Научная статья на тему 'Инвестирование как одно из условий развития региональной экономики'

Инвестирование как одно из условий развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION INVESTMENT / PROJECT INVESTMENT / REGIONAL PLANNING / REGIONAL DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочесокова И. Х., Кочесокова З. Х.

В настоящей статье рассмотрен цикл взаимодействия инвестиций. Отмечается, что основной целью региональной инвестиционной политики регионов является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций. Также внимание уделено экстенсивному и интенсивному способам решения проблемы определения экономической эффективности интенсификации производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment as one of conditions of development of regional economy

The paper considers the cycle of investment interaction. It is noted that the main purpose of a regional investment policy is to ensure that regional economic growth due attracting investment. Also, attention is paid to the extensive and intensive methods of solving the problem of determining the economic efficiency of intensification of production.

Текст научной работы на тему «Инвестирование как одно из условий развития региональной экономики»

ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

И. Х. КОЧЕСОКОВА,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник финансово-экономического отдела, Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россел ьхозакадемии,

З. Х. КОЧЕСОКОВА,

кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский институт повышения квалификации, (Краснодарский университет МВД России)

360022, г. Нальчик, ул. Мечникова, д. 130а; e-mail: [email protected]

Положительная рецензия представлена А. Н. Бжедуговой, кандидатом экономических наук, доцентом КабардиноБалкарской государственной сельскохозяйственной академии имени В. М. Кокова).

Ключевые слова: инновационное инвестирование, проектное инвестирование, региональное планирова ние, развитие региона, региональная экономика.

Keywords: innovation investment, project investment, regional planning, regional development, regional economics.

Проектное инвестирование в регионе характеризуется непрерывностью и поэтапностью вложений

средств в основной капитал, созданием новшеств технического, технологического и иного характера, совокупностью суммарных инвестиций региональных хозяйствующих субъектов и инфраструктурных объектов. Своей целевой направленностью проектное инвестирование ориентировано на своевременное принятие регулирующих мер по рационализации взаимодействия элементов инвестиционного процесса и достижению эффективности использования средств инвестирования.

Основными целевыми ориентирами увеличения объемов инновационного инвестирования в регионе для перспективного и стратегического социально-экономического развития, по нашему мнению, должны выступать: выделение приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, фундаментальных исследований, их бюджетное и совместное с другими инвесторами финансирование; определение маркетингового механизма реализации новшеств, их мультипликации и диффузии; установле-

ние и введение в практику научно-инновационной деятельности методов дифференцированного финансирования инновационных проектов в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, производственной и социальной инфраструктур, основанного на различном сочетании объемов бюджетных (собственных) средств, а также привлекаемых и заемных финансовых ресурсов [1]. При этом прямое и инновационное инвестирование основного капитала в регионе считаем возможным представить в виде рис. 1.

Как следует из рис. 1, формируемые инвестиции (блок 2) из сбережений населения, бюджетных, свободных и заемных средств региона и хозяйствующих субъектов (блок 1) направляются на обновление и модернизацию основных фондов региональной экономики (блок 5), а также на создание научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, фундаментальных исследований (блок 3). При этом создаваемые технологические и технические новшества как результат научных разработок и исследований (блок 4) реализуются в производстве, являясь основой не только модернизации наиболее активной

10. М ітер иаль но тех нтЕ с ш, ф инаноо гые, зр удоЕые, инф Ор Тіілір-С' нньге ре сурс ы

9. Прибыль

1. Сбережения 2. 5. Основные б. ПрОИЗЕО ДСТЕО 7. ОБьем

нас е пе бия, Ь ю дан тнъм, Средства фонды предугадан, реализоЕаннж

з-аетный и свободные инвест Ир и производствен оказан» услуг, продукции,

■: р Є ДІTEEL р ё тона, ван и я НОИ и их реализация услуг

и і .i-Lfct! тну юідля. —► социальном —► —►

СубъеКТО Е сфер региона

8. Оплата труда, налогОЕые отчи: пения Е бюджет

3. Создание научно- 4. Технологические И

исследовательских и опытно- технические

конструкторских разработок, нов шест в а для

БЬ1 Пи ЛНЄН и Є Ф у н ДбМ Є-HT ал ы-ых —► внедрения Б

ИССЛеДОЕііЗНИМ производство

1 1. Рыж К TDEdfOE И

услуг

Рисунок 1

Схема взаимодействия формируемых средств инвестирования, направления их в основной капитал и создание новшеств

www.m-avu. narod. ru

89

части основных производственных фондов региона, но и совершенствования технологических процессов, обновления той части основных фондов предприятий региона, которая идентифицируется по внедряемым техническим новшествам.

Поэтому органам планирования и регулирования инвестиций региона следует в процессе вложения денежных средств в основной капитал учитывать и инновационное инвестирование, результаты которого в виде технологических, технических и иных новшеств, реализуемые в производстве, выступают в качестве инноваций, повышая технический уровень основных фондов, степень технологичности производства, способствуя модернизации и обновлению основных фондов.

Представленный блоками 2, 3, 4 и 5 (рис. 1) цикл взаимодействия инвестиций, основных фондов региональной экономики, научно-инновационного процесса и его результатов, внедряемых в производственной и социальной сферах, по нашему мнению, является центральным в воспроизводстве основных фондов. Остальные блоки представляют взаимодействующие элементы производственного цикла, а совместно с блоками 2, 3, 4 и 5 — полный производственный цикл на базе модернизации и обновления основных фондов, инновационного инвестирования, способствующих экономическому росту региона, объектов инвестирования.

Так, выпуская на базе обновленных фондов продукцию, оказывая услуги потребителям (блок 6, рис. 1), реализуя ее (блок 7), оплачивая труд персонала (блок 8), аккумулируя амортизационные отчисления для планового погашения изношенной части основных производственных фондов, чистую прибыль (блок 9), предприятия и население региона, непосредственно сам регион имеют свободные и бюджетные денежные средства (блок 1) для расширенного воспроизводства, приобретая для инвестиционных проектов и производственно-хозяйственной деятельности различные виды ресурсов (блок 10), участвуя в роли производителя на рынке товаров и услуг совместно с их потребителями — экономически активным и нетрудоспособным населением.

Таким образом, проектное инвестирование в регионе характеризуется непрерывностью и поэтапностью вложений средств в основной капитал, созданием новшеств технического, технологического и иного характера, совокупностью суммарных инвестиций региональных хозяйствующих субъектов и инфраструктурных объектов. Своей целевой направленностью проектное инвестирование ориентировано на своевременное принятие регулирующих мер по рационализации взаимодействия элементов инвестиционного процесса и достижению необходимой эффективности использования средств инвестирования, направляемых на модернизацию, реконструкцию и новое строительство пассивных и активных элементов основных производственных фондов, создание и внедрение новшеств [2].

Особенности регионального планирования и регулирования инвестиционных проектов, выполнения целевых программ обновления и модернизации основных производственных фондов в современных условиях мы связываем с существующим несоответствием между сложившимся до 1992 г. территориальным разделением труда, конкретно выраженной отраслевой специализацией регионов и рыночными отношениями участников, поставившими регионы Российской Федерации в неравные экономические условия; с сохраняющимся преимущественно отраслевым подходом к инвестированию, с существенно возросшей заинтересованностью субъектов Федерации в повы-

шении уровня социально-экономического развития, в росте благосостояния граждан, качества их жизни; с ограниченностью средств федерального бюджета для направления в инвестиционные проекты модернизации и обновления основных фондов, создания технологических и технических новшеств; с возрастающей потребностью в повышении технического уровня основных производственных фондов региональных хозяйственных комплексов, объектов производственной и социальной инфраструктур в условиях высокой рискованности вложений средств в технологические и технические научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки.

Поэтому приведение в равновесие значительного спроса на инвестиции и ограниченного предложения их на рынке капиталов требует со стороны субъекта управления проектными и программными инвестициями создания таких условий, при которых хозяйствующие субъекты, индивидуальные и корпоративные инвесторы вкладывали бы свободные денежные средства в модернизацию, реконструкцию и обновление основных фондов, создание новшеств в целях повышения уровня конкурентоспособности продукции, услуг, темпов экономического роста, эффективности производства.

Особенности текущего, перспективного и стратегического планирования инвестиционного развития региона, его комплексов, хозяйствующих субъектов, объектов производственной и социальной инфраструктур заключаются и в том, что планово-расчетные обоснования достижения необходимых экономических и социальных результатов, избранных для финансирования инвестиционных проектов, должны учитывать имеющееся в настоящее время истощение месторождений минеральных ископаемых и связанный с этим рост затрат по их добыче, что снижает уровень конкурентоспособности продукции промышленных предприятий.

Важное место в изучении проблемы повышения экономической эффективности производства занимает исследование его региональных особенностей, тенденций структурных сдвигов в регионе, что позволит оценить сложившиеся сдвиги с позиции дальнейшего их развития.

Необходимое условие для решения социальных задач — это уменьшение межрегиональных различий по уровню экономического развития. А достижение наименее развитыми регионами среднероссийского уровня ВВП на душу населения требует очень высоких темпов роста и длительного времени. На протяжении последних лет инвестиционная сфера остается одной из «болевых точек» региональной экономики. Инвестиции — это проблема одновременно и макроэкономическая, и микроэкономическая. Как конкретному предприятию, так и стране нужны не столько объемы инвестиций, сколько качественные инвестиции. А в этом велика роль конкретных производителей [2]. Из-за ограниченности хозяйственных ресурсов общества слагаемые инвестиционной политики касаются всех уровней управления.

Основной целью региональной инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства, создание конкурентоспособных секторов в приоритетных видах экономической деятельности.

От эффективности капитальных вложений зависят темпы научно-технического прогресса в стране и эффективность производства. Проблема в том, что при относительно меньших вложениях необходимо обеспечивать большие приросты продукции отраслей материального производства.

90

№№№. т-Э¥и. пагоб. ги

Темпы внедрения технических достижений в производство и рациональные изменения в структуре экономики должны повышать уровень организации производства через совершенствование системы управления. Характерной чертой народного хозяйства республики являются неплохие темпы его роста. Однако о необходимости усиления роли интенсивных факторов свидетельствует динамика качественных показателей его развития, поскольку в современных условиях возможности расширения производства преимущественно за счет экстенсивных источников существенно ограничены. Экономическая эффективность интенсификации определяется на основе сравнения эффектов от двух возможных способов решения проблемы — экстенсивного и интенсивного. Эффект экстенсификации целесообразно определять на основе следующей формулы:

э, = £ к,хг, - з (|)

г=1

где Ээ — эффект экстенсификации;

К — эффективность использования ьго ресурса;

V— объем использования ьго ресурса;

п — количество различных ресурсов;

3 — суммарные затраты на привлечение и эксплуатацию ресурсов.

Если правая часть управления (1) положительна, то экстенсивный способ решения проблемы экономически эффективен.

Эффект интенсификации производства определяется по формуле: п

Эи =£Э , (2)

г=1

где Э. — эффект от i-го мероприятия по интенсификации производства;

п — число всех мероприятий.

Соответствующие расчеты показали, что низкие темпы прироста основных фондов (2,9 раза относительно 1995 г.) наблюдаются на фоне высокого износа материально-технической базы, а имеющиеся, хотя и увеличивающиеся, но низкие коэффициенты обновления и выбытия (8,0 и 0,9 % в 2011 г.) позволят заменить физически и морально устаревшие и изношенные основные фонды в течение трех десятков лет.

Таким образом, инвестиционное обновление материально-технической базы является одним из лимитирующих условий развития региональной экономики. Целесообразно законодательно решить вопрос об освобождении от налогообложения инвестиции в основной капитал, в частности, связанные с привлечением иностранных новых технологий и технических средств.

Литература

1. Инновационный менеджмент / под ред. С. Д. Ильенковой. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юнити, 2011.

2. Кушлин В. И., Фоломьев А. Н., Селезнев А. З., Смирницкий Е. К. Инновационность хозяйственных систем. М. : Эдиториал УРСС, 2009. 208 с.

3. Лебедева Е. Инновационный бизнес в США. М. : ИМЭМО РАН, 2011. 159 с.

CUI PRODEST НАХОЖДЕНИЕ РОССИИ В ВТО?

А. Н. МИТИН,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления,

О. А. МИТИН,

кандидат юридических наук, Уральская государственная юридическая академия

620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21; тел. 89122452099; e-mail: [email protected]

Положительная рецензия представлена Б. А. Ворониным, доктором юридических наук, профессором Уральской государственной сельскохозяйственной академии.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация (ВТО), государственный протекционизм, либерализация международной торговли, право ВТО, противники и сторонники вступления России в ВТО.

Keywords: World Trade Organization (WTO), the state protectionism, the liberalization of international trade, WTO law, the opponents and supporters of Russia's accession to the WTO.

Конституционный суд Российской Федерации в начале июля 2012 г. рассмотрел запрос 131 депутата Государственной Думы о правомерности присоединения России к Всемирной торговой организации и через несколько дней принял решение о том, что конституционные требования соблюдены. Оппозиция в Государственной Думе РФ считает, что процедура ратификации нарушена и превращена в формальность, поскольку ни правительством, ни Государственной Думой РФ не было соблюдено конституционное требование о согласовании проекта договора с субъектом РФ. Депутаты просили Конституционный Суд РФ провести проверку конституционности не только протокола о присоединении России и ВТО, но и всех приложений к нему в полном объеме.

Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization, WTO) — международная www.m-avu. narod. ru

организация, созданная в 1995 г. с целью либерализации международной торговли. Она является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. Теория либерализации внешней (свободной) торговли содержит идеи о том, что развивать свою экономику и промышленность каждая страна может только «открыв себя» мировому рынку, сотрудничая с Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком (ВБ), отказавшись от внутреннего протекционизма.

Вместе с тем, по мнению многих зарубежных и отечественных исследователей, идеи свободной торговли значительно мифологизированы, а МВФ и ВТБ скрывают тот факт, что развитие стран, считающихся сегодня богатыми, после Второй мировой войны проводилось по протекционистской модели, а государство при этом играло большую роль в тор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.