Научная статья на тему 'Ресурсное обеспечение инновационного развития учреждений профессионального образования'

Ресурсное обеспечение инновационного развития учреждений профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ / УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА / ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / COST OF FIXED ASSETS / ESTABLISHMENTS OF PROFESSIONAL EDUCATION / NUMBER OF THE PERSONNEL / RESEARCHERS / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панарин Андрей Александрович

Проанализирована динамика изменений среднегодовой стоимости основных фондов, инвестирования в основной капитал, численности персонала, занятого научными исследования и разработками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панарин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE ENSURING INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ESTABLISHMENTS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Dynamics of changes of mid-annual cost of fixed assets, investments in fixed capital, number of the personnel occupied with scientific of research and development is analyzed.

Текст научной работы на тему «Ресурсное обеспечение инновационного развития учреждений профессионального образования»

УДК [658:001.895]:378

А.А. ПАНАРИН

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: стоимость основных фондов, учреждения профессионального образования, численность персонала, исследователей, инновационное развитие.

Проанализирована динамика изменений среднегодовой стоимости основных фондов, инвестирования в основной капитал, численности персонала, занятого научными исследования и разработками.

A.A. PANARIN

RESOURCE ENSURING INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ESTABLISHMENTS OF PROFESSIONAL EDUCATION

Key words: cost of fixed assets, establishments of professional education, number of the personnel, researchers, innovative development.

Dynamics of changes of mid-annual cost of fixed assets, investments in fixed capital, number of the personnel occupied with scientific of research and development is analyzed.

Развитие учреждений профессионального образования в существенной степени зависит от натуральных и количественных объемов используемых основных фондов, их технологического уровня.

О динамике изменений основных фондов, используемых в научных исследованиях и прикладных разработках учреждений высшего профессионального образования, свидетельствуют данные табл. 1 [1].

Таблица 1

Динамика изменений среднегодовой стоимости основных фондов учреждений высшего профессионального образования за период 2006-2009 гг., млн руб.

Основные фонды в сферах образования Годы

2006 2007 2008 2009

Образование 4Q Ю1,6 Ю6 376,1 95 769,5 9Q 647,2

Высшее профессиональное образование 6469,1 11 Q18,6 13 512,2 14 114,3

Изменения динамики среднегодовой стоимости основных фондов учреждений профессионального образования за период 2006-2009 гг. характеризует предкризисную их величину и снижение стоимости основных фондов в отраслевой составляющей «Образование» со 106 376,1 млн руб. в 2007 г. до 90 647,2 млн руб. в 2009 г. Указанное снижение среднегодовой стоимости в таком виде деятельности сферы услуг, как «образование», является результатом реорганизации учреждений высшего профессионального образования, их структурно-организационных преобразований, направленных на слияние, поглощение и корпоративную ориентацию на достижение совместными ресурсными элементами системы образования поставленных экономических и социальных целей. Кроме того, в кризисный период для системы образования были предприняты меры по пересмотру необходимости наличия широко разветвленной сети филиалов и представительств образовательных учреждений.

Однако рост основных фондов в учреждениях высшего профессионального образования за период 2006-2009 гг. как в предкризисный, так и послек-ризисный период явился, на наш взгляд, результатом повышения объемов инвестиций в обновление и модернизацию основного капитала в создание и приобретение технологических и информационных новшеств.

Рост среднегодовой стоимости основных фондов учреждений высшего профессионального образования в период 2006-2008 гг. с 6469,1 млн руб. до

1351,2 млн руб. (рост составил 2,1 раза) выступает характеристикой осуществления организационно-экономических и финансово-инвестиционных мер по интенсификации обновления и модернизации основных фондов учреждений высшего профессионального образования [4].

Особенности процесса обновления и модернизации основных фондов в учреждениях образования состоят в том, что необходимость повышения качества образовательных услуг посредством внедрения организационных, информационных и технологических нововведений и связанного с этим повышения квалификационного уровня педагогов, преподавателей, обслуживающего и вспомогательного персонал определяется динамикой производимых государственных расходов на образование, а также финансовыми возможностями инвестирования в основной капитал и создаваемые (приобретаемые) новшества [3]. При этом как в системе образования, так и в системе профессионального образования на протяжении 2000-2010 гг. наблюдалась устойчивая тенденция к росту инвестиционных вложений. Инвестиции в основной капитал, направляемые на социально-экономическое развитие такой отраслевой составляющей сферы услуг, как «Образование», за период 20002010 гг. в Российской Федерации имели в докризисный период устойчивую тенденцию к росту (табл. 2) [4].

Таблица 2

Динамика объемов инвестиций в основной капитал учреждений образования за период 2000-2010 гг., млн руб.

Показатель Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Инвестиции в основной капитал учреждений образования 16 016 22 539 26 053 31 340 51 098 68 815 100 573 144 623 173 507 149 226 173 400

Динамика изменений объемов инвестиций в обновление и модернизацию основных фондов образовательных учреждений (табл. 2) характеризует высокие темпы роста инвестиционных вложений как в целом за период 20002010 гг., так и в отдельные периоды времени, требовавшие приведения качества основного капитала в соответствие с повышением технологического и организационного уровня процесса оказания образовательных услуг.

Таким периодом повышенной инвестиционной активности образовательных учреждений были 2003-2008 годы, определившие предкризисное инвестиционное обновление основных фондов, приведение внутренних инновационных изменений с изменениями организационных, маркетинговых, технологических и информационных новшеств внешней среды.

Ежегодные темпы объемов инвестиций в основной капитал образовательных учреждений за период 2003-2008 гг. последовательно составили: 2004 г. -163%; 2005 г. - 134,7%; 2006 г. - 146,1%; 2007 г. - 143,8%; 2008 г. - 120%.

Снижение индексов роста объемов инвестиций в основной капитал образовательных учреждений начиная с 2007 г. явилось последствием экономического кризиса. Восстановление докризисного объема инвестиций в основной капитал состоялось в 2010 г. с последующими ресурсными возможностями повышать инвестиционные индексы в 2011-2015 гг.

Особенности экономических и инвестиционных изменений в деятельности учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования состоят и в том, что приняла доминирующую позицию тенденция объ-

емов собственных средств, направляемых в обновление и модернизацию основного капитала. Так, например, структура собственных средств в инвестирование основного капитала начиная с 2000 по 2010 г. постепенно снижается (2000 г. - 12,1%; 2006 г. - 7,2%; 2007 г. - 5,9%; 2008 г. - 5,2%; 2009 г. - 4,8%; 2010 г. - 4,5%), предоставляя возможность средствам федерального и регионального бюджетов компенсировать объемы инвестирования, увеличивая тем самым долю бюджетного инвестирования (2000 г. - 76,2%; 2006 г. -80,6%; 2007 г. - 80,3%; 2008 г. - 85,7%; 2009 г. - 86,4%).

Рост среднегодовой стоимости основных фондов в учреждениях высшего профессионального образования, повышение их технического уровня в процессе оптимизации структуры ресурсообеспечения деятельности учреждений высшего профессионального образования, как нам представляется, должен сохранять свои темпы на сбалансированной основе с затратами на потребление материальных и трудовых ресурсов. При этом рост оплаты труда, повышение квалификации персонала (профессорско-преподавательского состава, в первую очередь) должен быть тесно взаимосвязан (коррелирован) с повышением уровня оснащенности основными фондами процесса оказания образовательных услуг.

Изменение численности трудовых ресурсов в секторе высшего образования, используемой в научных исследованиях и разработках в период 2005 -2009 гг. непосредственно связано как с организационно-экономическими преобразованиями в этой сфере, так и с влиянием факторов внешней среды.

О динамике изменения численности персонала, его отдельных категорий, занятых в сфере высшего образования научными исследованиями и разработками, свидетельствуют данные табл. 3.

Таблица 3

Динамика изменений численности персонала, занятых научными исследованиями и разработками в сфере высшего образования в период 2005-2009 гг., человек

Персонал сферы высшего образования по типам учреждений и категориям Годы

2005 2006 2007 2008 2009

Университеты и другие высшие учебные заведения 33 942 35 179 40 440 40 003 39 700

Научно-исследовательские институты (центры) 7021 7294 6609 5522 5310

Конструкторские и проектно-конструкторские учреждения 1991 1878 1843 1783 1721

Исследователи 30 111 30 793 34 162 33 160 33 000

Всего 49 500 44 473 49 059 47 595 46 421

Рост численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками в секторе высшего образования, в университетах и других высших учебных заведениях в предкризисный период 2005-2006 гг. с 33 942 до 40 440 человек (рост на 119%) сменился в кризисный период его снижением в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 1,8%, что было связано с проведением организационно-экономических мер антикризисного характера и продолжающимся реформированием учреждений высшего профессионального образования.

Снижение динамики численности персонала в научно-исследовательских институтах и конструкторских, проектно-конструкторских учреждениях в кризисный период 2007-2009 гг. (табл. 3) явилось результатом предпринимаемых структурно-организационных мер по сбалансированности финансирования ресурсопотребления в данных учреждениях сферы высшего образования и достижения ими экономических результатов в условиях экономического кризиса и предпринимаемых мер выхода из него.

В предкризисный период 2007-2008 гг. на снижение численности персонала оказала влияние и среднемесячная заработная плата персонала сектора высшего образования, занятого научными исследованиями и разработками, соответственно, равная 90,4% и 97,6% от среднемесячной оплаты труда работников, занятых в целом в национальной экономике. Доведение оплаты труда работников различных типов учреждений сферы высшего образования до нормативно-правовых регламентаций, определяющих уровень превышения в 2 раза оплаты труда работников, занятых в экономике, на наш взгляд, является одной из целевых ориентаций социально-экономического развития всех сфер народнохозяйственного производства, повышение инновационного уровня которых на этой основе выступает одним из условий расширения состава конкурентных преимуществ и, соответственно, конкурентоспособности образовательных услуг [1, 2].

Экономическое и инновационное развитие всех типов учреждений сектора высшего образования характеризуют устойчивость и тенденция роста исследователей, принимающих активное участие в выполнении научных исследований и разработок. Так, рост численности этой категории персонала с 2005 по 2007 г. выступает характеристикой высокого трудового потенциала учреждений различных типов сферы высшего образования, определяемого уровнем квалификации и профессионального мастерства. В кризисный период число исследователей, занятых в научных исследования и разработках учреждений высшего образования, сократилось с 34 162 до 33 000 человек (табл. 3). Но по-прежнему категория работников-исследователей как структурная часть в общей численности персонала всех типов учреждений сектора высшего образования занимала доминирующую и стабильную долю: 2005 г. - 69%; 2006 г. -69,2%; 2007 г. - 69,6%; 2008 г. - 69,7% и 2009 г. - 71%.

Установление изменения трудовых, материально-технических, финансовых ресурсов в деятельности и социально-экономическом, инновационном развитии учреждений профессионального образования и в секторе высшего образования свидетельствует о соответствии складывающихся тенденций развития различных типов учреждений профессионального образования с принимаемой целевой ориентацией на рост ресурсопотребления и повышение их экономических результатов деятельности в условиях существенных изменений состояния внешней и внутренней сред.

Литература

1. Азарова В.В. Составляющие стратегической ориентации на качественное повышение и количественный рост ресурсного потенциала народного хозяйства // Вестник Российской академии естественных наук. Сер. экономическая. 2009. № 1.

2. Горшков Р.К. Инновационно-ресурсный потенциал предприятия: вопросы теории и методологии. М.: Экслибрис-Пресс, 2005.

3. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. СПб.: Питер, 2009.

4. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011.

ПАНАРИН АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат экономических наук, докторант, Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения, Россия, Санкт-Петербург (panarinaa@list.ru).

PANARIN ANDREY ALEKSANDROVICH - candidate of economics sciences, doctoral candidate, St.-Petersburg State University of Cinema and Television, Russia, St.-Petersburg.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.