism development in Russia through state investment in the given area are represented.

Keywords: investment in educational tourism, investment analysis, investment categories, investment market, investment area, investment attractiveness, estimate of investment attractiveness, risk, investment solution, investment risks, investment climate, investment policy tasks.

Российская Федерация успешно развивает все туристические направления на своей территории. Благодаря развитию туристического сектора современная Россия стала более популярна среди других стран. Многие хотят посетить нашу страну, познакомиться с обычаями и культурой местного населения, осмотреть достопримечательности. Различные климатические и природные особенности делают Россию уникальной страной, способной развить любой вид туризма. В настоящее время наиболее востребованным видом туризма за рубежом является образовательный туризм. Следовательно, вложение денежных средств и других ресурсов для качественного развития образовательного туризма в России может принести значительную прибыль стране.

В настоящее время образовательный туризм частично развивается в крупных городах России. Основное развитие данный вид туризма получил в городе Москве. Благодаря хорошей инфраструкту-

© Селиванова С.И., 2014

ре, вполне достойной базе российского образования, развитой культурной жизни и наличию множества интересных достопримечательностей, в столицу России за получением дополнительного и основного образования приезжают студенты различных стран. Вследствие устойчивого спроса на образовательные и туристические услуги среди иностранных учащихся целесообразно начать развитие образовательного туризма в регионах России.

Следует отметить, что Российской Федерации для достижения преимущества в развитии образовательного туризма необходимо не только успешно внедрить его в регионах страны, но и создать абсолютно новую, более продвинутую базу образования и новых туристических маршрутов. Необходимо создание образовательных центров, ориентированных, прежде всего, на получение актуальных знаний, соответствующих международным образовательным стандартам [3].

Для развития образовательного туризма в регионах России потребуются инвестиции в данную сферу. Боди Цви рассматривает инвестиции как вложение денег или других ресурсов с целью извлечения будущей прибыли [1]. Т.В. Теплова определяет инвестиции как текущее вложение разнообразных ресурсов, включая денежные, с целью получения выгод в будущем [4].

Объектами инвестиционной деятельности в образовательном туризме являются вновь создаваемые и модернизируемые сооружения, транспортная инфраструктура, объекты культурного наследия и другие объекты собственности. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ и другие участники инвестиционного процесса [5].

Деятельность участников инвестиционной деятельности регулируется законодательством РФ, международными соглашениями и нормативными документами.

Инвесторы - группы физических и юридических лиц, которые вкладывают различные ресурсы, включая деньги, в покупку уже существующих или в создание инвестиционных активов рынка с целью получения прибыли [4]. В качестве инвесторов могут выступать:

- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

- отечественные и иностранные физические и юридические лица;

- государства и международные организации.

Выделяют четыре больших класса инвесторов.

Первый класс - нефинансовые компании. Доходы данных компаний - это выручка от реализации продукции и услуг. Расходы - приобретение продукции, оплата труда. В туристической сфере инвестиционные решения таких компаний - создание новых и модернизация старых туристических маршрутов, совершенствование предоставляемых услуг, что позволяет наращивать объемы деятель -ности и доходы.

Второй класс - правительство. Доходы государства складываются из налогов и сборов, выпуска долговых ценных бумаг и из прочих источников. Привлеченные деньги, кроме тех, которые расходуются на содержание аппарата, поддержание социальной сферы, обороны, безопасности и пр., государство инвестирует в развитие страны.

Третий класс - финансовые посредники. Они аккумулируют деньги частных лиц, фирм, государства и вкладывают их в объекты инвестиционного рынка.

Четвертый класс - частные инвесторы. К таковым традиционно относят население, рассматривающее инвестиционный рынок как вариант сбережения накоплений.

Необходимо привлечение всех классов инвесторов для качественно развития туристического сектора в России.

Существует три крупных рынка объектов инвестирования:

1) объекты реального инвестирования;

2) объекты финансового инвестирования;

3) объекты инновационных инвестиций.

Инвестиционный рынок объединяет инвесторов, вкладывающих собственные и заемные деньги в покупку или создание инвестиционных активов. При обосновании целесообразности или необходимости инвестирования инвесторы определяют инвестиционную привлекательность проекта. Оценка инвестиционной привлекательности для различных классов инвесторов проходит по разным критериям, в зависимости от поставленных инвесторами целей, наличия информации, предоставляемых условий и возможностей оказывать влияние на управление потоками выгод от инвестиционного объекта. Инвестиционная привлекательность основывается на обоснованной стоимости объекта инвестирования на текущий момент, на рыночной цене и на оценке возможности роста стоимости в будущем.

Инвестиционная привлекательность - характеристика актива, учитывающая удовлетворение интереса конкретного инвестора.

Для получения инвестиций в туристический бизнес необходимо оценить масштаб финансирования. Существуют три подхода к оценке.

1. Оценка дисконтирования денежных потоков. Стоимость актива соответствует приведенной стоимости ожидаемых денежных потоков, приходящихся на данный актив.

2. Сравнительная оценка. Стоимость актива вычисляют из ценообразования сходных активов, связывая его с прибылью, денежными потоками, балансовой стоимостью или объемом продаж.

3. Оценка условных требований, или опцион. Для измерения стоимости активов используют модель ценообразования опционов. Опцион - это договор между продавцом и покупателем, который дает право по строго оговоренной цене в определенный срок купить или продать определенную ценную бумагу.

Определяют три основных способа оценки инвестиций в образовательный туризм.

Первый способ - это изучение спроса на образовательные путешествия в других странах. Эти сведения могут быть полезным элементом входных данных при оценке устойчивости развития данного вида туризма в России, но нельзя полностью опираться на эти данные в связи с разными климатическими особенностями, различной территорией, достопримечательностями и культурными различиями.

Второй способ - обратиться к оценкам фондовых аналитиков, дающим корректные заключения, и использовать эти показатели при определении размера инвестиций в сферу туризма.

Третий способ - оценка роста туристического потока на основе его функциональных показателей. Рост туристического потока определяется объемом инвестирования в предприятия туристического сектора.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов играет важную роль при планировании инвестиционной деятельности. Туристические маршруты, находящиеся в различных регионах, имеют различную привлекательность. Это зависит от таких факторов, как местоположение, развитие транспортной сети, характеристика социальных условий, развитие инфраструктуры, природно-климатические условия, наличие ресурсов ипр. [5].

Весьма важным фактором является проведение оценки территорий, способных в кратчайшие сроки создать наиболее подходящие условия для развития образовательного туризма. Мониторинг инфраструктуры регионов России поможет государству определить возможные центры развития об -разовательных туров и оценить масштаб необходимых инвестиций для выбранных территорий. Трудности в оценке образовательных туров могут возникать из-за того, что их прибыль меняется в зависимости от сезона.

Следует также рассмотреть управление рисками инвестиций и инвестиционного процесса [2]. Инвестирование различных объектов часто ограничивается критерием риска. Для разных инвесторов

существуют собственные критерии по риску, при которых даже при формально привлекательном варианте инвестирования законодательные ограничения или собственные нормы не позволят войти в рассматриваемый объект [4].

Риск - вероятность того, что доход на сделанную инвестицию будет отличаться от ожидаемого. Таким образом, риск включает в себя неблагоприятные и благоприятные исходы.

Основные риски инвестирования средств.

1. Рыночный риск. Падение конъюнктуры «проглатывает» деньги.

2. Риск покупательной способности. Инвестируемые денежные средства не могут расти достаточно быстро, чтобы угнаться за инфляцией.

3. Процентный риск. Попытка увеличить доходность создает возможность для инфляции.

4. Распределение риска по времени. Если необходимы деньги в определенный срок, такой риск может стать решающим.

5. Риск ликвидности. Если международные события изменяют направление движение денежных потоков на кредитных рынках, то это может повредить инвестициям в данных областях.

6. Политический риск. Решения правительства могут повлиять на стоимость акций.

7. Риск мировых событий. Данный вид риска опасен для всех инвестиций.

Источник риска для инвесторов заключается в различии между ожидаемой и фактической доходностью.

Выделяют три основные инвестиционные категории.

1. Компании, являющиеся чистыми заемщиками. Они занимают капитал сейчас, чтобы сделать инвестиции в сооружения и оборудование. Доход, генерируемый такими реальными активами, обеспечивает доходность для инвесторов, покупающих ценные бумаги, выпущенные этими компаниями.

2. Домашние хозяйства, обычно осуществляющие чистые сбережения. Они покупают ценные бумаги, выпущенные компаниями, которым нужно мобилизовать денежные средства.

3. Правительства, которые могут выступать в качестве заемщиков или кредиторов в зависимости от соотношения налоговых поступлений и государственных расходов [1].

Следует также отметить современные тенденции в инвестиционной среде.

1. Глобализация. Растущая эффективность коммуникационных технологий, снятие регулирующих ограничений ускорили развитие глобализации. Создание Европейского Союза, учреждение евро облегчило торговлю и ускорило интеграцию национальных рынков.

2. Секьюритизация. Форма привлечения финансирования путем процесса трансформации ссуд и других видов дебиторской задолженности в ценные бумаги.

3. Финансовый инжиниринг. Проектирование и применение новых финансовых инструментов и методов. Решение проблем управления риском.

4. Информационные и компьютерные сети.

Каждая из данных тенденций может как усложнить, так и облегчить инвестирование в развитие образовательного туризма.

Процесс управления инвестициями включает в себя:

- управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах, что предполагает регулирование, контроль, стимулирование и содержание инвестиционной деятельности законодательными и регламентирующими методами;

- управление отдельными инвестиционными проектами, включающее деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении жизненного цикла проекта;

- управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта, пред-

лагающее управление инвестиционным портфелем предприятия, управление оборотным капиталом и пр.

Различается управление инвестициями на уровне государства, субъектов Федерации и управление инвестициями на уровне хозяйствующих субъектов предприятий. Для развития образовательного туризма в регионах России наиболее эффективным станет государственное инвестирование отрасли.

Основные задачи управления инвестициями на государственном уровне:

- обеспечение высоких темпов экономического развития страны;

- максимизация части национального дохода;

- сведение к минимуму рисков инвестиционной деятельности.

Государство обеспечивает благоприятные условия для инвесторов посредством принятия и корректировки соответствующих законодательных и нормативных актов. Управление инвестиционной деятельностью на государственном уровне осуществляется в соответствии с федеральными целе-выми инвестиционными программами, также путем прямого управления государственными инвестициями, законодательными мерами стимулирования и сдерживания, проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики, контролем соблюдения государственных норм и стандартов, антимонопольными мерами.

Функции управления инвестициями на государственном уровне включают:

- анализ и прогнозирование развития инвестиционного рынка;

- разработку стратегических направлений инвестиционной политики с учетом целевых направлений развития страны и инвестиционных возможностей;

- законодательную деятельность в области стимулирования, регулирования, сдерживания и контроля инвестиционной деятельности;

- мониторинг инвестиционной деятельности и реализацию конкретных мер регулирования инвестиционной деятельности на всех уровнях, включая поддержку и финансирование отдельных инвестиционных проектов.

Государство традиционно регулирует инвестиционные процессы в экономике. Инвестиционная политика государства непосредственно влияет на развитие частных и публичных инвестиций в стране, именно она формирует инвестиционный климат.

Факторы, формирующие инвестиционный климат страны:

- макроэкономическая сбалансированность, ожидаемая инфляция и меры по ее регулированию;

- наличие природных ресурсов и доступ к ним;

- уровень развития, равномерность распределения по территории и доступность объектов инфраструктуры;

- качество и территориальное распределение рабочей силы;

- административные, информационные и другие барьеры входа на рынок, уровень конкуренции;

- политическая и правовая стабильность, социальная защищенность населения, приемлемые законодательные нормы;

- качество государственного управления;

- налоговое бремя и устойчивость, понятность для инвесторов налогового законодательст-

ва;

- качество финансового рынка, его институтов, доступность кредитования;

- конвертируемость валюты и ее инфляционная стабильность;

- открытость экономики.

Неблагоприятный инвестиционный климат может быть обусловлен отсутствием устойчивой правовой стабильности, отсутствием информационной прозрачности, наличием высокой степени политических и экономических рисков [5].

Применяются различные инструменты для создания благоприятной инвестиционной среды.

1. Создание благоприятных условий для инвестиций:

- налоговые льготы, инвестиционные налоговые кредиты, устранение двойного налогообложения;

- льготные условия пользования землей и природными ресурсами;

- антимонопольное регулирование экономики;

- развитие информационной, транспортной инфраструктуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка и утверждение стандартов, норм, регламентов в области инвестиционной деятельности.

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности:

- прямое бюджетное финансирование;

- реализация капитальных вложений для государственных нужд;

- предоставление бюджетных средств на возвратной основе;

- государственные заказы: товаров, работ, услуг - компаниям частного сектора;

- проведение экспертизы инвестиционных проектов [4].

Инвестиционные программы государства, создающие инвестиционный климат, законодательные нормы в Российской Федерации базируются на долгосрочной цели развития страны с ориентиром на повышение уровня жизни населения.

Наиболее важные задачи инвестиционной политики:

1) создание благоприятного климата для инвестиций;

2) увеличение объемов и эффективности инвестиций;

3) повышение роли государственных инвестиций;

4) создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

5) качественное развитие нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций;

6) развитие международного инвестиционного сотрудничества.

Учитывая ограниченность финансовых ресурсов государства, они должны направляться на высокоэффективные, инновационные проекты, позволяющие сделать технологический прорыв, на создание продукции, способной выйти на внешний рынок и стимулировать развитие отечественных производств [5]. Инвестиционные вложения в развитие образовательного туризма в регионах России нацелены на развитие государства, на рост эффективности его экономической деятельности.

Библиографический список

1. Боди Цви. Инвестиции: учебник / Цви Боди [и др.]; пер. с англ. Е. Мельник. - М.: Олимп-Бизнес, 2013. -1024 с.

2. Вайн Саймон. Инвестиции и трейдинг: формирование индивидуального подхода к принятию инвестиционных решений / Саймон Вайн. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Альпина Паблишер, 2010. - 643 с.

3. Забродин Ю.Н. Управление инвестиционными программами и портфелями проектов: справочное пособие / Ю.Н. Забродин [и др.]. - М.: Дело, 2010. - 576 с.

4. Теплова Т.В. Инвестиции. Теория и практика: учебник для бакалавров / Т.В. Теплова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 782 с.

5. Шеремет В.В. Управление инвестициями: в 2 т. Т. 1, 2 / В.В. Шеремет [и др.]. - М.: Высшая школа, 1998. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.