Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная стратегия / оценка качества / критерии / regional strategy / quality assessment / criteria

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рисин И. Е.

Актуальность темы. В связи с завершением в 2024 г. цикла стратегического планирования реализуемые в настоящее время стратегии социально-экономического развития субъектов РФ подлежат корректировке. Ее эффективное проведение предполагает совершенствование практики разработки названных стратегий, что актуализирует проблему обоснования критериев оценки их качества. Цель. Обоснование и содержательная характеристика критериев оценки качества региональной стратегии. Методология. Методы научной абстракции, анализа и синтеза для обоснования и содержательной характеристики критериев оценки качества региональной стратегии. Результаты и выводы. Предложена система критериев оценки качества региональной стратегии элементами которой выступают: полнота ее структурной композиции, обоснованность базовых компонентов и их согласованность. Использование этой системы позволит получить адекватную оценку качества действующих региональных стратегий. Область применения. Полученные результаты востребованы в разработке необходимых и обоснованных мер по совершенствованию практики разработки региональных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSESSMENT CRITERIA REGIONAL STRATEGY

Relevance. Due to the completion of the strategic planning cycle in 2024, the currently implemented socio-economic development strategies of the subjects of the Russian Federation are subject to adjustment. Its effective implementation presupposes the improvement of the practice of developing these strategies, which actualizes the problem of substantiating the criteria for assessing their quality. Goal. Substantiation and substantive characteristics of the criteria for assessing the quality of the regional strategy. Methodology. Methods of scientific abstraction, analysis and synthesis for substantiation and consistent characterization of criteria for assessing the quality of a regional strategy. Results and conclusions. A system of criteria for assessing the quality of a regional strategy is proposed, the elements of which are: the completeness of its structural composition, the consistency of the basic components and their consistency. The use of this system will provide an adequate assessment of the quality of existing regional strategies. Scope of application. The results obtained are in demand in the development of necessary and reasonable measures to improve the practice of developing regional strategies.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

УДК 332. 142

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Коды JEL: R И, R 58.

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия

E-mail: risin@mail.ru; SPIN-код: 9876-6074

Поступила в редакцию 18.10.2023. Принята к публикации 23.10.2023

Аннотация

Актуальность темы. В связи с завершением в 2024 г. цикла стратегического планирования реализуемые в настоящее время стратегии социально-экономического развития субъектов РФ подлежат корректировке. Ее эффективное проведение предполагает совершенствование практики разработки названных стратегий, что актуализирует проблему обоснования критериев оценки их качества.

Цель. Обоснование и содержательная характеристика критериев оценки качества региональной стратегии.

Методология. Методы научной абстракции, анализа и синтеза для обоснования и содержательной характеристики критериев оценки качества региональной стратегии.

Результаты и выводы. Предложена система критериев оценки качества региональной стратегии элементами которой выступают: полнота ее структурной композиции, обоснованность базовых компонентов и их согласованность. Использование этой системы позволит получить адекватную оценку качества действующих региональных стратегий.

Область применения. Полученные результаты востребованы в разработке необходимых и обоснованных мер по совершенствованию практики разработки региональных стратегий.

Ключевые слова: региональная стратегия, оценка качества, критерии.

UDK 332. 142

QUALITY ASSESSMENT CRITERIA REGIONAL STRATEGY

JEL Codes: R 11, R 58

Risin I. E., doctor of Economics, Professor, head of the Department of regional Economics and territorial management, Voronezh state University, Voronezh, Russia

E-mail: risin@mail.ru; SPIN-code: 9876-6074

Abstract

Relevance. Due to the completion of the strategic planning cycle in 2024, the currently implemented socio-economic development strategies of the subjects of the Russian Federation are subject to adjustment. Its effective implementation presupposes the improvement of the practice of developing these strategies, which actualizes the problem of substantiating the criteria for assessing their quality.

Goal. Substantiation and substantive characteristics of the criteria for assessing the quality of the regional strategy.

Methodology. Methods of scientific abstraction, analysis and synthesis for substantiation and consistent characterization of criteria for assessing the quality of a regional strategy.

Results and conclusions. A system of criteria for assessing the quality of a regional strategy is proposed, the elements of which are: the completeness of its structural composition, the consistency of the basic components and their consistency. The use of this system will provide an adequate assessment of the quality of existing regional strategies.

Scope of application. The results obtained are in demand in the development of necessary and reasonable measures to improve the practice of developing regional strategies. Keywords: regional strategy, quality assessment, criteria.

Введение

Установленный Указом Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 663 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» цикл стратегического планирования, определяется сроком полномочий Президента Российской Федерации [1].

В этой связи, реализуемые в настоящее время стратегии социально-экономического развития субъектов РФ подлежат обоснованной корректировке. Ее эффективное проведение предполагает осуществление органами публичной власти превентивных действий, связанных с совершенствованием практики разработки названных стратегий, что актуализирует проблему обоснования критериев оценки их качества.

Критерии оценки качества региональной стратегии

Полагаем, что оценка качества региональной стратегии может быть получена при использовании системы искомых критериев, состав которой может быть определен следующим образом.

Первым ее элементом является критерий полноты структурной композиции региональной стратегии. Раскрывая его суть и алгоритм применения обратим внимание на следующее.

Федеральным законом РФ № 172 от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2] и Методическими рекомендациями по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — МЭР РФ), определена структура региональной стратегии, т. е. состав ее базовых компонентов, соответственно, и ключевых задач ее разработки, в числе которых: оценка достижения ранее поставленных целей, диагностика ключевых проблем развития субъекта РФ, выявление относительных конкурентных преимуществ субъекта РФ, обоснование миссии, стратегических приоритетов и целей долгосрочного о развития субъекта РФ, определение целевых показателей, оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии, выбор механизма ее реализации и др. [3].

Очевидно, что решение инвариантного перечня ключевых задач разработки региональной стратегии, установленного вышеназванными документами, может свидетельствовать

Б01: 10.22394/1997-4469-2023-62-3-70-73

о полноте ее структурной композиции. Естественно, что отсутствие в содержании стратегии результатов решения тех, или иных задач — свидетельство ее неполноты.

Применение предложенного критерия сопряжено с использованием комплаенс-контро-ля, призванного установить соответствие фактического состава содержащихся в региональной стратегии результатов решения ключевых задач нормативному.

Вторым элементом предложенной системы является критерий, предусматривающий выявление уровня обоснованности результатов, полученных при решении ключевых задач разработки региональной стратегии.

Применение названного критерия предполагает установление единых и четко сформулированных требований к ожидаемым результатам решения каждой ключевой задачи разработки региональной стратегии. Их разработка, на наш взгляд, должна проводиться МЭР РФ, поскольку именно названное ведомство определило состав таких задач.

Заметим, что разработчики реализуемых ныне региональных стратегий таких требований от МЭР РФ до сих пор не имеют. Их отсутствие является существенным фактором, негативно влияющим на качество региональных стратегий, что подтвердил проведенный нами анализ современной практики стратегического территориального планирования [4].

Полагаем, что при выработке вышеназванных требований необходимо использовать бенч-маркинг, ориентированный на выявление эффективных региональных решения ключевых задач разработки стратегий.

Так, например, учет позитивного опыта Воронежской и Нижегородской областей, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан в решении задачи оценки достижения ранее поставленных целей развития региона позволил зафиксировать требования, определяющие необходимость:

— сопоставления фактических и плановых значений целевых показателей, установленных в ранее принятой стратегии;

— сравнения темпов роста значений целевых показателей в регионе со среднероссийскими за весь период реализации ранее принятой стратегии;

— определения позиций, занимаемых регионом в базовом и отчетном периодах в федеральном округе, в который входит регион, и Российской Федерации;

РЕГИОН: системы, экономика, управление

№ 3 (62), 2023

— проведения диагностики причин, обусловивших отклонение (пониженный уровень) фактических значений показателей от плановых [4].

Очевидно, что и по другим задачам разработки региональных стратегий могут быть определены апробированные на практике рядом продвинутых регионов необходимые требования к результатам их решения.

Третьим элементом предложенной системы является критерий, предусматривающий выяв-

В содержательной характеристике взаимосвязи и сопряженности результатов ключевых задач разработки региональной стратегии, представленных в приведенной выше таблице, обратим внимание на следующие моменты.

1. Комплексный анализ социально-экономического развития субъекта РФ призван дать оценку состояния и динамики его развития, определить совокупный потенциал. Очевидно, что получение этих результатов позволяет, во-первых, дать обоснованную оценку достижения поставленных целей и установить причины отклонения фактической траектории развития от плановой, во-вторых, обеспечить идентификацию сильных и слабых сторон социально-экономической системы субъекта РФ, в-третьих, определить устойчиво воспроизводимые относительные конкурентные преимущества субъекта РФ.

лен не уровня согласованности содержания базовых компонентов региональной стратегии.

Такой критерий логично выводится из принципа системности стратегического территориального планирования, определяющего, в том числе, необходимость взаимосвязи и сопряженности результатов решения его ключевых задач [2].

Содержательная интерпретация названного критерия может быть проиллюстрирована следующим образом (табл.).

2. Получение оценки достижение ранее поставленных целей, в свою очередь, является необходимым условием обоснованной диагностики ключевых проблем развития субъекта РФ и определения его относительных конкурентных преимуществ.

3. Установление относительных конкурентных преимуществ — необходимое условие обоснованного формирования миссии субъекта РФ, определения стратегических приоритетов и целей его развития.

4. Обоснование миссии, стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития субъекта РФ позволяет перейти к определению содержания других базовых компонентов региональной стратегии, включая — декомпозицию целей на задачи социально-экономического развития субъекта РФ, разработку

Таблица

Взаимосвязь и сопряженность результатов решения ключевых задач разработки региональной

стратегии

Результаты решения ключевых задач разработки региональной стратегии Востребованность полученных результатов в:

результаты комплексного анализа социально-экономического развития региона — оценке достижения ранее поставленных целей; — определении сильных и слабых сторон региона; — установлении относительных конкурентных преимуществ региона

оценка достижения ранее поставленных целей — диагностике ключевых проблем развития региона; — установлении относительных конкурентных преимуществ региона

установление относительных конкурентных преимуществ региона — обоснование миссии, стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития региона; постановке задач социально-экономического развития региона

обоснование миссии, стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития региона — постановке задач социально-экономического развития региона; — разработке сценариев развития региона; — определении показателей достижения целей, сроков и этапов их реализации; — установлении основных направлений развития человеческого капитала и социальной сферы региона; — установление основных направлений экономического развития региона; — постановке ключевых задач социально-экономического развития региона

определение показателей достижения целей, сроков и этапов их реализации — оценке финансовых ресурсов, необходимых для реализации региональной стратегии

сценариев развития субъекта РФ, определение показателей достижения целей, сроков и этапов их реализации, установление основных направлений развития человеческого капитала, социальной сферы и экономики субъекта РФ.

5. Определение значений показателей достижения стратегических целей социально-экономического развития субъекта РФ позволяет перейти к обоснованной оценке необходимых для их достижения финансовых ресурсов.

Заключение

Использование предложенной нами системы взаимосвязанных критериев позволит получить адекватную оценку качества действующих региональных стратегий, повысить обоснованность выявления «сильных» и «слабых» сторон практики их разработки, выработки мер по ее совершенствованию.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации : указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 663. — URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/47244.

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. —

Режим доступа: КонсультантПлюс // www. consultant.ru

3. Методические рекомендациями по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132. — Режим доступа: КонсультантПлюс // www.consultant.ru.

4. Рисин И. Е. Оценка практики разработки стратегий социально-экономического развития регионов / И. Е. Рисин. — Воронеж : Истоки, 2020. — С. 16—20.

LITERATURE

1. On approval of the Fundamentals of State Policy in the field of strategic Planning in the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation No. 663 dated November 8, 2021. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/47244.

2. On Strategic Planning in the Russian Federation : Federal Law of the Russian Federation of June 28, 2014 No. 172-FZ. — Access mode: ConsultantPlus // www.consultant.ru

3. Methodological recommendations for the development and adjustment of the strategy of socio-economic development of the subject of the Russian Federation and the action plan for its implementation, approved by the order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 23.03.2017 No. 132. — Access mode: ConsultantPlus // www.consultant.ru.

4. Risin I. E. Evaluation of the practice of developing strategies for socio-economic development of regions /I. E. Risin. —Voronezh : Istoki, 2020. — Pp. 16—20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.