Научная статья на тему 'Сущность профессиональной коммуникативной компетенции экономиста'

Сущность профессиональной коммуникативной компетенции экономиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова О. В.

Данная статья посвящена исследованию сущности профессиональной коммуникативной компетенции экономиста, ее роли и месту в модели современного экономиста-международника. Проведен анализ ГОС ВПО, а также подходов к классификации компетенций, необходимых выпускнику вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность профессиональной коммуникативной компетенции экономиста»

УДК 378

ББК 74 О.В. Смирнова

Сущность профессиональной коммуникативной компетенции экономиста

Данная статья посвящена исследованию сущности профессиональной коммуникативной компетенции экономиста, ее роли и месту в модели современного экономиста-международника. Проведен анализ ГОС ВПО, а также подходов к классификации компетенций, необходимых выпускнику вуза.

Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетенция, профессионально-коммуникативная подготовка экономистов.

O. V.Smirnova

Specific features of professional communicative competence of an economist

This article is devoted to the study of specific features of an economist, their role and rank in the model of an international economist today. State Educational Standards as well as approaches to the classification of the competences for graduate students are analysed.

Key words: competence, professional competence, professional and communicative training of economists.

В последнее десятилетие в связи с серьезными социально-экономическими, политическими и общекультурными трансформациями, происходящими в России, возникла необходимость изменений в характере образования с целью обеспечения конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов в области экономики. Это требует иной структуры, содержания форм и видов профессиональной подготовки выпускников высших учебных заведений данного профиля.

В современной педагогике подготовка специалиста любого профиля описывается в параметрах модели, отражающей в виде аналитического описания основные эталонные характеристики профессионала той или иной области, востребованные (профессиональным) (со)обществом в определенный промежуток времени. Традиционно признается, что модель должна отражать а) функции профессионала, б) содержание профессиональной деятельности, в) качества специалиста, г) знания и умения, которыми он должен обладать.

Модель специалиста в той или иной области фиксируется в определенных документах и прежде всего в Государственном образовательном стандарте. По мнению В.М. Соколова, «образовательный стандарт, отражая цели функционирования и развития образовательной системы, представляет собой совокупность социальных (государственных) норм - требований к уровню образованности, подготовленности выпускника, к самой образовательной системе» [1, с.20].

Государственный образовательный стандарт призван, таким образом, фиксировать основные параметры характеристики модели специалиста того или иного профиля. Концентрация исследователя на той или иной характеристике предполагает, тем самым, тщательный анализ требований этого нормативного документа. В данной публикации предполагается исследовать статус профессиональной коммуникативной компетенции в структуре модели современного экономиста-международника. Поэтому необходимо обратиться, прежде всего, к анализу и интерпретации требований стандарта. Для этого потребовалось исследовать данные государственных стандартов второго и третьего поколений по специальности 060600 «Мировая экономика и международный бизнес» для выявления в их содержании компонентов, прямо или косвенно связанных с формированием у специалистов этого профиля профессиональной коммуникативной компетенции.

Из анализа стандартов ясно, что в ГОС ВПО 2-го поколения (2000) профессиональнокоммуникативная составляющая включена в структуру модели современного экономиста-международника. Судя по стандарту, эта составляющая характеризуется особой значимостью, т.к. обеспечение подготовки будущих специалистов этого профиля осуществляется в ходе изучения целого ряда дисциплин (более 40% дисциплин), относящихся к разным аспектам профессионального образования (блокам). Профессионально-коммуникативная составляющая предполагает овладение будущими экономистами-международниками знаниями, навыками, умениями, приобретение ими совокупности профессионально важных качеств. Из этого следует, что профессиональнокоммуникативная подготовка будущего экономиста-международника в данном стандарте представлена полно и последовательно. Однако она не сформулирована в компетентностных параметрах. Очевидно, это связано с тем, что этот стандарт был ориентирован исключительно на «знаниевый», а не на компетентностный подход в образовании.

Как следует из анализа, значимость профессионально-коммуникативной подготовки будущих экономистов-международников весьма существенна. Такой ее значимый статус не мог не повлиять на

подходы к формированию нового образовательного стандарта - стандарта нового (третьего) поколения. Этот стандарт призван исправить «перекос» в сторону «знаниево» ориентированной образовательной стратегии. Новый федеральный образовательный стандарт должен быть сформулирован в компетентностном измерении применительно к двум ступеням высшего профессионального образования: бакалавриату и магистратуре. В документах, проектирующих построение и содержание этих стандартов (например, приказ Министерства образования и науки РФ от 15.02.05 № 40), значится, что требования к результатам обучения в нем будут представлены в виде компетенций (общих и специальных) в сфере познавательной деятельности и саморазвития, в сфере социальной деятельности, в области фундаментальных наук, в сфере профессиональной деятельности.

Сущность компетентностной модели ГОС ВПО 3-го поколения отражена в работах многих ученых и исследователей. В частности, в монографии коллектива авторов сказано, что «в отличие от характерной для действующих ГОС квалификационной модели компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда [2].

Примерно в таком же ракурсе характеризует компетентностную модель специалиста Ю.Г. Та-тур. Он высказывает мысль о том, что переход к такой модели «обеспечит формирование обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин и объектов труда, что позволит, в свою очередь, говорить о более широком, чем сегодня, возможном поле деятельности специалиста» [3]. По мнению В.И. Байденко, «компетентность модели - это модель будущей эффективной работы, социального взаимодействия и адаптируемости ко многим контекстам» [4, с.9]. Под компетентност-ным подходом к проектированию ГОС ВПО автор понимает «метод моделирования результатов образования как норм его качества» [4, с.9].

Из процитированного видно, что, несмотря на немного различающиеся характеристики компе-тентностного подхода к стандартизации российского образования, очевидно, что этот подход нацелен на улучшение качества подготовки студентов, становление конкурентоспособных специалистов, умеющих грамотно реализовывать полученные профессиональные знания.

Для выявления роли и места профессиональной коммуникативной компетенции в современной модели экономиста-международника было необходимо провести анализ существующих подходов к классификации компетенций, необходимых выпускнику. В настоящее время существует несколько типов классификаций компетенций:

классификация, предложенная в проектах стандартов подготовки бакалавров по специальности и магистров по специальности (В.А. Богословский, И.Г. Галямина, Е.В. Караваева, С.В. Коршунов, Н.Н. Кузьмин, Д.В. Пузанков, И.В. Челпанов, В.Д. Шадриков и др.);

классификация, используемая европейскими экспертами международного проекта TUNING -«Настройка образовательных структур в Европе»;

классификация, совмещающая оба типа классификаций [4].

Исследуя различные виды классификации компетенций, В.И. Байденко разделяет их на две группы:

общие (универсальные, надпрофессиональные, ключевые, базовые, транспредметные, мета-профессиональные, переносимые, ядерные и т.д.)

профессиональные (предметно-специализированные, профессионально-ориентированные) [4].

Присоединяясь к мнению ряда авторов (Я.И. Кузьминов, Д.Б. Пузанков, И.Б. Федоров, В.Д. Шадриков), ученый считает, что обе группы компетенций соотносятся с требованиями к академической и профессиональной подготовленности специалистов. При этом он выделяет компетенции для всех специальностей подготовки (инвариантные) и компетенции, относящиеся только к отдельным специальностям (вариативные). Автор также настаивает на разработке классификации компетенций внутри этих двух групп (общей и профессиональной). В этой связи В.И. Байденко предлагает отталкиваться от классификации общих компетенций, использованной в проектах ГОС ВПО третьего поколения под названием «социально-личностные» компетенции. По мнению ученого в последнее время «в условиях ускоряющихся перемен и нарастания неопределенностей, характерных для современных рынков труда, общие компетенции приобретают особо важное значение» [4, с.10].

Общие компетенции также иногда называют инструментальными, безличными или систематическими [5]. К числу общих (социально-личностных) компетенций относятся:

• компетенции ценностно-смысловой ориентации;

• политико-правовые;

• компетенции в сфере личной и общественной экологической безопасности (здоровьесбереже-

ние);

• компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

• компетенции социального взаимодействия [4].

При проектировании ГОС ВПО нового поколения В.И. Байденко предлагает взять за основу классификацию общих компетенций, изложенную в монографии В.Д. Шадрикова, Д.Б. Пузанкова, И.Б. Федорова, Я.И. Кузьминова.

Результаты анализа данной классификации компетенций позволили выделить коммуникативно-маркированные компоненты общих компетенций (выделены жирным шрифтом). Итак, согласно вышеназванным авторам, к общим компетенциям относятся:

компетенции социального взаимодействия (с обществом, коллективом, семьей, друзьями; социальная мобильность; умение общаться: в устной/письменной форме, в форме монолога/диалога; соблюдение традиций, этикета; кросскультурное общение; иноязычное общение и др.);

системно-деятельностные компетенции (компетенции деятельности: учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности и др.);

компетенции самоорганизации и самоуправления (компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;

ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции (ценности бытия, жизни; ценности культуры: живопись, литература, искусство, музыка; науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии; знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, гражданский долг и др.);

компетенции самостоятельной познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность) [2].

Как видно из приведенных выше перечней общих компетенций, элементы коммуникативной компетенции в них обозначены довольно четко. Это может послужить основанием к тому, чтобы сделать предварительный вывод о том, что профессионально-коммуникативная компетенция включается в состав общих компетенций.

Этот вывод подтверждается при оценке существующего перечня компетенций, необходимых выпускнику высшей школы. В него входят следующие компетенции:

- социальная (способность взять на себя ответственность в принятии профессиональных решений, корпоративность, проявление толерантности к разным культурам),

- коммуникативная (владение технологиями общения, в том числе компьютерного),

- когнитивная (готовность и способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, реализовывать свой личностный потенциал),

- социально-информационная (владение информационными технологиями, способность критически воспринимать социальную информацию),

- специальная (подготовленность к выполнению специальных функций) [2].

Очевидно, что в этом перечне коммуникативная компетенция прописана буквально, следовательно, ее статус как особо значимой общей компетенции является общепризнанным.

В проекте ФГОС ВПО для специальности «Мировая экономика и международный бизнес» заявлено 5 групп компетенций: социально-личностные; общеэкономические и организационноуправленческие; общенаучные; общепрофессиональные; специальные [6]. Следует проанализировать, имеются ли коммуникативно маркированные элементы среди представленных в стандарте компетенций.

В проекте ФГОС ВПО нового поколения по специальности «Мировая экономика и международный бизнес» в состав организационно-управленческих компетенций входит владение основными управленческими функциями, включающими организацию, мотивирование, контроль и принятие решений в области внешне-экономической деятельности. Кроме того, в структуру этих компетенций включены умения работать в команде, в том числе и интернациональной [6]. Как видно из вышесказанного, эти компетенции напрямую маркированы коммуникативным содержанием.

В структуру экономических компетенций, в свою очередь, включают умение определять и формулировать экономическую целесообразность принимаемых решений, а также оптимизировать стратегию и тактику рыночного поведения. Это умение (особенно в части его формулировочной специфики) непосредственно соотносится с профессионально-коммуникативным характером деятельности. Следовательно, связь этого вида компетенций и профессиональной коммуникативной компетенции является очевидной.

В составе коммуникативно-маркированных общенаучных компетенций выделяются такие умения, как умение обосновывать теоретическую актуальность и практическую значимость выбранной тематики научных исследований в сфере мировой экономики и международного бизнеса, а также

умение изложить и представить результаты проведенных исследований. Очевидно, что существует продуктивная взаимозависимость общенаучных компетенций и профессиональной коммуникативной компетенции.

Связь этой компетенции и общепрофессиональных компетенций прослеживается в контексте рассмотрения следующих умений: умение продемонстрировать знание основ и истории экономической науки; умение ясно и последовательно представлять освоенное, концептуализировать новый материал, информацию и связывать ее с известной информацией; знание действующей нормативноправовой базы.

Проведенный анализ продемонстрировал, что практически все компоненты профессиональных компетенций будущего экономиста-международника оказываются напрямую связанными с профессиональной коммуникацией. Это свидетельствует о том, что профессиональная коммуникативная компетенция должна рассматриваться как компонент профессиональной компетенции.

Итак, можно сделать вывод, что профессионально-коммуникативная компетенция находится на пересечении траекторий взаимодействия разных компетенций, входящих в состав профессиональной компетенции экономиста-международника. По сути профессиональная коммуникативная компетенция становится интегрирующим звеном (одним из значимых звеньев интеграции), которое способствует сочетанию, комбинации разных профессионально значимых компетенций. От этого роль данной компетенции только возрастает, становится понятным ее статус в структурной композиции модели выпускника экономического вуза.

Итак, разноаспектный анализ места и роли профессиональной коммуникативной компетенции в структуре модели современного специалиста - экономиста-международника позволил прийти к заключению, что эта компетенция обладает особым статусом, способствующим интеграции разных сторон подготовки профессионала. Именно эта компетенция должна стать интегрирующим звеном среди всех формируемых у выпускника компетенций. Она объединяет в единое пространство все предложенные в относительной изоляции группы компетенций, служа основой для их объединения в единую стройную систему.

Литература

1. Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.,

1996.

2. Шадриков В.Д. Кузьминов Я.И., Пузанков Д.Б., Федоров И.Б. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития. М.: Логос, 2004.

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. №3.

4. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М.: 2006.

5. Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. 2003. № 3. (87).

6. Проект Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060600 «Мировая экономика и международный бизнес», 2005.

Literature

1. Sokolov V.M. Bases of projecting of educational standards (methodology, theory, practical experience). M., 1996.

2. Shadrikov V.D., Kuz’minov Y. I., Puzankov D.B., Federov I.B. State educational standards of the higher professional education: perspectives of the development. M.: Logos, 2004.

3. Tatur Y.G. Competence in the structure of the quality model of training a specialist // Vysshee obrazovanie segodnya. 2004. №3.

4. Baydenko V.I. Finding out content of competencies of graduates of higher educational Enstitutions as a necessary stage of projecting the state educational standards of the higher professional education of new generation: manual. M.: 2006.

5. Koler Y. Security of quality, accreditation and acknowledgment of qualifications as a necessary stage of projecting of the European space of higher education // Vysshee obrazovanie v Evrope. 2003, № 3. (87).

6. Project of the State educational standard of higher professional education on speciality 060600 «Word economy and international business», 2005.

Смирнова Ольга Владимировна, ст. преподаватель, Государственный университет - Высшая школа экономики, факультет мировой экономики и мировой политики, кафедра иностранных языков.

Smirnova Olga Vladimirovna, senior teacher, State University-Higher School of Economics, the Faculty of World Economics and Foreign Affairs, Foreign Languages Department.

129515, Москва, e-mail: ol gavsmirnova@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.