Научная статья на тему 'ИНВАРИАНТНЫЙ СОСТАВ ЗАДАЧ КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ'

ИНВАРИАНТНЫЙ СОСТАВ ЗАДАЧ КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегии развития субъектов РФ / корректировка / инвариантный состав задач / strategies for the development of the subjects of the Russian Federation / invariant composition of tasks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рисин И. Е.

Актуальность темы. В связи с началом в 2024 г. нового цикла стратегического планирования реализуемые ныне стратегии социально-экономического развития субъектов РФ подлежат корректировке. В этой связи, необходимым становится определение инвариантного состава задач, которые должны быть решены участниками процесса ее проведения. Цель. Определение инвариантного состава задач корректировки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и их содержательная характеристика, Методология. Методы научной абстракции, анализа и синтеза для обоснования и содержательной характеристики инвариантного состава задач корректировки стратегий социальноэкономического развития субъектов РФ. Результаты и выводы. Определен инвариантный состав задач корректировки стратегий социально-экономического развития и раскрыт о их содержание. Полученные результаты востребованы в разработке методических рекомендаций участникам процесса корректировки стратегий социал ьно-экономического развит ия субъект ов РФ, призванных обесп ечит ь ее сист емный характ ер и фокусировку на ключевых компонентах названного документа стратегического регионального планирования, Область применения. Практика корректировки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVARIANT COMPOSITION OF TASKS FOR ADJUSTING STRATEGIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance o f the topic. In connection with the beginning in 2024 of a new cycle of strategic planning; the current strategies for the socio-economic developmen t of the constituent entities of the Russian Federation are subject to adjustment. In this regard, it becomes necessary to determine the invariant composition of tasks that must be solved by participants in the process of its implementation. Goal. Determination of the invariant composition of the tasks of adjusting the strategies of socioeconomic development of the subjects of the Russian Federation and their con ten t characteristics. Methodology. Methods of scientific abstraction, analysis and synthesis for substantiation and meaningful characterization of the invariant composition of the tasks of adjusting the strategies of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation. Results and conclusions. The invariant composition of the tasks of correcting socio-economic development strategies is determined and their content is disclosed. The results obtained are in demand in the development of methodological recommen dations to participan ts in the process of adjusting strategies for the socio-economic development of the subjects of the Russian Federation, designed to ensure its systemic nature an d focus on the key componen ts of the specified documen t of strategic regional planning. Scope o f application. The practice of adjusting the strategies of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ИНВАРИАНТНЫЙ СОСТАВ ЗАДАЧ КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ»

stringency: Approaches, validity, and impact on environmental innovation and energy efficiency, Energy Policy, Volume 136, 2020, 111052, ISSN 0301—4215, [Electronic resource] //Access mode: https://doi.Org/10.1016/j.enpol.2019.111052.

17. Luisa Marti, Rosa Puertas, Influence of environmental policies on waste treatment, Waste Management, Volume 126, 2021, Pages 191—200, ISSN 0956—053X, [Electronic resource] // Access mode: https://doi.Org/10.1016/j. wasman. 2021.03.009.

18. Trends in Solid Waste Management. [Electronic resource] // Access mode: Imps: 7 datatopics.worldbank.org/what-a-waste/trends_ in_solid_waste_management.html (Accessed 15.02.2024).

19. Rating of countries by level of waste recycling. [Electronic resource] // Access mode: https://nonews.co/directory/lists/countries/recycling (Accessed 15.02.2024).

20. The national environmental rating of Russian regions for the calculation period 09/01/2021 — 11/30/2021 was compiled by the All-Russian public organization "Green Patrol". [Electronic resource] // Access mode: Free. -https://greenpatrol.ru/sites/default/files/pictures/ prilozhenie_l._ekologicheskiy_reyting_regionov._ osen_2021.pdf (Accessed 15.02.2024).

21. Order of the Government of the Russian Federation dated January 25, 2018 No. 84-r "On approval of the Industrial Development Strategy for the processing, recycling and disposal of industrial and consumer waste for the period until 2030." [Electronic resource] // Access mode: Free, - https://docs.cntd.ru/ document/556353696 (Accessed 15.02.2024).

22. UNCTAD World Investment Report 2020, UN. [Electronic resource] // Access mode: Free. — http://creativecommons.Org/licenses/by/3.0/igo/ https://unctad.org/system/files/official-document/ wir2020_overview_ru.pdf (Accessed 15.02.2024).

УДК 332. 142

ИНВАРИАНТНЫЙ СОСТАВ ЗАДАЧ КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ

Коды JEL: R И, R 58

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

Е-тай: risin@mail.ru; SPIN-код: 9876-6074

Поступила в редакцию 07.02.2024. Принята к публикации 14.02.2024

Аннотация

Актуальность темы. В связи с началом в 2024 г. нового цикла стратегического планирования реализуемые ныне стратегии социально-экономического развития субъектов РФ подлежат корректировке. В этой связи, необходимым становится определение инвариантного состава задач, которые должны быть решены участниками процесса ее проведения.

Цель. Определение инвариантного состава задач корректировки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и их содержательная характеристика.

Методология. Методы научной абстракции, анализа и синтеза для обоснования и содержательной характеристики инвариантного состава задач корректировки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ.

Результаты и выводы. Определен инвариантный состав задач корректировки стратегий социал ьно-экономического развития и раскрыто их содержание. Полученные резул ьт ат ы востребованы в разработке мет одических рекомен даций участ никам процесса корректировки страт егий социал ьно-экономического развития субъект ов РФ, призванных обесп ечит ь ее сист емный характ ер и фокусировку на ключевых компонентах названного документа стратегического регионального пл an ирования.

Область применения. Практика корректировки страт егий социал ьно-экономического развития субъектов РФ.

Ключевые слова: стратегии развития субъектов РФ, корректировка, инвариантный состав задач.

UDK 332. 142

INVARIANT COMPOSITION OF TASKS FOR ADJUSTING STRATEGIES OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

JEL Codes: R 11, R 58

Risin I. E., Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Regional Economics and Territorial Administration, Voronezh State University, Voronezh, Russia

E-mail: risin@mail.ru; SPIN-Kod: 9876-6074

Abstract

The relevance of the topic. In connection with the beginning in 2024 of a new cycle of strategic planning, the current strategies for the socio-economic developmen t of the constituen t entities of the Russian Federation are subject to adjustment. In this regard, it becomes necessary to determine the invariant composition of tasks that must be solved by participan ts in the process of its implemen tation .

Goal. Determination of the invariant composition of the tasks of adjusting the strategies of socioeconomic developmen t of the subjects of the Russian Federation and their content characteristics.

Methodology. Methods of scientific abstraction, analysis and. synthesis for substantiation and meaningful characterization of the invariant composition of the tasks of adjusting the strategies of socio-economic developmen t of the subjects of the Russian Federation.

Results and conclusions. The invariant composition of the tasks of correcting socio-economic development. strategies is determined and their content is disclosed. The results obtained, are in demand in the development of methodological recommen dations to participan ts in the process of adjusting strategies for the socio-economic development of the subjects of the Russian Federation, designed to en sure its systemic n ature and focus on the key compon en ts of the specified docum ent of stra tegic regional plann ing.

Scope of application. The practice of adjusting the strategies of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation.

Keywords: strategies for the development of the subjects of the Russian Federation, invariant composition of tasks.

Введение

Основами государственной политики в сфере стратегического планирования установлен цикл стратегического планирования, определяемый сроком полномочий Президента Российской Федерации [1]. В связи с началом в 2024 г. нового цикла стратегического планирования реализуемые ныне стратегии социально-экономического развития субъектов РФ подлежат корректировке. В этой связи, необходимым становится определение инвариантного состава задач, которые должны быть решены участниками процесса ее проведения.

Инвариантный состав задач корректировки стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и их содержательная характеристика

В Методических рекомендациях по разработке н корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации

Б01: 10.22394/1997-4469-2024-64-1-31-35

(далее — МЭР РФ), представлен широкий перечень задач, которые должны решить разработчики региональных стратегий [2]. По умолчанию предполагается, что тот же перечень задач востребован н при корректировке этих стратегий.

На наш взгляд, такая позиция является уязвимой, поскольку ряд базовых компонентов региональной стратегии вряд ли нужно обновлять каждые шесть лет. К ним могут быть отнесены, например, миссия региона, стратегические приоритеты и цели его долгосрочного социально-экономического развития. Иными словами, не все результаты, полученные в ходе разработки региональной стратегии, обязательно нуждаются в коррекции по истечению цикла стратегического планирования.

Другое дело, если разработчики стратегии развития конкретного региона исключили из поля своих действий решение той, или иной задачи, или не обеспечили получение качественного результата (не определены позиции региона в социально-экономическом пространстве Российской Федерации и в мировой экономике, не идентифицированы его относительные

конкурентные преимущества, отсутствует миссия и др.). В процессе корректировки стратегии они получают возможность устранить имеющиеся у нее «слабые стороны». Но это будет частным случаем процесса корректировки стратегии субъекта РФ.

Инвариантный же состав задач корректировки региональных стратегий будет определяться, в первую очередь, потребностями в обновлении содержания тех компонентов стратегии, чьи характеристики в течение цикла планирования оказались под существенным негативным воздействием факторов территориального развития, новых внешних угроз и рисков, и как следствие, были подвержены изменениям.

Из вышесказанного следует, что инвариантный состав задач корректировки региональной стратегии будет суженным относительно состава задач ее разработки.

Определяя инвариантный состав задач, будем придерживаться следующих правил.

1. В соответствии с предложенной МЭР РФ [2] структурной композиций региональной стратегии, включающей 4 блока (аналитический, целеполагания, сценарный, ресурсного обеспечения), укажем последовательно задачи по каждому нз них.

2. При раскрытии содержания задач целесообразно учесть имеющийся позитивный опыт их решения, который отличает регионы, продвинутые в сфере стратегического публичного планирования.

Полагаем, что нз аналитического блока региональной стратегии две задачи должны решаться в процессе ее корректировки.

Первой задачей является оценка достигнутых (в период завершившегося цикла планирования) целей социально-экономического развития субъекта РФ. Ее суть — в выявлении соответствия плановой (установленной в реализуемой стратегии) и фактической траекторий развития регионов.

В этой связи, обратим внимание на позитивный опыт решения аналогичной задачи разработчиков стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года, предусматривавший сопоставление плановых н фактических значений представительного ряда ключевых социально-экономических показателей. Полученные оценки были дополнены сравнением темпов роста значений показателей в оцениваемом периоде в Воронежской области, Центральном федеральном округе и Российской Федерации, определением позиций, занимаемых регионом в базовом н отчетном периодах в федеральном округе н Российской Федерации, рейтинговыми оценками его позиций в национальном социально-экономическом пространстве [3].

Другой задачей, которую предстоит решить участникам процесса корректировки стратегий, является диагностика ключевых проблем развития регионов. Необходимо, оперируя статистическими показателями и общефедеральными рейтингами, показать их остроту применительно к конкретному субъекту РФ по состоянию на момент корректировки стратегии его развития.

Отметим, что в процессе корректировки стратегии развития конкретного региона потребуется и качественно-количественная оценка остроты проблем избирательного характера действия, характеризующая специфику состояния н ресурсной базы отдельных элементов (видов экономической деятельности, отраслей, комплексов) социально-экономической системы субъекта РФ.

Полагаем, что из блока целеполагания региональной стратегии в процессе ее корректировки должны быть решены две взаимосвязанные задачи.

Первая — уточнение и дополнение состава задач социально-экономического развития субъекта РФ.

В ее характеристике укажем на следующее. Поскольку стратегические цели развития региона останутся актуальными и для последующего цикла стратегического планирования, то базовый состав задач, полученный в результате их декомпозиции, не изменится. Другое дело, что изменение внешних и внутренних условий развития регионов потребует, во-первых, уточнения содержания ряда задач, во-вторых, дополнения их состава. В первом случае в качества примера приведем базовую задачу развития экспорта региональных производителей товаров и услуг с акцентом на переориентацию с западноевропейских рынков на азиатские и африканские. Во втором случае в качестве примера приведем постановку приоритетной задачи обеспечения технологического суверенитета.

Вторая задача корректировки стратегии в рамках блока целеполагания — уточнение и дополнение состава конечных результатов социально-экономического развития субъекта РФ. Ее постановка логична, поскольку уточненное содержание и дополненный перечень задач социально-экономического развития региона предопределяют обновление состава ожидаемых конечных результатов реализации стратегии. Такими результатами являются, например, переход на преимущественное использование информационных и коммуникационных технологий российских производителей, устранение цифрового неравенства на всей территории региона и др.

Полагаем, что задачами сценарного блока региональной стратегии, решаемыми в процессе ее

корректировки, станут, во-первых, уточнение значений ключевых социально-экономических показателей развития региона в новом цикле планирования, во-вторых, дополнение их состава.

Необходимость постановки и решения первой задачи обусловлена множеством факторов объективного и субъективного характера, в числе которых: внешние санкции, перераспределение ресурсов, качество регионального прогнозирования, эффективность управленческой деятельности органов власти и др.

Необходимость постановки второй задачи предопределена в первую очередь, дополнением состава конечных результатов долгосрочного социально-экономического развития региона.

В этой связи, обратим внимание на позитивный опыт ряда российских регионов по вводу в систему стратегического территориального планирования новых показателей: доля отечественного программного обеспечения (Воронежская область) [3], объем экспорта продукции кластеров, доля IT-отрасли в ВРП (Саха-Якутия) [4].

Полагаем, что из блока ресурсного обеспечения в процессе корректировки региональной стратегии должны решаться две задачи.

Первая — обновление состава инструментов государственного управления, востребованных в решении поставленных ключевых социально-экономических задач развития региона.

Необходимость постановки такой задачи обусловлена, во-первых, дополнением состава решаемых ключевых задач, во-вторых, вводом в практику новых инструментов.

Заметим, что такой ввод, с одной стороны, осуществляется в соответствии с федеральными законами, принятыми после утверждения реализуемых ныне стратегий, с другой, в инициативном порядке субъектами РФ, учитывая опыт продвинутых регионов. В первом случае речь может идти, в том числе, о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений [5]. Во втором, например, о прогнозе научно-технологического развития региона (плане) развития н размещения его производительных сил (Воронежская область) [3].

Вторая задача — уточнение параметров финансового обеспечения реализации стратегии.

Проведенный нами анализ практики решения аналогичной задачи, предложенного при разработке региональных стратегий, показал, что оно, как правило, была сведено к оценке расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ по каждому этапу реализации стратегии [6].

В этой связи, заслуживает внимания подход, реализованный разработчиками стратегий развития ряда регионов, включая Ростовскую [7], Свердловскую [8] области, Красноярский край [9], предусматривавший прогнозные

размеры доходов и расходов регионального бюджета применительно к каждому этапу реализации стратегии, дополненный оценками инвестиций, включая частные.

Заключение

Обоснованный нами инвариантный состав основных задач корректировки стратегий социально-экономического развития и раскрытое их содержание востребованы в разработке методических рекомендаций участникам этого процесса, призванных обеспечить их фокусировку на ключевых компонентах названного документа стратегического регионального планирования.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации : указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 663. — URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/47244.

2. Методические рекомендациями по разработке н корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132. — Режим доступа: КонсультантПлюс // www.consultant.ru.

3. О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года : закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-03. — URL: http://docs. cntd.ru/document/550300779 (дата обращения: 25.10.2023).

4. О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года! закон Республики Саха (Якутия) от 19.12.2018 г. 2077-3 № 45-VI. — URL: http://docs.cntd. ru/document/5 50299670 (дата обращения: 25.11.2023).

5. О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации : федеральный закон от 01.04.2020 г. № 69-ФЗ // Президент России. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/45357 (дата обращения 30.11.2023).

6. Рисин И. Е. Оценка практики разработки стратегий социально-экономического развития регионов / И. Е. Рисин. — Воронеж : Истоки, 2020. — С. 16.

7. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года : постановление Правительства Ростовской области от 26.12.2018 № 864. — URL: http://old.donland.ru/ document s/Ob-utverzhdenii-Strategii-socialno-ehkonomicheskogo-razvitiya-Rostovskojj-oblasti-na-period-do-2030-goda?pageid=128483&mid=134977& itemld=284390 (дата обращения: 25.11.2023).

8. О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016—2030 годы : закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. № 151-03. — URL: Imps: У docs.cntd.ru/document/429024960 (дата обращения: 25.11.2023).

9. О Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2035 года : постановление Правительства Красноярского края от 30.10.2018 № 647-п. — URL: http // zakon.krstate.ru/doc/52526 (дата обращения: 25.11.2023).

10. Рисин И. Е. Критерии оценки качества региональной стратегии / И. Е. Рисин // Регион: системы, экономика, управление. —2023. — № 3 (62). — С. 70—73.

LITERATURE

1. On approval of the Fundamentals of State Policy in the field of strategic Planning in the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation No. 663 dated November 8, 2021. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244.

2. Methodological recommendations for the development and adjustment of the strategy of socio-economic development of the subject of the Russian Federation and the action plan for its implementation, approved by the order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 23.03.2017 N 132. — Access mode: ConsultantPlus // www.consultant.ru.

3. On the Strategy of socio-economic development of the Voronezh Region for the period

УДК 338

up to 2035: the Law of the Voronezh Region dated 20.12.2018 No. 168-OZ. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/550300779 (date of appeal: 10/25/2023).

4. On the Strategy of Socio-economic Development of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2032 with a target vision until 2050: Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 12/19/2018, 2077-Z No. 45-VI. — URL: http://docs.cntd.ru/ document/550299670 (date of appeal: 11/25/2023).

5. On the protection and promotion of Investments in the Russian Federation: Federal Law No. 69-FZ of 01.04.2020 // President of Russia. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45357 (accessed 30.11.2023).

6. Risin I. E. Evaluation of the practice of developing strategies for socio-economic development of regions /1. E. Risin. — Voronezh : Istoki Publishing House, 2020. — Pp. 16—20.

7. On the approval of the Strategy of socioeconomic development of the Rostov region for the period up to 2030: Decree of the Government of the Rostov region dated 26.12.2018 No. 864. — URL: http://old.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Strategii-socialno-ehkonomicheskogo-razvitiya-Rostovskojj-oblasti-na-period-do-2030-goda?pageid =128483&mid=134977&itemld=284390 (accessed: 11/25/2023).

8. On the Strategy of socio-economic development of the Sverdlovsk Region for 2016— 2030 : The Law of the Sverdlovsk Region of December 21, 2015 G. No.l51-OZ. — URL: Imps: docs.cntd.ru/document/429024960 (date of issue: 11/25/2023).

9. On the Strategy of socio-economic Development of the Krasnoyarsk Territory for the period up to 2035: Resolution of the Government of the Krasnoyarsk Territory dated 10/30/2018 No. 647-P. — URL: http S zakon.krstate.ru/ doc/52526 (date of issue: 11/25/2023).

10. Risin I. E. Criteria for assessing the quality of a regional strategy /1. E. Risin // Region: systems, economics, management. — 2023. — № 3 (62). — Pp. 70—73.

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА

Коды JEL: Rll, R58

Строев В. В., доктор экономических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Россия E-mail: rector@guu.ru; SPIN-код: 7247-8336

Алешникова В. И., доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга, государственный университет управления, г. Москва, Россия E-mail: vi_aleshnikova@guu.ru; SPIN-код: 5873-5029

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.