Научная статья на тему 'ИНВАЛИДИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ'

ИНВАЛИДИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осмоловский Д. С., Гвозденко Т. А., Гордеева О. В., Осмоловский С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНВАЛИДИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

ВЕСТНИК ФИЗИОТЕРАПИИ И КУРОРТОЛОГИИ № 3 2022

ИНВАЛИДИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Осмоловский Д. С.12, Гвозденко Т. А.1, Гордеева О. В.2, Осмоловский С. В.2 'Владивостокский филиал ФГБНУ «ДНЦ ФПД-НИИМКВЛ», г. Владивосток 2Центр восстановительной медицины и реабилитации ГАУЗ «ККЦСВМП», г. Владивосток

Введение. Последствия перинатальной патологии, особенно перинатальные поражения ЦНС, занимают ведущее место в структуре патологии новорожденных. Результаты исследований последних лет свидетельствуют о важнейшей роли поражений мозга, возникших в перинатальном периоде, вызывающих нарушения развития нервно-психических функций у детей в 70-86 % случаев и ведущих в дальнейшем к их дезадаптации, а порой - инвалидизации. Некоторые отечественные авторы считают, что в настоящее время в России рождается от 85 % до 95 % детей с нарушениями или задержкой психомоторного развития в результате перинатального поражения центральной нервной системы. По их мнению, перинатальная энцефалопатия (ПЭП) является «индикатором» состояния здоровья ребенка не только на первом году его жизни, но и в последующие годы. К. А. Семенова (1996) рассматривала перинатальную энцефалопатию, как первое проявление ДЦП. Цель исследования. Оценить уровень инвалидизации детей с ПЭП, получающих лечение в специализированном детском реабилитационном учреждении. Материал и методы. В центре восстановительной медицины и реабилитации, отметившим свой 30-летний юбилей, ежегодно проходят 3-х недельное комплексное курсовое восстановительное лечение и психолого-педагогическую реабилитацию порядка полутора тысяч детей с ограниченными возможностями. До 50 % пациентов составляют дети и подростки-инвалиды с ДЦП, помимо которых реабилитационные мероприятия оказываются инвалидам ортопедического

профиля, детям с поражениями периферической нервной системы, врожденной патологией, хромосомными нарушениями и психическими заболеваниями. С 2-3-х месячного возраста в центре получают лечение дети с перинатальной энцефалопатией. В начале двухтысячных их численность не превышала уровень в 15-17 % в структуре наших пациентов, но в последние годы отмечается увеличение до 3537 %. При этом значительно возросла численность недоношенных маловесных новорожденных, детей от многоплодных беременностей и рожденных посредством ЭКО. Восстановительное лечение таких детей осложнятся их более низкими компенсаторными возможностями и высоким уровнем соматической заболеваемости, что в сою очередь негативно отражается и на уровне их инвалидизации. Соотношение детей, оформивших инвалидность, к общей численности детей с ПЭП возросло за 10-летний период с 10,5 % до 16,6 %. При этом, если среди детей с ПЭП преобладают мальчики (55,9 %), то в группе детей с первичной инвалидностью их 59,0 %. На основании построенного степенного тренда на последующие годы, с высокой точностью прогноза, к 2025 году определен ожидаемый рост инвалидизации детей первого года жизни с перинатальными поражениями центральной нервной системы на 7,4 % (до 24 %, Я=0,9022). Вывод. На фоне ежегодного увеличения численности новорожденных детей с перинатальными поражениями ЦНС, получавших лечение в Центре, отмечен и рост уровня их инвалидизации. Прогнозируется отрицательная динамика данного явления.

АЛГОРИТМ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ

Осмоловский Д. С.1,2, Гвозденко Т. А.1, Гордеева О. В.2, Осмоловский С. В.2 'Владивостокский филиал ФГБНУ «ДНЦ ФПД-НИИМКВЛ», г. Владивосток 2Центр восстановительной медицины и реабилитации ГАУЗ «ККЦСВМП», г. Владивосток

Введение. Реабилитация детей - сложный многогранный процесс. Особого внимания заслуживает первый год жизни ребенка, так как именно в этом жизненном периоде происходит перестройка и интенсивное созревание всех функциональных систем детского организма. В этом возрасте малыш начинает устанавливать взаимоотношения с миром, накапливает опыт практического взаимодействия с внешней средой. Но именно в этом возрасте в группе детей повышенного риска имеет место вероятность развития многочисленных функциональных нарушений. Решающим фактором, от которого зависит успех развития

и социальной адаптации ребенка с нарушениями здоровья, является максимально раннее начало комплексных лечебно-оздоровительных и коррекционно-педагогических мероприятий. Цель исследования. Создание алгоритма комплексного восстановительного лечения детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС. Материал и методы. В результате 30-летней работы коллектива Центра восстановительной медицины и реабилитации с детьми первого года жизни с перинатальной энцефалопатией и угрозой инвалидизации, нами разработана и успешно используется программа комплексного лечения.

Медицинский массаж с элементами гимнастики - 30 мин.

Метод лечения положением тела или Эрготерапия

Индивидуальные занятия по адаптивной физической культуре (АФК) с использованием батутов. 20 мин. или Гидрокинезотерапия в бассейне с хамамом в форме малогрупповых занятий (3-4чел.) 30-40 мин.

Войта терапия или Кинезиотейпирование

Физиотерапия. В возрасте до 6 мес.: электрофорез, парафиновые аппликации, ингаляции, УВЧ, ультратонотерапия, СМТ-терапия, све-тотерапия. От 6 мес. до 1 года + лазеротерапия, МРТ, ВЧ-индуктотермия.

Индивидуальные занятия логопеда, логопедический массаж. 15 мин. или Монтессори-терапия. 15-20 мин.

Занятия на тренажере «Гроссо». Продолжительность 15 мин.

Сенсорная терапия в комнате «Снузлин». 20 мин. или Музыкальная терапия. Малогрупповые занятия в сенсорной комнате, или музыкальном классе, оборудованном «Звуковым лучом». 20 мин.

Метод сухой иммерсии в течение 20 мин. в домашних условиях

Миостимуляция посредством компьютерного комплекса «Акорд». 30 мин.

Рефлексотерапия - 20 мин. или Мануальная терапия - 20 мин.

Симптоматическая медикаментозная терапия. Предпочтение отдается неинвазивным методам введения препаратов (ректально, посредством электрофореза).

Выводы. Восстановительное лечение детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС при соблюдении данного алгоритма и основных принципов реабилитационного процесса (Методические рекомендации Союза педиатров России по оказанию комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам (2012 г.), Федеральные клинические рекомендации по оказанию

медицинской помощи детям с последствиями перинатального поражения ЦНС (утвержден Союзом педиатров России 14.02.2015 г.)), а также обязательном участии матери ребенка на всех процедурах и занятиях, - высокоэффективно, так как повышает уровень функциональных возможностей ребенка и способствует профилактике детской инвалидности.

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕДУР МУЗЫКОТЕРАПИИ НА ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С ГОЛОВНОЙ БОЛЬЮ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОМ ЭТАПЕ РЕАБИЛИТАЦИИ

Писаная Л. А.

ГБУЗ РК «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации», Евпатория

Целью работы было изучение влияния процедур музыкотерапии на показатели психоэмоционального статуса детей с головной болью. Му-зыкотерапия - это способ немедикаментозного воздействия на человека путем положительного восприятия окружающей действительности с помощью музыкальных треков. Процедура повышает оптимизацию творческих сил, благоприятно влияет на центральную нервную систему, стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению. Под наблюдением находилось 23 ребенка (14 девочек и 9 мальчиков). Средний возраст составил 12 лет±3,5 года. Тестирование по определению психоэмоционального состояния

проводилось до и после курса лечения. После обработки данных отмечалось явное улучшение изучаемых показателей. Уровень экстраверсии возрастал на 9 %, показатели нейротизма и тревожности снижались на 1,86 % и 13,6 % соответственно, показатели комфортности возрастали на 18,1 %, раздражительности - снижались на 22,8 %. Следует также отметить, что 92 % из обследуемых детей принимали процедуру с явным желанием, что также способствовало улучшению показателей. Наряду с этим практически все дети отмечали, что процедуры музыкотерапии устраняют чувство усталости и беспокойства, поднимают общий тонус организма, увеличивают работоспособность, улучшают настроение и по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.