Научная статья на тему 'ИНТЕРВЬЮ С РИЕЙ ВОЛКОВОЙ'

ИНТЕРВЬЮ С РИЕЙ ВОЛКОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

19
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУСЛИ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / ПРИРОДА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волкова Рия

Музыкант, композитор, поэтесса и певица Рия Волкова рассказывает о своем музыкальном творчестве, связанном с игрой на гуслях, своем отношении к традиционной музыкальной культуре народов Северо-Запада России и ее связи с новыми музыкальными направлениями, а также о значении природы для своего творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРВЬЮ С РИЕЙ ВОЛКОВОЙ»

DOI 10.24412/2713-1831-2022-3-94-99

ИНТЕРВЬЮ С РИЕИ ВОЛКОВОЙ

Аннотация. Музыкант, композитор, поэтесса и певица Рия Волкова рассказывает о своем музыкальном творчестве, связанном с игрой на гуслях, своем отношении к традиционной музыкальной культуре народов Северо-Запада России и ее связи с новыми музыкальными направлениями, а также о значении природы для своего творчества.

Ключевые слова: гусли, импровизация, природа, творчество.

Краткая справка об интервьюируемой

Рия Волкова — музыкант, композитор и певица. С 2013 года играет на гуслях, с 2015 преподает игру на гуслях в студии «Хвоя». Обучалась традиционной технике игре на гуслях у Дмитрия Парамонова, со временем создала свой собственный стиль. В 2019 году выпустила альбом «Меп», в 2021 году — «Пряди воды». Солистка группы «Кш МешЬ.

Александра Дворникова (А. Д.): Расскажи, пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах у тебя появился интерес к такому музыкальному инструменту, как гусли. Как развивались твои отношения с ними? В чем ты видишь уникальные особенности этого инструмента?

Рия Волкова (Р. В.): Сам склад моего характера и увлечения фолк-музыкой определили мне особый путь, оставалось только ждать, когда произойдет встреча с таким необычным инструментом. Но я не ожидала, что это будет именно так. Я подпевала одному гусляру, которого тогда впервые увидела в московском парке. Внезапно к нам подошли люди

с большой телекамерой и стали брать интервью. Они стали расспрашивать меня о гуслях, которые я сама впервые увидела и услышала в тот день. Среди образовавшейся толпы зрителей нашелся человек, который даже назвал мое имя и фамилию. На тот момент я выступала с песнями под гитару, но точно не была настолько популярной, чтобы оказаться в такой странной для меня ситуации. В тот день я словно попала в чудесный сон и больше не просыпалась. Звуки гуслей так и висят надо мной, окутывая всю мою реальность шалью света и тепла.

Я стала искать учителей игры на гуслях. Сначала наткнулась на академическую школу, подготовилась к поступлению в училище. Но когда поняла, что древние гусли были совсем другие и по звуку, и по манере игры, передумала поступать. Я стала изучать традиционные деревенские гусли и заказала себе их первый вариант. С ним я поехала на Северо-Запад России в экспедицию, где на берегу реки Пинега бабушки пели мне старинные песни про гусли. С этого момента, где бы я ни появлялась с ними в Москве, они словно притягивали необычных людей.

Со временем я поняла, что все гусляры «не от мира сего» и чарующе милы. И что все

они очень разные: одни ратуют за сохранение традиции, не дают играть на гуслях ничего, кроме наигрышей, другие играют песни Цоя, кто-то ходит с берестяной повязкой на голове, в лаптях и воспевает Велеса. Я хотела играть просто красивую музыку. Я играла для себя, выступала иногда. Однажды меня пригласили на крупный гусельный фестиваль в Суздале провести мастер-класс. Затем уже в Москве меня попросили преподавать игру на гуслях. И так потихоньку я втянулась в преподавательскую деятельность. Наша студия «Хвоя» существует уже семь лет. Занятия проходят в Москве и онлайн. У меня теперь ученики не только из России, но и из других стран (Кипра, Кореи, США, Великобритании). Сложно определить, почему так происходит, однако многие из моих учеников близки мне по духу.

Главное направление моего корабля — это все же собственное творчество. У нас есть группа «Kivi Niemi», с которой я исполняю старинные русские песни в современной обработке. В группу входит басист, ударник, балалаечни-ца «с примочками», я тоже играю на гуслях с эффектами. Иногда они даже больше напоминают синтезатор.

У меня есть еще один проект — «Ria Vol-kova». Это уже больше электронная музыка,

но в основном партии сыграны на гуслях и рожке. В этом проекте представлены древние песни Севера на языках исчезающих народов. Уже выпущено два альбома: в 2019 году появился альбом «Меп», а в 2022 году — «Пряди воды».

А. Д.: Можешь ли ты дать читателям небольшой культурологический экскурс в историю гуслей и кантеле, в частности пояснив их особую роль в социокультурной среде прошлого? Чем, к примеру, их роль отличалась, на твой взгляд, от роли балалайки или гармони? Какие задачи решали гусли? Можно ли сказать, что инструмент сам по себе способен актуализировать те или иные темы и переживания своим специфическим звучанием?

Р. В.: Гусли — древний инструмент, и не только славянский. Его аналоги есть почти у каждого народа. У прибалтийских народов есть очень похожие варианты. У карелов — кантеле. На кантеле играли рунопевцы — старцы, иногда и женщины, которые имели особый социальный статус. Вокруг них собиралась вся община и слушала руны — песни о карельских мифах. Они несли мудрость предков под звуки кантеле. Рунопевцев еще называли «знающими». Так же называли и знахарей. Звучание гуслей в какой-то степени выступало целебным средством, помогало войти в особое состояние. На гуслях играли и крестьяне, и богатыри, и купцы, и скоморохи. Древнерусские скоморохи — это совсем не шуты, а скорее жрецы. Они участвовали в обрядах, например в Русалиях. Сохранилось изображение гусляра, вокруг которого пляшут девушки с длинными рукавами. Они зазывали русалок на поля, чтобы те принесли влагу для урожая.

Гусли, в отличие от балалайки и гармони, звучали не только на вечёрках и праздниках, но также были частью сакрального действа. Гусли всегда связывали с общением с богами. Царь Давид играл на гуслях. У марийцев есть легенда о боге Юмо, которого увидели проплывающим на тучке и играющим на гуслях. Согласно древним поверьям, играющий на гуслях обладал особой силой влияния на окружающий мир. Есть древнерусская сказка, в которой рвущаяся струна на гуслях лишает жизни молодого жениха.

А. Д.: Расскажи, пожалуйста, о своем творческом процессе. Как он протекает? В какой мере связан с природой? Есть ли в нем какие-то параллели с природными циклами?

Р. В.: Наша жизнь полна звуков: рев машин, крик ругающихся по телефону прохожих, звук открывающихся дверей лифта, гул поезда метро и т. д. Есть и приятные звуки: шум водопада, шелест листьев, хруст снега под ногами... Разнообразие — это прекрасно. Соотношение разных звуков может влиять на наше эмоциональное благополучие. Возможно, нам стоит окружить себя природой с ее звуками, а гусли — это инструмент, пробуждающий переживание счастья и гармонии с природой. При первой же возможности я стараюсь выбираться в лес и импровизировать там на гуслях, чувствуя, как это благотворно сказывается на моем душевном состоянии.

Импровизация — это поток, легко огибающий любые препятствия. В музыке мне мешают импровизировать привычные представления о гармонии, музыкальной теории, но можно играть, заранее настроив гусли правильно, просто перебирать струны и уже этим создавать музыку. Главное — отпустить себя в музыкальное путешествие, идти с потоком, не страшась попасть не в ту ноту, позволить душе петь и радоваться красоте звучания старинного инструмента. Мои песни рождаются наплывами. Пишу их только с приливом вдохновения. Никогда не пытаюсь управлять этим потоком, лишь отпускаю себя и плыву по течению.

А. Д.: Гусли у многих людей ассоциируются с прошлым. Есть ли основания считать, что этот инструмент действительно связан с прошлым, с принципиально иными условиями жизни, иной ментальностью и культурой, которые уже не отвечают условиям современной жизни? Или этот инструмент может затронуть определенные струны души современного человека и решить задачи, актуальные для сегодняшнего дня? Что ты сама делаешь для того, чтобы сделать гусли более близкими и понятными современному человеку и, возможно, помочь ему получить то, что он ищет?

Р. В.: Сама манера игры на гуслях сильно отличается от современных техник игры на музыкальных инструментах. Но есть и схожие моменты. Как ни странно, мой репертуар — это не только древнерусские наигрыши. На гуслях можно сыграть почти любую современную песню. Мы играем песни КаёюНеаё, СоЫр1ау, Моби, АВВА. Но для меня главное направление — это импровизация. Научить человека передавать в музыке свое настроение, свои мысли, создавать свои мелодии, научить выражать то, что он переживает здесь и сейчас.

А. Д.: В своем творчестве ты используешь языки, которые находятся на грани вымирания. Например, язык сету включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения». Какую цель ты преследуешь, обращаясь к древним и малоизвестным языкам?

Р. В.: По образованию я филолог, изучала уже исчезнувшие языки — древнегреческий, латынь. Когда изучаешь эти языки, понимаешь, насколько по-другому мыслили те люди, которые на них говорили. Когда я столкнулась

с песнями сету, карелов, я увидела совершенно новые для меня образы, неожиданные и глубокие. Я стала петь эти песни под кантеле и захотела лучше понять мировоззрение этих народов. Сейчас я изучаю разные наречия карельского языка: северное, южное (лив-виковское)и тверское.

А. Д.: Тебя очень сильно вдохновляет природа Карелии с ее специфическим ландшафтом. Как ты думаешь, почему? Какой импульс ты получаешь, находясь в Карелии?

Р. В.: Мы с мужем часто путешествуем по Карелии на машине, на байдарке. Один раз даже брали кота сплавляться по речным порогам. Мне нравится таинственное суровое настроение карельской природы. В ней нет ничего лишнего. Нравятся сосны, ягель и седые скалы. Наверное, мне ближе дух Хийси, чем Тапио. В карельской мифологии есть два духа леса. Тапио в основном наделен только положительными чертами: «Золотой король леса, красивый лесной Тапио». У него «шапка из хвои, борода из лишайников». Хийси — дух, который обитает в темных местах леса, он ближе к миру мертвых. Так сложилась

жизнь, что мне пришлось пережить смерть близких. У меня почти все песни в миноре. Последний альбом точно полностью минорный. В нем слышны вздохи и шорохи потусторонних духов.

А. Д.: Какое значение имеет природная среда, взаимодействие человека с миром природы для игры на гуслях? Имеет ли значение такое взаимодействие лично для тебя и с чем это связано? Практикуешь ли ты игру на гуслях, в частности исполнение музыкальных импровизаций на основе настройки на природный ландшафт? Если да, то чему это способствует? В чем состоит твоя методика музицирования и проведения обучающих занятий, когда ты, например, проводишь сеансы с группой в определенном ландшафте? Можешь ли привести примеры таких занятий?

Р. В.: Мы устраиваем ретрит в Карелии, на острове. Играем на гуслях и медитируем на берегу Ладожского озера. Вода создает определенную акустику. Мы учимся слышать по-новому, в новой среде, без звуков шумного города. В августе нас позвали играть на фестиваль «Небо Севера». Я буду играть ночью у костра, пока люди будут вглядываться в небо и наблюдать августовский звездопад.

Занятия, связанные с игрой на гуслях, я проводила в этническом центре в Москве, в рамках курса устраивала медитации и импровизации. Обычно на медитациях мы ложимся на пол по кругу, головами в центр. Гусли кладем на живот и перебираем струны определенным образом. Я заранее задаю рамки, но в этих рамках человек сам выбирает, что ему сыграть. Создается эффект перезвона колоколов. На многих это производит сильное впечатление. Люди словно совершают внутреннее путешествие в пространстве и времени.

Мне нравится видеть горящие глаза, обновленные выражения лиц. Я радуюсь, когда человек просто улыбается, впервые услышав гусельные переливы. Я сама играю лет восемь и не устаю им радоваться. Стараюсь донести это счастье до других.

А. Д.: Про себя ты пишешь: «Когда-то мы все были частью зеленого мира. Теперь в суете серых дорог мы пытаемся вернуться домой, в прошлое, открывая свой путь через гусли. Возвращаясь к истокам природы, соединяясь через звучание гуслей с природой и космосом». Можешь ли ты рассказать подробнее, что это значит? И как ты соединяешься посредством игры на гуслях с природой и космосом?

Р. В.: Мы сильно оторвались от природы, от своей первоначальной целостности, утратили чувство единения с миром и способность его слышать и быть с ним в диалоге. Попадая в лес, я иногда ощущаю, будто обретаю свой истинный дом, забытый язык общения с более широкой средой, чем только человеческая среда. Я чувствую, как во мне пробуждается способность к контакту с тем, что меня непосредственно окружает — растениями, животными, солнцем, дождем. Но есть нечто далекое, о чем мы забываем. Космос вокруг нас, и это не только звезды. Это множество

необъяснимых объектов. То новое и неизведанное, что может открыть каждый. Возвращаясь в свой земной дом, мы можем также смотреть на природу вселенной. Вглядываясь в свой внутренний микрокосмос, исследовать макрокосмос. Об этом я пою в песне «Альбом».

Интервью взяла:

Дворникова Александра Викторовна

художник, арт-терапевт

(Санкт-Петербург, РФ)

Ссылка для цитирования

Дворникова А. В. Интервью с Рией Волковой // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика: электрон. науч. журн. — 2022. — T. 3, № 2. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате чч.мм.гггг (число, месяц, год)] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Dvornikova A. V. Interview with Ria Volkova // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2022. — Vol. 3, no. 2. — URL: http://ecopoiesis.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.