Научная статья на тему 'Инвариантность компонентов социально-деловой компетентности в программах подготовки специалистов'

Инвариантность компонентов социально-деловой компетентности в программах подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА / COMPETENCE OF SPECIALIST / СОЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIAL AND BUSINESS COMPETENCE / ПЕРЕЧЕНЬ / LIST / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ИНВАРИАНТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / INVARIANT COMPONENTS / ПРОЕКТ TUNING / TUNING PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабанова Наталия Ростиславовна

Предлагается стратегия развития социально-деловой компетенции специалистов. Реализация этой стратегии, с учетом компетентностного подхода к созданию соответствующих программ, возможна в вузах и в системе дополнительного образования. Приводится перечень слагаемых социально-делового аспекта профессиональной компетенции, инвариантных к условиям подготовки и профилю деятельности специалиста. Позиции перечня взяты из образовательных стандартов отечественных вузов гуманитарного и технического профиля и из перечня ключевых компетенций проекта TUNING.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INVARIANCE OF THE COMPONENTS OF SOCIAL AND BUSINESS COMPETENCE IN TRAINING PROGRAMS

The strategy for the development of social and business competences in specialists is proposed. The implementation of this strategy in universities and in the system of further education is possible taking into account the competence-based approach to the development of the relevant syllabi. The list of the terms of social and business aspects of professional competence, which are invariant to the conditions of training and specialist business profile, is given. The terms are taken from the educational standards of national universities of humanitarian and technical profiles and from the list of the key competencies of the TUNING project.

Текст научной работы на тему «Инвариантность компонентов социально-деловой компетентности в программах подготовки специалистов»

УДК: 378.147

Н.Р. Барабанова

Национальный университет «Одесская юридическая академия» (Украина)

ИНВАРИАНТНОСТЬ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Предлагается стратегия развития социально-деловой компетенции специалистов. Реализация этой стратегии, с учетом компетентностного подхода к созданию соответствующих программ, возможна в вузах и в системе дополнительного образования. Приводится перечень слагаемых социально-делового аспекта профессиональной компетенции, инвариантных к условиям подготовки и профилю деятельности специалиста. Позиции перечня взяты из образовательных стандартов отечественных вузов гуманитарного и технического профиля и из перечня ключевых компетенций проекта TUNING.

КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА; СОЦИАЛЬНО-ДЕЛОВАЯ

КОМПЕТЕНЦИЯ; ПЕРЕЧЕНЬ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ; ИНВАРИАНТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ; ПРОЕКТ TUNING

В последнее десятилетие активизировалась деятельность вузов по пересмотру принципов подготовки специалистов разного уровня на основе компетентностного подхода к содержанию образовательных программ.

Общеевропейская направленность на определение и уточнение компетентностей, формированию и развитию которых при подготовке современных специалистов необходимо уделять больше внимания, нашла отражение в комплексе нормативных документов высшей школы.

При определении компонентов системы новых стандартов высшего образования вузы России и Украины учитывают методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, утверждённые министерствами образования и науки. В этих рекомендациях учитывается соответствие программ стандартам высшего образования, то есть требованиям к содержанию и результатам образовательной деятельности высших учебных заведений и научных учреждений по каждому уровню высшего образования в пределах каждой специальности.

Сами стандарты разрабатываются для каждого уровня высшего образования в пределах определённой специальности в соответствии с национальными рамками квалификаций, а также с перечнями компетенций, предлагаемых в широко цитируемом проекте TUNING, в рамках которого основное внимание уделяется общим и предметно-специализированным (предметно-специфическим, специальным) компетенциям.

Задача проекта TUNING (настройка образовательных структур) состоит в том, чтобы «настроить» европейские образовательные структуры,

положив начало дискуссии, цель которой - выявление и обмен информацией, а также улучшение европейского сотрудничества в сфере совершенствования качества, эффективности и прозрачности образовательной системы [1, 2]. При этом следует учитывать, что проект TUNING не предусматривает разработку какого-либо унифицированного учебного плана или строгого перечня предметных спецификаций, не претендует на ограничение независимости образовательных учреждений и специалистов по предметам в ущерб местной или национальной автономии. Однако разработка профессиональных профилей и желаемых результатов обучения, ключевых и специальных компетенций специалистов всё чаще связывается в отечественных вузах с безусловным перечислением в конкретных программах всех компетенций из проекта TUNING .

Сравнивая содержание современных образовательных программ ведущих вузов России, Украины и некоторых вузов Европы, можно отметить их содержательную инвариантность с точки зрения компетентностного подхода в построении и реализации учебных программ. Определяемый в них перечень результатов высшего образования отражает принцип сохранения и развития ориентированности на его практическую реализацию в будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, проведенный нами анализ предлагаемых в разных методических документах перечней компетенций и компетентностей показывает, что в сфере профессиональной (учебно-профессиональной) подготовки будущих специалистов он может быть уточнен с учетом формируемых в разных вузах знаний, умений и навыков.

Знания, умения и навыки - это три степени профессионализма, слагаемые профессиональной компетенции. Именно они являются содержанием базовых и специальных (предметно-специфических) компетенций специалистов в любой сфере деятельности.

Вспомним, что понятие «компетенция» включает знание предмета профессиональной деятельности и понимание того, как действовать, применяя это знание и готовность к выполнению деятельности к конкретным ситуациям, учитывая при этом социокультурные ценности общества.

Понятие «компетентность» - это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза к выполнению деятельности в определенных профессиональных и социальных предметных областях, который определяется необходимым объемом и уровнем знаний и опыта в конкретном виде деятельности.

Большинство отечественных исследователей предлагают для составления программ, прежде всего, набор базовых компетенций, которые основываются на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека. Они являются фундаментом, на котором строится вся коммуникативная деятельность профессионалов. Далее многими авторами определяется набор специальных компетенций, то есть тех умений и навыков, которые связаны с конкретной областью

профессиональной деятельности, с умениями применить на практике полученные предметные знания.

Проведенный нами анализ целого ряда программ показывает, что в профессиональной деятельности любого профиля реализуются деловые и социальные компетентности. В разных программах они отнесены к разным разделам - ключевых, общих, базовых компетенций.

Одним из принципиальных аспектов социально-деловой компетентности является коммуникативная компетентность, которая включает способы взаимодействия с людьми, навыки работы с документами, умения работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, владение искусством красноречия в аспекте социально-деловых контактов.

В нашем исследовании анализируется социально-коммуникативный и социально-деловой аспект профессиональной компетенции. Первый отражает особенности организации знаний и умений в системе общественных отношений, социума, в котором обитает человек, и межличностного взаимодействия. Под вторым мы подразумеваем навыки и умения реализации интегративных деловых контактов индивидов и групп, сотрудничества в целях достижения взаимопонимания, основанного на совместной профессиональной деятельности и общности социальных ценностей и стандартов поведения.

Ориентируясь на основные цели Болонского процесса преобразования системы обучения, на построение Европейского пространства высшего образования, мы отмечаем выделенные в соответствующих документах восемь ключевых компетенций, которым обязан владеть каждый европеец: компетенция в области родного языка; компетенция в сфере иностранных языков; математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции; компьютерная компетенция; учебная компетенция; межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция; компетенция предпринимательства; культурная компетенция.

Несколько иную трактовку «обязательных» компетенций предлагает проект TUNING (всего 30 компетентностей, объединённых понятием «общие»). Но в предложенных разными авторами перечнях мы не находим отдельно выделенного набора компетенций, связанных с пониманием выпускниками вузов социального значения своей профессии и, соответственно, своего места в системе социально-деловых отношений, способностью к демонстрации и критической оценке своего жизненного и профессионального опыта.

С нашей точки зрения выделение социально-делового аспекта знаний и умений для разных профессий (специальностей) является важной проблемой компетентностного подхода к разработке образовательных программ. При этом логично предположить, что именно этот аспект инвариантен содержанию программ вузов любого профиля и любой государственной системы. Так, например, необходимость владения

иностранными языками на новом уровне международных профессиональных контактов обусловила очередной этап реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам. Современные учебно-методические комплексы, используемые в отечественных вузах и в системе дополнительного образования (курсового обучения), активно включают формирование социально-деловой компетенции на иностранных языках [3]. В постперестроечный период такая тенденция приобрела новую значимость в связи с расширением международных рыночных (коммерческих, научных, культурных) коммуникаций.

С точки зрения достижения конкретного результата в формировании определенной компетенции важна не только способность применения знаний, умений и опыта, но и степень (уровень) готовности к выполнению должностных обязанностей (основных функций). Степень готовности определяет именно система знаний, умений, опыта, ответственности, самостоятельности, т.е. совокупность не только профессиональных, но и личностных качеств, результат применения интегрированных компетенций в профессиональной деятельности любого специалиста [4].

В последние годы в нашей стране по-новому оценили преимущества отечественных специалистов, обладающих не только профессиональной, но и социально-деловой компетентностью. Это связано с осознанием того факта, что социально-деловая активность является аспектом профессиональной коммуникативной компетенции, реализуемой в межличностном, групповом, межкультурном общении.

Серьёзные научные исследования доказывают необходимость развития в разных науках и видах профессиональной деятельности социокоммуникативного и социально-делового аспекта. Примеров серьезных исследований по этой тематике становится больше с каждым годом. В экономике [4], юриспруденции [5], медицине [6], инженерии [7], иностранных языках [9]. Но в наибольшей степени компетентностный подход реализуется в работе педагогов в системе среднего и высшего образования, а также в современных программах подготовки самих педагогов [3].

Социально-деловая компетентность в любой сфере подразумевает умения налаживать контакты индивидов и групп, сотрудничество в целях достижения взаимопонимания, основанного на совместной культурной и профессиональной деятельности и общности социальных ценностей.

Моделирование ситуаций социально-делового взаимодействия в процессе обучения должно, по нашему мнению, способствовать формированию (развитию) социально-деловой компетентности, а соответственно и социализации личности в различных сферах деятельности. Практикой доказано, что социально-деловая компетентность, реализованная во взаимодействии с коллегами, партнерами, подчиненными, инвесторами и т.д. способствует успеху в любом виде деятельности.

В журнальных статьях последних лет и на просторах Интернета мы находим всё новые и новые доказательства приверженности современных педагогов и специалистов-практиков компетентностному подходу, в том

числе - в программах повышения квалификации, центрах переподготовки и в корпоративной подготовке специалистов.

В системе дополнительного и корпоративного образования (на курсах, тренингах, семинарах, мастер-классах) используются программы, содержащие перечень различных компетенций. Все они соответствуют профессиональным потребностям конкретных предприятий, компаний, организаций, учреждений. Содержание этих программ варьируется в зависимости от направления образовательной деятельности того или иного учебно-консультативного центра. Используемые здесь программы намного мобильнее, чем университетские, и могут гибко изменяться с учетом социальных требований времени, индивидуальных потребностей индивидов.

Уже в начале 2000-х при трудоустройстве специалисты, обладающие сформированной социально-деловой компетентностью, получили несомненные преимущества. Многие крупные предприятия и организации включили семинары и тренинги по развитию социально-деловой компетентности в планы повышения квалификации своих сотрудников. В странах СНГ появились Консалтинговые Центры, обучение в которых предполагало подготовку и переподготовку специалистов по новым, необходимым обществу направлениям. Работодатели получили возможность оценивать всех кандидатов на конкретные должности по единой, принятой в компании, организации, учреждении модели компетенций, определять развитость необходимых для данной организации компетенций у нового сотрудника.

В настоящее время большинство наиболее успешно зарекомендовавших себя Центров профессиональных технологий и Курсов по развитию социально-деловой компетенции сотрудничают с вузами в плане коррекции программ подготовки специалистов.

В условиях непрерывного образовании (от среднего специального и высшего до второго высшего и дополнительного) происходит унификация технологий компетентностного подхода к определению концепции (профиля) специалиста [8].

Целью нашей научно-методической деятельности является создание унифицированной модели этой концепции, учитывающей профессиональные и социально-деловые компоненты содержания. Такая модель, на наш взгляд, должна быть инвариантна к условиям высшего и дополнительного образования в европейских странах.

Социально-деловая компетентность в действующих программах или отсутствует полностью, или бывает «размыта» по разным разделам (личностные характеристики, этикет, общие характеристики).

Многолетний анализ ряда программ для технических и гуманитарных факультетов вузов, а также программ Консалтинговых центров и курсов повышения квалификации позволяет нам предложить некоторые шаги по коррекции стратегий компетентностного подхода к формированию социально-деловой активности специалистов:

• В существующих паспортах специальностей необходимо выделить и обобщить позиции, связанные с реализацией социально-деловой компетентности.

• Обобщенные позиции сопоставить с социальными и деловыми аспектами деятельности профессионалов разных направлений, учитывая сегодняшние государственные стандарты.

• Выделенные и унифицированные компетентности следует считать обязательными в содержании программ как общего, так и дополнительного образования.

Такая работа, безусловно, потребует определённых временных затрат, но её результаты значительно облегчат взаимодействие представителей организаций, предприятий, компаний разного профиля и образовательных учреждений в аспекте социально-делового взаимодействия.

Ниже, в таблице, мы предлагаем приблизительный перечень слагаемых социально-делового аспекта профессиональной компетенции, инвариантных к условиям подготовки и профилю деятельности специалиста. Позиции, приводимые в данном перечне, взяты из образовательных стандартов разных отечественных вузов гуманитарного и технического профиля, а также из перечня ключевых компетенций в проекте TUNING.

Таблица 1.

Инвариантные компоненты социально-деловой компетентности современного

специалиста

1. Психолого-коммуникативные компоненты

1 Способность действовать на основе принятых в обществе этических стандартов

2 Умение адекватно реагировать на проявление эмоций собеседников

3 Способность к анализу настроения партнеров в ситуациях взаимодействия

4 Способность наблюдать за коллегами (сотрудниками, работниками), воспринимая динамику поведения

5 Способность генерировать новые идеи

6 Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей

7 Умение прогнозировать возможные последствия собственных действий

8 Способность оценивать качество выполняемых работ

9 Способность мотивировать людей и двигаться к общей цели

2. Коммуникативно-речевые компоненты

1 Умения использовать навыки устного и письменного взаимодействия в соответствии с принятыми в обществе (государстве) социальными, этикетными, грамматическими, стилистическими нормами

2 Умение выбрать адекватные ситуациям социально-делового общения формулы речевого этикета

3 Способность четко выражать свои знания, мнения и желания в деловом взаимодействии

4 Способность слушать собеседника, получая максимально полезную для дела информацию

5 Способность общаться на родном языке как устно, так и письменно

6 Способность общаться на втором (иностранном) языке

7 Навыки межличностного взаимодействия в разных сферах общения

8 Умение правильно использовать коды невербального общения в собственном поведении

9 Умение адекватно воспринимать невербальное поведение собеседника

10 Умения организовывать, структурировать и применять графические средства фразового и текстового уровней для составления деловых текстов (в том числе электронных сообщений)

3. Коммуникативно-организационные компоненты

1 Способность к поиску, обработке и анализу информации из различных источников

2 Способность учиться и быть современно обученным

3 Навыки использования информационных и коммуникационных технологий

4 Способность разрабатывать стратегию собственного и корпоративного поведения

5 Умение моделировать ситуацию в соответствии с задачами общения

6 Способность к объективной оценке профессиональной деятельности с социальных (деловых) позиций

7 Умение ориентироваться в профессиональных, социальных, деловых ситуациях, выбирая и реализовывая адекватные способы взаимодействия

8 Способность использовать в работе надежные, передовые методы коммуникативного управления

9 Способность адаптироваться в новом коллективе, налаживать контакты, вести себя соответственно процессу динамики развития группы

10 Умение правильно использовать в работе информационно-распорядительскую документную базу организации

11 Способность к реализации лидерских качеств

Приведенные в таблице позиции, безусловно, не дают исчерпывающего представления о содержании инвариантной социально -деловой компетенции специалистов разного профиля. В настоящее время мы продолжаем научно-исследовательскую и методическую работу по определению и внедрению слагаемых этой компетентности в программы подготовки профессионалов разного профиля. Многие положения требуют дополнительного осмысления и критической оценки.

Подытоживая всё сказанное, мы можем сделать некоторые выводы, которые послужат отправными положениями для дальнейшего исследования.

Так как социально-деловая коммуникация является органической составляющей профессиональной деятельности и подразумевает достижение взаимопонимания, основанного на общих социокультурных и профессиональных ценностях, соответствующая компетентность необходима европейским специалистам любого профиля.

Содержание компетентностного подхода к основному и дополнительному образованию должно определяться на основе исследования трудовой, социальной и деловой активности, поведения работников в ситуациях разных сфер деятельности, факторов, влияющих на успешность профессиональных коммуникаций.

Целью научно-методической и практической деятельности автора является создание модели подготовки специалистов с учётом необходимости овладения социально-деловой компетентностью, инвариантной к условиям высшего и дополнительного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Методичш рекомендацп щодо розроблення стандарт вищо'1 осв^и/ Схвалено сектором вищо'1 осв^и Науково-методично'1 Ради Мш. осв^и i науки Укра'ни 29.03.2016 № 3 /Электронный ресурс. URL: http://www.univer.kharkov.ua/docs/work/metod-mon.pdf (дата обращения: 28.06.2015).

2. Образовательные компетенции в проекте TUNING. Глобальные и ключевые компетенции // Электронный ресурс. URL:http://studme.org/36665/pedagogika/obrazovatelny e_kompetentsii_proekte_tuning (дата обращения: 28.06.2015).

3. Остапенко Н.Н. Теоретические и методические основы формирования лингводидактической компетентности у будущих учителей украинского языка и литературы: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Киев, 2010. - 26 с.

4. Сергеева Л.А. Реализация контекстного подхода в процессе обучения общеобразовательным дисциплинам студентов вуза: на примере экономических специальностей: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. // Электронный ресурс. URL: http://www.dissercat.com/content/realizatsiya-kontekstnogo-podkhoda-v-protsesse-obucheniya-obshcheobrazovatelnym-distsiplinam (дата обращения: 28.06.2015).

5. Карпиченко Н.П. Компетентностный подход в реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» // Электронный ресурс. URL: lexed.ru/pravo/journ/0212/kar. (дата обращения: 28.06.2015).

6. Резер Т.М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. ... докт. пед. наук // Электронный ресурс. URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a555.php (дата обращения: 28.06.2015).

7. Тархан Л.З. Компетентностный подход в обучении инженера-педагога // Электронный ресурс. URL: library.uipa.kharkov.ua/library/Left_menu/Zbirnuk (дата обращения: 28.06.2015).

8. Методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования уровня бакалавриата. /Утвервежд. Минобрнауки РФ 11 сентября 2014 г. № АК-2916/05// Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124478/(дата обращения: 28.06.2015).

9. Компетентностный подход в обучении иностранному языку// Электронный ресурс. URL: http://www.imc-new.com/index.php/teaching-potential/58-metodrecommend (дата обращения: 28.06.2015).

Барабанова Наталия Ростиславовна — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, профессор кафедры «Журналистика», Национальный университет «Одесская юридическая академия»; Украина, 65009 Одесса, Фонтанская дорога, 23; е-mail: proffice@ukr.net

Barabanova Natalia R. — National University«Odessa law academy», Ukraine, 65009 Odessa, Fontanskaya road 23; е-mail proffice@ukr.net

THE INVARIANCE OF THE COMPONENTS OF SOCIAL AND BUSINESS COMPETENCE IN TRAINING PROGRAMS

The strategy for the development of social and business competences in specialists is proposed. The implementation of this strategy in universities and in the system of further education is possible taking into account the competence-based approach to the development of the relevant syllabi. The list of the terms of social and business aspects of professional competence, which are invariant to the conditions of training and specialist business profile, is given. The terms are taken from the educational standards of national universities of humanitarian and technical profiles and from the list of the key competencies of the TUNING project.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

COMPETENCE OF SPECIALIST; SOCIAL AND BUSINESS COMPETENCE; EDUCATIONAL PROGRAMS; INVARIANT COMPONENTS; LIST; TUNING PROJECT

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.