Л. Л. Букин
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой экономики и инвестиций Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.
В статье определяется цель проектного инвестирования, его функциональная предназначенность; обоснована система основных показателей инвестиционной активности в учреждениях высшего профессионального образования.
Ключевые слова: проектное инвестирование, уровень активизации, ресурсный потенциал.
L. Bukin
METHODOLOGICAL GROUNDS FOR ACTIVISATION OF PROJECT INVESTMENT AT ESTABLISHMENTS OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION
The author of the paper defines the goal ofproject investment, its functional purpose and justifies the system of basic indices of investment activeness at establishments of higher vocational education.
Key words: project investment, activisation level, resource potential.
Удовлетворение инвесторов экономической и социальной результативностью в процессе текущего и перспективного инвестирования средств в обновление и модернизацию основных фондов, создание учебно-методических, технологических и технических новшеств, в повышение квалификации и профессионального мастерства профессорско-преподавательского состава, персонала, обслуживающего учебный и научно-исследовательские процессы, как нам представляется,
должно осуществляться не только исходя из сложившихся тенденций финансово-инвестиционного и социально-экономического развития учебных заведений высшего профессионального образования, но и из учета существенно изменяющейся конъюнктуры на рынках образовательных услуг, труда специалистов высшего звена, необходимости роста конкурентоспособности образовательных услуг вузов в связи с востребованностью их потребителями как в производственной,
так и социальной сферах в условиях экономического роста народного хозяйства.
Необходимость увеличения объемов инвестиций и повышения качества оказания образовательных услуг учреждениями высшего профессионального образования непосредственно связано с повышением технического, технологического и инновационного уровней производства продукции, оказания услуг хозяйствующими субъектами народного хозяйства, где высокий уровень квалификации и профессионального мастерства и оптимальная структура менеджеров, специалистов высшего звена тесно взаимосвязаны с ростом экономических результатов, эффективности производства, процесса оказания услуг, повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг и в целом хозяйствующих субъектов, отраслей, комплексов, регионов.
Проектное инвестирование в основные фонды (например, в лабораторное оборудование, технические средства обучения, обновление и модернизацию учебных и научно-исследовательских помещений, электронно-вычислительных машин), вложение финансовых средств в новшества управленче-ско-технологического, учебно-методического, экономико-организационного и иного характера, способствующее росту конкурентоспособности, повышению качества оказываемых образовательных услуг в конечном итоге является тем внутренним для вуза фактором, который ориентирован на высокий уровень и объем получаемых знаний, навыков и умений студентов - будущих специалистов, в свою очередь, воздействующих на деятельность хозяйствующих субъектов национальной экономики в условиях повышения его технического, технологического и инновационного уровней, экономического роста.
О результативности проектного инвестирования в учреждения высшего профессионального образования свидетельствует тот факт, что в промышленно развитых странах на один американский доллар, вложенный в вузы, получают суммарную прибыль, равную шести долларам, т. е. экономическая
результативность инвестирования в обновление, модернизацию и новшества учебно-методического, информационно-управленческого, организационно-экономического и иного характера по сравнению с объемом суммарных текущих и единовременных вложений в деятельность высшей школы выше в шесть раз.
Высокий суммарный экономический результат инвестирования в учреждения высшего профессионального образования может быть достигнут на основе тесной взаимосвязи объемов инвестирования в промышленное производство и сферу услуг. При этом стремление субъекта управления организационно-правовой структурой, отраслью, комплексом и в целом национальной экономикой к достижению того уровня конкурентоспособности продукции и в целом социально-экономической системы различных уровней, который соответствует условиям среднерыночных темпов экономического роста, требует от него соблюдения принципа непрерывности инвестирования в оптимальных размерах, обеспечивающих среднерыночный экономический рост и финансовый результат (прибыль) с тем, чтобы обновление и модернизация основных фондов, соответствующие общемировыми техническим и технологическим уровням, сопровождались обеспечением этого процесса повышением уровня квалификации и профессионального мастерства персонала, а также в его составе менеджеров.
Инвестиционные процессы учреждений высшего профессионального образования и хозяйствующих субъектов производственной и социальной сфер в данном случае по целевой ориентации на достижение среднерыночного экономического результата и эффективности вложений средств в основной капитал и новшества совпадают, так как вузы и хозяйствующие субъекты народного хозяйства объединяет мотивация достижения высоких экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности деятельности на основе обновленного капитала, внедряемых новшеств, персонала, имеющего высокую квалификацию.
В соответствии с классификационными признаками проектного инвестирования в учреждениях высшего профессионального образования и предприятий производствен-
Классификационные признаки:
ной и социальной сфер народного хозяйства инвестиционные процессы в своей целевой ориентации имеют одинаковую рыночную направленность (рис. 1).
Объекты инвестирования
Продукция, услуги объекта инвести-
рования
Направление средств инвестирования
Целевая ориентация на достижение результатов, эффективности инвестирования и экономической деятельности
Учреждения высшего профессионального образования
Специалисты высшего звена, образовательные услуги
Повышение темпов роста экономического и финансового результата, эффективности проектного инвестирования, учебно-методической деятельности, уровня конкурентоспособности высших учебных заведений
Инвестирование в обновление основных фондов, создание или приобретение новшеств учебно-методического, управленче-ско-информационного, организационно-экономического характера, в повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
• Хозяйствующие субъекты производственной и социальной сфер
Продукция, услуги
Инвестирование в обновление и модернизацию основных фондов, в технические, технологические, информационные новшества, в профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации персонала
Повышение темпов экономического, финансового роста, эффективности производства продукции, оказания услуг, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, отраслей, комплексов
Рис. 1. Классификационная схема направлений, объектов инвестирования, целевой ориентации учреждений высшего профессионального образования и хозяйствующих субъектов производственной и социальной сфер на достижение высоких экономических, финансовых результатов инвестирования, эффективности деятельности
Классификационная схема (рис. 1) свидетельствует не только об общих направлениях инвестирования, целевой ориентации на достижение необходимых экономических результатов инвестиционной, производственной и образовательной (учебно-методической деятельности вузов, хозяйственной
деятельности предприятий производственной и социальной сфер), но и о синхронизации деятельности по подготовке высококвалифицированных специалистов высшего звена, выпуске качественной продукции, оказании услуг на обновленных и модернизированных основных фондах в условиях
повышения инновационного и технологического уровней, квалификации персонала.
Взаимозависимость подготовки квалифицированных специалистов высшего звена для национальных экономик промышленно развитых стран с результативностью их функционирования оценивается зарубежными экспертами как 30% получения национального дохода в год [1].
Вместе с этим необходимость активизации инвестиционных вложений в учреждения высшего профессионального образования, как нам представляется, определяется жесткими условиями конкуренции профессиональных участников рынков товаров и услуг, когда снижающийся уровень конкурентоспособности товаров и услуг того или иного хозяйствующего субъекта, отрасли, комплекса и в целом народного хозяйства должен восстанавливаться до прежнего среднерыночного уровня или превышать его за счет обновления основного капитала, внедрения технических и технологических новшеств и, соответственно, за счет качественной подготовки и переподготовки работающих специалистов среднего и высшего звена, повышающих свою квалификацию, или принимаемых на работу новых специалистов, имеющих необходимые знания, умения и навыки, которые позволяют эксплуатировать обновленные и модернизированные основные фонды, внедрять и эксплуатировать современные технические, технологические и информационно-управленческие новшества.
Целевая ориентация субъекта управления индивидуальным, корпоративным предприятием, отраслью, комплексом и в целом национальной экономики на активизацию проектного и инновационного инвестирования учреждений высшего профессионального образования заключается в том, что по мере стабилизации или наращивания темпов экономического роста потребность в специалистах высшего звена должна увеличиваться. Это прежде всего связано не только с необходимостью постоянного качественного обновления имеющегося трудового потенциала соответствующей социально-экономической системы, но и с поддержанием наиболее воз-
можных темпов роста ее экономических и финансовых результатов текущей деятельности и перспективного развития.
В соответствии с экспертными оценками влияния на получение годового объема валового внутреннего продукта каждая из профессиональных групп, получившая начальное, среднее и высшее профессиональное образование, в структуре создаваемого валового внутреннего продукта имеет свои различные доли. При этом группы персонала, имеющие суммарное образование 10,5, 12,5 и 14,5 лет, в которое, наряду с основным общим, средним (полным) общим образованием, входит обучение в учреждениях начального, среднего специального и высшего профессионального образования, имеют различное влияние на создание валового внутреннего продукта. В промышленно развитых странах персонал, имеющий высшее профессиональное образование, производит от 50 до 52% валового внутреннего продукта [2].
В народном хозяйстве Российской Федерации персонал с суммарным образованием 14,5 лет в структуре трудоспособных и экономически активных граждан составляет 24% и производит 56% валового внутреннего продукта [3].
В этой связи необходимо отметить, что понятие «активизация инвестирования», связанное с экономической целесообразностью подготовки вузами квалифицированных специалистов удовлетворять спрос на рынке труда и приводить его в равновесное состояние своим предложением, нуждается в раскрытии его содержания в логико-вербальной форме, соответствующей его организационной, экономической и финансово-инвестиционной направленности.
Активизировать инвестирование средств в обновление и модернизацию основных фондов, в создание, приобретение и внедрение учебно-методических, технологических и технических новшеств в образовательный процесс, в повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, а также персонала, обслуживающего образовательный процесс, в соответствии с нашими представлениями связано с такими изменениями в
проектном инвестировании учреждений высшего профессионального образования, которые в отличие от сложившихся тенденций достижения экономических, финансовых и социальных результатов, обобщающего и частных уровней эффективности проектного инвестирования под воздействием субъекта управления социально-экономическим и финансово-инвестиционным развитием учреждения высшего профессионального образования приобретают новое качественное состояние (например: формирование необходимого объема инвестиций в более короткие сроки, отдавая предпочтение собственным и заемным финансовым средствам; приобретение технических средств обучения, лабораторного оборудования, информационной техники и управленческо-информационной технологии, соответствующих высокому общемировому инновационному и экономическому уровню) как по срокам обоснования выбора наиболее экономически приемлемого варианта инвестирования в основные фонды, в новшества, в повышение квалификации персонала вузов, так и по началу, а также по завершению цикла инвестиционного процесса.
Кроме того, активизация проектного инвестирования со стороны разноуровневых субъектов управления текущей деятельностью и социально-экономическим перспективным развитием вузов, на наш взгляд, заключается в совокупном финансовом, экономическом, организационном содействии, в нормативно-правовой регламентации распределения полномочий по ступеням управления непрерывным процессом проектного инвестирования, обеспечивающих повышение качества и своевременное оказание необходимого объема образовательных услуг в процессе использования (эксплуатации) обновленных и модернизированных фондов, внедренных учебно-методических и иных новшеств, возросшего по уровню квалификации труда профессорско-преподавательского состава, обслуживающего учебный процесс персонала.
Активизация проектного и инновационного инвестирования, таким образом, состоит для локального, муниципального, регио-
нального и федерального субъектов управления финансово-инвестиционным и социально-экономическим развитием учреждений высшего профессионального образования в своевременном, соответствующем уровню конкуренции на рынках образовательных услуг и труда специалистов высшего звена* инвестировании в необходимом объеме финансовых средств, соблюдая принципы непрерывности и цикличности обновления основного капитала, учебно-методических комплексов, инноваций, повышения квалификации и профессионального мастерства работников вузов.
В соответствии с нашими представлениями, активизация проектного инвестирования должна включать такие работы, действия и предпринимаемые комплексные меры, конкретизирующие и реализующие ее целевую направленность и функциональную предназначенность, как:
• анализ объемов вложений финансовых средств в объекты, источников, результативность и эффективность инвестирования за ретроспективный период и установление отклонений планово-расчетных от фактических значений экономических результатов, текущих и единовременных затрат, факторов влияния на данные отклонения;
• анализ инвестиционной деятельности конкурентов и определение технического, инновационного и технологического состояния хозяйствующих субъектов-конкурентов;
• формирование комплекса экономических, финансовых, инновационных, структурно-организационных мер по противодействию, устранению, нивелированию, локализации, нейтрализации действующих негативных тенденций, влияющих на текущую инвестиционную деятельность и перспективное финансово-инвестиционное развитие вуза;
• установление источников и объемов средств проектного инвестирования, направленных на обновление и модернизацию основных фондов, создание и/или приобретение учебно-методических, технических и технологических новшеств, их внедрение, повышение уровня квалификации работни-
ков учреждений высшего профессионального образования;
• дисконтирование финансовых средств, направляемых на осуществление всех видов инвестиционной деятельности, оптимизация продолжительности инвестирования и эксплуатации обновленных, модернизированных основных фондов, учебно-методических, экономико-организационных, технических и технологических новшеств, труда работников (прежде всего профессорско-преподавательского состава), повысивших свой уровень квалификации и профессионального мастерства;
• мониторинг осуществления этапов инвестиционного процесса, достижения запланированных в перспективном периоде времени (например, в среднесрочном периоде) экономических и финансовых результатов, эффективности инвестирования;
• формирование логико-вербальной и одновременно экономико-математической имитационной модели достижения планово-расчетных экономических и финансовых результатов, эффективности средств проектного инвестирования в среднесрочном периоде времени, программное транслирование модели имитации для многократного экспериментирования на ней и определения оптимального объема средств, необходимого для завершения процесса и полного цикла инвестирования;
• сравнение всего комплекса предпринимаемых мер, действий и работ по активизации проектного инвестирования учреждений высшего профессионального образования с традиционными (ранее выполняемыми) процедурами планово-расчетного обоснования реальной возможности индивидуального или комплексного проекта инвестирования достичь приемлемых, удовлетворяющих инвесторов экономических, финансовых и социальных результатов, определение прироста размеров достигаемых результатов и эффективности использования финансовых средств по завершении полного цикла инвестирования (подготовительная стадия, непосредственно само осуществление инвестиционного проекта и эксплуатация объектов вложения денежных средств).
Целевая направленность активизации процесса проектного инвестирования, в соответствии с нашими представлениями, должна оптимизировать экономические результаты и затраты как по отдельным этапам инвестирования учебных заведений высшего профессионального образования, так и в целом по полному циклу вложений денежных средств в социально-экономическое развитие высшего профессионального образования, повышая тем самым конкурентоспособность образовательных услуг и непосредственно вузов.
Функциональная предназначенность понятия «активизация проектного инвестирования», на наш взгляд, может быть выражена непрерывным стремлением субъекта управления финансово-инвестиционным развитием вуза к обновлению основного капитала, внедрению новшеств в учебный процесс, повышению квалификации персонала в условиях растущей конкуренции на рынках образовательных услуг и труда специалистов высшего звена, необходимости повышения качества образования, инновационности учебного процесса.
Основными показателями инвестиционной активности функционирующей социально-экономической системы (народного хозяйства, отраслевой составляющей производственной, социальной сфер) должны выступать объемы проектного инвестирования, индексы результативных показателей и эффективности вложений финансовых средств в обновление, модернизацию основного капитала, создание и внедрение новшеств, повышения квалификации персонала как основные характеристики инвестиционной и экономической деятельности, позволяющие в динамике за устанавливаемые в расчетах периоды времени объективно свидетельствовать об активности инвесторов, заинтересованных в конечных экономических и финансовых результатах инновационного и проектного инвестирования, разноуровневых субъектов управления социально-экономическим и финансово-инвестиционным развитием объекта вложений финансовых средств.
Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации в качестве основных показателей деловой и инвестиционной активности за период 2004-2005 гг. и первое полугодие 2006 г. считает валовой внутренний продукт (деловая активность), инвестиции в основной капитал, иностранные инвестиции, инвестиции по видам экономической деятельности (инвестиционная активность), предоставляющих возможность
субъекту управления финансово-инвестиционным развитием социально-экономической системы в динамике устанавливать рост или снижение инвестиционной активности (табл. 1).
Индексы стоимостных показателей приведены в табл. 1 в сопоставимых ценах. Таблица 1 составлена автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики [3].
Таблица 1
Динамика основных показателей деловой и инвестиционной активности за период 2004—2005 гг. в национальной экономике и образовании, в % к предыдущему году
Макроэкономические показатели деловой и инвестиционной активности Годы и полугодия
2004 г. первое полугодие 2005 г. 2005 г. первое полугодие 2006 г.
Валовой внутренний продукт 107,2 105,4 106,4 106,5
Инвестиции в основной капитал 111,7 108,9 110,7 110,8
Иностранные инвестиции (в фактических ценах) 136,4 86,9 132,4 141,9
Инвестиции в основной капитал образования н.д. н.д. 116,5 106,2
Данные табл. 1 свидетельствуют о некотором снижении деловой активности, так как индекс валового внутреннего продукта в 2005 г. по сравнению с 2004 г. снизился на 0,8 процентных пункта, хотя в первом полугодии 2006 г. индекс валового внутреннего продукта по сравнению с 2005 г. стабилизировался (возрос на 0,1 процентных пункта).
Следует отметить, что индекс инвестиционной активности в национальной экономике, в соответствии с процентным изменением объема инвестиций в основной капитал, в 2005 г. по сравнению с 2004 г. находился в тесной зависимости с изменениями деловой активности (индекс валового внутреннего продукта) и в 2005 г. был равен 110,7%, а в 2004 г. - 111,7%, т. е. индекс инвестиционной активности в 2005 г. снизился на один процентный пункт. В первом полугодии 2006 г. индекс инвестиционной активности в сравнении с аналогичным периодом 2005 г. стабилизировался и был равен 110,8%.
Указанные изменения инвестиционной и деловой активности в национальной экономике за период 2004-2005 гг. и первого полугодия 2006 г., на наш взгляд, являются следствием некоторого снижения объемов и структуры инвестирования из бюджетных средств различных уровней управления финансово-инвестиционным развитием, так как размеры собственных и заемных средств не позволяют существенно повысить уровень инвестиционной активности в рамках национальной экономики.
Снижение на 4 процентных пункта объема иностранного инвестирования в основной капитал народного хозяйства в 2005 г. по сравнению с 2004 г. (табл. 1) был компенсирован существенным увеличением объема иностранных инвестиций в первом полугодии 2006 г.
Размеры инвестирования в учреждения образования в первом полугодии 2006 г. повысились по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 6,2 процентных пункта, что, на наш взгляд, является положительной
тенденцией анализируемого периода в отраслевой составляющей социальной сферы -образовании.
В 2005 г. индекс инвестиций в основной капитал в образовании (индекс инвестиционной активности) был равен 116,5%, что является свидетельством увеличения объемов инвестирования в данной отрасли социальной сферы как за счет собственных, заемных средств, так и бюджетного инвестирования в основной капитал.
Устанавливаемые изменения динамики уровня инвестиционной активности в народном хозяйстве, его отраслевых составляющих, в соответствии с нашими представлениями, требуют от разноуровневых субъектов управления финансово-инвестиционным развитием не только нахождения различных по направленности и силе действия факторов, влияющих на инвестиционную активность отдельных хозяйствующих субъектов, отраслей, комплексов и в целом национальной экономики, но и формирования с последующей реализацией ресурсообеспеченного комплекса мер в рамках функций управления, а также обобщающей и частных стратегий с целью стабилизации и повышения темпов ежегодного роста экономических показателей, характеризующих инвестиционную активность народнохозяйственной, отраслевой, региональной и локальной социально-экономических систем.
Повышение уровня инвестиционной активности высших учебных заведений в существенной степени зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Основными факторами, содействующими изменению уровня инвестиционной активности высших учебных заведений, выступает экономическая заинтересованность инвесторов, и в первую очередь реципиента финансовых вложений в основной капитал, все виды внедряемых новшеств, повышение квалификации персонала осуществлять инвестирование в экономически и социально значимые проекты и инвестиционные программы.
Удовлетворяющие инвесторов экономические и финансовые результаты вложений в
развитие учреждений высшего профессионального образования в существенной мере зависят от стабильной экономической деятельности, когда собственные свободные денежные средства в структуре суммарного объема инвестирования в основной капитал, учебно-методические и иные новшества, повышение квалификации персонала являются, по сравнению с другими структурными частями инвестирования, значительной долей, позволяющей финансировать конкретный этап или большую часть инвестиционного проекта.
Однако в 2005 г. в отраслевой составляющей сферы услуг - образовании доля собственных средств, включая и амортизационные отчисления, в общем объеме инвестирования была равна 2,7%, а остальные 97,3% составляли привлеченные средства (из них 88,1% - бюджетные средства, 0,1% - кредиты банков) [3].
На инвестиционную активность учреждений высшего профессионального образования в значительной степени влияет инвестиционная привлекательность непосредственно самого высшего учебного заведения, характеризуемая:
• стоимостными объемами и качеством оказываемых образовательных услуг;
• постоянным стремлением удовлетворять рыночный спрос на образовательные услуги, на труд специалистов высшего звена;
• устоявшейся положительной репутацией вуза среди реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг;
• высоким уровнем инновационности учебного процесса, его информационного и технического оснащения;
• уровнем квалификации (остепененно-стью) преподавателей, их профессиональным мастерством.
Региональная инвестиционная привлекательность, влияющая на активизацию проектного инвестирования в учреждениях высшего профессионального образования, характеризуется такой совокупностью социальных, экономических и финансовых идентификаторов, как: валовой региональный
продукт, приходящийся на душу населения административно-территориального образования; структурная доля численности населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения на конец года; удельный вес лиц с высшим образованием в численности занятых трудом в региональной экономике; среднедушевые доходы населения региона в течение месяца, года; сальдированный финансовый результат (прибыль за вычетом убытков) деятельности хозяйствующих субъектов на душу населения; доля прибыльных хозяйствующих субъектов в их общем числе; объем средств инвестирования, направляемых в основные фонды, технические, технологические, информационные новшества; индекс физического объема инвестиций в основные фонды в сопоставимом виде.
Чем выше уровень региональной инвестиционной привлекательности, тем интенсивнее осуществляются процессы обновления и модернизации основных фондов, а вместе с ними и активизация проектного инвестирования.
В то же время следует отметить, что внешние факторы, воздействующие на изменение уровня активизации проектного инвестирования в учреждениях высшего профессионального образования, следует группировать по их негативному и положительному влиянию на процесс инвестирования. При этом совокупность факторов воздействия на активизацию инвестирования в основной капитал, новшества, повышение квалификации персонала должна быть выражена соответствующими показателями, величины которых отражают негативные или позитивные тенденции в индивидуальном периоде.
Поэтому если, например, динамика идентификаторов инвестиционной привлека-
тельности в течение определенного периода времени имеет тенденцию к росту, то для инвесторов, намеривающихся вкладывать свои свободные денежные средства в инвестиционные проекты учреждений высшего профессионального образования, этой информации может быть вполне достаточно для принятия финансово-инвестиционного решения.
Однако в совокупности экономических и социальных идентификаторов (факторов) влияния на инвестиционную привлекательность и активность возможны снижения и рост их величин. В этом случае инвесторы должны исходить из экспертного или математического определения обобщающего уровня инвестиционной привлекательности, однозначно свидетельствующего о потенциальной возможности проектного инвестирования или выборе другого проекта с более высоким уровнем инвестиционной привлекательности и ресурсной возможности активизировать проектное инвестирование в учреждениях высшего профессионального образования.
Уровень активизации проектного инвестирования в учреждениях высшего профессионального образования, на наш взгляд, тесно связан с имеющимся ресурсным потенциалом высших учебных заведений и может существенно возрастать или снижаться в зависимости от состояния основных фондов, их физического износа и морального старения, степени их ежегодного обновления и выбытия, численности и уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, используемых технологий и техники обучения, новшеств для повышения уровня знаний, умений и навыков обучающихся, уровня оплаты труда, предоставляемых социальных льгот и благ работникам высших учебных заведений.
ПРИМЕЧАНИЕ
* В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» высшее профессиональное образование осуществляет подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов И. В. Оценка финансовой значимости дистанционного обучения персонала компании // Современные аспекты экономики. СПб., 2005. № 23 (90).
2. Белякова С. А. Лекции по экономике образования. М.: ВШЭ, 2002.
3. Российский статистический ежегодник. 2006: сб. стат. / Росстат. М., 2006.
SPISOK LITERATURY
1. Abramov I. V. Otsenka finansovoy znachimosti distantsionnogo obucheniya personala kompanii // Sovremennye aspekty ekonomiki. SPb., 2005. N 23 (90).
2. Belyakova S. A. Lektsii po ekonomike obrazovaniya. M.: VShE, 2002.
3. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2006: sb. stat. / Rosstat. M., 2006.