Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГРИФФИТС ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СРОКОВ ГЕСТАЦИИ, ПЕРЕНЕСШИХ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКУЮ ЭНЦЕФАЛОПАТИЮ'

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГРИФФИТС ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СРОКОВ ГЕСТАЦИИ, ПЕРЕНЕСШИХ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКУЮ ЭНЦЕФАЛОПАТИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
71
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осмоловский Д. С., Гвозденко Т. А., Гордеева О. В., Осмоловский С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГРИФФИТС ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СРОКОВ ГЕСТАЦИИ, ПЕРЕНЕСШИХ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКУЮ ЭНЦЕФАЛОПАТИЮ»

ВЕСТНИК ФИЗИОТЕРАПИИ И КУРОРТОЛОГИИ № 3 2022

наиболее характерны для доношенного контингента больных. Выводы. Учитывая эти анатомические особенности, специфику строения головного мозга недоношенных детей (герминативный матрикс) и принимая во внимание функциональную незрелость головного мозга, возникает необходимость ранней ультразвуковой диагно-

стики головного мозга новорожденных с различными сроками геста-ции. Меняющаяся картина анатомических постгипоксических изменений мозга требует УЗ-исследований в динамике. Существенных различий в поражениях головного мозга по гендерному признаку не отмечено.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЛАДЕНЦЕВ ПЕРЕНЕСШИХ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ

ГОЛОВНОГО МОЗГА Осмоловский Д. С.12, Гвозденко Т. А.1, Гордеева О. В.2, Осмоловский С. В.2 'Владивостокский филиал ФГБНУ «ДНЦ ФПД-НИИМКВЛ», г. Владивосток 2Центр восстановительной медицины и реабилитации ГАУЗ «ККЦССВМП», г. Владивосток

Введение. Изучение индивидуально-типологических особенностей роста и развития подрастающего поколения, определение отклонений в физическом развитии детей разных возрастно-половых групп, по мнению Г. М. Сердюковской и С. М. Громбаха (1984), самым тесным образом связано с задачами охраны здоровья детей и подростков, с принципами гигиенического нормирования. Характеристика антропологических показателей новорожденных в определенной мере позволяет судить об их динамике и гармоничности. Результаты проведенных нами исследований антропологических показателей новорожденных России за 100-летний период с определенной долей уверенности позволяют говорить, что чаще стали рождаться крупные дети с массой тела более 3500 г. В то же время, увеличилась и продолжает нарастать численность и маловесных новорожденных, что без сомнения связано с повышением качества работы акушерско-гинекологической службы, а также исполнением Приказа МЗ и СР РФ от 27.12.2011 г. № 1687н "О

медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи". Особый интерес вызывает изучение динамики физического развития младенцев, рожденных в различные сроки геста-ции в условиях перинатальной гипоксии. Цель исследования: проведение сравнительной характеристики антропологических показателей младенцев различных сроков гестации. Материал и методы. Под нашим наблюдением находилось 173 новорожденных ребенка, перенесших гипоксию. В зависимости от сроков гестации и весовых характеристик, дети были разделены на четыре группы: с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ, п=37), очень низкой массой тела (ОНМТ, п=41), низкой массой тела (НМТ, п=45), доношенные дети (п=50). Дети всех групп прошли по три курса идентичной (с учетом индивидуальных особенностей) комплексной 3-х недельной медико-психолого-педагогической реабилитации. Измерения проводились у новорожденных (данные родильного дома), в возрасте 6, 9 и 12 месяцев.

Показатели средних величин Группы детей

1 (п=50) 2 (п=45) 3 (п=41) 4 (п=37)

Масса тела (гр.) Новорожденный 3243,8±661,3 2075,1±592,5 1304,4±232,5 771,2±192,5

6 месяцев 7296,4±1015,0 6003,0±1047,5 5064,4±1050,0 4206,2±355,0

9 месяцев 8683,4±1021,3 8160,0±1255,0 7254,6±1117,5 6289,1±1055,0

1 год 9623,0±1108,8 9334,4±1712,5 8407,2±1042,5 7864,6±950,0

Длина тела (см.) Новорожденный 50,66±3,83 45,98±8,0 35,85±4,8 31,71±3,5

6 месяцев 66,7±3,67 62,67±7,35 57,78±5,75 51,98±3,5

9 месяцев 71,59±3,1 68,66±5,3 64,5±5,75 59,39±3,75

1 год 74,85±2,65 73,58±9,95 68,43±5,4 67,21±4,2

Окружность головы (см.) Новорожденный 35,07±4,0 31,96±3,6 28,01±3,25 25,7±2,5

6 месяцев 43,34±1,85 42,07±2,0 38,89±5,0 38,33±3,5

9 месяцев 45,27±2,05 44,32±1,5 41,09±3,85 40,24±4,1

1 год 46,47±1,5 45,82±2,3 42,47±3,6 41,82±3,35

Окружность груди (см.) Новорожденный 34,13±2,25 29,85±4,25 26,26±3,0 24,56±3,35

6 месяцев 43,72±3,15 42,1±3,25 39,45±5,35 38,92±4,25

9 месяцев 46,6±3,2 45,45±3,25 41,97±4,25 41,45±4,0

1 год 48,32±2,75 47,67±2,2 44,23±4,05 43,55±3,35

Выводы. Интегральные показатели физического развития детей тем ниже, чем меньше срок их рождения. Данная диспропорция сохраняется и в годовалом возрасте детей. Тем не менее, при условии система-

тического комплексного восстановительного лечения детей в специализированном реабилитационном учреждении, отмечается поступательное и преимущественно гармоничное их развитие.

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГРИФФИТС ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СРОКОВ ГЕСТАЦИИ, ПЕРЕНЕСШИХ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКУЮ ЭНЦЕФАЛОПАТИЮ Осмоловский Д. С.12, Гвозденко Т. А.1, Гордеева О. В.2, Осмоловский С. В.2 'Владивостокский филиал ФГБНУ «ДНЦ ФПД-НИИМКВЛ», г. Владивосток 2Центр восстановительной медицины и реабилитации ГАУЗ «ККЦСВМП», г. Владивосток

Введение. Дети - потенциал, определяющий основу для оптимального воспроизводства населения и состояния его здоровья в будущем, что обусловливает необходимость получения своевременной информации о развитии подрастающего поколения, тем более на фоне сохраняющихся неблагоприятных тенденций. В настоящее время существует много подходов к оценке психомоторного развития детей в возрасте одного-двух лет. Шкала оценки по Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по таким параметрам, как моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре. Уровни развития определенных функций ребенка оцениваются по бальной системе. Используя шкалу психомоторного развития по Гриффитс, можно выявить отставание определенных функций и спланировать корригирующие меры, направленные на стимуляцию их развития. При соответствии нервно-психического развития ребенка возрасту или превышении его выставляется I группа нервно-психического развития, при отставании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок - II группа. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляют III группу нервно-психического развития, а при отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока - IV. Для оценки развития детей в домах ребенка и детей первого года жизни в семье предложена V группа - задержка на 4-5 эпикризных срока. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считают 1 месяц, для ребенка второго года - один квартал, третьего - полугодие. Цель исследования: Рассчитать показатели динамики психомоторного

развития младенцев разных сроков гестации по Гриффитс. Материал и методы. Под нашим наблюдением находились 173 ребенка, перенесших внутриутробную гипоксию. По срокам гестации и массе тела при рождении, дети были разделены на четыре группы: 1 - доношенные дети (п=50), 2 - с низкой массой тела (НМТ, п=45), 3 - с очень низкой массой тела (ОНМТ, п=41), 4 - с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ, п=37), Все дети прошли по три курса 3-х недельного комплексного восстановительного лечения. Сумма баллов в первой группе детей составила 78 в 6-ти месячном возрасте и 150,5 в возрасте одного года, что соответствует показателям нормального развития с незначительной (2-х недельной) задержкой способности к игре. Во второй группе суммы баллов соответственно 67,1 и 135,1, что говорит о задержке развития детей на один этапный эпикриз, которая наиболее выражена в нарушениях слуха и речи, а также задержке способности к игре. В 3-й группе - 60,9 и 123,4, с задержкой развития моторики, слуха и речи на 2 этапных эпикриза, в 4-й - 59,2 и 121,6 с задержкой развития на 2,5-3 этапных эпикриза в сферах моторики и способности к игровой деятельности. По видам функциональных нарушений, наиболее выраженная задержка развития детей всех групп отмечена в сфере слуха и речи и в равной степени в сферах моторики и способности к игровой деятельности. Выводы. Согласно средним показателям, находившиеся под нашим наблюдением дети распределились по группам нервно-психического развития следующим образом: доношенные дети - первая группа, дети с НМТ - вторая, дети с ОНМТ - третья, дети с ЭНМТ - четвертая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.