Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ'

ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ / ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осмоловский Д. С., Гвозденко Т. А., Переломова О. В.

Актуальность. В настоящее время 85-95 % детей рождаются с нарушениями или задержкой психомоторного развития в результате перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС), чаще обусловленных гипоксией. Реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС является сложным многогранным процессом. Это обуславливает необходимость поиска новых подходов, разработки дополнительных форм и технологий в помощь детям с перинатальной патологией. Цель. Провести оценку эффективности комплексной реабилитации детей первого года жизни с перинатальными поражениями центральной нервной системы в форме гипоксически - ишемической энцефалопатии. Материалы и методы. Под наблюдением находилось 173 шестимесячных ребенка, перенесших гипоксию. В зависимости от массы тела при рождении, дети были разделены на группы: 1 - доношенные дети, 2 - с низкой массой тела, 3 - с очень низкой массой тела, 4 - с экстремально низкой массой тела. Реабилитационный комплекс включал медицинский массаж с элементами гимнастики, гидрокинезотерапию в бассейне; миостимуляцию мышц спины, конечностей; метод сухой иммерсии; занятия на тренажере «Гроссо»; эрготерапию; терапию эластичным псевдокипящим слоем; логопедический массаж. Все процедуры назначались по 10 на курс. Симптоматическая медикаментозная терапия назначалась неврологом по показаниям. Все дети в возрасте 6, 9 и 12 месяцев получили комплексную трехнедельную реабилитацию. Контрольную группу составили 82 ребенка, перенесшие перинатальную гипоксически - ишемическую энцефалопатию, получавшие доступную медицинскую реабилитацию по месту жительства, лечение не было комплексным и систематическим. Для оценки психомоторного развития детей раннего возраста использовалась шкала Гриффитс. Результаты. У детей основной группы наблюдения после комплексной реабилитации происходило более быстрое формирование двигательных навыков, отмечалось снижение патологической активности тонических рефлексов, активизация самостоятельных, ранее не наблюдавшихся движений, улучшение координации движений и общего психического состояния, активизация эмоционального и речевого общения (экспрессивной и импрессивной речи), мотивации к овладению движениями. Заключение. Доказано, что комплексная долгосрочная реабилитация способствует положительной динамике показателей функциональной деятельности, ускорению сроков формирования навыков жизнеобеспечения и снижению в 3 раза уровня инвалидности у детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Осмоловский Д. С., Гвозденко Т. А., Переломова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF COMPREHENSIVE REHABILITATION OF EARLY CHILDRENAGE WITH PERINATAL HYPOXIC-ISCHEMICENCEPHALOPATHY

Relevance. Currently, 85-95 % of children are born with impaired or delayed psychomotor development as a result of perinatal damage to the central nervous system (CNS), in most cases due to hypoxia. Rehabilitation of children of the first year of life with perinatal lesions of the central nervous system in the form of hypoxic - ischemic encephalopathy is a complex multi - faceted process. This necessitates the search for new approaches, the development of additional forms and technologies to help children with perinatal pathology Goal. To evaluate the effectiveness of comprehensive rehabilitation of children of the first year of life with perinatal lesions of the central nervous system in the form of hypoxic - ischemic encephalopathy. Materials and methods. 173 six - month - old children who had hypoxia were under observation. Depending on the birth weight, the children were divided into groups: 1 - full - term children, 2 - with low body weight, 3 - with very low body weight, 4 - with extremely low body weight. The rehabilitation complex included medical massage with elements of gymnastics, hydrokinesotherapy in the pool; myostimulation of the muscles of the back, limbs; dry immersion method; classes on the Grosso simulator; ergotherapy; therapy with an elastic pseudo - boiling layer; speech therapy massage. All procedures were assigned 10 per course. Symptomatic drug therapy was prescribed by a neurologist according to indications. All children aged 6, 9 and 12 months received a comprehensive three - week rehabilitation. The control group consisted of 82 children who had perinatal hypoxic - ischemic encephalopathy, who received affordable medical rehabilitation at the place of residence, treatment was not comprehensive and systematic. The Griffiths scale was used to assess the psychomotor development of young children. Results. In the children of the main observation group, after complex rehabilitation, there was a faster formation of motor skills, there was a decrease in the pathological activity of tonic reflexes in 75 % of children, activation of independent, previously unobserved movements in 91 %, improved coordination of movements in 85 %, improvement of the general mental state in 73 %, activation of emotional and verbal communication (expressive and impressive speech) in 45 %, activation of motivation to master movements in 32 %, a significant decrease in solivation, up to its termination in 30 %. The level of disability of children by the first year of life in the main group was 16.76 %, in the control group - 51.2 % and, accordingly, was 3.05 times higher. Conclusion. It is proved that comprehensive long - term rehabilitation contributes to the positive dynamics of functional activity indicators, acceleration of the formation of life support skills and a 3-fold reduction in the level of disability in children of the first year of life with perinatal lesions of the central nervous system.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ»

УДК: 616.8-08 DOI: 10.37279/2413-0478-2022-28-3-46-50

Осмоловский Д. С., Гвозденко Т. А., Переломова О. В.

ОЦЕНКА КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКИ-ИШЕМИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ

Владивостокский филиал Федерального Государственного бюджетного научного учреждения «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» - Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного

лечения. Владивосток

Osmolovsky D. S., Gvozdenko T. A., Perelomova O. V

JUSTIFICATION OF COMPREHENSIVE REHABILITATION OF EARLY CHILDRENAGE WITH PERINATAL HYPOXIC-ISCHEMICENCEPHALOPATHY

Vladivostok branch of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Far Eastern Research Center for Physiology and Pathology of Respiration" - Research Institute of Medical Climatology and Rehabilitation Treatment. Vladivostok

РЕЗЮМЕ

Актуальность. В настоящее время 85-95 % детей рождаются с нарушениями или задержкой психомоторного развития в результате перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС), чаще обусловленных гипоксией. Реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС является сложным многогранным процессом. Это обуславливает необходимость поиска новых подходов, разработки дополнительных форм и технологий в помощь детям с перинатальной патологией. Цель. Провести оценку эффективности комплексной реабилитации детей первого года жизни с перинатальными поражениями центральной нервной системы в форме гипоксически-ишемической энцефалопатии. Материалы и методы. Под наблюдением находилось 173 шестимесячных ребенка, перенесших гипоксию. В зависимости от массы тела при рождении, дети были разделены на группы: 1 - доношенные дети, 2 - с низкой массой тела, 3 - с очень низкой массой тела, 4 - с экстремально низкой массой тела. Реабилитационный комплекс включал медицинский массаж с элементами гимнастики, гидрокинезотерапию в бассейне; миостимуляцию мышц спины, конечностей; метод сухой иммерсии; занятия на тренажере «Гроссо»; эрготерапию; терапию эластичным псевдокипящим слоем; логопедический массаж. Все процедуры назначались по 10 на курс. Симптоматическая медикаментозная терапия назначалась неврологом по показаниям. Все дети в возрасте 6, 9 и 12 месяцев получили комплексную трехнедельную реабилитацию. Контрольную группу составили 82 ребенка, перенесшие перинатальную гипоксически-ишемиче-скую энцефалопатию, получавшие доступную медицинскую реабилитацию по месту жительства, лечение не было комплексным и систематическим. Для оценки психомоторного развития детей раннего возраста использовалась шкала Гриффитс. Результаты. У детей основной группы наблюдения после комплексной реабилитации происходило более быстрое формирование двигательных навыков, отмечалось снижение патологической активности тонических рефлексов, активизация самостоятельных, ранее не наблюдавшихся движений, улучшение координации движений и общего психического состояния, активизация эмоционального и речевого общения (экспрессивной и импрессивной речи), мотивации к овладению движениями. Заключение. Доказано, что комплексная долгосрочная реабилитация способствует положительной динамике показателей функциональной деятельности, ускорению сроков формирования навыков жизнеобеспечения и снижению в 3 раза уровня инвалидности у детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС.

Ключевые слова: комплексная реабилитация, дети раннего возраста, перинатальная энцефалопатия, психомоторное развитие.

SUMMARY

Relevance. Currently, 85-95 % of children are born with impaired or delayed psychomotor development as a result of perinatal damage to the central nervous system (CNS), in most cases due to hypoxia. Rehabilitation of children of the first year of life with perinatal lesions of the central nervous system in the form of hypoxic-ischemic encephalopathy is a complex multi-faceted process. This necessitates the search for new approaches, the development of additional forms and technologies to help children with perinatal pathology Goal. To evaluate the effectiveness of comprehensive rehabilitation of children of the first year of life with perinatal lesions of the central nervous system in the form of hypoxic-ischemic encephalopathy. Materials and methods. 173 six-month-old children who had hypoxia were under observation. Depending on the birth weight, the children were divided into groups: 1 - full-term children, 2 - with low body weight, 3 - with very low body weight, 4 - with extremely low body weight. The rehabilitation complex included medical massage with elements of gymnastics, hydrokinesotherapy in the pool; myostimulation of the muscles of the back, limbs; dry immersion method; classes on the Grosso simulator; ergotherapy; therapy with an elastic pseudo-boiling layer; speech therapy massage. All procedures were assigned 10 per course. Symptomatic drug therapy was prescribed by a neurologist according to indications. All children aged 6, 9 and 12 months received a comprehensive three-week rehabilitation. The control group consisted of 82 children who had perinatal hypoxic-ischemic encephalopathy, who received affordable medical rehabilitation at the place of residence, treatment was not comprehensive and systematic. The Griffiths scale was used to assess the psychomotor development of young children. Results. In the children of the main observation group, after complex rehabilitation, there was a faster formation of motor skills, there was a decrease in the pathological activity of tonic reflexes in 75 % of children, activation of independent, previously unobserved movements in 91 %, improved coordination of movements in 85 %, improvement of the general mental state in 73 %, activation of emotional and verbal communication (expressive and impressive speech) in 45 %, activation of motivation to master movements in 32 %, a significant decrease in solivation, up to its termination in 30 %. The level of disability of children by the first year of life in the main group was 16.76 %, in the control group - 51.2 % and, accordingly, was 3.05 times higher. Conclusion. It is proved that comprehensive long-term rehabilitation contributes to the positive dynamics of functional activity indicators, acceleration of the formation of life support skills and a 3-fold reduction in the level of disability in children of the first year of life with perinatal lesions of the central nervous system. Key words: complex rehabilitation, young children, perinatal encephalopathy, psychomotor development.

Актуальность с нарушениями или задержкой психомоторного раз-

Согласно мнению ряда отечественных авторов, в вития в результате перинатального поражения цен-настоящее время в России рождается 85-95 % детей тральной нервной системы (ЦНС), в большинстве

случаев обусловленных гипоксией [1, 2]. В основе механизмов развития перинатального поражения ЦНС лежат гипоксические и травматические повреждения, способствующие нарушению моторных навыков, снижению эмоционального, речевого и социального развития. Современные научные исследования указывают на особую важность состояния здоровья ребенка в периоде его первых лет жизни, так как неоказание адекватной комплексной лечебно-восстановительной помощи детям раннего возраста с перинатальными энцефалопатиями (ПЭП) ведет к росту показателей их заболеваемости и инвалидности [2, 3, 4, 5].

Реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС в форме гипоксически-ишемической энцефалопатии является сложным многогранным процессом, т.к. полноценное возвращение ребенка в социум происходит через медицинскую, психологическую, педагогическую и социальную реабилитацию с систематическим проведением комплексных лечебно-оздоровительных и коррекционно-педагогических мероприятий, созданием специальных развивающих условий среды и воспитания ребенка в семье [6]. Таких результатов можно достичь только при оказании комплексной реабилитации с первого года жизни ребенка при соблюдении индивидуального подхода в выборе методик, тактики и режима нагрузки. Эффективность непрерывной этапной реабилитации таких детей достигается работой мультидисциплинарной бригады, с использованием в реабилитационном процессе как традиционных, так и нетрадиционных методов лечения [3, 7].

Медицинская абилитация младенца должна быть направлена на преодоление формирования патологического двигательного стереотипа и создание основы для последовательного формирования онтогенетически обусловленных моторных навыков. При этом существуют ограничения применения некоторых лекарственных средств в детском возрасте, возможность развития побочных эффектов на фоне приема медикаментозных препаратов. В настоящее время обсуждаются вопросы комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС, методик оперативного расчета динамики функционального состояния ребенка на фоне проводимых реабилитационных мероприятий [8, 9]. В связи с этим, разработка комплексной программы реабилитации детей раннего возраста с перинатальными поражениями ЦНС, оценка эффективности ее использования в целях профилактики детской инвалидности и снижения степени тяжести функциональных нарушений, являются задачей актуальной.

Цель исследования - оценить эффективность комплексной реабилитации детей первого года жизни с перинатальными поражениями центральной нервной системы в форме гипоксически-ише-мической энцефалопатии.

Материалы и методы

Под наблюдением находилось 173 шестимесячных ребенка, перенесших гипоксию. В зависимости от массы тела при рождении, дети были разделены на четыре группы: 1 - доношенные дети (п=50), 2 -с низкой массой тела (НМТ, п=45), 3 - с очень низкой массой тела (ОНМТ, п=41), 4 - с экстремально низкой массой тела (ЭНМТ, п=37). Диагнозы устанавливались на основании анамнестических данных, жалоб, результатов неврологического осмотра и инструментальных

методов обследования. У всех детей проведен анализ анамнестических данных, выполнено общеклиническое и неврологическое обследование. На основании подписанного родителями информированного согласия дети в возрасте шести месяцев поступили в Центр восстановительной медицины и реабилитации на лечение. Реабилитационный комплекс назначался курсом на 21 день и включал медицинский массаж с элементами гимнастики на мяче (валиках) в виде отдельных занятий или в процессе проведения массажа, продолжительностью 30 минут, чередовался с гидрокинезотерапией в бассейне в форме малогрупповых занятий (3-5 чел.) в течение 30 минут, ежедневно; миостимуляция мышц спины конечностей при гипотонусе или антагонистов спазмированных мышц-сгибателей конечностей посредством 8-канального компьютерного комплекса «Акорд» продолжительностью 5-10 минут, через день; метод сухой иммерсии в течение 20 минут с использованием водно-иммерсионного автоматизированного комплекса «Медсим», состоящего из чаши бассейна и эластичной водоизолирующей пленки; занятия на тренажере «Гроссо» продолжительность 15 минут; эрготерапия в игровой форме с использованием развивающих тренажеров, предметов быта; терапия эластичным псевдокипящим слоем по 10 минут; сенсорная терапия в комнате «Снузлин» 20 минут; логопедический массаж 15 минут. Все процедуры назначались по 10 на курс. Симптоматическая медикаментозная терапия (противосудорожные, антиконвульсанты, ноотропы, миорелаксанты) назначалась неврологом по показаниям. Схемы лечения подбирались индивидуально с учетом основных видов ограничений. Все дети в возрасте 6, 9 и 12 месяцев получили комплексную трехнедельную реабилитацию. Контрольную группу составили 82 ребенка, перенесшие перинатальную гипоксически-ишемическую энцефалопатию, но по различным причинам, впервые обратившиеся за помощью в Центр восстановительной медицины и реабилитации в годовалом возрасте. До этого времени дети получали доступную медицинскую реабилитацию по месту жительства, лечение не было комплексным и систематическим.

Для определения эффективности использования комплексной реабилитации и оценке психомоторного развития детей раннего возраста был проведен анализ по шкале Гриффитс с оценкой в баллах показателей в функциональной деятельности (моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре детей). По каждому из параметров выставлялся соответствующий балл, затем баллы суммировались и по их сумме, относительно нормативных показателей, определялся уровень развития ребенка. «Нормативными уровнями» психомоторного развития по шкале Гриффитс считаются суммы баллов в возрасте 6 месяцев - 75-80, в 9 месяцев -110-120, в 12 месяцев - 150-155. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием прикладной программы «Statistica 6.1» (серия 1203С для Windows). Для сравнения групп применялись непараметрические критерии: Вилкоксона (В), U-критерий Манна-Уитни (М-У). Различия считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и обсуждение

Исходно 1-ю группу составляли дети в возрасте 6 месяцев с отставанием в развитии на один эпикриз-ный срок, уровень психомоторного развития по шкале Гриффитс был снижен, что соответствовало общему баллу 74 и характеризовалось нарушениями функциональных способностей за счет моторики и игровой деятельности детей (Таблица 1).

У детей 2-й группы уровень развития соответствовал 5 месяцам, с отставанием на два эпикризных срока, общий балл был снижен до 67,1. Развитие детей 3-ей группы к шести месяцам соответствовало 4 месяцам, отставало на два эпикризных срока с нарушением функциональных способностей по всем оцениваемым показателям и общим баллом 60,9. Дети 4-й группы с перинатальным поражением ЦНС в форме гипоксически-ишемической энцефалопатии и рожденные с экстремально низкой массой тела имели самый низкий уровень развития, соответствовавший 4 месяцам с общим баллом 59,2.

Целью комплексных реабилитационных мероприятий, проводимых детям раннего возраста с последствиями перинатальной патологии ЦНС, характеризующихся задержкой локомоторных и психических функций, было создание специальных условий для активации темпов формирования сенсорного восприятия, предметных действий и общения. На основании этого в комплексное лечение

были включены немедикаментозные методы, способствующие снижению мышечного тонуса верхних и нижних конечностей, степени влияния тонических рефлексов, повышению двигательной активности и моторики детей, формированию навыка управления и контроля качества моторных актов.

После курса комплексной трехнедельной реабилитации у детей 1-й группы в возрасте 9 месяцев уровень развития повысился и соответствовал 109,6 по общему баллу и в 78 % случаев был приближен к возрасту 9 месяцев. По всем оценивае-

После третьего курса комплексной реабилитации по достижении возраста 12 месяцев 89 % детей 1-й группы достигли нормального уровня развития по всем основным видам функционального состояния и 150,5 общих баллов, что соответствует показателям нормального развития с незначительной (2-х недельной) задержкой такого оцениваемого показателя как способность к игре. У 84,7 % детей 2-й группы уровень психомоторного развития соответствовал 135,1 баллам, что говорит о задержке развития детей на один этапный эпикриз, которая наиболее выражена в отношении показателя нарушения слуха и речи, а также задержки способности к игре. У детей 3-й группы динамика повышения уровня развития была слабо выражена, сохранялось снижение развития на два эпикризных срока и общего балла на 17,7 % с задержкой развития моторики (отсутствие ходьбы за ручку, полноценного ползания на «четвереньках»), слуха и речи, социальной адаптации (отсутствие ответа на простые просьбы, неправильное использование ложки) и способности к игре (вынимать и укладывать кубики в коробку). В 4-й группе сумма баллов соответствовала 122, сохранялась задержка развития на 2,5-3 этапных эпикриза в сферах моторики и способности к игровой деятельности. По видам функциональных нарушений наиболее выраженная задержка развития детей всех групп отмечена в сфере слуха и речи и в равной степени показателей моторики и способности к игровой деятельности.

Полученные результаты исследования уровня психомоторного развития детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы в форме гипоксически-ишемической энцефалопатии в возрасте 12 месяцев свидетельствуют о высокой

мым показателям наблюдалось соответствие возрастной норме. Уровень психомоторного развития детей во 2-й группе соответствовал 8 месяцам и был ниже на 6,4 % относительно нормы по количеству баллов. У детей 3-ей группы к шести месяцам уровень развития сохранялся сниженным: отставал на два эпикризных срока, с нарушением функциональных способностей по всем оцениваемым показателям и общим баллом 92,8. Дети 4-й группы сохраняли низкий общий балл 87,0 по уровню развития и достигли по возрасту лишь 7 месяцев.

эффективности ранней целенаправленной и последовательной реабилитации методами ЛФК, лечебного массажа, гидрокинезо- и физиотерапии, физической реабилитации в комплексной терапии. У детей основной группы наблюдения после курса реабилитации происходило более быстрое формирование двигательных навыков, отмечалось снижение патологической активности тонических рефлексов у 75 % детей, активизация самостоятельных, ранее не наблюдавшихся движений - у 91 %, улучшение координации движений - у 85 %, улучшение общего психического состояния - у 73 %, активизация эмоционального и речевого общения (экспрессивной и импрессивной речи) - у 45 %, активизация мотивации к овладению движениями - у 32 %, значительное снижение соливации, вплоть до ее прекращения - у 30 %.

На степень эффективности также влияет уровень физического развития ребенка, обусловленный как перинатальной гипоксией, так и массой тела при рождении. В связи с этим, у детей 1-й группы с нормальной массой тела при рождении положительная динамика всех оцениваемых функциональных нарушений была наиболее выраженной и снижалась в группах по мере снижения массы тела при рождении во 2-й, 3 -й и 4-й группах, соответственно.

Основным критерием эффективности восстановительного лечения можно считать нормализацию темпов психомоторного развития за минимально возможный промежуток времени. В возрасте одного года проведена сравнительная оценка функционального развития детей основных групп наблюдения, получивших три трехнедельных курса комплексной реабилитации и контрольной группы по основным системным нарушениям (Таблица 2).

Таблица 1

Динамика психомоторного развития по тестам Гриффитс детей первого года жизни с перинатальной гипоксически-ишемической

энцефалопатией, получавших комплексную реабилитацию

Группы детей Возраст (месяц) Моторика Социальная адаптация Слух и речь Глаза и руки Игровая деятельность Общий балл Уровень развития

1 6 14,0 15,5 15,5 15,5 13,5 74,0 5 мес

9 20,0 23,5 22,0 23,0 21,0 109,5 8,5-9 м

12 30,5 30,0 30,5 30,0 29,5 150,5 12 мес

2 6 13,8 13,8 12,5 14,0 13,0 67,1 5 мес

9 20,3 20,0 20,5 21,0 22,0 103,8 8 мес

12 27,0 28,0 26,3 27,3 26,5 135,1 11 мес

3 6 11,4 12,5 12,0 12,5 12,5 60,9 4 мес

9 16,5 18,5 19,5 19,0 19,3 92,8 7 мес

12 24,5 26,3 23,4 24,2 25,0 123,4 10 мес

4 6 13,3 13,7 12,0 12,7 7,5 59,2 4 мес

9 17,0 20,5 16,0 16,5 20,0 87,0 7 мес

12 24,5 27,0 22,3 22,7 25,5 122,0 9 мес

Таблица 2

Оценка уровней функционального состояния детей первого года жизни с перинатальной гипоксически-ишемическои

энцефалопатией в возрасте 1 года

Группы Группы детей, сроки гестации

1-я группа, 38-42 нед. 2-я группа. 35-37 нед. 3-я группа 28-34 нед. 4-я группа 22-27 нед. Общий показатель

Моторика

Основная 30,5±0,79 27±2,23 24,5±3,42 24,5±4,49 26,88±3,86

Контрольная 26,24±1,85 25,39±1,63 21,32±3,15 17,67±4,15 22,14±4,59

Р Р<0,001 0,006 Р<0,001 Р<0,001 Р<0,001

Социальная адаптация

Основная 30±1,39 28±2,04 26,26±2,36 27±2,75 27,95±2,56

Контрольная 27,06±2,37 26,21±2,14 23,5±1,43 21,73±1,9 24,28±2,86

Р Р<0,001 0,002 Р<0,001 Р<0,001 Р<0,001

Слух и речь

Основная 30,5±0,45 26,3±1,61 23,4±3,3 22,31±3,57 25,97±4,05

Контрольная 25,62±1,52 24,87±1,49 20,57±3,23 18,63±2,72 21,96±3,8

Р Р<0,001 0,002 0,002 Р<0,001 Р<0,001

Глаза и руки

Основная 30±1,32 27,3±2 24,21±3,16 22,7±3,44 26,36±3,8

Контрольная 27,5±2,4 26,11±2,3 21,55±3,37 20,73±3,02 23,53±4,02

Р Р<0,001 0,041 0,003 0,025 Р<0,001

Способность к игре

Основная 29,5± 1,1 26,89±1,85 24±2,68 22,55±2,86 26,03±3,41

Контрольная 26,53±1,59 25,47±1,61 21,07±2,41 20± 1,91 22,81±3,34

Р Р<0,001 0,005 Р<0,001 Р<0,001 Р<0,001

Общий показатель

Основная 150,5±4,72 135,49±8,42 122,37±14,6 119,07±16,8 133,21±17,1

Контрольная 132,94±6,13 128,05±7,42 108±10,99 98,75±9,03 114,71±16,5

Р Р<0,001 0,001 Р<0,001 Р<0,001 Р<0,001

С высокой степенью достоверности было установлено, что средний показатель функционального развития детей основной группы на 24,97 % превалировал над аналогичным показателем в контрольной группе. При этом у детей основной группы, получавших комплексную реабилитацию, показатель развития моторных функций в сравнении с контрольной группой был выше на 29,21 %, сенсорных - на 20,31 %, показатель речевого развития и понимания обращенной речи - на 33,16 %, эмоций и коммуникации - на 13,17 %, мышления и игровой деятельности - на 28,97 %, соответственно .

При установлении нижнего значения уровня полноценного развития ребенка, составляющего не менее 95 % от нормативных возрастных показателей к 12 месяцам, с целью решения вопроса о необходимости продолжения лечения, было установлено, что в дальнейшем восстановительном лечении нуждались 11 (22 %) детей 1-й группы и 12 (26,6 %) детей 2-й группы. Дети 3-ей и 4-ой групп все без

исключения требовали продолжения реабилитационных мероприятий. В возрасте 12 месяцев у детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС определяется отсутствие или наличие статуса «ребенок-инвалид». В результате проведенной оценки данный статус приобрели 29 детей основной группы, получавших комплексную реабилитацию, и 42 ребенка контрольной группы, не получавшие комплексной реабилитации. Полученные данные свидетельствуют том, что уровень инвалидности детей к первому году жизни в основной группе составил 16,76 %, в контрольной - 51,2 % и соответственно был в 3,05 раза выше.

Заключение

Комплексная курсовая реабилитация детей первого года жизни с перинатальными поражениями ЦНС оказывает благоприятное воздействие на ЦНС и функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, нормализуя мышечный тонус, способ-

ствует повышению двигательной активности и моторики детей, снижению степени влияния тонических рефлексов, улучшает состояние психо-эмоци-онального статуса. Результаты комплексной долгосрочной (в возрасте с 6 до 12 месяцев) реабилитации свидетельствуют о высокой эффективности восстановительного лечения детей первого года

жизни с перинатальными поражениями ЦНС и характеризуются положительной динамикой показателей функциональной деятельности (моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре детей), ускорением сроков формирования навыков жизнеобеспечения и снижением в 3 раза уровня инвалидности.

Литература/References

Альбицкий В. Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии. Избранные очерки. // Социальная педиатрия. Выпуск 16 - М.: Союз педиатров России; 2012. [Albitskiy V. Yu. Aktualnyye problemy sotsialnoy pediatrii. Izbrannyye ocherki. Sotsialnaya pedi-atriya. Vypusk 16. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2012. (in Russ.)] Баранов А. А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практики. / Союз педиатров России. - М.: ДЕПО; 2009. [Baranov A. A. Gosudarstvennaya politika v oblasti okhrany zdorovia detey: voprosy teorii i praktiki. Soyuz pedi-atrovRossii. Moscow: DEPO; 2009. (in Russ.)] Батышева Т. Т., Мохов Д. Е., Тарусова К. С., Рубинова Ю. Л. и др. Остеопатическая коррекция неврологических нарушений у детей первого года жизни с последствиями перинатального поражения ЦНС с перспективой формирования ДЦП. // Детская и подростковая реабилитация. - 2019. - №4(40). - С. 13-18. [Bat-ysheva T. T., Mokhov D. E., Tarusova K. S., Rubinova Yu. L. i dr. Osteopaticheskaya korrektsiya nevrologicheskikh narusheniy u detey pervogo goda zhizni s posledstviyami perinatalnogo porazheniya TsNS s perspektivoy formirovaniya DTsP. Detskaya i podrostkovaya reabilitatsiya. 2019;4 (40):13-18. (in Russ.)]

Ворошилина К. И., Ровда Ю. И. Показатели здоровья недоношенных детей с низкой, очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении и исходы перенесенной перинатальной патологии по результатам катамнестического наблюдения в условиях перинатального центра. // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - N° 3 - С. 45-51. [Voroshilina K. I., Rovda Yu. I. Pokazateli zdorovia nedonoshennykh detey s nizkoy, ochen nizkoy i ekstremalno nizkoy massoy tela pri rozhdenii i iskhody perenesennoy perinatalnoy patologii po rezultatam katamnesticheskogo nablyudeniya v usloviyakh perinatalnogo tsentra. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2015;(3):45-51. (in Russ.)]

Варпаховская О. Г., Полонская М. Р. Ранняя социализация детей раннего возраста и ее значение для нормального физического, психического и социального развития человека. // Электронный

Сборник материалов Третьего Международного Конгресса «Мир семьи». - 2005. - С.28-36. [Varpakhovskaya O. G., Polonskaya M. R. Rannyaya sotsializatsiya detey rannego vozrasta i eye znacheniye dlya normalnogo fizicheskogo, psikhicheskogo i sotsialnogo razvitiya cheloveka. Elektronnyy Sbornik materialov Tretyego Mezhdunarodnogo Kongressa «Mirsemi». 2005:28-36. (in Russ.)]

Разноуровневая система оказания комплексной реабилитационной помощи детям с хронической патологией и детям-инвалидам. Методические рекомендации. - М.: «Союз педиатров России»; 2012. [Raznourovnevaya sistema okazaniya kompleksnoy rea-bilitatsionnoy pomoshchi detyam s khronicheskoy patologiyey i detyam-invalidam. Metodicheskiyerekomendatsii. Moscow: «Soyuz pediatrov Rossii»; 2012. (in Russ.)]

Ballot D. E., Davies V. A., Cooper P. A., Chirwa T., Argent A., Mer M. Retrospective cross-sectional review of survival rates in critically ill children admitted to a combined pediatrics/neonatal intensive care unit in Johannesburg, South Africa, 2013-2015. BMJopen 6(6), e010850 Published: 2016-06

Архипова Е. Ф. Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. - Москва; 2009. [Arkhipova E. F. Innovatsionnaya model kompleksnogo so-provozhdeniya razvitiya detey s perinatalnoy entsefalopatiyey i eye posledstviyami: Avtoref. dis. ... dokt. med. nauk. - Moscow; 2009. (in Russ.)]

Хан М. А., Петрова М. С., Дегтярева М. Г., Микитченко Н. А. с соавт. Современные технологии физической реабилитация детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. // Вестник восстановительной медицины. - 2021. - Т. 20. - № 4 -С57-64. [Khan M. A., Petrova M. S., Degtyareva M. G., Mik-itchenko N. A. s soavt. Sovremennyye tekhnologii fizicheskoy reabil-itatsii detey s perinatalnym porazheniyem tsentralnoy nervnoy sis-temy. Vestnik vosstanovitelnoy meditsiny. 2021;20(4):57-64. (in Russ.)]

Сведения об авторах:

Осмоловский Дмитрий Сергеевич - аспирант Владивостокского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» - Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения, 690105, г. Владивосток, ул. Русская, 73-г, тел.8(423)278-82-01, e-mail: cvlds@rambler.ru

Гвозденко Татьяна Александровна - доктор медицинских наук, профессор РАН, главный научный сотрудник лаборатории восстановительного лечения Владивостокского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» - Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения, 690105, г. Владивосток, ул. Русская, 73-г, тел. раб. (423)278-82-01, e-male: vfdnz@mail.ru

Переломова Оксана Валерьевна - преподаватель информатики Владивостокского филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» - Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения, 690105, г. Владивосток, ул. Русская,73-г, тел.8(423)278-82-01, e-mail: vfdnz@mail.ru

Конфликт интересов. Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта интересов, финансовой или какой-либо другой поддержки, о которой необходимо сообщить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conflict of interest. The authors of this article confirmed financial or any other support with should be reported.

Поступила 31.08.2022 г.

Received 31.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.