3. Кругляк З.И. Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета: международный опыт и российская практика / З.И. Кругляк // Все для бухгалтера. - 2007. - № 15 (207). - С. 2-9.
4. Жердева О.В.Экономическая эффективность использования земельных ресурсов в сельскохозяйственных организациях краснодарского края: монография / О.В. Жердева, М.А. Столярова. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 201 с.
5. Муллинова С.А. Экономическая оценка эффективности сельскохозяйственного производства в краснодарском крае / С.А. Муллинова // Экономика и финансы. -2004. - № 21. - С. 56-60.
6. Рыбкина А.Г. Проблемы бухгалтерского учета лизинговых операций лизингополучателя при учете имущества(предмета лизинга) на его балансе / А.Г. Рыбкина, Н.В. Черемисина // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 4 (050). -С. 142-145.
7. Смольнякова М.В. Влияние амортизационной политики экономического субъекта на его финансовые показатели и налоговую оптимизацию / М.В. Смольнякова, Д.П. Виноградова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 124. - С. 1195-1221.
8. Столярова М.А. Методические аспекты эффективности использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения / М.А. Столярова, О.В. Жердева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 96. - С. 269-283.
Sources:
1. Tax code of the Russian Federation. Part two-Federal law No. 117-FZ of 5.08.2000.
2. Regulations on accounting "Expenses of the organization" PBU 10/99. Approved by the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 06.05.1999 No. 33n.
3. Kruglyak Z.I. Interaction of accounting and tax accounting systems: international experience and Russian practice / Z.I. Kruglyak // Everything for an accountant. - 2007. - No. 15 (207). Pp. 2-9.
4. Zherdeva O.V. Economic efficiency of land resources use in agricultural organizations of Krasnodar region: monograph / O.V. Zherdeva, M.A. Stolyarova. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - 201 p.
5. Mullinova S.A. Economic assessment of the efficiency of agricultural production in the Krasnodar region / S.A. Mullinova / / Economics and Finance. -2004. - No. 21. - Pp. 56-60.
6. Rybkina A. G. Problems of accounting of leasing operations of the lessee at the account of property (subject of leasing) on its balance / A.G. Rybkina, N.V. Cheremisina // Social and economic phenomena and processes. - 2013. - No. 4 (050). Pp. 142145.
7. Smolnyakova M.V. Influence of depreciation policy of an economic entity on its financial indicators and tax optimization / M.V. Smolnyakova, D.P. Vinogradova // Politematic network electronic scientific journal of Kuban state agrarian University. - 2016. - No. 124. - Pp. 1195-1221.
8. Stolyarova M.A. Methodical aspects of efficiency of use of land resources for agricultural purposes / M.A. Stolyarova, O.V. Zherdeva // Politematichesky network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University. - 2014. - No. 96. Pp. 269-283.
А.В. Зонова - профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, д.э.н., Вятский государственный университет, [email protected],
A.V. Zonova - professor of the Department of accounting, analysis and audit, Doctor of Economics, Vyatka state university;
Н.В. Палешева - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Вятский государственный университет, [email protected],
N.V. Palesheva - Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of accounting, analysis and audit, Vyatka state University;
А.Л. Крестьянинова - магистрант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Вятский государственный университет, [email protected],
A.L. Krestyaninova - master's student of the Department of accounting, analysis and audit, Vyatka state University.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ И ОТРАЖЕНИЕ
ДАННЫХ О РАСЧЕТАХ В ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ INVENTORY OF SETTLEMENTS WITH DIFFERENT DEBTORS AND CREDITORS AND REFLECTION OF DATA ON PAYMENTS IN THE ANNUAL ACCOUNTING REPORT
Аннотация. Кредиторская или дебиторская задолженность возникает при совершении организацией финансово-хозяйственных операций, которые связаны с движением материальных ресурсов, денежных средств или принятием на себя определенных обязательств.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами, за исключением тех, для которых планом счетов предусмотрены отдельные бухгалтерские счета 60 - 75, производится на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Особенностью проведения инвентаризации расчетных операций в современных условиях является использование высококвалифицированного персонала организации. Инвентаризация расчетов с прочими дебиторами и кредиторами является наиболее сложным и проблемным вопросом в современных условиях.
В общем порядке инвентаризация расчетов должна проводиться перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась, начиная с 1 октября отчетного года.
Работа по инвентаризации прочей дебиторской и кредиторской задолженности является первичным и очень необходимым мероприятием досудебного урегулирования споров по взаимным требованиям.
Annotation: accounts payable or accounts receivable arise when an organization performs financial and economic operations that are associated with the movement of material resources, cash or the assumption of certain obligations. Accounting for settlements with different debtors and creditors, except for those for which the chart of accounts provides separate accounts 60-75, is made on account 76 "Settlements with different debtors and creditors". Feature of carrying out inventory of settlement operations in modern conditions is use of highly qualified personnel of the organization. Inventory of settlements with other debtors and creditors is the most difficult and problematic issue in modern conditions. In the General order the inventory of calculations shall be carried out before drawing up annual financial statements, except for the property which inventory was carried out, since October 1 of accounting year. Work on inventory of other receivables and payables is the primary and very necessary measure of pre-trial settlement of disputes on mutual claims.
Ключевые слова: Дебиторская и кредиторская задолженность, инвентаризация расчетов, платежи, сомнительный долг.
Keywords: accounts Receivable and accounts payable, inventory calculations, payments, doubtful debt.
При переходе от рекомендательной формы организации системы внутреннего контроля к обязательной форме многие средние и крупные российские организации создают свою систему управления дебиторской задолженности.
Данная система берет на себя урегулирование досудебного порядка возникающих споров между контрагентами в случаях предусмотренных законодательством РФ. Своевременная инвентаризация расчетов и обязательств является одним из важнейших условий правильного управления как дебиторской, так и кредиторской задолженности.
Только в ходе полной инвентаризации можно установить:
1) реальность фактического объема обязательств;
2) возможность взыскания дебиторской задолженности в досудебном и судебном порядке.
Особенностью проведения инвентаризации расчетных операций в современных условиях является
использование высококвалифицированного персонала организации.
Кредиторская или дебиторская задолженность возникает при совершении организацией финансово-хозяйственных операций, которые связаны с движением материальных ресурсов, денежных средств или принятием на себя определенных обязательств.
Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами, за исключением тех, для которых планом счетов предусмотрены отдельные бухгалтерские счета 60 - 75, производится на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» [10].
Планом счетов хозяйственной деятельности предусмотрено, что на отдельных субсчетах к счету 76 могут учитываться операции по отражению сумм страхового возмещения, расчетов по претензиям, расчетов по причитающимся дивидендам и другим доходам, расчетов по депонированным суммам и др. К этим «др.» часто относятся расчеты по аренде помещений, оборудования, лизинговые платежи, таможенные сборы и пошлины, начисленные проценты по займу и прочее.
Для аналитического учета к обозначенным субсчетам по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами имеется возможность дополнительно открывать субсчета 3-го и 4-го порядка по отдельным видам расчетов, что отражается в учетной политике организации.
Приведем в таблице 1 пояснения по использованию данных субсчетов, как это указано в Инструкции по применению Плана счетов (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) [10].
Конкретный перечень используемых организацией субсчетов к сч. 76 утверждается в составе рабочего плана счетов в Учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.
Таблица 1
Пояснения по использованию субсчетов к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Субсчет к счету 76 Что учитывается
Расчеты по имущественному и личному страхованию Расчеты по страхованию имущества и персонала организации, в котором организация выступает страхователем (кроме расчетов по социальному и обязательному медицинскому страхованию, для которого используется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»)
Расчеты по претензиям Расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным (или присужденным) штрафам, пеням и неустойкам
Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам Расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества
Субсчет к счету 76 Что учитывается
Расчеты по депонированным суммам Расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей)
Поскольку счет активно-пассивный, сальдо по нему может быть как дебетовым, так и кредитовым. При этом по дебету отражается долг перед предприятием, по кредиту — долги самого предприятия.
При формировании бухгалтерского баланса учитывается развернутое сальдо по счету 76:
- дебетовое сальдо отражается по строке 1230 «Дебиторская задолженность»;
- кредитовое сальдо — по строке 1520 «Кредиторская задолженность».
В зависимости от учетной политики, применяемой предприятием, допускается также отнесение некоторых групп дебиторской задолженности (например, нераспределенных страховых премий) на прочие оборотные активы (строка 1260).
Если дебиторы (кредиторы) не погасилиявно задолженность в течение времени, установленного законодательством или договором, то такой долг называют просроченным. По закону дебитору отводится некоторое время, в течение которого он может востребовать долг по иску. В соответствии со статьями 195,196 ГК РФ срок исковой давности как по кредиторской задолженности, так и по дебиторской задолженности — 3 года [3].
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, данный срок начинается с момента, когда кредитор узнал о том, что его права в части исполнения обязательств по договору нарушены, и кто является должником (ответчиком в суде). Если кредитор не подал иск в суд в течение времени, которое отведено законом, то возобновить срок исковой давности получится только в исключительных случаях (ст. 205 ГК РФ) [3].
Если истек срок давности кредиторской задолженности, невостребованный долг организация должна списать. Списание кредиторской задолженности необходимо осуществлять в отдельности по каждому обязательству. Для списания кредиторской задолженности организация должна иметь подтверждающие документы о наличии долга и о том, что срок взыскания, отведенный законом, окончен. Это могут быть:
-договор, счет, выписки банка;
-накладные, акты;
-акты сверок (подтверждающие срок задолженности);
-требования о погашении долга.
Для списания долга организация должна: иметь акт о проведенной инвентаризации, содержащий реквизиты, установленные внутренней политикой организации по расчетам с поставщиками и покупателями, счет на оплату, а также издать приказ от имени руководителя о списании кредиторской задолженности.
Инвентаризация расчетов с прочими дебиторами и кредиторами является наиболее сложным и проблемным вопросом в современных условиях.
Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия, состав которой утверждается руководителем в обязательном порядке. В состав инвентаризационной комиссии могут входить: представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, инженеры и другие). В состав инвентаризационной комиссии не могут входить материально-ответственные лица, но они в обязательном порядке должны присутствовать при ее проведении. Ни один из членов комиссии не должен отсутствовать во время проведения инвентаризации, иначе все результаты могут быть признаны недействительными [9].
Проблема реализации данного требования нормативных актов проявляется на малых, в том числе, микропредприятиях, где сама численность не позволяет организовать полно численную инвентаризационную комиссию. Если на предприятии в составе руководства числится один директор, а остальные функции выполняют внешние исполнители, то создать такую комиссию не представляется возможным. В положениях Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» указано, что в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей независимых аудиторских организаций, а вот про независимые аутсорсинговые и консалтинговые организации не сказано что определяет рассматриваемые методические указания, как не соответствующие реалиям и требующие пересмотра.
В общем порядке инвентаризация расчетов должна проводиться перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась, начиная с 1 октября отчетного года (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н) [4].
Для проверки сумм на указанных счетах организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами сверки. Данная сверка с контрагентами и является подготовительным этапом к самой процедуре инвентаризации.
Стоит отметить, что отсутствие акта инвентаризации и приказа руководителя не являются основанием для организации не увеличивать доходы на сумму кредиторской задолженности по истечении срока давности. Если организация, ссылаясь на отсутствие данных документов, не начислит доход, то это может привести к налоговым спорам.
Период хранения документов, которые подтверждают списание задолженности, составляет 5 лет с момента отражения данного списания в учете.
Срок хранения документов исчисляется не с момента возникновения кредиторской задолженности, а с момента ее списания.
В бухгалтерском учете невостребованный долг относится на прочие доходы в периоде завершения срока исковой давности (п. 16 ПБУ 9/99) [8].
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются отдельно с делением на краткосрочную (срок ее погашения ожидается в течение года после отчетной даты) и долгосрочную (срок ее погашения ожидается не раньше, чем через год после отчетной даты). Несмотря на то, что формы отчетности носят рекомендуемый характер, организация может учетной политикой или отдельным приказом о порядке формирования отчетности урегулировать необходимость раскрытия в бухгалтерском балансе данных о задолженностях в разрезе их ликвидности. Необходимость реклассификации статей дебиторской и кредиторской задолженности по срокам ее образования отдельно нормативными актами не прописывается ни ПБУ 4/99 [7], ни Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [5]. Целесообразность реклассификации статей определяется самим предприятием. Бухгалтерия может вести учет расчетов в разрезе аналитического учета по срокам погашения с составлением пояснительных записок к финансовой отчетности.
Чтобы определить суммы краткосрочной и долгосрочной задолженности, во время инвентаризации проверяются сроки погашения дебиторской задолженности, числящейся на счетах бухгалтерского учета на конец отчетного года.
При отражении расчетов с прочими дебиторами и кредиторами следует учитывать размеры резерва по сомнительным долгам. Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением в бухгалтерском учете (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений») [6]. Она определяется отдельно по каждому сомнительному долгу с учетом финансового положения (платежеспособности) должника и оценки вероятности полного или частичного погашения долга (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) [4].
Согласно ПБУ 21/2008 любая компания или организация, в том числе относящаяся к малому бизнесу, обязана создавать резервы по сомнительным долгам и относить эти суммы на финансовый результат. Сомнительным долгом в бухгалтерском учете признаётся любая не обеспеченная гарантиями задолженность перед компанией, которая с высокой долей вероятности не будет в будущем погашена.
Критерии для отнесения дебиторской задолженности к сомнительной определяются предприятием самостоятельно. Как правило это:
- истечение срока платежа;
- информация о неплатежеспособности должника;
- информация о невозможности должника изготовить продукцию в случае перечисления авансового
платежа;
- наличие исполнительных производств и процедура банкротства.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций счет 63 по дебету корреспондирует со счетами 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».
Особенности учета и создания резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете приведены в таблице 2.
Как мы видим, для отражения в бухгалтерском балансе регулирующий счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» должен применяться к статье «Дебиторская задолженность» по счетам 62 и 76.
Таблица 2
Особенности учета и создания резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете
Особенность учета Бухгалтерский учет Налоговый учет
Обязанность да нет
Вид долга Любая задолженность, не обеспеченная залогом и гарантией, учитываемая по дебету счетов: 62, 76 Дебиторская задолженность, которая возникла у компании в связи с продажей товаров, оказанием услуг или выполнением работ, не обеспеченная залогом и гарантией
Срок задолженности, по истечении которого создаётся резерв Не имеет значения, оценивается платежеспособность должника От 45 до 90 дней - 50% задолженности, От 90 дней - 100 % задолженности
Ограничения Сумма резерва не ограничена — Наибольшая из величин: 10 % от выручки текущего или предыдущего года. — Резерв не создаётся если задолженность организации и её дебитора носит встречный характер. То
есть когда не только дебитор задолжал фирме, но и сама фирма должна __дебитору_
Остается раскрыть вопрос возможности соотнесения резерва по сомнительным долгам с дебиторской задолженностью, отраженной по статье «Прочие оборотные активы». Так как сегодня построчное заполнение бухгалтерского баланса ни одним нормативным актом не урегулировано, то организации целесообразно, на наш взгляд, составить внутренние методические указания по заполнению форм отчетности. В них отразить порядок корректировки статьи «Прочие оборотные активы» на резервы по сомнительным долгам.
Отметим, что наряду с такими мероприятиями системы управления дебиторской и кредиторской задолженности, как применение методов решения просроченной задолженности, снижения рисков неплатежа, построения оптимальности договорной работы, инвентаризация способствует выявлению реального объема обязательств и взыскания, как в досудебном и судебном порядке.
Таким образом, работа по инвентаризации прочей дебиторской и кредиторской задолженности является первичным и необходимым мероприятием досудебного урегулирования споров по взаимным требованиям.
Источники:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 11 октября 2018 г. № 359-ФЗ)
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-Ф3 (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 № 181-ФЗ)
4. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598)
5. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. Приказа Минфина России от 19 апреля 2019 г. № 61н)
6. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. №106н (ред. 28.04.2017) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) и Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)
7. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)
8. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н (ред. от 06.04.2015 № 57н) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»
9. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
10. План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению, утверждённый приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, (в редакции от 18.09.2006 № 115н)
11. Акатьева, М.Д., Бухгалтерский учет и анализ: Учебник/ М.Д. Акатьева, В. А. Бирюков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 252 с.
12. Бескоровайная, С.А., Стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности: Учебное пособие/С.А. Бескоровайная - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 277 с.
13. Зонова А. В. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие/ Под. ред. А.В. Зонова, Л.А. Адамайтис. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. -576 с.
Sources:
1. Federal Law "On Accounting" No. 402-ФЗ dated 12/06/2011
2. Tax Code of the Russian Federation. Federal Law of July 31, 1998 No. 146-FZ (as amended by Federal Law of October 11, 2018 No. 359-FZ)
3. Civil Code of the Russian Federation. Federal Law of March 18, 2019 No. 34-FZ (as amended by Federal Law of July 18, 2009 No. 181-FZ)
4. Order of the Ministry of Finance of Russia dated July 29, 1998 No. 34n (as amended on April 11, 2018) "On the Approval of the Regulation on Accounting and Financial Reporting in the Russian Federation" (Registered in the Ministry of Justice of Russia on August 27, 1998 No. 1598)
5. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of July 2, 2010 No. 66n "On Forms of the Financial Statements of Organizations" (as amended by Order of the Ministry of Finance of Russia of April 19, 2019 No. 61n)
6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of October 6, 2008 No. 106n (as amended on April 28, 2017) "On approval of the Accounting Regulation" Accounting Policies of an Organization "(PBU 1/2008) and the Accounting Regulation" Changes in Estimated Values "(PBU 21 / 2008)
7. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 06.07.1999 No. 43n (as amended on 11/08/2010, as amended on 01/29/2018) "On approval of the Accounting Regulations" Organization's financial statements "(PBU 4/99)
8. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated May 6, 1999 No. 32n (as amended on April 6, 2015 No. 57n) "On the Approval of the Accounting Regulations" Income of an Organization "PBU 9/99"
9. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of June 13, 1995 No. 49 (as amended on November 8, 2010) "On the Approval of the Guidelines for the Inventory of Property and Financial Obligations"
10. Chart of accounts and instructions for its use, approved by order of the Ministry of Finance of Russia dated October 31, 2000 No. 94n (as amended on September 18, 2006 No. 115n)
11. Akateva, M.D., Accounting and analysis: Textbook / M.D. Akatieva, V.A. Biryukov - M .: SIC INFRA-M, 2017 .-- 252
p.
12. Beskorovaynaya, S.A., Standardization of Accounting and Financial Reporting: A Training Manual / S.A. Beskorovaynaya - M.: SIC INFRA-M, 2016 .-- 277 p.
13. Zonova A.V. Accounting and Analysis: Textbook / Pod. ed. A.V. Zonova, L.A. Adamaitis. - M.: Master: INFRA-M, 2014. -576 p.
И.Н. Калинина - доцент кафедры аудита, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
I.N. Kalinina - Associate professor of the audit department, Candidate of Economic Sciences, Kuban state agrarian University;
О.В. Борода - cтудентка, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
0.V. Boroda - student, Kuban state agrarian University.
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ METHODS USED IN THE ACCOUNTING EXAMINATION OF FUNDS
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность применяемых на практике методов бухгалтерской экспертизы движения денежных средств в организации с целью выявления правонарушений. Установлено разграничение бухгалтерских экспертиз денежных средств в зависимости от исследуемого объекта, а также представлен перечень документов, являющийся предметом бухгалтерской экспертизы при проверке денежных средств. Наиболее широко применяемыми на практике выделены методы документальной проверки движения денежных средств. С целью разработки актуального методического инструментария экспертных бухгалтерских исследований был систематизирован и обобщен опыт применения существующих контрольных стандартов, оценены возможности использования специальных бухгалтерских знаний при выявлении, доказывании, исследовании и противодействии правонарушениям и злоупотреблениям, совершаемым в системе бухгалтерского учета денежных средств для определения эффективности совершения финансовых операций.
Annotation. The article considers the relevance of practical methods of accounting examination of cash flows in the organization in order to identify violations. The differentiation of accounting expertise of funds depending on the object under study is established, as well as a list of documents that are the subject of accounting expertise when checking funds is presented. The most widely used in practice are the methods of documentary verification of cash flows. To develop relevant methodological tools expert accounting studies were systematized and generalized experience of applying existing control standards, evaluated the possibility of using the special accounting knowledge in identifying, proving, study, and responding to violations and abuses committed in the accounting system of funds to determine the effectiveness of financial transactions.
Ключевые слова: касса, расчетный счет, бухгалтерская экспертиза, лимит, документальные методы и экспертное заключение
Keywords: cash desk, current account, accounting expertise, limit, documentary methods and expert opinion
Применение на практике методов бухгалтерской экспертизы при проверке денежных средств представляет особый интерес для изучения. Так как с помощью известных ранее разработанных организационно -методических подходов, а также без применения современных эффективных методик, не всегда удается на качественном уровне назначать и проводить бухгалтерские экспертизы по фактам противоправной деятельности хозяйствующими субъектами с денежными средствами.
С целью разработки актуального методического инструментария экспертных бухгалтерских исследований необходимо систематизировать и обобщить опыт применения существующих контрольных стандартов, оценить возможности использования специальных бухгалтерских знаний при выявлении, доказывании, исследовании и противодействии правонарушениям и злоупотреблениям, совершаемым в системе бухгалтерского учета денежных средств.
Бухгалтерская экспертиза денежных средств анализирует учетную бухгалтерскую документацию, оценивает полученные результаты ведения хозяйственно-экономической деятельности, определяя эффективность совершения финансовых операций. Необходимость обращения за помощью судебных экспертов зачастую обусловлена расследованием уголовных преступлений, связанных с присвоением чужого имущества либо неправомочных действий должностных лиц. В гражданском судопроизводстве потребность в судебном исследовании обусловлена выполнением анализа бухгалтерской учетной документации, отображающей сведения, касающиеся проведения финансовых сделок, общехозяйственных операций.
Бухгалтерская экспертиза назначается либо судом, либо ее заказывает заинтересованное лицо на договорной основе. От того, кто инициировал экспертизу, зависит и порядок установления сроков ее проведения
Детальный разбор финансово-хозяйственной деятельности организаций, различных правовых форм, касающийся финансов и ведения хозяйства, позволяет иметь представление о величине убытков и потерь, а также:
1. выявить факты хищения материальных ценных ресурсов;